История России при эпохе петра i — история России

История России: Эпоха Петра I Великого | Cтрановедение России (Reálie Ruska)

История России при эпохе Петра I - история России

„Петровская “ эпоха в истории России сложна и неоднозначна. Во всяком случае, она имеет для развития, формирования и понимания России решающее значение.

По мнению некоторых историков, Петр расколол историю России надвое – на Россию допетровскую и постпетровскую.

С другой стороны, особенно в начале 21 в., можно прийти к выводу, что реформы Петра I не обозначали радикального разрыва с прошлым, что кардинальные преобразования российского государства зародились уже раньше, при Иване IV, и Петр I их только расширил и укрепил, дал толчок к ускоренному развитию страны.

Уже в Московском государстве проходил процесс централизации страны, были заложены первые органы государственного управления.
Петр I, продолжив эту традицию, основал Сенат и Коллегии , правил при помощи указов .
Петр I развил мечту Ивана IV о „воссоединении исконно русских земель“ и вел империалистические войны.

Разницы

Московская Русь воплощала идеал „Святой Руси“: все в жизни было выражением христианского смысла. Петр I не был религиозным человеком. Он подчинил церковь государству, а ее главой назначил светское лицо. В Московском государстве и вообще в Древней Руси люди уважали старину и негативно относились ко всему новому (в средневековом народном мышлении все новое происходит от дьявола).

Петр I произвел сдвиг государства и общества от средневековья к новому времени. Произошла европеизация практически во всех областях жизни. Царь заставлял население менять образ жизни часто в принудительном порядке.

Петр I, третий царь династии Романовых, родился в 1672 г. в Москве. Его путь на российский престол был не совсем прост. Петр Алексеевич был 14-м ребенком и третьим сыном царя Алексея Михайловича и княгини Нарышкиной, его второй жены. Он был самым здоровым из сыновей; предполагалось, что Петр станет царем и поэтому его в детстве баловали.

Однако в возрасте 4 лет Петр лишился отца; возник конфликт между Нарышкиными и Милославскими (род первой жены Алексея Михайловича) по поводу престолонаследия. В 1682 году на царство были венчаны вдвоем Иван от Милославских и Петр от Нарышкиных.

Алексей Михайлович Романов испытывал серьезные проблемы с наследником престола. У него, как правило, родилсь крепкие и здоровые дочки, но по мужской линии соновья часто умирали еще в младенческом возрасте или были больными, слабыми, слабоумными.

Эта проблема касалась не только Алексея Михаиловича, но и других русских правителей. Поэтому их браки розводилсь, жены были ссыланы в монастыри.

В случае, когда царь скончался слишком рано не остававав взрослого наследника престола, на царство венчали маленьких детей (сынов), но вместо них фактически првили регенты.

При дворе в таких условиях шла постоянная борьба за престол разных родов дворян, жен царя.

Правительницей при малолетних царях провозгласили Софью, сестру Ивана. Она сослала Петра с его матерью прочь из Москвы, в село Преображенское.

Преображенское и «потешные полки»

В селе Преображенском об образовании Петра долго никто не заботился. Воспитание будущего царя проходило бессистемно.
Петр здесь увлекался в основном обучением солдат и разыгрыванием „потешных сражений“ с „потешными полками“ (игрой в солдаты с живыми людьми). Многие солдаты в действительности при этом погибали. Здесь формировались основы будущей петровской регулярной армии.

В Москву Петра привозили редко, только для участия в церемониях. Он не любил Москву и Кремль.

Здесь он страдал от своей болезни – агарофобии — боялся больших пространств (например, в Грановитой палате в присутствии Петра снижали потолки при помощи тканей).
В остальное время Петр был свободен.

Занимался многими областями знания – кроме военного дела, его очень интересовали, например, плотницкое дело и судостроение.

Немецкая слобода

В юности царь часто бывал в Немецкой слободе, которая представляла собой возможность первого контакта будущего царя с европейской культурой.

Немецкая слобода была поселением в Москве, на острове реки Яуза, где жили европейцы, в основном, представители тех профессий, которых в России не хватало (врачи, аптекари, инженеры, офицеры, купцы). Часто здесь люди скрывались от уголовных, религиозных и политических преследований.

Нравы здесь были намного свободнее, чем в православной Москве – иностранцы курили табак, что было в России запрещено; распространено было пьянство.

Великое посольство

Вторая встреча Петра с Европой — создание Великого посольства. В 1697-98 гг. Петр со своей свитой отправился в Англию, Голландию и Германию, чтобы лично ознакомиться с жизнью Европы.

Он работал на верфях и в порту, изучал корабельное и артиллерийское дела. Известно, что он посетил английский парламент. Многие европейские обычаи Петр решил перенести в Россию.

Петр I был вообще первым русским монархом, появившимся за границей России.

Бунт стрельцов

Два раза Софья-регентка поднимала против Петра бунты. Впервые это произошло в 1689 г. Петр I тогда испытал панический страх и в одной рубашке бежал в Сергиев Посад, забыв о своей матери и беременной жене.

Однако сторонники Нарышкиных взяли верх, и Софью сослали в монастырь. Когда Петр I с Великим посольством был за границей, Софья вновь подняла стрелецкий бунт.

На этот раз Петр с противниками справился жестоко – всех их казнил перед окнами монастырской кельи, где была заточена Софья. После подавления восстания царь решил ослабить власть бояр.

