История России и постсоветских народов в древности — история России

Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории. Данилов А.А., Филиппов А.В. 2009

История России и постсоветских народов в древности - история России

Книги и учебники → Книги по истории

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Название: Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории.Автор: Данилов А.А., Филиппов А.В.2009   Работа освещает преподавание истории в школах постсоветских государств.

Были собраны и проанализированы множество школьных учебников истории и учебных пособий стран бывшего Советского Союза. Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что большинство стран пошло по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории.

Общей чертой этих учебников является стремление представить контакты с русскими и Россией как источник бедствий. Присоединение тех или иных территорий к России оценивается негативно.

Усилия национальных образовательных программ брошены на формирование в сознании народов бывшего СССР образа России как зловещей империи, которая веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала их.   В рамках социально значимых проектов, поддержанных грантами Фонда «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением Президента РФ №192-РП от 14.04.

2008 о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, изучено преподавание истории в школах постсоветских государств и восприятие истории XX века их населением.

Были собраны, частично переведены с национальных языков и проанализированы 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины и Эстонии.

Изученные учебники являются наиболее массовыми или даже единственными в школах соответствующих государств. Одновременно в странах проведены массовые опросы, позволяющие оценить, какие образы прошлого существуют в общественном сознании каждой из стран.На основе материалов, собранных в рамках данных проектов, подготовлен настоящий доклад.

На основе материалов, собранных в рамках данных проектов, подготовлен настоящий доклад.Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что, за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге».Обоснование древности национальной истории доходит до анекдотических размеров.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Резюме 4Введение 13Общий очерк системы преподавания истории в школах новых независимых государств 18Происхождение наций и государств.

Древность национальной истории 24Первые контакты с Россией и русскими 38Инкорпорация в состав России 47Общая оценка периода нахождения в составе дореволюционной России 63События периода революции и гражданской войны 100Происхождение Второй мировой войны.

Великая Отечественная война 148Общая оценка советского периода национальной истории 187Школьная история и общественное мнение 230Заключение 242

Приложение 1. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 263

Азербайджан 263Армения 265Беларусь 267Грузия 268Казахстан 270Кыргызстан 272Латвия 273Литва 274Молдова 277Узбекистан 279Украина 281Эстония 283

Приложение 2. ЦИТАТЫ ИЗ УЧЕБНИКОВ 285

Азербайджан 285Армения 306Беларусь 315Грузия 326Казахстан 331Кыргызстан 338Латвия 344Узбекистан 359Украина 367Эстония 384
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Скачать книгу Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории. Данилов А.А., Филиппов А.В. 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать

Источник: http://nashol.com/2012012062965/osveschenie-obschei-istorii-rossii-i-narodov-postsovetskih-stran-v-shkolnih-uchebnikah-istorii-danilov-a-a-filippov-a-v-2009.html

Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государс

О сайте » Историческая библиотека » Разное » Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государс

на правах рекламы

Данилов А.А., Филиппов А.В. и др. Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государствМ.: Государственный Клуб, 2009. — 389 с.

Информация о файле: djvu, 12 mb

скачать с sibit.net
скачать с turbobit.net
скачать с depositfiles.comРабота освещает преподавание истории в школах постсоветских государств. Были собраны и проанализированы множество школьных учебников истории и учебных пособий стран бывшего Советского Союза.

Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что большинство стран пошло по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории. Общей чертой этих учебников является стремление представить контакты с русскими и Россией как источник бедствий.

Присоединение тех или иных территорий к России оценивается негативно. Усилия национальных образовательных программ брошены на формирование в сознании народов бывшего СССР образа России как зловещей империи, которая веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала их.Важно не только то, о чем говорится в школьных учебниках.

Не менее важно, о чем умалчивается. Кратко можно сказать — обо всем хорошем, что получили народы бывшего СССР от проживания бок о бок с великим русским народом. Отношения между народами в националистической историографии понимаются только как игра с нулевой суммой.

Если Россия, русские, империя прилагали усилия для социально-экономического развития окраин, инвестировали ресурсы, прокладывали каналы и железные дороги, строили заводы и города, создавали театры и университеты, то в логике проанализированных учебников это лишний раз доказывает, что они эти окраины русифицировали и эксплуатировали в своих целях.

Если какие-то положительные изменения в жизни нерусских народов все же происходили и не упомянуть о них никак нельзя, то они совершались исключительно вопреки «имперскому центру» и его политике.СодержаниеРезюме.Введение.Общий очерк системы преподавания истории в школах новых независимых государств.Происхождение наций и государств.

Древность национальной истории.Первые контакты с Россией и русскими.Инкорпорация в состав России.Общая оценка периода нахождения в составе дореволюционной России.События периода революции и гражданской войны.Происхождение Второй мировой войны. Великая Отечественная война.Общая оценка советского периода национальной истории.

Школьная история и общественное мнение.Заключение.Список учебной литературы.Азербайджан.Армения.Беларусь.Грузия.Казахстан.Кыргызстан.Латвия.Литва.Молдова.Узбекистан.Украина.Эстония.Цитаты из учебников.Азербайджан.Армения.Беларусь.Грузия.Казахстан.Кыргызстан.Латвия.Узбекистан.Украина.

