Гуннское объединение в забайкалье — история России

Сиб-Гид: Забайкальский край, история и география

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 03.02.2016

Забайкальский край — субъект Российской Федерации, расположенный в восточном Забайкалье. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Территория — 431 892 кв.км, что составляет 2,53 % площади России. По этому показателю край занимает 12-е место в стране.

Численность населения по данным переписи 2013 года составляет 1 095 169 человек.

Граничит с Амурской и Иркутской областями, республиками Бурятия и Якутия, имеет внешнюю границу с Китаем и Монголией.

Административный центр — город Чита.

Большое простирание региона с севера на юг обусловило в нем трех широтных природных зон: таежной, лесостепной и степной. Оказывает свое влияние на природу Восточного Забайкалья и рельеф, в котором преобладают горы, нагорья и плоскогорья.

Климат

Климат края, как и большей части Восточной Сибири резко-континентальный с недостаточным количеством атмосферных осадков.

Зима длительная и суровая, лето короткое и теплое, сухое в первой половине и влажное во второй. Колебания суточных и годовых температур большое, в некоторых районах годовая амплитуда составляет 94°C и более. Переходные сезоны весна и осень короткие. Средняя температура января составляет -20°С на юге и -37°С на севере.

Средняя температура июля составляет +13°С на севере до +21°С на юге. Безморозный период составляет в среднем 80-140 дней.

Также характерной чертой климата является значительная продолжительность солнечного сияния в год до 2600 часов, в то время как, например, в Сочи среднегодовое количество часов солнечного сияния составляет 2154 часов.

География, рельеф, флора и фауна

В рельефе преобладают средневысотные горы — хребты Яблоновый, Черского, Борщовочный, Даурский и другие; и разделяющие их межгорные котловины. На севере горы поднимаются до высоты 3072 м (хребет Кодар). На юге — обширная Приононская равнина.

Уникальная флора и фауна Забайкальского национального парка, на территории которого находится крупнейшее на Байкале лежбище нерпы и шумные птичьи базары, неизменно вызывают интерес у ученых, парк пользуется особой популярностью. На территории парка, можно встретить такие редкие, занесенные в Красную книгу, виды птиц, как лебедь-кликун, черный журавль и черный аист, сокол сапсан и орлан-белохвост.

Экономика

В крае развита цветная и черная металлургия, машиностроение (автосборочный завод, завод горного оборудования), электроэнергетика (Читинская и Харанорская ГРЭС), угольная, легкая (камвольно-суконный комбинат).

Область является крупным сельскохозяйственным регионом к востоку от озера Байкал, специализированным на тонкорунном овцеводстве. Развито также мясо-молочное и мясное животноводство, отчасти свиноводство, птицеводство. Имеет место растениеводство, основные посевные площади сосредоточены в центральных, южных и юго-восточных районах. В горнотаежных и северных районах развит охотничий промысел.

Забайкалье значительно удалено от западной части страны, в то же время оно близко расположено к Российскому Дальнему Востоку и занимает ключевое положение на пути к Тихому океану и странам юго-восточной Азии. Расстояние по железной дороге от Читы до Москвы — 6074 км, Екатеринбурга — 4386, Новосибирска — 2861, Хабаровска — 3327, Иркутска — 1013 км.

Край богат природными ископаемыми, такими как цветные и драгоценные металлы, железная руда, уголь, плавиковый шпат, разнообразное строительное сырье. Наиболее известные месторождения: полиметаллические руды — Новоширокинское; медные руды — Удоканское; титано-магнетитовые руды — Кручининское; угля — Харанорское.

История

Материалы, полученные в ходе археологических исследований Забайкалья, свидетельствуют, что, вероятнее всего, первый человек появился в этих местах 100-40 тысяч лет назад.

По долинам рек Онон и Иля, у озера Бальзино были открыты более 25 стоянок жителей каменного века. Обитатели мустьерских стоянок — неандертальцы — охотились на шерстистых носорогов, бизонов, лошадей.

Около 40 тысяч лет назад в Забайкалье появляются стоянки человека современного вида — Homo sapiens, культура которого получила название верхнего (позднего) палеолита.

В последующую эпоху мезолита (25-10 тысяч лет назад) на территории современного Агинского Бурятского округа существовало несколько археологических культур, условно названных куналейской, санномысской, студеновской, которые различаются по технике обработки камня и формам орудий. Охотился человек уже при помощи лука и стрел, ловил рыбу с помощью гарпунов и крючков. Появляется примитивное земледелие и зачатки скотоводства.

В 1100-300 годы до н.э. в степях Забайкалья и Монголии сформировалась культура плиточных могил, продлившаяся около 800 лет. Имя народа, который соорудил эти могильники, неизвестно, и носители этой культуры даже в научной литературе условно называются «плиточники».

Территория расселения плиточников была необычайно широка: от северных берегов озера Байкал до предгорий Тянь-Шаня на юге и от хребтов Большого Хингана на востоке до предгорий Алтая на западе. От плиточников в степях остались многочисленные погребения.

На территории края зафиксировано более 3 тысяч таких могильников.

В конце III века до н.э. территорию Забайкалья заселяют хунны. Хунский период истории Забайкалья охватывает с 209 года до н.э. до конца I века н.э., он имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен.

Во II веке до н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад, где в истории европейских стран известны под именем «гунны». Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас.

В VI-IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. В X-XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племен киданей, чье государство известно как империя Ляо. Известнейшими памятниками этих времен являются некрополь в Ильмовой пади, Кокуйское городище и Вал Чингисхана.

В XIII веке Забайкалье вошло в империю Чингисхана. До вхождения в состав Русского государства регион находился в зависимости от монгольских и маньчжурских ханов.

В XVI — первой половине XVII века на территорию края происходит переселение хоринцев (бурят) из Южной Монголии.

С конца 1620-х годов в Забайкалье появляются русские. Начинается присоединение и вхождение бурят в состав Российского государства.

В 1648 году был основал Баргузинский острог, в 1649 году — Верхнеудинск, в 1654 году — Нерчинский острог, через 4 года заложен и город Нерчинск, в 1665 году — Селенгинск. В конце XVII века в области было уже 3 города и 9 острогов.

