Изобразительное искусство и архитектура в ссср — история России

История России

В. А. Фаворский. Фотография 1933 года.

В 20-х годах среди советских художников существовало много различных группировок: Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов, Общество московских художников, Общество русских скульпторов и другие.

Это было вызвано прежде всего тем, что к большим общим целям, которые стояли перед советским искусством, разные художники шли разными творческими путями.

Но в делении на группировки, в их деятельности проявлялись отчасти и пережитки старого: аполитичность и эстетизм, тенденции формализма и натурализма, противостоявшие требованиям реалистического искусства.

Несмотря на то что советское искусство тогда носило переходный характер, в нем постепенно вырабатывался общий стиль. В живописи определяющее значение приобретают классические традиции, и главным образом традиции русской реалистической школы. Художники все шире охватывают новые темы, все чаще обращаются к современности.

Вместе с мастерами старшего поколения выступают и молодые, только начинающие свой творческий путь живописцы. Для этого времени характерны работы С. В. Малютина, А. Е. Архипова, Г. Г. Ряженого в портретном жанре, Б. В. Иогансона — в бытовом, М. Б. Грекова, И. И. Бродского, А. М. Герасимова — в историко-революционном, А. А.

Рылова, Н. П. Крымова, Б. Н. Яковлева — в пейзажном и т. д. Изменяют свое отношение к окружающему, к задачам искусства художники, группировавшиеся до революции вокруг журнала «Мир искусства», и бывшие сезаннисты. П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В.

Куприн переживают расцвет своего дарования; реальным, жизненным содержанием наполняется еще недавно стилизаторское творчество К. С. Петрова-Водкина; новый подход к проблемам образной выразительности сказывается в произведениях М. С. Сарьяна, С. В. Герасимова и других.

Особенно ярко проявились новаторские тенденции советской живописи в картине «Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки (1928 г.).

В графике видное место заняла политическая карикатура (Б. Е. Ефимов, Л. Г. Бродаты и другие). Одновременно растет значение книжной иллюстрации, в особенности книжной гравюры на дереве (А. И. Кравченко, П. Я. Павлинов и другие).

Ее крупнейший мастер В. А. Фаворский положил начало целому творческому течению. Успешным было развитие также станкового рисунка, выполненного углем, карандашом, литографией или черной акварелью (Н. Н. Купреянев, Н. П. Ульянов, Г. С. Верейский, М.

С. Родионов).

Скульптура 20-х годов продолжала следовать идеям ленинского плана «монументальной пропаганды». Круг ее задач заметно расширился. Больших успехов достигла портретная скульптура (А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Д. Лебедева). Самое крупное достижение этого периода — портретная «Лениниана» Н. Андреева.

Однако основные усилия скульпторов по-прежнему направляются на создание памятников. В отличие от первых гипсовых памятников, носивших временный характер, новые монументы сооружаются из бронзы и гранита.

К лучшим из них относятся памятники В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, С. А. Евсеев), на плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье (И. Д.

Шадр) и в Петрозаводске (М. Г. Манизер).

Образы широкого обобщающего значения создали А. Т. Матвеев («Октябрьская революция»), И. Д. Шадр («Булыжник — оружие пролетариата»), В. И. Мухина («Ветер», «Крестьянка»), уже в то время определявшие своим творчеством лицо советской скульптуры.

После окончания гражданской войны возникли условия, благоприятные для развития архитектуры. Ее первоочередной, самой насущной задачей было жилищное строительство (комплексы жилых домов на Усачевой улице в Москве, на Тракторной улице в Ленинграде и т. д.).

Но очень скоро архитекторы поставили в центр своего внимания градостроительные проблемы, сооружение общественных ансамблей, промышленное строительство. А. В. Щусев и И. В. Жолтовский разрабатывают первый план реконструкции Москвы. Под их руководством осуществляется планировка и строительство Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г. А. В.

Щусев создает выдающееся произведение советской архитектуры — Мавзолей В. И. Ленина. До конца 20-х годов по планам советских архитекторов был построен ряд зданий различного назначения (дом «Известий» Г. Б. Бархина; Госбанк СССР И. В. Жолтовского; Центральный телеграф И. И. Рерберга), промышленных комплексов (Волховская гидроэлектростанция О. Р.

