Иберия и колхида — история России

Древняя Колхида: вымысел и реальность

Иберия и Колхида - история России

Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство.

Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли.

Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти.

Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.

Колхида занимала выгодное географическое положение

В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э.

Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю.

Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды.

Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.

Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи.

В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов», т. е. от берегов реки Риони (одной из крупнейших водных артерий северо-западной Грузии) до Гибралтарского пролива.

Помимо истории аргонавтов, с этой местностью связана и биография Прометея, сюжет которой поразительно напоминает древнейшее грузинское сказание об Амирани.

Как и греческий персонаж, Амирани за свои «богоборческие» взгляды (научил людей ковать железо) был прикован к скале Кавказского хребта, где его печень постоянно клевал орел, и лишь преданный пес героя оставался подле хозяина, облизывая цепь, его сковавшую.

Греки считали изобретателями железа колхское племя халибы

Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации — в начале второй половины II тысячелетия до н. э.

Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью.

Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия.

Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.

В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа.

Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.

Легенда о Прометее напоминает грузинский миф об Амирани

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э.

— Римской империи в качестве провинции Лазика. В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды.

Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане — наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических.

Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.

Новое государственное образование — Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис.

В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость).

В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.

В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка.

Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской).

Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.

Источник: http://diletant.media/articles/39127140/

Колхида, Иберия, Кавказская Албания (рус.) История мировых цивилизаций

Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу.

Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Самым большим достоинством обучающих видео является то, что они стараются давать самую свежую, самую актуальную информацию.

Мир вокруг нас в эру технологий постоянно меняется, и печатные обучающие издания просто не успевают выдавать свежую информацию.

Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т.д. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам.

Для учеников начальных классов также можно найти обучения английскому языку, помощь в изучении школьных предметов. Для более старших учеников созданы обучающие ролики, которые помогут подготовиться к контрольным, к экзаменам либо же просто углубить свои познания в каком-то определенном предмете.

Приобретенные знания могут качественным образом сказаться на их умственном потенциале, а также Вас порадовать отличными оценками.

Для молодых людей, что уже окончили школу, учатся или не учатся в университете, есть множество увлекательных образовательных видео. Они им могут помочь в углублении знаний по профессии, на которую учатся.

Или же получить профессию, например программиста, веб-дизайнера, SEO-оптимизатора и прочее.

Таким профессия пока в университетах не учат, поэтому специалистом в этой продвинутой и актуальной сфере можно стать только занимаясь самообразованием, в чем мы и стараемся помочь, собирая самые полезные ролики.

Для взрослых людей эта тема тоже актуальна, так как очень часто бывает, что проработав по профессии годы, приходит понимание, что это не твое и хочется освоить что-то более подходящее для себя и одновременно прибыльное.

Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее.

Еще для взрослых людей очень хорошо подойдет тема создания и развития собственного бизнеса.

Также среди образовательных роликов есть видео с общей направленностью, которые подойдут для практически любого возраста, в них можно узнать о том, как зарождалась жизнь, какие теории эволюции существуют, факты из истории и т.д.

Они отлично расширяют кругозор человека, делают его гораздо более эрудированным и приятным интеллектуальным собеседником. Такие познавательные видео, действительно, полезно смотреть всем без исключения, так как знание – это сила.

Желаем Вам приятного и полезного просмотра!

В наше время просто необходимо быть, что называется «на волне». Имеется в виду не только новости, но и развитие собственного ума. Если Вы хотите развиваться, познавать мир, быть востребованным в обществе и интересным, то этот раздел именно для Вас.

Источник: http://imperiya.by/video/tmN7JVDk94H/kolhida-iberiya-kavkazskaya-albaniya-rus-istoriya-mirovyih-tsivilizatsiy.html

Древняя Колхида: вымысел и реальность | Тайны и Загадки истории

Одним из первых государственных образований на территории современной Грузии и Абхазии было легендарное Колхидское царство.

Оно занимало выгоднейшее географическое и экономическое положение, разделяя мир кочевников и земледельцев на территориях Закавказья, Каспийского региона и Ближнего Востока. Два крупнейших города Колхиды — порт Фасис и Диоскуриада — были средоточием закавказской торговли.

Спустя некоторое время изначальные греческие колонии-поселения стали превращаться в самостоятельные государства (с местной ликвидной валютой «колхидки» III-II вв. до н. э.), а локальная аристократия получала все больше и больше власти.

Благодаря выходу к морю Колхидское царство раньше крепнет как государственное образование по сравнению с восточным соседом — Иберией. И ко II веку на территории Колхиды появляется множество небольших племенных союзов с центрами-полисами по побережью Черного моря.

Колхида занимала выгодное географическое положение

В исторической науке традиционно принято считать, что Колхидское царство располагалось на восточном побережье Черного моря, впервые появляясь в исторических сочинениях Пиндара и Эсхила в середине I тысячелетия до н. э.

Между прочим, официальная грузинская историография полагает, что населявшие царство колхи обладали настолько высокоразвитой культурой, что смогли постепенно вытеснить греческих колонистов из сферы политического управления, разрешив им беспошлинную торговлю.

Отметим, что многочисленные археологические экспедиции, проводимые в Восточном Причерноморье, не нашли каких-либо признаков существования государства на территории древней Колхиды.

