История византийской и османской цивилизации — история России

Trojden | Балканы и Малая Азия в XIII—XIV вв. Гибель Византии и создание Османской империи: Методическое пособие к учебнику М. В. Пономарева — 6 класс

Тип урока

Комбинированный.

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о столкновении восточнохристианской и исламской цивилизаций в период позднего Средневековья.

Задачи урока

• закрепить представление о восточнохристианской и исламской цивилизациях;

• сформировать представление о возрождении Византии и развитии государств южных славян в XIII—XV вв.;

• сформировать представление о гибели восточнохристианской цивилизации и расширении исламского мира за счет нового государства — Османской империи;

• закрепить представление об империях на примере Османской империи, сформировать представление об организации государственного управления у османов к XV в.;

• сформировать умение составлять синхронистическую таблицу (на примере таблицы «События XIII—XV вв. в Малой Азии и на Балканах»);

• закрепить умение сопоставлять однотипные исторические события;

• закрепить умение работать с исторической картой (на примере карт «Балканские страны в XII—XIV вв.», «Завоевания турок-османов в XIV—XV вв.» (учебник) или «Балканские страны и Византия в XIII—XIV вв.», «Завоевания турок-османов в XIV—XV вв.» (атлас)).

Основные понятия: турки-османы, Никейская империя, султан, визирь, диван, янычар.

Даты

1261 г. — восстановление Византийской империи

1389 г. — битва на Косовом поле

1396 г. — крестовый поход против турок-османов

1402 г. — разгром турок-османов войском Тимура

1439 г. — решение Флорентийского собора об объединении православной и католической церквей

1453 г. — падение Константинополя

Персоналии: Ивайло, Стефан Душан, Милош Обилии, Тимур, Мехмед II, Константин XI.

План урока.

Приемы, средства и содержание обучения

1. Восточнохристианский мир и турки-османы.

Проведение сдвоенного урока по § 16 и 17, хронологически и тематически взаимосвязанных друг с другом и посвященных Византии, Балканским странам и туркам-османам, объясняется единством методического замысла, заключающегося в синхронистическом рассмотрении истории указанных стран и народов, что позволит закрепить умение сопоставлять исторические события.

Рекомендуемый тип работы — заполнение учащимися синхронистической таблицы (задание 2 к § 16 и задание 1 к § 17). Таблица может быть заполнена либо в ходе рассказа учителя, либо в ходе самостоятельной работы с текстом параграфов и историческими картами.

Необходимо объяснить ученикам, что данная синхронистическая таблица является разновидностью событийной таблицы, точнее, представляет собой несколько хронологических таблиц, параллельно существующих под единой шапкой.

Рекомендуется несколько изменить вид синхронистической таблицы, которая в заполненном варианте может выглядеть следующим образом (с. 145—148).

2. Османская империя. Второй вопрос, который необходимо раскрыть на уроке, — это особенности Османской империи.

Учителю следует напомнить шестиклассникам о том, что государство турок-османов не являлось единственной империей, возникшей в Средние века.

Актуализацию знаний школьников можно осуществить в ходе беседы по вопросам: 1) какие империи, возникшие в Средние века, вам известны? 2) каким образом они появились и что у них было общего? 3) какова историческая судьба этих империй?

Ответы на эти вопросы позволят выделить характерные черты империй:

• образование в ходе завоевательной деятельности;

• многонациональный (иногда — многорелигиозный) характер;

• обширные территории;

• сильная центральная власть и т. п.

Переходя к характеристике образовавшейся в XV в.

Османской империи, учитель также должен отметить ее особенности: сосредоточение всей полноты власти в руках правителя (султана); принадлежность султану всей земли в государстве; поголовная зависимость всех граждан государства от воли султана (все без исключения подданные — рабы султана); значительная роль ислама и исламского духовенства в жизни страны.

Для более четкого представления о структуре управления и территориально-государственном устройстве Османской империи учитель может использовать схему «Управление в Османской империи к концу XV в.» (с. 149).

В план изучения нового материала также можно включить презентации (сообщения, рефераты) о султане Мехмеде II и последнем императоре Византии — Константине, заранее подготовленные учащимися.

Подводя итоги урока, учитель отмечает, что в XV в. в результате завоевания турками-османами Византии и Балканских стран прекратила существование восточнохристианская цивилизация. На ее месте образовалось крупнейшее государство — Османская империя. Столкновение цивилизаций завершилось расширением исламского мира.

События XIII—XV вв. в Малой Азии и на Балканах

Век Малая Азия Византия Балканские страны
XIII Появление Никейской империи как преемницы Византии 1204 г. — захват Византии крестоносцами, образование Латинской империи Болгария отразила натиск крестоносцев и отстояла свою независимость
В середине века государство турок-сельджуков разгромлено монголами. Распад государства сельджуков на части. Объединение турок в единое государство Османом 1261 г. — захват Константинополя никейским полководцем, восстановление Византийской империи Вторая половина века — ослабление Болгарии из-за мятежей знати
70-е гг. — нападения монголов на Болгарию
1278 г. — захват столицы Болгарии восставшими крестьянами, провозглашение пастуха Ивайло царем
Попытки византийцев захватить Болгарию Успехи Болгарии в борьбе с монголами и Византией. Убийство Ивайло монголами
XIV Нападение турок-османов на византийские города, присоединение их к своим владениям Вторая половина века — распад Болгарии на три враждующих государства
Середина века — борьба группировок знати за власть, приглашение турок византийцами для борьбы с соперниками Середина века — взлет Сербии. Захват многих земель Болгарии и Византии, создание Сербской империи
Захват турками части византийских городов неподалеку от Константинополя. Столица османов — Адрианополь. Зависимость Византии от османов 1355 г. — поход Стефана Душана на Константинополь. Смерть Душана и распад его державы
Вторая половина века — завоевание территории Болгарии. Самое крупное из Болгарских государств признало себя зависимым от турок
1389 г. — битва турок и сербов на Косовом поле. Захват Сербии османами
1396 г. — Крестовый поход европейских рыцарей против турок, поражение крестоносцев под Никополем В конце века Болгария полностью завоевана турками-османами
Осада турками-османами Константинополя
XV 1402 г. — завоевание среднеазиатским правителем Тимуром Малой Азии. Распад государства турок-османов Сокращение территории Византии до Константинополя и его округи
1439 г. — решение церковного собора во Флоренции о подчинении православной церкви римскому папе в обмен на военную помощь Византии
1444 г. — новый Крестовый поход западноевропейцев против турок-османов. Поражение крестоносцев
1453 г. — взятие Константинополя турецким войском во главе с Мехмедом II. Падение Византийской империи
Конец века — образование на территории Малой Азии, Византии и Балканских стран Османской империи

Управление в Османской империи к концу XV в.

Домашнее задание: § 16—17. Вопросы к параграфам. Творческие задания. Рассказ с использованием синхронистической таблицы. Задание 14 в рабочей тетради.

