История культуры древней руси и ее соседей — история России

Соседи Древней Руси

История культуры древней Руси и ее соседей - история России

С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. На юге находилась и Византия, которая сыграла огромную роль в становлении и развитии Древнерусского государства.

Русско-византийские отношения IX — XI веков — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников.

С другой, — византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством этому служит существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе.

Договор князя Олега с Византией предусматривал льготные условия торговли для русских купцов, решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны.

Первый договор Руси с Византией был заключен на выгодных условиях

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год

После христианизации культурные связи с Византией усилились. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря.

Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот князя был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошел в 944 году.

Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих соглашений 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X века наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка княгини Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя государствами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, который проводил активную внешнюю политику. Великий князь вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории южной Руси.

Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 годах, русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав, разгромив главные города государства и захватив его столицу Итиль.

Разгром Хазарии привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство.

3 июля 964 года Древняя Русь выиграла в войне с Хазарским каганатом

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы.

Князь одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы.

Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Византийская конница X века. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский эмират — в 977, 985, 994 и 997 годах. Ответных действий булгары не предпринимали. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена.

Стороны решили, что «толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути». Тем не менее, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

В 986 и 987 годах летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, князю не понравилась, и он принял христианство.

Из XI века дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 годам, говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 году булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

В Х в. Киевская Русь организовала 4 военных похода на Булгарию

Целую серию военных походов отмечают летописи XII века. Так, в 1107 году пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша».

Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 года связано с походом булгар, нападавших на Ярославль.

Четыре военных похода совершил в 60 — 80-х годах XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».
В начале XIII века продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях.

В 1205 году состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 году булгары совершили ответный поход на Устюг. В 1220 году состоялся последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен.

В те же годы булгары предприняли ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1221 году, а в 1229 году был продлен еще на шесть лет. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками. Из хроники Константина Манаса

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи 915 года. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье.

Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев.

Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию, где началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности.

В 971 году был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа киевского князя чашу и пил из нее на пирах.

Печенеги убивают Святослава Игоревича

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол.

В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина киевского князя помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит. Однако император не спешил с обещанным браком, который имел важное политическое значение.

Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание.

Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

К 1055 году относится первое появление половцев у русских границ

Как уже упоминалось, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее, их набеги продолжались.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава, печенеги осадили город. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться.

Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Половцы, они же кыпчаки или куманы, — тоже тюркская народность, еще в X веке жившая на территории северо-западного Казахстана. В середине X века половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа.

После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или Дешт-и-Кыпчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная.

Впервые половцы упоминаются в русских летописях в 1055 году, а в 1061 году произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII века — время борьбы Руси с половецкой опасностью.

«После побоища Игоря Святославича с половцами», В. М. Васнецов, 1880 год

Одновременно с Византией Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Это взаимодействие нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде.

Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь, Елизавета, стала супругой норвежского короля Харальда III. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV.

Один из сыновей Ярослава Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника 1073 года

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII — начале XIII века. Они выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии.

На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы. Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад.

Русь не уступала в своем развитии большинству стран Западной Европы

С середины XI века на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI — XIII веках не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию — близких соседей Древнерусского государства. Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей.

Через паломников и путешественников поддерживалось взаимодействие по линии церковных отношений, которые до раздела церквей в 1054 году были достаточно прочными.

Однако после попыток папства «обратить» Русь в католическую веру, отношения с Западом стали более ограниченными, чем с Византией, но все-таки оставили определенный след в русской культуре.

Источник: http://diletant.media/articles/25234373/

История России

Надпись на глиняном сосуде, найденном при раскопках в Смоленской области в 1949 году. X век.

Культура древней Руси — это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатлённый в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.

Скоморохи — бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве.

Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени».

Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции. Так, в летопись вошли предания о мести Ольги древлянам, о борьбе русского народа с печенегами и т. д.

Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нём народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне ещё не были зависимы.

Крестьянин-богатырь Микула Селянинович рисуется в эпических произведениях свободным и богатым. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины; воплощён глубокий патриотизм народа.

Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской
и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы.

Другим источником, определившим самостоятельность и художественную выразительность литературы, была культура устной, ораторской речи — воинской, посольской, судебной, — достигшей высокого совершенства, лаконизма и образности.

Грамота на бересте От Гостяты к Васильви, обнаруженная при раскопках в новгороде в 1951 году. XI век.

Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами» (буквами).

Читайте также:  Боевые действия северного флота - история России

Свидетельством наличия у восточных славян письменности еще до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую исследователи расшифровывают по-разному («горушна» — пряность, «Горух» — имя, «псал» — писал и т. п.).

Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.

Древнерусские писатели высоко ценили книгу и знания. Летописец подчёркивает пользу «книжного учения» и сравнивает книги с «реками, напояющими вселенную», с «источниками мудрости».

Высокого уровня достигло искусство оформления древнерусской рукописной книги. Такие памятники письменности XI в.

, как Евангелие, переписанное для новгородского посадника Остромира, или «Изборник» князя Святослава Ярославича, богато украшены заставками и миниатюрами.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Прорись той же грамоты

Для оригинальной литературы Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Ярким писателем XI в. был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Самому Феодосию — игумену Печерского монастыря — принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Ко времени около 1113 г.

относится замечательный памятник древнерусского летописания—«Повесть временных лет…». Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли.

Автор «Повести», упомянутый выше монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.

Незаурядным писателем был Владимир Мономах.

Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности (необходимость сильной княжеской власти, борьба с набегами кочевников и т. д.).

«Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Софийский собор в Новгороде. XI век.

Широкие международные связи Древнерусского государства обусловили интерес к иностранной литературе. Ярослав Мудрый заботился о переводе книг с греческого языка на русский.

Эта переводческая работа продолжалась и позднее. Кроме богослужебных книг и житийной литературы, были переведены исторические произведения — византийские хроники, воинские повести и т. д.

Переводчики иногда творчески перерабатывали и дополняли подлинники.

Большой интерес представляют памятники древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. Русские мастера деревянного зодчества, имена которых, большей частью не сохранились, создавали разнообразные сооружения, строили обширные и сложные по конструкции господские хоромы, возводили крепости и замки. Особенно славились своим искусством новгородские плотники.

В конце X в. они построили в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами. Найденные в Новгороде монументальные деревянные колонны конца X в., украшенные резным «звериным» орнаментом, свидетельствуют о высоком развитии декоративной резьбы в отделке жилищ.

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

В конце X в. в Киеве были возведены каменные дворцовые постройки и сооружён 25-главый обширный собор — Десятинная церковь. На площади около этой церкви были поставлены вывезенные князем Владимиром из Херсонеса античные скульптуры.

Изображение музыкантов и плясунов на лестничной фреске Киевского Софийского собора. XI век.

При Ярославе Мудром Киев был расширен и обнесён могучим крепостным валом с каменными воротами. От этих укреплений сохранились лишь остатки главной башни — Золотые ворота.

В центре города зодчие воздвигли Софийский собор — величественное 13-главое здание, пышно украшенное внутри мозаикой, фресками и резным камнем. Вокруг собора была сооружена стена.

В другом большом городе Киевской Руси — Чернигове был построен Спасский собор, в Полоцке и Новгорода возведены Софийские соборы.

В области изобразительного искусства был также накоплен некоторый опыт.. Источники сообщают об изваяниях языческих божеств на Руси, о каких-то живописных изображениях человекоподобных животных («тварей»).

Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследства. Выдающимся памятником является грандиозный мозаичнофресковый ансамбль Софийского собора в Киеве, созданный византийскими и русскими мастерами.

В росписи Софийского собора были помещены портретные изображения семьи князя Ярослава Мудрого, а лестницы башен, ведущие на хоры, украшены изображениями светского характера.