Несмотря на это, легендарная земля не раз упоминалась в перипетиях древнегреческой мифологии, становясь местом действия самых насыщенных и невероятных событий.

Мифологическая Колхида сыграла существенную роль в истории Греции, в первую очередь, благодаря легенде о хранителе золотого руна царе Ээте и его дочери-волшебнице Медеи.

В одном из платоновских диалогов сказано: «земля чрезвычайно велика, и мы населяем только небольшую часть её от Фасиса до Геркулесовых столпов», т. е. от берегов реки Риони (одной из крупнейших водных артерий северо-западной Грузии) до Гибралтарского пролива.

Помимо истории аргонавтов, с этой местностью связана и биография Прометея, сюжет которой поразительно напоминает древнейшее грузинское сказание об Амирани.

Как и греческий персонаж, Амирани за свои «богоборческие» взгляды (научил людей ковать железо) был прикован к скале Кавказского хребта, где его печень постоянно клевал орел, и лишь преданный пес героя оставался подле хозяина, облизывая цепь, его сковавшую.

Греки считали изобретателями железа колхское племя халибы

Многочисленные местные племена, располагавшиеся на территории Колхидского царства, с незапамятных времен вступали в самые тесные отношения, а в некоторых случаях имели даже генетические связи с древнейшим населением Эгейского бассейна и Малой Азии. Греки впервые встретили колхов, вероятно, еще в микенскую эпоху, задолго до старта масштабной греческой колонизации — в начале второй половины II тысячелетия до н. э.

Знаменитая легенда об аргонавтах рассказывает о том, что некогда в Эе-Колхиде (так это государство именовалось в греческих источниках) правил сын солнечного бога Гелиоса, могущественный царь Ээт. Помимо других несметных богатств, он обладал заветным золотым руном — овечьей шкурой с золотой шерстью.

Читайте также:  Система управления тюрьмами в России во второй половине 19 века - история России

Античные авторы (в частности, историк Страбон) по-разному интерпретируют символический смысл сказания о «золотом руне». По-видимому, этот образ вобрал в себя целый ряд культурных достижений древнекартвельских племен: налаженная технология овцеводства и высокоразвитая металлургия.

Искусство обработки железа и бронзы очень рано начинает развиваться в юго-восточном Причерноморье, населенном в основном колхскими племенами.

В древнегреческой традиции часто упоминается древнее племя халибов, занявшее территорию восточного побережья Черного моря и активно участвовавшее в этногенезе грузинского народа. Халибы славились своими необыкновенными навыками по обработке железа, так что греки именно их считали изобретателями железа.

Помимо найденных на территории Колхидского царства железных и бронзовых артефактов (что косвенно подтверждает легенду о золотом руне), местные жители также преуспели в виноделии, выращивании фруктов, посадке и вырубке корабельного леса, производстве льна, воска, смолы и золотого песка, которое и покрыло драгоценным налетом руно, пролежавшее продолжительное время на дне реки.

Легенда о Прометее напоминает грузинский миф об Амирани

В конце VI — первой половине V веков до н. э. Колхидa попала в зависимость от Персии. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийскому государству, а в I веке до н. э. — Римской империи в качестве провинции Лазика.

В III веке Лазика получила достаточно широкую автономию, и в конце столетия на её территории образовалось Лазское царство (Эгриси), которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды.

Начиная с III века, в Колхиде происходят значительные перемены, прежде всего, в экономическом плане — наряду с прежними колхидками, начали появляться золотые монеты на манер эллинистических. Исторические сведения относят этот период к распаду Колхидского царства и переходу некоторых правителей на иную форму чеканки.

Новое государственное образование — Лазское царство — просуществовало около 250 лет, пока в 562 году не было поглощено Византией, образовав на своей территории провинцию Лазика с центром в городе Фасис.

В конце VII века в Лазику приходят арабы, которые устанавливают тут свою гегемонию. Поход Мурвана Глухого закрепляет власть арабов до Анакопии (древняя крепость).

В IX веке, после ослабления арабского влияния в Закавказье, на территории древней Колхиды образуется Абхазское царство со столицей в городе Кутаиси.

В пользу наличия у жителей Колхиды высокоразвитой культуры свидетельствуют и особенности генезиса грузинского языка.

Существует грандиозная теория лингвиста Марра, посвященная сравнению грузинского языка и языков других кавказских племен с наречием испанских басков, где ученый приходит к выводу о возможном общем языке-предке (вероятно, этим объясняли схожесть названия одного из важнейших грузинских царств Иберии с Иберией Пиренейской).

Современные лингвисты более склонны верить не в такое смелое сопоставление, но в морфологическую общность кавказской семьи и наличие древнего единого языка, на основе которого затем произошли картвельский, адыгейский, чеченский, ингушский и дагестанский языки.

Источник: http://tayni.info/158731/

КОЛХИ́ДА

0 комментариев

/ Ориг.: Κολχίς

КОЛХИДА (греч. Κολχίς, груз. Эг­ри­си) — кол­хид­ское цар­ст­во, древ­нее государство на тер­ри­то­рии современной Западной Гру­зии, в основном в гра­ни­цах Кол­хид­ской низ­мен­но­сти.

