Государственные реформы ивана грозного — история России

Реформы Ивана Грозного. Дудкина Л.В. История государства и права России

Государственные реформы Ивана Грозного - история России

  • Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
  • Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  • Источники права древнерусского государства
  • Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси
  • Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти
  • Общая характеристика Русской Правды
  • Судебный процесс по Русской Правде
  • Преступление и наказание по Русской Правде
  • Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
  • Влияние монголотатарского вторжения на развитие государственной и правовой системы Руси
  • Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  • Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
  • Государственный строй в период образования русского централизованного государства
  • Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления
  • Общая характеристика Псковской Судной Грамоты, ее система, источники
  • Вещное, обязательственное и наследственное право по Псковской Судной Грамоте
  • Уголовное право по Псковской Судной Грамоте
  • Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  • Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  • Судебный процесс русского централизованного государства
  • Система жалованных грамот Великого московского князя
  • Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории
  • Органы суда по судебникам 1497 г., 1550 г.
  • Система губных учреждений
  • Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное право
  • Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты
  • Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью
  • Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
  • Реформы Ивана Грозного
  • Причины и этапы закрепощения крестьян
  • Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г.
  • Формы землевладения по Соборному Уложению 1649 г.
  • Публичное и уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • История кодификации в России
  • Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности
  • Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
  • Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г.
  • Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
  • Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII в.
  • Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в
  • Судебная система и полицейские органы в XVIII в.
  • Военная реформа Петра I
  • Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Правовое положение Польши в составе Российской империи. Украинская автономия в XVII–XVIII вв
  • Гражданское право по своду законов 1833 г.
  • Фискалы и прокуроры в конце XVIII-первой половине XIX вв
  • Предпосылки буржуазных реформ XIX в
  • Крестьянская реформа 1861 г.
  • Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г.
  • Учреждение судебных установлений 1864 г.
  • Устав уголовного судопроизводства 1864 г.
  • Порядок формирования государственной Думы (1905–1907 гг.)
  • Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г.
  • Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)
  • Столыпинская аграрная реформа
  • Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени
  • Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г.
  • Двоевластие 1917 г.
  • Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг
  • Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование
  • Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг
  • Cоциалистическое право: его источники и особенности
  • Декларация прав народов России
  • Учредительное собрание. III съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов
  • Общая характеристика конституции РСФСР 1918 г.
  • Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг
  • Cоветская судебная система 1917–1918 гг
  • Законодательство периода Военного коммунизма и гражданской войны
  • Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг
  • Кодекс законов о труде 1918 г.
  • Руководящие начала по уголовному праву 1919 г.
  • Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг
  • Общая характеристика новой экономической политики
  • Судебная реформа 1922 г.
  • Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
  • Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.
  • Положение о государственных промышленных трестах
  • Правоохранительные органы в период НЭПа
  • Конституция СССР 1924 г.
  • Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью
  • Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг
  • Конституция СССР 1936 г.
  • Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г.
  • Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны
  • Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г.
  • Гражданский и уголовный кодексы РСФСР 1964 г.
  • Конституция СССР 1977 г.
  • Период становления государственности Российской Федерации (1986–1993 гг.)
  • Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления.

В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С ϶ᴛᴏго момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало исключительно формальностью к уже значительно возросшей власти государя.

Важно заметить, что одновременно власть царя все же ограничивается Боярской думой.

Иван IV ввел особую систему террора – опричнину.

Появился новый высший орган власти (1549 г.) – Земский собор. Это были представительные органы, в кᴏᴛᴏᴩые входила:

  1. верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;
  2. нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на кᴏᴛᴏᴩых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция данных приказов была аналогичной управлениям.

Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением ϶ᴛᴏго органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение кᴏᴛᴏᴩых связано с еще одной заслугой Ивана IV – присоединением Казани и Сибири.
Стоит отметить, что особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы.

Не стоит забывать, что важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии. Отметим, что теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие).

Стоит сказать, для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ.

Казачьи войска управлялись Казачьим приказом.

В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия. Был сформирован центральный полицейский орган – Разбойный приказ. В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые – вопросами управления уезда, последние – вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

Земские и губные учреждения были выборными. Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как ϶ᴛᴏ было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, кᴏᴛᴏᴩые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4213/182531/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE.html

Реформы Ивана Грозного

В 30 — 40-е гᴦ. XVI в.