Эстония.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

    Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ …Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации (Москва, 8–9 апреля 2010 г.) : материалы международ. конф. / под ред. д-ра истор. наук Т. С. Гузенковой, канд. полит. наук В. Н. Филяновой ; Рос. ин-т стратегич. исслед. – М. : РИСИ, 2010. – 472 с. В предлагаемое издание включены доклады учёных и политиков из России, стран СНГ, ЕС, а…
    Токарев С.А. (ред.) Основы этнографииТокарев С.А. (ред.) Основы этнографии М.: Высшая школа, 1968. — 360 с. Один из первых университетских учебников по этнографии на русском языке, изданных в советское время. Преподавание этнографии в СССР стало обязательным на исторических факультетах университетов только в 1960-е годы. В связи с этим кафедрой этнографии МГУ им. М.В. Ломоносова был подготовлен учебник «Основы этнографии». Его…
    Нарышкин С.Н., Торкунов А.В. (ред.) Великая Победа. Т. XI. Чем наше слово о …Нарышкин С.Н., Торкунов А.В. (ред.) Великая Победа. Т. XI. Чем наше слово отзовется М.: МГИМО(У) МИД России. РВИО. 2015. 358 с. Четырнадцатитомное издание «Великая победа» подготовлено на основе современных представлений ведущих российских и зарубежных историков, академических институтов и образовательных центров о событиях Второй мировой войны. В одиннадцатом томе собран материал, посвященный…
    Петров А.В. (сост.) Страны постсоветского пространстваПетров А.В. (сост.) Страны постсоветского пространства Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. — 172 с. Настоящее пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем отражены внутренние и международные процессы, происходящие в странах Содружества Независимых Государств, проблемы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве, а…
    Стрижова И., Терехова Н. Россия и ее «колонии»Стрижова И., Терехова Н. Россия и ее «колонии» М.: Даръ, 2007. — 576 с. В последние годы многие бывшие республики, входившие в состав СССР, став независимыми государствами, начали доказывать своим гражданам и всему миру, что в XX веке Россия их оккупировала и на протяжении десятилетий боролась с их свободой и самобытностью. Новоявленные правители забыли, что их народы вошли в состав России…

Источник: http://na5ballov.pro/lib/raznoe/3930-danilov-aa-filippov-av-i-dr-osveschenie-obschey-istorii-rossii-i-narodov-postsovetskih-stran-v-shkolnyh-uchebnikah-istorii-novyh-nezavisimyh-gosudars.html

Великая история России

Мы рады предоставить вашему вниманию сайт, посвященный великой истории России, как государства, с древнейших времен и до наших дней. Мы собрали воедино и систематизировали информацию, имеющуюся в различных литературных источниках, и изложили ее, основываясь только на фактах, которые доподлинно известны.

История России берет свое начало в 862 году. Этот год ознаменовался приходом к правлению Рюрика. Сей князь стал править Новгородом и всеми северными районами. В 864 г. Русь была разделена на два центра: северные земли, под управлением Рюрика из Новгорода, и южные, под управлением Аскольда и Дира из Киева. В 882 г. Вещий Олег захватил Киев, тем самым объединив южные и северные районы.

Столицей был выбран Киев. В результате новое государство получило название Киевская Русь. Много славных князей правило государством в те времена. Вечной славой они покрыли русское оружие, храбро сражаясь за интересы Родины. Однако, уже к середине 12 века, Киевская Русь была раздроблена на мелкие княжества.

Произошло это из-за огромного количества князей, каждый из которых хотел только одного – власти. Как итог, образовались отдельные уделы, которыми правили отдельные князья, самостоятельно принимая все решения. Киев формально сохранял свое господствующие положение над городами вплоть до 1240 г., когда монголо-татары сравняли город с землей.

Так, образовалась новая форма государственности – Русь Удельная. Этот период историки часто называют периодом феодальной раздробленности.

Преобразование форм власти

Раздробленность русских земель просуществовала до середины 16 века. Положение дел в это время было крайне тяжелым, поскольку длительное монголо-татарское иго, а также междоусобные войны, которые практически не прекращались, поставили страну на грань исчезновения.

Внутри страны порядка не было, жители были недовольны. Грозные соседи, видя слабость и обособленность русских правителей, стремились отвоевать у слабого врага территорию. Великая история России до этого не знавала такого бедственного положения дел.

Понимая необходимость централизованного управления русскими землями, Иван 4 Грозный в 1547 г. официально провозгласил свои владения царством, а себя царем, которому принадлежат все земли. Этот шаг способствовал стабилизации ситуации.

В дальнейшем, благодаря единовластию, стране удалось отвоевать утраченные исконно русские владения, а также присвоить новые.

Просуществовало русское царство вплоть до 2 ноября 1721 года. Именно в этот день Петр 1 объявил себя первым императором, а страну назвал Империей. Так началась новая Великая история. Много славных страниц было в истории Империи, много было и печальных.

Суть данной формы заключается в сохранении власти сильным правителем, который жестко может отстаивать интересы и целостность страны. Как только к управлению пришел Николай 2 в Империи начались революционные движения.

Император не сумел должным образом обуздать мятежников, в результате 7 ноября 1917 Российская Империя рухнула, и образовался союз советских социалистических республик, который в свою очередь просуществовал до декабря 1991 года.

Значимые события

История России продолжалась и в советскую эпоху, имея много важных исторических моментов, главным из которых, без всякого преувеличения, можно назвать победу советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг..

СССР просуществовало в общей сложности меньше века, но при этом успело прочно встать на ноги, развалившись только из-за горстки людей, лоббировавших свои интересы. В результате падении СССР образовалась новая форма государственности, под названием Российская Федерация.

Развитие этого государства происходит прямо на наших глазах.

Среди ключевых дат можно выделить следующие:

  • 862 г. – начало правления Рюрика
  • 988 г. – крещение Руси князем Владимиром Красно Солнышко
  • 1480 г. – стояние на реке Угре
  • 1547 г. – Иван Грозный принимает титул царя
  • 1721 г. – провозглашение России Империей
  • 1783 г. – присоединение Крыма
  • 1799 г. – заграничные походы А.В. Суворова
  • 1812 г. – Отечественная война против Франции
  • 1917 г. – Октябрьская революция и победа власти Советов
  • 1941-1945 гг. – Участие СССР во второй мировой войне.
  • 1991 г. – Распад СССР и образование Российской Федерации
Читайте также:  Истоки мирового кризиса. вторая мировая война - история России

Источник: http://istoriarusi.ru/

Краткая история России в датах для школьников. Кратко и только основные события

Краткая история России

­

Территория современной России была населена еще с доисторических времен скифами — древнейшими предками славян. Культура именно этого народа предшествовала появлению Киевской Руси. Таким образом, история России зародилась задолго до образования Римской империи, а племена, населявшие ее в дославянский период, принимали активное участие в формировании античной культуры.