Сфор­ми­ро­ва­лось к началу VI века до нашей эры на ба­зе силь­но­го пле­мен­но­го сою­за Кул­ха (Кол­ха). Све­де­ния о по­ли­тическом уст­рой­стве Кол­хид­ско­го цар­ст­ва, его хо­зяйственной жиз­ни со­дер­жат­ся в тру­дах ан­тич­ных ис­то­ри­ков (Ге­ро­до­та, Ксе­но­фон­та, Стра­бо­на).

Ар­хео­ло­гические па­мят­ни­ки, свя­зан­ные с государством Колхида, вы­де­ля­ют в од­ну из позд­не­кол­хид­ских куль­тур (смотри в статье Кол­хид­ская куль­ту­ра). По­ли­тическим цен­тром Колхиды бы­ла Айа (Айя, Эя; ны­не Ку­таи­си).

Вос­точ­но­при­чер­но­мор­ские греческие ко­ло­нии Фа­сис, Гие­нос, Дио­ску­рия и другие сыг­ра­ли важ­ную роль в раз­ви­тии тор­го­во-эко­но­мических свя­зей Колхиды с ан­тич­ным ми­ром. Че­рез них в Западную Гру­зию вво­зи­лись пред­ме­ты рос­ко­ши (в том числе чер­но­ла­ко­вая по­су­да), ви­но, олив­ко­вое мас­ло.

Во внутренних рай­онах Колхиды су­ще­ст­во­ва­ли ме­ст­ные по­се­ле­ния городского ти­па. Об ин­тен­сив­ных тор­го­вых сно­ше­ни­ях с Северным При­чер­но­морь­ем сви­де­тель­ст­ву­ют так­же на­ход­ки се­реб­ря­ных мо­нет ме­ст­ной че­кан­ки — «кол­хи­док».

Колхидой пра­ви­ли ца­ри из ди­на­стии Ай­э­ти­дов (название по име­ни пер­во­го ца­ря — Ай­э­та). При­ви­ле­ги­рованное со­сло­вие Колхиды со­став­ля­ли знать и жре­цы. На­се­ле­ние бы­ло объ­еди­не­но в сель­ские об­щи­ны, внут­ри ко­то­рых шёл про­цесс со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции.

Ис­поль­зо­вал­ся так­же труд ра­бов. Со­глас­но ар­хео­ло­гическим дан­ным, ору­дия тру­да из­го­тов­ля­лись из же­ле­за, ве­ду­щей от­рас­лью хо­зяй­ст­ва бы­ло зем­ле­де­лие, в ка­че­ст­ве тяг­ло­вой си­лы ис­поль­зо­ва­лись бы­ки. Воз­де­лы­ва­лись зер­но­вые куль­ту­ры, лён и ко­но­п­ля.

На­ря­ду с зем­ле­де­ли­ем жи­те­ли Колхиды за­ни­ма­лись ско­то­вод­ст­вом (раз­во­ди­ли круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот), пче­ло­вод­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом. Раз­ви­ва­лось са­до­вод­ст­во и ви­но­гра­дар­ст­во.

Вы­со­ко­го уров­ня мас­тер­ст­ва дос­тиг­ли ре­мёс­ла (гон­чар­ное, юве­лир­ное, об­ра­бот­ка ме­тал­ла, де­ре­во­об­ра­бот­ка, об­ра­бот­ка льна).

В конце VI — 1-й половине V веках до нашей эры Колхида на­хо­ди­лась в за­ви­си­мо­сти от Ахе­ме­ни­дов го­су­дар­ст­ва. По­ми­мо «доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний» Ахе­ме­ни­дам, Кол­хид­ское цар­ст­во так­же при­ня­ло на се­бя обя­за­тель­ст­ва вы­став­лять в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти вспо­мо­гательное вой­ско.

В конце IV века до нашей эры пра­ви­тель Колхиды Куд­жи был со­юз­ни­ком ибе­рий­ско­го ца­ря Фар­на­ва­за в его борь­бе за объ­е­ди­не­ние грузинских зе­мель. По­сле воз­ник­но­ве­ния государства Ибе­рия (ру­беж IV-III веков до нашей эры) Кол­хид­ское цар­ст­во под­па­ло под его власть, об­ра­зо­вав отдельное эри­став­ст­во.

В прав­ле­ние Мит­ри­да­та VI Ев­па­то­ра (111-63 годы до нашей эры) Колхида бы­ла под­чи­не­на Пон­тий­ским цар­ст­вом.

В I веке до нашей эры в ре­зуль­та­те раз­гро­ма Пон­тий­ско­го цар­ст­ва вой­ска­ми Пом­пея в Колхиде бы­ло ус­та­нов­ле­но пря­мое римское прав­ле­ние, в при­бреж­ных го­ро­дах Восточного При­чер­но­мо­рья раз­ме­ще­ны римские гар­ни­зо­ны.

