Карта: походы владимира и ярослава мудрого — история России

Князь Ярослав Мудрый

Князь Ярослав Мудрый родился в 978 году. Его отцом был князь Владимир, который посадил своего молодого сына на княжеский престол города Новгорода, которым тот правил вплоть до 1019 года.

После кончины князя Владимира, киевский престол захватил Святополк, который ослепленный жаждой власти, убил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Желая наказать своего брата, Ярослав собирает войско для похода на Киев. Всего войско состояло из сорока тысяч славян и тысячи наемных варяг.

Поход сей был начат в 1016 году. Противостояние со Святополком продолжалось до 1019 года, и закончилось убийством последнего.

Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным.

Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году.

В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть.

Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр.

Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем.

Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.

1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Завершение правления

В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».

Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями.

Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.

Источник: http://istoriarusi.ru/kiev/jaroslav_mudrij.html

События в период правления ярослава мудрого

  В эпоху Ярослава Мудрого произошло объединение Русской земли под властью единого правителя. Государство расширило свои границы. На новых рубежах были заложены города Ярославль и Юрьев. Важным фактором укрепления страны стал составленный при участии Ярослава первый письменный свод законов «Русская правда».

Правитель способствовал культурному развитию русского государства, поощряя книжное знание и народное просвещение. Ему удалось добиться независимости киевской епархии от Константинополя и назначить митрополитом русского книжника Илариона. Он превратил Киев в крупнейший центр православного мира.

В правление Ярослава в столице возвели Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм Святой Софии, а также были основаны монастыри Святых Георгия и Ирины.

Хронология событий

  1016 г. Победа Ярослава над Святополком под Любечем. Бегство князя Святополка в Польшу. Принятие Ярославом Владимировичем великого княжения на Руси.

  1016-1018, 1019-1054 гг. Княжение в Киеве Ярослава Владимировича Мудрого.

  1016 г. Составление Правды Ярослава — древнейшей части Русской Правды.

  Ок. 1017-1032 (по др. данным, 1037-1040-e) гг. Сооружение Софийского собора в Киеве.

  1017 г. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.

  1018 г. Поход Святополка и польского короля Болеслава Храброго против великого князя Киевского Ярослава. Поражение войск великого князя Киевского Ярослава на реке Западный Буг. Бегство великого князя Ярослава в Новгород.

  1018 г. 14 августа — Взятие Киева объединенным войском Святополка и Болеслава Храброго. Болеслав захватывает в плен великокняжескую казну, сестер и жену Ярослава Анну.

  1018 г. Смерть жены Ярослава Анны в плену в Киеве.

  1019 г. Заключение Ярославом брака с Ингигердой, дочерью шведского короля Олафа. Принятие Ингигердой христианского имени Ирина. Битва на реке Альте между войсками Ярослава и Святополка. Поражение Святополка. Его бегство и смерть в Богемских горах. Возвращение Ярославом киевского престола.

  1020-е гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Иоанна.

  1020 г. Поход полоцкого князя Брячислава Изяславича на киевского князя Ярослава Мудрого.

  1021 г. Полоцкий князь Брячислав Изяславич напал на Новгород и захватил в плен много горожан. Ярослав отбил новгородцев, но для урегулирования конфликта отдал полоцкому князю в удел города Витебск и Усвят.

  1022 г. Поход Ярослава к городу Бресту и безуспешная осада его.

  1022 г. Подчинение тмутараканским князем Мстиславом Владимировичем касогов.

  1023 г. Князь Тмутараканский Мстислав двинулся походом на великого князя Ярослава. Поражение великого князя Ярослава в битве при Листвине под Черниговом.

  1023-1036 гг. Княжение в Чернигове Мстислава Владимировича Храброго.

  1024 г. Первое упоминание в летописи Суздаля в связи с восстанием горожан, возглавляемого волхвами.

  1025 г. Братья Мстислав и Ярослав подписали мирный договор при Городце, согласно которому территория по правому берегу Днепра отошла Ярославу, а по левому осталась за Мстиславом.

  1030-е гг. Сооружение Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

  1030 г. Военный поход великого князя Ярослава против племен чудь. Утверждение власти Руси в регионе Чудского озера. Основание города-крепости Юрьева. Поход в Галицию и захват города Белза. Организация в Новгороде центра по переписке книг.

  1031 г. Безуспешная осада города Бреста.

  1032 г. Неудачный поход новгородской дружины под предводительством посадника Улеба (Ульфа Рагнвальдссона) к «Железным воротам» на Северную Двину.

  1035 г. Брак дочери Ярослава Елизаветы с норвежским принцем Харальдом, будущим королем Харальдом III.

  1036-1055 и 1058-1059 гг. Пребывание во главе Новгородской епархии епископа Луки Жидяты.

  1036 г. Смерть Мстислава. Объединение Руси под единоличным правлением великого князя Ярослава. Отражение Ярославом нападения печенегов на Киев.

  1037 г. Закладка на месте битвы с печенегами собора Святой Софии в Киеве.

  1038 г. Военный поход Ярослава против ятвягов.

  1041 г. Военные походы Ярослава в Литву и Мазовию. Брак сестры Ярослава Добронеги с польским королем Казимиром I.

  1042 г. Военный поход сына Ярослава Владимира на финское племя емь.

  1043 г. Брак Изяслава, сына Ярослава, с сестрой польского короля Казимира I Гертрудой. Неудачный поход сына Ярослава Владимира на Константинополь.