Мунца, Н. П. Гундобина и В. А. Покровского; Днепровская гидроэлектростанция В. А. Веснина) и т. д.

Одной из важных сторон творческой деятельности советских архитекторов было стремление выработать новые формы архитектуры, соответствующие новым задачам, современным материалам и строительной технике, именно эти стороны советские архитекторы постарались отразить архитектуре и искусстве в 30-е годы XX века.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/arxitektura-i-izobrazitelnye-iskusstva-v-20-e-gody-xx-veka.html

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства.

Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества.

Если в искусстве 19-го — начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства.

Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х — 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора «Ты записался в добровольцы?» и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это «Окна РОСТА», где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России» (АХРР) «Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

 В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер. 

В эти же годы было положено начало эпопее «Лениниана», создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников. 

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что «когда гремят пушки, музы молчат». Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.  

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества. 

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру «Окон РОСТА» в 1941 — 1945 годах создавались многочисленные листы «Окон ТАСС». Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в «Окнах ТАСС», в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова «Не забудем, не простим!» Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова «Ленинград в дни блокады».

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы.

Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова.

Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины «Победа», Б.М.Неменский и его картина «Мать», крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину. 

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма.

В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере «Трофеи русского оружия» (1942), триптих П.Д.Корина «Александр Невский», полотно А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле».

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями.  Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х — 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период — отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера. 

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека.

Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний.

Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей. 

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как»Машенька»Б.Неменского, «Письмо с фронта» А.Лактионова, «Отдых после  боя» Ю.Неменского, «Возвращение» В.Костецкого и многие другие.

Читайте также:  Карта: образование ссср. развитие союзного государства (1922-1940) - история России

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме. 

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е.

картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями («Опять двойка!» Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах («Хлеб» Т.Яблонской, «На мирных полях» А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п.

Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись — это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Источник: http://cvetamira.ru/sovetskoe-izobrazitelnoe-iskusstvo

Искусство СССР в 1930-е годы — презентация

1 ИСКУССТВО СССР В 1930-Е ГОДЫ<\p>

2 КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Она была направлена : Культурная революция предусматривала : В СССР в е гг. XX в. произошла Культурная революция. Она была направлена : 1. На изменение социального состава послереволюционной интеллигенции, 2. На разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Культурная революция предусматривала : 1. Ликвидацию неграмотности, 2. Создание социалистической системы народного образования и просвещения, 3. Развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.<\p>

3 Изобразительное искусство В 30-е годы происходят значительные изменения в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в стране продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников г. художник Ф. Шурпин 1930 г. художник Г. Клуцис<\p>

4 Социалистический реализм К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний. Николаев К. «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» г.<\p>

5 М. Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 г. Тихова М. «Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорового завода» г.<\p>

6 ИСКУССТВО ПЛАКАТА В период гражданской войны и интервенции политический плакат полностью отделился от других видов художественной графики (рекламы, афиши, политического рисунка). Для плаката характерна броская наглядность образа, оперативность отклика, общедоступность содержания. Это было очень важно для страны, в которой большая часть населения была неграмотной г. КУКРЫНИКСЫ Ефимов Б., Иоффе М., 1936 г.<\p>

7 Дейнека А., 1930 г.Г. Клуцис., 1933 г.Игумнов С., 1937 г.<\p>

8 СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Советская станковая живопись испытывает тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность» Один из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода Борис Иогансон. Он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно популярны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). «Допрос коммунистов»«На старом уральском заводе»<\p>

9 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Дореволюционные традиции продолжал в это время Евгений Лансере роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) демонстрирует его тягу к подвижной барочной форме. Дейнека также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись. Его мозаики станции « Маяковская » (1938) созданы с использованием современного стиля : острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Фаворский, известный график, также внёс вклад и в монументальную живопись : он применил свою систему построения формы, выработанную в книжной иллюстрации, к новым задачам. Его росписи Музея охранным материнства и младенчества (1933, вместе с Львом Бруни ) показывают понимание им роли плоскости, соединение фрески с архитектурой с опорой на опыт древнерусской живописи.<\p>