С ут­ра­той Колхидой собственной го­су­дар­ст­вен­но­сти на­ча­лось про­ник­но­ве­ние на её тер­ри­то­рию гор­ских пле­мён Северной Кол­хи­ды и Северного Кав­ка­за. Ге­ге­мо­ния в Юго-Восточном При­чер­но­мо­рье пе­ре­шла к чан­ско­му пле­ме­ни ла­зов, став­ше­му во гла­ве соз­дан­но­го им круп­но­го объ­е­ди­не­ния — Лаз­ско­го цар­ст­ва (смотри Ла­зи­ка).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ме­ли­ки­шви­ли Г.А. К ис­то­рии Древ­ней Гру­зии. Тб., 1959
  • Лорд­ки­па­нид­зе О.Д. Древ­няя Кол­хи­да: Миф и ар­хео­ло­гия. Тб., 1979
  • он же. Го­род-храм Кол­хи­ды: (Ис­то­рия ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в Ва­ни). 2-е изд. М., 1984

Статью разместил(а)

Короткова Екатерина Алексеевна

редактор

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/kolkhida

Свободу Мегрелии или двойные стандарты грузинского патриотизма

Свободу Мегрелии или двойные стандарты грузинского патриотизма.

О бедном мегреле замолвите слово Грузины внесли существенный вклад в победу как первого, так и второго майдана на Украине. Многочисленные, хорошо обученные и мотивированные группы грузинских волонтеров занимались как организационной работой и тренингом украинских участников, так и непосредственно участвовали в событиях. А грузинские добровольцы стали одной из самых многочисленные групп иностранцев в составе украинских добровольческих батальонов и армейских частей. Для грузинских патриотов поддержка свободы и независимости Украины, а самое главное её отрыв от России — это один из традиционных и важных элементов их политики. Эта поддержка была бы вполне похвальна, не исходи она от представителей народа, который вот уже больше столетия проводит насильственную ассимиляцию проживающих на своей территории народов. И если абхазов и осетин частично защищала полученная в советское время автономия, то мегрелы оказались под прессом грузинизации без всякой защиты. Причем, если учесть, что единое происхождение украинского и русского народа ни один вменяемый историк под сомнение не ставит, то отличие мегрелов от грузин несомненно. Разные языки (мегрельский и грузинские языки, несмотря на многие десятилетия грузинизации, признаются языками различных групп, а не диалектами одного языка), разные обычаи, разная культура, разная история. В результате грузины, видя соломку «национального угнетения» украинцев русскими, в упор не видят бревна реального угнетения ими самими народа мегрелов.Мегрел в национальной одежде

Колхида и Иберия

Посмотрим вглубь веков. И увидим, что за редкими исключениями (о которых ниже), история Западной и Восточной Грузии идут совершенно различными путями. То, что грузины и мегрелы различные народы утверждают даже древнегрузинские летописи.

Так самый известный древнегрузинский источник «Картлис Цховреба», описывая историю происхождения грузинского народа писал: «Сперва упомянем о том, что у армян, картвелов, ранов, моваканцев, эров, леков, мегрелов и кавкасианов, у всех этих сородичей, был один отец по имени Таргамос…

» То есть армяне, грузины (картвелы), мегрелы и северокавказские народы (кавкасианы) представлены как родственные, но РАЗЛИЧНЫЕ народы. И в подтверждении этого историческое развитие этих территорий действительно шло параллельно практически не пересекаясь.

Так уже за несколько сот лет до нашей эры на территории мегрелов образовалось достаточно развитое раннеклассовое Колхидское царство известное из древнегреческих легенд про Золотое Руно. Территория же древнегрузинской Иберии оставалось ещё на этапе родоплеменного уклада.

Во времена персидской империи Ахеменидов территория Иберии непосредственно подчинялась персам (как часть 18 геродотовской сатрапии), а Колхида была вассальным царством. Впервые в состав одного государства Иберия и Колхида вошли во время Александра Македонского в конце 4 века до нашей эры.

По древнегрузинским легендам некий Азон с греко-македонским войском покорил все населяющие регион племена и стал наместником завоеванной территории.

Но во время войн диадохов посланный Селевком перс с местными корнями Фарнаваз победил Азона и был пожалован царским титулом став родоначальником грузинской государственности, а расселенные им военные поселенцы из числа персидских и греко-македонских воинов стали первыми азнаурами.

Но уже после его смерти Колхида отложилась от Иберии — таким образом первое объединение территории продолжалось лишь несколько десятилетий и представляло собой механическое объединение нескольких разноплеменных завоеванных территорий. Дальше история Колхиды и Иберии разошлись надолго и довольно существенно.

Так территория Колхиды, ориентированная на черноморскую торговлю, подпала под власть понтийского царя Митридата Евпатора, которого впоследствии сменила римская, а затем византийская власть, уже в третьем веке на её территории распространилось христианство.

Что же касается Иберии, то она стала ареной ожесточенной борьбы армян (а позже римлян и византийцев) с парфянами и сменившими их персами, при этом большую часть времени иберийцы находились под контролем именно восточных государств, а христианство пришло почти на столетие позже чем к западным соседям.

Во второй раз территории Мегрелии и Грузии вошли в состав одного государства почти через тысячелетие!!! И снова их объединило иностранное завоевание — на этот раз арабское. При этом завоевание, исламизация и последующие войны с хазарами привели к практически полному уничтожению христианского населения на территории современной Грузии.

Свободной осталась только территории Абхазии. И снова это объединение продержалось не более нескольких десятилетий. После ослабления арабской власти начался период восстановления местной государственности, аналогичный возрождению русских земель после ига.

И точно так же появилось несколько центров сбора земель — абхазы на севере, фанатики-христиане в горной Кахетии на востоке, поддерживаемые византийцами грузины из горной Тао-Кларджети на юге.

