Этногенез восточных славян и становление государственности — история России

Восточные славяне в древности: этногенез восточных славян

Этногенез восточных славян – это длительный процесс их появления и последующего развития, который привел к какому-то конечному состоянию (например, к образованию государства). Дословно слово «этногенез» переводится как «рождение народа». Однако в его рамках рассматривается и дальнейшая судьба вновь появившегося народа.

Этногенез восточных славян имеет очень богатую историю, которой не многие народы могут похвастаться. Поэтому мы только поверхностно коснемся и кратко рассмотрим этногенез восточных славян.

Как известно, из восточных славян вышли русские, украинцы и белорусы. Это самая многочисленная ветвь. Именно поэтому столько внимания сегодня уделяется проблеме этногенеза восточных славян. Тем более, что не сохранилось достоверных и полных источников по этому вопросу. Кстати, восточных славян (или их предков) называют антами.

Восточные славяне: проблема этногенеза

Этногенез древних восточных славян берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. Если быть точнее, то окончательно восточная ветвь отделилась от общности славян в четвертом веке. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Уже в начале новой эры восточнославянские племена начали распространяться на земли Дуная и Днепра, Балканы, вплоть до Малой Азии.

Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Считается, что вся совокупность восточных славян – это смесь истинных потомков праславян с другими восточноевропейскими народами.

Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.

Восточные славяне в древности жили так называемыми общинами. А из них уже формировались племена. Но с течением времени эти родовые общины потеряли свою актуальность. Им на смену пришли соседские общины, а вместе с ними – частная собственность.

Следующей ступенью стало объединение славянских племен под властью князя (пятый-шестой века). И это можно рассматривать неоднозначно. Казалось бы, это приводило к организации и укреплению племени. Но, с другой стороны, князья начинали нападать на другие племена.

А это сеяло раздробленность в зачатках государства.

Этногенез и расселение восточных славян зафиксированы в знаменитой летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает несколько племен, заселявших разные территории (например, поляне – Киев, ильменские славяне – близ одноименного озера и так далее). Интересно, откуда пошли такие названия.

  • Во-первых, от места проживания.
  • Во-вторых, от имен предков (радимичи, кривичи).
  • В-третьих, от жизненного уклада этой группы славян.

Однако правильнее говорить не племена, а племенные союзы. Это такие объединения, которые подвели восточных славян к образованию государственности. То есть эти союзы были прикреплены к своей определенной территории и существовали в седьмом-восьмом веках новой эры. И это было принципиально новой ступенью в истории восточных славян. Всего существовало тринадцать племенных союзов.

Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства. Это произошло в девятом-десятом веке. Тогда же на Русь пришло христианство. Тогда же перестал существовать племенной строй. Тогда же сформировалась культура и идеология славянского государства.

Теории этногенеза восточных славян

Теории являются предположениями о том, как же происходило их становление и формирование. Вот основные из них:

  1. Аутохтонная. Подразумевает, что восточные славяне изначально появились близ Днепра, а не пришли сюда с других территорий.
  2. Миграционная. Гласит о том, что выделившаяся восточная ветвь мигрировала во время Великого переселения.
  3. Сочетание обеих теорий. То есть миграция имела место быть, но большинство славян все же оставались на месте.

К единому мнению ученые и историки так и не пришли.

В заключение

Таким образом, этногенез и этническая история восточных славян – важная часть истории славянских народов.

Хоть мы и не имеем много источников на этот счет, но в целом представление о формировании восточнославянского направления и последующего образования государства у нас есть.

Но, даже коротко рассмотрев проблемы этногенеза восточных славян, мы прикоснулись к зарождению и развитию их народов.

Почему мы подняли этот вопрос, эту проблему? Во-первых, восточные славяне – это наши непосредственные предки. А во-вторых, в последнее время в мире стали забывать о родстве народов и государств.

А ведь несколько сотен лет назад и украинцы, и русские, и белорусы были сплоченным, единым и могучим народом. Народом, который сумел выстоять, который поднялся и создал государственность.