В 1696 г., когда брат Иван скончался, 24-летний Петр стал единственным самодержцем России. Позже он провозгласил себя императором (титул связан прежде всего с неограниченной военной властью).

С помощью реформ император заставлял российское общество перейти к западному стилю жизни и труда. Реформы проходили очень быстро, буквально на глазах одного поколения. Некоторые затронули всех обитателей России, некоторые — только верхушку общества, аристократию.

Петровские реформы касались всех сфер жизни и проходили по личной инициативе царя. Новые правила придумывал сам Петр; он же лично контролировал, как к ним люди привыкают и как их соблюдают.

  • Царь повелел всем подданным, кроме крестьян и священничества, обрить бороды (иногда он резал их боярам сам).
  • Запретил носить длинные русские платья, все придворные должны были одеваться на немецкий или французский манер (чтобы двигаться быстрее).
  • Были введены светские развлечения (танцы, игры, встречи) и курение трубки.
  • Петр создавал многочисленные мастерские, вводил новые ремесла – следствием был подъем экономики.
  • Сам Петр I изложил правила надлежащего поведения для дворян в книге Юности честное зеркало.
  • Царь приглашал иностранных инженеров (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремесла.
  • В больших городах возникли больницы, в Москве — первый приют для младенцев.

Область культуры и образования

  • Создается система государственных светских школ (высшим учебным заведением до тех пор в России была лишь Славяно-греко-латинская академия). Возникают светские (даже начальные) школы, гимназии, Морская академия. В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы – светская и духовная.
  • В 1724 г. была основана Академия наук.
  • В России появляются первые музеи, например, кунсткамера в Санкт-Петербурге, где до сих пор хранятся личные коллекции Петра I.
  • Бурное развитие получило издательское дело. В начале 17 в. действовала в Москве лишь одна типография, выпускающая главным образом церковные книги. К концу властвования Петра их работали десятки. Петр I хотел, чтобы люди „смотрели и учились“.
  • Петр I стал выпускать первую периодически издаваемую газету „Ведомости“ (1702), в которой лично разъяснял и пропагандировал реформы, нес в народ новые знания, знакомил русских не только с отечественными событиями, но и с зарубежной жизнью.
  • Развивается театр. Раньше художественный театр был предназначен лишь для царской семьи и узкого круга избранного общества, теперь он обращался к широким массам зрителей.
  • Реформа правописания — была введена „гражданка“(„гражданское письмо“ – упрощенная форма азбуки) и арабские цифры.

Реформа календаря и летосчисления

  • В 1700 г. было введено новое летосчисление. Счет лет от сотворения мира (7208 г.) был заменен счетом от рождения Христа (1700 г.).
  • Начало года было перенесено с 1-го сентября на 1-ое января.
  • Время в петровской России как будто бы ускорило свой бег – новым шрифтом возможно было быстрее писать, в новых типах платьев — быстрее ходить.

Административные реформы

  • В 1711 г. был образован Сенат (просуществовал 200 лет), куда вошли 9 ближайших сотрудников Петра. Сенат занимался в основном вопросами государственного бюджета.
  • Было учреждено 9 коллегий („министерств“).
  • Был разработан „Тaбель о рангах“– система чинов государственной службы (14 рангов), которая стратифицировала общество. Чин мог получить и человек недворянского происхождения за службу государю. Царь диктовал образ жизни согласно этой стратификации. Было строго определено, кто какие дома должен строить, кто какое количество водки может выпить, как кто должен одеваться и т.п.
  • Произошла реформа административно-территориального устройства. Страна была разделена на 8 губерний. Во главу каждой губернии был поставлен губернатор, подчиняющийся царю.
  • Быстро и эффективно вымогались средства от граждан (небывалый налоговый гнет).

Церковные реформы

  • Церковь была подчинена государству, во главу церкви царь поставил Святейший Синод (орган, управлявшийся светским лицом).
  • Было ограничено число монахов. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество. Над церковными обрядами он издевался. Староверы-раскольники, а также многие крестьяне считали Петра Антихристом и думали, что наступили «последние времена».

Военные реформы

  • Была создана огромная регулярная армия, происходили постоянные наборы рекрутов (15-20-летних холостых юношей — крепостных крестьян, дворян и монахов) на неопределенное время – военная служба была фактически пожизненной.
  • Был создан знаменитый морской флот.
  • Были произведены огромные военные расходы (множество церковных колоколов было перелито на пушки); появились талантливые полководцы; во многих сражениях и войнах Россия победила.

Целью Петра I было открыть выход к морю и, таким образом, „прорубить окно в Европу“.

Азовские походы

Выход к Черному морю царь хотел завоевать в войне с Турцией (1695–1700). Это был первый боевой опыт войск Петра. Хотя царь захватил крепость Азов в устье Дона, выхода к морю ему добиться не удалось.

Северная война

После заключения мира с Турцией Петр рассудил, что Балтийское море для выхода на Запад важнее, чем Черное, и начал войну со Швецией. Северная война (1700–1721) с решающей Полтавской битвой была для Петра долгой, изнурительной, дорогостоящей, но удачной. Уже в процессе войны была на берегах Невы в 1703 г. основана новая столица страны, Санкт-Петербург.

