Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине xix века — история России

открытая библиотека учебной информации

В первой половинœе XIX в. во всœем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. При этом, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.

Причины подъема общественного движения. Основная причина растущее понимание всœем обществом отставания России от более передовых западно-европейских стран.

Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интеллигенции, но и помещики-крепостники (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали крайне важность кардинальных перемен.

По этой причине идеологи разных слоев общества разрабатывали свои программы приспособления социально-политической системы России к требованиям времени. Русская общественная мысль, тесно связанная с западноевропейской, имела своеобразные черты.

В то время как в Западной Европе многие мыслители искали пути совершенствования буржуазного общества, в России создавались теории или ломки самодержавно-крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консервации.

На развитие общественного движения большое влияние оказывали народные волнения.

О недовольстве свидетельствовали выступления разных слоев населœения: частновладельческих крестьян (Поволжье, Украина, Польша, Армения, Азербайджан, Грузия); городской бедноты (Петербург, Тамбов); работных людей (Урал и Владимирская губерния); солдат и матросов (Петербург и Севастополь); военных посœелян (Новгородская и Херсонская губернии, Чугуево на Слободской Украинœе).

В первой половинœе XIX в. народные волнения не приняли массового размаха, характерного для XVII-XVIII вв. При этом они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии и искать идеологическое обоснование существовавшего в России социально-политического строя.

Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории. Участниками общественного движения были в основном дворяне.

Оживление идейной борьбы и общественного движения обусловли* валось, с одной стороны, желанием правящих кругов сохранить свои привилегии, спасти крепостнические отношения и самодержавный строй, а с другой непрекращающимися народными волнениями и стремлением части общества выступить защитником народа. Этот процесс не смогла затормозить охранительная политика правительства.

В первой четверти XIX в. в России не сложились еще идейно и организационно оформленные общественно-политические направления. Сторонники разных политических концепций часто действовали в рамках одной организации, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны.

При этом представители радикального направления оказались более активными. Οʜᴎ первыми выступили с программой преобразования экономического и социально-политического строя России. Пытаясь осуществить ее, они подняли восстание против самодержавия и крепостничества.

Читайте также

  • — Реконструкция Парижа XIX в.

    Новые материалы. Железобетон. Железобетон появился в 1868 г., когда садовник Монье применял железную сетку в качестве каркаса для бетонных цветочных горшков. Железобетон не находил широкого применения до 1990-х гг., когда его одновременно стали использовать в Америке Эргст… [читать подробенее]

  • — Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала… [читать подробенее]

  • — Государство США в XIX — начале XX вв.

    С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе «индейских войн» происходил захват земель коренного населения — индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану -… [читать подробенее]

  • — ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА XIX ВЕКА

    ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 13 Рост промышленных центров Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем Франция: Париж, Лион, Лилль Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн Выросла… [читать подробенее]

  • — Расознавчі студії XVIII— першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,… [читать подробенее]

  • — В течение XIX века шло накопление экспериментального материала в биологии. В развитии эволюционных взглядов большую роль сыграли работы российских исследователей.

    Значение теории Ч. Дарвина Эволюционная теория Ч. Дарвина относится к величайшим естественно-научным открытиям XIX века. Идеи Ч. Дарвина оказали влияние на развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии и сравнительной анатомии. Исследования в этих… [читать подробенее]

  • — Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв.

    Основные этапы Великой Французской революции: 1. 14 июля 1789 г. — август 1792 г. — приход к власти крупной буржуазии (фельянов) и установление конституционной монархии. 2. Август 1792 г. — июнь 1793 г. — приход к власти жирондистов, т. е. представителей средней торгово-промышленной… [читать подробенее]

  • — Третий период — вторая четверть XIX в.

    «Восточный вопрос»; основные задачи: укрепить влияние России в Ближневосточном регионе; добиться максимально выгодного для России режима в черноморских проливах; расширить черноморскую торговлю; максимально обезопасить южные границы империи; оказать поддержку… [читать подробенее]

  • — ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

    После гибели Павла на престол взошёл его старший сынАлександр.Воспитанный в либеральном духе, он многим прогрессивным и либерально настроенным людям внушил надежды на серьёзные изменения во внутренней политике страны в сторону её либерализации. Наиболее одиозные и… [читать подробенее]

  • — Тема 5: Российская империя в XIX в.

    1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в. 2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I 3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I 4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/37391

    Общественное движение в России в первой половине XIX века

    В начале правления Александра I сформировались 2 течения – радикальное или социалистическое и либеральное.

    Либерализм – доктрина, отстаивающая свободу личности и его права, приоритеты прав личности, право на собственность, на свободную конкуренцию и прочее (европейский либерализм).

