Димитров в москве — история России

Достопримечательности Дмитрова за один день

Димитров в Москве - история России

Продолжаем рассказывать о городах Московской области. Сегодня на очереди Дмитров, основанный князем Юрием Долгоруким в 1154 году.

Дмитров был назван именем самого младшего сына Юрия Долгорукого — Всеволода Большое Гнездо (при крещении получившего второе имя — Дмитрий), который родился в том же 1154 году.

За свою историю город входил в состав Переяславского княжества, Владимиро-Суздальского княжества, Галицко-Дмитровского княжества, Дмитровского княжества и, наконец, Московского княжества. На пути монгола-татарских набегов на Русь, Дмитров был несколько раз разгромлен и сожжен.

Сейчас в Дмитрове проживают 66 тыс. человек, к 850-летию города (к 2004 году) был проведен проект по масштабному благоустройству города, в 2008 году городу присвоен титул «Город воинской славы». Дмитровский кремль и Борисоглебский монастырь — главные однодневные туристические маршруты.

Дмитровский кремль

Дмитровский кремль был построен в XII веке как пограничная древнерусская крепость. Сейчас на этом месте действует музей-заповедник, в состав которого входят 12 зданий (шесть из которых находятся на исторической площади). Фонд музея насчитывает порядка 40 тыс. единиц хранения.

Земляной вал Дмитрова

Ворота музея открыты с 10 утра до 17 вечера; выходной: понедельник и вторник.

Но, даже, если вы приехали в нерабочее время, не отчаивайтесь, ведь всю территорию Кремля можно осмотреть с некогда оборонительных насыпных валов XII века, замкнутых вокруг Кремля.

Общая протяженность валов 990 метров, а максимальная высота — 14 метров. Некогда на валах возвышались деревянные стены и башни Кремля, не сохранившиеся из-за частых войн и пожаров. Земляной вал Кремля охраняется государством.

Александровская часовня

Или часовня Александра Невского — покровителя всех воинов. Построена она была в 1868 году на средства горожан в честь спасения жизни императора Александра II от покушения в 1866 году. Часовня установлена вне территории кремля, перед Никольскими воротами.

Никольские ворота

Никольские ворота (проездная Никольская башня), считались главным входом в Дмитровскую крепость с северо-западной стороны и были сожжены в 1610 году во времена Смуты, как и остальные 9 башен с оборонительной деревянной стеной. Нынешние деревянные Никольские ворота были построены в 2004 году, после чего несколько раз горели и восстанавливались.

Успенский собор в Дмитрове

Архитектурной доминантой Дмитровского кремля является Успенский собор. Собор неоднократно перестаивался, в результате чего получил 9 глав (изначально было 5).

Точная дата постройки собора неизвестна, примерно между 1509 и 1533 гг. С 1932 по 1991 гг. храм был закрыт и передан музею, были сняты кресты и разобраны купол и шпиль колокольни.

В 2003 году храм с колокольней полностью отреставрировали и восстановили.

Золоченый пятиярусный иконостас конца XVII века.

Прогулочная дорожка от Никольских ворот к Успенскому собору.

Перед входом в Успенский собор в 2010 году был установлен памятник cвященномученику Серафиму, Епископу Дмитровскому. Епископ Серафим служил в Успенском соборе Дмитрова с 1920 по 1923 гг. За это время он основал братство Животворящего Креста Господня и занимался контрреволюционной деятельностью, за что был отправлен в ссылку, а 23 августа 1937 года был приговорен к расстрелу.

Тут же в 2004 году был установлен памятник братьям Кириллу и Мефодию, которые известны как создатели славянского алфавита. Кирилл держит в руках свиток с кириллицей, а Мефодий — Евангелие.

Их изображение так же можно увидеть внутри Успенского собора на стене.

Дворянское собрание

Здание было построено в период с 1877 по 1888 гг. для размещения расквартированных в городе воинских частей. Зданием дворянского собрания оно стало чуть позже: в 1897 году.