Царь был ростом в два метра и очень широко шагал, его сотрудники едва поспевали за ним бегом. В своей личной жизни был Пётр I довольно скромен, не любил носить официальную нарядную одежду, постоянно одевал одно платье.

Читайте также:  XVII век в России – время смуты

Он никогда не избегал физического труда (работал плотником, строил корабли, шил сапоги). Занимался медициной: например, лечил зубы и выполнял хирургические операции.

С детства он интересовался математикой, историей, хотел многое узнать.

Личная жизнь царя складывалась сложно и неоднозначно. Многих людей в своем окружении он сделал несчастными, многие проблемы нравственного характера никогда не разрешил.

Семья

16-летнего Петра женили на Евдокии Лопухиной, но он прожил с ней едва неделю. Она родила ему сына Алексея, наследника престола. Свою жену сослал Петр в монастырь, и его сын остался сиротой при живой матери. Молодого царевича Алексея потом обвинили в заговоре против государя; он стал первым узником, заточенным в Петропавловскую крепость. Алексея признали виновным и умертвили.

В 1712 царь объявил о своем разводе и венчался с Екатериной (до православного крещения — ливонской пленницей Мартой Скавронской), которая с 1703 была его фактической женой.

Друзья Петра I

А. Д. Меньшиков

Будучи недворянского происхождения, самый близкий друг царя, тем не менее, занимал высокие должности (первый губернатор Санкт-Петербурга). Но он никогда не забывал о своих личных интересах и принимал взятки („первый вор России“). Наконец, только смерть Петра спасла Меньшикова от гнева царя и от смертной казни.

  • Период, когда Россия глубоко преобразовалась, повернулась с Востока на Запад, открыла „окно в Европу“, стала европейской державой, активно вмешивающейся в европейскую политику.
  • Россия былa провозглашена империей; вырос ее международный престиж.
  • Сложилась система абсолютной монархии. Во главе государства стал монарх, который ни перед кем на свете за свои поступки ответственности не нес.
  • Сухопутная страна сделалась морской державой.
  • Множество людей погибло на войне, при строительстве новых городов, каналов, флота.
  • Осуществление грандиозных планов Петра I, при котором, между прочим, были исчерпаны все финансовые резервы государства, можно считать первым комплексным утопическим экспериментом в России.

На склоне своих лет царь о себе слышал много плохих отзывов, критики в том смысле, что бритье бород не делает из русского человека европейца, а только оскорбляет его религиозные чувства. Он знал о том, что его считают тираном.

После смерти Петра I (по преданию на смертном одре сказал: „Отдайте все…“ и скончался) возвели на трон его вторую жену Екатерину I.
Несколько последующих десятилетий продолжалась борьба за трон. Часто правили регенты вместо молодых или неспособных царей. Эта эпоха называется „эпохой дворцовых переворотов“.

  • Аксенова. М.: Энциклопедия для детей. История России от древних времен до Петра Великого. Аванта +, Москва 2000.
  • Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия. Издательство „Щит-М“, Москва 2003.
  • Некипелов, А. Д.: Новая российская энциклопедия. Том I. Россия. Издательство «Эмциклопедия», Москва 2004.
  • Синдаловский, Н.А.: От дома к дому, от легенды к легенде. „Норинт“, Санкт-Петербург 2001.
  • Fozikoš, A., Reiterová, T.: Reálie rusky mluvících zemí. Nakladatelství Fraus, Plzeň, 1998.
  • Pipes, R.: Rusko za starého režimu. Argo, Praha 2004.
  • Švankmajer, M., Veber, V., Sládek, Z., Moulis, V.: Dějiny Ruska. Nakladatelství Lidové noviny, Praha, 2004.
  • Хронос. История России. http://www.hrono.ru/index.sema
  • Путь Петра Великого: http://www.lfond.spb.ru/programs/peters_way/

Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-3A.php

Тест по истории (8 класс) на тему

Тест по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

  1. Что относится  к причинам  дворцовых переворотов в XVIII в.?
  1. появление самозванцев
  2. стремление крестьянства ограничить боярский произвол
  3. усиление роли гвардии в государственных делах
  4. перенос столицы в Санкт-Петербург
  1. Расположите имена правителей Российской империи в хронологической последовательности:
  1. Иван Антонович
  2. Анна Иоанновна
  3. Петр II
  4. Екатерина I
  1.  «Манифест о вольности дворянской» был принят императором ________ в ______ г.
  2. В 1735-1739 гг. Россия приняла участие в __________ войне.
  3. Перечислите основные задачи  внешней политики России в 1725-1762 гг. (не менее 3-х задач).
  4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Дата Событие
  1. 1733-1735 гг.
  2. 1735-1739 гг.
  3. 1741-1743 гг.
А) Русско-шведская войнаБ) Участие России в войне за «польское наследствоВ) Русско-турецкая война
  1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Термин Определение
  1. кондиции
  2. регентство
  3. фаворитизм
А) Явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любимцы, не обладающие способностями и знаниями, необходимыми для службы.Б) Временное правление одного или нескольких лиц в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя.В) Условия вступления на престол, выдвинутые с целью ограничения самодержавия.
  1. Определите верные высказывания:
  1. Политика правительства в 1725-1762 гг. способствовала ослаблению гнета помещиков над крестьянами.
  2. Политика правительства в 1725-1762 гг. способствовала превращению дворянства в привилегированное сословие.
  3.  В эпоху дворцовых переворотов система  управления страной, созданная Петром I,  претерпела значительные изменения.
  4. Политика властей в отношении крестьян ужесточилась.
  5. Власть воевод  в городах была ограничена.