Почти со времени занятия Забайкалье служило местом ссылки.

Промышленное освоение территории началось в XVIII веке. В 1700 году построен Нерчинский серебросвинцовый завод, а к концу XVIII века здесь уже работало 9 заводов, в том числе Петровский чугунолитейный и железоделательный. Активно развивалась олово и золотодобыча.

Укрепившись в Забайкалье, русские служилые люди стали притеснять бурятское население, захватывая их земли.

В 1702 году хоринские буряты вынуждены были отправить в Москву делегацию, возглавляемую зайсаном галзатского рода Баданом Туракиным, с челобитной Петру I.

Встретившись с делегацией, Петр I 22 марта 1703 года издал указ и приказал «свесть служилых и сяких чинов людей по другую сторону Селенги: чтоб им иноземцам от их налог и обид вконец не разоритца».

21 октября 1727 году усилиями графа Саввы Владиславича-Рагузинского, по высочайшему повелению, между Россией, Китаем и Монголией был заключен Буринский трактат, согласно которому земли, занимаемые бурятами, отошли к России. Была сделана демаркационная линия границы передвижение по ней прекратилось, и буряты окончательно закрепились как подданные России.

Согласно Высочайшего Указа, данного Правительствующему Сенату 11 июля 1851 года Забайкалье, состоявшее из двух округов — Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную область, причем Чита возведена в областной город, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. Пограничные казаки, Забайкальский городовой казачий полк, станичные казаки, тунгусский и бурятские полки, а также и население, жившее оседло в пограничной полосе, составили Забайкальское казачье войско, обязанное выставлять 6 конных шестисотенных полков.

В 1884 году область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства. 17 марта 1906 года Забайкальская область вошла в состав Иркутского генерал-губернаторства.

В начале XX века Забайкалье приходят революционные настроения. Проходят русско-китайская война 1900 года, русско-японская война 1904-1905 годов, Первая мировая война.

Советская власть в Чите установилась 16 февраля 1918 года, но в 1918-1920 годы на этой территории вновь существовала белая государственность.

В апреле 1920 года на территории Забайкалья и Дальнего Востока была создана Дальневосточная Республика, с центром в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ), а затем в Чите, просуществовавшая до ноября 1922 года.

Поскольку на тот момент война с Японией была для Советской России совершенно нежелательна, ЦК РКП(б) принял решение о создании Дальневосточной республики (ДВР) как союзного буферного государства с демократическим устройством, но с капиталистическим укладом в экономике. Для руководства работой в марте 1920 года было специально создано Дальневосточное бюро РКП(б) (с августа — Дальневосточное бюро ЦК РКП(б)), члены которого А.А.Ширямов, А.М.Краснощеков и Н.К.Гончаров были направлены в Верхнеудинск для организации нового государства.

Республика была провозглашена 6 апреля 1920 года Учредительным съездом трудящихся Прибайкалья; столица — Верхнеудинск.

Советская Россия официально признала ДВР уже 14 мая 1920 года, предоставив ей с самого начала финансовую, дипломатическую, кадровую, хозяйственную и военную помощь. Это позволило Москве контролировать внутреннюю и внешнюю политику ДВР и создать Народно-революционную армию (НРА) на базе красных дивизий. Надо отметить, что ДВР была признана только РСФСР.

Провозглашение ДВР способствовало предотвращению прямого военного конфликта между Советской Россией и Японией и выводу иностранных войск с территории Дальневосточного края, что создало возможность для Советской России с помощью НРА разгромить несоветские республики Забайкалья и Приамурья.

На переговорах, состоявшихся на станции Гонгота (24 мая-15 июля 1920), японская делегация была вынуждена согласиться на эвакуацию своих войск из Забайкалья.

Эта дипломатическая победа Москвы и предательство колчаковских генералов осенью 1920 года, стоявших во главе Дальневосточной армии, дало возможность НРА в октябре-ноябре 1920 года разгромить Вооруженные силы Восточной окраины атамана Семенова.

22 октября 1920 после длительных боев части НРА и партизаны заняли Читу, которая стала новой столицей ДВР. В это же время японские войска эвакуировались из Хабаровска, что привело к действительному объединению дальневосточных областей в рамках Дальневосточной Республики.

На состоявшейся в Чите 28 октября — 11 ноября 1920 конференции представители трех областных правительств (Забайкальской, Амурской, Приморской областей) законодательно оформили объединение в Дальневосточную Республику, столица была перенесена в Читу. Фактически, на тот период ДВР контролировала Амурскую область, Хабаровский округ и Прибайкалье.

Укрепление международного и внутреннего положения Советской России и ДВР, дипломатическая изоляция Японии на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов и недовольство широких слоев ее населения продолжением интервенции на Дальнем Востоке заставили японское правительство эвакуировать свои войска из Приморья. 25 октября 1922 года войска НРА вступили во Владивосток.

Рабочие ДВР на митингах, организованных большевистскими активистами, требовали воссоединения с РСФСР. Народное Собрание ДВР II-го созыва на своей сессии 4-15 ноября 1922 года приняло постановление о своем роспуске и восстановлении Советской власти на Дальнем Востоке.

Позже, поздно вечером 14 ноября 1922 года командиры частей НРА ДВР от имени Народного собрания ДВР обратились во ВЦИК с просьбой включить ДВР в состав РСФСР, который через несколько часов 15 ноября 1922 года включил республику в состав РСФСР как Дальневосточную область, которая 4 января 1926 года была преобразована в Дальневосточный край.

30 июля 1930 года Читинский и Сретенский округа ДВК были переданы в состав новообразованного Восточно-Сибирского края.

https://www.youtube.com/watch?v=w9eB-BYzdow

Приход советской власти в Забайкалье ознаменовался строительством национализацией предприятий, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией. В 1935 году с целью усиления военного потенциала был создан Забайкальский военный округ.