Абхазы (точно так же как и в будущем Великое княжество Литовское с славянскими землями) освободив от арабов территорию мегрелов попали под влияние её более развитой культуры, «мегрелизировалось» и основали царство Эгриси со сторицей в Кутаиси. В дальнейшем абхазской династии удалось покорить территорию Картли (центральная Грузия) и Кахети.

Но после смерти царя его сыновья начали выяснять кто из них главнее и закончилось это плачевно — были не только потеряны завоевания, но и пресеклась царская династия. В результате сполна использовали свой шанс правители Тао-Кларжети.

Читайте также:  Англо-французское соглашение с гитлером - история России

Вначале они поставили своего царевича Баграта правителем Картли (местные поддержали опасаясь прихода фанатиков из Кахетии), после пресечения династии в Эгриси Баграта призвали на царство (его мать была сестрой её последних царей), объединенное царство покорило Кахети. Правда в это время Тао-Клареджи было захвачено византийским императором и больше в истории Грузии эти территории не участвовали, хоть и были населены грузинами. Таким образом в конце 10 века территория современной Грузии впервые объединилась в рамках единого государства с местной династией (кроме Тбилиси с окрестностями, которые все ещё оставалась под мусульманами). Правда по факту это было механическое объединение в виде личной унии и через несколько лет после смерти Баграта развалилось — Кахети отложтилось, а Картли формально признавая его наследников фактически им не подчинялось. И только действительно Великий грузинский царь Давид IV в конце 11 века смог снова собрать три распавшиеся части, а созданное им госудратсво просуществовало почти 150 лет, пока после монгольского завоевания Эгриси не отделилась от остальных земель. Тот факт, что государство Давида было таким же механическим соединением двух разных территорий, подтверждает тот факт, что мятеж мужа Тамары русского князя Юрия был поддержан только в землях Эгриси, а остальные земли выступили против. Примерно через сто лет Грузия ещё раз захватила Эгриси и страны были объединены в виде унии (примерно как позднее Польша и Великое княжество Литовское), но через 150 лет их пути снова разошлись. При этом Эгриси попала под контроль Турции, а грузинские Картли и Кахети под контроль Ирана.

Под сенью дружеских штыков…

В следующий раз земли современной Грузии оказались в составе одного государства только через 300 лет в начале 19 века. И этим государством была Российская империя. Причем это был первый случай когда эти территории были соединены мирным путем!!! Картлийско-Кахетинское царство после погрома от иранцев согласилось войти в состав России в обмен на защиту от вторжений мусульман.

После этого одно за другим стали просится под российскую руку государства рассыпавшейся на части Эгриси. Они находились под турецким контролем и использовалась как источник рабов, поэтому к моменту присоединения к России практически обезлюдели. Уцелевшее население и значительная часть дворянства (те кому надоели постоянные постоянные конфликты и работорговля), поддержали присоединение.

Так к 1810 году вся территория современной Грузии вошла в состав Российской империи. Но даже в составе Российской империи земли мегрелов и грузин не входили в состав одной административной единицы!!! Вначале они включались соответственно в Имеретинскую область и Грузинскую губернию, позже в Кутаисскую и Тифлисскую губернии.

И только после провозглашения Закавказской федерации (после революции 1917 года) мегрелы и грузины снова оказались вместе, причем мегрелы на положении «грузинов второго сорта». С чем же было связано такое положение? С тем что именно на грузинских территориях появился агрессивный грузинский национализм.

Почему именно там? Тут есть несколько причин: большее население и соответственно больший процент дворянства и образованных людей на грузинских территориях; большее влияние дворянства на обычных людей (участие в работорговле на бывших турецких территориях привело к отчуждению местного дворянства от обычным людей, к которым они относились как к товару); размещение столицы Кавказского наместничества именно в Тифлисе, что привело к тому, что город стал интеллектуальным центром региона и местом притяжения образованных людей (в том числе из западных регионов), что приводило к попаданию под влияние грузинских националистов представителей других национальностей; наличие исторического основания в виде великого грузинского государства со столицей именно в Тбилиси; существенное давление в экономической плоскости на грузин Тифлисской губернии организованных армянских общин, что вызывало ответную реакции со стороны грузин в том числе копирование многих их методов (точно так же как рост агрессивного украинского национализма в Западной Украине стал ответом на агрессивный польский национализм). По этим причинам Тифлис стал местом, где зародился и получил весомую поддержку грузинский национализм. Причем за счет влиятельной и многочисленной грузинской общины в Петербурге у них была весьма большое влияние на общеимперские структуры. Что и позволяло достаточно агрессивно навязывать свою точку зрения на создание единого грузинского национального государства в границах времен грузинского царства Давида и Тамары. Все национальные меньшинства должны были или влиться в грузинское общество или подчинится ему. При этом мегрелы, сваны, чаны и другие родственные народы объявлялись «испорченными грузинами», которых с помощью образования и воспитания необходимо «вернуть в семью единого грузинского народа». Поэтому попытки развития мегрельской и сванской национальной культуры и языка жестко пресекались грузинскими националистами, а против российских чиновников, поддерживающих негрузинские меньшинства, разворачивалась форменная травля. Так за попытку организовать начальное образование на мегрельском и сванском языках затравили попечителя Кавказского учебного округа Кирилла Яновского. Грузинский национализм в той или иной степени стал мировоззрением абсолютного большинства грузинского бомонда. По вышеуказанным причинам его разделяло и абсолютное большинство выходцев из мегрелов. Именно с этим связана поддержка новой Грузинской республики (в том числе и на территории Мегрелии). При этом основной социальной опорой меньшевистского руководства Грузии стал как сейчас говорят «средний класс». Крестьянство и городской рабочий класс относились к ней пассивно, в результате чего не имевшая большой поддержки Грузинская республика рухнула при первом же нажиме большевиков, атаковавших весьма небольшими силами. Абсолютное большинство мегрелов (как впрочем и грузин) остались в стороне от революционных событий. Это отличает ситуацию от Абхазии и Южной Осетии — если сваны и мегрелы рассматривались как кандидаты на ассимиляцию, то абхазы и осетины признавались «негрузинскими народами» и соответственно теряли все свои политические права. Результатом стали мятежи и партизанщина с их стороны, сопровождавшие всю короткую историю независимой Грузии