Княжеские дворцы и храмы резко отличались своими размерами и богатством от жилищ городского люда. Монументальное искусство было одним из сильных средств идеологического укрепления феодального строя.

Но в то же время в величественных и торжественных образах архитектуры нашла отражение творческая сила русского народа, подлинного создателя материальных и культурных ценностей. Во второй половине XI в. возводятся каменные здания в княжеских монастырях в Киеве — Выдубицком, Дмитриевском, Печерском.

В Вышгороде был сооружён огромный собор, соперничавший по величине с Киевским Софийским собором. Продолжалось и светское строительство.

Важной областью художественного творчества в IX—XI вв. было прикладное искусство. Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом металлические детали одежды, утварь, оружие.

В этом орнаменте находили отражение мотивы народных преданий, появлялись характерные для дохристианских верований и культов образы птиц, древа жизни и пр. Быстрый путь развития проделало тесно связанное с потребностями и вкусами знати ювелирное искусство.

Вместо характерного для X — начала XI в. сурового убора знати, состоявшего из тяжёлых кованых серебряных и золотых вещей, во второй половине XI в.

русские ювелиры создают изысканные и утончённые золотые украшения, диадемы, колты, богато расцвеченные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом и тончайшей сканью. Работа русских ювелиров изумляла иноземцев своим техническим и художественным совершенством.

В процессе наметившегося феодального дробления Древнерусского государства создались новые культурные центры. Но при всём своеобразии местных оттенков русской культуры сохранилось её единство.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/x-xii-veka/kultura-drevnej-rusi.html

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Становление и развитие культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической п духовной жизни общества.

Культурное наследие восточных славян — их верования, опыт, обычаи и традиции органично соединились с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала чужое наследие, она синтезировала его со своими существовавшими традициями.

Открытость древнерусской культуры во многом определила се своеобразие и неповторимость.

Огромное значение для культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие обряды и верования.

Христианство, внедрявшееся зачастую насильственно, трансформировалось под воздействием местных традиционных культов, приспосабливалось к народному языческому сознанию. Даже в княжеско-боярской среде пережитки язычества прочно сохранялись на протяжении XI-XIII вв.

Письменные памятники свидетельствуют о богатстве и многообразии устного народного творчества — фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала обрядовая поэзия: песни, заговоры, заклинания, плачи-причитания. До нашего времени дошли старинные народные сказки, пословицы, поговорки, загадки.

Прозаические предания, легенды и эпические сказания хранили и передавали из поколения в поколение, что создавало устную летопись прошлого. Фольклорный материал лег в основу летописи письменной. К IX-X вв. относится возникновение былинного эпоса — нового эпического жанра фольклора.

В нем отразилось представление о Руси как о едином могучем государстве, а главной темой стала защита страны от внешних врагов. Особенно плодотворным для формирования героического былинного эпоса оказался конец X в. — время правления князя Владимира Святославича Святого.

Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам Владимир Красное Солнышко — обобщенным образом мудрого правителя. Любимыми былинными героями стали богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич (прототипом которого являлось реальное историческое лицо — дядя Владимира Святославича по матери, бывший наставником князя в его молодости), Микула Селянинович, Вольга.

Устное народное творчество развивалось и после появления письменной литературы. Русский эпос XI — начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами.

Образ Владимира Мономаха, который был инициатором борьбы с кочевниками, как бы слился с образом Владимира Святославича. К середине XII — началу XIII в.

относится появление новгородских былин о богатом купце («госте») Садко, происходящим из боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся Роман Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют вещественные источники, найденные археологами, а также сохранившийся договор князя Олега с Византией. Приблизительно в первой половине I тыс. н.э. возникло примитивное пиктографическое письмо («черты» и «резы»).

Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокиршишцу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. была создана глаголица — глаголический алфавит, а на рубеже IX-X вв.

