Карта: наследники золотой орды — история России

Кто наследник Золотой Орды?

Карта: Наследники Золотой Орды - история России

Доктор исторических наук Дамир Исхаков из Татарстана рассуждает о том, кто нынче может претендовать на наследие Золотой Орды.

Политиков и ученых все больше привлекает империя Улус Джучи или Золотая Орда. В советское время рассуждать об этом было неактуально. После сталинского определения, что Золотая Орда это кочевое, рыхлое, паразитическое государство, желающих претендовать на нее не осталось.

Всерьез начали разрабатывать тему  только после роспуска  СССР.

Так, южные казахи Старшего жуза больше связаны с Чагатайским улусом (часть Монгольской империи в Центральной Азии), где была выше роль монгольского компонента. В большей степени на золотоордынское наследие претендуют северные казахи, принадлежавшие к Младшему и Среднему жузам.

Кроме казахов, конечно, могли бы претендовать и узбеки. В 60-е годы там писали об этом. Вышла известная книга Бури Ахмедова «Государство кочевых узбеков», посвященная истории Шибанидов в XV веке (Шибан — младший брат Батыя.

) Но поскольку в Узбекистане очень сильно увлеклись Тимуридским государством, этот сюжет отошел для них на второй план.

Впрочем, полностью отключиться не получается, ведь сам термин «узбек» был привнесен в Среднюю Азию золотоордынцами, которые подчинялись Шибанидам.

С точки зрения европейцев все золотоордынцы — татары. И казахский просветитель Чокан Валиханов (сам чингизид по происхождению) говорил, что казахи выделились из «батыевских татар». Но у современных ученых из Казахстана немного другие подходы.

Часть из них считает, что к Золотой Орде следует относиться также как к Древней Руси, которая была общей родиной русских, украинцев и белорусов. Что не следует особенно выпячивать роль какого-то одного народа.

Как показывают исследования, многие племена, зафиксированные в Золотой Орде, есть и у казахов. Но эти же племена есть у башкир и узбеков. Их следы можно найти у татар. Из 92 племен, которые известны среди кочевников восточной части Золотой Орды у казахов их примерно 20. Остальные тянут к югу в Чагатайский улус и в другие регионы.

В свою очередь современные монголы предпочитают не замечать, что в Великом Монгольском государстве с самого начала в большом количестве были представлены тюрки. Хотя персидский историк Рашид да-Дин прямо говорил, что многие тюркские племена, после усиления Чингисхана, приняли имя монголов.

Татары долго воевали за то, чтобы в федеральных учебниках не было термина «монголо-татарское иго». Они достигли успеха. Но одновременно с «игом» исчезли и «татары». Сейчас в учебниках можно найти только понятие «ордынцы», и непонятно каким образом из этих ордынцев затем возникают татары, которые были населением Крымского ханства, Казанского ханства, Астраханского и других ханств

На самом деле, термин «мэн-да» — то есть «монголо-татары» многократно встречается в китайских источниках. И вряд ли он был искусственно привнесен китайскими чиновниками. Скорее всего, китайцы зафиксировали реальное положение двухкомпонентности формирующегося этноса.

Различные группы, с которыми воевали монголы и которые они включили в свою империю, были тюркскими по происхождению. Это найманы, меркиты, кереиты, белые татары — онгуты, джалаиры. Значительная часть тюрков, оказавшихся рядом с монголами, была связана с древними татарами.

Кем были и откуда произошли древние татары?

Есть точки зрения, что они были монгольского или даже маньчжурского происхождения, но есть все основания считать древних татар тюрками, а отнюдь не монголами. Татары были элитной, царственной группой еще со времен Тюркского каганата.

Как писал Рашид ад-Дин, татары были покорителями и владыками большой части монгольских племен и областей. Племя найманов было частью татар, как об этом позволяют судить данные авторов XIII века Джузджани и Ибн ал-Асира. Меркиты. Другие племена, завоеванные Чингисханом, тоже имели татарское происхождение.

Получается, что уже на первом этапе своего становления, Монгольская империя вобрала в себя татарский компонент.

С еще большей частью татар монголы столкнулись, когда стали покорять земли к западу от Монголии. В 1207 году старший сын Чингисхана Джучи отправился на завоевание Алтая и бассейна Иртыша. А на этой территории находились наследники Кимакского каганата, где правящими племенами были татары. Еще в XI веке кимаки принимают ислам.

Позже кимаки становятся военной элитой государства Хорезмшахов, и у последних хорезмшахов матерями были кимакские принцессы. Сам Джучи родился после того, как его мать Бортэ освободили из меркитского плена, и всю жизнь над ним довлело «меркитское проклятие».

При таком стечении обстоятельств неудивительно, что русские и западноевропейские авторы называли наступающую с востока армию татарами, а не монголами.

Ранняя история Улуса Джучи проявлялась и позже. Из источников известно, что будущего хана Берке воспитывали мусульмане, а его личные владения располагались в Средней Азии. Я думаю, что гвардия Берке состояла из кимаков, которые были очень воинственным народом. Когда Берке стал ханом, он привел их в Поволжье.

По нашему мнению татарами называли воинское сословие Золотой Орды. Это группа, составлявшая основу армии. Группа, структурированная на сотни, тысячи и тумены, которая была представлена в политической системе через племенную аристократию.

Благодаря нашему американскому соотечественнику Юлаю Шамильоглу мы знаем, что в татарских ханствах ханов поднимали племенные беки. Это четыре карачибека кланов Аргын, Барын, Ширин Кипчак, и один из них — беклербек был командующим армией.

Вот это армейское сословие и есть татары.

Кем были средневековые узбеки

Автор начала XVI века Рузбихан писал, что три племени относились к узбекам. Это Шибаниды, казахи и мангыты т. е. ногайцы.

То есть узбеками называли все население восточной части Улуса Джучи, и это имя выводили от хана Узбека (годы правления 1313—1341, период высшего расцвета Золотой Орды.). Это подданные хана Узбека, «узбекиане» или «узбековцы».

И это свидетельствует, что войсковые подразделения хана Узбека, в большей части состоявшие из кочевников, были локализованы на востоке. Поэтому восточная часть с некоторых пор играла более важную роль в золотоордынских делах.

После распада Улуса Джучи там образуется государство хана Абулхайра — потомка Шибанидов, которое узбекская историография называет государством кочевых узбеков. Но когда распалось и само государство Абулхайра, стала разделяться узбекская этническая общность.

Возникли разные этногенетические линии: ногайцы, казахи и та часть узбеков, которая затем ушла в Среднюю Азию.

Я бы предложил формулу, что казахи и узбеки выделились из состава татар, но не из современных татар, а из средневековых, которые были государствообразующим народом Золотой Орды.

