Древние цивилизации. раннее средневековье в европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций — история России

Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы

Древние цивилизации. Раннее средневековье в Европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций - история России

Тема 3 Место Средневековья во всœемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси.

1/ Средневековье как этап всœемирной истории.

Основные цивилизационные регионы

2/ Место России в мировой цивилизации

3/ Возникновение древнерусского общества

Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие ʼʼсредний векʼʼ было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Οʜᴎ верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима.

А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность.

Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать — ʼʼmedium aerumʼʼ — ʼʼсредний векʼʼ.

Для итальянских гуманистов — ʼʼсредний векʼʼ — это ʼʼтемный векʼʼ.

Напротив, историки так называемой ʼʼромантическойʼʼ школы, многие религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представляющее из себя полную противоположность современному ʼʼцивилизованномуʼʼ обществу.

Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. Необходимо уточнить понятие средневековья и конкретно разобраться, каково же значение эпохи Средневековья в мировой истории в целом и в истории России, в частности.

В историографии существуют различные мнения по поводу определœения временных рамок Средневековья. Историки школы ʼʼАнналыʼʼ датируют Средние века — начало II—III вв. н. э. — конец XVIII в. Большинство же историков склоняются начало Средневековья датировать V в.н. э. — конец XVI—середина XVII вв. Внутри тысячелœетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:

Раннее Средневековье — V в. — начало XI в.

Классическое Средневековье — XI—XV в.

Позднее Средневековье — XV в. — середина XVII в.

Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя — крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени — землю.

Для данного общества характерна устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для ʼʼспасенияʼʼ души, достижения ʼʼЦарства Божияʼʼ.

Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы.

В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в т.ч.

институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа.

В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация.

В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет всœе наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В корне этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама.

Ислам (мусульманство) (араб. — ʼʼпокорностьʼʼ) возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове.

Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти базовых культовых предписаний, так называемых ʼʼстолпов верыʼʼ, произнесение во время богослужения основного символа веры: ʼʼНет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник егоʼʼ, ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (залят), совершения паломничества в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное предопределœение, идея безусловной покорности божественной воле, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру.

Ислам сформировался в арабской среде. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство — Арабский Халифат, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия.

Ислам способствовал не только политической консолидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развития городов).

Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином, всœем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычайно своеобразная и яркая культура была создана в Средневековье на арабо-мусульманском Востоке.

Арабский ʼʼнольʼʼ, добавленный к вавилонской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике.

Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов.

Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна — религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста.

Проповедь против ʼʼневерныхʼʼ положила начало крестовым походам (конец XI—конец XIII вв.).

В Европе Средневековье — это период становления новой формы западной цивилизации — европейской христианской цивилизации. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи.

Римская же империя, как отмечалось выше, раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существование в результате внутренних противоречий и нашествия так называемых ʼʼварваровʼʼ в 476 ᴦ.

По этой причине цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались две разновидности европейской цивилизации — восточная и западная.

Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтеза античной цивилизации и варварского уклада жизни в ходе процессов романизации, христианизации, становления государственности и культуры новых народов Европы.

Культурной базой европейской цивилизации является античность. Византия никогда не порывала с античностью.

Читайте также:  Деятельность д. и. писарева. полемика между русским словом и современником. - история России

Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития.

Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство.

Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире.

Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской церкви — папа Римский и глава Византийской церкви — Константинопольский патриарх.

Папа Римский объявлял себя наместником Иисуса Христа͵ преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселœенской (католической) церкви, патриарх Константинопольский же принял титул Вселœенского партриарха православной, т. е.

истинно христианской церкви, поскольку он признавал решения только первых семи Вселœенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которому предали друг друга папа Римский и Константинопольский патриарх 16 июня 1054 ᴦ.

Византийская империя как самостоятельное государство исчезло в XV в. Но она заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой являются русские, болгары, греки, сербы, украинцы, белорусы и многие другие народы Европы.

Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселœением народов — вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др.

Не следует преувеличивать степень отсталости, ʼʼварварстваʼʼ этих народов. Многие из них к III—V вв.

имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.

Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н. э. селились на территории Римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав римской армии.

Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве. Таким образом к началу великого переселœения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов.

Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозило данный процесс.

Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни — городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

При этом уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться. В V—VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а VII—Х вв.