на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица — более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян. Крещение Руси в конце X в. способствовало развитию письменности и распространению грамотности.

Славянский язык, понятный всему населению, использовался во время церковных служб, а вследствие этого произошло и его становление как литературного (в отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной).

Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в.

Древнейшими являются Остромирово евангелие (1057), написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира, и два Изборника (1073 и 1076) князя Святослава Ярославича. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси стала мощным импульсом распространения грамотности. «Книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл. Образованные люди встречались не только в среде духовенства, но и среди богатых горожан и купечества. Нередко грамотой владели даже простолюдины.

Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей, наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время раскопок в Новгороде, а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе).

Широкое распространение записей на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительной части древнерусского населения, особенно в городах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская письменная литература. Одним из основных ее жанров стало летописание — погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Их составление преследовало определенные политические цели и было делом государственным.

Летописец не только описывал исторические события, но и должен был давать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика. По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется примерно 1113 г.

Она вошла в историю под названием «Повесть временных лет» и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть»), автор подробно описывает русскую историю, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская).

Читайте также:  Карта галицко-волынского княжества - история России

«Повесть» сложна по составу и включает большое количество самых разнообразных материалов: тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее «Повесть временных лет» вошла в состав других летописных сводов.

С XII в. в истории русского летописания начинается новый период.

Если прежде центрами летописания были Киев и Новгород, то после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одновременно с развитием летописания и распространением грамотности шел процесс становления древнерусской литературы. Одним из древнейших ее памятников является знаменитое «Слово о Законе и Благодати» (1040-е гг.) княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона.

Содержанием «Слова» стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение ее места среди других народов и государств, вклада в распространение христианства.

Соединяя церковную проповедь с политическим трактатом, автор отвергает притязания Византии на культурное и политическое господство в Восточной Европе, обосновывает государственную самостоятельность Руси и дает высокую оценку ее международного значения. Идеи произведения Илариона нашли свое развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. «Памяти и похвале Владимиру», написанным монахом Иаковым, а также в «Сказании о Борисе и Глебе», первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII в. в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются «поучения» и «хождения».

Наиболее яркими примерами служат «Поучение детям», составленное на склоне лет князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников игуменом Даниилом знаменитое «Хождение», описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185).

Неизвестный автор «Слова» принадлежал, очевидно, к дружинной знати одного из южно-русских удельных княжеств. Главной идеей «Слова» стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русских земель, его призыв направлен к согласию в действиях, прекращению междоусобий и княжеских распрей. По-видимому, эти идеи автора «Слова о полку Игореве» не нашли отклика в тогдашнем обществе.

Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи «Слова»: оно дошло до нас в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение — «Моление Даниила Заточника» (конец XII — первая четверть XIII в). Это произведение написано в форме обращения к князю от имени автора — обедневшего княжеского слуги, попавшего в опалу.

Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя — защитника своих подданных, способного оградить их от произвола «сильных людей», преодолеть распри и обеспечить безопасность от внешних врагов.

Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, сатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому произведению большую популярность на долгое время.

Архитектура Древней Руси также достигла высокого уровня. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время нашествия Батыя. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце X в. после принятия христианства.

На Руси не было еще опыта возведения сооружений из камня, поэтому принципы строительства были заимствованы из Византии. Приезжими греческими мастерами была возведена первая каменная постройка — Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.).

Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками. При Ярославе Мудром (ок.

1037) византийскими и русскими мастерами была возведена София Киевская — собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенный снаружи), замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская

София значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием 13 венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Вслед за Софией Киевской был возведен Софийский собор в Новгороде (1045-1050).

Хотя между этими архитектурными памятниками и существует явная преемственность, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля.

Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры, которую отличает меньшая монументальность зданий, поиск простых и в то же время искусных форм, строгость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности.

В целом же зодчество этого периода отличает сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западно-европейского романского стиля. Интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде, например скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198).

