Итоги складывания московского государства — история России

Основные этапы складывания Московского централизованного государства

В  России процесс образования централизованного государства имел три ярко выраженные особенности:

— складывание централизованного государства на феодальной, а не на индустриальной экономической основе;

—     образование централизованного государства на многонациональной основе, а не как национального государства, что было характерно для Европы;

—     нахождение народов, вошедших в состав Московского государства, на различных этапах цивилизационного развития и принадлежность их к различным типам цивилизаций. Это обусловило формирование в России цивилизационного конгломерата, в который входили народы, тяготевшие как к западному, так и к восточному типам развития.

 К XIV в. в русских землях сложились предпосылки образования централизованного государства:

—     повышение производительности, товарного характера сельскохозяйственного и ремесленного производства, приведшее к расширению экономических связей между русскими землями, усилению заинтересованности многих социальных групп, в первую очередь купцов, ремесленников, земельных собственников, в формировании единого рынка, обеспечении безопасности торговых путей;

—     острая нужда в централизованной власти служилых феодалов (помещики) и черносошных (свободных) крестьян, страдавших от притеснений крупных землевладельцев — бояр;

—     рост сопротивления смердов закабалению, подталкивавший феодалов к объединению своих усилий и созданию централизованного государственного механизма;

—     стремление к единой государственной власти православной церкви, боровшейся против католической экспансии и являвшейся строгоиерархической структурой политической системы общества. Централизованная власть была способна защитить интересы церкви;

—     необходимость освобождения от неравноправного союза с монголо-татарами (или в других концепциях — от монголо-татарского ига).

В генезисе Московского централизованного государства можно выделить три основных этапа

Первый этап. – начало  объединения русских земель, продолжался с конца XIII в. до середины XIV в. В конце XIII столетия вСеверо-Восточной Руси на территории Владимиро-Суздальского княжества возник крупный феодальный центр — Московское княжество, первое упоминание о столице которого мы находим в летописи 1147 г.

В годы раздробленности русских земель объективно сложились три центра, способных стать во главе их объединения: НОВГОРОД, ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ. Гибкая, но не всегда высоконравственная политика московских князей, направленная на утверждение их единовластия, выдвинула Москву во главу объединительного процесса.

Сын Александра Невского князь Даниил Александрович (1276 – 1303 гг.). увеличил территорию княжества в 2 раза. Юрий Данилович (1303-1325 гг.) все силы отдал борьбе с тверскими князьями за великое княжение во Владимире.

Княживший с 1325 г. по 1340 гг. получил от хана право сбора дани с Руси для Орды, что сделало зависимыми от него всех других князей. Он перенес из Владимира в Москву митрополичью кафедру, (конец 20-х гг. XIV в.), стал именоваться Великим князем московским.

При Калите Москва становится политическим, экономическим и духовным центром русских земель.

Второй этап ознаменовался утверждением Москвы как центра объединения русских земель, охватывал время со второй половины XIV в. до середины XV в. Сыновья Калиты продолжили дело объединения русских земель вокруг Москвы и дипломатического сдерживания Орды, вели успешные войны с Литвой и Новгородской боярской республикой.

Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 гг.) совершил в 1375 г. успешный поход на Тверь, чем упрочил положение Москвы как общерусского центра. При Дмитрии Москва стала во главе борьбы русского народа против иноземных захватчиков, организатором победы на поле Куликовом.

После вступления на престол Василия II Васильевича Темного (14251462 гг.) на Руси началась феодальная война, шедшая с 1425 г. по 1453 гг. Василий II, победив в феодальной войне, окончательно утвердил верховенство московских князей в русских землях.

В 1441 г. Русская православная церковь провозгласила свою автокефалию незави-имость от константинопольской патриархии). Это способствовало усилению ее власти и влияния в московском обществе и вне его пределов.

Третий этап завершения объединения русских земель вокруг Москвы — середина XV в. — первая половина XVI в Иван III Васильевич (1462-1505 гг )присоединил к Москве Ярославское княжество, а в 1471 г. подчинил Новгородскую боярскую республику.