После революции 1917 года здесь стали размещаться партийные и общественные организации: клуб красноармейцев Дмитровского гарнизона имени Семенюка, партийный клуб, библиотека и кружки. После пожара в 1921 году полностью сгорел второй этаж, который восстановили только в 2003 году.

Все это время оставшийся первый этаж использовался как школа, мастерские, склады, пока и он не пришел в аварийное состояние. Сейчас восстановленное здание используется музеем для размещения художественных экспозиций.

Елизаветинская церковь

Церковь святой Елизаветы была построена в 1898 году и приписана к городской тюрьме из-за чего окна были укреплены металлическими решетками, а на втором этаже был балкон для стражей.

Средства на строительство церкви пожертвовала Елизавета Семеновна Лямина (жена владельца Яхромской прядильно-ткацкой фабрики). В 1925 году церковь была закрыта и использовалась как сельский клуб, а затем как складское помещение.

В 1998 году церковь возвращена Православной Церкви.

Здание тюрьмы и флигель

Тюрьма, для которой была построена Елизаветинская церковь, находится тут же (на фото в центре). Здание было построено в начале XIX века и прослужило тюрьмой до начала XX века. Позже в здании размещались: комбинат благоустройства Исполкома Горсовета, магазин похоронных принадлежностей, приемный пункт прачечной. В начале 1980-х гг. здание передано музею.

Флигель (две одноэтажные пристройки по бокам тюрьмы) использовался как административные здания тюрьмы. Позже помещения переделали под квартиры тюремных служителей. Сейчас здания также переданы музею, в них хранятся музейные фонды.

Гимназия

Женская прогимназия (4 младших класса) была построена в 1876 году по указанию императора Александра II, в ней учились девочки из самых знатных семей Дмитрова. Вместе с ней в Дмитрове было построено еще шесть новых гимназий.

Через 30 лет прогимназия была преобразована в полную гимназию с 8-летним курсом обучения. В семи предметных классах, восьми дополнительных и двух параллельных подготовительных учились 198 девочек.

Финансировалась гимназия на средства городского бюджета.

Позади гимназии площадка для стритбола.

Церковно-приходская школа

Бывшая церковно-приходская школа, сейчас здесь располагается центр развития творчества детей и юношества «Русский дом».

Советская площадь (бывшая Верхняя торговая)

Перед Дмитровским кремлем раскинулась Советская площадь с небольшой прогулочной аллеей. Площадь так же носила название Верхняя торговая и площадь Революции. Нынешнее название площадь получила в 1920-х гг., в связи с располагавшимся тут Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а затем Районного совета.

Вдоль улицы здания с магазинами, торговыми домами и кафетериями. Стоит отметить, что вся территория вокруг Кремля держится в полном порядке, все благодаря реконструкции города на 850-летие (к 2004 году).

Почему-то в России города выглядят хорошо только на юбилей или перед важными соревнованиями.

Над Дмитровом так хорошо потрудились, что в 2005 году город занял первое место во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» в категории «До 100 тыс. жителей».

Площадь украшена несколькими фонтанами, по-праздникам тут же устанавливают сцену.

Памятник Юрию Долгорукому в Дмитрове

Главной достопримечательностью Советской площади является памятник Юрию Долгорукому — основателю города.

По легенде, монумент находится в том самом месте, где Юрию предсказали рождение сына, после чего он приказал заложить город на этой земле. Памятник установили в 2001 году в рамках все той же подготовки к юбилею города.

«Стоит» Юрий Долгорукий спиной к южному входу к Кремль. Изначально этого входа не было, его прорубили в конце XIX века.

На противоположной стороне Советской площади находится памятник В. И. Ленину (установлен в 1950 году). Забавно, что два вождя смотрят и указывают правой рукой друг на друга, встретить такое можно только в Дмитрове.

Улица Загорская в Дмитрове

Неподалеку от южного входа в Кремль горит вечный огонь. Мемориал «Вечный огонь» был установлен в конце 2001 года на месте, где ранее стоял танк Т-34–85 (сейчас танк перенесли к выезду из города). Традиционно на гранитном постаменте высечены имена погибших во время Великой Отечественной войны.

Еще чуть дальше: сквер с фонтаном.