  1044 г. Поход Ярослава к Бресту, завоевание его и утверждение границы в Подляшье. Наложение дани на литовские племена.

  1044 г. Основание Новгорода-Северского.

  1044-1101 гг. Княжение в Полоцке Всеслава Брячиславича.

  1045-1050 гг. Сооружение Софийского собора в Новгороде.

  1046 г. Перенесение на Русь Смоленской иконы Божией Матери.

  1046 г. Брак сына Ярослава Всеволода и Марии, дочери императора Византии Константина Мономаха. Брак дочери Ярослава Анастасии с венгерским королем Андреем I.

  1047 г. Поход войска Ярослава в Мазовию, захват многих городов и пленных.

  Сер. XI в. Появление в южнорусских степях кочевого тюркского племени торков, вытеснение торками печенегов.

  1050 г. Смерть жены Ярослава Ингигерды.

  2-и пол. XI в. Обособление Черниговского княжества.

  1051 г. Брак дочери Ярослава Анны с французским королем Генрихом I.

  1051-1055 гг. Пребывание на митрополичьей кафедре в Киеве Илариона (первый митрополит из русских).

  1051 г. Основание Антонием Печерским Киево-Печерского монастыря.

  1052 г. 4 октября — Смерть новгородского князя Владимира, старшего сына Ярослава.

  1054 г. Обособление Переяславского княжества.

  1054 г. Первое появление на Руси половцев во главе с ханом Болушем.

  1054 г. Раскол (Великая схизма) христианской церкви на Западную (Католическую) и Восточную (Православную) церкви.

  1054 г. 19 февраля — Великий князь Киевский Ярослав I скончался в Вышгороде под Киевом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

 Основание Ярославля
 Основание Новгорода-Северского
 Первое летописное упоминание о Суздале
 Киево-Печерский монастырь в Киеве
 Софийский собор в Киеве
 Софийский собор в Новгороде
 Спасо-Преображенский собор в Чернигове
 Русская Правда и Устав Ярослава
 «Слово о Законе и Благодати»
 Библиотека Ярослава
 Русский митрополит
 Династические браки
 Черниговское княжество
 Переяславское княжество

Источник: http://ruhistor.ru/history_rur_yaroslav_hrono.html

Кратко о годах правления Ярослава Мудрого

Главная > История > Кратко о годах правления Ярослава Мудрого

https://www.youtube.com/watch?v=EykipmBWd74

Правитель Ярослав является одним из наиболее почитаемых князей Киевской Руси. Это довольно яркая личность, воспоминания о которой сохранились в летописях.

Во время правления князя Киевская Русь укрепила свои позиции на политической карте мира, вступила в период расцвета. В характеристику Ярослава Мудрого включены такие черты, как решительность, справедливость, храбрость, любовь к науке, глубокая религиозность и сильная воля.

Биография

Князь Ярослав родился в 978 году (именно эта дата указана во многих источниках) в семье Владимира, принадлежащего к роду Рюриковичей, и Рогнеды – полоцкой княжны. Четырёх братьев Ярослава князь Владимир назначил правителями разных городов Руси.

В девять лет Ярослав стал князем Ростова, в правлении ему помогал воевода Будый. Когда князь начал управлять Новгородом, воевода стал его ближайшим соратником. Две третьих собранной с Новгорода дани князь отправлял своему отцу в Киев. Именно это привело к бунту сына, которого поддержали жители Новгорода.

Князь Владимир не успел наказать его за восстание, так как скончался при подготовке дружины для усмирения бунтарей.

Правление наследника началось с войны за престол. Первым его занял сын Владимира – Святополк, который уничтожил трёх младших братьев. Правитель Новгорода сумел победить старшего брата в Любечской битве, после чего братья поделили Киев по Днепру. Полную власть над Киевским престолом Ярослав получил в 1019 году после смерти Святополка.

Начало «золотого» времени Киевской Руси

Описание правления Ярослава Мудрого кратко можно найти в летописях. Началось оно с победы над печенегами. Они напали на Киев в то время, когда князь отлучился в Новгород для постройки нового храма. Но опасность заставила правителя вернуться и отбить Киев у нападающих. С этого времени набеги печенег на столицу на некоторое время прекратились.

После боя князь начал укреплять власть и принялся за застройку города. Он возвёл Софийский собор, фреска и мозаики которого поражают ценителей искусства до сегодняшнего дня. В Киеве появились Золотые ворота, над которыми возвысилась церковь Благовещения. Вокруг города возвели каменные ворота, сама Киевская Русь стала одним из самых сильных европейских государств.

Читайте также:  Россия в эпоху дворцовых переворотов - история России

Внешняя политика

Во внешней политике князь ориентировался на укрепление международного положения государства. В перечне его военных походов указаны победы над финским народом, княжеством Литовским, Польшей. Именно Ярослав окончил вражду между Киевской Русью и Византией, подписал мирный договор. Брак между сыном князя Всеволодом и принцессой Анной закрепил перемирие.

Авторитет княжества подкреплялся династическими браками. Трёх своих дочерей князь выдал замуж за правителей других государств: Анна стала женой короля Франции, Анастасия заняла венгерский престол рядом с королём Андреем, принц Норвегии Гаральд женился на Анастасии. Трое из шести сыновей Ярослава стали мужьями принцесс Германии.

Внутренняя политика

В годы правления Ярослава Мудрого активно просвещался народ. Князь построил церковную школу для мальчиков, заботился о переписи и переводе греческих книг. Он прервал зависимость Русской православной церкви от Византии путём назначения русского митрополита Иллариона.