Развития Московского государства

Особенности политического

Россия при Иване IV Грозном

1. Особенности политического развития Московского государства в 30-40-е годы XVI в.

2. Реформы Ивана Грозного;

3.Внешняя политика России в период правления Ивана Грозного

4. Опричнина на Руси

5. Кризис Российской государственности в конце XVI в.

В 1533 ᴦ. умер Василий III. На престол вступил 3-лет­ний Иван IV. При наличии политического единства в стра­не отсутствовало единство экономическое, что было причи­ной непрочности политического единства и относительной слабости центральной власти.

С 1533 по 1538 ᴦ. регентшей при малолетнем Иване была его мать, вторая жена Василия III, княгиня Елена Глин­ская. Ей вместе с фаворитом И.Ф.

Овчиной-Телœепневым-Оболенским удалось отвратить всœе попытки отдельных круп­ных феодалов захватить престол. Главным политическим мероприятием правительства Елены Глинской была монет­ная реформа.

В государстве устанавливалась единая монет­ная система на базе «новгородки-копейки», что способ­ствовало укреплению государственного единства.

В 1538 ᴦ. умерла Е. Глинская. Бытовало мнение, что ее отравили. Между боярскими группировками началась борьба за власть при 8-летнем Иване Васильевиче.

Перед страной открывался путь к установлению сильно­го правления боярской олигархии, способной противосто­ять самодержавию, не допустить возрождения деспотизма.

Боярское правление, однако, продолжалось лишь до 1547 ᴦ. и ввергло страну в глубокий кризис. Между бояр­скими группировками Шуйских и Бельских постоянно про­исходила борьба за власть.

Никаких преимуществ такого правления для народа заметно не было.

Внутренние неурядицы происходили на фоне сложной международной обстановки — угрозы со сто­роны Крыма и Казани, в которой опять в связи с малолет­ством Ивана IV и слабостью самодержавной власти возоб­ладали антирусские настроения.

Кризис боярского правления наступил в 1547 ᴦ. Иван IV венчалсяна царство, приняв из рук митрополита Макария Шапку Мономаха, и получил титул царя.

Реформы 40—50-х гᴦ. XVI в.были направлены:

1) на укрепление централизованного государства и са­модержавной власти царя;

2) на укрепление войска для решения задач по расшире­нию границ;

3) на укрепление компромисса между разными слоями феодалов.

* В сфере центрального государственного управленияважнейшими органами стали ʼʼприказыʼʼ, заменившие со­бой ʼʼизбыʼʼ. Создавались они по отраслевому принципу (Посольский — иностранные дела, Разрядный — военное управление и т. д.). Как пережиток сохранялись террито­риальные приказы(приказ Казанского дворца управлял По­волжьем).

Для решения важнейших вопросов в жизни страны созы­вались Земские соборы,состоявшие из бояр (Боярская дума), высших иерархов русской церкви и выборных представите­лей от разных сословий: дворян, посада и черносошных, т. е. некрепостных крестьян.

Соборы должны были помогать царю в решении важнейших вопросов: новые законы, налоги, вой­на, мир.

Дважды, в 1598 (Б.Годунов) и 1613 М.Романов) гᴦ., решался вопрос на Соборах об избрании царя на престол. Роль Земского собора всистеме власти была противоречива.

С одной стороны, они помогали царю управлять страной, с другой — ограничивали царскую власть. Но обойтись без поддержки бояр и иных сословий в то время она еще не могла.

В результате в серединœе XVI в. в России сложился но­вый политический строй — сословно-представительная мо­нархия. В Европе можно найти аналоги Земским соборам (и Англии — парламент, во Франции — Генеральные шта­ты, в Польше — сейм, в Испании — кортесы).

В 1550 ᴦ. Земский собор принял новый Судебник Ивана IV,направленный на упрочение центральной власти, ограни­чение всœевластия кормленщиков на местах и сужение рос­та церковного землевладения.

Ущемление прав крестьян былопо сравнению с Судебником 1497 ᴦ. единственное — сумма выплачиваемого помещику ʼʼпожилогоʼʼ при ʼʼотхо­деʼʼ увеличивалась до 1,5 рублей. В 1549 ᴦ. образовалось правительство Избранной радыво главе с дворянином А.

Адашевым и попом Сильвестром, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стало проводить реформы.