10 Е. Лансере « Роспись ресторанного зала Казанского вокзала », 1933 г. А. Дейнека, Мозаика станции « Маяковская », 1938 г.<\p>

11 Фаворский В., Л. Бруни « Росписи Музея охранным материнства и младенчества » 1933 г.<\p>

12 ПЕЙЗАЖ Достигается разнообразие стилистических направлений : В е годы в СССР началась эпоха обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности. Достигается разнообразие стилистических направлений : 1. Лирическая линия пейзажной живописи, 2. Индустриальный пейзаж.<\p>

13 ЛИРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ Бакшеев В., « Голубая весна», 1930 г.<\p>

14 ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ К.Богаевский «Днепрострой», 1935 г.<\p>

15 ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР Развитие живописного портрета в стилистике авангарда «первой волны» исчерпало себя к 1930-м гг. В портретном жанре востребованными вновь оказались приемы и стилистика реалистического решения образа современника, при этом в качестве одной из главных задач декларировалась идеологическая, пропагандистская функция портрета. М. Нестеров «Портрет Академика И. П. Павлова» 1930 г. Нестеров М. «Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных.», 1930 г.<\p>

16 Также некоторые художники часто обращались к недавнему революционному прошлому страны. М. Греков, «Тачанка (Выезд на позиции)», 1933 г.<\p>

17 К. Петров-Водкин, «Смерть комиссара» 1928 г.<\p>

18 ИТОГ : Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно — правительственного аппарата.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1327850

Культура, искусство СССР в 1930-е гг.. Видеоурок. История России 9 Класс

Тема сегодняшнего урока: «Культура СССР в 1930-е годы». Какие-то черты в развитии культуры, искусства СССР в 1930-е гг. остались теми же, что и в 20-е гг., но появилось очень много новых элементов.

Давайте сначала рассмотрим, что повлияло на развитие советской культуры в 1930-е гг. Первый фактор, который всегда необходимо анализировать, когда мы говорим о развитии культуры, искусства, – это роль государства. В 30-е гг.

в Советском Союзе существовал тоталитарный режим с жестким контролем верхушки партии, руководства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над сферой культуры. Это приводило к однообразию, к отсутствию политических свобод, к неким трагедиям в жизни людей искусства. С другой стороны, роль государства можно оценивать и как положительную.

Огромные средства, не сравнимые с 1920-ми гг., тем более с годами Гражданской войны, вкладывались в культуру, искусство, науку, в образование. Таким образом, говоря о роли государства, нельзя сказать, что влияние было только плохим или только хорошим, оно было противоречивым.

То же касается и наличия политических свобод: с одной стороны, для искусства и культуры свобода – это очень хорошо, с другой стороны, опыт многих эпох, разных стран показывает, что ограничение свободы приводит к большему духовному взлету, когда художники, творцы, поэты, писатели, пытаясь преодолеть запреты, достигают вершин, которых в условиях абсолютной свободы достичь нельзя. Однако репрессии со стороны власти нельзя оправдать. Выдающиеся представители интеллигенции оказываются в тюрьме или убиты: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, Н.А. Клюев, Д.С. Лихачев (см. Рис. 1, 2).

Рис. 1. Мандельштам О.Э. (Источник)

Рис. 2. Цветаева М.И. (Источник)

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям.

С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг.

не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг.

большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг.

обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат (Источник)

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг.

большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20–30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х – начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы.

С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица (Источник)

Рис. 5. А.Ф. Иоффе (Источник)

Рис. 6. С.В. Лебедев (Источник)

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории.

По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, – это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм.

Общественно-экономическая формация – центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон.

Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев (Источник)

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей – союз писателей Советского Союза. До 1934 г.

существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация – Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло.

Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами.

Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И.

Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И.

Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский (Источник)

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский (Источник)

Рис. 10. Агния Барто (Источник)

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка – трудная сфера для восприятия. 30-е гг. – это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку.

Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени – Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г.

был основан Союз советских композиторов.

Искусство – это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг.

продолжает утверждаться социалистический реализм – теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. – начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг.