В период дворцовых переворотов

  1. в  Прибалтике и на Украине сохранились различные формы автономии.
  2. ослабли гонения на старообрядцев.
  3. народы Поволжья могли исповедовать свои традиционные религии.
  4. восстание 1735-1740 гг. в Башкирии было вызвано  притеснениями со стороны православной церкви.
  5. к Российской империи был присоединен Младший казахский жуз.
  1.  Укажите правильную последовательность появления органов государственного управления:
  1. Кабинет министров
  2. Верховный тайный совет
  3. Сенат
  4. Конференция при высочайшем дворе
  1.  Во время чьего правления был принят указ с предписанием?

«всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста быть в науках, а от 20 лет употреблять в военную службу, и всякий должен служить в воинской службе от 20 лет возраста своего 25 лет, а по прошествии 25 лет всех… отпускать в  домы, а кто из них добровольно больше служить пожелает, таким давать на их волю».

  1. Петра I
  2. Анны Иоанновны
  3. Петра III
  4. Елизаветы Петровны
  1.  Период правления Анны Иоанновны известен в русской истории под названием «бироновщина». В. О. Ключевский  характеризовал его так:

«Немцы посыпались в Россию как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении… Русским же аристократам, как, например, князю М. А. Голицыну, была предложена должность шута».

На основании этого высказывания дайте определение понятия «бироновщина». Чем она опасна для государства?

  1. Что относится  к причинам  дворцовых переворотов в XVIII в.?
  1. стремление казачества получить дворянские привилегии
  2. распространение клеветы против правящей династии
  3. изменение порядка наследования престола, принятое Петром I
  4. военные неудачи России
  1. Расположите имена правителей Российской империи в хронологической последовательности:
  1. Петр III
  2. Анна Иоанновна
  3. Елизавета Петровна
  4. Иван Антонович
  1. В 1757-1762 гг. Россия приняла участие в ___________ войне.
  2. Императрица _____________ отменила указ Петра I  о ___________ .
  3. В чем проявилось усиление позиций дворянства (не менее 3-х положений)?
  4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Правитель Событие
  1. Екатерина I
  2. Петр III
  3. Анна Иоанновна
А) принятие «Манифеста о вольности дворянской»Б) указ о прикреплении к мануфактурам наемных работников и их семейВ) создание Верховного тайного  совета
  1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Термин Определение
  1. регентство
  2. гвардия
  3. «бироновщина»
А) Лучшая, привилегированная часть войскаБ) Политический режим в России в 30-е гг. XVIII в., характеризующийся засильем иностранцев, главным образом немцев, на важнейших государственных постах.В) Временное правление одного или нескольких лиц в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя.
  1. Определите верные высказывания:
  1. Главным направлением  внутренней политики российских правителей в 1725-1762 гг.  было ослабление крепостного гнета.
  2. Главным направлением  внутренней политики российских правителей в 1725-1762 гг.  было увеличение привилегий дворянства.
  3. В эпоху дворцовых переворот функции Сената были ограничены.
  4. Политика властей в отношении крестьян стала мягче.
  5. В эпоху дворцовых переворотов петровская система местного управления была упразднена.
  1. В Российской империи проводилась политика обращения в православие чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы.
  2. В период дворцовых переворотов усилились гонения на старообрядцев.
  3. На территориях, вошедших в состав государства, искоренялись все формы автономии.
  4. Восстания народов Поволжья были вызваны изъятием земель и строительством заводов.
  5. Началось изучение и освоение территории Дальнего Востока.
  1.  Укажите правильную последовательность появления органов государственного управления:
  1. Конференция при высочайшем дворе
  2. Кабинет министров
  3. Коллегии
  4. Верховный тайный совет
  1.  Во время чьего правления был принят документ, отрывок из которого приведен?

«…Отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность и свободу, кои могут службу продолжать… на основании следующего узаконения:        1) Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают…»

  1. Петра I  
  2. Анны Иоанновны
  3. Петра III
  4. Петра II
  1.  В. О. Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, писал:

«Одна особенность этих переворотов имеет более других важное политическое значение. Когда отсутствует закон, политический вопрос решается обыкновенно господствующей силой».

Что было «господствующей» (движущей) силой  дворцовых переворотов? Подтвердите слова историка фактами.

4.Ключ к тесту:

1 вариант:

  1. – 3
  2. – 4321
  3. — Петром III, 1762
  4. — Русско-турецкой
  5. — Выход к Черному морю;  воссоединение украинских и белорусских земель с Россией; сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.
  6. — 1Б, 2В, 3А
  7. — 1В, 2Б, 3А
  8. — 234
  9. — 1. Да 2. Нет 3. Нет 4. Нет 5. Да
  10.  — 3214
  11.  — 2
  12.  — «Бироновщина» привела к засилью иностранцев. Главным образом немцев, во всех областях государственной и общественной жизни, разграблению богатств  страны, жестокому преследованию недовольных, шпионажу, доносам. Такая обстановка способна дестабилизировать общество, вызвать острое недовольство властью и политический взрыв. В XVIII в. «бироновщина» в итоге привела к очередному дворцовому перевороту.