Без Шибанидов невозможно объяснить историю узбеков, но с ними связаны и казахи. С другой стороны, узбеки больше всего претендуют на тимуридское наследие, но южные казахи тоже связаны с тимуридскими государствами. Приходится производить весьма тонкое размежевание, что не так-то просто.

Например, киргизы стараются создать стройное обоснование своего происхождения от енисейских кыргызов. Казалось бы, им не до Золотой Орды. Но есть источниковые данные, что главный герой киргизского эпоса Манас был кипчаком. Не всем киргизским исследователям такие данные нравятся.

Скелеты в шкафу

Во время своей последней поездки в Бишкек я рассматривал большую таблицу племен киргизов и заметил весомую долю найманов. Поскольку найманы тесно связаны с древними татарами, то и киргизская история начинает смотреться, чуть иначе, чем

Чтобы понять разнообразие моделей, можно привести в пример Чагатайский улус, где было больше монголов, и утвердился этноним «могулы». Потом эти могулы ушли из Средней Азии в Индию и создали там государство Великих Моголов, которое просуществовало до прихода англичан.

Однажды я был на большой дискуссии о создании общего учебника тюркской истории, которая проходила в Тюркской академии в Астане. Были ученые из Турции, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

По соглашению между министерствами народного образования этих стран, курс общетюркской истории должен преподаваться в школах. Но даже при трактовке средневековой истории, разногласия слишком существенные.

И если европейцам в итоге удалось написать общую историю Европы, хотя там тоже полно скелетов в шкафу, у среднеазиатских народов этот этап еще впереди.

И здесь возникает вопрос о позиции России. Если смотреть на Орду, как на враждебную силу, которая только угнетала русских, то Москва сама себя лишает ценного политического инструмента.

А ведь через татар Россия могла бы стать участником не только интеллектуальных дискуссий, но и процессов формирования национальной идентичности у ближайших соседей. Тем более, что среди русских историков немало разбирающихся специалистов.

Многие писатели сейчас активно осваивают золотоордынское пространство. Но ничего этого нет на официальном уровне.

Кто наследник Золотой Орды?

Источник: http://www.ca-portal.ru/article:35522

«Волго-уральских татар целенаправленно разделили, понимая, что эта часть является ядром татарской нации»

О Золотой Орде, цивилизации номадов и татарских корнях. Часть 2

«Реальное время» публикует продолжение интервью с руководителем Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Ильнуром Миргалеевым. В сегодняшней беседе ученый рассказал о тех, кто писал татарскую историю, самом хлебном участке Шелкового пути и истинных наследниках Золотой Орды.

— Вадим Трепавлов пишет, что есть восприятие Орды как ига: она дала некие административные инструменты. Скорее всего, этот тезис тоже из советской историографии. Он как-нибудь обсуждается?

— Золотая Орда, распадаясь, трансформировалась в тюрко-татарские ханства. При этом стараясь сохранить свои территории и сферы влияния. Важным вопросом было сохранение выплат с подконтрольных территорий, в том числе с русских земель.

Несмотря на разные трактовки и попытки как-то изменить эту ситуацию, выплата с русских территорий продолжала поступать в несколько татарских ханств, в том числе и в Казань. А Крыму Москва платила до конца XVII века.

Понятно, что шла и идеологическая борьба.

Так, в XVII веке в Киеве появился заимствованный из Польши латинский термин «иго», означающий ярмо, но в советской историографии этот термин приобрел совершенно новое значение — что-то дьявольское, означающее тотальное терроризирование татарами русских. Что поделаешь, такова сила идеологии, тем более в исторических работах была зафиксирована историческая «правда» победителей — правда русских, они зафиксировали свое понимание.

— Кто фиксировал?

— Очень часто монахи. При этом эти монахи часто были из греков, болгар, сербов.

Часто эти монахи при описании «татарского периода» в основу своих «летописных рассказов» брали византийские источники и, например, вместо русов-викингов вписали «татары», вместо Константинополя писали Москва.

И все думали, что в Москве было чуть ли не 30 монастырей, а татары якобы все это сожгли. Или турецкий Челеби становился татарским Челубеем, павшим на Куликовской битве, так как основа этих летописных рассказов, написанных через 150 лет, стала сербская «Александрия».

Да и сведения, оставленные современниками, все же написаны сторонними наблюдателями, а не создавались в самой Золотой Орде. А их авторы были представителями своей цивилизации. Что им привычно и понятно, то это высшее достижение. А непривычное и непонятное — значит, варварское.

Территория Золотой Орды была завоевана в результате многих войн. К сожалению, своих документов сохранилось крайне мало, да и то больше какие-то административные документы. Например, ярлыки князьям до сих пор не найдены. Есть предположение, где они могут быть, но пока они не найдены.

Сохранились лишь переводы ярлыков русскому духовенству. Духовенство ведь татарскими ханами освобождалось от налогов, поэтому оно было крайне заинтересовано в сохранении этих документов, так как позже уже свои «родные» русские цари не терпели, чтобы церкви имели такие иммунитентные права, которыми они обладали при татарах.

Как только заканчивается татарская власть, заканчивается и свобода церкви — но об этом стараются не вспоминать. А при Петре I управление церковью перешло вообще Синоду. Да и про переливание колоколов в пушки все знают.

Поэтому духовенство в борьбе за свои богатства сохраняло эти ярлыки, так как московские правители учитывали в своей юрисдикции и татарские документы.

Где эти ярлыки могут храниться?

— В Государственном историческом музее есть большой архив, как раз там и найдены многие списки ярлыков русским митрополитам. Не исследованы десятки тысяч томов. Я там работал с новыми списками ярлыков духовенству. Надо бы посадить там одного человека, чтобы целенаправленно искал такие документы.

Вот так и зафиксировалась «правда» об иге, о «страшных» татарских временах. Конечно, на уровне специалистов совсем другие представления. Но широкому кругу людей тоже нужно популярно доводить информацию. Прежде всего татары были государственниками.

Даже в период завоеваний Хорезма Джучи выступал против того, чтобы разрушались города, потому что они будут его городами, откуда будут собираться налоги. Его сын Батый превратил Ургенч даже в свою столицу. Хотя часть мусульманских авторов татаро-монгольские завоевания сравнивала с концом света.

Тем не менее, многие захваченные города опять «восстают». На это обратил внимание еще В.В. Бартольд.

При этом часть мусульман активно сотрудничала с самим Чингиз-ханом, и в его посольстве в Хорезме были сотни мусульман. Среди управленцев также было много мусульман. Когда завоевание закончилось, они показали себя как активные государствостроители.

Некоторые татарские племена, которые противодействовали объединительной политике Чингиз-хана, были разбросаны по всей империи. Но остальной народ строил города, кто-то кочевал вокруг этих городов. Да, времена были жестокими, они и сейчас жестокие.