Предки славян жили, в основном, в Центральной Европе, но со временем перебрались на восток. По языку они относились к индоевропейской группе народов. Интересна этимология самого названия страны.

Термин «Россия» был впервые употреблен в X веке византийским императором Константином VII в его сочинениях. Это слово являлось греческим обозначением Руси, то есть всех восточнославянских территорий.

В VII веке н.э. переселение славянских народов из Центральной Европы закончилось формированием новой нации — русские. Согласно «Повести временных лет», Российское государство было образовано в 862 году.

Это было крупнейшее государство Европы, простиравшееся от Черного моря до Заполярья. Вскоре усилиями династии Рюриковичей было образовано новое монархическое государство — Киевская Русь.

В его состав вошли не только все восточные славяне, но и частично финно-угорские, тюркские и балтийские племена. В начале XI века произошел распад на более мелкие княжества.

С 1237 года многие области Древней Руси подверглись нашествию монголо-татар. А северо-восточные территории платили дань татарским ханам вплоть до конца XV века.

С середины XV века на территории России сформировалось единое геополитическое пространство со столицей в Москве. Первым государем Руси принято считать Ивана IV Грозного.

Во время его правления к государству Московскому присоединились также Астраханское и Казанское. В конце XVI века на Руси стало формироваться крепостное право.

В первой половине XVII Россия переживала Смутное время, ознаменованное польско-шведской интервенцией и политэкономическим кризисом. Отстояв свою независимость, страна вступила в новый этап развития. В 1613 году царство было передано династии Романовых.

Первым царем из этой династии стал Михаил Федорович. Во время его правления осваивалась Восточная Сибирь, были основаны многие города и поселения (Кузнецк, Якутск и др.), в том числе на Чукотке и в Приамурье.

Во время правления его сына Алексея Михайловича усилилось влияние Запада.

Одним из наиболее интересных периодов в истории России был период правления Петра I (1682-1725).

Этот император основал новую столицу в Санкт-Петербурге, вернул русские земли, усилил абсолютную монархию и провел ряд радикальных реформ по модернизации армии и образования.

После его смерти в стране начались дворцовые перевороты, которые смогла пресечь Елизавета I (1741-1762). Во время правления Екатерины II (1762-1796) Россия успешно воевала с Турцией за выход к Черному морю.

В конце XVIII — начале XIX века начались Наполеоновские войны. Войска Наполеона оккупировали некоторые европейские территории, но в 1812 были разгромлены русской армией. Важным годом для России стал 1861-й — год отмены крепостного права.

Быстрый экономический рост наметился в конце XIX — начале XX века. Во время Первой мировой войны монархический строй был свергнут Временным революционным правительством. В стране нарастал политический хаос, завершившийся Октябрьской революцией 1917 года.

Серьезным испытанием для страны стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Потери были колоссальными. В ходе этой войны погибло более 26 млн. человек и было разрушено более 70 тысяч населенных пунктов.

Война закончилась победой Советского Союза, но потребовались десятилетия, чтобы восстановить экономику страны. В 1991 году Советский Союз распался, образовав на территории государства Российскую Федерацию.

см. также: Все краткие истории государств, городов, событий
Рефераты по истории

Источник: http://www.sdamna5.ru/istoriya_rossii_kratko

Образ древности в постсоветских школьных учебниках истории

УДК 930.1 С. Б. КРИХ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОБРАЗ ДРЕВНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ___________________________________________

Представленная вниманию читателей статья посвящена анализу образа древности в современных школьных учебниках. Автор сравнивает трактовки тех или иных событий древней истории, представленные в последнем советском учебнике по древней истории П. Ф.

Коровкина и одним из наиболее распространенных современных учебников А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой.

В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что современные исследователи во многом опираются на выводы советских ученых, но стремятся отойти от штампов предшествующей эпохи, что, однако, нередко ведет к отказу от собственных суждений.

Ключевые слова: историография советская, образ древности, учебники для средней школы.

Статья написана при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации № МК-3461.2012.6.

Возможно, один из самых волнующих вопросов — как и чему мы учим. Можно было бы высказать длинный ряд претензий к трём современным вузовским учебникам по истории древнего мира — Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима (все — под редакцией В. И.

Кузищина), которые напоминают плод неудачного и неполного компромисса между советским наследием и современными требованиями, но вузовские учебники — дело поправимое, поскольку при нормально функционирующей системе высшего образования студент в состоянии узнать больше из лекционного курса и самостоятельно прочитанных монографий, чем ему даёт учебник, составив своё мнение как об учебнике, так и о его теоретической базе. Конечно, это не самая простая задача для первокурсников (которым обычно и преподаётся история древнего мира), но более или менее решаемая. Если современная, затянувшаяся и запутавшаяся в своих целях и средствах, реформа образования оставит базовые основы нашего преподавания без изменений (а, как всякая затянувшаяся реформа, она может их только расшатать, но не заменить), то проблема с написанием нового вузовского учебника будет решена.

Гораздо серьезнее дело обстоит со школьными учебниками. Они формируют не только начальные знания об исторической эпохе, но и основы её образа.

В современном мире не меньшее влияние на это оказывают современные средства массовой информации и киноиндустрия, однако учебник всё ещё является самой системной частью этого влияния.