Пасынки семьи народов.

И вот тут надо понять основную причину того, что даже в советское время, когда поддерживались все народы вплоть до самых мелких, мегрелы оказались за бортом.

Дело в том, что основная часть большевиков Грузинской ССР происходила точно из такой же социальной среды что и меньшевики Грузинской республики!!! Соответственно их отношение к другим народам было точно таким же!!! Только «негрузинские народы» вместо дискриминации получали автономию.

В результате политика грузинизации в советское время стала проводится в ещё больших масштабах, чем при Российской Империи и даже Грузинской республике. А учитывая урбанизацию и разрушение в советское время традиционных сельских общин (основы национальных традиций) и намного эффективнее, в результате чего численность мегрелов начала быстро сокращаться.

Тем не менее полностью ассимилировать мегрелов не удалось. Это ярко проявилось во время мятежа звиадистов, которых поддержали мегрелы в грузинской гражданской войне, что имело далекоидущие последствия в виде катастрофического поражения в Абхазии. По результатам войны мегрелы завоевали существенные права в грузинской политической системе при Шеварнадзе.

Правда именно мегрелы стали первой жертвой режима Саакашвили, после них была захвачена Аджария и только вмешательство российской армии помешало проделать то же самое с Южной Осетией. Но несмотря ни на что даже сейчас число людей считающих себя мегрелами составляет в Грузии около 400 тысяч человек (более 10% от численности населения).

Если же учитывать число грузинизированных мегрелов, то их численность около миллиона (примерно четверть населения Грузии). Но в Грузии до сих пор несмотря ни на что не признают мегрелов отдельным народом, их язык считают не более чем диалектом грузинского.

Никакой речи про развитие и сохранение мегрельской культуры не идет, а уж про образование или газеты на мегрельском не приходится и мечтать. И вот после проведения в течении более чем столетия политики ассимиляции и ущемления национальных, языковых и культурных прав проживающих на своей территории мегрелов и сванов, грузины что-то ещё заявляют по поводу «ущемления прав крымско-татарского народа и украинцев в Крыму» или про «насильственную русификацию»… Это даже не двойные стандарты, это какая-то национальная шизофрения.

https://black-skat.livejournal… — цинк

  • Геополитика
  • Идеология и патриотизм
  • Многополярный мир

Источник: https://cont.ws/post/710810

Колхида, Иберия и Албания в I — II вв. н. э

Колхида под властью Рима

Установление римского господства в западных частях Передней Азии оказало серьезное влияние на исторические судьбы Закавказья.

Из закавказских областей более или менее прочно римская власть утвердилась только в Колхиде, входившей до того на протяжении нескольких десятилетий в состав Понтийского царства.

После поражения Митридата VI Колхида стала зависимой от Рима страной под управлением местных правителей, хотя формально она и входила в состав римских провинций — сначала Полемоновского Понта, а затем—Каппадокии.

Греко-римское полисное устройство привилось в Колхиде слабо, страна попрежнему во многих отношениях жила самостоятельной жизнью. Связи с внешним миром были незначительны. Поверхностная эллинизация затрагивала только господствующий класс, да и то незначительно. Римские гарнизоны стояли лишь в приморских городах.

Наместник Каппадокии при Адрианз Флавий Арриан объехал южное и восточное побережье Понта до Диоскуриады и составил описание своего путешествия, дополнив его сведениями об остальных берегах Черного моря.

Почти на всем протяжении от Трапезунта до Диоскуриады Арриан упоминает зависимых царей, получавших власть от римского императора. Римская власть в Колхиде опиралась, помимо зависимых царей, на укрепленные приморские города, в которых стояли римские гарнизоны.

К числу последних относились Фасис и Диоскуриада, переименованная — после частичного разрушения ее окрестными племенами и последовавшего восстановления — в Севастополь.

Упадок Колхиды; новые этнические наименования

В целом период римского владычества был для Колхиды временем упадка. Гнет римского господства ставил в тяжелое положение население Колхиды. 1 реческие города приходят в упадок. Поверхностное политическое единство, существовавшее, возможно, еще в начале эллинистического периода, окончательно исчезает.

Страна была разделена на отдельные племенные княжества, причем преобладание получили теперь более отсталые племена, из которых многие ранее были вообще неизвестны. С этими процессами связано появление примерно с I—II вв. н. э.