    В России термин либерализма впервые употребляется в переписке Александра I и Лагарпа, его воспитателя. В России либерализм развивался под влиянием Запада. Появилось 2 типа либеральных взглядов:

    1) Придворный либерализм (носители – Ал.I, Сперанский)

    2) Оппозиционный либерализм, носителями которого были дворяне

    Зарождение оппозиционного либерализма было связано со следующими факторами:

    1) Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, в середине 10х годов XIX века, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, её отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывавшая стране дорогу к прогрессу.

    2) Война 1812 года продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа.

    В результате походов русские офицеры-дворяне ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе.

    Вот почему, возвратившись, они стали так болезненно воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которых продолжали тиранить помещики.

    3) Свертыванием Александром I либеральных реформ

    4) Влиянием просветительской западной идеологии

    Первая тайная офицерская организация «Союз спасения» во главе с полковником Генштаба А.Н.Муравьевым была создана в 1816 году. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия.

    Из-за малочисленности и неясности средств достижения целей, привели к тому, что в 1818 году была создана новая, более многочисленная организация – «Союз Благоденствия». Целью организации было введение в России конституционной монархии и установление республики. Методами действий провозглашались пропаганда, просвещение, формирование в обществе просветительских идеалов.

    Однако необходимость реорганизации вызвала самороспуск союза в 1821 году, что позволило всем умеренным и колеблющимся членам отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий – объединится в новые организации. После роспуска союза было созданы 2 крупные организации – Северное общество, с центром в Петербурге и во главе с Н.

    Муравьевым, Трубецким и Рылеевым, а также Южное общество, действовавшее на Украине. Программным документом Северного общества стала Конституция Н.Муравьева, а Южного – «Русская Правда» Пестеля.

    Основными положениями Конституции были:

    Введение конституционной монархии, разделение властей на законодательную (2-х палатный парламент), исполнительную во главе с императором и судебную, всеобщее равенство перед законом, отмена крепостного права, но с сохранением дворянского землевладения. Федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и 2 областей, столица должна была быть перенесена в Нижний Новгород.

    «Русская Правда» Пестеля была более радикальной. Она предполагала уничтожение самодержавия и установление республики, ликвидация сословий, установление свобод граждан, Россия становилась унитарным государством.

    Высшим законодательным органом становилось народное вече из 500 человек, избиравшееся на 5 лет, исполнительным – державная дума из 5 человек также избирающаяся на 5 лет, а контролирующим или судебным — Верховный Собор из 120 человек.

    Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно умер Александр I.

    Трон должен был перейти брату покойного Константину, так как Александр был бездетным. Однако, тот ещё в 1823 году отрекся от престола, который теперь должен был перейти к следующему брату – Николаю.

    Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого не любили в гвардии.

    Для декабристов появилась возможность воспользоваться смертью царя для захвата власти, и 14 декабря 1825 года, когда была назначена переприсяга Николаю, декабристы вышли на Сенатскую площадь. Причинами поражения восстания стали:

    1) внутренние распри

    2) несогласованность действий

    3) отсутствие централизованного командования

    4) отсутствие поддержки у населения

    Поражение декабристов явилось поражением либеральных сил. Поражение декабристов ослабило интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции, задержало, по словам Чаадаева, развитие России на 50 лет.

    В первые годы правления Николая сформировалась официальная государственная идеология. Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию и внедрить её повсеместно, воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвящения граф Уваров.

    Была создана «теория официальной народности», смысл которой состоял в единении Царя и народа. После поражения декабристов начали возрождаться либеральные движения, основной формой которого стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников. Дворянство начинает увлекаться немецкой философией – Гегелем, Шеллингом, Кантом.

    Начинают создаваться кружки. Кружок Сунгурова (1831), Герцена и Огарева (1834) и др. На первый план стали выходить вопросы о крепостном праве. Однако почти все они были разгромлены властями. В 1836 г. было опубликовано первое философического письмо Чаадаева, где он критиковал настоящее, прошлое и будущее России.

    Он первым поднял вопрос о назначении существования России. Письмо это имело ярко выраженную пессимистическую окраску. После его публикации, дворянство раскололось на 2 лагеря: славянофилов и западников. Идеологами славянофильства были литераторы и философы Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, Самарин.

    Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал — либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы считали главной движущей силой не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.

    Они считали, что для России неприемлем опыт Запада и западные ценности, сознавая, что крепостное право необходимо ликвидировать, они выступали за сохранение патриархального уклада жизни.

    Западничество же оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Грановского, Кавелина, Соловьева, Белинского. Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования.

    Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению её общественного строя.

    Читайте также:  Российское государство в результате реформ петра i - история России

    Но их основной идеей была необходимость утверждения в России либеральных идеалов и западных ценностей, создание гражданского общества, а в перспективе, просвещение народа и создание в России конституционной монархии. Единственным средством обновления России они признавали реформы «сверху», призванные предотвратить угрозу революции.

