Государственно-социальная система России в конце xix века — история России

Презентация на тему «Россия в конце 19 века»

Государственно-социальная система России в конце XIX века - история России

  • Скачать презентацию (0.88 Мб)
  • 98 загрузок
  • 2.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему «Россия в конце 19 века» создана для подробного изучения времени правления в России царя Александра III – личности самого правителя, выдающихся политических деятелей, сути и результатов проведенных реформ. Кроме прямого знакомства с фактами, в ходе работы с пособием продолжится формирование навыков учащихся самостоятельно составлять характеристику исторических личностей с ценностным отношением к их нравственным качествам.

Краткое содержание

  1. Цели урока
  2. План изучения материала
  3. Первая всеобщая перепись населения России
  4. Русская деревня
  5. Александр III
  6. Укрепление положения дворянства
  7. Политика в области просвещения и печати
  8. Крестьянский вопрос
  9. Рабочее законодательство
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов15
  • АвторБортникова Т.И.
  • Аудитория
  • Словаистория история россии 19 век
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1
    • История России 10 класс
    • Учитель истории МОУ СОШ №1
    • г.о. Звенигород Бортникова Т.И.
  • Слайд 2
    • сформировать представление о личности Александра III;
    • показать роль К.П.Победоносцева в формировании политической программы;
    • показать, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предшествующего царствования.
    • развивать навыки составления характеристики исторического деятеля.
    • продолжать формирование ценностного отношения учащихся к нравственным качествам выдающихся государственных деятелей.
  • Слайд 3
    1. Первая всеобщая перепись населения России.
    2. Русская деревня.
    3. Александр III
    4. Контрреформы Александра III
    5. Внешняя политика России в конце XIX века
  • Слайд 4
    • Численность населения -126 млн. человек. 69,5% исповедовали православие.
    • Рост численности городского населения . Доля городского населения — 11, 9%
    • Города-миллионники: Санкт-Петербург, Москва.
  • Слайд 5
    • Быстрый прирост населения
    • Последствия: в Нечерноземье положение крестьян медленно, но улучшалось, в Чернозёмной полосе резкое измельчение наделов заставляло арендовать землю у помещиков.
    • Мировой сельскохозяйственный кризис. Снижение цен на зерно. Рост арендной цены на землю.
    • Обнищание деревни.
    • Земельные переделы.
    • Положительные изменения в сельском хозяйстве.
  • Слайд 6
    • Вступил на престол 2 марта 1881 года, после убийства отца. 8 марта 1881 года провёл заседание Комитета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий. На заседании с резкой критикой предположений Лорис-Меликова выступили обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев и глава Государственного Совета граф Сергей Строганов.
    • Семья императора Александра III.1888. Фотограф С.Л. Левицкий
  • Слайд 7
    • Победоносцев Константин Петрович
    • После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. «Нация ожидает твёрдого и авторитетного действия, и не следует приступать к таким мерам, которые уменьшают авторитет власти, дозволять обществу рассуждать о таких вещах, о которых до настоящего времени оно не имело право говорить».
    • Яркий представитель консерватизма, хранитель традиций, выступал «против всяких изменений ради идеала монархии», считал, что реформы погубят Россию. «Гением тьмы», «великим инквизитором» называли его современники.
    • Победоносцев — автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия».
  • Слайд 8
    • Контрреформы – принятое в исторической литературе название мероприятий, связанных с отказом от реформ и преобразований предыдущего царствования.
    • Основные направления
    • Ограничение земского и городского самоуправления
    • Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864г.
    • Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования
  • Слайд 9
    • 1885 г. — Открытие дворянского банка. Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств
    • 1889 г. — Закон о земских участковых начальниках. Отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды.
    • 1890 г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Изменение в земской избирательной системе. Увеличение числа депутатов от дворян.
    • 1892 г. – «Городовое положение». Изменения в городской избирательной системе. Отстранение от выборов мелких собственников ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе.
  • Слайд 10

    Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864

    • 1884 г. — Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением. Созданы охранные отделения. Вводится политический сыск.
    • 1887 г. – ограничена открытость судопроизводства по политическим делам.
    • 1889 г. – ликвидированы мировые суды.
  • Слайд 11
    • 1882 г. – «Временные правила о печати». Любой печатный орган можно закрыть. Закрыто 9 изданий. «Голос» А.А. Краевского, «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    • 1884 г. – Новый университетский устав. Ликвидирована автономия университетов.
    • 1887 г. – Циркуляр «О кухаркиных детях».Запрещение принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
  • Слайд 12
    • Принятие закона об обязательном выкупе крестьянами наделов и отмене временнообязанного состояние.
    • Снижение размера выкупных платежей.
    • Министерство финансов начало работу по отмене подушной подати, ее сбор поручался податным инспекторам, но реформа не была осуществлена.
    • Создание Крестьянского банка, который давал ссуды крестьянам для покупки земель, облегчалась аренда.
    • Закон о переселении. Переселенцев освобождали на три года от всяких податей и воинской повинности.
    • Приняты законы, укреплявшие общину — выход из нее ограничивался, а переделы земли могли проходить не раньше, чем через 12 лет.
  • Слайд 13
    • В 1882 г. был запрещен труд детей до 12 лет, а труд 12-15 летних ограничивался 8 часами. За этим следила фабричная инспекция.
    • В 1885 г. был запрещен ночной труд женщин и подростков.
    • Закон 1886г. ограничил размер штрафов, а сами они шли в фонд на выплату пособий рабочим.
    • Запрещалось вместо денег выдавать товары в фабричных лавках.
    • Как принятые меры характеризуют политику Александра III?
    • ?
  • Слайд 14
    • В целом русская дипломатия вела взвешенную и осторожную политику, отстаивая национальные интересы России, стараясь решать конфликты мирным путём и сохранять равновесие сил.
    • Союз трёх императоров Германия, Австро-Венгрия, Россия.
    • 1882 -Тройственный союз – военная группировка в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии
    • 1891-1893 гг. Франко-русский союз
    • За взвешенную внешнюю политику Александр III был прозван Миротворцем.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/rossiya-v-kontse-19-veka-10-klass