Процесс образования централизованного государства повсеместно сопровождался экспроприацией крупной земельной собственности и сосредоточением ее в руках московского государя, опиравшегося на служилое дворянство Это приводило к сужению социальной базы вассальных отношении в мире боярства и увеличению числа помещиков-дворян, которые являлись лишь владельцами, но не собственниками земли, что влекло к установлению  отношений подданства.

На рубеже XV — XVI столетий под руку Москвы были взяты Тверское.Рязанское и Смоленское княжества, чернигово-северские и вятские земли, земли по р. Обь. С 1485 г. Иван III начинает именоваться князем всея Руси.

Одновременно на смену Руси приходит новое наименование — Россия, или Московия. В 1480г. нар.

Угра Иван III почти без боевых действий наносит поражение ордынскому войску хана Ахмата, чем ставит окончательный предел монгольскому игу на Руси (или неравноправному союзу в другой концепции).

Усилению международного авторитета Московии как преемницы лидера православного христианского мира Византии, павшей в 1453 г под ударами турок, способствовал брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог (1472 г )

В ходе войны с Литвой (1500-1503 гг.) Иван III отвоевал более 10 русских городов: Чернигов, Стародуб, Гомель, Брянск, Мценск и др.

Василий III Иванович (1505-1533 гг ) освободил от литовцев Смоленск и присоединил к Москве Псковскую боярскую республику, Рязанское княжество, чем завершил формирование Российского централизованного государства.


Источник: http://histor-ru.ru/otvety-na-jekzamen-po-otechestvennoj-istorii/191-osnovnye-jetapy-skladyvanija-moskovskogo.html

Вотчинный уклад Московского государства

Становление единого государства в Северо-Восточной Руси имело ряд отличий от процесса образования единых государств в Западной Европе в XV-XVI веках.

Западноевропейские страны возникали как единые и одновременно централизованные. Политическая централизация была прекрасно подготовлена предшествующим экономическим развитием. На базе роста специализации и торговли шел процесс складывания единых национальных рынков.

Единый национальный внутренний рынок обеспечивал прочное экономическое единство страны и требовал ее политического объединения.

Все слои западноевропейского населения, за исключением крупных феодалов (герцогов, графов и прочих правителей раздробленной Европы) были заинтересованы в объединении, а, следовательно, и в усилении королевской власти и собирании ею земель.

На Руси XV-XVI веков натуральное хозяйство не было разрушено, единый внутренний рынок не сложился. Следовательно, не было прочной экономической базы для единства территорий.

При объединении Руси главенствовал политический, даже, скорее, внешнеполитический фактор — необходимость освобождения от ордынской зависимости, а в дальнейшем — необходимость успешного «соседства» с более развитыми в социально-экономическом плане европейскими странами.

В итоге вокруг Москвы сначала сложилось единое государство, и уже в его рамках происходил процесс централизации. Централизация страны растянулась на несколько веков. Она началась в XV веке, а была завершена только в XVII веке.

Для централизованных стран характерны:

  1. сильный государственный аппарат в центре, который мог контролировать подчиненные ему органы власти на местах;
  2. чиновничество, для которого государственная служба стала основным занятием и источником существования;/li>
  3. единое войско, законодательство, суд, территориальное деление, монета;/li>
  4. единообразное для различных частей страны налогообложение.

В XV-XVI веках на Руси данные признаки централизованного государства только вырабатывались. Главой единого Московского государства был великий князь Московский и Владимирский.

Однако этого титула было уже недостаточно, чтобы символизировать степень могущества московского монарха, а главное — степень его претензий на власть над подданными. Поэтому был принят дополнительный официальный титул Ивана III — государь всея Руси.

Этот титул подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных подданных: начиная от князей и бояр, и кончая последним холопом. Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы (холопы) своего хозяина.

Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной.

Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Остальные люди являлись его слугами — «холопами» в рамках политической терминологии Руси XV-XVII веков.

«Из рук государя» они владели собственностью, которую государь, как верховный собственник, мог легко отнять.

Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы». «Государевы холопы» были поделены на две главные социальные группы: служилую и тяглую. Большая часть населения составляли тяглые люди (крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы).

Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности.