Активно строились новые церкви, развивалось искусство архитектуры, живописи, росписи храмов. Многие русские монастыри появились именно благодаря князю Ярославу. Он восстановил выплату десятины – десятую часть дохода подданные отдавали на развитие церкви и постройку новых храмов.

Правитель очень любил читать и пытался привить любовь к чтению у своих подданных. Во время его княжения была собрана библиотека, состоящая из книг и документов. Именно за любовь к книгам и религии князь получил прозвище Мудрый.

Князь издал первый свод законов на Киевской Руси – «Русская правда», а также свод церковных канонов «Номоканон». В этих документах князь справедливо определял наказание за преступления, совершаемые в княжестве.

Он отменил смертную казнь, заменив её штрафами.

Личная жизнь князя

Большое влияние на владельца киевского престола имела его супруга – Ингигерда, после крещения получившая имя Ирины.

Город Санкт-Петербург был построен на землях, которые она получила в наследство от своего отца. Ирина возвела в Киеве первый монастырь для женщин.

Супруга полностью приняла веру своего мужа, разделяла его политические взгляды и делала многое для уже существующих и строящихся храмов.

https://www.youtube.com/watch?v=c8372NgDvTs

О взаимоотношениях между супругами известно немногое, но в браке появились три дочери и шестеро сыновей.

По историческому портрету Ярослава Мудрого сложно назвать красавцем: крупные глаза, резкая черта рта и выступающий нос не добавляли привлекательности, но Ирина была предана своему супругу.

Князь был хромым, но в Киевской Руси физические изъяны были признаком незаурядного ума. Мудрым князя стали называть после его смерти, а при жизни он получил прозвище «Хромец».

В источниках указаны разные имена супруги правителя – Ирина и Анна. Некоторые учёные объясняют это тем, что в преклонном возрасте Ирина постриглась в монахини и приняла имя Анна. В пятнадцатом веке Анна была причислена к лику святых, сегодня она является покровительницей современного Новгорода.

Итоги правления и реформы

К итогам правления Ярослава Мудрого относят такие итоги внутренней и внешней политики:

  • полное утверждение христианства как государственной религии;
  • создание законодательной системы;
  • введение просвещённости среди простого народа;
  • укрепление власти князей;
  • создание новых и укрепление существующих связей Киевской Руси с государствами запада;
  • укрепление международного авторитета княжества.

Деятельность Ярослава Мудрого принесла множество позитивных результатов для великого княжества. К главным реформам Ярослава Мудрого относятся:

  • начало письменного законодательства;
  • развитие образования и просвещения;
  • отделение киевской церкви от византийской;
  • создание лестничной системы перехода власти;
  • расширение территории Руси и возведение новых городов.

Свои последние годы правитель проводил в Вышгороде. Смерть наступила во время праздника Православия, правитель скончался на руках своего сына Всеволода в возрасте семидесяти шести лет.

В двадцатом веке саркофаг с останками князя трижды вскрывали, вследствие чего сейчас неизвестно настоящее место их пребывания. Считается, что гробница с его скелетом была перевезена в США во время наступления нацистских войск. В двадцать первом веке князя Ярослава причислили к лику святых.

Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/kratko-o-godah-pravleniya-yaroslava-mudrogo.html

Князь Федор Ростиславич Черный является основным небесным покровителем Ярославля.

Он признан русской историей важнейшим из всех Ярославских князей, сумев в страшные годы татаро-монгольского ига и княжеских междоусобиц сохранить мир и процветание на ярославской земле. Его жизнь была подвигом княжеского служения, подвигом служения своей Родине.

Непростой была судьба благоверного князя Федора. Он был младшим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича .

Началось с того, что его обидели старшие братья, деля огромное Смоленское княжество после смерти отца и выделив ему всего лишь небольшой Можайский удел.

Это обрекало князя на очень небогатую жизнь, на прозябание. К его мнению не прислушивались при обсуждении животрепещущих проблем.

В это же время, после кончины князей Василия и Константина, ярославский престол остался без наследников по мужской линии. Сын Василия Всеволодовича Василий, вероятно, умер еще ребенком. Наследницей ярославского престола осталась трехлетняя сестра его, Мария. От имени Марии ввиду ее малолетства управляла мать — княгиня Ксения.

Около 1259 года князь Федор женится на Марии и уходит в Ярославль управлять Ярославским княжеством. От этого брака родились дочь и сын — князь Михаил.

Во время княжения Федора, в 1262 году, появился в Ярославле какой-то Зосима, бывший монах. Он принял у татар магометанство, публично порицал христианство и проповедовал религию Магомета.

Зосима пользовался покровительством жившего в то время в Ярославле татарского посла и ничего не боялся.

Возмущению ярославцев не было предела, невзирая на возможную расправу со стороны татаро-монгол, они убили Зосиму и бросили его тело на съедение собакам.

Последствия этого для города могли быть самыми страшными, но великий князь Александр Невский, ездивший тогда в Орду, сумел оправдать перед ханом и Федора и ярославцев, и беда миновала.

Русские князья обязаны были ездить в Орду для выплаты дани и получения ярлыка (грамоты) на княжение. Пришлось и Федору Ростиславичу ехать в ордынскую столицу Сарай.

В это время правил там хан Менгу-Тимур,который потребовал от русских князей помощи в войне с ясами.

Повинуясь воле татарского хана, князь Федор принял участие в походе на ясов (1277) и болгар (1278), где показал себя доблестным воином.