на территории Колхиды новых этнических наименований, продолжающих затем фигурировать в истории Западной Грузии на протяжении всего раннего средневековья, а иногда и позже. Имя колхов сохранилось только за населением окрестностей Трапезунта.

Читайте также:  1812 г. поворот к реакции - история России

Далее к востоку и затем к северу древние авторы упоминают множество других племен и среди них лазов (впервые у Плиния Старшего), имя которых позднее распространилось на всю Колхиду и стало таким же собирательным, как ранее имя колхов, а также абасгов (впервые у Арриана: абаски), предков современных абхазцев. Абасги, жившие неподалеку от Диоскуриады, уже не принадлежали к числу картвельских племен.

Расцвет Иберии; отношения с Римом

По сравнению с Колхидой зависимость Иберии от Рима была гораздо менее прочной. В I—II вв. Иберия расширяется территориально и переживает период расцвета. Иберскин царь считался «другом и союзником римского народа» и «другом кесаря»; фактически это был равноправный союз.

Рим имел на Кавказе в основном военно-стратегические интересы: Иберское и Албанское царства (албанский царь также считался «другом и союзником» римлян) были важны для Рима потому, что, с одной стороны, они помогали держать под ударом Армению и западные области Парфии, а с другой — контролировали важнейшие горные проходы, которые вели с Северного Кавказа в Закавказье.

Действительно, иберы и албаны в ряде случаев помогали Риму в борьбе против парфян. Участие в войнах было выгодно иберской знати.

Войны на стороне Рима способствовали укреплению внешнего положения Иберии, расширению ее влияния в прилегающих областях, сулили войскам богатую добычу и рабов. Что касается защиты горных проходов Кавказа, то здесь интересы Иберии и Рима совпадали еще больше.

Кочевые скотоводческие племена Северного Кавказа время от времени совершали набеги на Закавказье и прилегающие области Передней Азии.

Эти набеги угрожали и восточным провинциям Римской империи и Иберии. Поэтому для Рима было выгодно, что иберы защищают горные проходы, и он старался им в этом помогать.

В первое время зависимость от Рима была тягостна для Иберии, и, воспользовавшись гражданскими войнами после смерти Цезаря, иберы совместно с албанами подняли восстание против Рима. Римляне, однако, победили иберского царя Фарнабаза (36 г. до н. э.

) и заставили его вместе с ними принудить к покорности и Албанию.

В дальнейшем, однако, после стабилизации римской границы на Востоке и некоторого ослабления военной мощи Рима, союз между Римом и Иберией стал покоиться на добровольных началах, на взаимных интересах римского правитель ства, с одной стороны, иберских царей и иберской знати — с другой. Опираясь на союз с Римом, иберские цари на протяжении первых двух столетий нашей эры сумели сильно укрепить свое царство. В I в. н. э. в ходе войны с парфянами были подчинены влиянию Иберии Албания и некоторые пограничные области Армении.

Иберия во II в. н. э. в общественном строе

Во II в. внешнее положение Иберии еще более укрепляется. После ТОГО, как римский император Адриан отказался от завоевательной политики на Востоке, Иберия стала еще более самостоятельной. Иберский царь Фарасман II организовал в конце правления Адриана грандиозный набег аланов, опустошивших Албанию, Мидию и угрожавших Армении и Каппадокии.

Адриан, возможно, именно в это время предложил Фарасману явиться в Рим, но тот отказался. Римское правительство задаривало иберского царя и иберскую знать подарками, чтобы сохранить союз Иберии с Римом: Фарасману Адриан послал слона и пятисотенный отряд.

В семейных усыпальницах иберской знати сохранились предметы, которыми римские императоры одаривали ее представителей; таковы серебряные блюда с рельефными портретами императоров Адриана, Антонина Пия и других. При Антонине Пии римское влияние в Иберии укрепилось; Фарасман II с женой и сыном побывал в Риме.

Владения Фарасмана были увеличены, ему было разрешено принести жертву на Капитолии — честь, редко оказываемая иностранцу,— и на Марсовом поло в Риме была поставлена его конная статуя.

Внешнее укрепление Иберии сопровождалось значительными изменениями в общественном строе. В середине I в. до н. э. в Иберии, как уже указывалось, существовали раннерабовладельческое общество и государство.

Здесь имелись рабы, выделился класс рабовладельцев, состоявший из представителей царского дома и жречества, часть крестьянства была поставлена в зависимость от царского дома и обеспечивала своим трудом существование знати. В стране получает распространение парфянская серебряная монета.

В целом, однако, классовые противоречия оставались еще относительно неразвитыми. Большую часть населения Иберии составляло свободное крестьянство, «народ-войско» (эри). На протяжении первых веков нашей эры классовые противоречия углубляются.

Раскопками в Самтавро обнаружены богатейшие погребения знати, более скромные—средних слоев и беднейшие погребения в каменных ящиках. Высшие должностные лица носили титулы питиахшей, младших питиахшей, двороуправителей; упоминается в надписи и «полководец великого царя иберов».

Аристократия складывалась, с одной стороны, из представителей древней племенной знати (племенные различия не были здесь преодолены на всем протяжении рабовладельческой эпохи), с другой — в результате имущественного расслоения эри, из которых выделяются отдельные семьи, богатеющие в.результате грабительских войн, захвата добычи и рабов.