2 вариант:

1 – 3

2 — 2431

  1. – Семилетней
  2. – Анна Иоанновна, единонаследии
  3. — Право продавать продукцию своих хозяйств; ограничение срока службы 25 годами, а затем освобождение от обязательной службы государству;  право по своему усмотрению завещать поместье; освобождение от наказаний розгами и кнутом; право ссылать крепостных в Сибирь и т.д.
  4. — 1В, 2А, 3Б
  5. – 1В, 2А, 3Б
  6. 235
  7. – 1. Да 2. Да 3. Нет 4. Да 5. Нет  
  8. — 3421
  9. — 3
  10. — Главной движущей силой дворцовых переворотов была гвардия. Возведение на трон Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II проходило при ее активном участии.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/02/05/test-rossiya-pri-naslednikah-petra-i-epoha-dvortsovyh-perevorotov

Эпоха Петра Великого (стр. 1 из 2)

Конец XVII — первая четверть XVIII вв. связаны с царствованием и преобразованиями выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата Петра I.

Читайте также:  Карта: русско-турецкая война 1877-1878 гг - история России

Знание фактов этого периода истории, процессов, которые протекали в это время, позволяют выявить проблемы, стоявшие перед страной, и как они решались.

В эпоху Петра практически во всех сферах жизни российского общества произошли качественные изменения, наложившие отпечаток на последующие периоды в истории России.

Следует иметь в виду, что историография петровской эпохи обширна. В ней присутствуют различные точки зрения и на реформы, проведенные Петром I, и на его личность. При всех разнообразных подходах и оценках этого времени авторы не отрицают того, что в петровский период было сделано много положительного для развития российского государства.

Изучая источники и литературу, обратите внимание на наиболее важные проблемы:

1. Объективные причины преобразований в России начала XVIII в.

Анализируя их, важно уяснить, что к началу XVIII века остро встали проблемы динамичного развития российского государства.

Сравнив степень социально-экономического развития России в конце XVII в, с передовыми странами Западной Европы, станет ясно, что российское государство крайне нуждалось в радикальных преобразованиях практически во всех сферах общественного бытия, чтобы занять достойное место в системе европейских государств.

Необходимо уяснить и позицию Петра I. В чем он видел главное условие модернизации страны? Ответ на этот вопрос будет очевиден, если вспомнить попытки российского государства в XVI и XVII вв.

пробиться к Балтийскому и Черному морям. Отсутствие удобных морских коммуникаций, нежелание ряда западноевропейских стран, чтобы Россия их имела, сдерживало развитие нашей страны.

Выход России к теплым судоходным морям был жизненно важной целью.

2. Реформы Петра I.

Анализируя последовательность преобразований Петра I в различных сферах российской жизни, следует обратить внимание на то, что стало поводом к радикальным реформам в военной, экономической и социальной областях, в системе управления государством.

Этим поводом стало противостояние современной армии Швеции в Северной войне, в ходе которой решалась задача выхода к побережью Балтийского моря.

Первым крупным шагом Петра в комплексе преобразований стала военная реформа , основу которой составила система рекрутских наборов, создание регулярной армии.

Экономические реформы . При рассмотрении этой проблемы следует обратить внимание на то, что реформа армии и строительство военного флота закономерно повлекли за собой преобразования в области экономики, налогов и финансов.

Анализируя направления экономического развития страны, следует уяснить, какие важнейшие для государства отрасли производства получили приоритетное развитие и каковы особенности экономической реформы.

Необходимо выделить роль государства в экономической жизни страны.

Реформа государственного аппарата. При анализе этой проблемы важно обратить внимание на отношение Петра I к государству, важнейшему институту российского общества и его роли в осуществлении преобразований. Идея укрепления государственной власти составляла основу деятельности Петра I.

Усвоение этого положения поможет понять, почему в петровскую эпоху, а затем и в последующее время, государственные деятели в той или иной форме укрепляли государственные институты, почему государство активно вмешивалось практически во все сферы общественного бытия.

Необходимо обратить внимание на то, что Петр I уделял много времени реформированию самого государства, регламентации его деятельности и проследить шаги по совершенствованию государственного аппарата, решению проблемы взаимоотношений между государственной властью и церковью.

Важно также выяснить, какая форма власти возникла в стране в результате перестройки социальных, политических и административных институтов.

Социальные реформы. Анализируя социальную политику Петра I, обратите внимание на то, что она продолжала общие направления, которые наметились и сложились в этой области еще в XVI-XVII вв. Система феодальных отношений укрепляется, крепостное право усиливается. В городе закрепляется в сословных структурах городское население.

Особое внимание Петр I уделил внимание экономической и политической консолидации господствующего класса.

Среди петровских указов особый интерес представляет “Табель о рангах”, где были зафиксированы не только ступени служебной карьеры и критерии, в соответствии с которыми происходил служебный рост, но и по сути дела была изложена концепция личности, служащей Отечеству.

Задания для самоконтроля.

1. Проблемные вопросы:

а) На основе каких общественных отношений проходили преобразования в стране?

б) Почему Петр I временно отказался от планов выхода к побережью Черного моря?

в) С чем было связано особое внимание Петра I к военной реформе и строительству военного флота?

г) Почему мануфактурное производство, которое снабжало армию, получило приоритетную поддержку государства?