Из Орды Федор Ростиславич возвращался с богатыми дарами, но, когда он приехал в Ярославль, оказалось, что его жена умерла. Теща и бояре не приняли Федора, признав своим князем его малолетнего сына Михаила Федоровича.

Тогда князь Федор возвратился в Орду и там сочетался браком с ханской дочерью, которая по разрешению константинопольского патриарха была крещена и названа христианским именем Анна.

Хан построил в Сарае для Федора великолепные палаты, дав ему множество городов в кормление. Влияние Федора на Менгу-Тимура было так сильно, хан дозволил даже, по просьбе князя, устроить в магометанской Орде несколько православных церквей.

В Орде у Федора Ростиславича и княгини Анны родились два сына — Давид и Константин.

После смерти князя Михаила Федоровича, ярославский престол оказался свободен, и Федор, получив от хана ярлык на ярославское княжение, вместе с женой и сыновьями вернулся в Ярославль. Вместе с ним пришла в Ярославль и ордынская рать, чтобы подкрепить притязания князя на престол. На этот раз ему удалось стать ярославским князем.

Благодаря родству Федора Ростиславича с ханом, Ярославль и окрестности начали тогда наслаждаться миром и тишиною. Не было набегов татар, не было княжеских междоусобиц на ярославской земле. И хотя князь Федор вынужден был участвовать в «разборках» князей, он сумел оградить от низ ярославское княжество.

Вторая супруга Федора, названная в крещении Анной, построила в Ярославле несколько храмов. Ныне существующая церковь Михаила Архангела стоит на том же месте, где когда-то княгиня Анна построила одноименный храм. Для украшения храмов писали иконы, изготавливали различную утварь. Ни в одном городе на Руси не было такого!

Если нужны были церкви, то, скорей всего, и жителей было уже много. А ведь совсем недавно, в 1238 году, все были перебиты. Город залечил свои раны, был заново отстроен, и, наконец-то, зажил благополучно. Вот таким, мирным и благополучным, было правление князя Федора.

Почувствовав близость своей кончины, Федор Ростиславич, принял в Спасском монастыре монашество и схиму. Горько оплакивал народ его смерть. Тело усопшего было положено под сводами Входоиерусалимской церкви Спасского монастыря.

После Федора на ярославском княжении был старший сын его Давид; младший же, Константин, сам никогда не был правителем, но, как говорится в житии их, был «для всех образцом благопокорности и совершеннейшей любви, пребыв до конца жизни девственным».

Князь Давид правил около 22 лет, погребен был, так же, как и его брат Константин, в Спасском монастыре.

Чудесное обретение мощей Федора, Давида и Константина произошло в 1463 году при князе Александре Федоровиче. Около 1438 года он стал последним из ярославских князей, добровольно передав в 1462 году ярославское княжество московскому правителю Ивану III.

Согласно житию святых князей, архимандрит Спасского монастыря Христофор и «весь священный собор с благоверным князем Александром» собрали совет о захоронении в землю мощей ярославских князей . Но, когда сняли покровы с усопших, начали происходить многочисленные чудеса и исцеления.

Восприняв происшедшее как знамение, собравшиеся не посмели гроб с князьями «положити в землю». Так в 1463 году, князья Феодор, Давид и Константин были причислены к лику святых.

В 1831 году для хранения мощей в Спасо-Преображенском монастыре по проекту П. Я. Панькова была построена церковь Ярославских Чудотворцев. Мощи Федора Черного, Давида и Константина перенесены к иконостасу этого храма.

Теперь мощи святых находятся в Федоровском кафедральном соборе. 2 октября празднуется Церковью как день памяти святого благоверного князя Федора и чад его Давида и Константина, прославленных за праведное житие в миру, за богоугодное княжение.

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/letopis-jar/18-knjaz.html

Годы правления Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый – один из величайших князей эпохи Древнерусского государства. В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Киевская Русь расширилась территориально, были установлены связи с иностранными государствами и заключены династические браки.

Ярослав Мудрый – победитель печенегов – степных кочевников, долго хозяйничавших в Причерноморских степях. Победа над ними под Киевом на два десятка лет освободила территорию степи от гнета кочевников.

Во время правления Ярослава был избран первый русский, а не греческий митрополит Иларион, своего расцвета достигла культура – был построен знаменитый Софийский собор в Киеве, митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати».

До ведения подробного разговора о великом княжении Ярослава Владимировича стоит рассказать, каким образом он пришел к киевскому престолу.

Борьба за престол

С 1010 г. Ярослав княжит в Новгородской земле. Новгород являлся вторым после Киева городом, то есть Ярослав непосредственно подчинялся лишь своему отцу Владимиру Святославовичу.

В 1014 г. Ярослав восстал против отца, отказавшись выплачивать дань Киеву. Владимир начал собирать войско для похода на мятежного сына, а Ярослав призвал варяжскую дружину, чтобы воевать с отцом. Но вскоре Владимир Святой умер, и кровавую междоусобицу удалось ненадолго отвратить.

В 1015 г. разразилась междоусобная война между сыновьями Владимира Святого – Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым. По официальной версии, Святополк предательски убил двух своих братьев Бориса и Глеба, которые являются первыми русскими святыми.

В 1016 г. Святополк и Ярослав сошлись у местечка Любеч. Ярослав привел варягов и новгородцев, а Святополк – свою дружину и печенегов. Оба войска стояли напротив друг друга 3 месяца и все не решались перейти реку. Но, в конце концов, реку перешло войско Ярослава, смяло дружины Святополка и победило. Таким образом, Ярослав стал великим киевским князем. Но Святополк не собирался сдаваться.