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

К началу XX в.

Россия оставалась самодержавной монархией. Главой государства являлся император (царь), которому принадлежала высшая власть в империи.

На протяжении веков прерогативы монарха в России базировались на обычном праве. Лишь в 1716 г.

при Петре I, упразднившем патриаршество и Боярскую думу и сосредоточившем в своих руках безраздельно (абсолютно) всю полноту верховной власти, появилось формально‑юридическое обоснование монарших прерогатив.

В Воинском уставе («артикуле») говорилось: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». В 1720 г. при составлении Духовного регламента (плана реорганизации церкви) в него была внесена лапидарная норма, гласившая: «Монарха власть есть самодержавная, которой повиноваться Сам Бог повелевает».

На протяжении XVIII в. определение царской власти оставалось неизменным, и в 1797 г., при императоре Павле I, оно было сформулировано следующим образом: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный.

Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает». Позже это стало первой статьей первого тома Свода законов Российской империи. Формулировка оставалась неизменной до 1906 г.

, когда появилась новая (последняя) редакция Основных законов.

Вплоть до 1906 г. полнота царской власти ни фактически, ни юридически никакими формальными нормами и общественными институтами не ущемлялась. Положение не изменилось и после создания Комитета министров (1802) и Государственного совета (1810). Первый был учрежден в виде совещательного собрания высших должностных лиц, а второй – как верховный законосовещательный орган империи.

Само по себе употребление в законе понятий «самодержавный» и «неограниченный», при определении монарших прерогатив, свидетельствовало о нетождественности их, прагматические же критики власти всех мастей не видели здесь никакого различия. Между тем оно существовало и носило принципиальный характер.

Выдающийся русский лексикограф Владимир Даль дал два объяснения слова «самодержавный». В первом случае как управление полновластное, неограниченное, независимое от государственных соборов, или выборных от земства и чинов.

Весь этот определительный ряд действительно тождественен понятию «неограниченный». Однако Даль дает и второе определение самодержавия – «самая власть эта».

Именно здесь и заключена историческая онтология старого царского титула, употребляемого по крайней мере с XVI в.

Смысл его обусловливался сутью православного мировосприятия и базировался на убеждении, что Монарх – Помазанник Божий, что Он получил власть от Всевышнего, правит Его милостью, а «сердце царева в руце Божией».

Мистика русского самодержавия неразрывно была связана с учением Православной церкви о власти и народными воззрениями на царя как «Божьего пристава». В то же время понятие «неограниченный» есть порождение петровского времени, эпохи формирования абсолютистской монархии.

Оно подчеркивало социальный миропорядок, где власть царя – над всеми и для всех. По сути дела различие между двумя определениями царской власти – это различие между сакральным и земным.

При обращении к русскому историческому материалу нельзя игнорировать (что очень часто делается до сих пор) неаутентичность этих определений. Иначе выхолащивается существо и острота всех коллизий противостояния между традиционалистами и либералами по вопросу о конституционно‑правой реконструкции государственной системы. Действительно: когда в апреле 1906 г.

в соответствии с законом власть царя перестала быть «неограниченной», но осталась «самодержавной», свидетельствовало ли это о том, что ничего не изменилось, как утверждали социалисты и многие либералы, или в России произошла качественная трансформация государственно‑монархической модели? Ответ напрямую зависел (и зависит) от мировоззренческого ракурса восприятия и оценки.

Хотя со времен Петра I и до начала XX в.

принцип полноправной верховной власти формально оставался неизменным, однако характер и суть верховного государственного управления при последнем царе Николае II имели мало общего с петровской эпохой.

Если самодержавие Петра I можно с достаточным основанием считать деспотическим (произвольным), то к началу XX в. положение выглядело иначе. Система претерпела изменения.

Хотя царь и сохранял «Богом данное право» на любые решения, но все сколько‑нибудь значительные из них принимались лишь после обсуждения (порой многолетнего) кругом должностных лиц различного уровня. Наиболее важные непременно обсуждались в комиссиях Государственного совета, а затем – в общем собрании Совета.

Важнейшие общие положения государственного устройства были зафиксированы в 1‑м томе законов Российской империи – Своде Основных государственных законов, определявшем прерогативы верховной власти, структуру и компетенцию главных общеимперских институтов: Государственного совета, Сената, Комитета министров. Этот том Основных законов включал и династическое законодательство – собрание актов, составлявших так называемое Учреждение о императорской фамилии. Российское династическое право было одним из самых строго регламентированных в мире.