И об этом, наверное, не стоит забывать.

Генетики смеются над Норманской теорией

Источник: http://SlavicNews.ru/vostochnye-slaviane-v-drevnosti-etnogenez-vostochnyh-slavian/

открытая библиотека учебной информации

ТЕМА 4. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Россия в своих базовых чертах сформировалась в рамках Московского государства. При этом она имеет глубокие исторические корни в славянской цивилизации, в Древней Руси.

Образование древнерусского государства – одна из наиболее важных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследователями разработаны различные концепции его природы и генезиса. Но похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», поставленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из вечных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего.

Сегодня она остается одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, сохраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси – России – бывшего СССР.

Итак, при сравнительной простоте строя наше общество строилось по-своему под действием местного подбора и соотношения условий народной жизни. Рассматривая эти условия в самую раннюю пору сравнительно с действовавшими в Западной Европе, найдём и первоначальный источник обеих особенностей нашей истории, так облегчающих изучение её общественных явлений.

С первобытным культурным запасом, принадлежавшим всœем арийским племенам и едва ли значительно умноженным в эпоху переселœения народов, восточные славяне с первых своих шагов в пределах России очутились в географической и международной обстановке, совсœем не похожей на ту, в какую несколько раньше попали их арийские родичи, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы.

Там бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду покорённых ими римлян или романизованных провинциалов павшей империи, становившихся для него живыми проводниками и истолкователями этой культуры.

Восточные славяне, напротив, увидели себя на бесконечной равнинœе, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новосœелье, среди сосœедей, чуждых по происхождению и низших по развитию, у которых нечем было позаимствоваться и с которыми приходилось постоянно бороться, в стране ненасиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких житейских приспособлений и культурных преданий, не оставило даже развалин, а только одни бесчисленные могилы в виде курганов, которыми усеяна степная и лесная Россия. Этими первичными условиями жизни русских славян определилась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава. Запомним хорошенько данный начальный момент нашей истории: он поможет нам ориентироваться при самом начале пути, нам предстоящего.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского языкового единства.

Анализ лекски древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина – Ока.

На севере они сосœедствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II-IV вв. ее сосœедями являются два крупных межэтнических объединœения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами.

Известный петербургский ученый Г.С.Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации; к IV в.

относятся первые известия о политической активности венедов и антов.[14]

Название «славяне» появилось лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами, византийцы – склавинами.

Великое переселœение народов, проходившее с IV по VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье.

Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV-V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др.

, теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, взламывая границы Римской империи.

В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V-VI вв.

они фиксируются (и археологически и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке.

Οʜᴎ дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли в Пелопоннес и Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную.

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII-IX вв.

К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи – Прикарпатье и междуречье Прута͵ Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи – днепровское левобережье, вятичи – бассейн верхнего течения Оки, кривичи верховья Днепра, Волки, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене – территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, берега Чудского озера и Ильмень-озера.

Отличительные особенности славянского расселœения заключаются в следующем:

· Освоение громадной территории Восточной Европы;

· Удаленность от базовых очагов цивилизации;

· Соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;

Читайте также:  История культуры древней руси и ее соседей - история России

· Сохранение в местах своего обитания местного населœения, в первую очередь угро-финских племен;

· Перманентный характер славянской колонизации;

· Ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

Становление восточно-славянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочевниками и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазарским каганатом.

В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит Франками в VIII в. Великие авары (обры) исчезли без следа.

А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством.

В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, ᴛ.ᴇ. болгар.

Другая часть болгар-тюрок осœела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она сосœедствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом – Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим образованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первоначально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный.

Первый находился между Сырдарьей и Манчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Превратившись в VII в.

в крупнейшее политическое образование каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славянские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии.

Города Итиль, Саркел, Семендер были важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.

Духовную основу государства составляло язычество, но постепенно под влиянием Византии здесь начинает распространяться христианство, а под давлением Арабского Халифата – мусульманство. Переселившиеся сюда в VII в.