д) Каким образом решался вопрос обеспечения мануфактурного производства рабочей силой?

е) С чем было связано активное вмешательство государства в сферы общественного бытия?

ж) Какой новый принцип был заложен при прохождении службы дворянами?

2.. Тесты для самоконтроля.

а) Какие государства не были заинтересованы в выходе России к Балтийскому и Черному морям?

1) США, Япония, Германия

2) Швеция, Англия, Турция, Франция

3) Италия, Испания, Португалия

б) Какая система комплектования русской армии действовала в первой четверти XVIII в.?

1) путем даточных людей

2) всеобщей мобилизацией

3) набором рекрутов

в) Какой флаг использовался в российском военно-морском флоте?

1) бело-желто-черный

2) бело-сине-красный

3) белый с диагонально перекрещивающимися го-

лубыми полосами (Андреевский)

г) По какому договору к России отошли земли Прибалтики?

1) по условиям Ясского мира 1791 г.

2) по условиям Столбовского мира 1617 г.

3) по условиям Ништадского мира 1721 г.

д) Какой орган государственного управления занял место Боярской Думы?

1) Кабинет министров

2) Сенат

3) Сенод

е) Какие органы централизованного управления заняли место приказов при Петре I?

1) министерства

2) комиссариаты

3) коллегии

ж) Кто из царей впервые принял титул императора?

1) Иван Грозный

2) Александр I

3) Петр I

з) Что такое “Табель о рангах”?

1) инструкция канцелярского делопроизводства

по административной реформе

2) устав, определяющий порядок воинских форми-

рований

3) устав, устраняющий назначение на службу по

степени родовитости

и) Где и когда был основан Санкт-Петербург?

1) 16 мая 1703 г. на Заячьем острове

2) 12 марта 1725 г. на о. Котлин

3) 18 мая 1702 г. на Васильевском острове в дельте

Невы

к) С какого времени Новый год празднуется в России с 1 января, а не в сентябре?

1) с 1700 г. от “рождества Христова”

2) “ от сотворения мира”, за 5508 лет “до рождест

ва Христова”

3) с 1918 г. по декрету Советской власти

3. Исправьте ошибку

а) Русская армия выиграла сражение под Нарвой в 1700 г.

б) Полтавская битва произошла в 1720 г.

в) Северная война продолжалась 30 лет

г) Административная реформа была проведена в 1713 г.

д) В ходе реформы государственного аппарата вместо приказов были созданы министерства.

е) Петр I скончался в 1729 г.

ж) Наследником Петра I после его смерти стал его сын Алексей.

4. Проверьте знание карты.

а) Покажите на карте, где произошло восстание под руководством К.Булавина.

б) Найдите и покажите на карте территории, которые отошли к России по Ништадскому миру.

в) Покажите на карте, где на территории России возникли новые экономические районы.

5. Работа с первоисточниками.

Задачи: Прочитайте и проанализируйте приводимые ниже отрывки из указов Петра I и охарактеризуйте его взгляды на некоторые государственные проблемы.

Приказ Петра I перед Полтавской битвой. 27 июня 1709 г.

Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отгородитися России.

И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оных же ожидает.

Ниже бы (нисколько не) их смущала слава неприятеля, яко непобедимаго, которую должну быти неоднократно сами ж они показывали уже.

Едино бы сие имеем в оной акции пред очима, что сам бог и правда воюет с нами, о чем уже во многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею в бранех господь, на того единого смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние.

Указ Петра I Сенату. 2 марта 1711 г.

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; тож и ябедникам последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать…

5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщицта прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать. 9. Персидский торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду…

Указ о сыске беглых крестьян. 16 февраля 1707 г.

Прошлого 1706 года, где на юге Москвы и в городах на посадах и в дворцовых волостях и патриарших и архиереских и церковных и всяких чинов людей, в поместиях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне: и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчиникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода (т.е. указа о сыске беглых крестьян от 16 февраля 1706 г.). А буде кто тех беглых людей и крестьян с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся… А сего 1707 года ведомо ему великому государю учинилось, что многие помещики и вотчиники, забыв страх божий, тот его великого государя указ презрили (не выполнили), беглых людей и крестьян держат за собою… И великий государь… Петр Алексеевич… указал по прежнему своему указу: буде которые помещики вотчиники и приказчики и старосты, беглых людей и крестьян держат за собою, а ныне и вновь принимают, а в прежние места не отвозят, и тем… учинити будет по его великого государя указу февраля 16 числа 1706 года неотложно. Для того сыска в уезде воеводам ездить самим…

Читайте также:  Установление строя народной демократии. участие болгарии в войне - история России

Источник: http://MirZnanii.com/a/334039/epokha-petra-velikogo

Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I

МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Викторина по истории России

«Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I»

Учитель истории и обществознания

Слядзевская Ирина Сергеевна

Викторина по истории России

Тема«Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I»

Цели викторины: изучить период правления Петра Великого.