Источник: https://trojden.com/books/world-history/world-history-metodical-lessons-2016-6-class/16

Юрий Петросян — Османская цивилизация

Здесь можно скачать бесплатно «Юрий Петросян — Османская цивилизация» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентАлгоритм1d6de804-4e60-11e1-aac2-5924aae99221, год 2016.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Османская цивилизация» читать бесплатно онлайн.

Великое государство, созданное Османом I, – заклятый сосед России. В XVII веке турки захватили территории к западу от Днепра и стали основным противником Российской империи на два последующих столетия.

Турецкие войска нанесли поражения и Венецианской республике, и Венгрии, и Чехии, и Польше, и даже Священной Римской империи. В момент расцвета территория Османской империи простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.

Известный востоковед, доктор исторических наук Юрий Петросян в своем фундаментальном труде в популярной форме описывает своеобразие синтеза христианско-мусульманской, многонациональной Османской цивилизации с богатым культурно-языковым наследием; историю создания, развития и гибели могущественной Османской империи.Книга также выходила под названием «Османская империя. Великолепный султанат»

Юрий Петросян

Османская цивилизация

Светлой памяти моего учителя – академика Андрея Николаевича Кононова

Глава 1

Где и как возникло государство турок-османов

Малая Азия, или Анатолия, – большой полуостров на западе Азиатского материка. Сама природа создала его в качестве своеобразного моста между Востоком и Западом, между Азией и Европой. Анатолия расположена в том месте, где сходятся три части света – Европа, Азия и Африка. Уже одно это должно было сделать ее местом контактов многих народов.

Пожалуй, на земном шаре нет другого географического района, где на протяжении десятков веков побывало бы столь много разных народов и племен. По территории Малой Азии с древних времен проложены были торговые караванные пути, связывавшие страны Азии и Европы.

В водах пролива Босфор прокладывали себе путь мореходы и купцы из Малой Азии на Балканы, из Средиземного моря в Черное.

Не раз малоазиатские земли обагрялись кровью. Огнем и мечом покоряли их воины персидского царя Дария и солдаты Александра Македонского, орды монгольских завоевателей и полчища Тимура. Малая Азия была ареной жестоких сражений и в годы существования Византийской империи, вечно воевавшей со своими соседями на Востоке.

Все это происходило там, где еще в глубокой древности возник один из очагов цивилизации, где земля тысячелетиями сохраняла плоды творчества многих народов, начиная со знаменитых своей государственностью и культурой хеттов. Их царство (XVII–XIII вв. до н. э.) было наиболее древней государственной организацией в Анатолии.

Целая эпоха в истории Малой Азии связана с греками, которые начали заселять Западную Анатолию с IX в. до н. э. В VI–IV вв. до н. э. они составляли большую часть населения Малой Азии, бывшей в ту пору под властью персидской державы Ахеменидов.

К началу нашей эры Западная и Центральная Анатолия оказалась во владении Рима, а после распада Римской империи вошла в состав Византии. На востоке Анатолии также сложились отдельные колонии греков. С IV в. до н. э. греческая колонизация привела к распространению культуры эллинизма в этих районах. В III–IV вв. н. э.

создали свое царство лазы и дчаны – древние жители восточных областей Анатолии. В VI в. они также попали под власть Византии.

Значительную историко-культурную роль в регионе Малой Азии сыграло государство Урарту – один из древнейших очагов цивилизации в Западной Азии. Оно существовало на территории Армянского нагорья в IX–VI вв. до н. э.

Его яркая и самобытная культура была унаследована армянами, которые, пережив господство Ахеменидов и Селевкидов, создали в I в. до н. э. сильное государство с развитой экономикой и культурой. В конце IV в. н. э. земли Армении захватили и поделили византийцы и парфяне, а в конце VII в.

они попали под власть арабских халифов. С конца IX до середины XI в. армянское государство пережило еще одну полосу независимости и подъема.

Такова была в самых общих чертах политическая и этническая картина Малой Азии до появления и расселения тюркских племен, со временем создавших здесь свои государства, история которых непосредственно связана с процессом зарождения будущей империи турок-османов.

Когда и как появились в Малой Азии те тюркские племена, историческое развитие которых привело к образованию в XI в.

сильного государства тюрок-сельджуков? Откуда пришли они в Малую Азию и что принесли в мир, представлявший собой конгломерат многих народов, средоточие самых различных культурных традиций? С чем столкнулись пришельцы в новых для них краях, как осваивали незнакомые традиции хозяйствования и военного искусства, культуры и быта?

Тюркские племена стали проникать в Малую Азию с конца IV в. Шли они самыми разными путями – через Кавказ и Иран, через Причерноморье и Балканы. Их появление в Малой Азии было, в частности, связано с Великим переселением народов, походами гуннов Аттилы и вторжениями в Малую Азию в VI–VII вв. больших масс булгар и сувар.

Булгар, а несколько позже и аваров византийские императоры селили в своих малоазийских владениях. Примечательно, что уже в конце VI в. среди жителей Константинополя были представители некоторых тюркских племен, вероятнее всего, аваров, булгар и хазар. Во всяком случае, когда Византия посылала ответное посольство в Тюркский каганат, который в VI в.

занимал обширные территории от Китая до границ Византии и Ирана, в свите посла было более ста константинопольских тюрок. Некоторые византийские императоры были женаты на хазарских принцессах. В VII в. в Малой Азии появилось немало хазар, а в IX в. при дворе императоров была даже хазарская гвардия. Но в целом результаты проникновения тюркских племен в IV–VII вв.

были незначительны и этническую картину Малой Азии в тот период не изменили. Пришельцы довольно быстро растворились в местном этносе.

Читайте также:  Военные реформы ивана iv грозного - история России

Ситуация стала серьезно меняться в VIII–X вв., после того как произошла почти полная исламизация тюркских племен Средней Азии и Хорасана. Арабские халифы стали широко использовать эти племена для набегов на земли Малой Азии. В результате в IX в.

в Анатолии уже существовало много поселений среднеазиатских тюрок, а их военные отряды составляли главную силу халифов в пограничных анатолийских провинциях халифата. Порой вожди тюркских племен вели себя в этих районах как независимые владетели.

Новая тюркская волна хлынула в Малую Азию в X столетии.

В начале века там появилось несколько крупных тюркских племен, которые покинули Приаралье в результате неудачно для них сложившихся войн с другими тюркскими племенами.

В том же веке тюрки активно проникали в Малую Азию со стороны Балкан. Это были главным образом печенеги, узы и куманы. Многие из них поступали на военную службу к византийским императорам.

Таким образом, разными путями и при разных исторических обстоятельствах пришли тюркские племена в Анатолию. И хотя в VIII–X вв.

не произошло массового заселения ими Малой Азии, именно в то время была во многом подготовлена почва для тюрки-зации полуострова, которая связана с массовым вторжением огузов (восточных огузов часто именуют туркменами) из Средней Азии. Их предводители были из рода Сельджука, вот почему они вошли в историю под именем сельджуков.