В 1017 г. Святополк совместно с печенежскими войсками осаждает Киев. Осада успеха не принесла, и Святополк был вынужден бежать в Польшу к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. В 1018 г.

Читайте также:  Культура молдавии - история России

Ярослав был разгромлен в битве при Буге. Святополк Окаянный занял киевский престол. Разгневанные жители Киева подняли восстание против поляков Болеслава и выгнали их из города.

За помощь в занятии престола Болеслав получил от Святополка Червенские города.

Бежавший в Новгород Ярослав собрал новое войско в 1019 г. для борьбы с братом. Узнав о размере войска Ярослава Владимировича, Святополк спешно покинул Киев, бежал к печенегам и сдал престол без боя.

В 1019 г. Святополк собрал новую дружину и схлестнулся в решающем сражении междоусобной войны у реки Альты. В жестоком и кровопролитном сражении Святополк потерпел поражение, бежал из Руси в Польшу и умер по дороге. Таким образом, с 1019 г. начинается киевское княжение Ярослава Владимировича.

Киевское княжение

Победив Святополка, Ярослав все еще не был единственным правителем единой Руси. Его главным конкурентом был его брат Мстислав. В битве при Листвене (1024 г.

) войско Ярослава потерпело поражение, и между ним и Мстиславом был заключен договор, согласно которому Ярослав княжит по правой стороне Днепра, а Мстислав – по левой. Этот договор соблюдался обеими сторонами до смерти Мстислава в 1036 г.

Только в этот год Ярослав становится единоличным правителем Киевской Руси.

Стоит отметить следующие события во внешней политикеЯрослава Мудрого: присоединение Червенских городов, полный и окончательный разгром печенегов в 1036 г.

(Причерноморская степь стала безопасной территорией), поход на литовские племена, основание сильной крепости Ярославль, основание г. Юрьева (Дерпт), что укрепило положение Руси в Прибалтике, проведение последней войны с Византией (1043 г.

), которая закончилась полной неудачей. Ярослав вел последовательную внешнюю политику, которая позволила существенно укрепить Древнерусское государство.

«Русская правда»

Ярослав Мудрый был первым правителем Руси, создавшим письменный свод основных законов, получивший название «Русская правда». У неё есть три редакции – Краткая, Пространная и Сокращенная. Ярослав является автором первых 17 статей «Краткой правды». Основные источники первого русского законодательства — это обычное (право, основанное на обычае) и византийское право.

«Русская правда» содержит нормы процессуального, торгового, уголовного и наследственного права. Правда Ярослава в своей первой статье разрешает кровную месть: «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого».

Однако в Правде Ярослава уже заметны тенденции к замене кровной мести выплатой штрафа (так называемая «вира»).

Просветительская деятельность Ярослава Мудрого. Расцвет культуры Киевской Руси

Прозвище «Мудрый» Ярослав Владимирович получил по следующим причинам: он был очень образованным человеком своего времени, имел богатую библиотеку, а самое главное – он покровительствовал культуре и искусству. При Ярославе Мудром был создан еще один крупный храм – Киево-Печерская лавра.

Самое главное культурное достижение эпохи Ярослава – строительство величественного Софийского собора в Киеве. Софийский собор, выполненный в крестово-купольном стиле, был построен в 1037 г. по случаю победы над печенегами. Этот великолепный храм входит во всемирное наследие ЮНЕСКО.

При Ярославе активно открывались школы при церквях, монахи составляли летописи и переписывали книги. Было осуществлено избрание первого русского митрополита Иллариона, являющегося автором «Слова о законе и благодати», которое является философско-религиозной проповедью.

Династические браки и отношения с иностранными государствами

В течение правления Ярослава Владимировича было заключено множество династических браков с крупными и влиятельными государствами того времени: Польша, Германия, Венгрия, Византия, Норвегия и Франция. Заключение многочисленных династических браков свидетельствует о том, что Русь в правление Ярослава считалась сильным и могущественным государством.

Изяслав Ярославич был женат на дочери короля Польши, Всеволод Ярославич был женат на византийской царевне. От этого брака был рожден великий князь Владимир Мономах, достойный продолжатель дела своего деда.

Игорь Ярославич был женат на германской принцессе. Дочь Ярослава Елизавета была замужем за королем Норвегии Харольдом, дочь Анастасия стала женой короля Венгрии.

Но больше всего известно об Анне Ярославне, которая была женой короля Франции.

Посредством заключения множества династических браков Ярослав добился существенного усиления положения Древнерусского государства на политической арене.

Лествичный порядок престолонаследия. Удельная система княжения

К середине X века династия Рюриковичей существенно увеличилась. Количество молодых князей росло, и им нужно было выделять земли под управление. Земли, которыми владели князья, назывались «уделами».

Ярослав был прекрасно осведомлен о последствиях междоусобных войн: еще его отец Владимир Святославович завоевал киевский престол в жестокой борьбе с Ярополком Святославичем, да и сам Ярослав заполучил престол в результате междоусобной войны со Святополком Окаянным, а единоличным правителем Руси он смог себя назвать лишь после смерти Мстислава Удалого в 1036 г.

Ярослав прекрасно понимал, что после его смерти сыновья начнут вести войну за абсолютную власть. Свое завещание Ярослав составил так: в Киеве и Новгороде был посажен Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, во Владимире – Игорь, в Смоленске – Вячеслав.

Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире, не нарушать границы своих княжеств и не погружать Русь в страшную пучину междоусобиц. К сожалению, практически сразу же после смерти Ярослава Мудрого начался раздор между его сыновьями.

Эта длительная междоусобица привела к окончательному оформлению феодальной раздробленности. Она фактически была закреплена на Любечском съезде князей, где было провозглашено следующее: «Каждый да держит отчину свою».

Исходя из этого принципа, каждый князь обосновывался в определенной земле и становился там единоличным правителем.

После смерти Ярослава начался распад Древнерусского государства, которое было вновь ненадолго объединено Владимиром Всеволодовичем Мономахом и его сыном Мстиславом Великим. После кончины этих великих князей на Руси окончательно утвердилась раздробленность.

Лествичная же система престолонаследия представляла собой специфический порядок восхождения на престол, существовавший в Киевской Руси и введенный Ярославом Мудрым. Согласно этому порядку, наследовал старший брат, следом – младшие братья, затем – сыновья старших братьев, потом – сыновья младших братьев и так далее.

В этой системе была следующая особенность: если один из братьев умер, так и не успев получить княжения, то все его сыновья и последующие потомки лишались всех прав на княжение. Таких князей называли «изгоями». Понятно, что князья-изгои тоже желали получить собственную землю для завоевания власти и увеличения доходов.

Желание собственного удела подвигло князей на междоусобную борьбу. Яркий пример такого князя – Олег Гориславич, описанный еще в «Слово о полку Игореве», который привел половцев (кочевников-степняков, пришедших в Причерноморье вместо половцев в 1054 г.) с собой для завоевания княжества.

Действия Олега привели к тому, что Русь погрязла в еще больших междоусобицах.

Лествичная система не была эффективным способом для успешного осуществления престолонаследия. Она была запутанной, порядок старшинства часто нарушался.

Эта система приводила к дроблению единой Руси на княжества, а затем княжества дробились на еще меньшие удельные княжества. Чем больше было князей, тем больше было княжеств.

Все это ослабляло Русь в политическом смысле, что и стало главнейшей причиной монгольского завоевания.

Итоги правления Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого недаром зовется рассветом Древнерусского государства: значительное расширение территорий, укрепление международных связей посредством династических браков, получение церковной автономии от Византийской империи, расцвет культуры, повсеместное строительство школ и храмов, создание первого нормативно-правового свода.

Безусловно, Ярослав Мудрый сделал все возможное для процветания Киевской Руси. За 34 года его правления были достигнуты впечатляющие успехи. Роль Руси в мировой политике была существенна, это доказывает то, что к русским принцессам сватались иностранные принцы. Ярослав положил конец междоусобицам, изгнал печенегов, разорявших русские границы Руси.

В годы правления Ярослава МудрогоКиевская Русь достигла истинного процветания. Однако не стоит забывать о том, что Ярослав не смог помешать возникновению феодальной раздробленности. В действительности, это вовсе не вина Ярослава, что единое Древнерусское государство распалось на отдельные части, воюющие между собой.

Династия Рюриковичей очень разрослась, количество князей, алчущих престол, существенно возросло, и Ярославу надо было что-то делать. Он выбрал вариант с лествичной системой престолонаследия. К сожалению, она оказалась неэффективной.

Но современные историки смотрят на процесс раздробленности как на естественное явление: росли крупные города, развивались местные центры, полное господство натурального хозяйства и отсутствие серьезной внешней угрозы не способствовали единению Руси под руководством одного князя, свое значение утратил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

Поэтому будет несправедливо обвинять Ярослава в том, что произошло дробление единой Руси на мелкие княжества-осколки. Это был естественный процесс, которого никак нельзя было избежать в тот момент времени.

Источник: https://vseonauke.com/1181837803432183958/gody-pravleniya-yaroslava-mudrogo/

Презентация на тему «Расцвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха»

  • Слайд 1

    Расцвет Древнерусского государства в годы правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха

    Лекция 5-6

  • Слайд 2

    В правление Ярослава Мудрого произошел расцвет Древнерусского государства. Но приход его к власти не был мирным. После смерти Владимира Святого разразился новый политический кризис – началась вторая усобица на Руси. Святополк, приемный сын Владимира, прозванный Окаянным, объявил себя правителем.

    Убив своих братьев Бориса и Глеба и Святослава, он лестью и подарками купил расположение киевлян и они признали его своим князем. Но положение его было непрочным.

    Получив известие от сестры Предславы о смерти отца и об избиении братьев Ярослав, княживший в Новгороде, обратился к новгородцам за помощью, и набрав дружину, двинулся в поход против Святополка. Святополк нанял в помощь печенегов. На Днепре около Любеча Святослав был разгромлен.

    Ярослав занял Киев в 1017 году, но окончательно утвердился на престоле в 1019 г. Встав во главе Руси он проводил внутреннюю политику, направленную на укрепление государственного управления:

  • Слайд 4

    укрепил систему управления страной, посадив в крупные города своих сыновей – наместников стремясь установить порядок и законность в русских землях, ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду.

    Свод касался вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий над личностью, ограничивал кровную месть, решал имущественные споры в годы его правления были воздвигнуты многочисленные церкви: был заложен новый главный храм в Киеве — собор Святой Софии Ярослав основал ряд новых городов: Ярославль, Юрьев Был сторонником развития культуры, письменности, образования. Открыл новые школы, библиотеки. Сам многие часы проводил за чтением церковных сочинений.