Читайте также:  Скифское царство в крыму - история России

Возьмите те же крестовые походы, что они вытворяли? Причем свои жестокости и истребление десятков тысяч своих врагов сами же и фиксировали. Когда создавались «русские истории», например, труды Карамзина, Соловьева, то уже в центре всех событий стали русские земли, русский народ. Но в их трудах татарский фактор еще более-менее хорошо рассмотрен.

А вот Ключевский татар вообще игнорировал. Но без татарского фактора история неполноценна. Та же ситуация была характерна и для восточноевропейского пространства (Польша, Венгрия, Румыния, Литва).

Надо еще признать такой фактор: тюрки делали историю, но не писали. Не фиксировали, как армяне, персы, европейцы или китайцы. У нас не было такой культуры все записывать.

Но по косвенным данным известно, что у нас в Волжской Булгарии, потом в Золотой Орде были и историки, и богословы, и поэты — все это было. К сожалению, многое не сохранилось. А из того, что сохранилось, мы видим, что Золотая Орда была частью тюрко-мусульманского мира.

Язык там был прекрасный, сегодняшний татарин легко прочитает и поймет, что тогда писали.

Александр Григорьевич Гаркавец — крупнейший исследователь по кыпчакскому наследию, в том числе и по «Кодексу Куманикусу», где куманский язык назван татарским, — сказал однажды мне: «Смотрю татарское телевидение, очень странно, там разговаривают на языке моих кыпчакских памятников».

У нас сохранились более поздние исторические сочинения. На первое место я бы поставил сочинение Утемиша-хаджи. Когда Шейбаниды в Средней Азии, вытеснив Тимуридов, на территории бывшего Чагатайского улуса создали свои ханства, они начинали писать свою историю. В Средней Азии была хорошая историографическая школа, она была персоязычная.

Но там была зафиксирована «правда» чагатайцев и Тимуридов, у которых, конечно же, к Золотой Орде были претензии. Поэтому Шейбаниды решили создать проджучидскую историю. В середине XVI века они направили Утемиша-хаджи в Большую Орду, он там собрал всю информацию.

Кстати, в ней большая часть посвящена Улуг Мухаммаду — последнему хану единой Золотой Орды.

После того, как татарские ханства были завоеваны, появилась идея возрождения ханств под главенством Гиреидов или потомков Кучума. Именно в этом русле надо смотреть на создание татарского «Дэфтэре Чингизнаме» XVII века, и на текст продолжателя Утемиша-хаджи.

Параллельно в Крыму писали обширную татарскую историю. Написал ее Абдулгаффар Кырыми. Транскрипцию мы уже издали. Там очень детально показывается, как ханы приходили к власти, как шла исламизация — все очень интересно. Сюда же нужно добавить и труд Абулгази.

То, что есть, мы стараемся вводить в научный оборот. У нас сейчас на первый план выходит XV век, несколько специалистов активно работают. XV век хорош тем, что он неплохо зафиксирован в источниках (литовские метрики и европейские источники, русские летописи), но мало исследован.

Торговая артерия Евразии

— Вы сказали, что Золотая Орда контролировала кусок маршрута Шелкового пути. Существует версия, что после того, как отмер Шелковый путь, пошел закат Золотой Орды…

— Понятно, что государство не могло зависеть только от этой торговой артерии. Но она была основой экономики стран, созданных Чингизидскими государствами. Основная часть Евразии принадлежала им. Восток и Запад Евразии активно доставляли свои товары друг другу именно по этой торговой магистрали.

После прекращения полноценного функционирования так называемого «Шелкового пути» в Европе озаботились найти новый путь в «Индию», так как главными поставщиками товара (пряности, шелк, фарфор) были Китай и Индия. Как известно, в итоге смелые европейские мореплаватели нашли новый материк. Это было в XV веке.

Чингиз-хан и его потомки создали огромную империю, но чингизиды перессорились между собой, воевали друг с другом, тем не менее, торговлю они держали на особом контроле.

В Причерноморье их сборы составляли 3—4%! При этом для купцов они создавали караван-сараи, где те могли отдыхать, обеспечивали безопасные пути.

Когда чингизидские государства начинают ослабевать, особенно когда прекращает существование Юаньская империя в 1368 году, на смену ей приходит Минская династия, которая закрывает Китай. Это был первый удар по трансконтинентальной торговле. Кроме того, европейцы начинают осваивать Новый свет, а потом находят морской путь в Индию и Китай.

В Причерноморье происходит расширение Османской империи, они закрывают проливы, захватывают торговые фактории Венеции и Генуи в Крыму, как мы теперь называем, «свободные экономические зоны». И масштабы торговли снижаются. Конечно, все это повлияло на благосостояние Золотой Орды. Большую выгоду начал приносить волжский путь. Этим и объясняется, почему ханы держались именно здесь.

Но жизнь шла, политическая ситуация менялась.

«Золотая Орда — это наша история, наши предки»

— Вопрос наследия Золотой Орды является предметом споров между специалистами. Кто является наследником Золотой Орды — Россия с Татарстаном и Башкирией или Казахстан?

— Надо оперировать тем, что мы говорим о средних веках и средневековых народах. В Золотой Орде, если подходить сегодняшним мышлением, был средневековый татарский народ. В письменных источниках они названы татарами, хотя с конца XIV века появляется экзоним (именование одним народом других народов, — прим. ред.) узбеки, от имени хана Мухаммада Узбека.

Но мир их знал как татар: европейцы, русские, турки Анатолии, иранцы фиксировали их как татар. Не фиксировали как монголов или еще как-то. В источниках, если вы посмотрите, все они названы татарами. Другое дело, как народ называл себя? Причем речь ведем о средневековом народе. Он мог называть себя и по имени правителя, и по местности, и по названию клана.

Но все они при этом оставались татарами.

Если посмотреть на сегодняшний татарский народ, то увидим, что это прямые потомки Золотой Орды.

Во время Золотой Орды на основе тюрко-татар оформился новый народ и дальше уже в наш этногенез новых каких-то этнических вливаний не было. Мы не говорим, что булгары не имеют отношения к татарам.

Население Волжской Булгарии было раскидано по всей Золотой Орде, особенно по Поволжью, они растворилось среди татар.

Что касается общего наследия, в Золотую Орду входили и русские княжества, значит, и они наследники. В том числе и по государствостроительству будущего Российского государства многое было взято именно от Золотой Орды.

А про византийское наследие — это больше попытка выдать желаемое за действительное. Византия была далека, а Золотая Орда — вот здесь.

Поэтому Золотая Орда и татарские ханства должны стать частью нашей общей истории и должны изучаться без купюр.

Золотая Орда делилась на два крыла — правое и левое. Иногда приводят цветовые обозначения (белая, голубая, серая), кажется, изначально взятые из ставок — главных юртов, а потом распространенных и на территории владельца этого юрта.