XI век принес Малой Азии новые испытания. Анатолия стала ареной ожесточенного столкновения дряхлевшей, но еще очень сильной Византийской империи и ее нового опасного противника – Сельджукского султаната. В ходе этой борьбы летом 1071 г. произошло событие, которому суждено было стать поворотным пунктом в истории Малой Азии.

19 августа 1071 г. у стен крепости Маназкерт на востоке Малой Азии, на землях, формально принадлежавших императору византийцев, стояли в ожидании битвы два больших войска. Одно из них возглавлял византийский император Роман IV Диоген, вторым командовал султан тюрок-сельджуков Алп-Арслан.

Ни рядовые воины, ни полководцы не сознавали, сколь многое в будущем Малой Азии определит исход предстоящего сражения. Роман надеялся победой спасти малоазийские владения империи от натиска сельджуков и укрепить свой пошатнувшийся трон. Алп-Арслан стремился к расширению своих владений.

Сельджукская опасность грозила византийцам уже не первый год. За несколько лет до битвы у Маназкерта войска Алп-Арслана разорили Армению. Желая остановить дальнейшее продвижение сельджуков, император Роман еще летом 1068 г. выступил в поход против Алп-Арслана. Почти два года ему сопутствовала удача, но 19 августа 1071 г. стало для византийской державы роковым днем.

Войско византийцев насчитывало около 80 тыс. человек. Среди них было немало иноземных наемников, в том числе и русских воинов. Историки по-разному излагают ход сражения, но в оценке его исхода они едины: армия Романа была полностью разгромлена. Сам император, проявивший в сражении недюжинную храбрость, попал в плен.

Судя по дошедшим до нас сведениям, Роман Диоген стал жертвой предательства своих военачальников, действия которых направляли его враги из среды высшей константинопольской знати. Во всяком случае, в решающий момент Романа покинул его арьергард под командованием Андроника Дуки – сына одного из противников императора.

Более того, Андроник Дука посеял ложный слух о поражении передовых отрядов Романа и его бегстве с поля боя.

Все значение исхода битвы при Маназкерте для будущего Малой Азии стало ясно лишь со временем. Но уже в те дни, когда заключался мирный договор между Романом Диогеном и Алп-Арсла-ном, все понимали, что сельджуки открыли себе путь в Малую Азию.

Большая часть малоазийских владений империи (Маназкерт, Эдесса, Манбидж и Антиохия) перешла под власть сельджуков в качестве залога верности императора условиям договора, по которому Роман Диоген обязался внести огромный выкуп за свое освобождение из плена и платить сельджукским султанам ежегодную дань.

Источник: https://www.libfox.ru/648452-yuriy-petrosyan-osmanskaya-tsivilizatsiya.html

Византийская цивилизация. Видеоурок. Всеобщая история 10 Класс

Из этого урока вы узнаете об истории великой Византийской империи. Это государство нам важно изучать потому, что огромное влияние оно оказало на нашу страну в X–XI вв.

Киевская Русь крестилась в 988 году по византийскому образцу, культура была перенята из Византии, и первые дипломатические отношения Русь установила с Византией.

После падения столицы Византии, Константинополя, именно Москва стала считаться третьим Римом, преемницей Константинополя и всей Византийской цивилизации. На этом уроке вы узнаете о периоде расцвета Византийской империи, а также о причинах ее падения.

Данный урок посвящен истории Византийской цивилизации. Византия сыграло огромную роль в истории средневековой Европы и особенно средневековой Руси. В 988 году Киевская Русь крестилась именно по византийскому образцу.

Само понятие «Византия» является условным. Оно появилось после того, как само Византийское государство исчезло с лица Земли. Это понятие было разработано учеными вместо термина Римская империя. Сами византийцы называли свое государство Римом, Восточной Римской империей.

Себя они называли ромеями, т. е. римлянами. Константинополь (столицу Византии) считали вторым Римом – культурным преемником и наследником Западной Римской империи.

В VII веке официальным языком Византии стал греческий, а не латынь, но правители Византии всегда считали себя потомками римских императоров.

Период своего расцвета Византия переживает в самом начале – это время правления императора Юстиниана I (527–565 гг.) (рис. 1).

Ему принадлежат многочисленные заслуги в истории Византии, например, благодаря завоевательным походам, осуществлявшимся в эпоху его правления, византийцам удалось ненадолго завоевать Италию и включить Рим в состав своей державы (рис. 2). Однако эти территории быстро были потеряны.

Арабские завоевания, которые начались в VII веке, свели территорию Византии к минимуму. Вся история Византийского государства – это история постепенного сокращения территорий, которая находилась под контролем византийских императоров.

Важный момент в истории Византии времен Юстиниана заключался в том, что им был создан свод гражданского права (рис. 3). Это настоящий свод законов, который действовал в Византии и в соседних государствах на протяжении многих веков.

Рис. 1. Император Юстиниан I (Источник)

Рис. 2. Византийская империя в период правления Юстиниана (Источник)

Рис. 3. Свод гражданского права Юстиниана (Источник)

Свод гражданского права Юстиниана состоял из нескольких частей:

  • «Институции» (инструкция о том, как пользоваться этим сводом).
  • «Кодекс» (законы императоров, правивших в Риме и в Византии во II–VI вв., т. е. предшественников Юстиниана).
  • «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов).
  • «Новеллы» (законы, составленные самим Юстинианом).

Смысл этого свода законов Юстиниана заключался в том, что он предопределил характеристики существования государства в Византии, а также в западных европейских странах и в России.

Именно в этом своде гражданского права было закреплено положение о верховной и неограниченной власти императора.

Конечно же, речь шла не об абсолютной монархии, но об очень сильной императорской власти и возможности императора вмешиваться в любые социальные, экономические и политические процессы на территории подвластного ему государства.

В этом своде законов был закреплен момент, связывающий императорскую власть и православную церковь. Слияние церкви и государства в целом стало характерной чертой европейского Средневековья именно под влиянием тех текстов, которые были созданы византийским императором в середине VI века.

В самом начале эпохи правления Юстиниана произошло восстание Ника, когда социальные низы подняли бунт в Константинополе в 532 году. Проходили восстания и на окраинах империи Юстиниана. В VI–VII веках с севера границы Византии начинают тревожить славяне.

Наиболее серьезная угроза пришла в 637 году, когда на южных рубежах Византии появились арабы. Они за считанные годы отняли у Византии огромные территории в восточном средиземноморье и в северной Африке.

Византийская империя начиная с этого момента стала ограничиваться территорией Балканского полуострова и полуострова Малая Азия.

В 610–641 гг., когда арабы появляются на византийских границах, в государстве правил император Ираклий (рис. 4). Такое имя обусловлено тем, что он имел армянское происхождение. Именно он перевел всю документацию в Византии на греческий язык.

Делопроизводство стало вестись не на латыни, как раньше, а на греческом языке, понятном для большинства жителей Византии. Императорский титул он сменил на греческий по своему происхождению титул басилевс.

Именно так мы называем византийских императоров, которые правили начиная с VI века и до последних годов существования Византии.