Говоря о постсоветских учебниках, мы предлагаем проанализировать ряд наиболее популярных книг (вообще, их гораздо больше: так, объём статьи не позволяет отдельно остановиться на комплексе учебников по истории, разработанном в Омске А. Н.

Лукьяновым), по которым осуществляется преподавание древней истории в школе. Постсоветскими мы их называем прежде всего потому, что они построены на частичном отталкивании и частичном принятии советской традиции и не несут чётких следов новой системы идей и ценностей — как это было в случае с советскими школьными учебниками 30-х гг., прин-

ципиально контрастировавшими с дореволюционными.

Сравним последний советский учебник по истории древнего мира Ф. П. Коровкина [1] и современный учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой [2].

Некоторые общие аспекты просматриваются уже при сравнении структур двух учебников (см. приложение 3). При общей очевидной преемственности (особенно в разделе «Жизнь первобытных людей»), есть и заметные отличия.

Уже на уровне структуры из современного учебника исчезает понятие классов, меньше внимания уделено развитию научных знаний, но гораздо больше — религии (особенно христианству), исчезли словосочетания по принципу «рабовладельческое государство»; наконец, история древнего мира не закончена падением Рима в 476 г., а продлена до конца правления Юстиниана и вторжения славян на Балканы. Пожалуй, следует ещё отметить, что больший акцент сделан на описание повседневной жизни, и что века теперь означаются не латинскими, а арабскими цифрами; в целом (это уже касается содержания учебника больше, чем его структуры) уменьшено количество дат, терминов и имён собственных.

Но упрощение — не всегда дань отвержению методологии. Обратимся к отличиям в тексте.

Ряд моментов в современном учебнике указывает на то, что теперь авторы постарались учесть уровень развития современной исторической науки и отказаться от ряда положений, за которые историческое образование в советский период держалось до последнего. Например, если в учебнике Ф. П.

Коровкина сообщается, что в Египте из числа земледельцев выделились ремесленники, которые «перестали заниматься сельским хозяйством» [1, ^ 37], то в современном учебнике эти слова отсутствуют: ремесло в Египте было почти всеобщим занятием земледельцев во времена межсезонья, и акцент на становлении отдельной сферы ремесленного производства в этом контексте вызвал бы у школьников искажение представлений о специфике древнеегипетской экономики. Исчезло и упоминание о египетских «кресть-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

Сопоставление советского и постсоветского школьных учебников по древней истории

Учебник Ф. П. Коровкина Учебник А. А. Вигасина и др.

С. 39 «Рабовладельцы не работали, а жили за счёт труда рабов и крестьян». С. 53 «Религия в Египте укрепляла власть фараонов и господство рабовладельцев». С. 68 «Сделайте выводы: а) чьи интересы защищали законы Хаммурапи; б) какой строй был в Вавилонском царстве?» С. 83 «В Индии уже в древности были люди, понимавшие несправедливость разделения людей на касты. …

Однако большинство населения верило в богов и не осмеливалось бороться с порядками, будто бы установленными Брахмой». С. 121 (о становлении афинской демократии) «Страх перед народным восстанием вынудил аристократов пойти на уступки демосу». С. 122 «Реформы Солона не изменили положения рабов, привозимых в Афины из других стран». С.

43 «Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами». С. 53 «Всё должно было подчиняться воле фараона — не только люди, но и сама природа». С. 70 «Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. …

Ведь такой порядок тоже установили боги — есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие». С. 98 «Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. . Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок» [2, с. 99, 102]. С. 139 «Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх.

Государство оказалось на краю гибели». С. 140 «Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры». С. 141 «С этого времени рабами в Афинском государстве были только чужеземцы».

янах-общинниках» [1, с. 38], поскольку в Египте существование общины в собственном смысле слова не зафиксировано.

Если старый учебник говорит нам о становлении Афинского государства (тема, которая в советской науке традиционно освещалась по Энгельсу), то новый — о греческом полисе (хотя бы один важный термин добавлен, а не изъят) [1, с. 110—116; 2, с. 136]. Однако индийские варны так и называются в обоих учебниках кастами.

Отношения между рабовладельцами и рабами, а шире, всеми эксплуатируемыми — прежде всего крестьянством (в новом учебнике называемым «земледельцами») в советском учебнике трактовались как однозначно центральные во всём сюжете древней истории и однозначно понимались в терминах классовой борьбы (это понятие, как и понятие эксплуатации, вводилось, несмотря на ранний возраст детей, и на его усвоение уходили основные методические усилия учителей [3]). В новом учебнике отношения эксплуатации и распространение рабовладения в древности признаются (илотов признают рабами оба учебника [1, с. 124; 2, с. 144], тяжёлая эксплуатация рабов современным учебником также не отвергается, хотя описывается не так драматично [1, с. 38, 138-140, 195-197; 2, с. 37, 169-170, 226227]), но поданы далеко не так однозначно [4]. Скажем, учебник Коровкина сообщает нам лишь то, что в Риме при Нероне казнили по несовершенному закону 400 рабов из одного дома, а современный учебник уточняет, что собралась толпа римлян, требовавшая не убивать невинных [1, с. 211; 2, с. 252]. В рассказе по Плутарху о римском триумфе после крушения Македонии старый учебник упоминает о несчастных детях царя, которые столь малы, что ещё не понимают всего своего несчастья и позора, будучи проведёнными пленниками в триумфальном шествии [1, с. 194], современный же учебник дополняет: «Глядя на малышей, римляне не могли сдержать слёз» [2, с. 223].

То же касается и социальных отношений вообще. Приведём несколько цитат (табл. 1).

Иногда, правда, трудно избавиться от впечатления, что авторы современного учебника уходят от того, чтобы определить собственную позицию по

Читайте также:  Гибель броненосца «петропавловск» - история России

ряду вопросов. Это происходит тогда, когда они переносят сложные проблемы истории древности в раздел закрепляющих вопросов по параграфу. В советском учебнике по любой общественной науке ответы на закрепляющие вопросы всегда можно было найти в основном тексте. Здесь иначе.