Первой из них была военная реформа.Возникшая в XVв. поместная системаокончательно сложилась к сере­динœе XVI в., когда она была закреплена законодательно указами Ивана IV.

В 1550 ᴦ. 1071человек ʼʼдетей боярскихʼʼ, ʼʼлучшихʼʼ слуг былоʼʼиспомещеноʼʼ вокруг Москвы на расстоянии 60—70 км от нее. ʼʼИзбранная тысячаʼʼ московских дворян составила основные командные кадры и была высшим разрядом дворянства в отличие от ʼʼгородовыхʼʼ дворян, т. е. дворян, владеющих поместьями вдали от Москвы.

В 1555 ᴦ. было издано Уложение о службе,ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ уравнило вотчины и поместья, объявило военную службу вот­чинников и дворян обязательной и наследственной, определило их служебные обязанности исходя из размеров земельных владений. За службу давался земельный на­дел размером от 150до 3000га.

Кроме земельного надела исходя из разряда давалось жалованье — от 4 до 1200 рублей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получали или при выступлении в поход, или через два года на третий. С каждых 50 га доброй земли должен был выступить в поход один воин ʼʼна коне и в доспехе полномʼʼ, а в дальний поход —-ʼʼо дву коньʼʼ.

Кто выводил воинов сверх ʼʼповерстанныхʼʼ, тому увеличивалось денежное жалованье.

Поместье переходило от отца к сыну. До 15-летнего возраста дворянин числился ʼʼнедорослемʼʼ. Когда ему исполнялось 15 лет, его записывали в ʼʼдесятнюʼʼ (служилый список), и он становился ʼʼновикомʼʼ.

Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры, уточнявшие ʼʼдесятнюʼʼ, которая была организационно-административной единицей, объединявшей дворян, приписанных к одному городу.

Реально такая конница в военное время могла выставить 20—25 тыс. человек.

Второй составной частью русского войска была пехота͵ организации и вооружению которой Иван IV уделил особое внимание. В 1550 ᴦ. был организован отряд численностью I 3 тыс.

человек ʼʼвыборных стрельцов из пищалейʼʼ, состоящий из шести ʼʼстатейʼʼ, по 500 стрельцов в каждой ʼʼстатьеʼʼ. Каждая ʼʼстатьяʼʼ делилась на сотни. Головами (командирами) были у них ʼʼдети боярскиеʼʼ.

Стрельцы содержались не только во время войны, но и в мирное время. Οʜᴎ были одинаково вооружены и обмундированы.

Это было начало организации постоянного русского войска. Стрельцы набирались из ʼʼвольныхʼʼ людей, за службу получали жалованье и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, имели землю, занимались торговлей и ремеслом; на вооружении имели пищаль, бердыш и саблю. Οʜᴎ обучались строю и стрельбе из пищали.

Третьей составной частью русского войска был ʼʼнарядʼʼ (артиллерия), выделœенный Иваном IV в самостоятельный род войск.

В русской артиллерии насчитывалось до 2000 орудий, для обслуживания которых имелись квалифицированные кадры пушкарей, набиравшихся из тех лее слоев населœения и на тех лее основаниях, что и стрельцы.

С ними тоже регулярно проводились учения, зачастую совместно со стрельцами, где отрабатывалось взаимодействие.

При этом самым массовым родом войска оставалось народное ополчение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в тяжелые минуты всœегда спасало Русь своими телами. Применение в боях стрельцов и ʼʼнарядаʼʼ как частей, имевших стройную организацию и систематически обучавшихся военному делу, давало русскому войску в столкновениях с врагом перевес, что решило судьбу многих сражений второй половины XVI в.

Но всœе прогрессивные начинания в военном делœе сводило на нет «местничество», показавшее себя в неудачных походах на Казань в 1547—1550 гᴦ.

Оно состояло в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась прежде всœего их ʼʼпородаʼʼ — происхождение, а не личные заслуги.

Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — начальствования, равенства, подчинœения, — что и их предки.

Целям укрепления государственной власти должна была служить и реформа церкви. Иван IV желал получить благословение церкви на реформы и в то же время подчи­нить ее своей власти.

Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе (сборник принятых на нем решений включал в себя сто глав — «Стоглав»). Собор должен был обсудить меры по укреплению дисциплины среди духо­венства, провести унификацию обрядов, решить пробле­му церковного землевладения и привилегий церкви. На Соборе присутствовали помимо духовенства царь, князья и бояре.