Царская власть являлась, безусловно, наследственной, передавалась от отца к сыну. Наследник (цесаревич) становился императором сразу же после смерти своего предшественника. Это было, так сказать, земное установление.

Но существовал еще ритуал церковного освящения царской власти.

Необходимость его оговаривал закон: «По вступлении на престол совершается священное коронование и миропомазание по чину православной Греко‑Российской Церкви.

Время для торжественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие». Церемония всегда происходила в Успенском соборе Московского Кремля.

Читайте также:  Интервенция николая i в венгрии - история России

Закон детально расписывал и условия тронопреемства в случае отсутствия прямых наследников у венценосца или несовершеннолетия нового правителя. (Он не предусматривал лишь возможность отречения монарха от власти.)

Родственники монархов составляли особое сообщество – императорскую фамилию, права и преимущества которых были подробно оговорены. Дети и внуки монархов мужского пола именовались великими князьями и регулярно получали особое денежное содержание.

Они обязаны были вступать лишь в равнородные браки с представительницами других владетельных домов и обязательно с согласия императора.

Лица более дальних степеней родства именовались князьями императорской крови, и им полагалась лишь единовременная денежная выплата при совершеннолетии и браке.

Представительницы женского пола, состоявшие в близком родстве с императором, именовались великими княжнами (княгинями) и сохраняли великокняжеское титулование даже после выхода замуж за иностранных принцев и монархов.

Династия Романовых, находившаяся на престоле с 1613 г., имела тесные родственные связи со многими династиями Европы. К началу XX в. фамильные унии включали крупнейшие владетельные дома: Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Италии, Испании, Норвегии, Румынии, Швеции. К этому времени царская династия насчитывала около 50 персон.

Наиболее близкие родственные узы связывали последнего монарха Николая II с Англией (Ганноверская династия), Данией (Шлезвиг‑Гольштейн‑Зонденбург‑Глюксбургкая) и Грецией (Шлезвиг‑Гольштейн‑Зонденбург‑Глюксбургская).

В начале XX в. дедушка русского царя был королем Дании (Христиан IX), в Англии и Греции на престолах находились его дяди (Эдуард VII и Георг I), а императором Германской империи являлся кузен царицы Вильгельм П.

Любое законоположение становилось в России законом лишь после подписи монарха. Она могла быть поставлена на документе после обсуждения («экспертизы») в Государственном совете, Комитете министров, в особых совещаниях лиц, приглашенных «по усмотрению государя» и без оного. Со второй половины XIX в. второе случалось крайне редко.

В отличие от своих предков, перед последними царями – Александром II, Александром III и Николаем II – неизменно вставала задача соотносить новые меры с существовавшими правовыми нормами. Находясь как бы выше писаного закона, они были скованы и буквой существовавшего законодательного норматива, и управленческой традицией XIX в.: «соизмерять», «обсуждать» и «согласовывать».

Царь, оставаясь демиургом права, вынужден был действовать в системе зафиксированных нормативных координат. После издания Свода законов впервые в истории русской государственности появились законоположения, очертившие социальные «правила игры», которые лишь в редчайших случаях переступал сам верховный инспиратор права.

С середины XIX в. за пределами частных интересов и вопросов (разрешение на брак родственникам, выдача наград и субсидий, изменение меры судебного или административного наказания, назначение на должность), в делах общегосударственных трудно найти примеры проявления монаршей воли, которые можно квалифицировать как личную прихоть правителя.

После отмены крепостного права в 1861 г. и последующего проведения преобразований местного управления, судопроизводства и других сфер общественной жизни многое в России изменилось. Однако оставались области, которых «ветер перемен» коснулся в малой степени.

Во‑первых, сохранялось сословно‑иерархическое ранжирование. Люди не были юридически равны. Их положение (статус) было законодательно определено принадлежностью к конкретной общественной группе – сословию.

Специальный том Свода законов (IX) включал «законы о состояниях», регулировавших положение, права и обязанности каждого сословия.

Закон гласил, что «в составе городского и сельского населения, по различию прав состояния, различаются четыре главные рода людей: дворянство, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели».

Тождество между «родом людей» и собственно «сословием» существовало лишь в первых двух случаях. Далее начиналась дробность, и состав городских и сельских «обывателей» включал по нескольку сословий.

В числе наиболее значимых – купечество, потомственные почетные граждане, мещане (для горожан), крестьяне и казаки (для сельских жителей).

Крупнейшие по численности и значению сословия (дворянство, купечество, мещанство, крестьянство, казачество) имели свои сословно‑корпоративные органы управления, взаимопомощи и попечения.

Высший иерархический статус всегда имело дворянское сословие, делившееся на потомственное (передающееся по наследству) и личное (пожизненное). Первое («благородное») сословие традиционно считалось опорой трона и государства.

Одна из статей Свода законов гласила: «Дворяне, первая опора престола, принадлежат к высшему и большей частью просвещеннейшему классу жителей и, посвящая почти всю жизнь свою государственной службе, составляют и вне оной одно из надежнейших орудий правительства».

Дворянство в действительности долгое время являлось важнейшим элементом истеблишмента монархической России. К концу XIX в. в России насчитывалось около 2 млн дворян (примерно 1,5 % населения).

Однако чем дальше, тем меньше дворянская корпорация в целом оставалось безусловной опорой монархической власти.