Учебник Коровкина пишет прямо: «Республика в Риме была рабовладельческой и аристократической» [1, с. 183]. Учебник современных авторов не ищет лёгких путей: «Подумайте, было ли в действительности управление в Риме “ общественным делом»» [2, с. 211].

Или, по поводу законов Хаммурапи: «Подумайте, почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково?» [2, с. 68]. Или: «Нравятся ли вам наставления Конфуция? Если да, то чем?» [2, с. 105].

Конечно, появление возможности выбора при оценке той или иной позиции — вряд ли недостаток учебника. Но только в том случае, если за ним не скрывается растерянности самих авторов. Не случайно они с большим вниманием отнеслись к бытовой жизни и к историческим личностям.

Отчасти это реакция на сравнительное безразличие к ним в предшествующем учебнике: у Коровкина, к примеру, нет ни слова о Клеопатре (а ведь школьника нужно готовить пусть не к фильму с Э. Тейлор, но к чтению Шекспира), в новом же учебнике она — одно из важнейших действующих лиц периода завершения гражданских войн [2, с. 244-246].

Подробно рассказано о деяниях и личности Александра — тут и старый опытный Парменион, и несколько крылатых фраз из исторических анекдотов, и трусость последнего Дария [2, с. 244-246].

Но быт и личность не могут дать ощущения целостности исторического процесса. Поэтому волей-неволей на место экономическим объяснениям пришла политическая история, которая, конечно, при уровне пересказа для школьников обернулась преклонением перед силой.

Хотели того авторы или нет, смягчая вопросы эксплуатации и усиливая рассказы о великих державах, они начинают петь гимн великой силе завоевательных походов и почти ничего не говорят о расплате за них.

Подробнее, чем в старом учебнике, рассказано о военных походах египтян, о могуществе Ассирийской державы [2, с. 44-48,

83 — 87]. В важнейших предложениях (набранных жирным шрифтом) нередко подчёркиваются размер территории государств-агрессоров: «Ассирийская военная держава охватывала огромную территорию — больше, чем любое государство древних времён» [2, с.

85], «Вавилонское царство стало почти таким же огромным, как прежде Ассирия», «Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь» [2, с. 92]. Почти маниакальный культ силы не может не смутить современного читателя; даже много раз критикованный в своё время дореволюционный учебник Д. И.

Иловайского был определённее и глубже в том, на что читателю следует обратить внимание [5], и Ф. П. Коровкин также не забывал поставить проблему власти персов над подчинёнными народами [1, с. 72].

Как мы и говорили, величие держав едва ли не восхищает авторов нового учебника, а вот падение держав приписывается лишь жестокости отдельных правителей.

Старый учебник рассказывал нам о конце древности в Китае как народных выступлениях против династии (в учебнике «семьи») Хань, а новый учебник рассказывает лишь о плохом императоре Цинь Шихуане [1, с. 89 — 92; 2, с. 111].

Вообще, народные движения и роль действия масс в истории в современном российском учебнике почти обойдены: за исключением, конечно, восстания Спартака, о котором, впрочем, сказано в итоге лишь то, что оно было очень опасным для Римского государства [1, с. 238].

Симптоматичен здесь пример Римской империи.

В мировой историографии есть сотни поучительных размышлений на тему жестокости римлян и идеи расплаты Рима за свои злодеяния, рассуждений, может быть, излишне морализаторских, но, однако, и сейчас вполне приемлемых для начального уровня преподавания: пусть лучше история учит этому, чем классовой борьбе или вообще ничему. В современном учебнике эта проблема отсутствует вообще. Кризис империи и стабилизация Диоклетиана просто изъяты, а далее, безо всякой связи, рассказывается о полновластии Константина и его заботе о христианах. Мы узнаем о вторжении варваров на территорию Римской империи, но почти ничего не узнаём о внутренних проблемах государства: только о разложении колоната [1, с. 268 — 272]. Отказавшись от рассказа о падении рабовладельческого строя, авто-

ры нового учебника потеряли единую нить рассказа [4, т. 2., с. 277].

В общем и целом противопоставление двух учебников вполне очевидно. Для старого учебника история объективна и целенаправленна. Для нового: увлекательна, и пока не более того. Объяснения изъяты, а других нет.

Дыры в повествовании заполнены интересными и благочестивыми историями. Конечно, марксизма здесь в полном смысле слова нет, и трудно судить однозначно, какие варианты моделирования образа древности предоставляет этот новый учебник сознанию современных школьников.

Но, на наш взгляд, эта «история без объяснений» заставит ищущие умы подбирать подходящие к заготовке объяснения, и нужно ли удивляться, что лучше всего туда лягут, после некоторой корректировки, те же самые базовые элементы советского марксизма.

Следует сказать, что учебники, появившиеся в более позднее время, ничего в этом плане не изменили.

Библиографический список

1. Коровкин, Ф. П. История древнего мира : учебник для 5-го класса / Ф. П. Коровкин. — 18-е изд. — М. : Просвещение, 1978. — 240 с.

2. Вигасин, А. А. История древнего мира : учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 1998. — 227 с.

3. Бахтина, О. И. Формирование у учащихся классового подхода при изучении истории в 5-м классе : пособие для учителя / О. И. Бахтина. — М. : Просвещение, 1986. — С. 9, 29.

4. Немировский, А. И. Античность. История и культура : пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев. В 2 т. Т. 1 / А. И. Немировский, Л. С. Ильинская, В. И. Уколова. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — С. 3.

5. Иловайский, Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история / Д. И. Иловайский. — М. : Современник, 1997. — С. 32.