Рис. 4. Византийский император Ираклий (Источник)

Политическое влияние византийских императоров постепенно сокращалось, а увеличивалось влияние культурное. Именно из рук Византии христианство в IX–X вв. получают Болгария, Сербия и Киевская Русь. Такое культурное влияние позволяло заключать Византии выгодные экономические соглашения.

Вместе с религией распространялась и византийская культура – архитектура, живопись и прочее. В русской средневековой культуре тип храмов, искусство мозаики и фрески, жанры средневековой литературы пришли к нам из Византии. Например, летописание на Руси зародилось под воздействием византийского.

Христианство сыграло не только объединительную, но и разделительную роль в истории Византии. Именно здесь в VIII–IX вв. идет движение иконоборчества (религиозно-политическое движение в Византии в VIII – начале IX веков, направленное против почитания икон). Проблемы в управлении страной сопровождались еще и религиозными проблемами.

В 1054 году состоялся великий раскол, так называемая схизма, между православной и католической церквями. Константинопольские патриархи не соглашались с политикой римских пап. Догмат о непогрешимости римского папы не мог устраивать восточных иерархов еще в IV веке, не говоря уже об XI.

Именно в 1054 году константинопольский патриарх и римский папа предали друг друга анафеме (проклятие, изгнание) и запретили друг другу управлять церковью. Взаимные проклятия были сняты только в 1960-е годы. По сей день христианство разделено на православие и католицизм, а в XVI веке добавился еще протестантизм.

Византийская история богата не только событиями культурными, но и событиями политическими. Часто Россию сравнивают с Византией, говоря о том, что в России существуют византийские порядки.

Говоря об этом, имеют в виду постоянные заговоры, политические сложности, моменты, связанные с гражданскими войнами и междоусобицами, которыми история Византии была богата. Русь и Византию также сравнивают в соответствии с деспотическим характером государственной власти, с превращением церкви в «служанку режима».

Историки объясняют такое большое количество междоусобиц большим количеством династий, которые правили в Византии, и борьбой представителей этих династий за власть. Каждый из них хотел как можно шире распространить свое влияние в Византии, что приводило к дворцовым переворотам.

Однако такие дворцовые перевороты нередко поднимались не знатью, а простыми людьми, которые требовали проведения каких-либо реформ. Например, несколько подобных переворотов было проведено под влиянием городских низов Константинополя.

Постоянное уменьшение территорий Византии и междоусобицы, которые царили в этом регионе, привели к тому, что Византийское государство очень быстро ослабело. Во времена крестовых походов Византия переживала очередную полосу упадка.

В 1204 году произошло событие, положившее конец Византии как правопреемнице Римской империи. В этом году солдаты, принимавшие участие в IV крестовом походе, захватили Константинополь.

Причиной такого отношения западных крестоносцев было то, что Византия оставалась достаточно серьезным конкурентом для Западных европейских государств. Например, серьезнейшим соперником Византия была для Венеции, а венецианское государство было чуть ли не спонсором IV крестового похода.

Венецианцам удалось убедить солдат в том, что Константинополь станет для них добычей гораздо лучшей, а главное – более легкой. Византийский император не ожидал, что крестоносцы окажутся их противниками. В результате в 1204 году Константинополь пал.

Читайте также:  Этногенез восточных славян и становление государственности - история России

На обломках разрушенной империи крестоносцы создали собственное государство, получившее название Латинская империя (рис. 5). Оно просуществовало не слишком долго. Около 100 лет оно продержалось на карте Балканского полуострова и пало по тем же причинам, по которым ослабела сама Византия. Это были многочисленные внутренние междоусобицы и борьба за влияние.

Рис. 5. Герб Латинской империи (Источник)

Затем Византия переживает период своего возрождения. Через несколько лет после того, как само Византийское государство прекратило свое существование, на восточном берегу пролива Босфор (на территории полуострова Малая Азия) было создано новое государство как некий остаток Византии.

По городу Никея оно получило название Никейская империя (рис. 6). Люди, жившие там, считали себя правопреемниками Византии с политической и социальной точки зрения. Здесь также были распространены греческий язык и христианство. С этнической точки зрения Никейская империя отличалась от Византии.

Войны этой империи с крестоносцами привели к тому, что в 1261 году, после прекращения существования Латинской империи, жители Никеи отвоевали Константинополь и официально восстановили Византию. Однако этот последний период существования Византийского государства оказался очень непродолжительным.

Территория Византии продолжала уменьшаться, главным образом под ударами турок, которые к этому времени освоили территории полуострова Малая Азия.

Рис. 6. Никейская империя на карте (Источник)

В последние годы существования территория Византийской империи включала в себя только город Константинополь и небольшие участки земли на берегу пролива Босфор. Эта территория была меньше, чем те небольшие европейские земли, которые ныне занимает Турция.

В 1453 году Никейскому государству, остатку от Византии, пришел конец (рис. 7). Тогда войска турецкого султана захватили Константинополь, и вскоре султан превратил этот город в столицу своего государства – Османской империи.

Византия пусть и не была в течение длительного времени государством крупным, но сохраняла свое влияние в Европе на протяжении всей 1000 лет, которую просуществовала.

Культурное влияние Византии проявлялось и в христианстве, и в том, что византийскими учеными было создано огромное количество научных теорий, которые впоследствии были использованы.

Это влияние изобразительного искусства, а также кириллица – та письменность, которую мы используем и сегодня. Хоть конец Византийской империи был трагичен, но об ее значении в мировой истории можно говорить очень долго.

Рис. 7. 1453 год – падение Византийской империи. (Источник)

Список литературы

  1. Васильев А.А.. История Византийской империи / Пер. с англ. А. Г. Грушевой. – СПб.: Алетейя, 2000. 
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В., Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Дашков С.Б. Византийские императоры. – М., 1997
  4. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.:Вентана-Граф, 2013.
  5. Курбатов Г.Л. История Византии: От античности к феодализму. – М., 1984.
  6. Норвич Д. История Византии / Пер. с англ. – М., 2010.
  7. Хэлдон Д. История византийских войн / Пер. с англ. – М., 2007

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Интернет портал «Historie.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «Antiquehistory.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «Enc-dic.com» (Источник)
  4. Интернет портал «Schvedov.ru» (Источник)
  5. Интернет портал «Fb.ru» (Источник)
  6. Интернет портал «Grandars.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Расскажите о периоде расцвета Византии. С именем какого императора этот период связан и что было сделано в это время? 
  2. Расскажите о культурном влиянии Византии на другие государства. Как повлияла Византия на Киевскую Русь?
  3. Расскажите о Латинской и Никейской цивилизациях.
  4. Как вы думаете, почему Византия пала в 1453 году? Какие были причины этого?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/10-klass/srednie-veka/vizantiyskaya-tsivilizatsiya

Судьбы Византийской империи

Византия пережила за свою более чем тысячелетнюю историю несколько периодов тяжелейших спадов и блестящих подъемов. Первый кризис империя пережила в VII веке, лишившись Северной и Средней Италии в результате лангобардского завоевания, утратив Сирию, Палестину, Египет, Месопотамию в результате арабских вторжений.