Через дорогу жилой дом с рисунком, призывающим всех народов к миру.

Улица Загорская ведет прямиком к главному зданию Музейно-выставочного комплекса, в который входит Дмитровский кремль. Здание было открыто в 2004 году на месте древнего посада. В здании размещаются экспозиционно-выставочные залы, хранилища фондов и административные помещения, кружки и клубы.

Тут же прогулочный сквер с фонтанами.

Завершает улицу Загорскую дворец культуры «Созвездие»: желтое здание с колоннами в стиле советского неоклассицизма. В здании работает муниципальный театр «Больше гнездо», проводятся авторские выставки, концерты, творческие встречи, театральные представления, официальные мероприятия и городские праздники.

Улица Кропоткинская в Дмитрове

В 2003 году (разумеется к 850-летию Дмитрова) с восточной стороны Кремля благоустроили пешеходную часть Кропоткинской улицы: замостили, отреставрировали дома, привели в порядок газоны, установили скульптуры и памятники.

Вид на Кропоткинскую улицу с насыпного вала.

В самом начале улицы установлен памятник Петру Алексеевичу Кропоткину (1842-1921), русскому князю, ученому и революционеру. П. А. Кропоткин был исследователем тектонического строения Сибири и Средней Азии.

Известный историк, философ и публицист, создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма.
За его спиной — дом купца Новосёлова. Род Новоселовых был самым многочисленным в Дмитрове, он берет свое начало в XVII века, а к концу XIX века в Дмитрове проживало уже более 10 династий Новоселовых.

Такое большое семейство занимало несколько домов на улице, но к нашему времени уцелел лишь один дом, построенный в 1842 году.

Остальные скульптуры улицы Кропоткинской не привязаны в каким-либо личностям, они призваны отражать жизнь и быт города XIX века. Пара молодых дворян, прогуливающихся вдоль Кремля. Тут же, кстати, и третий (восточный) вход в Дмитровский кремль. Когда на этом месте стояла проездная Егорьевская башня.

Купец с купчихой. У купца в руке диковинка того времени — часы.

Учительница с журналами и линейкой.

Бородатый паломник с посохом.

Крестьянка с котом.

Если у вас есть время, загляните на этой же улице в галерею «Мечта туриста». Фактически это магазин, но так же и бесплатный музей различных вещиц.

Здесь представлены авторские работы (куклы, украшения интерьера, посуда и т.д.), выполненные мастерами Дмитровского района; выставки коллекционеров, художников и текстильщиков.

Тут же можно заказать себе гида по городу или мастер-класс (разумеется уже платно).

Шахматы: красные фигуры — Русь, а черные — татаро-манголы.

Борисоглебский монастырь

История не сохранила точной даты создания Борисоглебского монастыря, его древнейшие постройки относят к XV-XVI в. Самое раннее упоминание о монастыре обозначено в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. Борисоглебский монастырь неоднократно приписывали к составу других монастырей.

В 1682 году его хотели приписать к Заиконоспасскому монастырю, однако приписка не состоялась. С 1724 по 1726 гг. был приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. С 1764 года Борисоглебский монастырь остается единственным монастырем в Дмитрове (Пятницкий и Никитский — были упразднены).

Читайте также:  Восстание черниговского полка - история России

С 1926 года монастырь закрывают и отдают краеведческому музею. С того времени в монастыре располагались: отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга-Москва, воинская часть и другие различные организации.

Восстанавливать монастырь начали с 1993 года, к 2004 году его полностью отреставрировали и заново освятили.

В 2006 году у стен монастыря был установлен памятник князьям Борису и Глебу — первым русским святым, заступникам Русской земли и небесным помощникам русских князей. Борис и Глеб являлись сыновьями киевского князя Владимира Святославича (Владимира Красное Солнышко), и были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным.

Каменный собор Бориса и Глеба является старейшим зданием на территории монастыря и центром всей композиции. В XVII веке к нему была пристроена трехъярусная шатровая колокольня.

Рядом с собором в 2004 году построили часовню Сошествия Святого Духа.