Многие бояре вели род от Рюриковичей (например, Шуйские), литовских князей Гедиминовичей (Голицины), татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь (Юсуповы), старинных слуг московских князей (Романовы, Салтыковы). «Государев родословец» — список знатных фамилий, члены которых имели право «местничать», т.е.

Читайте также:  Гражданская война в России 1917-1922/23 годов - история России

претендовать на занятие той или иной должности, был составлен в середине XV века при Иване IV Грозном.

Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения.

Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей.

Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс.

Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами («родовыми», купленными, «выслуженными») или поместьями, были обязаны служить государю.

В ходе знаменитых реформ Избранной Рады Ивана IV Грозного было составлено «Уложение о службе» 1556 года. Оно определяло связь владения землей (вотчинами и поместьями) с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска.

Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно.

В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой. Расширились корпоративные и личные права дворянства.

В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» (термин, часто используемый В.О. Ключевским). «Закрепощение дворянства» стало составной частью этой общественной реформы.

Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты.

Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их. Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада.

Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди.

Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса. Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти.

Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова.

Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов. По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные (государственные) земли.

Это означало, что монарх-вотчинник вправе распоряжаться не только землей, но и населением своей страны-вотчины. В одночасье ранее свободные черносошные превращались в зависимых владельческих крестьян.

Заповедные лета (1581), урочные лета (1597) и Соборное Уложение 1649 года превратили их в крепостных, причем в дальнейшем в «европеизированной» России XVIII века крепостное право только усилилось.

Анахронизмом прежних времен, выглядели самостоятельность церкви и ее огромные изначально аллодиальные земельные владения. Мысль об ограничении церковного землевладения (и даже о его полной или частичной секуляризации) приходила в голову Ивану III, его сыну Василию III, а потом и Ивану Грозному.

Правда на практике эти правители сумели лишь существенно ограничить источники роста монастырских земельных имений, запретив заклад частных вотчин в монастыри и завещание им земельных владений на помин души.

Однако само это действо ярко демонстрировало право государя ограничивать как распоряжение вотчинников своими владениями, так и возможность государственного вмешательства в землевладение церкви.

Борис Годунов лишил церковные земли налоговых льгот, а Алексей Михайлович в XVII веке уже контролировал доходы от монастырских земель через Монастырский приказ, и использовал часть их на государственные нужды. Русская церковь медленно, но верно превращалась из самостоятельного союзника власти в придаток вотчинного государства. Закончился данный процесс только в XVIII веке синодальной реформой Петра I (1721) и секуляризацией церковного землевладения в царствование Петра III и Екатерины II.

Таким образом, система социальных отношений, построенная по принципу «государь — холопы», создала в Московской Руси менталитет, резко контрастирующий с менталитетом западноевропейцев XV-XVII веков. Его аксиомой было представление о России, как о личной вотчине ее монарха.

Вплоть до Смуты начала XVII века в России не отделяли понятие «государства» от личности монарха, да и потом размежевание не отличалось четкостью.

Именно поэтому, возникшие уже в XIX веке споры о том, принадлежит Россия Европе или нет, во многом были порождены безусловным различием русского средневекового вотчинного уклада и западного социокультурного устройства.

Одновременно, используя западные «новшества», которых не было у восточных соседей, Россия со второй половины XV века постепенно начала создавать свою империю. Она двигалась в Азию как европейская держава. И в этом смысле само становление России как империи полностью соответствовало аналогичным процессам в Европе в Новое время.

Вопрос о вотчинной природе развития российской государственности является предметом серьезных научных дискуссий. Более предметно их суть изложена в недавно вышедшей обширной монографии Т.В. Черниковой «Европеизация России во второй половине XV–XVII веках» М., МГИМО 2012.

Литература

Иванов А.Б. Третий Рим. Русь ХV — ХVII вв. М., 1997.

Язвицкий В.И. Иван III — государь всея Руси. В 2 томах. М., 2010.

Скрынников Р.Г. Иван III. М., 2006

Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994.

Источник: https://histrf.ru/mediateka/videos/infograficheskie-roliki/votchinnyi-uklad-moskovskogho-ghosudarstva

Складывание Московского государства в XIV-XVI (стр. 1 из 7)

Складывание Московского государства в XIV-XVI

_____веках _______

1/ Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого

российского государства

2/ Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении

российского государства

З/ Формирование централизованного российского государства

4/ XVII век — кризис Московского царства

1.