К этому же типу храмов относится уличанская церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185 1192), церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207). В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской Руси, достигшее в XII — начале XIII в.

наивысшего расцвета, носило парадный характер, выделялось изяществом линий и изысканностью пропорций. В нем особенно заметно сказалось влияние романского стиля. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры этого периода относятся Успенский (1158-1161) и Дмитриевский (1194-1197) соборы во Владимире.

Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), выделяющаяся стройностью и легкостью пропорций.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/kultura_drevney_rusi.php

Культура Древней Руси

Понятие культуры Древней Руси

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

Материальная культура Древней Руси

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс.

Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью.

Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура Древней Руси

До принятия христианства на Руси господствовало язычество («ведическая» религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации.

Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е.

существовало «двоеверие» или сложный синтез двух религий.

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило международный авторитет Руси.

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций «языческого фундаментализма»: истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.

Правовая культура Древней Руси

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства.

Основное событие – это появление «Русской правды», которая включала в себя кодификацию норм обычного права («Закон русский»), новые нормы, необходимые для классового общества.

«Русская правда» – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – «Устав» Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.

Грамотность и просвещение Древней Руси

Письменность Древней Руси

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – «руническое письмо») – «черты и резы «. В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература Древней Руси

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература Древней Руси

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в.

«Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.

Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. «Слово о законе и благодати». Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси. II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд «Слов»

Появляется светская литература:

«Поучение» Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – «Слово» Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.
Начало XIII в. – «Сказание о погибели русской земли». Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура Древней Руси

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.

Живопись Древней Руси

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.

Вокально-музыкальное и сценическое искусство

Народные певцы-сказители. Образ легендарного Баяна. Музыканты-гусляры. Народные актеры – скоморохи.

Выводы

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.

Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был «золотой век», «русская античность»: высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.

Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

Источник: http://istoriyadrevnegomira.ru/kultura-drevnej-rusi.html

Культура древней Руси 9-13 века (домонгольский период)

Многие говорят, что раздел культуры – самая скучная часть подготовки к экзаменам. Но это не так, любое занятие можно сделать интересным. Стоит только напрячь воображение.

Особенности культуры IX-XIII веков мы знаем с детства. Вспомните любую русскую сказку, мультик и вам сразу станет все понятно. Итак, особенности домонгольской культуры: (читаем и сравниваем со сказками)

  1. Преобладание религиозного мировоззрения.
  2. Накопление научных знаний без обоснования их (поэтому и придумал русский народ так много примет)
  3. Традиционализм. Все чтили традиции, старались жить так, как жили когда-то их деды.
  4. Замедленные темпы развития.

В IX-XII веках на русскую культуру большое влияние оказывала византийская культура. Это и понятно, ведь именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века ; времена домонгольской раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например Польши).

Перейдем к более конкретным темам.

Русская азбука.
Наверняка, всем вам с детства знакомы имена Кирилла и Мефодия. Так вот, именно они во второй половине IX века придумали русский алфавит. Разумеется, изначально он был не таким, каким мы видим его сейчас.

Сначала братья придумали глаголицу, потом немного изменили ее и новый алфавит назвали кириллицей. Вторая версия алфавита была очень похожа на наш теперешний, но современные буквы упрощены.

(Были реформы, проведенные Петром Великим, а также в советские времена)

Просвещение. Письменность на Руси была и до крещения, но мало кто умел читать и писать. Принятие православия способствовало увеличению количества грамотных. О чем свидетельствуют записки, рукописи обычных людей. Обучение же проводилось монастырями и церквями.

Интересен еще тот факт, что в Европе религиозные книги были на латыни, на Руси же все молитвенники и прочая литература были на древнерусском.

Литература.
Книг было мало, но от того они были еще более ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в поколения. Самые известные произведения:

«Остромирово Евангелие» — древнейшая из книг, которая дошла до нас (1056-1057), была написана для новгородского чиновника Остромира.