КРИХ Сергей Борисович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры всеобщей истории.

Адрес для переписки: worldhistory2002@rmail.m

Статья поступила в редакцию 28.05.2013 г.

© С. Б. Крих

Книжная полка

Политическая история русской эмиграции 1920-1940. Документы и материалы : учебное пособие для вузов / Под ред. А. Ф. Киселева. — М. : Владос, 2012. — 776 с. — ISBN 978-5-691-00305-9.

Данное издание — первый опыт систематического описания основных течений политической жизни эмиграции, ее идеологии и практики.

Основу книги составили материалы из Государственного архива Российской Федерации, Центрального архива ФСБ России, Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории, материалы эмигрантских периодических изданий, отдельные труды и мемуары эмигрантов.

Читатель значительно расширят круг знаний о таких крупных фигурах, как Е. К. Миллер, П. Б. Струве, И. А. Ильин, Н. В. Устрялов, П. Н. Савицкий, А. Л. Казем-Бек, П. Н. Милюков, митрополит Антоний (Храповицкий), и о многих других деятелях эмиграции, чей опыт осмысления русской революции 1917 г.

и поиски путей преображения России были долгое время предметом ведения «спецхрана», а теперь должны занять свое достойное место в истории России XX века. Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям вузов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-drevnosti-v-postsovetskih-shkolnyh-uchebnikah-istorii

Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории. Данилов А.А., Филиппов А.В. 2009

История России и постсоветских народов в древности - история России

Название: Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории.Автор: Данилов А.А., Филиппов А.В.2009  Работа освещает преподавание истории в школах постсоветских государств. Были собраны и проанализированы множество школьных учебников истории и учебных пособий стран бывшего Советского Союза.

Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что большинство стран пошло по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории. Общей чертой этих учебников является стремление представить контакты с русскими и Россией как источник бедствий.

Присоединение тех или иных территорий к России оценивается негативно. Усилия национальных образовательных программ брошены на формирование в сознании народов бывшего СССР образа России как зловещей империи, которая веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала их.

  В рамках социально значимых проектов, поддержанных грантами Фонда «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением Президента РФ №192-РП от 14.04.

2008 о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, изучено преподавание истории в школах постсоветских государств и восприятие истории XX века их населением.

Были собраны, частично переведены с национальных языков и проанализированы 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины и Эстонии.

Изученные учебники являются наиболее массовыми или даже единственными в школах соответствующих государств. Одновременно в странах проведены массовые опросы, позволяющие оценить, какие образы прошлого существуют в общественном сознании каждой из стран.На основе материалов, собранных в рамках данных проектов, подготовлен настоящий доклад.

На основе материалов, собранных в рамках данных проектов, подготовлен настоящий доклад.Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что, за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге».Обоснование древности национальной истории доходит до анекдотических размеров.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Резюме 4Введение 13Общий очерк системы преподавания истории в школах новых независимых государств 18Происхождение наций и государств.

Древность национальной истории 24Первые контакты с Россией и русскими 38Инкорпорация в состав России 47Общая оценка периода нахождения в составе дореволюционной России 63События периода революции и гражданской войны 100Происхождение Второй мировой войны.

Великая Отечественная война 148Общая оценка советского периода национальной истории 187Школьная история и общественное мнение 230Заключение 242

Приложение 1. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 263

Азербайджан 263Армения 265Беларусь 267Грузия 268Казахстан 270Кыргызстан 272Латвия 273Литва 274Молдова 277Узбекистан 279Украина 281Эстония 283

Приложение 2. ЦИТАТЫ ИЗ УЧЕБНИКОВ 285

Азербайджан 285Армения 306Беларусь 315Грузия 326Казахстан 331Кыргызстан 338Латвия 344Узбекистан 359Украина 367

Эстония 384

Источник: http://x-uni.com/a/23514/osveshchenie-obshchey-istorii-rossii-i-narodov-postsovetskikh-stran-v-shkolnykh-uchebnikakh-istorii-danilov-aa-filippov-av-2009

История России кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Содержание статьи:

Дополнение:

 Краткий курс истории России

«Istoriya Rossii»

История России, кратко говоря, занимает не одну сотню лет. Начало образования первого древнерусского государства относится к 862 году, когда разрозненные племена восточных славян, находясь под постоянной угрозой завоевания, решили объединиться, и призвали варяжского князя Рюрика быть их правителем.

История России кратко (в 16, 17, 18, 19, 20, 21 веке)
Россия в 16 веке кратко

16 век для России стал временем окончательного становления государственной власти. В это же время она активно начинает осваивать новые территории Поволжья и Сибири.

Входя в мировую цивилизацию, Россия развивалась совершенно другим путем, чем западные страны. Во многом она сильно отставала от них в развитии.

Тогда как в Европе началась эра Великих географических открытий, Россия не имела даже выходов к морю. Сохранялось натуральное хозяйство и крепостное право.

Несмотря на слабость экономики, в стране насчитывалось около 220 крупных городов. На первом месте среди них были Москва, Новгород, Ярославль, Астрахань. Каждый город был центром определенного производства, исходя из наличия вида местного сырья.

В начале 16 века Российским государством правил Иван III, считающий, что Москва должна стать центром русских земель. Он активно проводил политику централизации власти и боролся с раздробленностью Руси.
В 1480 году Иван III сделал главное дело для страны – положил конец ордынскому игу. Его сын, Василий III, продолжил процесс объединения русских земель.

История России, кратко изложенная, не может обойтись без рассказа о самом жестоком из русских царей – Иване IV, прозванным Грозным.

В возрасте 3 лет он потерял отца, а когда будущему царю исполнилось 8 лет, отравили его мать.

  С детства он видел столько жестоких смертей среди своего окружения, что в результате стал до крайности мнительным и подозрительным, видя вокруг себя одни заговоры.