С середины VIII века Византия начала восстанавливать свою государственную мощь, возвратив многие занятые арабами территории; началось Македонское Возрождение.
В XI веке новую угрозу империи создали турки-сельджуки.

В 1071 году они уничтожили византийскую армию в битве при Манцикерте, взяли в плен императора Романа IV Диогена и беспрепятственно двинулись на Константинополь.

Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071) и южно-италийских владений (1081).

Только воцарение Алексея I, основателя династии Комнинов (1081-1185) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия в XII веке возродилась как могущественная держава.

Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены.

Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (1143-1180) в 1176 году при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение. Византия лишилась владений в Киликии, Армении и на Восточном побережье Средиземного моря.

Из состава империи стали выходить обретавшие самостоятельность народы. Так возникло в 1187 году Второе Болгарское царство, обрела независимость Сербия. Ситуация осложнилась внутриполитическим кризисом, дворцовыми переворотами.

Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы.

Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца XI столетия, усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами.

Его симптомом стала Великая схизма 1054 года, знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий.

Крестовые походы и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. В дело вмешались римский папа и монархи Западной Европы. IV Крестовый поход изменил свое направление, и последней его целью стал Константинополь.

В 1204 году столица Византии была штурмом взята крестоносцами, произошел раздел империи. На востоке образовалась Трапезундская империя во главе с династией Великих Комнинов. В Малой Азии возникла Никейская империя, объявившая себя правопреемницей Византии. Эти притязания мотивировались авторитетом Никеи как места Вселенских соборов и места пребывания константинопольского патриарха.

В 1261 году никейскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось овладеть Константинополем и восстановить Византию. Начался последний подъем Византийской империи. В культуре получило развитие Палеологовское Возрождение.

С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453).

Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов.

Церковные реформы конца XIV столетия унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).

С начала XIV века турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах.

Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков.

Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов, однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере.

Константинополь — все, что осталось в XV веке от некогда великой империи, — был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 пал под натиском турок-османов Мехмеда II. С падением Константинополя рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в I веке до нашей эры.

https://www.youtube.com/watch?v=FGvw_m2ekjc

История древних цивилизаций →

Исламская цивилизация →

Источник: http://godsbay.ru/civilizations/sudby_vizantyskoi_imperii.html

Византийская цивилизация

Само по­ня­тие «Ви­зан­тия» яв­ля­ет­ся услов­ным. Оно по­яви­лось после того, как само Ви­зан­тий­ское го­су­дар­ство ис­чез­ло с лица Земли. Это по­ня­тие было раз­ра­бо­та­но уче­ны­ми вме­сто тер­ми­на Рим­ская им­пе­рия. Сами ви­зан­тий­цы на­зы­ва­ли свое го­су­дар­ство Римом, Во­сточ­ной Рим­ской им­пе­ри­ей.

Себя они на­зы­ва­ли ро­ме­я­ми, т. е. рим­ля­на­ми. Кон­стан­ти­но­поль (сто­ли­цу Ви­зан­тии) счи­та­ли вто­рым Римом – куль­тур­ным пре­ем­ни­ком и на­след­ни­ком За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии.

В VII веке офи­ци­аль­ным язы­ком Ви­зан­тии стал гре­че­ский, а не ла­тынь, но пра­ви­те­ли Ви­зан­тии все­гда счи­та­ли себя по­том­ка­ми рим­ских им­пе­ра­то­ров.

Пе­ри­од сво­е­го рас­цве­та Ви­зан­тия пе­ре­жи­ва­ет в самом на­ча­ле – это время прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на I (527–565 гг.) (рис. 1).

Ему при­над­ле­жат мно­го­чис­лен­ные за­слу­ги в ис­то­рии Ви­зан­тии, на­при­мер, бла­го­да­ря за­во­е­ва­тель­ным по­хо­дам, осу­ществ­ляв­шим­ся в эпоху его прав­ле­ния, ви­зан­тий­цам уда­лось нена­дол­го за­во­е­вать Ита­лию и вклю­чить Рим в со­став своей дер­жа­вы (рис. 2). Од­на­ко эти тер­ри­то­рии быст­ро были по­те­ря­ны.

Араб­ские за­во­е­ва­ния, ко­то­рые на­ча­лись в VII веке, свели тер­ри­то­рию Ви­зан­тии к ми­ни­му­му. Вся ис­то­рия Ви­зан­тий­ско­го го­су­дар­ства – это ис­то­рия по­сте­пен­но­го со­кра­ще­ния тер­ри­то­рий, ко­то­рая на­хо­ди­лась под кон­тро­лем ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров.

Важ­ный мо­мент в ис­то­рии Ви­зан­тии вре­мен Юс­ти­ни­а­на за­клю­чал­ся в том, что им был со­здан свод граж­дан­ско­го права (рис. 3). Это на­сто­я­щий свод за­ко­нов, ко­то­рый дей­ство­вал в Ви­зан­тии и в со­сед­них го­су­дар­ствах на про­тя­же­нии мно­гих веков.

Рис. 1. Им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан I

Рис. 2. Ви­зан­тий­ская им­пе­рия в пе­ри­од прав­ле­ния Юс­ти­ни­а­на

Рис. 3. Свод граж­дан­ско­го права Юс­ти­ни­а­на

Свод граж­дан­ско­го права Юс­ти­ни­а­на со­сто­ял из несколь­ких ча­стей:

«Ин­сти­ту­ции» (ин­струк­ция о том, как поль­зо­вать­ся этим сво­дом).

«Ко­декс» (за­ко­ны им­пе­ра­то­ров, пра­вив­ших в Риме и в Ви­зан­тии во II–VI вв., т. е. пред­ше­ствен­ни­ков Юс­ти­ни­а­на).

«Ди­ге­сты» (вы­держ­ки из со­чи­не­ний рим­ских юри­стов).

«Но­вел­лы» (за­ко­ны, со­став­лен­ные самим Юс­ти­ни­а­ном).

Смысл этого свода за­ко­нов Юс­ти­ни­а­на за­клю­чал­ся в том, что он пред­опре­де­лил ха­рак­те­ри­сти­ки су­ще­ство­ва­ния го­су­дар­ства в Ви­зан­тии, а также в за­пад­ных ев­ро­пей­ских стра­нах и в Рос­сии.

 Имен­но в этом своде граж­дан­ско­го права было за­креп­ле­но по­ло­же­ние о вер­хов­ной и неогра­ни­чен­ной вла­сти им­пе­ра­то­ра.

Ко­неч­но же, речь шла не об аб­со­лют­ной мо­нар­хии, но об очень силь­ной им­пе­ра­тор­ской вла­сти и воз­мож­но­сти им­пе­ра­то­ра вме­ши­вать­ся в любые со­ци­аль­ные, эко­но­ми­че­ские и по­ли­ти­че­ские про­цес­сы на тер­ри­то­рии под­власт­но­го ему го­су­дар­ства.