Развитие гражданских правовых понятий, секуляризация сознания, либеральные и социалистические представления неизбежно видоизменяли, порой до неузнаваемости, традиционный дворянский «кодекс чести», важнейшим принципом которого было, «не жалея живота своего», безропотно «служить своему государю».

Высшее сословие обладало законодательно зафиксированными правами и преимуществами. Применительно к началу XX в. особое значение имели две привилегии. Во‑первых, возможность получать качественное образование.

Существовала сеть элитарных учебных заведений различного назначения, почти целиком предназначенных для дворянских отпрысков: дворянские пансионы, Александровский (Царскосельский) лицей, Училище правоведения, Пажеский корпус, Институт (Смольный) благородных девиц и другие.

В учебных же заведениях общего профиля (институтах и университетах) представителям дворянских семей отдавалось явное или тайное, но несомненное предпочтение. Особенно это было заметно при приеме «дворянских недорослей» в военные учебные заведения.

Другой важнейшей привилегией дворянского сословия оставались преимущества на государственной военной и гражданской службе. Дворянину несравненно проще было поступить на престижную государственную службу и сделать здесь карьеру.

Это не обусловливалось какой‑либо специфической законодательной нормой (дискриминации по сословному признаку в начале XX в.

уже не существовало), а практическими условиями формирования аппарата управления, психологией самого чиновного мира, иными словами – всем строем чиновно‑служебных отношений в России.

Каждый человек в России рождался в определенном юридическом «состоянии». Однако это не означало, что он на всю жизнь в нем и оставался. Сословия не являлись кастой, и к числу обособленной социальной корпорации (да и то с существенными оговорками) можно отнести лишь духовенство.

Во все прочих случаях безусловной, раз и навсегда данной привязки не существовало. В силу различных обстоятельств (образования, гражданской и военной службы, военных подвигов, выдающихся достижений в науке и культуре, крупных благотворительных пожертвований, личных услуг монархам) человек мог добиться перехода из низшего сословия в высшее.

В то же время преступления против личности, собственности и государства почти неминуемо приводили к поражению в правах.

Статья 9‑я Свода законов о состояниях декларировала: «Никто не может быть лишен прав состояния или ограничения в сих правах иначе, как по суду за преступление».

При этом «лишение прав состояния» определенного лица не вело к ущемлению сословного положения членов его семьи, как и других родственников.

К началу XX в.

сословная субординация перестала существовать в большинстве западноевропейских стран, где лишь одно сословие – дворянство – продолжало существовать, но законодательно за ним не закреплялись никакие особые права.

Торжество буржуазных отношений утвердило социальную иерархию, построенную не на происхождении, а на форме и размере владения собственностью (капиталом). Родовая аристократия уступила место денежной аристократии.

В России же сословия сохранялись в силу специфических исторических причин.

В отличие от ведущих капиталистических стран Россия оставалась страной традиционной сельской цивилизации, где нормы, принципы и этика буржуазно‑бюргерской среды (города) мало что значили (или вообще ничего не значили) для подавляющего большинства населения. (В начале XX в. в деревне все еще сосредоточивалось около 85 % жителей империи.)

Россия являлась не просто государством по преимуществу сел и деревень (во Франции, Пруссии, Швеции сельские жители тоже численно преобладали), а крестьянско‑общинной страной.

Складывавшаяся веками русская сельская община, являясь явлением исторически обусловленным, строилась на принципах взаимопомощи, уравнительности и распределительности, вступавшими в противоречие с нормами буржуазного жизненного уклада: индивидуализмом, прагматизмом, социальным эгоизмом.

Император Александр III укрепил монархический авторитаризм, несколько поколебленный в эпоху реформ Александра II.

К концу XIX в. самодержавие, как казалось, стояло прочно и нерушимо. Все высшие функции власти (законодательной, исполнительной и судебной) сосредоточивались в руках императора, но реализация каждой из них осуществлялась через систему государственных институтов.

Высшим законодательным органом, как и раньше, оставался Государственный совет, наделенный законосовещательными правами. Он состоял из лиц, назначенных царем, и министров.

В большинстве своем это были известные царедворцы и сановники, многие из которых были в весьма преклонных летах, что позволяло фрондирующей публике в салонах именовать их не иначе как «госсоветовские старцы». Законодательной инициативы Государственный совет не имел.

Его компетенция состояла лишь в том, чтобы обсуждать законопроекты, вносимые по инициативе монарха и при его согласии, разработанные в соответствующих министерствах.

Источник: http://moitvoru.ru/index.php/istoriya-rossii/15162-gosudarstvennaya-sistema-k-kontsu-19-veka-istoriya-rossii

1.2 Социальная политика на рубеже XIX- XX веков, проводимая в России

К началу XIX века в России образовались такие социально-экономические пережитки феодализма в сельском хозяйстве как: отсталое помещичье хозяйство, использование отработки, аграрные порядки в деревне, которые сочетались с развитием капитализма, как в сельском хозяйстве (Приложение 1), так и в промышленности, что способствовало обострению общественных противоречий. Главным политическим пережитком феодализма являлась российская абсолютная монархия — самодержавие, препятствовавшее каким-либо существенным изменениям и неспособное пойти на модернизацию общественного строя России. Аграрный кризис конца XIX в., рост крестьянского малоземелья и увеличение крестьянских повинностей обеспечили возникновение крестьянских выступлений. Весной 1902г. в 14 губерниях Европейской России вспыхнули крестьянские восстания. Главным требованием всех участников( и бедняков и зажиточных) был передел помещичьей земли.