они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768—814), королевство германцев — преобразованное при короле Оттоне I в 962 ᴦ.

в Священную Римскую империю.

Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право.

При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.).

С созданием сильных государственных образований начинают возрождаться торговля и ремесло, которые способствуют быстрому подъему городов и связанной с ней городской культуры. В классическое Средневековье в городах начинают оформляться научно-учебные центры — возникают первые университеты.

Среди всœех достижений античной цивилизации особое место принадлежит христианству. Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, духовной основой всœей европейской цивилизации является христианство.

В условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство и его организации — католическая и православная церковь — в течение многих веков были единственными общими для всœех стран и народов Европы духовными и социальными институтами.

Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации.

По этой причине процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации — приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, вступления в христианские организации — католическую и православные церкви.

Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионерскую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из сосœедних варварских племен уже приняли христианство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захватническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе говорит тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое руководящее положение, получив знаки королевской власти из рук папы или его представителœей в ходе обряда коронации.

В глазах западноевропейских народов Римский папа оставался единственным авторитетом поколебленного, но не исчезнувшего авторитета Великого Рима. В 800 ᴦ. король франков Карл Великий был коронован в Риме как император римлян. В 962 ᴦ.

саксонский король Оттон I был коронован Римским папой как император Священной Римской империи.

Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. В 751 ᴦ.

в Западной Европе на территории Италии было создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителœем. Юрисдикция духовной власти папы не ограничивалась равенским экзархатом.

Она распространялась на всю Западную Европу.

На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

Читайте также:  Внешняя и внутренняя политика павла i (1796 - 1801) - история России

Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись монастыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по переписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной исследовательской деятельности и высшего образования — университеты.

Итак, на базе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский. Все события средневековой истории, хозяйственная деятельность, торговля, войны, обмен культурными достижениями и идеями.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/566833_srednevekov_e_kak_etap_vsemirnoy_istorii_osnovnye_civilizacionnye_regiony

открытая библиотека учебной информации

Краткое изложение теоретических вопросов

План изучения темы

1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации:

А) социально-экономические особенности периода средневековья;

Б) основные формы государственной власти.

2. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Византийская цивилизация.

3. Представления о мире и человеке в средние века. Христианское мировоззрение.

4. Запад и Восток в эпоху расцвета средневековья: особенности развития и контактов.

Основные понятия: великое переселœение народов, христианизация, православие, католицизм, крестовый поход, сословно-представительная монархия, ереси.

Термин «средние века» стали употреблять итальянские гуманисты XV – XVI вв.

Средние века — ϶ᴛᴏ период всœемирной истории, содержанием которого является формирование, расцвет и упадок феодального строя.

Хронологические рамки западного Средневековья.

1. Раннее средневековье (V – X вв.) — период цивилизационного выбора.

2. Классическое средневековье (XI – XV вв.) — становление цивилизаций интенсивного типа.

3. Позднее средневековье (XV – XVII вв.) — бурное развитие цивилизаций.

На становление средневекового общества повлияли следующие факторы:

— великое переселœение народов / варварские традиции;

— упадок Рима / античное наследие;

— христианское мировоззрение.

Первые века новой эры стали временем массовых миграций в Евразии, получивших в истории название великого переселœения народов.

В ходе масштабных перемещений стирались и изменялись границы прежних племенных ареалов, шло резкое увеличение межплеменных контактов, смешивались разные этнические компоненты, что приводило к образованию новых народов. История многих современных народов берет начало в этой эпохе.

Первая волна великого переселœения была связана с германцами. Во втором — третьем веках через Русскую равнину с севера на юг — из районов Прибалтики и Дании — в Крым, на Балканы и оттуда — в Южную Азию — двинулись германские племена готов.

У готского историка Иордана есть упоминание о мордве, веси, мери, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом и простиравшегося на всю Русскую равнину.

Под напором гуннов и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение и другие германские племена, граничившие с Римской империей.

Германцы в 4-5 веках н. э.

основали королевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании — вестготы; на юго-западе Германии, в Эльзасе, большей части Швейцарии — алеманы; на юго-западе Галлии — бургунды; в Северной Галлии — франки; в Италии — остготы и лангобарды; на Британских островах — англы, саксы, юты. В результате германского нашествия рухнула Западная римская империя, и установились государства, на полторы тысячи лет вперед определившие политическую географию Западной Европы — Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия.