сложилось представление об исторической предназначенности искусства – утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П.

Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной.

Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство.

Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего – их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины – архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны.

Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль – советский ампир.

Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев.

Сталинский ампир – лидирующее направление в советской архитектуре (1933–1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» (Источник)

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел (Источник)

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина (Источник)

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» – режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» – режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л.

Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» – режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н.

Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова.

В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А.

Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги.

Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции.

В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX – начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –
  4. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX – начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917–1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. – Выпуск № 3. – 2013. – УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920–1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. – Выпуск № 69. – 2008. – УДК: 7.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/9-klass/rossiya-v-poiskah-perspektiv-1917-1927-gg-stanovlenie-sssr/kultura-iskusstvo-sssr-v-1930-e-gg

Советское изобразительное искусство

33 года назад были определены меры по развитию изобразительного искусства в РСФСР.

С первых лет советской власти в стране начал осуществляться план «монументальной пропаганды», в основе которого была идея В. И. Ленина о необходимости «двинуть вперед искусство как агитационное средство». Художники активно участвовали в наглядной агитации, в создании художественной среды городов и сел.

В условиях установившейся партийно-государственной монополии на выставочную и коммерческую деятельность в области изобразительного искусства, художественная жизнь в Советском Союзе фактически находилась под контролем партийных органов.

Профессиональная деятельность художника в советские годы полностью зависела от членства в Союзе художников. Специальные советы контролировали соответствие художественного творчества требованиям «социалистического реализма». Попытки формального экспериментирования и неофициальное художественное движение рассматривались властями как проявление диссидентства.

В пятидесятые годы в советском изобразительном искусстве получили широкое распространение темы, связанные с культом личности. При этом отмечалось, что многие художники оторваны от советской действительности, создают слабые в идейном и художественном отношении произведения.

О проблемах развития изобразительного искусства говорилось в Постановлении Совмина РСФСР 1979 года. Согласно этому документу, на фоне открытия новых выставочных залов и художественных музеев общий уровень художественного творчества оставался довольно низким. Отсутствовала комплексная программа пропаганды изобразительного искусства.

В 1986 году уже на союзном уровне был принят документ, призванный повысить роль изобразительного искусства в коммунистическом воспитании трудящихся.

В нем содержался призыв к художникам и скульпторам направить свои творческие усилия на идейно — эстетическое преобразование облика городов и сел, участвовать в улучшении эстетических качеств промышленной продукции и товаров народного потребления. Изобразительное искусство и архитектура должны были укреплять связи с жизнью народа, усиливать свое влияние на развитие общества, его морально — психологический климат.

Пока государство принимало формальные меры по развитию искусства, в стране возникали первые неофициальные творческие объединения. Они организовывали выставки художников, не являвшихся членами союза художников, и способствовали развитию экспериментального изобразительного искусства.

В настоящее время задачи государства в сфере культуры указаны в основах законодательства Российской Федерации о культуре (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1080). С принятием этого документа прекратили свое действие советские нормативные акты об изобразительном искусстве.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Источник: http://ppt.ru/news/71679

Изобразительное искусство и архитектура

В XX веке в изобразительном искусстве продолжали свое творчество такие представители классического реализма, как И.Е. Репин и В.И. Суриков. Импрессионисты, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и другие, стремились с помощью игры красок отразить красоту мира в простых, окружающих человека явлениях и предметах.

Эти направления, как и постимпрессионизм, предпринимавший попытки как бы раздвинуть горизонты пространства (П. Сезанн), имели немало последователœей.

В то же время в рамках поиска новых подходов к отражению сущности мира в начале века сложился ряд модернистских направлений изобразительного искусства, оказавших большое влияние на последующее развитие художественной культуры.

Одним из новых направлений начала века был примитивизм — попытка увидеть мир как бы детскими глазами, сохранить связь с усложняющейся действительностью, выразить самые общие, всœем понятные его черты. В стиле примитивизма на раннем этапе своего творчества писал французский художник А.

Матисс, называвший направление своего творчества фовизмом. Кубизм, родоначальниками которого была группа французских художников — П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже, Г. Аполлинœер, М. Жако — стремился передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета.