В 1902г. было создано особое совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством министра финансов Витте С.Ю.

, которое пришло к выводу необходимости перейти от общинного к подворному и хуторскому земледелию, а также уравнять крестьян в правах с другими сословиями и активизировать переселение крестьян из Центра на малонаселенные земли.

Но Николай II в Манифесте от февраля 1903г. объявил о сохранении сословного строя и неотчуждаемости общинных наделов.

Актуальным по-прежнему оставался рабочий вопрос. Главным оружием промышленного пролетариата оставались стачки. В мае 1901г. на Обуховском военном заводе в Петербурге во время забастовки 3,5 тыс. рабочих развернулись столкновения с полицией или по другому Обуховская оборона. В июле-августе 1903 г.

весь юг России- от Киева до Батума охватила всеобщая забастовка, в которой приняло участие свыше 200 тыс. рабочих. Правительство было вынуждено принять ряд законов, в частности, о вознаграждении рабочих при несчастных случаях на производстве 1903, об избрании старост из среды рабочих на фабриках 1903.

Главной мерой по умиротворению рабочих стало создание под надзором полиции легальных рабочих организаций, члены которых могли разрешить конфликты с хозяевами через посредничество властей. По инициативе начальника Московского охранного отделения Зубатова С.В. в 1901-1902гг. возникло более 30 обществ в 10 крупнейших городах России.

В борьбе за демократические права активно участвовали также представители интеллигенции, учащиеся, студенты, боровшиеся за возвращение университетам автономии и проводившие забастовки и демонстрации, передовые земские деятели.4

В итоге, главным фактором, повлиявшим на формирование социальной структуры , была активная капитализация страны. Плюс большое влияние оказывали национальные проблемы. Незрелость средних слоев, разрыв «верхов» и «низов» обусловливали нестабильное, неустойчивое состояние российского общества.

На рубеже XIX-XX веков существовало также много проблем, касающихся общества, такие как: отсталое помещичье хозяйство, использование отработки, аграрные порядки в российской деревни, а также рабочий вопрос. В итоге социальная политика России, и была направлена на устранение этих проблем.

И некоторые из них были успешно устранены.

Читайте также:  Деятельность коммунистической партии по усилению борьбы народов ссср на оккупированной территории - история России

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/26782

Россия на рубеже XIX-XXв.в. Государство и российское общество в конце 19-начале 20в.в. — презентация

1 Россия на рубеже XIX-XXв.в. Государство и российское общество в конце 19-начале 20в.в.<\p>

2<\p>

3 Территория: В нач. 20в. Российская империя – одна из крупнейших стран мира В нач. 20в. Российская империя – одна из крупнейших стран мира Более 22 млн км2 Более 22 млн км2 Второе место (уступала лишь Британской империи) Второе место (уступала лишь Британской империи) Империя делилась на губернии и области Империя делилась на губернии и области Автономию имела – Великое княжество Финляндское (автономия- самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства) Автономию имела – Великое княжество Финляндское (автономия- самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства)<\p>

4 Население: К 1897г. проживало 128,2 млн человек К 1897г. проживало 128,2 млн человек К 1913г. доля горожан – 18% К 1913г. доля горожан – 18% Многонациональная страна (100народов и национальностей) Многонациональная страна (100народов и национальностей) Многоконфессиональное (государство, население которого исповедует различные религиозные учения) Многоконфессиональное (государство, население которого исповедует различные религиозные учения)<\p>

5<\p>

6<\p>

7 Государственное управление<\p>

8 император Государственный совет (совещательный орган при императоре) Сенат (следил за законностью) Комитет Министров (исполнительный орган) Императорская канцелярия Комитеты, комиссии департаменты министерства Пять отделений Синод<\p>

9 Красная площадь<\p>

10 Россия – самодержавная монархия. В руках императора – законодательная, исполнительная и судебная власти<\p>

11 Государственные символы Большой государственный герб Малый государственный герб<\p>

12 Знамя Флаг<\p>

13 Социальная структура Сословие? Сословие? Дворяне, духовенство, «городские обыватели»(купцы, мещане, рабочие люди), «сельские обыватели», казачество Дворяне, духовенство, «городские обыватели»(купцы, мещане, рабочие люди), «сельские обыватели», казачество Интеллигенция – от лат.понимание, познавательная сила, знание; умный, знающий (слой людей, профессионально занимающийся умственным трудом) Интеллигенция – от лат.понимание, познавательная сила, знание; умный, знающий (слой людей, профессионально занимающийся умственным трудом) Новые социальные группы (классы) – буржуазия и пролетариат Новые социальные группы (классы) – буржуазия и пролетариат<\p>

14 крестьяне<\p>

15 Дворяне<\p>

16 Дом купца Демидова<\p>

17 Рабочие<\p>

18 Вспомнить определение понятия «модернизация»<\p>

19 Модернизация — изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами<\p>

20 Индустриальное общество характеризуется- преобладанием промышленного производства над сельским хозяйством<\p>

21 По уровню социально- экономического развития Россия являлась среднеразвитой аграрно- индустриальной страной, имеющей значительный потенциал<\p>

22 Модернизация экономики проходила по инициативе и под контролем государства<\p>