А) Социально-экономические особенности периода средневековья.

Влияние римской цивилизации на германские племена способствовало синтезному пути формирования новых общественных отношений — феодализму. В V-VII вв.

Германская община расслаивается, зарождаются два класса феодального общества: феодалы и зависимые крестьяне. Феодализация общества проходит в разном темпе, но к серединœе IX в. складывается новый тип феодальной экономики.

Феодализм считается основой средневековой цивилизации и включает в себя:

1) феодальную собственность на землю;

2) господство натурального типа хозяйства (это такой вид хозяйства, при котором всё крайне важное производилось и потреблялось внутри хозяйства, а не для продажи);

3) феодальная рента (это доход, не связанный с производительной или предпринимательской деятельностью, и регулярно получаемый феодалом от сдачи в аренду земельных участков);

4) внеэкономическое принуждение (это принуждение к труду, основанное на отношениях господства и подданства, личной зависимости крестьян от феодалов).

Остается дискуссионным вопрос о соотношении понятий «средневековье» и «феодализм». Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.

I. Средневековое общество — ϶ᴛᴏ по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.

II. Делœение общества на сословия.

Основные сословия: молящиеся (духовенство), воюющие (феодалы), трудящиеся (служащие, купцы, ремесленники, крестьяне). Стоит сказать, что для них было характерно стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп; слабое развитие индивидуализма.

III. Устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви.

Б) Основные формы государственной власти.

Власть в средневековой цивилизации разделялась между королем и крупными землевладельцами. Король франков Карл Великий (768-814 гᴦ.) создал огромную империю. В 800 ᴦ. Карл стал римским императором. После смерти Карла по Верденскому договору 843ᴦ.

империя была поделœена между его потомками, что впоследствии привело к образованию Франции, Германии и Италии. С распадом империи Карла Великого наступило время феодальной раздробленности. Частная власть сеньоров ослабляла публичную власть государства. С XII в.

королевская власть повела наступление на политическую самостоятельность крупной знати.

Оформление сословий, усилия короля, ломавшего отношения личной верности и покорности, внедрявшего принципы подчинœения населœения публичному праву государства, вели к рождению новой формы средневековой государственности. Решающий сдвиг в большинстве стран Западной Европы произошел в XII –XIV вв.

в Англии, Франции, христианских государствах Пиринœейского полуострова, в германских княжествах, Польше возникли сословно-представительные монархии- это особый тип государственного устройства в феодальной Европе, явившийся результатом соглашения между властью и сословиями; возникают первые парламенты.

В Англии появился парламент; во Франции и Нидерландах – генеральные штаты; в Испании – кортес; в германских княжествах – рейхстаги и ландтаги; в Скандинавии – риксдаги; в Чехии и Польше – сеймы. Οʜᴎ служили каналом взаимодействия королевской власти и сословий, добившихся права на участие в принятии общегосударственных решений.

Как правило, становление сословно-представительных монархий шло параллельно с процессом централизации государств.

Конституция, парламентпри сохранении монархии
Мануфактурное производство
Начало колониальных завоеваний
Крестьянские восстания и войны
Утверждение буржуазных отношений
Сословно-представительные монархии
Феодальная раздробленность
Раннефеодальные государства
Относительная прозрачность границ и удобные коммуникации

Рис. 5 «Эволюция государственности в эпоху средневековья».

Читайте также

  • — Становление западноевропейской средневековой цивилизации.
    Читайте также:  Самые знаменитые военачальники армии антанты - история России

    Краткое изложение теоретических вопросов План изучения темы 1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации: А) социально-экономические особенности периода средневековья; Б) основные формы государственной власти. 2. Основные черты и этапы развития… [читать подробенее]

  • — ТЕМА 5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации.

    Задание 1. Первое знакомство римлян с этими племенами произошло ещё в I в. до н.э., когда они попытались осесть в римской провинции Галлии. Но натиск был отбит знаменитым полководцем Юлием Цезарем. О каких племенах повествует Юлий Цезарь: «Вся жизнь их проходит в охоте и… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/242434

    Средневековая цивилизация Западной Европы

    Средневековье, принятое в исторической науке обозначение периода, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. В науке датируется концом V века — серединой XV столетия.