Надвратная Никольская церковь, была построена при архимандрите Каллистрате в 1685—1687 над Святыми вратами.

Настоятельский дом XIX века.

Монастырский птичник, он же вольер для павлинов. В теплое время года по монастырю гуляют павлины!

Источник: http://towntravel.ru/moskovskaya-oblast/dostoprimechatelnosti-dmitrova-za-odin-den.html

Тайны Георгия Димитрова

Для начала сделаю кое-что для того, чтобы вы не читали эту статью. Цитата: «Одним из талантливых учеников и последователей В.И. Ленина был верный сын болгарского народа Георгий Димитров.

Умение творчески применять марксизм-ленинизм в конкретных исторических обстоятельствах, постоянная неразрывная связь с массами, органическое сочетание теории с практикой революционной борьбы — все это в определяющей степени обеспечило становление Георгия Димитрова как общепризнанного вождя болгарского народа и одного из самых популярных деятелей международного коммунистического движения».

Представляете? Вот так писали историки в Украине о Димитрове. Историки потом из интернационалистов превратились в патриотов, стали директорами академических институтов, конечно, пылкими борцами за независимость, а Димитров так и остался изображенным в полностью идиотских тонах и категориях.

…Кто бы и что бы мне ни говорил, на собственном опыте я убедился: писать о людях с прозрачной и «несложной» биографией временами трудно. Казалось бы, к несложным персонажам относится ленинец, а затем сталинец Димитров. Он родился 18 июня 1882 года в селе недалеко от Софии.

Семья была большой, и пришлось ему вместо учебы рано пойти работать. Работал он в типографии, и это имело позитивный эффект — набирая тексты, много читал. Вообще, с интеллектом и знанием языков у Димитрова все сложилось.

Возможно, и из-за этого его втянуло в свою орбиту сначала профсоюзное, а затем болгарское социал-демократическое движение. Он оказался среди «тесных социалистов» («тесняков»), то есть пробольшевистски настроенных марксистов.

В 1909 году его избрали в Центральный комитет этой партии, а в 1913 году он стал «слугой народа» — депутатом тогдашнего болгарского парламента под названием «Народное собрание». Находился он в этом статусе до 1923 года.

«Тесняки» серьезно помогали ленинцам и в транспортировке газеты «Искра» и другой марксистской литературы, в частности через Одессу. В этой и других делах на Димитрова, как свидетельствуют источники, рассчитывал Владимир Ленин и его соратники. После прихода большевиков к власти Димитров вместе с другими «тесняками» организовывал кампании солидарности с ленинцами.

В 1919 году «тесняки» превратились в Болгарскую коммунистическую партию. Димитрова и его коллег избрали делегатами на ІІ конгресс Коммунистического Интернационала (Коминтерна), созданного в Москве в качестве инструмента разжигания мировой революции. Димитров с товарищами (также делегатами) в 1920 году, пытаясь на лодке попасть в Россию, вместо этого попал в румынскую полицию.

Впрочем, его довольно быстро освободили, а в Москву он попал в следующем году и был принят Лениным. Более полугода Димитров пробыл в большевистской России, перенял опыт захвата власти, и 23 сентября 1923 года стал одним из руководителей восстания в северо-западной части Болгарии, где был его центр.

Правительство во главе с Александром Цанковым (он отобрал власть у Болгарского земледельческого народного союза — крестьянской партии, которая была при власти в 1919—1923 годах) восстание подавило, а Димитров вынужден был бежать. Более двадцати лет он будет находиться в эмиграции, преимущественно в Австрии и Германии, периодически выезжая в другие страны Западной Европы и в Советский Союз.

Между тем в Болгарии заочно ему вынесли смертный приговор. Вот после упомянутого восстания имя Димитрова и стало известно в мире.

27 февраля 1933 года в Берлине случился грандиозный пожар. В 22 часа загорелся Райхстаг — нижняя палата немецкого парламента. 15 пожарных бригад заливали здание водой. За полтора часа пожар ликвидировали, но от зала заседаний остались руины, к тому же обвалился огромный стеклянный потолок. Скандал.