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства

Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в ХIV-ХV вв. наступает время формирования единого российского государства. Каковы же причины объединения русских земель? Если следовать логике формационного подхода, то решающим условием должен был служить экономический фактор.

Экономические потребности, независимо от воли и желания людей, заставляют налаживать экономические связи между отдельными регионами, начинает формироваться единый рынок. Политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики.

Под влиянием экономических факторов политические границы преодо­леваются, происходит объединение земель, формирование единого : государства.

В какой-то мере эта схема достаточно точно работала в Западной Европе. Но на Руси процесс объединения шел по иному сценарию.

И хотя экономические связи между отдельными княжествами, без сомнения, развивались, но общий всероссийский рынок возник позже — только в XVII веке, а экономические остатки былой раздробленности — внутренние таможни — будут ликвидированы лишь в середине XVIII в., во время правления императрицы Елизаветы. Таким образом, политические процессы на Руси опережали экономические.

Давая объяснение этому явлению большинство историков склоняются к мнению, что решающий стимул к объединению русских земель лежит в экзистенциальной плоскости.

В этот период наиболее остро встал вопрос о выживании русского государства» сохранении самобытности русского народа с его культурой и верованиями. В ХIV-ХVП вв. Русь испытывала сильнейшее давление одновременно с двух сторон — с Востока и Запада.

На Востоке на ее жизнедеятельность покушалась Золотая Орда, на Западе — молодое и агрессивное Литовское княжество. В противостоянии и победе над этими двумя силами и закладывались основы единого российского государства.

Успешное же противостояние могло осуществлять только единое крупное государство. Усилиями нескольких пок олений выдающихся деятелей на Руси складывается такое государство Рассмотрим конкретно, как происходил этот процесс.

Историки свидетельствуют, что к XIV веку наиболее сильные позиции в русских землях занимают княжества Тверское, Московское и Новгородское.

Борьба за захват русских земель долгое время шла, прежде всего, между Тверским и Московским княжествами Сложность этой борьбы состояла в том, что оба княжества находились в политической зависимости от Золотой Орды.

Поэтому успех их политики зависел от того, как они построят свои отношения с Ордой и смогут использовать ордынских ханов в роли покровителей.

Организатором объединения русских земель явилось Московское княжество. Причины этого связаны как с выгодным географическим положением Москвы, так и личными качествами ряда князей занимавших Московский «стол» в ХIV-ХVI вв.

Город Москва возникает в XII веке на южной окраине Ростовско-Суздальской земли, недалеко от границы с Чернигово-северской землей, т.е. в центре тогдашнего русского мира, на перекрестке трех важных дорог. Первая дорога проходила с Запада на Восток: от верхнего Поднестровья Владимиру-на-Клязьме и далее в землю волжских булгар.

Вторая-с Юго-запада на Северо-восток — с Киевского и Черниговского Юга на Переславль-Залесский и Ростов. Третья — с Северо-запада на Юго-восток, из Новгородской земли в землю Рязанскую. Таким образом, Москва рано стала узлом торговых путей, и, в частности, важным центром торговли хлебом.

И это давало большие преимущества московским князьям, которые, обогащаясь на торговле и пошлинах, позднее сумели приобрести у ханов Золотой Орды «ярлык» на великое княжение Владимирское, и с другой — расширять свои владения путем скупки земли у мелких удельных князьков.

Усиление Московского княжества происходит при Данииле Александровиче (1276-1303) (сыне Александра Невского), который в 1301 году захватил Коломну, в 1302 — Переславль, в 1303 — Можайск и тем самым увеличил свои владения почти в два раза и стал хозяином побережья всей Москва-реки.

Сын Даниила Александровича Иван Даниилович Калига (1325-1340) резко интенсифицировал процесс консолидации русских земель вокруг Московского княжества. Политическим лавированием, интригами Иван Калига перехватил у Тверских князей «ярлык» на великое княжение.