«Слово о законе и благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..» датируется первой половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)

«Повесть временных лет» — самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века. Она рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.

«Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о походе русских князей в 1185 году на половцев, который был организован князем Игорем Святославовичем. Основная идея – призыв к единению русских князей.

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Это очень похожие произведения. Время написания — начало XIII века. «Моление Даниила Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка книги: в нем использовалась сатира, сочетались разговорная речь с книжной.

Вот пожалуй и все книги тех времен, короткие данные о которых вам нужно запомнить.

Архитектура.
До конца X века не было каменных строений вообще. Первым каменным сооружением на Руси была Десятинная церковь в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником был Софийский собор в Киеве. Он был построен в 1037 году Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами. Позже соборы, подобные Софийскому собору в Киеве, строились и в других русских городах.

Политическая раздробленность на Руси способствовала развитию культуры в отдельных княжествах. Так например Владимиро-Суздальское княжество интенсивно застраивалось во времена Андрея Боголюбского (Церковь Покрова на Нерли,  Золотые Врата, Успенский собор – все это было построено во Владимире, во второй половине XII века).

Среди Новгородской архитектуры стоит отметить церковь Спаса на Нередице (конец XII века).

Живопись.
В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая популярная икона –Владимирская икона Божией матери. (наверняка копию ее вы тоже видели, иллюстрация сбоку) Дата написания – рубеж XI-XII веков.

Эта икона была очень значима для Руси. Русский народ верил, что эта икона спасла их от многих нападений.

Также в некоторой мере икона поспособствовала объединению русских земель: икону из Владимира перенесли в Москву, которая позже стала религиозным, а потом и политическим центром Руси.

Также важной составляющей культуры Руси были фрески и мозаики.

Вот и все, заучивайте данные об произведениях искусства этого периода, а также особенности культуры домонгольской Руси. Это вам очень пригодится на экзамене. Скоро будет задание на эту тему.

Источники картинок: web-local.rudn.ru, liveinternet.ru, nsu.ru

Источник: http://kurs-istorii.ru/kultura-drevnej-rusi-9-13-veka-domongolskij-period/

Культура Древней Руси

Конспект по истории России

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно- славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и Арабского Востока.

Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других европейских народов, складывался эпос.

Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах. К IX-X вв. относится появление сюжетов таких былин, как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в.

— эпоха Владимира Святославича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь — обобщенным образом правителя Руси. К концу X в.

относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом служил дядя Владимира Святославича по матери — Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца IX начала X в. на Руси распространяются славянские азбуки- кириллица и глаголица.

Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западно-слявянском государстве — великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь.

Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианским культурам, а через них — к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры.

Его оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного — славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык незнакомый большинству населения и, вследствие этого, раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Развитие культуры в XI в. было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов.

В литературе Киевской Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в.

в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI — началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием «Повесть временных лет» (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX — XI вв.

, дающей представление не только об истории Руси, но и о ее языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.д. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.

); жития первых русских «святых” Бориса и Глеба (XI в.); знаменитое «Поучение к детям» Владимира Мономаха (XII в.).

Самыми знаменитыми произведениями художественной литературы Киевской Руси являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве».

Популярна на Руси была и мировая литература — переводились богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы, византийские хроники. К последним, в частности, можно отнести перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

В XI — начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович».

Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца XI — начала XII в. Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича.

К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былины «Ставр Годинович».

Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в основном при монастырях. Картину грамотности даже в среде простых граждан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в.

до нас дошли остатки Десятичной церкви в Киеве. Во Владимире в 1158 — 1161 гг. был возведен величественный и строгий Успенский собор; неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли.

К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые Ворота во Владимире.

О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI — начала XIII вв.

Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохранили в своих работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью аскетизм иконографических образов. Под византийским влиянием развивались здесь ее основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество — былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах.

Накануне монголо-татарского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени и активно с ней взаимодействовала.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria6.html

Ссылка на основную публикацию