Восточно-Сибирский край просуществовал до 1936, когда из него была выделена Восточно-Сибирская область, которая, в свое время, 26 сентября 1937 года была разделена на Иркутскую и Читинскую области, в состав последней входил Агинский Бурят-Монгольский национальный округ, образованный из Агинского и Улан-Ононского аймаков Бурят-Монгольской АССР.

Читайте также:  Древние цивилизации. раннее средневековье в европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций - история России

В годы Великой Отечественной войны, 15 сентября 1941 года, на базе Забайкальского военного округа был образован Забайкальский фронт. В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны десятки тысяч забайкальцев. В связи с угрозой нападения Квантунской армии Японии, на базе ЗабВО был создан Забайкальский фронт. В 1943 году в области работало 37 эвакогоспиталей.

В 1945 году, после разгрома фашисткой Германии, начались военные действия против Японии. Эта война стала тяжелейшей для народа.

После прекращения японской армией сопротивления 9 октября 1945 года Забайкальский фронт был расформирован. Полевое управление фронта реорганизовано в управление Забайкальско-Амурского военного округа, с включением в него армий Забайкальского фронта. Монгольские соединения и части конно-механизированной группы вернулись в состав войск Монгольской Народной Республики.

Послевоенные годы были крайне тяжелыми для Забайкалья. В результате засухи 1946 года было очень сложное положение с продовольствием, что привело к массовым смертельным исходам от голода и распространению дистрофии.

Социальная ситуация осложнялась репрессиями. До 1949 на территории области находилось 77 тысяч японских военнопленных, которые работали на различных объектах. Полностью экономика была восстановлена лишь к 1950 году.

В 1949 году создано Читинское геологическое управление. Выполнены широкомасштабные геологоразведочные работы, что позволило создать надежную основу для развития горнорудной промышленности. В 1949-1951 годы Борский ИТЛ на севере области вел добычу урановых руд.

16 сентября 1958 года, после замены этнонима «бурят-монголы» на «буряты», Агинский Бурят-Монгольский национальный округ был переименован в Агинский Бурятский национальный округ.

После осложнений в отношениях с Китаем в 1960-е годы военный потенциал в области усиливался, что оказывало существенное влияние на хозяйственное развитие и занятость населения. С пограничной территории Приаргунья выселена часть населения, установлен жесткий пограничный режим.

С 7 октября 1977 года Агинский Бурятский национальный округ был переименован в Агинский Бурятский автономный округ, 31 марта 1992 года ставший самостоятельным субъектом Российской Федерации.

1 марта 2008 года в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край, в составе которого было провозглашено создание административно-территориальной единицы с особым статусом — Агинского Бурятского округа.

Источник: https://sib-guide.ru/siberia/ar/99

ГУННЫ

  375 год н.э. открыл страшный период в истории Европы. Дикие орды гуннов вторглись в ее пределы, начав опустошительную войну, которая привела к упадку огромный край, заселенный племенами, стоявшими на высокой ступени общественного и культурного развития.

  В это время в Северном Причерноморье, на территории современной Украины, жило смешанное полукочевое население, известное античным авторам под именем сарматов. Полосу лесостепи занимали оседлые племена, которые считаются предками славян. Они были земледельцами и в IV в. н.э. переходили к интенсивной плужной обработке земли.

  В III в. н.э. здесь сложился племенной союз, включавший в свой состав как оседлое, так и полукочевое население. Во главе союза, как уже было отмечено, стали готы.

Сложение союза племен, известного в истории под названием «царства Германариха», сыграло положительную роль в экономическом и политическом развитии края, прекратив бесконечные межплеменные столкновения и наладив тесные связи между населением Крыма, в частности греческих колоний, и населением Приднепровья.

Многочисленные клады римских монет и изделий, а также большое количество привозных вещей в могильниках II—IV вв. н.э., оставленных различными племенами, входившими в состав «царства Германариха», свидетельствуют о связях с Римской империей. В целом высокая культура племен Северного Причерноморья II—IV вв. н.э.

испытывала значительное влияние римской цивилизации. Великолепные изделия местных ремесленников (гончаров, ювелиров и др.) сделаны под влиянием римских образцов.

  К востоку от Дона, древнего Танаиса, возник еще один племенной союз, состоявший из местных племен и возглавленный аланами. Большую научную ценность представляют богатые курганы начала I тысячелетия н.э., принадлежавшие аланской знати. Под ними были открыты роскошные погребения-катакомбы.

К сожалению, большинство могил ограблено еще в древности. Несмотря на это, в руки археологов попало немало вещей, которые дают возможность судить не только о широких культурных связях аланских племен, но и об их общественном строе, в частности о выделении племенной аристократии.

Об экономических и культурных связях с соседними государствами и странами — Римской империей, причерноморскими греческими городами, Средней Азией — говорит большое количество обнаруженных в могилах привозных вещей (особенно монет), а также вещей, изготовленных местными мастерами под влиянием римских и восточных образцов.

  Вот то население, с которым столкнулись гунны, хлынувшие в Европу из азиатских степей в середине IV в. н.э.

  Кто были эти гунны, о которых с ужасом и отвращением рассказывали средневековые писатели на страницах дошедших до нас трактатов и хроник?

  Мощное объединение кочевых племен, обитавших на территории Северного Китая и Монголии и известных под именем хунну, издавна (с IX в. до н.э.) тревожило Китайскую империю. Хунну (гунны) были скотоводами-кочевниками, не имевшими «ни городов, ни оседлости, ни письменности». Но у каждого уже был определенный участок земли.

«Могущие владеть луком все поступают в латную конницу… Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются кожами его, прикрываются шерстяным и меховым одеянием. Сильные едят жирное и лучшее, устаревшие питаются остатками после них.

Молодых и крепких уважают, устаревших и слабых мало почитают», — так писали китайские летописцы о своих северных соседях.

  На рубеже нашей эры хунну находились на стадии разложения родо-племенного строя, когда родо-племенные отношения прикрывали уже нарождавшиеся в хуннской среде классовые противоречия. Ко II в. до н.э. эти противоречия стали столь заметны, что хуннская племенная аристократия вынуждена была признать необходимость единой крепкой центральной власти.