Кубизм, особая форма примитивизма, акцентировавшая внимание на стереометрии предмета͵ изображала мир в виде взаимосвязанных геометрически правильных фигур.

Наибольшую известность приобрел П. Пикассо, создавший в 1937 ᴦ.

композицию ʼʼГерникаʼʼ, посвященную трагедии жителœей испанского города, уничтоженного бомбами германской авиации во время гражданской войны в Испании.

Типичным порождением начала XX века стал футуризм — творческий стиль, зародившийся в начале века в Италии. Он не только идеализировал то новое, что принœесла в жизнь человечества индустриальная эпоха, но и претендовал на создание культуры будущего.

Первый Манифест футуризма, написанный писателœем Ф.Т. Маринœетти в 1909 ᴦ., призывал к разрушению ʼʼстарого мираʼʼ и его памятников, воспевал войну, насилие, революцию, достижения техники. Футуристы мечтали не только о новой технике, новых городах, свободно парящих в воздухе, но и о новой расе людей.

Художники-футуристы У. Боччони, К. Карр, Л. Руссоло передавали динамику движения, перемен. Руссоло пытался также воплотить футуризм в музыкальном творчестве, создав так называемую музыку механических шумов, используя такие предметы, как гудки, пишущие машинки, счеты и т.д.

Футуризм был популярен и в России кануна войны. В частности, одним из приверженцев нового, нетрадиционного футуристического стиля в поэзии был В. Маяковский. Показательно, что футуристы, как правило, поддерживали резкие перемены в жизни общества.

Так, Маринœетти сблизился с Муссолини, считая фашизм своего рода футуристическим экспериментом, делающим реальным любые утопии.

Почти одновременно с футуризмом появляется такое направление художественного творчества, как абстракционизм — создание абстрактных композиций из геометрических форм.

Родоначальниками абстракционизма были В. Кандинский, П. Мондриан, К. Малевич, последний определял свое творчество как суперматизм. Οʜᴎ стремились полностью освободить искусство от крайне важно сти отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника.

Вершиной абстракционизма принято считать ʼʼЧерный квадратʼʼ на белом фоне К. Малевича (1913). Некоторые художники, близкие к абстрактному направлению в живописи, экспериментировали с попытками передать цветом и формой музыкальные мотивы (М. Чюрленис, А. Хёльцель).

Развитием новаторских, технократических идей в 1920-е гᴦ. стал конструктивизм, пытавшийся максимально сблизить культуру с инженерным творчеством, рационализировать творчество. Конструктивизм впоследствии развился в искусство дизайна. Первая лаборатория дизайна была создана в Германии (школа Бахауз, 1919—1932).

Наиболее популярен был конструктивистский стиль в архитектуре, самыми яркими представителями которого были Ле Корбюзье и И. Леонидов. В 1922 ᴦ. Корбюзье создал проект ʼʼГорода будущегоʼʼ на 3 млн. жителœей, лишенного привычного делœения на центр и окраины.

Идеи конструктивизма состояли в том, что подлинную красоту способен создать только строительный гений человека, организующий пространство более рационально и эстетично, чем природа.

Особым направлением конструктивизма стала так называемая тоталитарная архитектура, зародившаяся в Германии. Ее цель состояла в том, чтобы, не останавливаясь перед затратами, увековечить в камне величие новой империи А.

Гитлера, потрясти воображение и немцев, и представителœей покоренных народов. Идея воздвижения монументальных сооружений, символизирующих достижения СССР, не оставляла и И.В.

Сталина, однако ограниченность ресурсов помешала реализации наиболее амбициозных проектов.

Пессимизм в отношении реальностей технологизирующегося мира нашел свое выражение в стиле модерн, зародившемся в конце Х1Х-начале XX века в Германии. Его духовным двойником была поэзия символизма.

Для модерна и символизма характерно обращение к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения, выражающим глубинную связь явлений.

Модерн, охвативший и живопись, и зодчество, и прикладное искусство, и графику, отрицал традиции Ренессанса и эпохи Просвещения, обращался к основам национальной культуры (нордическо-германской, кельтской, русской). Классическим примером модерна является творчество М. Врубеля, Г. Климта.