 В этом своде за­ко­нов был за­креп­лен мо­мент, свя­зы­ва­ю­щий им­пе­ра­тор­скую власть и пра­во­слав­ную цер­ковь. Сли­я­ние церк­ви и го­су­дар­ства в целом стало ха­рак­тер­ной чер­той ев­ро­пей­ско­го Сред­не­ве­ко­вья имен­но под вли­я­ни­ем тех тек­стов, ко­то­рые были со­зда­ны ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром в се­ре­дине VI века.

В самом на­ча­ле эпохи прав­ле­ния Юс­ти­ни­а­на про­изо­шло вос­ста­ние Ника, когда со­ци­аль­ные низы под­ня­ли бунт в Кон­стан­ти­но­по­ле в 532 году. Про­хо­ди­ли вос­ста­ния и на окра­и­нах им­пе­рии Юс­ти­ни­а­на. В VI–VII веках с се­ве­ра гра­ни­цы Ви­зан­тии на­чи­на­ют тре­во­жить сла­вяне.

Наи­бо­лее се­рьез­ная угро­за при­ш­ла в 637 году, когда на южных ру­бе­жах Ви­зан­тии по­яви­лись арабы. Они за счи­тан­ные годы от­ня­ли у Ви­зан­тии огром­ные тер­ри­то­рии в во­сточ­ном сре­ди­зем­но­мо­рье и в се­вер­ной Аф­ри­ке.

Ви­зан­тий­ская им­пе­рия на­чи­ная с этого мо­мен­та стала огра­ни­чи­вать­ся тер­ри­то­ри­ей Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и по­лу­ост­ро­ва Малая Азия.

В 610–641 гг., когда арабы по­яв­ля­ют­ся на ви­зан­тий­ских гра­ни­цах, в го­су­дар­стве пра­вил им­пе­ра­тор Ирак­лий (рис. 4). Такое имя обу­слов­ле­но тем, что он имел ар­мян­ское про­ис­хож­де­ние. Имен­но он пе­ре­вел всю до­ку­мен­та­цию в Ви­зан­тии на гре­че­ский язык.

Де­ло­про­из­вод­ство стало ве­стись не на ла­ты­ни, как рань­ше, а на гре­че­ском языке, по­нят­ном для боль­шин­ства жи­те­лей Ви­зан­тии. Им­пе­ра­тор­ский титул он сме­нил на гре­че­ский по сво­е­му про­ис­хож­де­нию титул ба­си­левс.

Имен­но так мы на­зы­ва­ем ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров, ко­то­рые пра­ви­ли на­чи­ная с VI века и до по­след­них годов су­ще­ство­ва­ния Ви­зан­тии.

Рис. 4. Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Ирак­лий

 Культурное влияние Византии

По­ли­ти­че­ское вли­я­ние ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров по­сте­пен­но со­кра­ща­лось, а уве­ли­чи­ва­лось вли­я­ние куль­тур­ное. Имен­но из рук Ви­зан­тии хри­сти­ан­ство в IX–X вв. по­лу­ча­ютБол­га­рия, Сер­бия и Ки­ев­ская Русь. Такое куль­тур­ное вли­я­ние поз­во­ля­ло за­клю­чать Ви­зан­тии вы­год­ные эко­но­ми­че­ские со­гла­ше­ния.

Читайте также:  О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г. - история России

Вме­сте с ре­ли­ги­ей рас­про­стра­ня­лась и ви­зан­тий­ская куль­ту­ра – ар­хи­тек­ту­ра, жи­во­пись и про­чее. В рус­ской сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ре тип хра­мов, ис­кус­ство мо­за­и­ки и фрес­ки, жанры сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры при­шли к нам из Ви­зан­тии. На­при­мер, ле­то­пи­са­ние на Руси за­ро­ди­лось под воз­дей­стви­ем ви­зан­тий­ско­го.

Хри­сти­ан­ство сыг­ра­ло не толь­ко объ­еди­ни­тель­ную, но и раз­де­ли­тель­ную роль в ис­то­рии Ви­зан­тии. Имен­но здесь в VIII–IX вв.

идет дви­же­ние ико­но­бор­че­ства (ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ское дви­же­ние в Ви­зан­тии в VIII – на­ча­ле IX веков, на­прав­лен­ное про­тив по­чи­та­ния икон).

Про­бле­мы в управ­ле­нии стра­ной со­про­вож­да­лись еще и ре­ли­ги­оз­ны­ми про­бле­ма­ми.

В 1054 году со­сто­ял­ся ве­ли­кий рас­кол, так на­зы­ва­е­мая схиз­ма, между пра­во­слав­ной и ка­то­ли­че­ской церк­вя­ми. Кон­стан­ти­но­поль­ские пат­ри­ар­хи не со­гла­ша­лись с по­ли­ти­кой рим­ских пап. Дог­мат о непо­гре­ши­мо­сти рим­ско­го папы не мог устра­и­вать во­сточ­ных иерар­хов еще в IV веке, не го­во­ря уже об XI.

Имен­но в 1054 году кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх и рим­ский папа пре­да­ли друг друга ана­фе­ме (про­кля­тие, из­гна­ние) и за­пре­ти­ли друг другу управ­лять цер­ко­вью.

Вза­им­ные про­кля­тия были сняты толь­ко в 1960-е годы. По сей день хри­сти­ан­ство раз­де­ле­но на пра­во­сла­вие и ка­то­ли­цизм, а в XVI веке до­ба­вил­ся еще про­те­стан­тизм.

Ви­зан­тий­ская ис­то­рия бо­га­та не толь­ко со­бы­ти­я­ми куль­тур­ны­ми, но и со­бы­ти­я­ми по­ли­ти­че­ски­ми. Часто Рос­сию срав­ни­ва­ют с Ви­зан­ти­ей, го­во­ря о том, что в Рос­сии су­ще­ству­ют ви­зан­тий­ские по­ряд­ки.

Го­во­ря об этом, имеют в виду по­сто­ян­ные за­го­во­ры, по­ли­ти­че­ские слож­но­сти, мо­мен­ты, свя­зан­ные с граж­дан­ски­ми вой­на­ми и меж­до­усо­би­ца­ми, ко­то­ры­ми ис­то­рия Ви­зан­тии была бо­га­та.

Русь и Ви­зан­тию также срав­ни­ва­ют в со­от­вет­ствии с дес­по­ти­че­ским ха­рак­те­ром го­су­дар­ствен­ной вла­сти, с пре­вра­ще­ни­ем церк­ви в «слу­жан­ку ре­жи­ма».

Ис­то­ри­ки объ­яс­ня­ют такое боль­шое ко­ли­че­ство меж­до­усо­биц боль­шим ко­ли­че­ством ди­на­стий, ко­то­рые пра­ви­ли в Ви­зан­тии, и борь­бой пред­ста­ви­те­лей этих ди­на­стий за власть.