С 1327 года он получает право сбора дани с русских земель в пользу Золотой Орды. Эту дань он собирает «железной рукой», беспощадно подавляя всякое сопротивление. Немалая часть денег остается в его казне (отсюда прозвище «Калига» — денежный мешок). Часть земель он прикупает к своим владениям у соседних мелких князьков. Эту политику продолжили его наследники:

Семен Иванович Гордый (1340-1353), Иван Иванович Красный (1353-1359) и Дмитрий Иванович Донской (1359-1389). При великом князе Дмитрии Донском произошли существенные события в объединительном процессе.

Москва становится крупнейшим экономическим и политическим центром Руси. В этот период значительно возросло торгово-ремесленное население Москвы. Большое развитие получает производство оружия. В Москве появляется целое поселение оружейников.

Развитие оружейного дела способствовало росту военной мощи Московского княжества. Московский князь имел в своем распоряжении многочисленное и хорошо вооруженное войско.

В 60-70-е годы Москва успешно выдерживает борьбу за великое княжение Владимирское с Суздальско-Новгородским, Тверским и Рязанским князьями. Значительно была расширена территория княжества.

Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от татаро-монгольских поработителей. В 1378 году на р.Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его знаменитая победа на Поле Куликовом в 1380 г.

Победа на Поле Куликовом — это не только военно-политическая, но духовно-нравственная победа. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных, и даже побеждать такого сильного противника. Был развеян миф о непобедимости золотоордынской армии.

Духовно-нравственный смысл этой победы состоит в том, что благодаря ей русским людям удалось преодолеть вековой страх перед поработителями, возродить чувство национальной гордости, национального достоинства. После победы на Куликовом поле золотоордынское иго продолжалось на Руси еще около ста лет. Однако характер взаимоотношений Руси и Орды существенно изменился.

И хотя хан Тохтамыш в 1382 году сжег Москву и восстановил формальное подчинение Руси Орде, реально в прежней форме подчинения уже не было. В 1389 году Дмитрий Донской впервые передал великое княжение без ярлыка своему сыну Василию I (1389-1425). В 1393 г. Василий I без согласия хана захватил Нижний Новгород, Муром, Мошеру.

Существенным вкладом в объединительный процесс явилась победа Василия II Темного (1425-4462) над Галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Дмитрием Шемякой, Василием Косым и Дмитрием Красным в борьбе за великокняжеский престол.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью двух выдающихся политических деятелей Руси: Ивана III и Ивана IV.

В период правления Ивана III Васильевича (1462-1505) к Московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Двинская земля (1478), Тверь (1485), Казань (1487), Вятская земля (1489). В зависимость от Москвы попали Псков и Рязань.

Таким образом в конце XV века границы территории единого Русского государства на севере доходили до Белого моря, на юге — до Оки, на западе — до Верхнего Днепра, на востоке — до отрогов Северного Урала.

Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г. (знаменитое стояние на реке Угре). К тому времени Золотая Орда переживала упадок. В результате феодальной раздробленности от нее отпало ряд территорий, на которых возникли самостоятельные ханства.

В середине XV века на территории среднего Поволжья образовалось Казанское ханство, в низовьях Волги — Астраханское ханство, Северное Причерноморье вошло в состав Крымского ханства, на территории между реками Волгой и Уралом сложилось самостоятельное государство — Ногайская Орда. Татары, живущие к востоку от Уральских гор в низовьях рек Иртыша и Тобола, образовали Сибирское ханство.

На территории Казахстана и Средней Азии образовались Казахское и Узбекское ханства.

В результате распада Золотой Орды соотношение сил сложилось в пользу Русского государства. Но хан Золотой Орды Ахмат решил принудить Москву к уплате дани. На реке Угре произошла встреча русских и татарских войск.

Осознав превосходство русского войска, которое было многочисленно и лучше вооружено, Ахмат не отважился на сражение и постепенно отступил. После провала похода Ахмата на Русь Золотая Орда в 1502 г.

прекратила свое существование.

Свержение татаро-монгольского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Сильно возрос международный авторитет Московского княжества как на Востоке, так и на Западе.

С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство Восточной Европы, но уже в новом качестве.

Именно с этого времени объединение русского государства вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского государства, хотя термин «Россия», «Российское государство» формально в политический лексикон входит во времена правления Ивана IV.