Индустрия XX века использовала популярность стиля модерн, применяя созданные им орнаменты в предметах широкого потребления, быта͵ что обеспечило ему долгую жизнь, хотя и привело к творческой деградации.

В архитектуре стиль модерн пытался уйти от привычной симметрии технологичных конструкций, создать многообразие форм. Его развитием был стиль неоклассики, воспроизводивший формы средневековой архитектуры.

Влияние бурных событий периода первой мировой войны и последующих социально-политических потрясений обусловило наступление нового этапа в художественной жизни, определяемого как неомодернизм.

Наиболее скандальную известность приобрел дадаизм, получивший такое название от словосочетания ʼʼдадаʼʼ, обозначающего бессвязный лепет новорожденного ребенка. Дадаисты (Т. Тцара, М. Дюшан, К.

Швиттерс и другие), считая возникшую цивилизацию омерзительной, отвергали ее основные ценности, в т.ч. и эстетические.

В их творчестве преобладал гротеск, стремление шокировать публику изображением наиболее антиэстетичных, отталкивающих сторон жизни.

Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, — экспрессионизме, зародившемся в Германии и проявившем себя в живописи, музыке, литературе.

Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью, выражающейся через буйство звуков, красок, отрицанием эмпирического, житейского, обыденного опыта͵ обращением к иррациональности, апокалиптизму.

Одним из самых известных представителœей экспрессионизма в живописи является М. Шагал.

Идеи дадаизма, романтизм экспрессионизма отразились в сюрреализме — культурном течении, зародившемся в 1920— 1930-е гᴦ.

Согласно эстетическим воззрениям сюрреалистов, художник, поэт, писатель — бог-творец, созидающий собственный мир — сверхреальность (сюрреальность).

Эта сверхреальность неподвластна законам обыденного мира, в ней текучи время и пространство, она иррациональна, символична, открыта грезам, фантазиям, чуду. Самым известным представителœем сюрреализма является С. Дали, дань ему отдавали М. Шагал и П. Пикассо.

В первой половинœе XX века возрастающее влияние на тенденции в художественном творчестве стали оказывать национальные традиции регионов, ранее находившихся на периферии развития мировой культуры. Так, в Латинской Америке сложилась самостоятельная школа художников-монументалистов (Д. Ривера, Д.

Сикейрос), стремящихся сочетать национальные реалистические традиции (лирический пейзаж, бытовой мотив, правдивый портрет) с показом эпических картин истории, патетики революционной борьбы.

В то же время новые течения в изобразительном искусстве проявлялись в небольшой группе стран, они оказывали лишь ограниченное влияние на творчество большинства народов мира.

Большое развитие первоначально во Франции, затем и в других странах получило искусство плаката (А. Тулуз-Лотрек, П. Боннар), карикатуры (Ж. Эффель, журнал ʼʼСатириконʼʼ в России). Этот вид живописи непосредственно был связан с текущими политическими проблемами и интересами, обращен к широким массам населœения.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из Манифеста 20 февраля 1909 ᴦ. Ф.Т. Маринœетти:

ʼʼМы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!

А ну-ка, где там славные поджигатели с обожженными руками?

Давайте-ка сюда! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!<\p>

Не где-нибудь, а в Италии провозглашаем мы данный манифест. Он перевернет и спалит весь мир.

Сегодня этим манифестом мы закладываем основы футуризма. Пора избавить Италию от всœей этой заразы — историков, археологов, искусствоведов и антикваров Не существует красоты вне борьбы, нет шедевров без агрессивности. Мы на мысе веков Пространство и время умерли вчера.

Мы прославляем войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительный жест анархистов, жест, обрекающий на смерть и презрение к женщинœе Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы, пеструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающихся из их труб дыма. Пусть мосты гимнастическим прыжком перекинутся через ослепительно сверкающую под солнцем гладь рек. Пусть пройдохи пароходы обнюхивают горизонт. Пусть широкогрудые паровозы, эти стальные кони в сбруе из труб, пляшут и пыхтят от нетерпения на рельсах. Пусть аэропланы скользят по небу, а рев винтов сливается с плеском знамен и рукоплесканиями восторженной толпыʼʼ.