Каж­дый из них хотел как можно шире рас­про­стра­нить свое вли­я­ние в Ви­зан­тии, что при­во­ди­ло к двор­цо­вым пе­ре­во­ро­там. Од­на­ко такие двор­цо­вые пе­ре­во­ро­ты неред­ко под­ни­ма­лись не зна­тью, а про­сты­ми лю­дь­ми, ко­то­рые тре­бо­ва­ли про­ве­де­ния ка­ких-ли­бо ре­форм. На­при­мер, несколь­ко по­доб­ных пе­ре­во­ро­тов было про­ве­де­но под вли­я­ни­ем го­род­ских низов Кон­стан­ти­но­по­ля.

 Падение Византии и становление Латинской империи

По­сто­ян­ное умень­ше­ние тер­ри­то­рий Ви­зан­тии и меж­до­усо­би­цы, ко­то­рые ца­ри­ли в этом ре­ги­оне, при­ве­ли к тому, что Ви­зан­тий­ское го­су­дар­ство очень быст­ро осла­бе­ло. Во вре­ме­на кре­сто­вых по­хо­дов Ви­зан­тия пе­ре­жи­ва­ла оче­ред­ную по­ло­су упад­ка.

 В 1204 году про­изо­шло со­бы­тие, по­ло­жив­шее конец Ви­зан­тии как пра­во­пре­ем­ни­це Рим­ской им­пе­рии. В этом году сол­да­ты, при­ни­мав­шие уча­стие в IV кре­сто­вом по­хо­де, за­хва­ти­ли Кон­стан­ти­но­поль.

При­чи­ной та­ко­го от­но­ше­ния за­пад­ных кре­сто­нос­цев было то, что Ви­зан­тия оста­ва­лась до­ста­точ­но се­рьез­ным кон­ку­рен­том для За­пад­ных ев­ро­пей­ских го­су­дарств.

На­при­мер, се­рьез­ней­шим со­пер­ни­ком Ви­зан­тия была для Ве­не­ции, а ве­не­ци­ан­ское го­су­дар­ство было чуть ли не спон­со­ром IV кре­сто­во­го по­хо­да. Ве­не­ци­ан­цам уда­лось убе­дить сол­дат в том, что Кон­стан­ти­но­поль ста­нет для них до­бы­чей го­раз­до луч­шей, а глав­ное – более лег­кой.

Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор не ожи­дал, что кре­сто­нос­цы ока­жут­ся их про­тив­ни­ка­ми. В ре­зуль­та­те в 1204 году Кон­стан­ти­но­поль пал. На об­лом­ках раз­ру­шен­ной им­пе­рии кре­сто­нос­цы со­зда­ли соб­ствен­ное го­су­дар­ство, по­лу­чив­шее на­зва­ние Ла­тин­ская им­пе­рия (рис.

5). Оно про­су­ще­ство­ва­ло не слиш­ком долго. Около 100 лет оно про­дер­жа­лось на карте Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва и пало по тем же при­чи­нам, по ко­то­рым осла­бе­ла сама Ви­зан­тия. Это были мно­го­чис­лен­ные внут­рен­ние меж­до­усо­би­цы и борь­ба за вли­я­ние.

Рис. 5. Герб Ла­тин­ской им­пе­рии

 Возрождение Византии: Никейская империя

Затем Ви­зан­тия пе­ре­жи­ва­ет пе­ри­од сво­е­го воз­рож­де­ния.

Через несколь­ко лет после того, как само Ви­зан­тий­ское го­су­дар­ство пре­кра­ти­ло свое су­ще­ство­ва­ние, на во­сточ­ном бе­ре­гу про­ли­ва Бос­фор (на тер­ри­то­рии по­лу­ост­ро­ва Малая Азия) было со­зда­но новое го­су­дар­ство как некий оста­ток Ви­зан­тии.

По го­ро­ду Никея оно по­лу­чи­ло на­зва­ние Ни­кей­ская им­пе­рия (рис. 6). Люди, жив­шие там, счи­та­ли себя пра­во­пре­ем­ни­ка­ми Ви­зан­тии с по­ли­ти­че­ской и со­ци­аль­ной точки зре­ния. Здесь также были рас­про­стра­не­ны гре­че­ский язык и хри­сти­ан­ство.

С эт­ни­че­ской точки зре­ния Ни­кей­ская им­пе­рия от­ли­ча­лась от Ви­зан­тии.

Войны этой им­пе­рии с кре­сто­нос­ца­ми при­ве­ли к тому, что в 1261 году, после пре­кра­ще­ния су­ще­ство­ва­ния Ла­тин­ской им­пе­рии, жи­те­ли Никеи от­во­е­ва­ли Кон­стан­ти­но­поль и офи­ци­аль­но вос­ста­но­ви­ли Ви­зан­тию. Од­на­ко этот по­след­ний пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния Ви­зан­тий­ско­го го­су­дар­ства ока­зал­ся очень непро­дол­жи­тель­ным. Тер­ри­то­рия Ви­зан­тии про­дол­жа­ла умень­шать­ся, глав­ным об­ра­зом под уда­ра­ми турок, ко­то­рые к этому вре­ме­ни осво­и­ли тер­ри­то­рии по­лу­ост­ро­ва Малая Азия.

Рис. 6. Ни­кей­ская им­пе­рия на карте

В по­след­ние годы су­ще­ство­ва­ния тер­ри­то­рия Ви­зан­тий­ской им­пе­рии вклю­ча­ла в себя толь­ко город Кон­стан­ти­но­поль и неболь­шие участ­ки земли на бе­ре­гу про­ли­ва Бос­фор. Эта тер­ри­то­рия была мень­ше, чем те неболь­шие ев­ро­пей­ские земли, ко­то­рые ныне за­ни­ма­ет Тур­ция.

 Падение Византийской империи в 1453 году

В 1453 году Ни­кей­ско­му го­су­дар­ству, остат­ку от Ви­зан­тии, при­шел конец (рис. 7). Тогда вой­ска ту­рец­ко­го сул­та­на за­хва­ти­ли Кон­стан­ти­но­поль, и вско­ре сул­тан пре­вра­тил этот город в сто­ли­цу сво­е­го го­су­дар­ства – Осман­ской им­пе­рии.

Ви­зан­тия пусть и не была в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни го­су­дар­ством круп­ным, но со­хра­ня­ла свое вли­я­ние в Ев­ро­пе на про­тя­же­нии всей 1000 лет, ко­то­рую про­су­ще­ство­ва­ла.

Куль­тур­ное вли­я­ние Ви­зан­тии про­яв­ля­лось и в хри­сти­ан­стве, и в том, что ви­зан­тий­ски­ми уче­ны­ми было со­зда­но огром­ное ко­ли­че­ство на­уч­ных тео­рий, ко­то­рые впо­след­ствии были ис­поль­зо­ва­ны.

Это вли­я­ние изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, а также ки­рил­ли­ца – та пись­мен­ность, ко­то­рую мы ис­поль­зу­ем и се­год­ня. Хоть конец Ви­зан­тий­ской им­пе­рии был тра­ги­чен, но об ее зна­че­нии в ми­ро­вой ис­то­рии можно го­во­рить очень долго.