евреи (по одним источникам они пришли из Византии, по другим, — с арабского Востока) принœесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата͵ хотя распространился только среди верхушки общества.

В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата сложная, многозначная, не во всœем понятная.

Роль хазар в истории Руси принято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х годов X в.

между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары – «разбойники по закону», ᴛ.ᴇ. обложили славянские племена небольшой данью.

В то же время, существование на востоке стабильного политического объединœения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного дня спалить, разорить, уничтожит всœе созданное и накопленное в течении десятилетий.

Исследователь В.Я.Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Приднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»[15].

Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного сосœеда.

Как только сосœед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости от каганата.

Другой взгляд на эту проблему сводится к тому, что Хазария являлась щитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов.

Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было.

Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.

Читайте также

  • — Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения.

    Лекция I. Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития. Предки славян (или праславяне, протославяне) по своему языку относятся к индоевропейской группе народов, населяющих Европу и часть Азии вплоть до Индии. Их прародиной, или местом… [читать подробенее]

  • — Проблема этногенеза восточных славян

    Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и… [читать подробенее]

  • — Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян

    Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и… [читать подробенее]

  • — ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН,

    ТЕМА 4. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Московского государства. Однако она имеет глубокие исторические… [читать подробенее]

  • — Лекция 1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян

    ТЕМА I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы…. [читать подробенее]

  • — Проблема этногенеза восточных славян.

    Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Принятие христианства. Распространение ислама. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Основные… [читать подробенее]

  • — Проблема этногенеза восточных славян.

    Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Принятие христианства. Распространение ислама. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Основные… [читать подробенее]

  • — ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позво­ляют отнести славян к индоевропейской языковой группе…. [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/istoriya/view/235235_problema_etnogeneza_vostochnyh_slavyan

    Становление государственности у восточных славян

    ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 16Следующая ⇒

    Вопрос об образовании, становлении и развитии Древнерусского государства, его политической и социально-экономической структуре представляется принципиальной проблемой, вызывающей порою противоречивые истолкования.

    https://www.youtube.com/watch?v=ykKyCCzhAAk

    Большинство ученых считает, что Киевская Русь сформировалась в результате продолжительного, органичного процесса эволюции славянского общества путем разложения первобытнообщинного хозяйства, имущественного неравенства, складывания в нем классов и классовых отношений, объединения племенных территорий в племенные союзы. Другие, напротив, полагают, что формы и социально-экономическое содержание русского государства стали результатом завоевания иноземцами, привнесены извне и не были связаны с развитием самого славянского общества.

    Проследим основные этапы становления и развития Древнерусского раннефеодального государства — Киевской Руси, складывания форм государственного управления и законодательных документов на конкретных исторических фактах.

    Возникновение Древнерусского государства. Предки нынешних славян — праславяне были известны уже с середины II тыс. до н.э. Начальные письменные свидетельства о них греческих, римских, арабских и византийских историков относятся к началу I тыс. н.э.

    Разложение родового строя у восточных славян характеризовалось выделением внутри племен больших патриархальных семей, которые вели совместное хозяйство на осваиваемых ими землях. При этом леса, пастбища, охотничьи угодья оставались объектами общего пользования, а освоенные участки пахоты, орудия труда, рабочий скот постепенно приобретали хозяев в лице отдельных семей.

    Часто три-пять домохозяев селились в общих поселках, где за высокой деревянной оградой стояли бревенчатые жилища. Рядом располагались кузница, амбар с ручной мельницей, помещение для прядения, ткачества и шитья одежды, загон для скота и пр. Для своего жилья славяне выкапывали углубление. Верхняя часть такой полуземлянки укреплялась бревнами или жердями.

    Стены избы снаружи обмазывались глиной. Внутреннее убранство составляли скамьи-лежанки, печь с дымоходом, глиняная и деревянная посуда, мелкий рабочий инвентарь и пр. Трудовая мирная жизнь неоднократно прерывалась многочисленными иноземными противниками. В борьбе с ними начали складываться первые племенные союзы. Известно, что уже с VI в.