Власть была захвачена сильным, умным и деятельным Модэ. Молодая держава Модэ стала опасным и грозным противником всех сопредельных с нею стран и народов. История хунну этого времени — это ряд сокрушительных нашествий на соседей и особенно на наиболее богатого из них — Китай.

Немало сил и золота пришлось истратить Поднебесной империи, прежде чем она смогла справиться с мощным напором северных «варваров».

  К этой наиболее яркой эпохе истории хунну относятся обнаруженные в Забайкалье многочисленные обширные курганные могильники, состоявшие из каменных насыпей с бревенчатыми срубами под ними. Среди массы рядовых могил под едва заметными холмиками попадаются огромные курганы, сложенные из камней. Эти богатые курганы принадлежат хуннской знати и ханам (шаньюям).

Наиболее известен могильник Ноин-Ула, расположенный в Монголии, недалеко от Улан-Батора. Несмотря на то, что большинство богатых погребений было ограблено еще в древности, огромное количество вещей, обнаруженных в погребениях, позволяет составить ясное представление о хозяйстве, культуре, торговых и культурных связях и общественном строе хунну того времени.

  Скотоводство по-прежнему составляло основу хуннской экономики. Большую роль в хозяйстве играла и охота.

Она была основным развлечением богачей, обеспечивала средствами существования рядовых общинников, у которых уже не было возможности разводить необходимое для жизни количество скота. Характерно, что бытовые предметы хунну любили украшать фигурами диких животных.

Похожие изображения фантастических зверей известны в скифском и переднеазиатском искусстве. Наиболее тесно хунну были связаны с племенами Западной Сибири и Алтая.

  Имущественная дифференциация хунну, судя по могильникам, настолько выразительна, что неизбежно наводит на мысль и о далеко зашедшей классовой дифференциации. Однако у них, как и у большинства кочевых народов (скифов, массагетов и др.

), очень долго сохранялись внешние родовые формы общественных отношений. Хунну широко пользовались трудом рабов-военнопленных (правда, только в домашнем хозяйстве).

Многие из захваченных в далеких походах военнопленных становились зависимыми от богачей земледельцами и ремесленниками.

  В середине I в. до н.э. государство хунну распалось на две части — северную и южную. Южные хунну остались на месте, а северные постепенно отошли на запад — в Семиречье. Там часть из них и осела, образовав небольшое владение Юебань, а остальные двинулись в Приуралье.

  Первое упоминание о гуннах в европейской литературе содержится в трудах византийца Дионисия, писавшего в 160 г. н.э. о том, что гунны жили за прикаспийскими скифами, в местности, прилегающей к Аральскому морю.

  Во второй половине IV в. н.э. гунны, тесня аланов, вновь начинают движение на запад и снова, на этот раз надолго, приковывают внимание средневековых европейских писателей.

  «Гунны, — писал антиохийский грек Аммиан Марцеллин в 90-х годах IV в. н.э., — вторгнувшись в земли тех аланов, которые сопредельны с грантунгами и обыкновенно называются танаитами, многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе по условиям мирного договора».

Он помещает их на берегах Азовского моря и с достаточной степенью антипатии и брезгливости описывает их внешний облик, быт и некоторые обычаи. По его словам, гунны отличались коренастым сложением, грубым, «чудовищным и страшным» видом. Питаются они кореньями и полусырым мясом, одеваются в шкуры или холщевые рубахи.

«У них никто не занимается хлебопашеством и не касается сохи.

Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь…, гоня перед собой упряжных животных и стада, они пасут их; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми». Гунны — прирожденные всадники, они «приросли к коням», на которых проводят большую часть жизни.

Восточная Европа в III-IV вв. н.э.

  Захватив придонские степи в Приазовье, гуннские орды около 370 г. н.э. бросились на Крымский полуостров. Территория Боспорского царства, его селения и города были разгромлены.

  Полное прекращение жизни на большинстве поселений Боспора, установленное археологическими раскопками последних лет, явное доказательство, что гунны действовали огнем и мечом, сметая все на своем пути.

Уничтожены были не только мелкие города, не сумевшие оказать сопротивления противнику, но и столица царства — Пантикапей. В слоях этого времени на обширных участках города сохранились следы пожарищ и руины.

Гуннское нашествие окончательно подорвало жизненные силы Боспорского царства. Разрушенными оказались и многие другие крупные города Крыма.

  Из Крыма гунны подошли к границам «царства Германариха». Стоявший во главе союза Германарих при столкновении с гуннами погиб.

  Союз, состоявший из многих разноязычных, чуждых друг другу причерноморских племен, распался при первом серьезном столкновении с противником.

Некоторые из племен, входивших в этот союз (преимущественно кочевники), перешли на сторону гуннов, другие были ими покорены или истреблены.

Часть их отступила к западу и здесь, на берегах Днестра, была окончательно разбита гуннскими полчищами. Остатки разгромленных готов и сарматов бежали в пределы Римской империи.

  Захватив степные пространства Северного Причерноморья, гунны некоторое время оставались там, кочуя и собирая дань с уцелевшего после погрома местного населения. Гунны, по-видимому, были в курсе всех политических событий того времени.

Во всяком случае, воспользовавшись тем, что византийский император Феодосии I перевел большие воинские подразделения из азиатских провинций в европейскую часть империи, гунны по Дербентскому проходу ворвались в Закавказье, прошли в Сирию и Малую Азию и разгромили там ряд городов.

«Вот весь восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов, где александровы запоры сдерживают дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летя туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом».

  Одновременно гуннские орды, продолжая продвижение в Европе, вступили в пределы Римской империи. Здесь, на Дунае, они окончательно разбили остатки бежавших готов. Защищая свои границы, Византийская империя усиливала гарнизоны, а также путем подкупов пыталась внести раздоры в среду гуннских вождей.

  В 30-х годах V в. н.э. во главе гуннского объединения встали два вождя — Аттила и Бледа. Существует предположение, что Аттила стоял во главе западных, а Бледа — во главе восточных гуннских племен, кочевавших от нижнего Дуная до Волги.