Рис. 7. 1453 год – па­де­ние Ви­зан­тий­ской им­пе­рии.

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=2510

Уроки истории: Османская империя

Фото из открытых источников

В булькающем котле мусульманского мира при жизни одного поколения было уже буквально все, что только может произойти за тысячелетнюю историю какого-нибудь более спокойного региона.

Ближний Восток освобождался от колониальной зависимости, боролся против Израиля, строил «арабский социализм», устанавливал военные диктатуры, экспериментировал с исламским радикализмом от Аль-Каиды до ИГ и даже попробовал на вкус «оранжевые революции» .

Это еще неполный список.

Нетрудно также заметить, что в этом хаосе есть две константы.

Во-первых, Турция. Сильное государство, которое к тому же довольно долгий период было лидером мусульманского мира. С устойчивой политической системой. С растущей экономикой, объемы которой за 25 последних лет увеличились в пять раз. С хорошим финансированием армии, которая по численности считается второй в блоке НАТО после США.

Во-вторых, исламизация Европы. Мигранты наращивают численность, выстраиваются в очередь за пособиями и строят мечети. Подсчитано, что к 2030 году в столице ЕС Брюсселе мусульманская диаспора по численности должна обогнать коренное население белых европейцев.

Давайте глянем на эти явления не по отдельности, а в логике одного процесса. Который, кстати, уже имел место в истории.

От иммиграции к собственному государству

На свою нынешнюю родину турки пришли приблизительно так же, как нынешние мусульманские мигранты прибывают в Западную Европу. Одно из туркменских племён в XIII веке под давлением монголов покинуло родную пустыню и отправилось искать лучшей жизни.

Их было совсем немного – 400 или 500 шатров. О том, чтобы с такими силами завоевать какую-то страну, не могло быть и речи. В другой ситуации мигрантов просто отловили бы на границе. Однако туркменам повезло.

Они попали в Малую Азию в самый подходящий момент – богатый регион, с прекрасным климатом, с историей и высокой культурой как раз находился в бесхозном состоянии. Византийцы так и не смогли восстановиться после падения Константинополя в 1204 году.

Итальянцы на пару с мусульманами грабили наследство великой империи, движение крестоносцев, утративших смысл и ориентиры, переключилось на морское пиратство. Короче говоря, на мелкое племя язычников никто не обратил внимания.

Семьдесят лет они обживались. Приняли ислам, завоевали три города, умыкнули невесту из какой-то крепости, чем очень гордились. Подтянулись мигранты с других регионов, вместе все-таки проще отстаивать свои интересы.

Перелом наступил приблизительно в 1300 году. Мигранты объявили о независимости, а их вождь Осман Гази договорился о дружбе и сотрудничестве с византийским губернатором по имени Михаил Коссес.

Он стал первым высокопоставленным ренегатом, который увидел перспективы у молодого государства. В дальнейшем на протяжении многих столетий потомки прозорливого Михаль-бея занимали высокие государственные должности в Османской империи.

Анатолия в 1300 г. Политическая раздробленность региона и отсутствие сильной власти способствовали тому, что молодое государство туркменских мигрантов не задавили в зародыше.

Совпадения не случайны

Нам сегодня трудно даже представить масштабы ренегатства византийцев и славян, которые массово переходили на сторону турок-османов. Разве что увидим нечто подобное в XXI веке в Европе.

Процесс перетекания Византийской империи в Османскую можно проиллюстрировать простым примером. 29 мая 1453 года турки взяли штурмом Константинополь, Византия пала. На следующий день великим визирем, т.е.

, премьер-министром, был назначен грек Заганос-паша, один из офицеров, командовавший осадой византийской столицы.

Следующие за ним пять великих визирей тоже были греками или сербами, перешедшими из православия в ислам.

Ладно, это эпоха становления, вынужденная необходимость, пока турки заимствовали бюрократический аппарат и государственную систему. Однако возьмем XVI век. За одно столетие сменилось 27 визирей. Из них этническими турками было два человека.

Тут для красного словца можно было бы сказать, что Византийская империя восстанавливалась под исламским полумесяцем. Однако полумесяц тоже не совсем исламский.

В Европе тоже считали османов прямыми наследниками Восточной Римской империи. Французский философ Жан Боден писал в 1560 году:

«Предъявлять права на титул абсолютного правителя может лишь османский султан. Только он законно может претендовать на титул преемника Римского императора».

Вот еще одна цитата современника, от итальянского писателя и ученого Франческо Сансавино:

«Если бы мы тщательно исследовали их происхождение и подробно изучили их внутригосударственные отношения и внешние связи, мы могли бы сказать, что римская военная дисциплина, выполнение приказаний и победы равны турецким. Во время военных кампаний способны есть очень мало, они непоколебимы, когда сталкиваются с трудными задачами, подчиняются своим командирам абсолютно и упорно воюют до победы».

Не случайно и границы Османской империи во многом совпадают с очертаниями Восточной Римской империи. Турки не завоевывали. Они возвращали «своё».

Повторение сценария

В ЕС многие не любят мусульманских мигрантов. Показательным является тот факт, что все больше политиков стремится использовать исламофобские настроения и возглавить протесты против европейских правительств, неспособных справиться с наплывом беженцев. Сегодня это одна из самых обсуждаемых тем в политической повестке Евросоюза.

Но даже идеологи европейского изоляционизма плохо себе представляют последствия дальнейшего увеличения численности мусульманской диаспоры. Они просто берут нынешние проблемы с мигрантами и умножают их на предполагаемые тенденции. Терроризм, мусульманские гетто, мечети повсюду, рост преступности, женщины в хиджабах…

История Османской империи показывает, что всё может пойти по другому сценарию. Есть вероятность, что в определённый момент произойдёт фазовый переход и к мигрантам присоединятся местные.

Не те местные, что живут на социальном дне (это как раз не новость), а политики, учёные, военные.

Которые вдруг разочаруются в родной европейской культуре, почувствуют бесперспективность нынешнего политического пути.

Представим себе, что Исламское государство находится не в пустынях Ирака и Сирии, а, например, на территории Германии, Франции, Италии. И пользуется всеми ресурсами развитых европейских стран.

И возглавляет его Ангела Меркель, только с платком на голове. И в армии царит нормальный немецкий орднунг, под руководством немецких же офицеров. А вместо пикапов с пулеметами у них на вооружении танки «Леклерк» и «Леопард».

Совершенно фантастическая картина. Но именно так возникла Османская империя.

Давайте посчитаем. От появления османов в Малой Азии в 1230 году до взятия Константинополя в 1453-м прошло 223 года. В серьезную силу, с которой считались соседние державы, они превратились приблизительно за полтора столетия. Т. е., мусульмане Европы только в самом начале пути.

Источник: http://planet-today.ru/stati/vzglyad-na-istoriyu/item/79087-uroki-istorii-osmanskaya-imperiya

Ссылка на основную публикацию