  • Слайд 5

    Софийский собор — был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Софийский собор — является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Этот 13-главый крестово-купольный храм, заложенный в 1037, в конце 17 — начале 18 веков был перестроен и приобрел черты украинского барокко.

  • Слайд 6

    Завершил разгром печенегов, после чего их набеги фактически прекратились Предпринял поход на Византию из-за расправы с русскими купцами.

    После неудачных боев с обеих сторон заключили мир Во внешней политике укреплял положение государства династическими браками: к концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за королей Франции, Венгрии, Норвегии, Дании  

  • Слайд 7

    Ярослав Владимирович упрочил внутренний мир в державе, расширил число племен, плативших дань Киеву, содействовал распространению христианства на Руси. Успешно правивший государством, князь получил прозвище Мудрый.

    Однако, подобно отцу, Ярослав осуществил раздел державы между своими сыновьями, которые вовлекли Русь в новые усобицу. Ярослав завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Наиболее важные уделы доставались членам великокняжеской семьи по принципу первородства.

    В случае смерти князя удел доставался не сыну умершего, а его следующему по старшинству родственнику. Подобная система наследования получила название «лествичного»(лестничного) порядка престолонаследия.

    Этот порядок наследования являлся пережитком патриархальных отношений и в дальнейшем стал одной из причин распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья стремились передавать престол своим сыновьям, а вопрос о старшинстве скоро запутался.

  • Слайд 8

    Старший сын Средний сын Младший сын 1 внук 2 внук 3 внук 4 внук 6 внук 5 внук 7 внук 8 внук 9 внук Отец

  • Слайд 9

    Во времена раздробленности появляется новый орган государственного управления — съезд князей. На таких съездах, самым известным из которых является Любеческий съезд 1097 года, решались вопросы внешней политики и отношений между княжествами     

  • Слайд 10

    признание прав каждого из князей, принадлежавших к роду Рюриковичей, на свою вотчину захват чужой земли, принадлежащей брату или родственнику, рассматривался как преступление Участники съезда целовали крест, в знак того что будут соблюдать его решения князья договорились, о том, что если кто — то посягнет на чужую землю, то на него ополчатся прочие князья также удалось договориться о совместных действиях по защите русской земли от набегов кочевников Главным событие съезда стало провозглашение принципов наследования князьями земель своих отцов «каждый да держит вотчину свою». Это решение означало появление нового политического строя на Руси, основой которого стало крупное феодальное землевладение

  • Слайд 11

    Несмотря на то, что идея единства весьма сильно звучала на съезде, но и сам съезд, и принятые на нем решения говорили о том, что некогда единое и сильное государство теперь распадается на отдельные земли. Князья договорились сообща защищать новый порядок. Но это было почти невозможно, т.к.

    в его основе лежала независимость князей, опиравшихся на выросшую хозяйственную и военную самостоятельность отдельных земель и городов. К сожалению, сразу после съезда опять начались усобицы. Давид Игоревич, со Святополком ослепили Василька Ростиславича, тем самым начав новую волну усобиц.

  • Слайд 13

    В годы княжеских усобиц набеги половцев на русские земли участились. Князья были вынуждены сплотиться, чтобы не допустить разорения и опустошения русских земель. Большое историческое значение имеет русский поход в степь, организованный в 1111 году.

    Объединенная русская рать разгромила передовые отряды половцев, был взят город Шурукан, разгромлен и сожжен город Сугров. В битве на р. Сольнице половецкое войско было уничтожено, лишь небольшая его часть ушла в степь. Русское государство отстояло свою целостность и независимость.

    Большую роль в организации похода сыграл Владимир Мономах, пользующийся большим автритетом у русских князей

  • Слайд 15

    Никогда еще Российские Князья не одерживали такой знаменитой победы над варварами. Двадцать половецких Ханов пали в сражении.

    Победители взяли в добычу множество скота, верблюдов, коней; освободили невольников и в числе пленных захватили торков и печенегов, которые служили половцам.

    Эти народы были приняты под русское покровительство и поселены на границах со Степью. Однако, половцы не прекратили свои набеги.       Пожар в половецком стане

  • Слайд 16

    В следующем году умер великий князь киевский Святополк, которого Владимир в течение двадцати лет поддерживал на престоле, и киевляне стали просить Мономаха стать их новым великим князем. Как и двадцать лет назад, Владимир Мономах отказывается принять высокий титул. В период безвластия в Киеве вспыхивают беспорядки.

    Дело в том, что предыдущий князь Святополк в погоне за пополнением княжеской казны терпел в Киеве торговцев и кабальников, дающих кредит под высокие проценты.. Киевляне вторично обратились к Владимиру и он, видя беспорядки, согласился принять киевский престол. В 1113 году Владимир Мономах вошел в Киев, и беспорядки прекратились.

    Время Владимира Мономаха на Руси оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Он успокоил общество, прекратил внутренние распри.

  • Слайд 17

    Издал новую Русскую правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича».

    Сохранив многие статьи прежнего судебника, защищавшей порядок, личное имущество и личность человека, он значительно облегчил положение бедных людей.

    Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Устав включал и новые статьи, которые облегчили участь смердов, закупов, рядовичей и даже холопов  

  • Слайд 18

    Выступил как серьезный реформатор, прекративший раздоры на Руси Воссоздал единство Руси, подавил сепаратизм и независимость В 1116 г. возглавил новый поход в степь, прекратил набеги половцев

  • Слайд 19

    Военная слава Владимира Мономаха гремела по миру, его сын Мстислав с многочисленным войском был отправлен отцом к греческому Адрианополю и завоевал область Фракию.