Были унифицированы обряды: введено под страхом ана­фемы двуперстное крестное знамение. Был ограничен произвол как высших иерархов церкви в делœе продажи церковных должностей, взяточничества по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Монастырское землевладение было ограниче­но.

В 1553 ᴦ. обнаружился кризис компромиссной полити­ки по отношению к боярству, внушаемой Ивану IV Избран­ной радой. Иван IV заболел, был при смерти. Большинство бояр присягнуло его сыну, младенцу Ивану Ивановичу.

Но многие — князю Старицкому, что свидетельствовало о слож­ности политического положения в стране. Выздоровев, Иван IV в 1555—1556 гᴦ. провел реформу местного управле­ния.

Власть из рук бояр-кормленщиков, действия которых вызывали большое возмущение, была передана местному на­селœению — дворянам, посаду и черносошным крестьянам, из среды которых в городах и волостях выбирались цело­вальники и старосты, ставшие ʼʼчиноначальными людьмиʼʼ государства.

Позиции крупных феодалов ослабли, а царская власть расширила свою социальную базу. Деньги, шедшие раньше кормленщикам, теперь брало государство в качестве налога, из поступлений которого теперь платили заработную плату служилым людям.

Реформы 1550-х гᴦ. XVI в. укрепили Русское государ­ство.

  • — Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г.

    Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. XVI в. составили первый период царствования Ивана IV Грозного, |проведенные под влиянием членов Избранной Рады. В 1550 г. создано постоянное стрелецкое войско из 3 тыс. человек, которые составляли личную охрану царя. К концу ХVI в. в постоянном… [читать подробнее].

  • — Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного

    После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского — выходца из Литвы. При Елене Глинской (1533–1538) был проведен ряд реформ и мероприятий, способствовавших… [читать подробнее].

  • — Реформы и контрреформы Ивана Грозного

    Иван 3 и создание русского централизованного государства Централизованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части… [читать подробнее].

  • — Контрреформы Ивана Грозного

    Реформы Ивана Грозного 1. с 1549г. стали созываться Земские соборы — сословно-представительные учреждения. В них участвовали члены освященного собора, боярской думы, «Государева двора», выборные от провинциального дворянства и верхушки горожан. Принимались многие важные… [читать подробнее].

  • — Реформы Ивана Грозного

    Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений,… [читать подробнее].

  • — Губная и земская реформы Ивана Грозного.

    Реформы центрального управления. Судебник Ивана Грозного. Великий Новгород в XIV—XV вв. XIII-XV вв. — время расцвета Новгорода. По меркам того времени это был крупный город с населением 25-30 тысяч, сопоставимый с Любеком,… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/258921_reformy_ivana_groznogo

    Реформы Ивана Грозного

    Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления.

    В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало лишь формальностью к уже значительно возросшей власти государя.

    Одновременно власть царя все же ограничивается Боярской думой.

    Иван IV ввел особую систему террора – опричнину.

    Появился новый высший орган власти (1549 г.) – Земский собор. Это были представительные органы, в которые входила:

    1. верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;
    2. нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

    Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

    Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

    Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

    Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной управлениям.

    Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

    Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV – присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы.

    Важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии. Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие).

    Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ.

    Казачьи войска управлялись Казачьим приказом.

    В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

    Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия. Был сформирован центральный полицейский орган – Разбойный приказ. В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

    Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые – вопросами управления уезда, последние – вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

    Земские и губные учреждения были выборными. Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

    Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

    Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=37947

    Geum.ru

    < Предыдущая
    Оглавление
    Следующая >

    Ошибочно отождесталять политическое объединение земель с централизацией. При известной взаимосвязи эти явления разные.

    Последнее предполагает наличие общегосударственного законодательства и единых юридических норм, действующих во всех уголках страны; существование институтов и властных структур, построенных на принципиально иных, централизующих началах, со строгой иерархией, подчинением, контролем, зависимостью от самодержца; стирание региональных различий.

    https://www.youtube.com/watch?v=ybHUZJQKWzI

    Следует иметь в виду, что возможны разные модели централизации и способы ее достижения. В истории за каждой моделью, вариантом исторического развития стоят различные социальные слои и группы, заинтересованные в реализации своих замыслов.