    Однако в середине 40х годов в среде западников произошел раскол, в связи с проникновением в Россию социалистических идей. Многие из них разочаровались в либеральных идеях (Герцен). Методом достижения социализма были избраны радикальные реформы или массовая революция. Т.О.

    к середине 40х годов сформировалось радикально-демократическое направление. Появилась теория русского социализма, основоположником которой выступил Герцен. Он считал, что Россия может сразу от феодализма перейти к социализму, минуя капитализм. Считал необходимым ликвидировать крепостное право, дать землю крестьянам без выкупа, и сохранив общину.

    К радикальному направлению можно отнести и членов кружка Буташевича-Петрашевского, которые говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали деятельность европейских социалистов. В 1849 году кружок был разгромлен, против его членов было сфабриковано дело, после чего многие оказались на каторге.

    Т.О., несмотря на Николаевскую реакцию, благодаря общественному движению, в старне удалось сохранить «внутреннею свободу» — независимость и свободомыслие духовной элиты. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

    29. Разработка теории модернизации в 50-х – 60-х годах и её эволюция. Современные модели характеристики модернизационных процессов

    Сам термин «модернизация» появился в конце 5 века в словосочетании «культурный модерн» (как противовес христианского мира языческому). В современном мире термин «модерн» появился в середине 19 века, он обозначает новую культурную среду.

    Теория модернизации складывается в 50-е – 60-е года 20 века. В её основе лежит теория развития, она появляется на стыке формационного и цивилизационного подходов. Активно разрабатывалась историками-социологами – Эпсетом, Блейком, Уолтом Ростоу, Эйзенштатом.

    Эта теория раскрывает процесс перехода традиционного общества к современному, перехода от аграрной цивилизации к индустриальной.

    Теория носит революционный характер, переход к индустриальной цивилизации сравнивается с неолитической революцией.

    Отмечается длительность и эволюционность процесса перехода (от английской и французской революций до наших дней). Теория указывает на стадиальность развития общества. Сегодня выделяют четыре стадии:

    1) протомодернизация, когда складываются условия для развития

    2) ранняя модернизация

    3) развитая модернизация

    4) постиндустриальное общество

    Модернизационные процессы отличается комплексностью и системностью:

    в экономике – повышение производительности труда в сельском хозяйстве, промышленная революция, индустриализация, развитие транспорта и коммуникаций;

    в социальной сфере – рост подвижности социальных групп, формирование новых социальных слоёв, сокращение доли крестьянства, формирование системы медицинского и социального обслуживания, образования;

    в политике – расширение функций государства, реформирование системы управления реформаторским или революционным способом, формирование права управления на основе заслуг, складывание системы разделения властей, отделение местного управления от центра, складывание гражданского общества, т.е. гражданской организации, через которую граждане доводят свои интересы до власти;

    в культурной сфере – повышение роли науки и научного объяснения мира, отделение церкви от государства, формирование новых культурных потребностей человека, его ориентация на собственные интересы и личные достижения.

    Теория отмечает, что процессы модернизации носят глобальный и прогрессивный характер.

    Однако теория модернизации не учитывает процесс развития восточного общества, где решающее значение имеют традиции.

    Разработка теории эшелонов и многоукладности развития проходила вместе с теорией модернизации. Изучаются проблемы экономического развития России в конце 19 – начале 20 века, предпосылки к социалистической революции.

    Обнаруживается, что экономика России сильно отличается от экономики стран Западной Европы.

    Многоукладность российской экономики заключается во взаимодействии существовавшего капиталистического, мелкотоварногои монополистического уклада.

    Константин Тарновский в 1964 году опубликовал статью, где он сравнивает капитализм в России и Индии, в результате исследования делается вывод, что в разных странах капитализм развивается своим путём. В 1960 году состоялась научная конференция по проблемам многоукладности.

    Выступали такие исследователи, как Тарновский, Павел Волобуев, Владимир Адамов, Гефтер.

    Последний впервые ввёл понятие «эшелонного развития», по которому развитие капитализма идёт волнами или эшелонами, причём каждый эшелон вносит свои особенности. Позже такие конференции проходили в Ростове в 1967 году и в Свердловске в 1969 году.

    Конференция в Свердловске стала последней конференцией хрущёвской оттепели, после все выводы, сделанные на конференции были объявлены неверными с марксистской точки зрения.

    Учёные начинают заниматься историей политики России, историей её политических партий. В конце 70-х годов проходят конференции по проблемам истории становления и развития политических партий.

    В этой области исследователи снова видят различие с западноевропейской партийной системой, где сначала возникли либеральные, затем монархические и лишь после – социал-демократические партии, а в России сначала возникли социал-демократические партии.