    славяне и сами совершали походы в земли Восточной Римской империи — Византии.

    Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства, «лучших людей» — так назывались зажиточные люди. К VI-VII вв.

    у восточных славян формирующиеся хозяйственные системы территориально-племенных земледельческих общин складываются в полугосударственные объединения переходного типа и кровнородственные отношения заменяются территориальными, политическими и военными связями.

    Среди объединяющих факторов — сходство направлений социально-экономического развития восточнославянских племен, основу которого составляли пашенное земледелие, скотоводство, охота, бортничество (сбор меда диких пчел) и др.

    Источники позволяют сделать вывод о том, что процесс становления государственности у восточных славян характеризовался тремя общественно-экономическими укладами.

    Так, первобытнообщинный неуклонно разлагался, рабовладельческий, вследствие нерациональности и неокупаемости рабского труда в суровом климате и других обстоятельств, не получил законченного развития, а феодальный обрел свои сущностные черты.

    Необходимость возникновения государства обусловливалась потребностями ограничения родовой власти, выделившейся вследствие имущественного расслоения и зарождения племенной знати, появления славянских дружин, призванных поддерживать внутреннюю и внешнюю политику своих вождей. На рубеже VIII-IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов — военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.

    Один из первых русских историков, монах-летописец Киево-Печерского монастыря — Нестор (конец XI вв. — начало XII вв.) в «Повести временных лет» повествует о создании в VI в.

    крупного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшем название одного из племен «рос» или «рус». Уже в VIII — IX вв.

    этот союз объединял несколько десятков славянских племен с центром в Киеве и занимал значительную территорию, не уступающую по размеру Византийской империи.

    Новгородская летопись сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем славянское объединение вокруг Новгорода.

    Согласно восточным источникам накануне образования Древнерусского государства на этой территории сформировались три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куявия (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа с центром в Новгороде) и Артания (юго-восточная группа, предположительно район Рязани). При этом южные славяне платили дань хазарам, северные — варягам. И хотя государственность у славян пока еще была примитивной, она стала основой, фундаментом для формирования Древнерусского государства.

    Читайте также:  Греко-персидские войны: ход событий и значение - история России

    Территориальное оформление Киевской Руси. Сложившиеся условия для создания государства потребовали соответствующего оформления. По мнению автора «Повести временных лет», враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжит и володеть нами»'.

    Князь Рюрик прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья — в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей, которая правила в России до конца XVI в.

    Как установлено археологическими раскопками, IX в. на Рюриковом городище (в районе современного Новгорода; находилась резиденция скандинавского князя, что подтверждает рассказ древнего летописца о приглашении князя «из заморья» верхушкой славянских и местных угро-финских племен.

    Источниковедческие исследования показывают, что с приглашенным и князем племенная знать заключила договор, по которому сбор государственных доходов с подвластных территорий оставался за представителями местных верхов.

    Этот договор и лег, видимо, в основу дальнейшего взаимоотношения Новгорода с князем, могущества и независимости новгородского боярства с его крупным корпоративным землевладением и торговлей.

    К тому же политические пре имущество новгородской аристократии подкреплялось институтом вечевого строя.

    По некоторым источникам, недовольные Рюриком его соплеменники, князья Аскольд и Дир, в поисках добычи и развлечений направились с частью дружины из Новгорода в Константинополь. По пути им удалось захватить небольшой красивый город на высоком берегу Днепра — Киев. Переадресовав выплачиваемую киевлянами дань от хазар на себя, они остались в Киеве государями.

    После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится князь Олег (?-912, 879-912), прозванный Вещим.

    Предпринятый им удачный поход на юг обеспечил объединение двух главных центров восточных славян — Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского моря, до Черного, или Русского) и его ответвлений, освобождение земель северян и радимичей от хазарской дани. Сформировалось Древнерусское государство — Киевская Русь (882) со столицей в Киеве, по определению князя, «матерью городов русских».

    Сплочение восточных славян вокруг Киева, проходившее в ожесточенной борьбе с внешними врагами, продолжалось и в Х в. К середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе.