    На практике это означает, что происходит борьба, столкновение моделей развития. В конечном итоге одна из моделей берет вверх, превращается из возможности в действительность, в историю.

    В XVI столетия процессы централизации были связаны с деятельностью Избранной рады.

    16 января 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство. Принятие великим князем царского титула оформляло идею о высоком происхождении московских великих государей, наследников и преемников власти кесарей-императоров.

    Царский сан поднимал Ивана над всеми подданными, в том числе и над боярами-княжатами, потомками суверенных государей, повышал престиж самодержавной власти в России и за ее пределами.

    Вся богословская литература, пришедшая из Византии, учила «чтить царя», как Бога: венчание на царство придавало власти государя священный характер.

    Отныне главной задачей московского государя была охрана православия и забота о православных — утверждение на земле истинной Правды. Свое высокое предназначение Иван IV усвоил необычайно быстро. В дальнейшем эта мысль послужила оправданием нравственно-религиозной правоты всех поступков, которые творил царь.

    Нетрудно заметить, что позднейшая трактовка «истинного христианского самодержавства» как власти ничем неограниченной — не просто плод умственных упражнений грозного царя.

    Такой взгляд естественно вытекал из формировавшейся государственной доктрины и самодержавной практики, в том числе венчания на царство в 1547 г.

    По чину, который составил митрополит Макарий, Иван Васильевич венчался «шапкою Мономаха» и стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Новый титул ставил Ивана Васильевича выше правителей соседних государств — шведского и польского королей.

    Таким образом, в самом акте венчания отразилось стремление Москвы изменить свое место в сложившейся европейской системе, выйти на новый уровень международных отношений.

    Существенно и то, что в сознании русских людей Иван IV наследовал власть золотоордынских правителей, издавна называвшихся на Руси царями.

    Летом 1547 г. в столице вспыхнуло восстание. Поводом для него послужил катастрофический по своим последствиям пожар, во время которого сгорело около 25 тыс. дворов. Отчаяние, давно копившееся недовольство, потребность найти виновного — все это искало выхода. 29 июня восставшие пришли в подмосковное село Воробьево, где находился царь.

    Они потребовали выдать на расправу всех Глинских, упрекая Ивана в том, что он «не учини им в том (пожаре) опалы». Вид разгневанных москвичей привел Ивана в ужас. Позднее он признавался, что «внеде страх в душу мою и трепет в кости моя». Обещаниями и уговорами царю и его окружению удалось сбить накал выступления.

    Но грозные события лета еще раз напомнили о необходимости перемен.

    В конце 1540-х гг. в окружении Ивана IV сложился кружок единомышленников, который вошел в историю под названием Избранной рады. Поскольку отдельные члены кружка входили в состав Боярской думы и возглавляли приказы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно назвать правительственным.

    В состав Избранной рады входили как представители высшей аристократии, так и люди незнатные. Влиятельным членом Избранной рады стал Алексей Федорович Адашев. Человек неродовитый, выходец из костромских вотчинников, он возвысился благодаря собственным дарованиям и тому авторитету, который снискал у молодого царя.

    Видную роль играл и руководитель Посольского приказа думный дьяк Иван Висковатый. Большое влияние на царя имел его духовник, священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Сила Сильвестра была в нравственном влиянии на монарха. Он, несомненно, сдерживал «неистовый нрав» Ивана IV, напоминая об ответственности за совершаемые грехи.

    Поддерживал наметившийся правительственный курс и митрополит Макарий.

    Реформы, к которым приступила Избранная рада, касались в первую очередь управления и суда. Здесь более всего ощущались недостатки и последствия боярского правления. В 1549 г.

    молодой царь, собрав представителей от различных областей своего царства, обличал неправды и злоупотребления боярского правления.

    Царь объявил, что отныне сам будет «судьею и обороною» для всех, бояре, в свою очередь, покаялись, обещали «служити ему государю… вправду, безо всякая хитрости».

    Современники назвали это совещание Собором примирения. Историки рассматривают его как первый Земский собор — высший представительный орган при царе, на котором он мог услышать чаяния разных слоев населения и заручиться их поддержкой в своих начинаниях.