В 445 г. н.э., убив Бледа, Аттила объединил все племена гуннов под своей властью и в течение 20 лет определял политическую жизнь Европы.

Читайте также:  Отражение агрессий с запада. александр невский - история России

Этот человек вошел в историю цивилизации как образец варовара-завоевателя, жестокого и безжалостного правителя.

  Обосновавшиеся на Дунае в Паннонии гунны удерживали в своей власти причерноморские племена, которые составляли неисчерпаемый военный резерв гуннов и являлись их более или менее надежным тылом.

Именно с населением Причерноморья гунны поддерживали тесные отношения, постепенно растворяясь в массе покоренных степных и лесостепных народов: угров, аланов, готов, славян и др.

О степени ассимиляции гуннов свидетельствует то обстоятельство, что в Европе гуннские памятники до сих пор почти не выделяются среди других, одновременных им. Очевидно, их культура за период пребывания в европейских степях стала близка сармато-аланской.

К собственно гуннским памятникам относятся только несколько обнаруженных в Восточной Европе погребений и кладов, а также появившиеся в Европе в IV в. н.э. деревянные и медные украшения, покрытые золотой фольгой, бронзовые котлы с фигурными ручками, деревянные седла.

  Особенно характерным для гуннов оружием были мощные луки, достигавшие длины 1,65 м и укреплявшиеся на концах костяными пластинками, которые придавали им необычайную для того времени крепость и упругость. Такой лук был у каждого всадника, входившего в гуннскую конницу.

Сталкивавшиеся с гуннами современники постоянно отмечают, что «это кавалерия, вооруженная луками, стрелами и копьями». Их военная тактика была типична для кочевников всех времен, начиная со скифов и кончая татаро-монголами. Они, как правило, не прибегали к рукопашной схватке, а действовали издалека, осыпая противника стрелами и изматывая его.

Так они добивались полного утомления блокированного врага. Они умели заманить противника в засаду и, окружив его, уничтожали.

  Такими же консервативными, как военное дело, были и общественные отношения гуннов, которые, судя по сообщениям византийских писателей, мало изменились со времен Модэ. Это по-прежнему была военно-демократическая держава, мощь которой зависела исключительно от удачных и неудачных грабительских набегов и походов на соседние цивилизованные страны.

  Поэтому смерть Аттилы (453 г. н.э.), талантливого полководца и вождя, немедленно повлекла за собой распад гуннской державы. Это привело к освобождению многих племен, плативших ей дань. В частности, уже к концу V в. н.э.

полностью отложились от гуннов и эмансипировались племена Северного Причерноморья.

Правда, имя гуннов надолго еще сохранилось в сочинениях византийских, сирийских, закавказских авторов в качестве традиционного наименования варваров-кочевников степной полосы Причерноморья.

  Однако вскоре эти племена начинают выступать под своими собственными наименованиями, они сами создают новые большие и малые племенные союзы.

  Возникшие военные объединения и союзы распространяли свою власть на широкую территорию, достигали иногда большого, но эфемерного могущества и столь же быстро распадались после военного поражения, усиления соседнего союза племен или появления новой волны азиатских кочевников.

Ни одно из этих объединений не достигло могущества и значения гуннской конфедерации. Но они полностью сохраняли паразитический характер ее экономики и грабительскую сущность ее политики.

Большинство из них, истощенные экстенсивным кочевым скотоводством, полностью зависящие от ограбления земледельческих народов, были в конце концов разбиты последними и бесследно исчезли с исторической арены.

  Лишь немногие из кочевых народов, вступив в тесное общение с земледельческими племенами, освоили земледелие и смогли интенсифицировать свое хозяйство. Именно эти народы и приняли участие в формировании и дальнейшем развитии европейских народов и их государств, в некоторых случаях сообщив им свое этническое имя.

Источник: http://ruhistor.ru/history_dor_016.html

История края

В 1802 году по императорскому указу от 17 октября 1799 года «О заселении полуденного края Сибири» земли по рекам Ингода, Чита, Улунга (Оленгуй) и Тура были переданы переселенцам, прибывающим и из западных регионов страны.

Объединение с Агинским Бурятским автономным округом 26 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР из Агинского и Улан-Ононского аймаков Бурят-Монгольской АССР был образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ в составе Читинской области.

16 сентября 1958 года, после замены этнонима «бурят-монголы» на «буряты», округ переименован в Агинский Бурятский национальный округ. С 7 октября 1977 года — Агинский Бурятский автономный округ. С 31 марта 1992 года являлся самостоятельным субъектом Российской Федерации.

С 1 марта 2008 года в результате решения на основе референдума народов Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области был образован в Российской Федерации России Забайкальский край, было провозглашено о создании в Российской Федерации новых административно-территориальных образований РФ — Забайкальского края Российской Федерации, и Автономного образования Российской Федерации со своим суверенным статусом — Агинского Бурятского автономного округа.

Предварительная работа по объединению Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области была начата на уровне властей регионов в апреле 2006 года.

Глава администрации Агинского Бурятского АО Баир Жамсуев, Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин, Главы региональных парламентов Анатолий Романов и Даши Дугаров обратились с письмом к Президенту России Владимиру Путину, и 17 ноября 2006 года он поддержал эту инициативу. Референдум об объединении состоялся 11 марта 2007 года.

В 1802 году по императорскому указу от 17 октября 1799 года «О заселении полуденного края Сибири» земли по рекам Ингода, Чита, Улунга (Оленгуй) и Тура были переданы переселенцам, прибывающим и из западных регионов страны.

Объединение с Агинским Бурятским автономным округом 26 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР из Агинского и Улан-Ононского аймаков Бурят-Монгольской АССР был образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ в составе Читинской области.

16 сентября 1958 года, после замены этнонима «бурят-монголы» на «буряты», округ переименован в Агинский Бурятский национальный округ. С 7 октября 1977 года — Агинский Бурятский автономный округ. С 31 марта 1992 года являлся самостоятельным субъектом Российской Федерации.