Иван IV первым среди правителей России взял себе титул царя, чтобы быть равным с западноевропейскими монархами.

Читайте также:  Войны России с персией и турцией - история России

Из своих приближенных он создает Избранную Раду – новое правительство. Фактически Рада при Иване IV заменила боярскую думу. Затем царь создает из стрельцов и дворян преданную ему армию. Видя в боярах главную для себя опасность и подозревая их в заговорах против себя, Иван IV вводит опричнину. Ее цель – уничтожение оппозиции из числа бояр и установление единовластия.

Итог правления Ивана Грозного был печален. По его приказам было уничтожено огромное количество населения, особенно при карательном походе царя на Новгород. Страна проиграла несколько войн и потеряла свое политическое влияние. Деятельность Ивана IV сильно ослабила государство и привела к периоду Смутного времени.

История России кратко (в 16, 17, 18, 19, 20, 21 веке)

История России в 17 веке кратко

Для страны это время было крайне тяжелым. Результаты правления Ивана Грозного были печальными. Были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, но была проиграна Ливонская война, которая привела к экономическому упадку России. Опричнина, введенная царем для уничтожения своих врагов, только ослабила государство.

После Ивана IV из наследников остался Федор, слабый здоровьем, и малолетний царевич Дмитрий. Править государством стали бояре, среди которых на первое место выдвинулся Борис Годунов. В течение нескольких лет он уничтожил остальных претендентов на власть, и после смерти Федора и гибели Дмитрия был избран на царство.

Правление Годунова пришлось на тяжелые годы. В результате неблагоприятных природных условий урожай погиб и начался голод. Народ обвинил в этом царя. Тяжелым положением воспользовался польский король Сигизмунд III.

Он помог самозванцу Лжедмитрию, утверждающему, что он сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий, прийти к власти после смерти Бориса Годунова. В ходе народного восстания Лжедмитрий был убит, а на престол взошел один из самых влиятельных бояр – Василий Шуйский.

Его правлением были недовольны многие, и он был свергнут боярской оппозицией. Началось время правления «семибоярщины».

Доверия у народа бояре не имели, и было решено призвать польского царевича Владислава, который явился в Москву с польским войском и обманом захватил столицу.

Для борьбы с захватчиками было собрано два народных ополчения. Последнее из них возглавил Дмитрий Пожарский.

Враг был изгнан, и на место царя Пожарский предложил последнего из рода Рюриков, Михаила Романова. При нем в стране наконец-то наступило спокойствие.

Налоги были снижены, войны не велись, иностранцы получили разрешение на строительство заводов, и в России появилась металлургическая промышленность.

После смерти Михаила на престол вступил его сын Алексей. Он продолжил мудрую политику своего отца. Главная заслуга Алексея Тишайшего – подчинение церкви государству. Его смерть привела к новым беспорядкам.

Старший сын Федор умер, маленькие Петр и Иван править сами не могли, и государственная власть перешла к дочери Алексея Софье.

Для страны она сделала немало пользы, но отдавать трон подросшему 17-летнему Петру не собиралась.

История России кратко

Россия в 18 веке кратко

История России, кратко изложенная, не может обойтись без рассказа о самом неординарном и великом правителе – Петре I.
Петр Великий получил свое почетное прозвище за те реформы, которые он провел для превращения России в мощную империю. Он был неординарен во всем.

Ростом более 2 метров, он обладал удивительной силой. С раннего детства Петр занимался самообразованием и военной подготовкой. Для него были созданы два потешных полка и построена небольшая крепость, где он со своими солдатами проводил тренировочные бои по взятию крепости.

С юности Петр окружал себя людьми талантливыми, и не смотрел на их социальную принадлежность. В людях прежде всего он ценил их таланты и умения, а не знатность рода. Бояр он презирал.

Сестра Петра, Софья, не хотела уступать ему престол и организовала бунт стрельцов против младшего брата. Он был подавлен, а царевну сослали навечно в монастырь. Давний друг Петра, Франц Лефорт, мудро посоветовал царю развивать внешнюю торговлю для улучшения экономики страны.

Для этого нужны были выходы к Балтийскому и Черному морю. Два Азовских похода, совершенных Петром, были удачными, а вот война с Турцией показала, что России для победы не хватает союзников и современного оружия. Петр совершает свою первую поездку за границу.

Увиденное там так отличалось от российской действительности, что по приезде домой молодой царь приступает к реформам. Он хочет превратить Россию в Европу. Реорганизует армию, которая теперь состоит из наемников и приглашает иностранных офицеров.

Переводит страну на новое летоисчисление, вводит в обиход иностранную одежду и запрещает боярам и дворянам носить русские наряды. Теперь дети знатных родов должны проходить обучение за границей.

В 1700 году Россия вступает в длительную войну со Швецией за контроль над балтийским побережьем. Она получила название Северной войны и длилась 21 год. Под Нарвой русские войска потерпели разгромное поражение. Петр I приступает к полному преобразованию армии.

Сильно не хватало металла, и царь приказывает снять церковные колокола и отлить из них необходимые для армии пушки. Быстрыми темпами начинают строиться металлургические, оружейные и полотняные заводы. Развивается судостроение.

В армию набирают рекрутов и вводят обязательную воинскую повинность для дворян.

Понимая острую необходимость для страны в грамотных людях, Петр отправляет учиться молодых дворян за границу и строит технические вузы. Правление Петра I – это время беспрерывных преобразований России. В 1721 году, после победы в Северной войне, царь утверждает себя императором, а страна превращается в Российскую империю.

После смерти Петра Великого начинается эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III и не менее великая, чем сам Петр I, Екатерина II – это те, кто правил Российской империей в 18 веке.

Россия в 19 веке кратко

В истории России, кратко говоря, было много плохих и хороших правителей. Про Павла I, сына Екатерины II, вступившего на престол после ее смерти, трудно сказать однозначно, каким он был.