23 Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в экономику<\p>

24 Иностранные инвестиции в промышленность составляли половину всех вложений в промышленность, транспортное строительство и пр.<\p>

25 Создание монополий Монополия? Монополия? Основная форма монополии – синдикаты (форма монополистического объединения, заключённого для совместного сбыта товаров) Основная форма монополии – синдикаты (форма монополистического объединения, заключённого для совместного сбыта товаров)<\p>

26 Сельское хозяйство Первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции Первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции с/х отсталое в техническом и аграрном положении с/х отсталое в техническом и аграрном положении Крестьянское малоземелье Крестьянское малоземелье Налоговый гнёт Налоговый гнёт Крестьянские общины Крестьянские общины<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/554451

Презентация «Социально-экономическое развитие России в конце XIX -н.Xв

Слайд 1

Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в. Выполнила: Тарасова Татьяна, учащаяся 11 класса Руководитель Иванова Н.В.

Слайд 2

Национальный и социальный состав населения Численность населения Российской Империи превышала (к 1914 г.) 170 млн. человек. Особенностью Российской Империи было ее национальное многообразие.

Слайд 3

Из религий традиционными были православие (более 70 % всех граждан), ислам (11%), иудаизм , буддизм.

Слайд 4

В структуре российского общества начала XX века выделяют пять социальных категорий: 1. Господствующая элита (генералитет , помещики, буржуазия, верхи интеллигенции, архиереи церкви и др.); 2. Средние слои (основная часть гражданской и военной интеллигенции ); 3.

Крестьянство и казачество ( из этого числа казачество – 3%); 4. Пролетарское население (промышленные, транспортные, строительные рабочие, батраки и др.) 5. Социальное дно, или люмпенские элементы (нищие, бродяги, уголовники и др.

) Маргиналы – люди, находившиеся на границе разных категорий населения

Слайд 5

Складывание системы государственно-монополистического капитализма Широкое внедрение иностранного капитала Высокоразвитая промышленность и финансово-банковская система Особенности экономического развития Отставание аграрного сектора, сохранение феодальных пережитков Частнокапиталистический уклад (фабрики и заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства) Полунатуральный (крестьянский) уклад Мелкотоварный уклад (кустарно-ремесленное производство) Сочетание Многоукладность экономики

Слайд 6

Промышленность и банковская система За короткое время с конца XIX в. и до начала войны 1914 г. число промышленных предприятий в России удвоилось. Резко увеличилась сеть железных дорог. Имелись все признаки того, что Россия вступила в стадию быстрой индустриализации .

По объему промышленной продукции она занимала пятое место в мире , уступая лишь США, Англии, Франции, Германии и в то же самое время превосходя их по темпам роста. Характерной чертой промышленного строительства в России было появление крупных, хорошо оборудованных предприятий.

По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе .

Слайд 7

Высокая концентрация производства в условиях обострившейся конкуренции неизбежно вела к образованию монополий .

Монополии – хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рыками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью получения максимальной прибыли. Поначалу монополии имели характер картелей или синдикатов .

Затем, уже ближе к 1914 г., стали возникать тресты и концерны . Картель – объединения, которые сохраняют самостоятельность, между ними заключается договор, регулирующий условия реализации (сбыта) продукции.

Синдикат – объединение предприятий для совместной продажи продукции, сохраняли производственную самостоятельность, теряли самостоятельность коммерческую. Трест – предприятия и финансовые структуры, теряющие свою самостоятельность. Концерн – объединение предприятий разных отраслей.

Слайд 8

Промышленость все в большей степени попадала в зависимость от банков Складывалась финансовая олигархия В начале XX в. создаются особые государственно-капиталистические органы. С их помощью власть регулировала производство. Через эти органы распределялись госзаказы, предоставлялись льготы, субсидии и т.п.

Отечественное промышленное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах. Начиная с 1890-х гг. иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в начале XX в. во многих отраслях производства иностранные инвестиции превышали российские.

Россия также начала вывозить капитал за рубеж, прежде всего в сопредельные страны на южных границах (Иран и Китай).

Слайд 9

Процессы модернизации развивались крайне неравномерно как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Страна оставалась преимущественно аграрной. Аграрным производством было занято ¾ всего населения.

Слайд 10

Сельское хозяйство Часть помещиков: 1. Начинали применять вольнонаемный труд; 2. Использовали сельскохозяйственную технику; 3. Совершенствовали приемы землепользования; 4. Добивались в своих имениях повышения урожайности; 5.

Поставляли все больше зерна на внутренний и внешний рынок. В крестьянской среде в процессе разложения общины постепенно выделялся слой зажиточного крестьянства. К этому слою примыкали кулаки .

Кулаки – деревенские жители, источником богатств которых была е работа на земле, а торгово-ростовщические операции среди односельчан.

https://www.youtube.com/watch?v=1KbwET0vm-g

Слайд 11

Аграрная сфера в России была опутана массой феодальных пережитков, затруднявших ее нормальное развитие. Крестьянская реформа 1861 г. Сохранила за помещиками значительную часть их земель и тем самым обрекла массу крестьян на малоземелье. Крестьянские наделы были обременены разнообразными платежами – земскими, выкупными и пр.

Крестьяне вынуждены были постоянно брать у помещиков хлеб в долг, землю в пользование. Расплачиваться же приходилось своим трудом – отработками.