    Связано это с отличной от Запада социальной структурой общества.

    Суть теории эшелонов была изложена в работах «Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного» 1984 года, «Революционная традиция в России 1793 – 1893 годах» 1986 года. Выделяется три эшелона:

    1) Западная Европа и США

    2) Россия, Турция, Балканские государства, Бразилия, Япония

    3) Колониальные и полуколониальные страны

    Отмечается, что такие страны, как Германия, Италия, Испания начинали свой путь к капитализму как страны второго эшелона, но в силу географической близости, культурного и религиозного сходства, они догнали страны первого эшелона. Для стран второго эшелона характерно отставание от первого на целую эпоху и стремление догнать ведущие страны.

    Существует связь между странами всех эшелонов, основанная на риске потерять независимость и стремлении отстающих догнать более развитых. Толчком к развитию капитализма становится зачастую не внутренний, а внешний фактор. В России этим фактором стала Крымская война.

    Решающую роль в развитии играет государство, которое должно ликвидировать отставание.

    На основе теории модернизации 50-х – 60-х годов и теории многоукладности складывается современная теория модернизации 70-х – 90-х годов. Европоцентризм был подвергнут критике.

    Модель, разработанная в 50-х – 60-х годах получила название линеарной.

    Новая теория признаёт парциальность, то есть процесс модернизации может идти частично, охватывая только какую-либо одну сторону жизни, анклавно-конгломеративность, то есть признаётся возможность существования районов разного уровня развития и технологичность, то есть происходят изменения в технологическом процессе. Можно сделать вывод, что в разных странах процесс модернизации происходит по-разному.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Источник: http://zdamsam.ru/a49948.html

    Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине 19 века

    1)Правительственную ʼʼТеорию официальной народностиʼʼ сформулировал Уваров

    Основным положением ТОН являлась триада российских ценностей: равославие, самодержавие, народность

    Идеальная форма правления в России – абсолютная монархия

    2)Идейное течение, возникшее в кругах русского либерального дворянства на рубеже 30х-40х годов 19 века – славянофильство. Доктрина ʼʼсамодержавие, православие, народностьʼʼ стала идейной основой движения славянофилов. Источник развития России – ее самобытность.

    Российская история рассматривалась ими как исключительно самобытная. Отрицательная оценка давалась деятельности Петра 1.

    3)Западники – идейное течение русской либеральной интеллигенции возникшее на рубеже 30-40х годов19 века

    Основное теоретическое положение западников – тезис о Приверженности России европейскому пути развития. Идеальная форма правления для России – конституционная монархия

    Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30е-40е гг19 века оказали дискуссия между западниками и славянофилами

    4)Двумя авторами конституционных проектов декабристов являлись Пестель и Муравьев

    Программный документ Южного общества ʼʼРусская правдаʼʼ — Пестель(1821)

    Северного общества ʼʼКонституцияʼʼ — Муравьев(1822)

    Основными требования программных документов:

    1)ограничение, ликвидация самодержавия

    2)уничтожение крепостного права

    14 декабря 1825 г — восстание декабристов в Петербурге.

    Продолжение темы! Время петровских реформ!

    3)В годы царствования Петра 1 были проведены военная реформа и реформа в области экономики – реформа промышленного производства. Глава 14!

    Наибольшие сдвиги в годы правления Петра произошли в промышленности в конце 17 века в России было около 30 мануфактур.

    К концу Перовского правления их стало более 100

    Наибольшее число текстильных предприятий открылось в Москве и в окрестностях(Т)

    Складываться 2 новых промышленных района Санкт-Петербург и Урал

    Столицей Российской империи стал СПБ заложенный в 1703 году

    Особенно быстрыми темпами развивалась металлургия. К серединœе 18 века Россия выплавляла чугуна в полтора раза больше чем Англия.

    В 18 веке Россия заняла ведущее место по производству металла. В 1719 году была опубликована Изберг- привелœегия. Указ Петра 1. Она позволяла всœем Россиянам заниматься поиском полезных ископаемых. Провозглашала Горную свободу.

    Выяснить по разделу торговля: политика протекционизма и меркантилизма .

    При Петре 1 Русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. С 1705 года в стране была введена рекрутская повинность. 20 дворов крестьян должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута! В последствие солдат стали брать с определœенного числа душ мужского пола!