    В этому времени в состав Киевского государства вошли все восточнославянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер — на севере (новгородские и ильменские славяне) до верховьев Волги — на востоке (вятичи, меря, мурома и др.

    ), от середины Днепра — на юге (Чернигове-Северская, Киевская, Галицкая Волынская земли северян, полян, древлян, волынян, тиверцев) до Чудского озера — на западе, включая земли дреговичей, полочан, кривичей, радимичей.

    Древнерусское государство было признано в качестве равного Византийской империи. Предание повествует, что князь Олег, совершивший поход на Константинополь, в знак победы повесил свой щит на воротах Царьграда. Византийский император уплатил Олегу значительную дань и заключил с ним договор (911), предоставлявший русским купцам беспошлинную торговлю и другие привилегии.

    Таким образом, очевидно, что государство — продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организовано одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых. Тем не менее, летописное предание о призвании варяжских князей было облечено в так называемую «норманнскую теорию».

    Основоположниками этой концепции принято считать немецких историков Г. Байера, Г. Миллера, А.Шлецера, приглашенных в Россию в период правления Анны Иоанновны (1693-1740,1730-1740) и расцвета бироновщины.

    Авторы этой «теории» и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси.

    И уже в тот период норманнизм встретил активное возражение со стороны ряда передовых русских ученых, в том числе и М.В. Ломоносова.

    Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей в качестве военных специалистов не вызывает сомнения. Однако ряд историков, начиная с М.В. Ломоносова, сомневались в неславянском происхождении Рюрика.

    Приглашенные предводители рюриковой рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою и гражданскую власть. Норманны, по существу, превратились из наемной (союзной) дружины в опору военной власти своего представителя — князя.

    Это было не завоевание, а сотрудничество, своеобразный синтез культур.

    Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические насильственные истоки. К тому же князь, и его дружина быстро «ославянилась». Уже внук Рюрика носил чисто русское имя -Святослав.

    В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственность отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процесса противоречит известным фактам.

    Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение севере русских и южнорусских племен — характерные черты продвижения славянского общества к государству.

    Первые восточнославянские княжества существовали до прихода Рюрика, и первые русские князи именовались хаканами — царями. Древнерусское государство, подготовленное многовековым развитием восточного славянства, по своему политическому и экономическому развитию стояло выше варягов и не могло по этой причине заимствовать у пришельцев опыт государственности.

    Однако именно норманны, во многом, увлекли славян в походы на Византию. Они же способствовали объединению Новгорода и Киева. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги стимулировали этот процесс.

    Источник: https://lektsia.com/2x7cb7.html

    Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления и эволюции восточнославянской государственности

    Духовную основу государства составляло язычество, но постепенно под влиянием Византии здесь начинает распространяться христианство, а под давлением Арабского халифата — мусульманство. Переселившиеся сюда в VII в.

    евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим — с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества.

    В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

    История противостояния Руси и Хазарского каганата — сложная, многозначная, не во всем понятная.

    Роль хазар в истории Руси принято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в.

    между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.

    Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойничали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного

    дня я спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течение десятилетий1.

     Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2.

    Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа.

    Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.

    Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов3.

    Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было.

    Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.

     Как жили восточные славяне? Основным их занятием было земледелие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господствовала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение.

    Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда.

    С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община — «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыболовством, бортничеством.

    Постепенно в сферу их хозяйственной деятельности стало входить скотоводство.

    Общественная структура у восточных славян в VIII—IX вв. строилась на простых принципах «свой — чужой» и «свободный — несвободный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация соплеменников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков.

    Во главе рода стояли старейшины, во главе племени — князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени решались на народных собраниях — вече.

    Для ведения боевых действий выбирались вожди — наиболее смелые и удачливые воины, встававшие во главе дружин, появившихся уже в VII в.

    Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, византийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Мусульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне — народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять»2.

    Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племенами, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к установлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв.

    они объединились в племенные союзы, имевшие признаки зарождавшейся государственности.