Но цветовые обозначения очень запутанные и дискуссионные, поэтому специалисты больше говорят о левом и правом крыльях. Левое — восточная часть, правое — западная. У Джучи было 15 сыновей. Как минимум у двух из них остались потомки — Шибаниды и Тукай-Тимуриды.

Токтамыш возвеличил Тукай-Тимуридов, и они практически во всех ханствах управляли. Шибаниды были в Западной Сибири, в XV веке часть их народа со своим правителем ушли в Среднюю Азию и захватили бывший Чагатайский улус.

Сам Чагатайский улус был разделен на оседлую часть Средней Азии, которая позже оформилась в так называемые Узбекские ханства, и кочевые моголы — тюркоязычный народ стали основой казахов.

В Золотой Орде шла бесконечная борьба за власть. Кто-то из джучидов объявлял себя ханом, а кто-то уходил в степь, не признавая ничью власть и становился «вольным казаком». Так оформились казаки на Дону, на основе «большеордынских» татар, казаки появились на Волге.

К ним бежали кавказские «черкесы», русские и финские народы, и в итоге они ассимилировались и стали частью украинского и русского народов. Такая же ситуация была характерна и для степей левого крыла. В отличие от татарских ханств, которые появились как части распадающейся Золотой Орды, казахи появились на основе ушедших казаковать к моголам золотоордынцев и самих моголов.

Их в итоге возглавили казакующие султаны джучиды. В дальнейшем в ходе войны с ногайцами казахи смогли подчинить себе большую территорию ногайцев.

Понятно, все эти народы имеют отношение к золотоордынскому наследию. Но правое крыло — центральные территории Золотой Орды — это абсолютно татарские территории. Там татары живут до сих пор.

Сегодня в мире есть большая татарская нация, куда входят по географическим названиям сибирские татары, астраханские татары, крымские татары. Насчет крымских пытаются говорить, что это не те татары, это больше турки и т. д.

Нет, они те же татары, но существовали в разных государствах под сильным влиянием Османской империи.

Там были попытки, начиная от Сахиб Гирей-хана, правившего и в Казани, и в Крыму, объединить татарские ханства и ослабить османское влияние, поскольку они считали себя татарами. Эвлия Челеби провел много времени в походах с крымскими татарами, писал о татарах. Для него не стоял вопрос — турки это или татары. Он видел в них татар.

Это наш мир, татарский мир, мы должны его изучать, исследовать. После распада Российской империи был образован Советский Союз, которая состояла из национальных республик. На сильно усеченной территории создали маленький Татарстан.

При этом волго-уральских татар целенаправленно разделили, понимая, что именно эта часть татар является ядром татарской нации. Также и сибирские и астраханские татары не вошли в состав Татарстана. Они там испокон веков живут.

Понятно, что татарские ханства были завоеваны и в последующем туда переселяли другие народы, и в каких-то регионах татары остались в меньшинстве. Но попробуйте, скажем, саратовским или самарским татарам сказать, что они пришлые.

Они там также с незапамятных времен живут и очень горды тем, что они татары. И слава Богу, крымские татары вернулись на свою родину.

Мы видим, что Золотая Орда — это наша история, наши предки. Ее история связана с нами многими нитями — шеджере, могилами наших предков, нашими городами, сказками, легендами, мифами, литературой, языком и религией. Никто не вправе говорить, что мы не должны изучать свою историю или изучать только булгар.

До образования Татарской автономии для татар Казань, Уфа, Саратов, Оренбург, Уральск, Сибирь, Астрахань, Крым были своим единым миром. Это только потом татары там превратились в диаспоры. Но ведь мы, татары, не ощущаем себя в России диаспорой. Мы и есть ее народ.

И мы испокон веков живем на своей земле, и мы все вышли из Золотой Орды.

Ильнур Мидхатович Миргалеев— руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ; кандидат исторических наук.

  • Родился в 1976 году в д. Якупово Кушнаренковского района Башкортостана.
  • Образование: Башкирский государственный педагогический институт (1998, исторический факультет).
  • Институт истории Академии наук РТ (2001, аспирантура).
  • 2002 год — кандидат исторических наук.
  • Сфера научных интересов: политическая история и источниковедение Золотой Орды и татарских ханств, средневековые тюркские и османские исторические сочинения.

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/57749-uchenyy-o-teh-kto-pisal-istoriyu-tatar-i-naslednikah-ordy

Россия наследница Золотой орды

Не знающий своего прошлого, обречён на гибель в ближайшем будущем.

Россию ковала в суровые годы

отвагой, умом и терпеньем Москва.

За тысячу лет пережили народы

и дни унижений, и дни торжества.

Сегодня идёт оживлённый спор о роли  Ига в истории России. Порой теории самые радикальные –  вплоть  до утверждения, что Ига не было вообще. Мой взгляд, пожалуй,  самый неожиданный и радикальный:

РОССИЯ – величайшее из всех чудес света. Московская Россия  – православная наследница Золотой Орды,  внучка Киевской Руси.

Возможно, мои утверждения не понравятся и русским европейцам, и славянофилам, но только они позволяют  разумно  объяснить феномен появления России, понять почему она такая, а не другая, понять почему так велика сегодня роль православия.

Действительную историю нашей  родины мы только начинаем изучать. Если согласиться с моим открытием  ( опровергнуть его невозможно, можно только запретить) то, все учебники истории и энциклопедии в мире придётся исправлять, там Иго зло, причина отставания от запада. У меня единство  противоположностей зло — благо: без Ига не было бы сегодняшней России.

Тем, кто скажет, что объединение всё равно было бы, отвечу: не будем гадать о том, что было бы. История справедлива. Она давала шанс и Галицкой, и Киевской, и Новгородской, и Владимирской  Руси стать центрами  новой России. Не смогли, а после драки кулаками не машут. Ходить с плакатом на майдан проще, чем с мечом участвовать в сече.

  Возможно,  Русь всё равно объединилась бы, но это была бы другая Россия, и другая история.  Не было бы ни Бородино, ни знаменитых слов: Отступать некуда — за нами Москва! Поэтому наш новый ноябрьский праздник  единения логично будет отменить и начать праздновать победу на Куликовом поле, как день рождения нынешней России.  Единение произошло тогда. Не было только новгородцев и рязанцев.

Это была безупречная победа,  Русь и победила, и не нарушила союзнический договор с Ордой, разбив самозванца Мамая.  Этому моменту особое внимание оказала православная церковь, благословляя на битву.

Читайте также:  Карта: российская империя в xix веке - история России

Второго такого примера верности и благородства в истории нет! Позволят ли признать моё мнение академики, а, главное, политики во власти?  Хотя,  при такой трактовке  истории, у нас появляется реальная причина для всенародного праздника и гордости за народ — победитель. Вокруг него объединились народы, входившие в состав Золотой Орды, участвовавшие в Куликовской битве на стороне Руси.