С 1 марта 2008 года в результате решения на основе референдума народов Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области был образован в Российской Федерации России Забайкальский край, было провозглашено о создании в Российской Федерации новых административно-территориальных образований РФ — Забайкальского края Российской Федерации, и Автономного образования Российской Федерации со своим суверенным статусом — Агинского Бурятского автономного округа.

Предварительная работа по объединению Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области была начата на уровне властей регионов в апреле 2006 года.

Глава администрации Агинского Бурятского АО Баир Жамсуев, Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин, Главы региональных парламентов Анатолий Романов и Даши Дугаров обратились с письмом к Президенту России Владимиру Путину, и 17 ноября 2006 года он поддержал эту инициативу. Референдум об объединении состоялся 11 марта 2007 года.

С 1 марта 2008 года в результате решения на основе референдума народов Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области был образован в Российской Федерации России Забайкальский край, было провозглашено о создании в Российской Федерации новых административно-территориальных образований РФ — Забайкальского края Российской Федерации, и Автономного образования Российской Федерации со своим суверенным статусом — Агинского Бурятского автономного округа.

Источник: http://www.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/about/history/

Рассказ о самых древних предках монголов – о великах гуннах

АРД представляет вашему вниманию  рассказ о самых древних предках монголов – о великах гуннах, образовавших огромные государства ещё до Чингисхана.

Уже в первом тысячелетии до н.э. на территории Центральной и отчасти Северной Азии, в частности в Минусинской котловине и на Алтае, возникают первые кочевые скотоводческие общества.

 Сложение обществ, одновременных гуннам Центральной Азии, происходило в несколько особых условиях.

Возникшее и развивавшееся скотоводство было в сильной степени связано с земледелием, в то время как в монгольских степях гуннское общество в качестве подсобного промысла знало не столько земледелие, сколько охоту.

Уже с глубокой древности наметились две линии общественного развития.

С одной стороны, в провинциях Хэнань и Ганьсу открыта неолитическая культура земледельцев, представленная культурой трипольского типа так называемой Яньшао;  с другой — в степных районах, к северу от Хуанхэ, ей современна микролитоидная культура,  своими корнями уходящая в степную культуру Монголии, Забайкалья и степей Средней Азии.

  В соответствии с этими двумя комплексами в эпоху бронзы также намечаются две линии развития культуры Китая. Так, в Хэнани в Ганьсу развивается культура типа Шан и Инь (1766-1122),  а в степях и за пределами Великой китайской стены складывается культура бронзы, находящая себе аналогии на обширном материале южной Сибири. 

Как бы связывают эти два комплекса культурных явлений ранние формы звериного стиля, прослеженные ещё на пиктограммах Иньской бронзы. С эпохи Чжоу (с 1122 г. до н.э.) выявляются резкие различия в развитии указанных смежных комплексов.

В то время как в Хэнани и Ганьсу один комплекс представлен такими выразительными находками, как ранняя чжоуская бронза так называемого архаического стиля (1122-650 гг. до н.э.), связывающаяся по орнаменту с культурой Яньшао,  в центральноазиатских степях складывается культура с типично карасукскими формами бронзы, в основном происходящая из Ордоса.

  В степях эта культура слагается, видимо, не без воздействия южной Сибири, с её классическими формами звериного стиля. 

В VII в. до н.э. наряду с параллельным развитием двух комплексов культуры, происходящих из осёдлоземледельческих и кочевых обществ, появляются характерные скрещения. Так, из Северного Китая происходит значительная группа вещей, имеющая явный скифский облик.

Пример тому, характерные формы кинжалов с перекрестием в виде опущенных усиков, поясные пряжки с крючком, ножи и кинжалы, украшенные скульптурными изображениями зверей. При этом весь данный комплекс тесно увязывается с предшествующими карасукскими формами.

  Под влиянием карасукской, а затем скифской культуры наблюдается ряд изменений в классической китайской бронзе чжоуского времени. Отмечается появление звериных элементов в геометрической орнаментике архаической и средней бронзы (1122-950 и 950-650 гг. до н.э.), что позволяет выделить соответствующий стиль Хуай (650-200 гг. до н.э.

), из которого вырастает своеобразное искусство Ханьского Китая. Важным фактом является также и то положение, что культура скифского типа проникает в глубь Китая. Так, помимо Ордоса можно отметить пункты в провинции Хубэй (культура Сюаньхуа) и около Пекина (культура Люанбин). 

Это взаимоотношение культур достигает своего наивысшего выражения в памятниках южной Маньчжурии V-III вв. до н.э., они отражают процесс скрещения кочевой и осёдлой культуры. Отметим поселение Муянчэн,  имеющее облик осёдлой земледельческой культуры.

С культурой этого поселения перекликаются несколько более поздние погребения, в Наньшаньли,  сложенные из кирпича, в которых были найдены глиняные модели домов с черепичными крышами.

Этим комплексам соответствуют грунтовые могилы у поселения Муянчэн,  содержащие характерную керамику в виде мисок, сферических круглодонных сосудов, сосудов рюмковидной формы с конусовидным, иногда прорезным поддоном. Особо отметим черешковые костяные и бронзовые стрелы.

Муянчэнские поселения и могилы, равно как погребения в Наньшаньли, характеризуют два варианта хозяйства — осёдлого и кочевого, сосуществующих в это время. Это последнее проявление синкретизма двух хозяйственных укладов. С конца III в. намечаются уже резкие различия в культуре степей и земледельческого Китая.

Прослеженные изменения в культуре Китая и кочевников позволяют несколько иначе рассмотреть известия письменных китайских источников. Северокитайские племена времени легендарных императоров Тан и Юй (2357-2255 гг. до н.э.), а именно шаньчжун, сяньюн и хуньюй, связываются по своему происхождению с Китаем. Последний государь эпохи Ся умер в 1764 г. до н.э.

Читайте также:  История становления и особенности конституций - история России

И вот указывается, что его сын Шуньвэй ушёл в степь и стал кочевником. Уходы в степь «бывших» земледельцев, например, «попечителя земледелия» Гунлю, неоднократны. Эти легенды как бы являются отзвуком реально происходившего процесса отделения первых скотоводов от земледельцев, что соответствует для третьего-второго тысячелетия до н.э.