    Армия реорганизована, созданы первые регулярные полки. (семеновский и преображенский полки)

    Итоги реформ:

    1) Россия создала мощную армию и промышленность под гос-контролем

    2) Реорганизовала гос аппарат

    3) Получила доступ к Балтике

    4) Вошла в число великих держав мира, но успех реформ был достигнут за счёт беспрецедентного без нажима на населœения, налоги во время царствования Петра выросли в 3ое

    5) Окончательное оформление абсолютизма в России связывают с именем Петра 1, сложилась неограниченная монархия

    Абсолютизм – форма феодальной монархии, которая характеризуется концентрацией в руках монарха, всœей полноты исполнительной, законодательной и судебной власти. А так же жесткой централизацией и регламентацией всœей системы гос управления.

    Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/261318_ideynaya_bor_ba_i_obschestvennoe_dvizhenie_v_rossii_v_pervoy_polovine_19_veka

    Общественно-политическое движение в России в первой половине XIX в

    В российском освободительном движении в первой половине XIX в. преобладали сначала представители дворянства, а позднее — интеллигенции, т. к. в отличие от стран Западной Европы в это время в России ещѐ не сформировался широкий «средний» слой населения, (иначе говоря «третье сословие»), который мог бы выдвинуть свои политические программы и возглавить борьбу за их осуществление.

    Хотя в подавляющем своем большинстве дворянство являлось весьма консервативным сословием, всѐ же из числа его представителей в первой четверти XIX в. сформировался узкий круг людей высокой нравственности, которые смогли подняться выше своих сословных привилегий и пожертвовать собой, своим положением в обществе во имя освобождения России от крепостничества и самодержавия.

    Эти передовые представители наиболее образованного российского дворянства, открыто выступившие в декабре 1825 г., вошли в историю страны в качестве дворянских революционеров под названием декабристов.

    Формированию декабристской идеологии способствовал ряд факторов: влияние идей французских просветителей и русских «вольнодумцев» конца XVIII в. — начала XIX в., влияние революций и национально-освободительных движений в ряде стран, участие многих будущих декабристов в Отечественной войне 1812 г.

    , а также в заграничном походе русской армии в 1813 — 1814 гг., связь с либерально-оппозиционными кругами российского общества в лице видных государственных деятелей, писателей и т. д.. Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказал опыт тайных обществ в европейских странах.

    Первое декабристское общество «Союз спасения», объединившее около 30 молодых гвардейских офицеров, возникло 1816 г. в Петербурге.

    В этой декабристской организации в качестве основных целей выдвигались введение конституции и уничтожение крепостного права. Но при этом еще неясными оставались средства для их достижения, и отсутствовала программа будущих преобразований.

    Предполагалось лишь не присягать новому царю, если он не провозгласит конституционное правление для России. В 1818 г.

    Читайте также:  Светское просвещение - история России

    было образовано новое общество — «Союз благоденствия», члены которого ставили перед собой задачу не захвата и удержания власти, а задачу воспитания прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, в конечном счете, сможет привести к смене правления. «Союз благоденствия» был полулегальной организацией, привлекавшей в свои ряды не только революционеров, но и людей, придерживавшихся либеральных реформаторских взглядов.

    В отличие от «Союза спасения» он был довольно широкой организацией и стремился охватить своим влиянием армию, чиновничество, сферу просвещения и т.д. Революционные движения 1820—1821 гг.

    в Испании, Италии, Греции, способствовали тому, что среди членов «Союза благоденствия» все большую популярность приобретает идея военной революции, т. е. революционного переворота с помощью армии. В 1821—1822 гг.

    на основе распавшегося «Союза благоденствия» сформировались Северное (Петербург, Москва) и Южное (Украина) тайные общества декабристов.

    Программным документом Северного общества стала Конституция Н.М. Муравьева, в которой речь шла, прежде всего, о конституционной монархии как форме будущего политического строя России. Лидер Южного общества П.И.

    Пестель разработал свой программный проект, получивший название «Русская правда».

    «Русская правда» представляла своего рода наказ Временному верховному правлению, которое, согласно замыслу Пестеля, следовало создать на переходный период (10—15лет) от самодержавия к республике.

    Временное верховное правление должно было обладать диктаторскими полномочиями, и главной его задачей являлось обеспечение условий для утверждения новых социально-политических отношений. Программы декабристов во многом были сходны с реформаторскими проектами Александра I, но достижение своих целей декабристы связывали с революцией под руководством тайных обществ.

    Несмотря на незавершѐнность проектов Пестеля и Муравьева, декабристы ясно представляли цели восстания: ликвидация самодержавного строя, созыв Учредительного собрания (для определения формы государственного правления — республики или конституционной монархии), уничтожение сословного строя, введение гражданских свобод, освобождение крестьян, значительное облегчение солдатской службы.

    Все эти положения содержались в «Манифесте к русскому народу», который подлежал опубликованию в случае победы восставших. Северное и Южное тайные общества после долгих переговоров согласовали дату выступления — лето 1826 г. Однако ситуация междуцарствия, возникшая после скоропостижной смерти Александра I в 1825 г.