Источник: http://MirZnanii.com/a/333910/skladyvanie-moskovskogo-gosudarstva-v-xiv-xvi

Учебные материалы по Истории России

Централизованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка.

Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г.

, когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало.

В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в роли преемника Византии. Формируются основы централизованного государственного аппарата.

Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским)— костяку армии.

Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства.

В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей («пожилого»).

При Василии III (1505-1533) Москва захватила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем.

Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.

После Ивана III, власть перешла к его 3-х летнему сыну Ивану IV. Пользуясь тем, что царь еще мал придворная знать начала борьбу за власть. От этого очень страдали простые люди и с надеждой смотрели на законного царя. Когда Ивану IV исполнилось 16 лет его венчали на царство.

Но распри при этом не прекращались одни вытесняли других за спиной молодого царя. В этом же году в Москве вспыхнуло восстание, столица выгорела до тла. Неимоверными усилиями Ивану IV удалось успокоить восставших. К 40-ым годам при молодом царе складывается кружок близких ему людей, он носит название «Избранная рада». В 1549 г.

— состоялся первый в истории «Земский собор» — ставший высшим представительным органом при царе. Состоял он из знатных бояр, дворян и дьяков.  Они реформируют армию: появляется постоянный хорошо вооруженный полк стрельцов. Они получали хлебное и денежное жалованье. В 1550 г.

был принят новый свод законов, заменивший судебник Ивана III. Реформам подверглась церковь, были попытки конфискации монастырских земель. Все земли были описаны и обложены налогами. В управленческом аппарате также произошли изменения — учереждены приказы (посольский — межд.связи, разрядный — войско).

Было принято уложение о службе (устанавливался единый порядок о военной службе) — каждый должен был за свой счет обеспечивать себя лошадью и оружием. Во время походов военным платили жалованье. Все эти реформы укрепляли государственное управление, военную систему государства и заметно способствовало его централизации.

Проводимая политика должна была отвечать интересам всех слоев общества. Так же как и Иван III, — Иван IV вел политику централизации государства вокруг Москвы.

Образование Московского царства: причины возвышения Москвы.Собирание Русской земли (1236-1462) совершалось медленно, и даже 200 лет спустя, ко времени вступления на престол Ивана 3, территория Московского княжества по размерам была довольно скромной: превосходя Тверь и Рязань, Москва всё же значительно уступала княжеству Литовскому и Новгородской области.

Клин, Вязьма, Калуга, Коломна, все на расстоянии 100-170 вёрст от города Москвы ; Нижний Новгород, в 400 верстах – определяли приблизительно границы Московских владений на запад, юг и на восток; и только на север рубеж Московского княжества выдвинулся далеко: в Заозёрский край (Белоозеро ( 700 вёрст) и в зырянские леса и болота (Устюг (900 вёрст)).

  Зато  это был край гуще населённый, более зажиточный, что не осталось без влияния на быстрый последующий рост княжеских владений.  За 60 лет при Иване 3 и Василии 3 (1462-1533) территория московская выросла почти в 4 раза.