смене культуры Яньшао и позднего неолита — ранней бронзой степей.  Китайские источники отмечают, что ещё в 1140 г. до н.э. северные племена — кочевники жун и ди представляют дань по названию «хуанфу» и имеют тесные связи с земледельцами.

Эта связь документируется иньскими изображениями зверей в пиктограммах, являющимися своеобразным проявлением «скифского» звериного стиля на китайской почве.

С первого тысячелетия до н.э. после удачных войн государства Чжоу с кочевниками гуаньжунами, у которых тотемами были волки и олени, связь между кочевниками и земледельцами обрывается.

Кочевые племена, обособленные от Китая в течение трёх-четырёх веков, развивают свою кочевую культуру и мало на него влияют.

Этой эпохе — на археологическом языке «карасукской» — соответствует местный китайский стиль, так называемой архаической и средней бронзы конца II до середины I тысячелетия до н.э.

Главнейшие кочевые племена, окружавшие Китай, следующие: в районе Ганьсу — племена гуньчжу, гуаньжун, дивань; в Ордосе икюй и лэуфань, и, наконец, в Маньчжурии дуньху и шаньжун.

О всех этих племенных группах китайцы сообщают: «Каждое (из поколений) было рассеяно по краям горных долин.

Они имели предводителей и старейшин, часто собирались до 100 с лишним (семейств) жунов, но всё не могли соединиться». 

С VI-V вв. до н. э. начинается наступательное движение кочевников на Китай. Среди икюйских жунов было уже 25 «городов», т.е. укрепленных поселений (чэн). Китайская правительница Сюаньтайхэу находится в браке с одним из предводителей жунов.

Эти факты связи жунов с Китаем, продолжающейся до III в. до н.э., и объясняют появление памятников типа Муянчэн и Наньшаньли, и сложение в чжоуской бронзе стиля Хуай. В 307 г. до н.э.

китайский полководец Улян разбивает племена линьху и лэуфань и начинает от Иньшаня строительство «Великой китайской стены».

Так заканчивался первый этап разделения кочевников и земледельцев, тянувшийся тысячелетие, с одной стороны, начинается объединение Китая при династии Цинь (221-206 гг. до н.э.

), с другой — достаточно созревшие классовые отношения у кочевников ведут к созданию их объединения, вначале в рамках военно-демократического строя. Племена жун играют здесь господствующую роль.

С этнонимом последних явно связано и название племенного союза Центральной Азии — «гунны». Ускорило процесс консолидации сил кочевников жунов строительство «Великой китайской стены». 

Следует отметить отдельные находки «гунно-китайского» происхождения, из области Ордос. Здесь для гуннской эпохи характерны предметы искусства, в сильной степени связанные с типами предшествующей эпохи бронзы и так называемой культурой скифского типа.

  Таковыми памятниками, в частности, являются прорезные бляхи, на которых нередко можно встретить изображение людей. Так, например, на одной пряжке изображена сцена проводов: у двухколёсной повозки стоит мужчина, рядом с ним женщина, быть может жена, которая прощается с его собакой.

В скупой на детали сцене выступают характерные черты быта северокитайских кочевников, т.е. южных гуннов; наглядно об этом говорит прежде всего одежда. В ханьский период в искусстве Северного Китая ярко сказывается появление в орнаменте и объёмных изображениях новых сюжетов.

Домашние животные — конь, бык — всё чаще и чаще выступают в орнаментике и украшениях. 

 Скульптурные изображения лошадей, очевидно имеющие ритуальный характер, появляются и в намогильных памятниках. Скульптура заменяет живую лошадь, которую в более ранних погребениях убивали и клали в могилу (например, в кургане Пазырык). 

Звериный стиль гуннов реалистичен. Фантастики почти нет; фантастика и абстрактность в искусстве развиваются в более поздний период и вызваны сложением нового типа социальных отношений.

Искусство северокитайских кочевников оказало сильнейшее влияние на Китай, в котором, в противовес, например, сухому геометрическому орнаменту чжоуской эпохи — в ханьское время.

Здесь возникает, не без влияния кочевников, реалистический стиль, появляются такие сюжеты, как реалистическое изображение животных, рыб, всадников и т.д.

В гуннских могильниках мы встречаем много китайских вещей: зеркала, монеты, ткани, лакированные чашечки и др.. Особенно многочисленны китайские вещи в наиболее богатых могилах.

По некоторым найденным предметам или даже отдельным остаткам крупных предметов вооружения, а также таким вещам, как, например, колесницы, можно восстановить вещи китайского происхождения. Для этого достаточно сравнить вещи из Китая эпохи Хань с вещами, добытыми из ноинулинских курганов.

  Изображение «варваров» (вероятно гуннов) имеется на ханьских резных изображениях в Шаньдуне и других провинциях.  Культурное влияние Китая на кочевников (и обратно) было весьма сильным.  О культурных связях кочевников не только с Китаем, но и с Кореей можно судить по археологическому материалу.

  Концентрация вещей китайского происхождения в наиболее богатых курганах заставляет предполагать общественное значение гуннских шаньюев, которые удерживали в своих руках основную массу не только подарков, но и дани.

Источник: http://asiarussia.ru/articles/17649/

Иволгинское гуннское городище. Достопримечательности — Путеводитель по Бурятии

Археологический памятник эпохи Хунну в Западном Забайкалье. Шире — Иволгинский археологический комплекс, включающий Большое и Малое городища, а также могильник.

На рубеже I в. до н. э. — I в. н. э. — протогород, пограничный форпост, торговый, административный, ремесленный и земледельческий центр на северной окраине империи Хунну.

Остатки дымохода хуннского жилища Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Местонахождение

Археологический комплекс находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в 15 км к юго-западу от центра города Улан-Удэ на левобережье Селенги, на первой надпойменной террасе старицы реки, в 1 км юго-восточнее села Нур-Селение, в 1 км к югу от села Сужа, в 1 км от автомагистрали Р258 «Байкал».