Совсем недавно Адольф Гитлер, который пришел, кстати, к власти парламентским путем, принес клятву как канцлер Германии. И вот первая неприятность. Впрочем, для кого-то неприятность, но не для нацистов. Они знали, что делать. Министр внутренних дел Геринг прямо в день пожара объявил организаторами его коммунистов.

Когда кто-то из журналистов сказал, что схватили только одного человека, он уверенно ответил, что там был не один человек.

А задержали сначала Маринуса ван дер Люббе (у него отобрали голландский паспорт и объявили голландским коммунистом), а затем его коллег — лидера парламентской фракции немецких коммунистов Эрнста Торглера, руководителя Компартии Германии Эрнста Тельмана и трех болгар, одним из которых был Георгий Димитров. В марте нацистское правительство получило чрезвычайные полномочия, еще через два месяца разогнали профсоюзы, а затем распустили все партии, кроме нацистской. Вот как своевременно сгорел Райхстаг. Состоялся громкий судебный процесс в Верховном суде, который проходил в Лейпциге и Берлине (там было несколько судебных заседаний) с 21 сентября по 23 декабря 1933 года. Димитров держался блестяще и доказал, что авторами провокации являются нацисты. В конце концов, коммунистов освободили, а ван дер Люббе приговорили к смертной казни. И казнили 10 января 1934-го.

Вся эта история с процессом, в принципе, подробно описана и напечатана. Когда я учился на историческом факультете Киевского университета, мне пришлось прочитать на эту тему немало литературы. Однако уже тогда меня заинтересовал вопрос: а в каком статусе Димитрова арестовали? И знаете кем он был? Нелегалом.

И руководил Западноевропейским бюро Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала и Балканской коммунистической федерации. То есть координировал деятельность 25 компартий Западной Европы и еще нескольких международных организаций, которые работали на инспирирование «мировой революции».

С конца февраля 1934 года и до начала ноября 1945 года Димитров находился в сталинской России. Впоследствии он возглавил Коминтерн, который Сталин распустил в мае 1943 года. После войны Димитров вернулся в Болгарию, где возглавил партию и коммунистическое правительство. 2 июля 1949 года во время пребывания в СССР он ушел из жизни.

Его мумифицированное тело положили в специально построенный в Софии мавзолей, откуда Димитрова вынесли в 1990 году, а в 1999-м не без проблем мавзолей взорвали и вывезли обломки.

Вот такая довольно прозрачная революционная жизнь. Но, как выяснилось, и у Димитрова были свои тайны. Например, во время пребывания в Берлине у него была женщина, которая ему помогала во всех смыслах, но после отъезда в Москву он ее никогда не вспоминал и не контактировал с ней.

Существует довольно загадочная версия, что Димитрова отравили и что это робота Лаврентия Берии. И еще одна тайна — это его дневник. По некоторым сведениям, еще в 1918—1923 годах он делал в дневнике записи, но эти тексты не сохранились. И вот после ареста 9 марта 1933 года в берлинской тюрьме он возвращается к регулярным дневниковым записям.

После депортации в СССР он продолжает записи, хотя часть из них (за период с февраля 1935 по август 1936 года) была, как утверждают специалисты, уничтожена то ли самим Димитровым, то ли кем-то после его смерти.

Сохранилось 12 тетрадей и 9 отдельных листов записей за 1949 год, а также некоторые приложения к записям, которые делались в соответствии с периодами на немецком (в берлинской тюрьме), русском (во время жизни в СССР) и болгарском (по возвращении домой) языках.

Обратите внимание: коммунистические вожди осмеливались писать в лучшем случае мемуары, чтобы свести счеты с соперниками и изобразить себя сами догадываетесь как. Известно было разве что о тюремных тетрадях лидера итальянских коммунистов Антонио Грамши.

И вот оказалось, что довольно сильно приближенный к Сталину деятель делал дневниковые записи.

Они разные по характеру и содержанию, полностью пропагандистские и даже примитивные (возможно, Димитров таким образом страховался в стране, по словам Василия Гросмана, тотального госстраха), но преимущественно записи довольно откровенны.