 Это открытие прочного фундамента нынешней России, доказательство её легитимности существования в мире, справедливости границ, большой роли православия и Москвы, как столицы.  Московская Русь  —  дочь и наследница Золотой Орды. Пусть не родная, а приёмная, главное ею взращённая и воспитанная.

Суть моего открытия: в том, что трактовка ига и его значения для России, а, следовательно,  для всего мира, была в корне ошибочна. Если заблуждения  древних летописцев я могу объяснить тем, что они не знали итога нашествия, то  выводы историков 18 -20го веков объясняю только затмением разума  – ум за разум зашёл.

Советские  историки свободными не были. Они были задавлены авторитетом  Маркса и Ленина. Поэтому в мире победило мнение: иго – зло, оно  задержало экономическое и политическое развитие России  на 300 лет, породило в русских  раболепие, покорность, лень, глупость, безынициативность, азиатчину. Ничего светлого.

На самом деле западники всё с ног на голову перевернули, им так было удобно.  

История  монголо – татарского  ига доказывает правоту слов  Наполеона: « Проигрывает тот, кто готовится к прошлой войне». В нашем случае,  прошлой для Русских  князей была  война с половцами.

Тактику монголов они не понимали, не изучали, творчески осмыслить происходящее  не сумели, в результате, проигрывая битву за битвой, стали вассалами монголов. Тридцать тысяч кочевников заставили платить дань миллионы землепашцев.

  Обидно, но это факт,  из которого нужно сделать правильный  вывод:

Идея, сплочённость, дисциплина и воля вождя удесятеряют силы  отдельных людей и государств. Государство без идеологии – слепой поводырь, ведущих слепцов к пропасти. Не зря наши предки, говоря: Простота хуже воровства. Простаки политики, равно предатели – мина замедленного действия, когда рванёт от государства останутся одни обломки.

Прав проф. И. А. Ильин, писавший в статье «Мировая политика русских государей», что «Европе не нужна правда о России, ей нужна удобная о ней неправда.

Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать ее по своему», угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить, — реакционная, чтобы оправдать для нее революцию и требовать для нее республики, — религиозно-разлагающаяся, чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма, хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее сырье или, по крайней мере ,на выгодные торговые договоры и концессии». Но нам — то пора знать правду о своей стране и её истории!

Я не знаю, почему никому  в голову не пришла простая мысль: А была бы нынешняя Россия без Ига? Все уверены, что да. А на чём основана эта уверенность? На том, что Россия есть сегодня? Согласитесь, что это странный способ доказательства.

Москва почти не имела шансов победить в соревновании Владимирское, Рязанское  и Тверское княжества. Ярлык от Золотой Орды дал возможность Московсим князьям возвыситься и возглавить процесс собирание сначала старорусских, а затем и земель Золотой Орды.

  250 лет пребывания в Золотой Орде не прошли даром. Народы, входившие в её состав, пригляделись, притёрлись друг к другу. Для них поменялось только место уплаты дани. Отношение власти к ним не поменялось. Повода для конфликта и бунта у народов не было.

Вот что думает по этому поводу Гумилёв:

«Наши предки, жившие на Московской Руси и в Российской империи  начала восемнадцатого века,  нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи – татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты – такие же люди,  как тверечи, рязанцы, владимирцы, новгородцы, устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям, их не шокировало, что на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями руководили потомки черемисов –Шереметьевы и татар – Кутузов».

«В странах же Западной Европы предубеждения против неевропейских народов родилось давно.  Считалось, что азиатская степь, которую, многие географы начинали от Венгрии, другие от Карпат, — обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола.

Взгляды эти были закреплены авторами восемнадцатого века создателями универсальных концепций истории, философии, морали и политики. При этом самым существенным было то, что авторы эти имели об Азии крайне поверхностное и часто превратное представление.

  Но их это ничуть не смущало, и их взгляды не опровергали французские и немецкие путешественники».

Об Америке в книге «Империя зла»  Олег Платонов пишет:

«США как государство были вскормлены на рабовладении и жестокой эксплуатации негров. Американская нация образовалась на крови, костях, землях и имуществе более 100 млн. убитых и замученных индейцев, настоящих хозяев этой страны.

Большинство земель еще до прихода белых были культивированы самими индейцами. Белые же выступали как оккупанты, грабители и бандиты, построившие свое благополучие на смерти и страданиях десятков миллионов индейцев и рабов».

Почему же мы позволяем говорить и, что ещё хуже, сами повторяем гадости о нашей стране?

Источник: https://rossijane.mirtesen.ru/blog/43564206681

Наследники Золотой Орды

По обширности территории Золотая Орда была крупнейшим государственным образованием средневековья. В состав государства потомков Джучи входила вся Великая Степь от Дуная — на западе до Иртыша — на востоке; все государство (Улуг Улус, т. е.

«Великий Улус») делилось на два крыла — левое (Кок-Орда) и правое (Ак-Орда) и на множество более мелких уделов-владений, также называвшихся улусами или ордами.

Золотоордынскому хану подчинялись владения всех царевичей из дома Джучи; но это подчинение не всегда имело действительное значение.

В частности, потомки Орды, старшего сына Джучи, правители Кок-Орды (Восточной Орды) лишь номинально признавали над собою власть хана, сидевшего в Сарае. «С самого начала не бывало случая, — говорится в „Сборнике летописей» Рашид ад-Дина (сочинение написано между 1300–1307 гг.

), — чтобы кто-либо из рода Орды, занимавший его место; поехал к ханам рода Бату, так как они отдалены друг от друга, а также являются независимыми государями своего улуса.

Но у них было такое обыкновение, чтобы своим государем и правителем считать того, кто является заместителем Бату, и имена их они пишут вверху своих ярлыков» (Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 66).

Номинально правители Кок-Орды с центром в г. Сыгнаке, на Сырдарье, демонстрировали ханам Золотой Орды политическую лояльность и в первой половине XIV в.

Насколько известно, за это время лишь однажды, при Мубарак-Ходже, правителем Кок-Орды была предпринята попытка стать самостоятельным государем: он позволил себе чеканить монеты в 728/1327–1328 г., 729/1328–1329 г.

в Сыгнаке с титулом: «Султан правосудный Мубарак Хо[джа], да продлит Бог царство его».

Чеканка монеты, являвшаяся в ту эпоху прерогативой суверенного правителя, не могла не встретить протеста со стороны хана Золотой Орды, считавшегося верховным главой всего Джучиева Улуса.

Стремление золотоордынского хана Узбека (1313–1341) вернуть потомков Орды к прежней вассальной зависимости и противодействие последних, в поисках политической самостоятельности, вызвали смуту (булгак), которая, по словам Муин ад-Дина Натанзи, тимуридского автора начала XV в., «до сих пор известна в Дешт-и Кипчаке».

В этой борьбе правитель Кок-Орды Мубарак-Ходжа потерпел поражение от золотоордынского хана, бежал и несколько лет скитался в краях и странах кыргызов и Алтая, пока не погиб там.