    Союзы возглавлялись князьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внешней политики, управления, суда, религии.

    Читайте также:  Кто убил александра македонского? - история России

    Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов.

    Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно — общинных отношений.

    Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, поскольку в механизме власти «князь — совет старейшин — народное собрание» решающее слово оставалось за последним.

     Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым — южный во главе с полянами и центром в Киеве.

    Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называют Рязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А.

    Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.

    3.Споры о происхождении Русской княжеской династии

    По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря — норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещает вопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.

    Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки.

    Освоив реки Восточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Византии, не встретив на славянских землях большого сопротивления.

    Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.

    Славянские и финские племена, занимавшие северо-запад Восточно- Европейской равнины, в 862 г., согласно летописной легенде, привали княжить на своих землях трех варяжских князей — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

    Почему это произошло? Притесняемые варягами, местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры, и они почли за благо пригласить князя со стороны.

    После смерти братьев Рюрик (862—879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.

    Вторая группа исследователей не признает норманнского происхождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их славянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхождении.

    Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новгород, то он весьма сложен.

    Остается открытым вопрос: были ли славянские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призвали варягов? Летописные данные, иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники), археологические, антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос — создали ли они российскую государственность?

    На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ.

    Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена, во-первых, с целью поиска данников и объектов грабежа, во-вторых, для утверждения на торговых путях, дабы можно было сбывать награбленное в Византии и на Востоке.

    Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда, когда есть где княжить), чтобы защитить местных жителей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государственность отсутствовала.

    Относительно происхождения слова «Русь», не вдаваясь в существо споров по этому вопросу, отметим следующее. Племена руссов вместе с варягами совершали набеги на славянские территории. Русы — это, видимо, особое этнообразование шведского или северогерманского происхождения.

    Мусульманские авторы писали, что «славяне одеваются в длинные полотняные рубахи и высокие сапоги, вооружены копьями и щитами, мертвых сжигают и хоронят в урне в кургане».

    В то же время «русы, одеты в короткие куртки, кафтаны с золотыми пуговицами, шапки, плащи, широкие шаровары до колен, гетры».

    Источник: http://referat.yabotanik.ru/istoriya/problema-jetnogeneza-vostochnyh-slavyan-osnovnye-jetapy/244381/229695/page2.html

    Этногенез восточных славян

    Глава 1 ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX–XII ВВ.)

    § 1. Этногенез восточных славян

    Прародина славян.Предки славян – племена, говорившие на балтославянских диалектах, – приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э.

    из единого позднеиндоевропейского (балтославянского) языка выделились собственно славянские и балтские племенные диалекты.

    Причем балты разделились на три крупные группы: западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов), срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов) и днепровскую (предки летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь, славяне в IV–X вв.

    также разделились на три главных диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Южные славяне расселились преимущественно на Балканах, западные – в Центральной Европе, а восточные – в Восточной Европе.

    В археологии нет единой точки зрения относительно места прародины славян. Одни ученые находят ее в междуречье Вислы и Одры, другие – Вислы и Немана, третьи считают, что зарождение славянского этноса проходило между Одрой и Днепром.

    Данные языкознания (прежде всего топонимики – дисциплины, изучающей географические названия) позволяют связать славян с областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной реками Эльбой и Одрой на западе, бассейном Вислы и Верхним Поднестровьем до Среднего Поднепровья на востоке.

    Праславяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, переселившихся на рубеже III–II тыс. до и. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья в Центральную, Северную и Восточную Европу.

    О предках славян можно составить представление по памятникам тшинецкой (третья четверть II тыс. до и. э., обнаружены между Вислой и Средним Днепром), лужицкой (XIII–IV вв. до и. э.) и поморской (VI–II вв. до и. э., территория современной Польши) археологических культур.

    Кроме того, некоторые историки связывают с предками славян такие археологические культуры, как среднеднепровская (середина III – первая четверть II тыс. до и. э.; Среднее и Верхнее Поднепровье), чернолесская (VIII – начало VI вв. до и. э.), памятники которой найдены в Поднепровье, и позднезарубинецкая, существовавшая с конца I тыс.