Отработочная система была не только чрезвычайно изнурительна для крестьян, но и малопроизводительна, зато она позволяла многим помещикам вести свое хозяйство по старике, привычными полукрепостническими методами.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/12/17/prezentatsiya-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-kontse-xix-n

Развитие России в конце 19 века

  1. Введение.

  2. Основная часть:

  1. Развитие государства в конце 19 века.

1.1. Экономическо-социальное развитие в конце 19 века.

1.2. Политическое развитие в конце 19 века.

  1. Развитие государства в начале 20 века.

2.1. Экономическо-социальное развитие в начале 20 века.

2.2. Политическое развитие в начале 20 века.

  1. Заключение.

  2. Список литературы.

Введение.

История описывает развитие государств и народностей, обобщает и обрабатывает человеческий опыт. Нельзя понять настоящее развитие, не зная прошлого. Исторический опыт прошлого помогает решать проблемы современности. «История – наставница науки», — говорили древние.

В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии. Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения.

Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д.

В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни.

Поэтому меня заинтересовал период развития России на рубеже ХIХ -–ХХ веков, когда в стране проводились реформы, когда был такой же аналогичный неустойчивый период в общественных отношениях, как и в наше время.

Целью дальнейшей работы является изучить прошлый период развития России на рубеже XIX и XX веков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. Попытаться понять этот прошлый период нашей истории, чтобы объяснить настоящий период России и какое может нас ожидать будущее.

Развитие государства в конце 19 начале 20 века.

1.1. Экономическо-социальное развитие в конце 19 века.

В конце 19 века Россия была государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. По численности населения и по военной мощи Россия была первым государством в Европе, но экономика ее была слабая. А без твердой экономики государство не будет стабильно развиваться.

Лишь 15% помещичьих хозяйств смогли перейти на новую ступень развития и модернизировать свое хозяйство. Остальные помещики толкали Россию назад: стремясь получить больше прибыли, они не модернизировали свое хозяйство, а стали повышать барщину и оброк.

Во многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства.

Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени это показала.

Прямым следствием неустойчивой экономики и крепостнической политики стало снижение жизненного уровня народа, застой в экономике.

Стали усиливаться социальные конфликты, начались крестьянские восстания и выступления. Вследствие этого Александр II заявил: «Гораздо лучше, чтоб это произошло свыше, нежели снизу», имея в виду революцию.

В стране усиливалось настроение в пользу реформ. Государство всегда играет одну из главных ролей в реформе страны. Александр II это понимал и к моменту своего вступления на престол был хорошо подготовлен к государственной деятельности.

Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне понимал необходимость перемен.

Александр II осознававший необходимость в отмене крепостного права поступил неординарно и создал вневедомственный орган – Редакционные комиссии, вместо ранее практиковавшихся ведомственных комитетов.

Итоги работы этих комиссий отразились в манифесте царя 1861 года, объявившем отмену крепостного права в России.

Манифест стал толчком для дальнейшего развития государства, он был компромиссом между крестьянами, помещиками и властью. В.И.

Ленин, характеризуя состояние помещичьего хозяйства, отмечал: 1«Несомненно, прогресс помещичьего хозяйства, причем медленность этого прогресса не случайна, а неизбежна, пока сохраняются пережитки крепостничества».

По этой реформе помещичьи крепостные крестьяне получали свободу бесплатно. Но все же это было не так: оплата за землю включала плату за свободу.

Государство платило помещикам 80% от стоимости земли и поэтому крестьяне оставались должниками государства и в течение 49 лет выплачивали государству этот долг. Кроме этого крестьяне еще должны были выплатить государству подушную подать.

Гарантом крестьянских платежей являлась община, сохранившаяся по реформе. Община не хотела брать на себя долг какого-либо крестьянина и поэтому не отпускала его.

Далее последовали другие реформы: Земская и городская реформа, Судебная реформа, Военные реформы. Все-таки эти реформы не могли круто изменить положение народа, но способствовали дальнейшему буржуазному развитию России.

В первые годы после реформ начался экономический подъем, развивался рынок, стал формироваться новый класс – рабочие. Сельское население началось дробиться на сельскую буржуазию, бедняков и середняков.

К концу второй половины 19 века 2% населения страны составили крупная буржуазия, помещики, высшие чиновники и военные, 18% — зажиточные мелкие хозяйства, 29% — беднейшие мелкие хозяйства и 51% — пролетарий и полупролетарий.

Численность рабочего класса с конца 19 до начала 20 века увеличилась в 3 раза, т.е. с 750 тыс. до 1800 тыс. человек.

Изменения так же коснулись помещичьего хозяйства. Помещичьих хозяйств выделялось три типа: отработочное, капиталистическое и смешанное – с элементами капиталистического и отработочного хозяйства.

Отработочная система – это полукрепостническая форма эксплуатации с низкой производительностью труда. Эта система обуславливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти к помещику и арендовать у него землю.

Капиталистическая система подразумевала применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывающих землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялось сельскохозяйственная техника, поэтому росли урожаи, и быстрыми темпами росла его товарность.

Смешанная система, при которой использовался вольнонаемный труд и отработки, была распространена на Украине, Белоруссии и в некоторых русских губерниях. К концу 19 века капиталистическая система стала постепенно вытеснять отработочную систему.