Здесь следует сделать несколько замечаний о Джучиде Узбек-хане. Г. А. Федоров-Давыдов, В. П. Юдин, В. Л. Егоров говорят о незаконном захвате верховной власти Узбек-ханом и прямо называют его «узурпатором». Определение, конечно, очень эффектное, однако оно не только неверно по сути, но даже постановка подобного вопроса по отношению к Чингизиду неправомерна.

Дело в том, что, согласно концепции верховной власти средневековых монголов, право на царство имел любой представитель «золотого рода» Чингиз-хана, если он будет признан большинством алтан уруга достойнейшим по своим качествам и утвержден на курултае царевичей и высшей аристократии. Далее. Как в самой Монгольской империи, так и в улусах-государствах, образованных после ее распада, существовало несколько (4–5) порядков преемства верховной власти, причем каждый из них признавался политической традицией правильным и вопрос о предпочтении того или иного из порядков решался всякий раз с учетом конкретных обстоятельств. Поэтому, как справедливо заметил В. В. Бартольд, обсуждение вопроса о том, какой из Чингизидов в том или другом случае имел больше прав на престол и было ли избрание того или другого хана законным, не является корректным.

В. П. Юдин, интерпретируя известия легендарного характера из «Чингиз-наме» Утемиша-хаджжи, хивинского сказителя XVI в., называет Узбек-хана «лжечингизидом». Однако такое утверждение противоречит всей поныне установленной истории Золотой Орды.

Согласно древнемонгольской концепции власти, любой нечингизид, претендующий на сан хана, признавался не просто обычным государственным преступником, а мятежником против воли Вечного Неба и подлежал немедленной казни, и это правило действовало неукоснительно во времена Узбек-хана. Далее.

Генеалогия Узбек-хана хорошо известна нам по надежному источнику — «Сборнику летописей» Рашид ад-Дина; причем она подтверждается как известиями арабских послов в Золотую Орду и путешественников XIV в., так и тимуридских авторов XV столетия.

Вот родословие Узбек-хана в передаче Рашид ад-Дина, современника хана: Узбек-хан — сын Тогрылча, девятого сына Мунка-Тимура, второго сына Тукана, второго сына Бату, второго сына Джучи, первого сына Чингиз-хана (Рашид ад-Дин. Т. 2. С. 72–73).

Узбек-хан владел монгольским и тюркским языками. Мусульманские авторы характеризуют его как человека красивой наружности, прекрасного нрава, отличавшегося доблестью и отвагой, соединенными с проницательностью, почтительным отношением к законам и постановлениям Чингиз-хана (йаса ва йусун).

Приход к власти молодого царевича Узбека был подготовлен теми кругами Чингизидов и тюрко-монгольской кочевой аристократии, которые стояли за исламизацию и централизацию государства. Узбек-хан оправдал их надежды вполне. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь лишь три обстоятельства времени правления Узбек-хана.

1. В 1321 г. Узбек-хан принял ислам, а заодно мусульманское имя — Мухаммад, стал именоваться Султаном Мухаммадом Узбек-ханом и объявил ислам официальной религией Золотоордынского государства (подробнее см. дальше).

2. В мусульманских источниках при описании событий 1335 г. в Золотой Орде впервые появляется слово узбекийан (узбекцы, узбековцы) и словосочетание мамлакат-и узбеки (государство узбековцев). Постепенно имя мусульманского правителя Золотой Орды Узбек-хана становится собирательным названием разноплеменного населения Джучиева Улуса.

3. При правлении Узбек-хана происходит усиление ханской власти, рост политической централизации, возникновение новых городов, одним из которых был Сарай ал-Джадид (остатки его находятся у с. Царев Волгоградской обл.), ставший второй столицей Золотоордынского государства. Узбек-хан, мусульманин-суннит, был похоронен как раз в Сарае ал-Джадиде, разрушенном в 1395 г. войсками эмира Тимура.

В Золотой Орде ханская власть была достаточно сильной и при правлении сына Узбека, Джанибек-хана (1342–1357). После Джанибека на престоле утвердился его сын Бердибек (1357–1359). Он был властолюбцем и отличался крайней жестокостью.

По словам автора «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» (1413) и «Муизз ал-ансаб» (1426), Бердибек, став ханом, умертвил большинство царевичей Джучиева Улуса, которые приходились ему близкими родственниками.

Сообщается, что его единородного брата, которому было всего восемь месяцев, принесла на руках ханша (царица) Тайдула-хатун и просила, чтобы он пощадил это невинное дитя. Бердибек взял его, ударил об землю и убил.

Политика физического уничтожения султанов (с XIV в. в Улусе Джучи и в Чагатайском улусе слово султан стало титулом каждого представителя династии, происходившей от Чингиз-хана) привела к тому, что после гибели в 1359 г. Бердибека не осталось представителей ветви Джучидов, ведущих свое родство по прямой линии от Бату.

В Золотой Орде начинается полоса смут и дворцовых переворотов: в 60–70-е гг. XIV в. власть в государстве потомков Джучи захватывали многие, и одни из них правили полгода, другие — год, лишь некоторые — два, самое большее — три года. В этой борьбе за верховную власть в Улусе Джучи активное участие приняли потомки Орды и Тукай-Тимура, т. е.

султаны Кок-Орды (Восточной Орды), постепенно захватывая Сарай, столицу Золотой Орды, все на больший и больший срок.

В ходе этих политических неурядиц на территории Джучиева Улуса образовалось несколько независимых владений, во главе которых стояли местные правители, властвовавшие одновременно с ханом, сидевшим в Сарае. Так, около 1359 г.

на территории Пруто-Днестровского междуречья, представлявшей собою окраинный западный улус Золотой Орды, образовалась новая политическая единица — Молдавское княжество. Политическая ситуация в стране привела к территориальным потерям и на юго-востоке. В частности, в 1361 г.

в Хорезме возникла независимая от Золотой Орды династия, называвшаяся Суфи, по имени основателя династии Хусайна Суфи из тюркизированного монгольского племени кунграт; эти правители чеканили монеты без своих имен, с одной лишь арабской надписью: ал-мулк ли-ллахи («власть принадлежит Богу»).

Читайте также:  Военные реформы ивана iv грозного - история России

Дальнейшая судьба Хорезма сложилась так. В 1379 г. он был завоеван эмиром Тимуром, но в начале восьмидесятых годов XIV в. Токтамыш-хан воссоединил Хорезм с Поволжьем. Однако в 1388 г. Тимур снова завоевал Хорезм. В XV в.

Хорезм находился то во владении ханов Золотой Орды, то во владении Тимуридов, то во владении местной династии Суфи. В начале XVI в. страна перешла во владение Шибанидов, потомков Шибана, сына Джучи, и там образовалось Хивинское ханство.