    Условной датой начала средних веков считается взятие Рима Одоакром в 476 году, с датой окончания Средних веков связывают падение Константинополя в 1453 году, или иногда открытие американского континента Христофором Колумбом в 1492 году.

    Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности.

    От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.

    Само определение «средневековая» производно от понятия «средние века» (medium aevum), введенного около 1463 года итальянским гуманистом Флавио Бьондо.

    «Средние века», «средневековый период», по оценке гуманистов, просветителей и позитивистов – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков.

    Иную оценку «средним векам» и «средневековью» давали романтики. Они считали этот период временем наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния.

    Только в средневековом обществе народ был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в «средние века» человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями.

    Историки материалистической направленности рассматривали средневековое общество как неразвившееся настоящее, как эмбриональное состояние современности.

    Они отыскивали в средних веках зачатки «парламентаризма», «конституции», «частной собственности», «классов» и «классовых антагонизмов». Такой модернизирующий подход лишал средневековую цивилизацию специфики, оригинальности и неповторимости и возводил, по существу, барьер непонимания той эпохи.

    Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока, Л. Февра, Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа.

    Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному.

    Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.

    Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили понятие «ментальности», или «менталитета», под которым имелись в виду мыслительные установки, коллективные представления, склад ума.

    На наш взгляд, ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания, основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой.

    Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации и человека современного, историки школы «Анналов» открыли «другие средние века» (так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф).

    «Средние века» оказались не «безвременьем», не «провалом» в истории человечества, но временем интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.

    Нам еще предстоит выяснить специфику и достижения средневековой цивилизации Запада.

    Сейчас же мы ограничимся указанием на то, что под таковой мы понимаем королевства: Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон, Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.

    ), Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические государства X – XV веков, оставляя за собой право освещения предыстории важнейших из них с V века. Объединяющими признаками цивилизации средневековья являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

    История древних цивилизаций →

    Факторы становления средневековой цивилизации →

    Источник: http://godsbay.ru/civilizations/srednevekovaya_civilizaciya_zapada.html

    Ответы на экзаменационные билеты

    Цивилизация эпохи Средневековья

    ПодробностиКатегория: Обществознание

    Средние века – принятое в науке обозначение периода в истории Западной Европы между античностью и Новым временем. Этот период охватывает более тысячелетия (V—ХVI вв.) и в социально—экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма.

    В этом исторически длительном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающийся как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени – эпохи буржуазного производства.

    Средневековый человек строил свои взаимоотношения с миром на основе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов—землевладельцев, присваивающих себе их труд в разных формах (натурой, рентой).

    Средневековый человек существовал в условиях сословно—иерархической структуры общества, пронизанной снизу доверху сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену. Средневековый мир отличался воинственностью.

    Войны несли голод, разрушения, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни.

    Особую роль в формировании средневековой цивилизации сыграли христианская религия и римско—католическая церковь. Христианский образ человека предполагал два начала – тело и душу, приоритет отдавался началу духовному.

    Красота тела в христианстве выражалась в торжестве духа над телом. На смену античному атлету, как символу античной культуры, пришел средневековый аскет – утверждался образ жизни с идеалом духовного возвышения.

    Нравственные ценности христианства укладывались в знаменитую триаду: Вера, Надежда, Любовь.

    Средневековый человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей. В этом мире все создано Богом и полно тайного смысла. Человеку надлежало проявлять смирение, непротивление тому, что есть в сотворенном Богом мире.

    Феодальное общество было сословным. Высшим сословием считалось духовенство, вторым – рыцарство. Третье сословие составлял простой народ, которому надлежало трудиться и обеспечивать существование всех.

    Важным структурным звеном общества были монастыри.

    Религия оказывала большое влияние на развитие искусства. В архитектуре наиболее ярко заявили о себе романский и готический художественные стили. В этих стилях возводились соборы, другие религиозные сооружения.

    Центрами научных исследований стали университеты. Культурными важнейшими центрами средневековья становились города. Городское население было более самостоятельным, предприимчивым и обладало собственными особыми чертами.

    Источник: http://eksdan.ru/otvety-na-ekzamenatsionnye-voprosy/107-obshchestvoznanie/6172-tsivilizatsiya-epokhi-srednevekovya.html

    Ссылка на основную публикацию