При Иване Москва в один приём поглотила обширные земли Новгородской области, что сразу приблизило её к Финскому заливу, Белому морю и Ледовитому океану, втянула в себя Вятскую землю, Пермский край, прикоснувшись, таким образом, до Уральского хребта; а покорив Тверское княжество и сумев привлечь на свою сторону мелких князей чернигово-северных, она вошла в непосредственное соприкосновение с Литвой. В княжение Василия 3 падают последние остатки независимости в Северо-восточной Руси: Псков и Рязань. С 1523 года на всём протяжении её существовала одна только власть – великого князя московского. Прекращение уделов, распространение на все области Северо-восточной Руси единой власти превратило хозяина московской земли из прежнего удельного князя-собственника в князя-государя. Прежнего московского князя можно сравнить с  крупным богатым помещиком: владелец обширных угодий, пашен и лесов, бесконтрольный властелин над сёлами и деревнями, населёнными многочисленными крестьянскими душами, окружённый большой покорной дворнёй, готовой к его услугам, такой барин-помещик жил в своё удовольствие, мало заботясь о том, что лежало вне его личных интересов и выгод. Сама Москва-город была в своём роде помещичьим имением: в центре лежала барская усадьба – княжеский Кремль; а вокруг него – всякого рода дворовые постройки, населённые дворнёй, обязанной обслуживать её хозяйские нужды. Раньше деятельность московского князя протекала в среде таких же, как он, хозяев-помещиков (вотчинников): всё это были близкая или дальняя родня, свои Рюриковичи, и всякая война, спор или соглашение носили характер то домашней распри, то желания поддержать добрососедские отношения. Теперь московский князь, а вместе с ним и всё население его княжества очутились в совершенно ином положении: вокруг соседями были совершенно чужие люди; кроме прежних татар бок о бок оказались Литва, Ливонский орден, шведы: каждая такая группа представляла собой особый народ; каждая со своими отличительными признаками: свой язык, свои обычаи.  Хотя свои этнографические и культурные особенности русский человек выявил в себе уже давно, но только теперь явилась у него осознанная потребность закрепить и выявить их, поставить свой родной язык, веру и порядки в условия, благоприятные для дальнейшего их существования – короче говоря, только теперь русские люди почувствовали себя народом, нацией, единым, отличным от других политическим целым.Внешнее выражение политическая независимость московского князя нашла в титулах царь и самодержец, которые начинают входить в употребление в официальных бумагах того времени: при Иване 3 – в отношениях с орденами Ливонским и Тевтонским, при Василии 3 – кроме немецких орденов, ещё с германским императором, с папой, с Данией, со Швецией, а также в делах внутреннего управления. От императора Максимилиана Василий 3 добился признания за ним титула «цесарь и обладатель всероссийский». Если Иван 3 мог себя считать наследником византийской короны, тем более имел на это право Василий 3: как сын византийской царевны, он был кровно связан с византийскими императорами. Этими титулами князья хотели заявить, что они больше не данники татар и вольны распоряжаться своей землёй независимо от давления посторонней воли, что никто из других государей не имеет права вмешиваться в их внутренние дела, что они не вассалы и никому не подчинены. Таким образом, величаясь самодержцами и царями, Иван 3 и Василий 3 определяли исключительно внешнее, международное положение и далеки были от мысли характеризовать  ими своё положение внутри гос-ва. Позднейший смысл термина «самодержец» — неконституционный государь – стал придаваться ему лишь с Ивана Грозного.

Основными направлениями внешней политики были восточное (Орда), южное (Крым и Астрахань) и западное (Литва, Швеция, Ливония).

Иван III объявил себя «государем всея Руси», тем самым претендуя на земли Киевской Руси. Часть их принадлежала Литве (Киев, Чернигов, Волынь), что и привело к войнам с нею. Иван III сманивал к себе православных князей Литвы. В итоге к Москве отошла часть южных и западных русских земель.

Именно при Иване III Русь стала называться Россией, вышла на международную арену, завязала отношения с Данией, Священной Римской империей, Венгрией и др. В борьбе против Орды и Литвы ей помогал в отдельные периоды крымский хан.

При Иване III его войска дважды побеждали Казань и посадили там русского ставленника. В 1502 г. пала Большая Орда. С 1506 г. начались набеги крымцев на Россию, которые угрожали даже Москве. При Василии III его армии трижды терпели поражения под Казанью.

В царствование Ивана IV в 1552 г. после длительной осады русские войска взяли Казань, в 1556 г. была без боя присоединена Астрахань. В 1558 г. началась Ливонская война за Прибалтику. После побед России над Ливонским орденом в борьбу вмешались Литва, Швеция, Дания, позднее Польша. В 1571 г. крымцы сожгли Москву, но в 1572 г.

были разгромлены М. И. Воротынским и Д. И. Хворостининым в битве при Молодях. В 1579 г. в Россию вторгся польский король Стефан Баторий. После неудачной осады Пскова он заключил Ям-Запольский мир (1582). В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со Швецией.

Ливонская война закончилась поражением России — Иван Грозный переоценил свои силы.

В 1581 г. начался поход Ермака в Западную Сибирь, которая была покорена к 1588 г. В Сибирь хлынул поток русских переселенцев, были основаны крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Сургут (1594).

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=486

Ссылка на основную публикацию