После смерти Бердибека, последнего золотоордынского хана из дома Бату, от Золотой Орды отделились и султаны Кок-Орды, власть которых распространялась на все юго-восточные пределы Джучиева Улуса.

Западная Орда (Ак-Орда) раскололась на несколько самостоятельных частей: Нижнее Поволжье контролировалось сарайскими ханами, Причерноморье и Крым — эмиром Мамаем, Волжская Болгария — царевичем Булат-Тимуром, а затем Асаном и т. д.

В середине семидесятых годов XIV в. глава Кок-Орды (Восточной Орды) Урус-хан (ум. 1377) выступил в качестве объединителя всего Джучиева Улуса.

Хотя ему удалось захватить столицу Золотой Орды, город Сарай, удержать верховную власть он не сумел и в 777/1375–1376 г. вновь вернулся на берега Сырдарьи, в свои коренные владения.

То, что не сумел сделать Урус-хан, потомок Орды, осуществил в восьмидесятых годах XIV в. другой представитель Кок-Орды — молодой мангышлакский царевич Токтамыш, потомок Тукай-Тимура, сына Джучи.

В 1378 г. Токтамыш-султан при поддержке властелина Средней Азии эмира Тимура был возведен на ханский престол в городе Сыгнаке (на Сырдарье), столице царевичей Кок-Орды (левого крыла Джучиева Улуса).

Оттуда Токтамыш выступил на войну с претендентами на золотоордынский престол (и опять при поддержке эмира Тимура), завладел столицей Золотой Орды. Вскоре он сумел объединить в одно целое все владения Джучидов и восстановить в стране сильную ханскую власть.

Токтамыш имел неосторожность вступить в войну с бывшим своим протеже — эмиром Тимуром, и эта война, длившаяся несколько лет, закончилась в 1395 г. полным поражением и низложением золотоордынского хана. Токтамыш больше никогда уже не возвращался на престол всего Улуса Джучи, и погиб он, по одним известиям — в 1404 г.

, по другим — в 1406 г., около Тюмени (тюрк, «низина»; так называлась в то время также местность в низовьях р. Терека), во время сражения с войсками золотоордынского хана Шадибека.

В начале XV в. выступило еще несколько объединителей Джучиева Улуса. Однако после Токтамыша больше никому не удалось добиться власти, которая признавалась бы во всем Улусе Джучи. Более того, после тридцатых годов XV в.

Золотоордынское государство с центром на нижней Волге окончательно распалось и на его развалинах образовалось несколько новых тюркских государств: Крымское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Казахское ханство, а также ряд других политических единиц — Большая Орда (в степях между Волгой и Днепром), Ногайская Орда (с центром в нижнем течении Яика).

Историческая судьба всех вышеперечисленных политических образований оказалась тесно связанной с судьбой Руси — России, которая, во второй половине XV в. полностью освободившись от монголо-татарского ига, в XVI столетии превратилась в сильное государство с центром в Москве.

Взаимодействие России с политическими наследниками Золотоордынского государства привело к тому, что все они (каждый в свое время) были включены в состав Русского государства.

Вот основная хронология этого включения и постепенного превращения Московского царства в многонациональную и поликонфессиональную Российскую державу с обширными азиатскими владениями к востоку, югу и юго-востоку от ядра собственно Русского государства.

2 октября 1552 г. после двухмесячной осады русские войска во главе с Иваном Грозным заняли Казань, и закончилось самостоятельное существование Казанского ханства, основателем которого считается Джучид Улуг-Мухаммад-хан (ум. 1446).

Ликвидация Казанского ханства, соприкасавшегося с восточными границами Московского царства, предопределила судьбу Астраханского ханства — страны, управляемой потомками Тукай-Тимура, сына Джучи. В августе 1556 г.

Астрахань (собственно — Хаджжи-Тархан) была завоевана русскими войсками, и Астраханское ханство перестало существовать.

Так в 1552–1556 гг. все Среднее и Нижнее Поволжье было присоединено к России и для управления этой новой территорией создан так называемый Казанский приказ — учреждение, ведавшее всеми вопросами административного, военного, финансового, а также судебного характера в присоединенных владениях.

20 августа 1598 г. русские нанесли решающее поражение Кучуму, потомку Шибана, сына Джучи — последнему «татарскому» хану Сибири, и включили Сибирское ханство со столицей в Искере (недалеко от места впадения Тобола в Иртыш) в состав Московского государства. Управление новой территорией — Зацадной Сибирью — также было поручено Казанскому приказу. В начале XVII в.

был положен конец политической самостоятельности ногайцев, центром которых был город Сарайчик (букв.: Малый Сарай), основанный Джучидами во второй половине XIII в. при устье Яика. Непосредственным соседом Русского государства на юго-востоке теперь стало Казахское ханство, основанное в 875/1470–1471 г.

двумя султанами, Гиреем и Джанибеком, потомками Орды, старшего сына Джучи.

Из всех этнополитических образований Джучидов постзолотоордынского периода дольше всего просуществовало именно государство казахских султанов, а также Крымское ханство. Конец владычеству в Крыму династии Гиреев (названной так по имени ее основателя Хаджжи-Гирея, потомка Тукай-Тимура, сына Джучи) и присоединение полуострова к Российской империи относятся к 1783 г.

; один из последних ханов, Шагин-Гирей, был казнен турками на острове Родос в 1787 г., а последний из Гиреев, носивший титул хана, Бахт-Гирей, умер в январе 1801 г. на острове Митилена в Средиземном море. Присоединение Казахстана к России, начавшееся в тридцатые годы XVIII в.

, по ряду причин затянулось на многие десятилетия и закончилось лишь в шестидесятых годах XIX столетия.

Примечательно, что расширение сферы Российского государства на юг (до Черного моря и Кавказа включительно), восток (до Тихого океана) и юго-восток (до Средней Азии и Казахстана включительно) сопровождалось мощным миграционным потоком русского населения на новые земли.

Так что со второй половины XVI в. начинается эпоха российской многонациональной и поликонфессиональной государственности, а заодно и новый опыт военно-политической, социально-экономической и т. п. интеграции евразийского пространства — русско-тюркского (XVI–XX вв.

), вместо прежнего монголо-тюркского (XIII–XV вв.).

Султанов Т.

Источник: https://salik.biz/articles/27860-nasledniki-zolotoi-ordy.html

Как Золотая Орда сделала из России империю: семь фактов о «Русском улусе»

Фото: картина Павла Рыженко «Сартак»

Автор материала: Сергей Калинин

В Казани исторический парк «Россия – моя история» разместился на площадке ВЦ «Казанская ярмарка».

Это мультимедийный комплекс, в котором с помощью сенсорных экранов, проекторов, планшетов и 3D-кинотеатров отражена более чем 1000-летняя история России.