Фактически отстраненный от управления государством матерью, которая видела своим наследником не сына, а внука, он затаил на нее большую обиду и оказавшись у власти, начал уничтожать все созданное Екатериной II.

Права дворян, который императрица всегда поддерживала, были урезаны, в армии, по прусскому образцу, была введена муштра. Из-за боязни распространения влияния на Россию Великой французской революции, была введена жестокая цензура.

Все эти меры не могли не вызывать все большего раздражения и недовольство дворян. В 1801 году, в ходе дворцового переворота, император был убит. Началось время правления Александра I.

В это время Российская империя представляла одну из крупнейших мировых держав, хотя по-прежнему отставала от западных стран в экономическом развитии.

Основа экономики —  сельское хозяйство, и основную часть экспорта России составляло сырье и сельскохозяйственная продукция. Запад поставлял машины, станки, инструменты, сахар, хлопок. Главным сдерживающим фактором экономики страны было крепостное право.

Александр I понимал необходимость реформ и издал указ, по которому крепостные могли уйти от помещика, заплатив выкуп.

Что касается внешней политики, то в 19 веке резко обострились отношения Российской империи с Францией. Причины этого – активное вмешательство Наполеона I в европейские дела и порабощение Европы.

1812 год – самое тяжелое время для России – начало Отечественной войн с армией Наполеона. Ценой сдачи Москвы и благодаря самоотверженным действиям русской армии и начавшейся против захватчиков партизанской войны войска Наполеона были изгнаны с территории России. В 1825 г.

императором становится младший брат Александра Николай I. Страна в это время находилась в тяжелом экономическом положении. Он продолжил агрессивную внешнюю политику, из-за которой Россия получила прозвище «жандарма Европы».

В середине 19 века страна была втянута в военный конфликт с Турцией, который привел к Крымской войне. Она была проиграна Россией.

Император Александр II стал следующим правителем Российской империи. Он был назван в народе «Освободителем» за отмену крепостного права.

После его убийства на трон восходит Александр III, при котором Россия впервые не участвовала ни в одной войне. За это он получил прозвище «Миротворец».

Видя ошибки своего деда и отца, Александр III все внимание уделяет развитию промышленности и добивается превращения России в индустриальную державу.

Россия в 20 веке кратко

История России, кратко изложенная, в 20 веке полна трагических событий. С такого печального инцидента, как трагедия на Ходынском поле, начинается правление последнего императора России Николая II. Едва придя к власти в 1894 году, в 1904 он начинает русско-японскую войну, бесславно проигранную Россией.

В 1914 году Российская империя вступает в Первую мировую войну, имеющую для страны самые печальные последствия. в 1917 году, в ходе Октябрьской революции, Николай II отрекается от престола и в 1918 году вместе с семьей и приближенными был расстрелян по приказу партии большевиков. Российская империя прекращает свое существование.  

Новое правительство, возглавляемое Лениным, подписывает Брестский мир, с крайне тяжелыми для страны условиями, и Россия выходит из войны. Не все регионы России принимают новую советскую власть. Начинается Гражданская война между последователями власти Советов и ее противниками.

Гражданская война окончательно разрушила ослабленную Первой мировой войной экономику страны. Везде царили голод и разрушения. В таких условиях Владимир Ленин начинает НЭП – новую экономическую политику для вывода страны из тяжелейшего экономического кризиса.  В это же время, в 1922 году, образовывается Советский Союз, в который первоначально вошли 4 республики.

В 1922 году, ввиду болезни Ленина, страну возглавил Иосиф Сталин. Он начинает индустриализацию и коллективизацию и переводит страну на государственное регулирование экономики.
С 1934 года Сталин начинает проводить зачистки в рядах своих противников и даже сторонников. Пик репрессий пришелся на 1937 год.

1941 год – начало самого кровопролитного военного конфликта, Великой Отечественной войны, которая продолжалась 4 года и завершилась победой Советского Союза и капитуляцией Германии. Для СССР победа досталась страшной ценой – погибло более 27 миллионов человек.

После войны, СССР, больше всех стран пострадавшая в ходе войны, смогла восстановить экономику в течение 10 лет.Середина 20 века – время правления Никиты Хрущева и еще одного острого конфликта, на этот раз с США.

После окончания Второй мировой войны началась «холодная война» между социалистическим блоком и странами Запада. В 1962 году разразился Карибский кризис, который едва не привел к началу ядерной войны между СССР и США.

С приходом к власти в 1985 году Михаила Горбачева началась эпоха перестройки – глобального изменения как в экономике страны, так и в проводимой ею внешней политике.

В 1991 году происходит распад СССР и избирается первый президент России Борис Ельцин.
20 век в истории России закончился первой чеченской войной и приходом к власти в 1999 году Владимира Путина.

История России в 21 веке кратко

Если говорить об истории России кратко, то 21 век – это время стабилизации укрепления экономики, формирования правящей партии «Единая Россия» и проведения многочисленных реформ во всех сферах. Приход к власти Путина совпал с мировым ростом цен на энергоносители, что позволило впервые за многие годы добиться профицита бюджета.

В 2008 году президентом России становится Дмитрий Медведев. Его правление не принесло каких-то значительных изменений ни в экономической, ни в политической жизни страны. 2008-2009 годы – время экономического кризиса, последствия которого были крайне негативными для экономики, и особенно – для частного бизнеса.

В 2011 году выборы в государственную Думу вызвали недовольство в стране и привели к массовым протестным выступлениям. Многие считали, что прошедшие выборы были сфальсифицированы и поэтому большинство в Думе получила партия власти «Единая Россия».

Источник: http://antiquehistory.ru/istoriya-rossii-kratko/

Ссылка на основную публикацию