    Устрашенный император византийский прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу Августа Кесаря, златую цепь и бармы императора Константина Мономаха, деда Владимира.

    Самым знаменитым в последствии подарком оказался Императорский венец (шапка Мономаха), который служил потом символом высшей государственной власти на протяжении многих веком, и ныне хранится в Московском Кремле в Оружейной палате.

  • Слайд 20

                         Владимир Мономах был одним из самых образованных и талантливых князей своего времени. Владимир автор не только законов, но и сказания о своей жизни, Поучения, оставленного потомкам – выдающегося произведения древнерусской литературы.

          Владимир Мономах писал, что за свою жизнь совершил 83 крупных военных похода или поездки с дружиной по землям, а мелких – не упомнит.

    Князь заключил 19 мирных договоров с половцами, пленил и отпустил сто их князей, казнил также четверых полоцких князей и несколько их дружинников, а всего в бою сразил более двухсот видных половецких князей.              

  • Слайд 21

    Владимир Мономах отменил смертную казнь, считая, что нельзя убивать ни правого, ни виноватого. «Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души.

    В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на помощников, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. Любите жен своих, но не давайте им власти над собою.

    Леность — мать пороков: берегитесь ее. Да не застанет вас солнце на ложе» — вот некоторые из его

  • Слайд 22

    Владимир Мономах был женат три раза, по имени в истории осталась известна только первая жена – Гита – дочь английского короля Гарольда. У князя было восемь сыновей: Мстислав, Ярополк, Вячеслав, Изяслав, Святослав, Роман, Андрей и Юрий.

    Из всех дочерей Мономаха по имени известны только три: Евфимия (жена венгерского короля Коломана), Мария (жена византийского царевича Льва) и Агафья, Умирая, Мономах передал царские регалии, шапку Мономаха на хранение сыну Юрию, княжившему в Ростовско-суздальской земле, и получившему в последствии прозвище Долгорукий.

    Юрий Долгорукий основал Москву, будущую новую столицу русского государства, поэтому передача ему шапки Мономаха является актом глубокого провидения князя Владимира.      

  • Слайд 23

    На основании «Русской правды», летописей, житий, исследований церковных и монастырских документов и других источников можно сделать вывод о том, что Киевская Русь в IX – XI вв. была раннефеодальной монархией.

    Это означает, что происходит переход к новой форме организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали другие зависимые от него князья.

    Но Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле этогослова. Он управлял от имени своих ближайших родственников (правил род) и ближайшего окружения – крупного боярства, которое формировалось из верхушки дружины, городской и племенной знати. Бояре исполняли функции воевод и советников князя.

    Существовал и аппарат управления, который помимо бояр включал в себя мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафа), и др. В подвластных землях функции управления, а чаще всего контроля осуществляли княжеские наместники – посадники и их помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время войны народное ополчение – («тысячу»).  

  • Слайд 24

    Великий князь Наместники Дружина Мечники, вирники Бояре- посадники Воевода Сельские старосты Вече Тысяцкий Сотник Представители крестьянской общины (верви)

  • Слайд 25

    Феодализм – общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости. Вотчина – вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» — земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

  • Слайд 26

    «кормление» — земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами»

  • Слайд 27

    Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство шло тоже по нескольким направлениям: это происходило либо в результате захвата общинных земель феодалами, причем не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен за это должен был их защищать от нападений, это могло также происходить путем раздачи князем земель своим дружинникам за службу или же закабаления крестьян вследствие неурожаев, стихийных бедствий, когда крестьянин вынужден был идти в кабалу, чтобы элементарно выжить. Крестьянин получал от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. Он не являлся владельцем земли, а был только держателем. За эту землю крестьянин должен был отдавать феодалу часть своего труда (тогда это была барщина) или часть продуктов (натуральный оброк) или же отдавать деньги (денежный оброк). В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.

  • Слайд 28

    Отражением изменений, произошедших в обществе является разработка нового свода законов. В 1072 годусыновьями Ярослава Мудрогобыл составленновый свод законов. Он был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность.

    Закон устанавливал наказание за разбой, поджог, убийство, увечье, кражу, нарушение межевых знаков. За убийство княжеских должностных лиц полагались штрафы. Карались за кражу и укрывательство холопов. Новый закон защищал не только собственность, но и права на жизнь.

    Свод законов отразил развитие Руси.  

  • Слайд 30

    Патриарх Митрополит Епископы Архиепископы Священники Монахи

  • Слайд 31

    Илларион стал киевским митрополитом во время правления Ярослава Мудрого. До своего назначения, Илларион был священников одной княжеской церкви, под Киевом. Произошло, это в 1051 году. За время исполнения обязанностей митрополита, Илларион написал «Слова о Законе и Благодати», которое стало одним из первых творений русской церкви. причислен к лику святых

  • Слайд 32

    При монастырях создавались школы и библиотеки Были очагами распространения христианства, играли огромную роль в распространении на Руси понятий добра, высокой нравственности, терпимости, прощения, человеколюбия Многие монастыри стали лучшими образцовыми хозяйствами на Руси

Читайте также:  Репрессии против военных 30-х годов - история России

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/rastsvet-drevnerusskogo-gosudarstva-v-gody-pravleniya-yaroslava-mudrogo-i-vladimira-monomaha

Ссылка на основную публикацию