Мы решили показать, как создатели парка отразили ордынский период истории нашей страны, который в российской историографии выглядит достаточно противоречиво.

 Период Ордынской Руси исследователи, которые создавали контент для исторического парка, определяют с 1242 по 1359 годы.

 «Русский улус» Золотой Орды

Территория Руси после подчинения Золотой Орде в материалах экспозиции парка обозначается не иначе, как «Русский улус». В то время он состоял из нескольких десятков различных княжеств, среди которых особо выделились Владимирское и Киевское.

Несмотря на то, что «Русский улус» находился во власти ордынского хана со ставкой в Сарае, исполнительная и судебная власть оставалась в руках великих князей. Собственно, они и занимались сбором налога для Золотой Орды.

Особо стоит отметить, что именно в этот период развивается соперничество за лидерство в регионе Москвы и Твери, первая благодаря поддержке ордынских ханов одерживает победу.

Золотая Орда и реформы в русской армии

Взаимодействие с Ордой помогло реформировать русскую армию, отмечают исследователи. «Благодаря системе воинской повинности русские воины познакомились и усвоили многие стратегические и тактические приемы монголов», – говорится в тексте мультимедийного материала.

Сам принцип всеобщей воинской повинности был заимствован впоследствии у наследников Чингисхана. Теперь к службе стали привлекать и сельский люд.

Княжеская дружина трансформировалась в княжеский двор и боярские отряды. Ополчение города заменили на действенную армию.

Отмечается, что заимствования у монголов в конечном итоге помогли быстро собрать Дмитрию Донскому большую армию и победить в Куликовской битве.

Привилегии православной церкви

Одним из ключевых организаторов проекта является Русская православная церковь. Авторы проекта не забыли упомянуть о том, что во время власти Орды церковь не только была легальна, но и получала значительные льготы от политической власти.

Важный момент – православное духовенство было освобождено от уплаты дани. На территории Руси продолжалось строительство храмов.

Несколько поколений жителей России привыкли видеть наследников Чингисхана Золотую Орду как дикое племя, а сам ордынский период – как тяжелое бремя, оттянувшее страну на столетия назад. Но это далеко не так, что подтверждается присутствием веротерпимости и достаточным плюрализмом мнений для того периода.

Веротерпимость была настолько развита, что Русская православная церковь могла себе позволить миссионерскую деятельность в самой Орде. Так многие ордынцы принимали православие.

В качестве примера приводится племянник хана Берке царевич Даир Кайдагул, в крещении Петр. «Крестившись, он переехал в Ростов, где основал Петропавловский монастырь и принял постриг.

Впоследствии был причислен к лику святых», – сообщают материалы парка.

Возвышение Москвы при поддержке ханской власти

Ордынский период в истории России характеризуется двумя, казалось бы, противоположными процессами – появление новых территориальных княжеств и объединение русских земель вокруг двух основных. Именно в этот период на главные роли стал выходить город Москва – столица нынешней России.

Впоследствии хан Узбек казнил тверского князя Дмитрия Грозные Очи за самоуправство, а великое княжение отошло его брату Александру. Спустя год, во время восстания в Твери был убит ордынский посол Чолхан, князю пришлось спасаться бегством. После этих событий великое княжение отошло брату Юрия Московского – Ивану Данилову Калите.

Чингизиды и веротерпимость

Отдельное внимание в экспозиции уделили вопросу веротерпимости в Империи Чингисхана и Золотой Орде.

Так Чингисхан предоставил всем своим поданным свободу в выборе религии, а всех служителей культа освободил от повинностей от налогов.

«В период ига русские монастыри не были обложены данью, а преступления против православного духовенства сурово наказывались», – сообщается в материалах исторического парка.

В подтверждение сказанного приведены слова итальянского путешественника Марко Поло о хане Хубилае (1260 – 1292).

«Зная, что Пасха – один из наших главных праздников, он повелел христианам принести ему Евангелие и, окурив торжественно ладаном эту книгу, благоговейно поцеловал ее; то же должны были сделать по его приказанию и все вельможи.

Таков его всегдашний обычай при всяком большом празднике у христиан, на Рождество и на Пасху. То же соблюдал он и в праздники сарацин, иудеев и язычников», – повествует путешественник.

Согласно данным исторического парка, Орда была единственным государством за всю историю Евразии, где устраивались религиозные диспуты за счет казны. Эти мероприятия имели открытый характер. Их могли посещать христиане, буддисты, мусульмане.

Влияние Великой ясы Чингисхана на русское общество

О том, как свод законов Чингисхана (Великая яса) повлиял на русское общество, рассказывается в одном из материалов исторического парка. Отмечается, что основной целью империи Чингизидов была военная экспансия и завоевание новых территорий. Этой задаче отвечали и законы правителя.

Восточный выбор Александра Невского и побратимство с ордынским ханом

«В непростых условиях выбора между борьбой с захватчиками с Запада и владычеством Орды, Александр Невский выбрал второй вариант. Это позволило князю наладить с Ордой взаимовыгодные отношения и сохранить Русь», – так начинается раздел, посвященный непростому выбору Александра Невского.

Отмечается, что князь налаживал с Золотой Ордой мирные отношения. Выбор, по мнению специалистов, был связан и с договороспособностью и веротерпимостью ордынцев.

Посетителю исторического парка представлена легенда о побратимстве Александра Невского с ордынским ханом.

Ссылаясь на гипотезу Льва Гумилева, авторы исторического парка рассказывают о вероятном союзе побратимства между Александром Невским и ордынским правителем Сартаком. Отмечается, что ритуал братания в разных формах был известен обеим сторонам.

Тихон Шевкунов: Благодаря предкам нынешних жителей Татарстана наша страна стала наследником империи Чингизидов

«Мы очень рады, что в Казани открывается исторический парк, потому что история Татарстана, история татарского народа на протяжении многих столетий являются и историей России.

Мы сейчас шли с одним из коллег, разговаривали о непростых периодах нашей истории и заметили, что именно во многом благодаря предкам нынешних жителей Татарстана наша страна стала наследником империи Чингизидов.

Мы об этом даже не задумаемся порой», — такие слова прозвучали на открытии парка в Казани из уст идеолога проекта, епископа Русской православной церкви Тихона (Шевкунова). 

Через день после появления материала об этом на сайте ИА «Татар-информ» слова владыки через Национальную службу новостей прокомментировал известный историк и политолог Николай Сванидзе. Эксперт сказал, что это «очередная констатация имперского факта».

Возможно и так. Констатация факта. Однако стоит признать, что раньше на уровне федерального проекта едва ли можно было увидеть или услышать отличную от сложившейся в сознании обывателя точку зрения о Золотой Орде

Источник: http://sntat.ru/obrazovanie/kak-zolotaya-orda-sdelala-iz-rossii-imperiyu-sem-faktov-o-russkom-ulus/

Ссылка на основную публикацию