Из предисловия к первому номеру журнала ʼʼСюрреалистическая революцияʼʼ Жак-Андре Буаффара, Поль Элюара, Роже Витрака, 1924 ᴦ.:

ʼʼМы всœе зависим от милости грез, мы обязаны грезам, ощущая их власть, когда бодрствуем. Это страшный тиран, обряженный зеркалами и вспышками.

Что такое бумага и перо, что такое письмо, что такое поэзия перед этим гигантом, который держит своими мышцами мускулы облаков? Вы бормочете что-то запинающимся языком при виде змеи, не ведая о мертвых листьях и ловушках из стекла, вы боитесь за свое состояние, за свое сердце и свои удовольствия, и вы ищете в тени грез математические знаки, которые сделают вашу смерть более естественной. Иные, и это пророки, слепо направляют силы ночи к будущему, заря говорит их устами, и восхищенный мир ужасается или поздравляет себя с праздником. Сюрреализм открывает двери грезы всœем тем, для кого ночь чересчур скупа. Сюрреализм — это перекресток чарующих сновидений, алкоголя, табака, кокаина, морфина; но он еще и разрушитель цепей; мы не спим, мы не пьем, мы не курим, мы не нюхаем, мы не колемся — мы грезимʼʼ.

Из Второго манифеста сюрреализма А. Бертона, 1929 ᴦ. Антология французского сюрреализма:

ʼʼПроблема социальной активности — это лишь одна из форм более общей проблемы, которой занимается сюрреализм; а проблема эта звучит так: человеческие способы выражения во всœех их формах. Тот, кто говорит о выражении, говорит прежде всœего о языке.

А потому не удивительно, что вначале сюрреализм полагал себя исключительно в сфере языка Логические механизмы предложения оказываются всœе более и более неспособны сами по себе обеспечить человеку то эмоциональное потрясение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лишь одно способно придать его жизни некоторую ценность.

И напротив, продукты этой деятельности — спонтанной или еще более спонтанной, непосредственной или еще более непосредственной, продукты, которые сюрреализм предлагает во всœе возрастающих количествах, то есть книги, картины и фильмы, на которые человек прежде взирал в ошеломлении, теперь эти продукты окружают его со всœех сторон, и именно им он с большей или меньшей робостью перепоручает задачу изменения самого способа своей чувственностиʼʼ.

Набоков В. Собр.

соч.: В 5 т. Т. 3., М.,1997. С.575-576:

ʼʼЯ не вижу какой-либо значительной разницы между абстрактным и примитивным искусством. И то и другое искренне и просто. Естественно, в этих вопросах не следует обобщать — в счёт идет только отдельный художник.

В случае если, однако, мы на мгновение примем общую идею современного искусства, нам придется признать, что беда его в том, что оно чересчур банально, подражательно и академично.

Пятна и кляксы просто-напросто заменили общедоступные красивости столетней давности — изображения итальянских девушек, благообразных нищих, романтических руин и так далее.

Но подобно тому как среди этих банальных полотен могло попасться творение подлинного художника, с более богатой игрой света и тени, с какой-то невиданной чертой неистовства или нежности, так и в ряду банальностей примитивного или абстрактного искусства можно наткнуться на проблеск большого талантаʼʼ.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли особенности отражения мира представителями различных направлений изобразительного искусства, архитектуры?

2. Какие черты отличали модернистское направление в живописи, архитектуре, дизайне?

3. Что такое неомодернизм? Какими течениями он был представлен в 1920—1930-е гᴦ.?

4. Сравните манифесты футуристов и сюрреалистов. Что в них общего, что различного? В чем вы видите принципиальные различия взглядов представителœей этих течений в искусстве?

5. Назовите известные вам произведения художников, архитекторов первой половины XX века? Какие из них и почему особенно привлекают ваше внимание?

6. Чем вы объясните активный поиск новых форм отражения мира в художественном творчестве первых десятилетий XX века не только в развитых странах, но и на периферии развития мировой культуры?

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/571281_izobrazitel_noe_iskusstvo_i_arhitektura

Ссылка на основную публикацию