Задачи:

Образовательная

Учащиеся должны иметь общее и полное представление об эпохе правления Петра I, основных политических, культурных, социально-экономических преобразованиях этого времени, внешней политике, народных движениях и восстаниях

Воспитательная

Формировать личностное (эмоционально-ценностное) отношение к характеру и преобразовательным планам Петра I, процессу изживания прежних устоев, обычаев и порядков, к введению в жизнь российского общества новых элементов

Развивающая

Способствовать осуществлению учащимися самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, осмыслению действительности первой четверти XVIII века, выявлению ими причинно-следственных связей: объяснению причин различных событий этого времени и их исторического значения

Практическая

Содействовать закреплению учащимися исторического материала для дальнейшего их использования при написании контрольной работы – завершающего этапа изучения раздела «Россия при Петре I»

Форма проведения мероприятиявикторина

Инструментарий:

Литература для учителя

Литература для учащихся

1.

История России: Конец XVI – XVIII век: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с.

1.

История России: Конец XVI – XVIII век: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с.

2.

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программа по истории России для 6 – 9 классов/ Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 — 11 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.

2.

Научно-популярные энциклопедии

3.

Серов Б. Н., Соловьев К. А. Поурочные разработки по истории России: конец XVI – XVIII век. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.

Организационный план мероприятия Время

  1. Предварительная организация класса (Оргмомент) 2

  2. Вступительное слово ведущего 2

  3. Приветствие 4

  4. Разминка 7

  5. Конкурс капитанов 5

  6. Основная часть викторины 15

  7. Подведение итогов 5

  1. Предварительная работа. На этапе подготовительной работы учащимся 7 «Г» класса на уроке истории (25.02.

    ) было предложено провести викторину по теме «Путешествие в прошлое: эпоха Петра I» в связи с завершением изучения раздела учебника «Россия при Петре I».

    Данное внеклассное мероприятие являлось бы хорошей подготовкой к предстоящей контрольной работе. Предложение о проведении викторины было встречено единогласным одобрением.

  1. Коллективное планирование. На данном этапе началось составление предполагаемых вопросов и поиск ответов на них. Детям было дано задание повторить весь пройденный материал учебника по периоду правления Петра I. Учащиеся также попросили посоветовать какую-либо дополнительную литературу.

    Мною была порекомендована энциклопедия издательства «Аванта Плюс», а также в связи с тем, что некоторые дети уже достаточно хорошо владеют навыками работы на персональном компьютере, учащимся было порекомендовано использование Интернет-ресурсов. Поступили предложения о форме проведения викторины.

    Рассматривались два варианта: викторина в рамках одного класса и викторина-турнир между командами двух седьмых классов – 7 «Г» и 7 «В». Посоветовавшись с другими учителями истории, было решено провести мероприятие лишь в рамках одного класса. Датой проведения викторины была выбрана среда 4 марта.

    Далее был намечен круг вопросов для самостоятельного рассмотрения учащимися: детство и начало правления Петра, Азовские походы, Великое посольство, Северная война, экономические и политические реформы, народные движения петровской эпохи, культура и быт России.

  1. Коллективная подготовка дела. Было принято решение сформировать три команды, критерием отбора учащихся в команды было выбрано их постоянное рассаживание по рядам. В целом на каждом ряду сидели достойные «противники», обладающие достаточным уровнем знаний. Командам было предложено выбрать своих капитанов. Был составлен конкретный план проведения викторины:

  1. Вступительная речь ведущего.

  2. Приветствие.

  3. Разминка.

  4. Конкурс капитанов.

  5. Творческое задание.

  6. Основная часть мероприятия

  7. Подведение итогов.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы совершить своеобразное увлекательное путешествие в прошлое, в эпоху правления Петра I.

И проведем мы с вами сейчас для этого не менее интересное и увлекательное мероприятие, которое в итоге покажет, кто же из вас имеет более полное представление об этом неоднозначном, переломном и противоречивом периоде российской истории.

И активную помощь в подведении этих итогов нам окажет наше компетентное жюри. Идет представление жюри. Прошу поаплодировать нашим сегодняшним «судьям».

Звучат аплодисменты

Ведущий: Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы непременно начинаем! И для начала давайте займемся приветствием. Команды, представьтесь, пожалуйста!

Капитаны каждой из трех команд по очереди встают, называют название собственной команды, представляют каждого ее члена и представляются сами.

Ведущий: Отлично! Приветствие команд окончено. И теперь нас ждет первый конкурс – разминка.

Каждой команде предлагается по одному кроссворду, состоящему из 11 слов.

Участники в течение 7 минут решают кроссворд, разгадывают ключевое слово и пишут в специально указанном месте листка, что оно означает.

По истечению отведенного времени кроссворды представляются на проверку жюри. За каждое правильно разгаданное слово дается 1 балл. За правильное и полное написание значения ключевого слова – 3 балла.

Задания к кроссворду (в скобках даны ответы):

  1. Название Немецкой слободы в Москве (Кукуй)

  2. Мыс, у которого русский флот одержал первую крупную морскую победу (Гангут)

  3. Река, на которой был построен Санкт-Петербург (Нева)

  4. Страна, выступившая на стороне России в Северной войне после Полтавской битвы (Пруссия)

  5. Город, у которого состоялось самое крупное сухопутное сражение Северной войны (Полтава)

  6. Эти органы центральной власти заменили коллегиями (Приказы)

  7. Так прозвал народ Петра, когда он приказал снимать с церквей колокола и переплавлять их в пушки (Антихрист)

  8. Украинский предатель, перешедший на сторону шведского короля (Мазепа)

  9. Ситуация, сложившаяся в России после смерти царя Федора, когда правили два брата – Иван и Петр (Двоецарствие)

  10. Остров, у которого русский флот разбил англо-шведскую эскадру (Гренгам)

  11. Главный город-порт и торговый центр на юге России (Астрахань)

Ключевое слово – Кунсткамера (первый в России музей, учреждение для хранения редкостей, разнообразных коллекций).