    , заставила декабристов выступить раньше. Император Александр I не имел детей мужского пола, поэтому престол должен был перейти к следующему по возрасту брату Константину. Но Константин заранее отказался от престола в пользу младшего брата Николая.

    Указ же, объявлявший наследником Николая Павловича, не был своевременно обнародован.

    И этим воспользовались влиятельные люди, заинтересованные в том, чтобы императором всѐ же стал Константин. С этой целью сразу же после известия о смерти Александра I была организована присяга Константину.

    Хотя Константин, в конечном счѐте, подтвердил свой отказ от престола, потребовалось около месяца на переговоры между братьями, на организацию официального отречения и новой присяги. Это короткое междуцарствие было использовано декабристами для того, чтобы подготовить восстания в Петербурге и на Украине.

    Они распространили между солдатами слух о том, что будто Константин и не думал отказываться от престола.

    Согласно плану одного из лидеров Северного общества «диктатора» С.П. Трубецкого, три отряда восставших должны были захватить Зимний дворец, арестовать нового императора, овладеть Петропавловской крепостью, заставить сенаторов подписать манифест к русскому народу. В этом манифесте объявлялось о состоявшемся в России перевороте.

    Однако намеченный декабристами план действий осуществить не удалось. Сенаторы присягнули Николаю I рано утром и разъехались по домам. Декабрист Якубович отказался вести Морской гвардейский экипаж на захват Зимнего дворца, опасаясь, что дело не обойдется без крови.

    Декабрист Каховский же отказался совершить покушение на жизнь Николая I.

    План восстания был сорван. 14 декабря 1825 г. восставшие смогли собрать на Сенатской площади 3,5 тыс. человек, которым противостояло 12—13 тыс. верных Николаю I солдат.

    После того, как не удалось уговорить восставших разойтись, а генерал-губернатор Петербурга Милорадович был смертельно ранен, Николай I отдал приказ применить артиллерию для разгона восставших. Восстание потерпело поражение.

    Назначенная императором Николаем I Верховная следственная комиссия допросила сотни обвиняемых.

    Наиболее виновные пятеро декабристов подверглись смертной казни (Рылеев, Пестель, С.Муравьев- Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский), другие были наказаны ссылкою в сибирские рудники. Солдаты, принимавшие участие в мятеже, были сосланы на Кавказ.

    В марксистской историко-материалистической историографии движение декабристов трактовалось как борьба против феодализма за утверждение более прогрессивного в то время капиталистического строя и рассматривалось как событие первого — дворянского — этапа освободительного движения.

    В рамках либерального направления общественно-исторической мысли выступление декабристов оценивалось отрицательно, поскольку оно, по мнению историков-либералов, стало одной из главных причин реакционного внутриполитического курса Николая I и помешало либеральному развитию России. Своеобразной ответной реакцией царского правительства на восстание декабристов в 30 – 50-е гг. XIX в.

    стала усиленная пропаганда через официальную печать имперской идеи. В 40-е гг. XIX в. впервые в истории России была сформулирована официальная идеология, получившая условное название «теория официальной народности». Автором этой теории стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров.

    Теория официальной народности основывалась на трѐх принципах: самодержавие, православие и народность.

    При этом самодержавие рассматривалось в качестве важнейшего устоя России: главой государства и народа является император, которому Божьей волей дана власть. Православие провозглашалось единственно возможной формой духовной жизни российского общества.

    Понятие «народность» подразумевало, что существует органическое единство русского царя и русского православного народа, исключающее какие бы то ни было противоречия в российском обществе. Европеизированная часть российского общества не поддерживала идеологию официальной народности. В 30-е гг. XIX в.

    в России начинается новый этап в общественном движении, для которого была характерна ведущая роль разночинской интеллигенции, а также новая идейно-философская основа общественно- политической мысли, сформировавшаяся под влиянием идей немецкой классической философии (Гегеля и др.) и французского утопического социализма.

    На рубеже 1830—1840-х гг. большую роль в общественно- политической жизни страны стали играть журналы и газеты.

    В журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существующего в России общественно-политического строя.

    При этом Чаадаев делал весьма пессимистические прогнозы относительно будущего России. Письмо было пронизано ненавистью к крепостничеству и самодержавию.

    Догматическое православие, принятое Киевской Русью, как считал Чаадаев, отрезало Россию от Западной Европы и наложило негативный отпечаток на социальную и политическую жизнь страны, на характер народа. Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х гг.

    двух внутренне неоднородных идейных течений — западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха.

    Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «…должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси». Славянофилы (И.В. и П. В.

    Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин) исходили из уникальности исторического развития России и считали, что ее традиционные государственные порядки допетровского периода способны обеспечить прогресс в развитии страны на самобытной основе.