Постоянное участие в войнах и набегах позволяло части вчерашних крестьян перекладывать бремя сельских работ на плечи рабов, которых, возможно, как и в Армении, сажали на землю.

Эксплуатация рабского труда, невидимому имевшая место в сельском хозяйстве, особенно в интенсивном (виноградарство), на наделах, которые постепенно все прочнее закреплялись за отдельными семьями, в свою очередь, способствовала обогащению этих семей и выделению их из остального народа.

На углубление имущественного неравенства в Иберии влияло и то, что через страну проходили транзитные торговые пути; торговое значение имели, в частности, упоминавшиеся выше горные проходы. В стране обращалась монета преимущественно римская и парфянская.

Особенно популярны были денарии Августа и еще более тетрадрахмы парфянского царя Готарза II, ставшие объектом многочисленных местных подражаний. Последнее обстоятельство указывает на развитие в стране товарно-денежных отношений.

Различие между знатью и народом отражалось и на характере вооружения: знать сражалась на конях, в тяжелых панцырях, крестьянство составляло пехоту. Тяжелое вооружение было доступно только богатым.

В результате обогащения одних и обеднения других свободное население Иберии постепенно распадается на два слоя, на «знать» (царчинебулни) и «мелкий люд» (цврила зри), которые все более обособляются друг от друга. Рядом с обогащением знати идет постепенное разорение и закабаление крестьянства.

Разоряющиеся крестьяне не превращались, однако, в люмпенпролетариев, как это было в античных государствах. Они оставались в деревне и попадали в кабалу к знатным соседям.

В условиях относительно низкого развития товарно-денежных отношений закабаляемые земледельцы не отрывались от средств производства, а продолжали сидеть на своих участках, отдавая определенное количество продуктов или долю урожая. Они превращались, таким образом, не в кабальных рабов, а в зависимых крестьян. Попадающее в зависимость от знати крестьянство, царские лаой и сажаемые на землю рабы постепенно в результате сходных условий существования стали сливаться в один слой — слой зависимых земледельцев.

Художественные изделия, найденные в погребениях I — III вв. н. э., свидетельствуют о высоком уровне местного ремесла и культуры.

В гробницах знати находят украшения из золота и серебра, оружие в художественной оправе, перстни с сердоликом, альмандином, бирюзой, из которых наиболее интересны так называемые геммы с портретами питиахшей.

Наряду с предметами местного производства встречаются в большом количестве и привозные: художественные изделия из областей Римской империи, римские и парфянские монеты и т. д.

На основе арамейского алфавита в первые века нашей эры было создано особое армазское письмо, приспособленное к местному языку. Помимо надписей на сосудах и т. д. сохранились две армазские надписи на стенах: одна имеет греческий перевод, другая написана только армазским письмом и полностью еще не разобрана. В первой из них упоминается царь Фарасман (II в. н. э.).

Иберская аристократия находилась под сильным влиянием Ирана. Имена большинства иберских царей — Фарнабаз, Митридат, Фарасман и т. д.— иранского происхождения.Получает распространение и культиранского солнечного божества—Митры.

Албания в I—II вв. н. э.

О внутренней жизни Албании в первые века нашей эры известно очень мало. Можно предполагать, что в это время происходит укрепление рабовладельческого государства.

В связи с развитием ремесла и торговли появляются укрепленные города: свыше двух десятков албанских городов и поселений перечислены у Птолемея. Главным городом была Кабалака (Хабала — у Птолемея), расположенная в Ширваиской степи.

В городах, как и в Армении, жили значительные группы пришельцев — греков, армян, сирийцев, иудеев. В целом по уровню развития Албания еще значительно отставала от своих западных соседей — Иберии и Армении.

Внешняя история Албании известна несколько лучше. После похода Помпея албанский царь Ороз (имя его у древних авторов передается по-разному), был вынужден покориться Риму. Вскоре, однако, Албания освободилась из-под власти Рима и полководец Марка Антония Публий Канидий Красе покорил ее заново.

Август в своих «Деяниях» упоминает албанов в числе других народов, искавших дружбы Рима, а Тацит применительно ко времени Тибсрия говорит о царях Иберии и Албании как находящихся «под защитой римского величия». В 35 г. албаны вместе с иберами сражаются на стороне Рима против парфян в Армении. Невидимому, Албания находилась в это время в зависимости от Иберии.

Вслед за тем, однако, происходит перемена: албаны начинают ориентироваться не на Рим, а на Парфию н зависимую от нее Мидию.

К концу I в. н. э. относится латинская надпись, недавно найденная на территории Азербайджана у горы Беюк-Даш, в 70 км от Баку. Она принадлежит центуриону логиона ХII Фульминаты, стоявшего в это время в Каппадокии. На основании этой надписи делали предположение о пребывании в Албании римских войск.

Но гораздо более вероятно, что поставивший надпись центурион побывал в Албании с какой-то дипломатической миссией; для переговоров с царями и народами Востока римские полководцы обычно посылали именно центурионов. Если результатом этой миссии и могло быть временное укрепление римского влияния в Албании, то во второй половине II в. н.

э. Албания освободилась от него.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. (1957 г.)

Источник: http://interpretive.ru/termin/kolhida-iberija-i-albanija-v-i-ii-vv-n-e.html

Ссылка на основную публикацию