На этом месте находился дом правителя города Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Описание комплекса

Большое городище

Поселение представляло собой мощную крепость квадратной формы размером 340 х 340 м. Площадь укрепления составляла 11,5 га. С внешней стороны стены крепости были «галькобетонные», с внутренней — из толстых деревянных досок. Поселение было укреплено мощным оборонительным поясом, состоящим из четырёх валов, разделённых рвами.

Жители города занимались охотой, рыболовством, скотоводством, земледелием и ремёслами — кузнечным, металлургическим, оружейным, гончарным, косторезным.

Город был густо заселён, дома его обитателей и ремесленные мастерские располагались очень близко друг к другу, образовывая улицы, жилые и производственные кварталы. Поселение имело крестовую планировку.

Мемориальный камень. На камне фрагмент гуннской поясной пряжки в зверином стиле Наран Рабданова, CC BY-SA 3.

Жилые дома (всего раскопано 54 строения) были квадратной формы со сторонами от 3 до 7 метров, с углублением пола в грунт до 1 м, покрывались многослойными двускатными крышами, стены и пол обмазывались глиной.

Вход устраивался в юго-восточном углу южной стены. Жилища обогревались очагом, сооружённым из каменных плит.

Реконструкция печи в хуннском жилище. Кяхтинский краеведческий музей Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Печь находилась напротив входа, в северо-восточном углу.

По северной и западной стенам проходил дымоход, так же сложенный из каменных плит и завершавшийся вытяжной трубой в юго-западном углу. В центре города находился самый большой дом прямоугольной формы размером 15 х 11,5 м.

Строение было полностью наземным из глинобитных стен толщиной более 1 метра. Система отопления и обогрева была такой же, как и в других жилищах. Скорее всего, это был дом правителя крепости.

Поселение просуществовало почти два века и было разорено предположительно в середине I века н. э. в результате военного нападения.

Верхняя часть стелы на автодороге «Байкал» Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Малое городище

Расположено в 100 м к югу от Большого городища. Представляет собой обвалованный трапециевидный участок, с шириной валов в 6—8 м. Длина южного вала — 94 м, западного — 142 м, северного — 15 м. Культурных слоёв в городище не обнаружено, предполагается использование этой территории в качестве загона для скота.

Хуннская керамика в Кяхтинском краеведческом музее Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Могильник

Расположен в 0,8 км к северо-востоку от Большого городища у реки Иволги. Составляет с городищем единый комплекс. На площади в 8000 м² обнаружены 216 могил с останками 244 человек.

История исследования

Иволгинское городище издавна известно местному бурятскому населению как бур. Хяатад газар — «китайское место».

Впервые было описано в 1927 году В. В. Поповым совместно с В. П. Дуненко и А. Ф. Кобылкиным. В 1928—1929 годах Г. П. Сосновский исследовал три жилища, представляющих собой полуземлянки, и в 1934 году опубликовал описание и план городища.

В 1949 году в составе Бурят-Монгольской археологической экспедиции был организован Иволгинский отряд, который в 1949—1950 годах произвёл 18 раскопов. Были найдены железоплавильная мастерская, 22 жилища и большое наземное здание.

Археологические раскопки 2017 г. Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

В 1955 году экспедиция Ленинградского университета под руководством А. В. Давыдовой в 800 метрах к северо-востоку от городища обнаружила могильник. Было раскопано 216 могил.

В 1973—1974 годах под руководством Е. А. Хамзиной проводилась сплошная паспортизация памятников, — Иволгинский комплекс был поставлен на государственный учёт.

В глину хунну добавляли мелкие камушки. Археологические раскопки 2017 г. Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

По состоянию на 2012 год городище исследовано приблизительно на треть.

В июне 2017 г.археологические раскопки возобновились. Они прошли под руководством Николая Крадина, члена-корреспондента РАН, заведующего Центром политической антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), автора книги «Империя Хунну».

В раскопках участвовали ученые Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), археолог из Монголии, студенты исторического факультета Бурятского гос. университета, исследователи из США, Швеции и Южной Кореи.

Студент исторического факультета БГУ Артур Намсараев и девушка-археолог из Южной Кореи. Археологические раскопки 2017 г. Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Археологи раскопали несколько жилищ городища — северного форпоста Хуннской империи.

Весь найденный материал будет подвергнут тщательному анализу с помощью современных технологий, которые не были доступны предшественникам Николая Крадина.

Например, археологам Ленинградского госуниверситета под руководством Антонины Давыдовой, начавшим исследовать городище в 1955 году.

Современное состояние

Иволгинское городище представляет собой поле размером 348 м с севера на юг и 194—216 м с запада на восток. С восточной стороны примерно треть памятника уничтожена в результате подмыва рекой Селенгой. На южных границах городища, в окрестностях горы Тологой, находится несколько сакральных мест, где проводят обряды шаманы и буддийские ламы. На северном склоне горы высится субурган.

Останки костей животных. Археологические раскопки 2017 г. Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.

В 2011 году на международной конференции городов Всемирного наследия Евразии в Стамбуле президент Гуннского фонда Олег Булутов представил общественности проект реконструкции гуннской крепости.

Крепость планируется воссоздать в натуральную величину поблизости с Иволгинским городищем. Проект поддержан властями Улан-Удэ. Представители Гуннского фонда и археологи Бурятии готовят проект включения городища в список участков Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Иволгинское городище. Вид с горы Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Власти Улан-Удэ планируют территорию Иволгинского городища включить в границы столицы Бурятии и благодаря этому состарить город на две тысячи лет.

В 2011 году, в начале сентября, мэрия Улан-Удэ провела День древнего города. Под открытым небом, в центре столицы Бурятии, артисты Бурятского театра оперы и балета представили оперу Джузеппе Верди «Аттила», а дизайнеры этнической одежды устроили показ гуннской коллекции.

Улица Гуннская Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

С 2005 года каждое лето поблизости с городищем, на берегу Селенги, Гуннский фонд проводит межрегиональный фестиваль гуннской культуры.

Источник: https://buryatia.drugiegoroda.ru/attractions/31639-ivolginskoe-gunnskoe-gorodishhe/

Ссылка на основную публикацию