    При этом они идеализировали «самобытные» российские учреждения: крестьянскую общину и православную церковь. Славянофилы разработали систему взглядов, основанную на православной вере.

    В этой системе акцентировалось внимание на принципиальном отличии путей развития западной (германо-романской) и восточной (греко- российской) общности.

    При этом славянофилы идеализировали весь ход развития русского славянского мира и негативно относились к западной культуре. Славянофилы считали, что православная вера и русский народ сохранили в чистоте древний духовный идеал христианства, а на Западе же христианство было искажено идеями католицизма и преобладанием материальных интересов над духовными.

    Полагая, что самодержец обязан считаться с мнением народа, славянофилы выступали за созыв совещательного Земского собора. Это был специфический вариант конституционной монархии. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.В. Анненков, В.П. Боткин и др.

    ) считали Россию страной, идущей по западноевропейскому пути развития, хотя и с некоторым запозданием.

    Они отстаивали необходимость использования опыта Запада, поддерживали европеизацию, выступали за конституционно-монархическую форму правления с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности и т. д.

    Если славянофилы держались идеи самобытности, коллективизма, соборности, то западники выступали за развитие индивидуализма западного образца. В целом для западников был характерен либерализм, т. е.

    приверженность идеям о свободе личности, о необходимости ликвидации или смягчения государственного и общественного принуждения по отношению к личности. К середине 50-х г. XIX в.

    западничество и славянофильство как общественные течения сошли на нет, однако идеи, прозвучавшие в спорах между западниками и славянофилами, до сих пор представляют интерес, поскольку до сих пор вопрос об историческом месте России не получил однозначного ответа ни в теориях, ни в политике. Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению в России революционно-демократического течения.

    Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы — члены кружка М.В. Бу- ташевича-Петрашевского. Для этого общественно-политического течения характерен радикализм, главной идеей которого был народный бунт как средство разрушения старого порядка, существовавшего в России.

    Русский радикализм к середине XIX в. приобретает особую социалистическую окраску: Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революций в европейских странах в 1848—1849 гг.

    привело Герцена к выводу о том, что Россия не должна идти по западному пути, а должна миновать капитализм и раньше, чем Европа прийти к социализму – «русскому социализму». Таким образом, А. И.

    Герцен формулирует идею об особом пути России к социализму, благодаря тому, что в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины. Примерно через десяток лет эта теория «русского», или общинного, социализма станет идейным знаменем российского народничества.

    Таким образом, в первой четверти XIX в.

    общественное движение в России было представлено декабризмом как своеобразным проявлением революционности узкого круга представителей дворянства, стремившихся путѐм военной революции добиться отмены крепостного права, введения конституционной формы правления в России.

    Во второй же четверти XIX в.

    наибольшую общественно-политическую активность в России стала проявлять разночинская интеллигенция, а в общественно-политическом движении определились три основных направления – консервативно- охранительное (сторонники теории официальной народности), реформаторское (западники и славянофилы) и революционно- демократическое (сторонники «русского социализма»). Идейно- политическая борьба между представителями всех этих направлений отражала противостояние различных взглядов относительно оптимального пути исторического развития России.

    Источник: http://www.oboznik.ru/?p=49384

    1. Общественное движение и идейная борьба в России во II половине XIX века

    1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли.

    В отдельных случаях дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых.

    В общественной жизни в целом произошло значительное раскрепощение сознания широких кругов населения.

    В общественном сознании образовалось три течения: радикальное, либеральное и консервативное. Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия. Радикалы — за его свержение. Либералы пытались добиться большей гражданской свободы в обществе, но при этом не стремились к перемене политического строя.

    Читайте также:  Установление строя народной демократии. участие болгарии в войне - история России

    Либеральное движение конца 50-х — начала 60-х гг. было самым широким, и имело множество различных оттенков. Либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство.

    Демократизация общества отразилась на составе участников общественного движения.

    Если в первой половине XIX века среди оппозиционных деятелей (от декабристов до Герцена) преобладали представители дворян, то в 60-е годы активное участие в общественной жизни стали принимать люди самых разных «чинов» (то есть общественных групп). Это позволило советским исследователям, вслед за Лениным, говорить о переходе с 1861 года от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения.

    На волне демократического подъёма по стране возникает ряд подпольных кружков, в конце 1861 года объединившихся в организацию «Земля и воля». У руководства организацией стояли Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев, Александр Слепцов, активное участие в её делах принимал Чернышевский, помогали из Лондона Огарёв и Герцен.

    Название организации отражало основные, по мнению её участников, требования народа и было связано с программой возврата отрезков, принудительного выкупа помещичьей земли государством, создания выборного местного самоуправления и центрального народного представительства.