    Выполняя решения Земского собора, правительство в 1550 г. принимает новый Судебник, который устанавливал процессуальные, уголовные и некоторые гражданские нормы права. Отличительной чертой Судебника было стремление улучшить отправление правосудия. Старая система управления и суда в лице наместников сохранялась, но с существенными поправками.

    Они сводились к ограничению власти наместников и волостелей и контролю за их деятельностью со стороны центральной власти и представителей местного населения — «лучших людей». Это были старосты и целовальники (выборные от посадских людей и черносошных крестьян Севера).

    Устанавливаются единые и общеизвестные размеры судебных пошлин и наместнических «кормов». Взяточничество получило не только формальное осуждение — за него назначалось наказание. Поле для произвола и беззакония наместников и их окружения сужалось. Урезаны были многие судебные и податные льготы монастырей.

    Подтверждался запрет холопить или принимать в добровольное холопство дворян. Это было сделано в интересах службы — дела общегосударственного.

    Не обошли составители крестьянский вопрос. Право на переход в Юрьев день оставалось за земледельцем. Однако сам «выход» был несколько затруднен увеличением размера пожилого и требованием уплаты повоза.

    Хотя Судебник охватывал своими статьями далеко не все отрасли права, его значение огромно. Впервые было не только создано, но стало действующим законодательство общегосударственного масштаба. Централизующееся государство нашло в Судебнике правовую базу; получив же ее, государство увереннее двинулось в избранном направлении.

    Но нельзя не видеть крепостническое содержание Судебника. Феодала в нем называли по аналогии с холопьим правом «государем» крестьянина. Факт знаменательный: в правосознании происходило сближение положения бесправного холопа с крестьянином.

    Статьи Судебника предопределяли близкое будущее русского крестьянина — превращение его в крепостного.

    Очень скоро отдельные статьи Судебника утратили свою силу. Случилось это в середине 1550-х гг., когда правительство отказалось от института кормления. Наместническая система уже не coответствовала централизованному управлению, попытки реформировать ее в Судебнике 1550 г. к успеху не привели — оставалось только упразднить ее.

    В 1550-е гг. была продолжена губная реформа. Она предусматривала передачу дел по тяжким уголовным преступлениям из рук наместников выборным представителям местного дворянства — губным старостам. Важной задачей местной администрации стал сбор налогов.

    С упразднением наместников и волостелей в ходе земской реформы эти функции были возложены на земские органы (земские избы, земские старосты), которые, в противоположность правительственным органам, были созданы «от земли».

    Так утвердились два типа институтов самоуправления, которые сменили наместни-власть ощущала потребность в сотрудничестве с местными сословными организациями, призванными восполнить слабость центральных органов управления.

    В структуре реформ Избранной рады реформа самоуправления была одной из ключевых. Во-первых, с отменой кормлений, доступных ранее людям родовитым, служилые люди получали только один вид вознаграждения — государево земельное и денежное жалованье.

    Теперь различные категории господствующего класса как бы уравнивались в видах пожалования. Это способствовало социальному упрочению класса феодалов и укреплению царской власти.

    Во-вторых, произошло своеобразное перераспределение власти в пользу центрального управления, роль и значение которого возросли.

    В годы реформ складывается система приказов — органов центральной исполнительной власти. Посольский приказ ведал внешними сношениями. Разрядный приказ — поместным войском, обороной страны, через него проходили разнообразные служебные назначения.

    Поместный приказ занимался землевладением, наделением служилых людей поместьями. В ведении Большого прихода находились некоторые виды налогов. Ямской приказ был организован для содержания и руководства ямской гоньбы — государственной «почтовой службы», отсутствие которой могло парализовать деятельность правительства.

    Судом над «лихими людьми», совершившими уголовные преступления, занимались в Разбойном приказе. Ему же подчинялись губные старосты. Стрелецкий приказ ведал стрельцами. Посадский люд столицы судился в Земском приказе.

    Алексей Адашев возглавил Челобитный приказ (Челобитенный приказ), куда приходили все те, кто не мог добиться «правды» в общении с наместниками, кто пострадал от произвола «сильных людей».

    Приказы росли по мере надобности. После завоевания Казанского и Астраханского ханств появился Казанский приказ. Он управлял присоединенными территориями, причем с подчинением Сибирского ханства его компетенция распространилась на Западную Сибирь.

    В сравнении с прежним архаичным способом управления более функциональные и централизованные приказы, сочетавшие территориальный и отраслевой принципы, были огромным шагом вперед.