Крестьянское хозяйство развивалось еще медленнее, чем помещичье. Это было вызвано малоземельем, отсутствием денежных средств из-за выкупных платежей и налогов, неграмотностью и темнотой крестьян.

Большинство их хозяйств балансировало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал всю русскую деревню. Лишь отдельные крестьяне смогли создать хозяйства, которые стали окупаться.

В общем, сельское хозяйство развивалось медленно, и то за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Несмотря на все это, сельское хозяйство в России начало постепенно увеличивать темпы развития. Между тем противостояния крестьян и помещиков сохранилось.

Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, стал формироваться пролетариат, стал расширяться внутренний рынок и росли связи с мировым. Однако развитие капитализма в России имело ряд особенностей.

Сохранилось многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурой и мелкотоварным производством.

Еще одна особенность – это неравномерное развитие промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами, оставались совсем неосвоенные районы Сибирь и Средняя Азия.

Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше ½ промышленных рабочих. Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность.

Однако отечественное машиностроение было слабо развито. Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики.

Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.

Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, богатые сырьевые ресурсы, и следовательно, возможность получения больших прибылей.

Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, в основном железных дорог. Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение. Железные дороги строились с широким привлечением частного капитала.

Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась под контролем государства. Наиболее интенсивно железные дороги развивались в Европейской части России. В 60-е годы в России протяженность железных дорог составляла 2 тысячи верст, а к концу 19 века она увеличилась до 53 тысяч верст. В.И.

Ленин оценивал 1«желдороги» как «орудие угнетения миллиарда людей».

Одновременно с железнодорожным транспортом совершенствовался и водный. Паровые суда были сосредоточены в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось на Днепре, Дону, Оби и Енисее. Численность морских пароходов во второй половине 19 века возросла в 10 раз.

Во второй половине 19 века завершилось формирование российского рынка.

Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер. Главным товаром, который производили – это хлеб, более 50% которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне. Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и так далее.

Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. Попытки освоения азиатских рынков для массового сбыта российской промышленной продукции наталкивались на европейскую конкуренцию и остались малоэффективными.

Основными внешнеторговыми партнерами России являлась Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка, необходимого для развития текстильной промышленности.

В конце 19 века Россия имела устойчивый внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.

После реформ Александра II значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, который получил право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Вите 1897 г.

Одним из источников получения капитала было введение государственной монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей бюджета. Были увеличены налоги, в первую очередь косвенные. Был введен золотой стандарт, т.е. свободный размен рубля на золото.

Последнее позволило привлечь в российскую экономику иностранный капитал, так как иностранные инвесторы могли теперь вывозить из России золотые рубли.

Успех проводимой Витте экономической политики обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с активным и эффективным участием государственных властных структур.

Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обуславливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов. Сохранилось сословное деление общества.

Каждое сословие обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословия, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества: буржуазия и пролетариата.

В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.

Таким образом экономико-социальный подъем России в конце 19 века был очень высок. За несколько десятков лет Россия прошла тот путь, который Европа прошла за сотни лет. Отмена крепостного права – самый важный толчок в развитии России. Отмена крепостного права толкнуло Россию на новую ступень развития капитализма – империализм.

1.1. Политическое развитие в конце 19 века.

К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление России на международной арене.

Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян.

На внутреннюю политику оказывали влияние многие факторы: изменение в социальной структуре (расслоение крестьян, появление сельской буржуазии и т.д.) и мощный подъем общественного движения.

Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся против России англо-французский блок, который был нацелен на сохранение ее политической изоляции и военно-стратегической слабости. Россия не утратила своего положения великой державы, но потеряла право решающего голоса при решении международных проблем, лишилась возможности укрепиться на Балканах.

На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными отношениями между династиями и их политическим и идеологическими устоями.

  1. Балакина Г.И. История отечественной культуры: Ч.2. – М., 1995. –140 с. (или С. 100-131)

  2. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов. – М., 1993. – 192 с. (или С. 80 – 101)

  3. История России: Пособие по истории для поступающих в вузы: Т.2. ХIХ – начало ХХ в. – М., 1994. –196 с.

  4. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. История России, учебник для вузов. – М., 1997.

  5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. –М., 1997. – 544 с.

  6. Книга для чтения по истории Отечества, начало ХХ в.: Сост. К.Ф. Шацило. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

  7. Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников: ХIХ век. –М.: Моск. Лицей, 1995 – 356 с.

  8. Россия и мир: Учебная кн. По истории: В 2-х частях. Ч.1. – М., 1994. – С. 262-478.

  1. Головатенко А. Аграрный вопрос в России: конец ХIХ – начало ХХ века. – 1996. – N 25.26.

  2. Захарова Е. Культура России в конце ХIХ – нач. ХХ века. – 1995. –N 7.8.

  3. Зырянов П. Российская государственность в ХIХ – нач. ХХ века. –1995. – N 8. – С. 110-117.

  4. Кеворкова Н., Полонский А. Россия в конце ХIХ – начале ХХ столетия.- 1998. –N 5. – С. 1 – 4.

  5. Россия во второй половине ХIХ века. – 1998. –N 34.

  6. Филлипова Т.А. Российское реформаторство второй половины ХIХ века. – 1995. – N 1. – С. 2 — 6.

Источник: http://nreferat.ru/referat/razvitie-rossii-v-konce-19-veka/

Ссылка на основную публикацию