Я всегда считал и считаю, что сила историка в знании деталей, через которые можно понять более широкие вещи. Утверждали, например, что Димитров как руководитель Коминтерна был таким себе добряком, который брал под защиту своих сотрудников и зарубежных коммунистических деятелей. Дневник показывает, что это не так, что сам Димитров боялся ареста.

Дневник разбивает миф о том, что Димитров «очень любил» Дмитрия Мануильского, который в литературе считался его «десницей». Один исследователь на этом когда-то построил целый раздел своих публикаций о Димитрове.

Дневник показывает, что Сталин довольно скептически относился к Мануильскому, и, подхватывая эту линию вождя, Димитров сам выражал ему не очень, деликатно говоря, благоприятное мнение о своем подчиненном.

Дневник ярко свидетельствует о несамостоятельности Димитрова на должности руководителя Коминтерна. Любое ответственное решение принималось только после сталинских директив.

Поражает и то, на каком информационном расстоянии держал Сталин подавляющее большинство своего окружения, когда принимал действительно судьбоносные решения.

Например, о подготовке августовского пакта с Гитлером в 1939 году и секретном протоколе к нему о распределении сфер влияния в Европе Димитров (как, кстати, и Хрущев) не знал. Это ярко свидетельствует, кто на самом деле был «в доме хозяином».

К слову, о хозяине. Дневник содержит описание действительно уникальной сцены поистине шекспировского уровня. 7 ноября 1940 года после парада и демонстрации на Красной площади Сталин устроил у себя прием при участии членов Политбюро ЦК ВКП(б) и еще нескольких деятелей.

Все было вроде бы традиционно. По очереди произносились тосты, а в конце по традиции говорил Сталин. Димитров записал его речь. И это, без преувеличений, — уникальная запись человека из «ближнего круга», деятеля из «избранных».

Читайте также:  Оценка реформы 19 февраля 1861 года - история России

В небольшой речи красный диктатор восемь раз употребляет местоимение «я», откровенно и резко противопоставляя себя ближайшему окружению: они «не любят учиться, живут самодовольно», а к тому же «растранжиривают» ленинское наследие.

Далее Сталин угрожает: «Но я вам покажу, когда терпение закончится. (Вы знаете, как я это могу.) Так ударю по толстякам, что все затрещит».

Чрезвычайно интересен собственный комментарий Димитрова к услышанному и увиденному: «Все стояли прямо и слушали молча, наверное, никак не ожидали от Иосифа Виссарионовича таких leviten (немец. — установок. — Ю.Ш.).

На глазах Ворошилова появились слезы. Во время своего выступления Иосиф Виссарионович особенно обращался к Кагановичу и Берии. Никогда я не видел и не слышал Иосифа Виссарионовича таким, как в этот памятный вечер».

Много чего пришлось увидеть и услышать Георгию Димитрову в своей жизни. Его дневник, в котором отражено очень много событий и ситуаций, это подтверждает. Но подтверждает и другое — значительная часть его жизни и ее тайны были логическим следствием фаустовской дилеммы, его соглашения сами понимаете с какими силами.

Источник: http://day.kyiv.ua/ru/article/istoriya-i-ya/tayny-georgiya-dimitrova

Петр Сытин: «УЛИЦА ДИМИТРОВА (Якиманка)»

   В XIV—XV вв. здесь пролегала дорога в Москву из Калуги, и образовавшаяся на ее месте улица еще в XVII в.

называлась Калужской, а с конца того же века — Якиманкой, названной  по стоявшей здесь до последнего времени церкви Иоакима и Анны. В 1957 г.

переименована в улицу Димитрова в ознаменование 75-летия со дня рождения выдающегося деятеля болгарского и международного рабочего движения Г. М. Димитрова (1882—1949).

    Улица начиналась у озерка, через которое был перекинут Гилдянский мост. В начале улицы по правой стороне размещалась Голутвина слобода — подворье Голутвина монастыря в Коломне.

'Сейчас на месте этой слободы — Голутвинские переулки. По левой стороне улицы лежала обширная Кадашевская слобода, в XV—XVI вв.