    Не случайно именно приказы стали ядром государственно-административной системы управления.

    Правительство уделяло большое внимание вооруженным силам. Было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Уложением о службе (1556 г.

    ) устанавливался единый порядок военной службы, основой которой выступало дворянское земле аладение. Отныне каждый дворянин с первых 150 десятин земли являлся на службу сам, с остальной земли приводил вооруженных слуг.

    Эти меры повысили боеспособность и численность русского поместного войска.

    Реформа службы завершила процесс формирования поместной системы. Она повлекла за собой столь коренные изменения в поземельных отношениях, что некоторые исследователи даже заговорили о подлинном аграрном перевороте. Его следствием стало быстрое исчезновение свободного черносошного землевладения в центральных уездах и распространение условного землевладения.

    С осуществлением поместно-служилой реформы возрастала численность служилого сословия. Последнее не только привело к важным переменам в составе и структуре правящего сословия (росла численность его низших слоев, преимущественно провинциального дворянства), но и изменило характер взаимоотношений с крестьянством.

    Именно помещики выступили силой, более всего заинтересованной в закрепощении земледельца.

    Наконец, поместная система дала возможность создать оптимальный и экономичный тип военного устройства, соответствующий относительно скромным хозяйственным возможностям страны.

    Избранная рада увеличила доходы казны, проведя реформы налоговую и податную. Важную статью дохода составляли прямые налоги. Для полноты их учета было организовано описание земель.

    За единицу поземельного налога брали большую соху, размеры которой колебались в зависимости от качества земли и ее принадлежности. Самые тяжелые подати приходились на черносошных крестьян.

    Меньше всего платили частновладельческие крестьяне —

    175

    имелось в виду, что они еще содержат помещиков и вотчинников, составляющих основу войска. Смысл нового обложения сводился к тому, чтобы получать как можно больше доходов, не разоряя при этом тяглецов и не давая им пребывать «в легости».

    Произошли перемены и в церкви. В 1551 г. был созван собор, призванный преодолеть многочисленные отступления от благочиния. Собору представили список недостатков и непорядков в жизни церкви и прихожан. Принятый сборник соборных установлений (изложен в 100 главах) — Стоглав — укреплял дисциплину, унифицировал обряды, поднимал роль церкви в повседневной жизни.

    Подтверждались важнейшие привилегии церкви: неотчуждаемость земельных владений, особая юрисдикция для духовенства и церковных людей. С именем Макария связана канонизация святых в конце 1540-х гг.

    Этой мерой подчеркивалось значение Руси- единственного православного царства, сумевшего сохранить и приумножить благочестие, прибавить к общехристианским святым своих святителей и подвижников.

    Один из важных итогов реформ — становление сословно-представительной монархии. Масштабные задачи, с которыми сталкивался монарх при относительной слабости еще формирующегося аппарата управления, побуждали его искать опору в сословиях и их представительных органах.

    В Русском государстве ими стали Земские соборы.

    Самодержавная власть отводила соборам преимущественно совещательную функцию, но при этом спешила заручиться поддержкой и согласием сословий в вопросах внутренней и внешней политики, что было важным условием достижения целей.

    Характерно, что Земские соборы отражали социальную структуру русского общества, место и роль каждого из сословий и социальных групп. Власти прислушивались к голосу служилых людей, купечества и посада, которые со временем стали направлять на соборы своих выборных. Крестьянство и холопы не были представлены в этих органах.

    Большое значение приобрели органы местного самоуправления. Опираясь на них, центральная власть собирала налоги и поддерживала правопорядок.

    По сути земские и губные избы в условиях, когда центр не имел ни средств, ни приказных людей для организации разветвленной администрации в городах и уездах, являлись своеобразным продолжением государственного аппарата на местах.

    Власть таким образом вырастала не только сверху, но и снизу, при участии «земли», что отвечало общинным и земским традициям русского общества.

    Реформы Избранной рады продвинули страну по пути централизации, расширили возможности власти для решения общегосударственных задач. Но полученные результаты не были гарантией того, что предложенная модель развития утвердится в обществе.

    < Предыдущая
    Оглавление
    Следующая >

    Источник: http://geum.ru/kurs/reformy_ivana_groznogo.php

    Ссылка на основную публикацию