Ведущий: Итак, первый конкурс пройден. Жюри, огласите результаты.

Жюри оглашает результаты конкурса

Ведущий: Дорогие ребята – участники команд, а давайте проверим, правильно ли вы выбрали своих капитанов. Конкурс капитанов! Капитанов прошу выйти к доске.

Капитаны выходят к доске, получают задание составить хронологическую таблицу событий Северной войны. На выполнение задания дается 5 минут.

Пока капитаны выполняют свои задания, остальным членам команды раздаются карточки, каждая из которых содержит по 5 дат. Команды должны написать, какие события произошли в это время.

Как в случае с капитанами, так и остальными членами команд, за одну правильно написанную дату присуждается 1 балл. По истечению отведенного времени жюри проверяет задания и выносит решение.

Хронологическая таблица событий Северной войны:

1699 год – Заключение Северного союза

1700 год – Начало войны, сражение под Нарвой

1703 год – Основание Санкт-Петербурга

1705 год – Введение рекрутской повинности

28.09. 1708 года – Битва у деревни Лесной

27.06. 1709 года – Полтавская битва

1711 год – Прутский поход

27.07. 1714 года – Гангутское сражение

1716 год – Принятие воинского устава

27.07. 1720 года – Морское сражение у острова Гренгам

1721 год – Ништадтский мир

Даты, данные другим участникам:

1708 год – Областная реформа

1711 год – Учреждение Сената

1714 год – Указ о единонаследии

1718-1720 годы – Введение коллегий

1722 год – Принятие Табели о рангах

Ведущий: Вот и второй конкурс завершился. Жюри, огласите результаты.

Жюри оглашает результаты

Ведущий: Ну а теперь время творческого конкурса – конкурса красноречия. Команды, выберите по одному человеку.

Из каждой команды выходит по одному человеку, им дается задание подумать в течение 2 минут об их видении роли Петра I в русской истории. После раздумий каждый участник отвечает на вопрос. Максимум за ответ присуждается 5 баллов. Жюри оценивает конкурс.

Ведущий: Теперь время основной и не менее занимательной части нашей сегодняшнего мероприятия.

На столе раскладывается 30 листков, на каждом из которых написан 1 вопрос. Участники команд по очереди тянут листки и коллективно обдумывают ответ на него. На раздумывание над одним вопросом дается 30 секунд. После этого любой участник команды по ее выбору дает ответ на вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Конкурс заканчивается за 5 минут до звонка.

Вопросы к основной части:

  1. Чьим сыном был Петр I?

  2. В чем суть двоецарствия, сложившегося после смерти царя Федора?

  3. Куда выехал Петр с матерью после провозглашения Софьи регентшей?

  4. Назовите причины Азовских походов Петра I.

  5. Почему первый Азовский поход увенчался неудачей?

  6. Назовите итоги Азовских походов.

  7. Каковы были цели Великого посольства?

  8. Почему Петр I был вынужден вернуться из заграницы раньше намеченного срока?

  9. Назовите причины Северной войны.

  10. Назовите союзников России в Северной войне.

  11. Чем завершилось сражение под крепостью Нарва?

  12. Какие меры принял Петр I для реорганизации русской армии?

  13. Против кого был направлен Прутский поход?

  14. Чем завершился Прутский поход?

  15. Перечислите итоги Ништадского мира

  16. Назовите функции Сената.

  17. В чем суть принятия Табели о рангах?

  18. В чем суть церковной реформы?

  19. Какое учреждение с 1721 года стало управлять церковными делами?

  20. Кто являлся лидером противников петровских преобразований?

  21. Перечислите основные моменты состояния экономики России на рубеже XVII-XVIII веков.

  22. В чем заключалась главная особенность экономической политики Петра I?

  23. Что такое меркантилизм?

  24. Что такое протекционизм?

  25. Какие нововведения были приняты в сельском хозяйстве России во времена правления Петра I?

  26. Каково значение налоговой реформы Петра I?

  27. Назовите основные причины народных восстаний первой четверти 18 века.

  28. Какие научные достижения петровской эпохи вы знаете?

  29. Что приказал делать Петр I, чтобы заставить дворян учиться и получать образование?

  30. В чем заключались основные перемены в русском быте?

Ведущий: Ну что же, вот и все конкурсы викторины завершены. Настало время подвести общие итоги. Жюри, скажите нам, пожалуйста, какая же из команд сегодня была лучше всех.

Жюри подводит общий итог. Происходит объявление команды-победителя викторины. Каждый член победившей команды получает «5» по уроку истории.

Ведущий: Вот и выявлены наши сегодняшние победители. Поздравляю с победой! Ну, вот на этом наше мероприятие и заканчивается. Спасибо за внимание и активную работу. Удачного вам написания контрольной работы!

Происходит награждение победителей – выставление заслуженных оценок в ученические дневники. Участники мероприятия высказывают свои впечатления, поздравляют победителей. Затем все расходятся.

7

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/putieshiestviie-v-proshloie-epokha-pietra-i

Ссылка на основную публикацию