населенная дворцовыми бондарями, изготовлявшими «кади» (кадушки), откуда слобода и получила свое название.

   За этими слободами к югу начиналось «всполье», в XVI—XVII вв. застроенное слободками стрелецких полков и иноземцев. За современным Спасоналивковским переулком жили иноземцы, бывшие на службе у Василия III, которым он разрешил устроить здесь кабак с продажей вина.

Но пользовались •им  позже и соседи-стрельцы, поселенные здесь в 1550 г. Иваном Грозным, которые, входя к иноземцам, говорили: «Налейка!» От этого иностранцы, плохо понимавшие русский язык, все Замоскворечье называли «Налейки». Позже это название превратилось в «Наливки». Построенная здесь в XVII в.

церковь называлась «Спас в Наливках», откуда пошло название и соседних переулков — Спасоналивковские.

    В конце улицы у Крымского вала в XVI в. находились Малые Лужники, в XVII в. занятые Панской слободой, в которой жили пленные поляки, и стрелецкой слободой. Застройка улицы в XVI—XVII вв. была сплошь деревянной, причем многие избы топились «по-черному»: печные трубы заменялись «волоковыми окнами».

Исключение составляли лишь стоявшие на улицах уже в XVII в. каменные церкви Иоакима и Анны, Петра и Павла и Ивана-Воина. Последняя, заново построенная архитектором И. П. Зарудным в 1709—1717 гг. и окруженная в 1754 г. красивой оградой, стоит как прекрасный памятник старины до настоящего времени.

Ее архитектура вызвала высокую оценку великого русского зодчего В. И. Баженова. Пышно и разнообразно декоративное убранство этой постройки. Отдельные ее элементы послужили образцами для других зодчих XVIII в.

 носящее во многих своих деталях светский характер, это здание считалось одной из архитектурных достопримечательностей Москвы петровского времени.

    После ликвидации стрелецкого войска его слободы на Якиманке также были заняты купцами и мелкими чиновниками, но в них каменных домов было мало.

Мостовая, как и на других улицах, была деревянная; по сторонам ее шли канавы для стока дождевой воды, покрытые вдоль каждого дома мостками, заменявшими тротуары. Пожар 1812 г. почти не затронул улицы.

Но она видела позорное отступление из Москвы наполеоновской армии, двигавшейся к Калужской заставе.

    Во второй половине XIX в. улица застроилась каменными домами. Среди них живописен дом № 43, принадлежавший купцу Игумнову, построенный архитектором Н. И. Поздеевым в стиле древнего русского деревянного зодчества. Этот дом высоко ценил выдающийся русский критик В. В.

Стасов, он первый отметил его в печати. В 1896 г. он, обращаясь к Л. Н. Толстому, писал о «той породе настоящих талантов, каким был, например, покойный Поздеев, построивший чудный «русский дом» купцу Игумнову, у вас в Москве на Якиманке…

я о нем собираюсь раз грянуть в каком-нибудь журнале, с рисунками». Рядом с домом Игумнова, в доме № 45 Клименкова, в 1886 г. поселился А. П. Чехов с семьей. Чеховы жили в первом этаже, а второй занимал кухмистер, сдававший свое помещение под купеческие свадьбы, балы, поминки.

Это дало сюжет комедии Чехова «Свадьба».

     В доме № 54 во дворе долгие годы жил известный гравер И. Н. Павлов. Он горячо любил Москву. В своих многочисленных гравюрах художник запечатлел архитектурные памятники столицы. Произведения И. Н. Павлова являются ценными художественно-историческими документами. В начале XX в.

на улице возведено было несколько доходных домов. Из них выделялся дом № 22, построенный подрядчиком Панюшевым. Дом был битком набит мелкими служащими, студентами и разным бедным людом.

В начале улицы стоит большое красное здание бывшей Голутвинской мануфактуры, ныне фабрика «Красный текстильщик».

    Кроме жилых домов и церквей, на улице находилась 10-я мужская гимназия, 2-е городское четырехклассное училище, частная женская гимназия, богадельня. Улица была замощена булыжником и освещалась сначала керосиновыми, потом газовыми фонарями. 5 октября 1905 г.