    до и. э. в бассейне реки Припять и Среднем Поднепровье.

    Первые достоверные письменные сообщения о славянах как самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Ко второй половине VII в. принадлежат первые упоминания о славянах у арабских авторов.

    Приблизительно к этому же времени относятся самые ранние легендарные сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей. До этого периода в зарубежных источниках встречаются данные о народах, которых называют венедами (венетами), склавенами и антами.

    Однако эти сведения столь неопределенны, что говорить об этнической принадлежности упомянутых народов не представляется возможным.

    Северо-западными соседями предков славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. На юго-западе, севере и северо-востоке от них жили финно-угры. Юго-восточными соседями предков славян были западноиранские племена скифов и сарматов, южными – готы, фракийцы и иллирийцы, западными – кельты.

    Восточные славяне: занятия и общественный строй.Восточные славяне заселяли Восточноевропейскую равнину в двух направлениях.

    Часть восточнославянских племен расселилась в бассейне Днепра и оттуда начала осваивать верховья Волги, долины Верхнего Днестра и Южного Буга.

    Другая группа продвинулась на северо-запад, в район озера Ильмень, и впоследствии заняла территории до Белоозера и Волго-Окского междуречья.

    Восточные славяне обычно селились в лесах и по берегам рек. Основным их занятием было земледелие. В условиях лесной и лесостепной зон это был так называемый лесной перелог. Освобожденная от леса земля распахивалась и засевалась три-четыре года подряд, а потом забрасывалась на четыре-пять лет.

    За это время она успевала «отдохнуть», но еще не зарастала лесом «в столб». Затем ее вновь начинали распахивать. Перелог сопровождался подсекой: вырубкой леса, корчеванием пней и сжиганием поваленных деревьев. Зола сгоревших стволов являлась естественным удобрением.

    Это позволяло получать в первые два-три года довольно высокие урожаи зерновых культур (преимущественно ржи, овса, ячменя и в меньшей степени пшеницы). На втором месте по значению стояло скотоводство (в основном разводили крупный и мелкий рогатый скот).

    Кроме того, славяне занимались охотой, рыболовством и бортничеством.

    В середине I тыс. и. э. с развитием производства железа восточные славяне вступили в период разложения родового строя.

    Более совершенные орудия труда позволяли отдельным семьям получать достаточное для жизни количество продуктов.

    В результате связи между членами рода слабели и на его месте сформировались племена, объединение которых происходило уже по территориальному признаку. Племя занимало площадь 40–60 км2.

    На территории Восточной Европы проживало несколько десятков восточно-славянских племен. К IX в. они объединились в союзы. Поляне освоили Среднее Поднепровье, северяне – левый берег Днепра (северо-восточнее полян). Уличи занимали территорию южнее полян.

    Тиверцы обитали в низовье Днестра, белые хорваты – в верховье Днестра, древляне – к северо-западу от полян. Волыняне жили западнее древлян, в районе Прикарпатья (этот племенной союз назывался также бужане или дулебы). Дреговичи обосновались между реками Припятью и Двиной.

    Кривичи – в верховьях Двины, Днепра и Волги. Часть кривичей называла себя полочанами – по названию реки Полота, в бассейне которой они жили. Радимичи занимали бассейн левого притока Днепра – реки Сож.

    Вятичи обитали в верховьях Оки, ильменские словене – в районе озера Ильмень и реки Волхов.

    Политический строй восточных славян в VII–VIII вв. находился еще на стадии военной демократии: все взрослое население племени участвовало в решении общих проблем, а каждый мужчина был воином и имел оружие. В мирное время руководящие функции находись в руках старейшин и жрецов. Во время войны власть принадлежала вождям (князьям).

    Приблизительно в IX–X вв. у восточных славян начало формироваться государство.

    Источник: http://www.compendium.su/history/zemcov/2.html

    Ссылка на основную публикацию