    Программа была по современным меркам вполне умеренной, однако на её осуществление при царском правительстве рассчитывать не приходилось. Поэтому участники «Земли и воли» готовились к вооружённому захвату власти.

    Его перспективу они связывали с весной 1863 года, когда, с 19 февраля 1863 года, по всей стране должно было начаться заключение выкупных актов.

    Однако в 1862 году были арестованы Николай Серно-Соловьевич и Чернышевский; при этом последнего по недоказанному обвинению сослали в Сибирь, так что он сошёл с политической арены. Кроме того, внутри самой организации существовали разногласия по идеологическим вопросам. В итоге к весне 1864 года «Земля и воля» ликвидировалась.

    Незначительное в начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска.

    К 1875 году относится создание в Одессе Южно-российского союза русских рабочих. Раскрытый полицией уже через несколько месяцев, Союз примечателен тем, что это была первая рабочая организация в России. Через три года, в 1878 году, в Петербурге появился Северный союз русских рабочих.

    Цель его была достаточно очевидной — «ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого». Непосредственными требованиями были: введение демократических свобод, развитие трудового законодательства и т.п. Особо стоит отметить «учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права».

    Таким образом, разворачивающееся рабочее движение основывалось на народнической, крестьянской идеологии.

    Однако, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. На смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм.

    Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями.

    Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России.

    Проникновению в Россию марксизма сильно способствовали оказавшиеся на Западе в изгнании народники: Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие. Признав ошибочность своих прежних взглядов, они приняли идеи Маркса.

    Перемену эту наглядно характеризуют слова Плеханова: «Историческая роль русского пролетариата настолько же революционна, насколько консервативна роль мужика».

    Сложившаяся на основе названных революционеров группа «Освобождение труда» стала переводить и издавать Маркса, что способствовало распространению в России марксистских кружков.

    Помимо либералов были и консерваторы. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения.

    Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил, как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества.

    Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д.

    Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

    Консерваторы, противники существенных перемен в жизни общества, оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х — начале 60-х гг. не решался никто.

    Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех.

    Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян.

    Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап.

    революционный борьба социалистический

    2. Основные тенденции развития РФ в 1990-е — начало XXI века

    Источник: http://hist.bobrodobro.ru/17632

    Идейная борьба и общественное движение в россии во второй половине xix в

    Во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьян­ской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений.

    Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и сти­мулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.

    Однако реализация реформы и её итоги вызвали обострение идейно- политической борьбы, еще большее размежевание общества.

    Причины подъема общественного движения.Главная — сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодер­жавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным по­ложением дворянства, отсутствием демократических свобод.

    Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестъянского вопроса, ко­торый оставался центральным в общественной жизни страны.

    К преж­ним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабо­чими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консерватив­ным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализа­ции, то усиление репрессий) также активизировали общественное дви­жение.

    Отличительной чертой общественной жизни России второй полови­ны XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Кре­стьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г.

    , быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия.

    Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обу­словливало крайне узкую социальную основу для деятельности револю­ционеров.

    В пореформенный период окончательно оформились три направле­ния в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

    Консерваторы.Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значи­тельная часть крестьянства.

    Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России.

    Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных кон­фликтов.

    В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

    Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыбле­мость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Во внешней поли­тике ими развивались идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России.

    В духовной сфере представители консервативной интел­лигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религи­озности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традицион­ных моральные принципы. (Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» обна­жил безнравственность их деятельности.

    )

    Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье- бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать. М.Н. Катков в газете «Московские ведомости» доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное мнение.

    Либералы.Социальную основу либерального направления составля­ли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

    Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути историче­ского развития России. Либералы настаивали на введении конституци­онных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они вы­ступали за создание общероссийского выборного органа (Земского со­бора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монар­хия.

    Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России.

    В социально-экономической сфере они приветст­вовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предла­гали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные плате­жи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосно­венности личности, ее права на свободное духовное развитие было ос­новой их морально-этических взглядов.

    Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятель­ность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либера­лы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

    Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деяте­ли (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Ро- дичев, П.А. Долгоруков). Их организационной опорой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и научные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппо­зиции правительству.

    Особенности российского либерализма: его дворянский характер из- за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного «бунта» и действий радикалов.

    Радикалы.Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

    Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвя­тившие себя служению народу.

    Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой пра­вительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).

    Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоре­тики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действо­вать за границей.

    Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.

    В радикальном направлении второй половины XIX в. господствую­щее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».

    В истории движения радикалов второй половины XIX в.

    выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций рево­люционных народников; 80-90-е годы — активизация либеральных на­родников и начало распространения марксизма, на основе которого бы­ли созданы первые социал-демократические группы.

    Источник: https://megalektsii.ru/s16742t2.html

    Ссылка на основную публикацию