после похорон первого выборного ректора Московского университета князя С. Н. Трубецкого на Большой Якиманке произошло столкновение между полицией и народом. В 1917 г.

по Большой Якиманке шли на Красную площадь многолюдные демонстрации рабочих, главным образом с завода Бромлея и обозных мастерских, находившихся близ Донского монастыря.

    После Великой Отечественной войны в доме № 38 разместился Государственный литературный музей. Он является научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением.

В фондах музея имеется богатейшая коллекция народных лубочных картин, уникальные экземпляры первых изданий классических произведений русских писателей, иногда с их автографами, портреты писателей работы крупнейших художников, иллюстрации к их произведениям, мемориальные вещи.

На этом богатейшем материале музей устраивает выставки по истории русской и советской литературы; отмечает научными заседаниями памятные даты, ведет лекционную работу, издает исследовательские труды.

Источник: http://www.respectme.ru/blog/508

Город Дмитров. Достопримечательности Дмитрова Московской области, фото :

Прежде чем отправиться в город Дмитров (достопримечательности одного из важных промышленных центров Московской области интересуют многих туристов), стоит ознакомиться с его историей.

Это уникальное место современного Подмосковья, некогда принадлежащее Владимиро-Суздальскому княжеству, названо в честь сына князя Юрия Долгорукова. Многие удивятся, ведь звали его Всеволодом. Оказывается, при крещении ему было дано имя Дмитрий.

Первое упоминание о городе датируется 1154 годом, именно с этой даты и начинается его история.

В Дмитрове до настоящего времени сохранилось множество исторических памятников. Пожалуй, именно по этой причине его считают одним из интереснейших мест Подмосковья.

Предлагаем кратко изучить город Дмитров (достопримечательности, которые непременно стоит посмотреть, будут представлены в данном материале).

Местная администрация приложила немало усилий для сохранения уникальных архитектурных памятников, каждый из которых несет в себе частичку истории.

Главные достопримечательности Дмитрова Московской области

Экскурсоводы предлагают туристам посмотреть:

  • Дмитровский кремль.
  • Борисоглебский монастырь.
  • Памятник Юрию Долгорукову.
  • Скульптуры на Кропоткинской улице.
  • Памятник князьям Борису и Глебу.
  • Танк Т-34-85 и стелу.
  • Музей интерактивного познания «Шкатулка времен».
  • Дом-музей П.А. Кропоткина.
  • Валы «Царь-танка».

Дмитровский кремль

Имеет г. Дмитров достопримечательности, которые можно смело отнести к исторически ценным. Местные жители рекомендуют начинать знакомство с населенным пунктом с Дмитровского кремля – древней славянской крепости. Сооружение было построено в 11 веке.

В то время здесь были насыпаны крутые земляные валы, в высоту достигающие 15 метров, а в дальнейшем их решили усилить при помощи деревянных стен. На Руси было принято возводить такие сооружения на вершинах холмов, а Дмитровский кремль соорудили на частично заболоченном участке.

Болото обеспечивало зданию хорошую защиту, к тому же с южной и юго-западной стороны был вырыт ров, наполненный водой. Кремль располагался на сравнительно небольшой территории, протяженность его стен составляла около одного километра.

Сама крепость имела форму овала, немного сжатого с северной стороны, опора бревенчатых стен приходилась на 10 башен, две из которых были оснащены въездными воротами и деревянными мостами, перекинутыми через ров.

На протяжении 600 лет стены крепости неоднократно обновлялись и перестраивались и, в конце концов, были сожжены поляками в период Великой Смуты (1610 год), после чего их так и не восстановили. В 19 веке с юго-западной стороны на территорию сделали еще один проход, названный Пятницким, и провели реконструкцию деревянных Никольских ворот и двойной надвратной башни.

Сегодня на территории музея-заповедника Дмитрова расположен Успенский собор, строительством которого занимался сын Ивана III Юрий Иванович в начале 16 столетия. Также здесь находятся трехъярусная колокольня, тюремное здание 1830 года, гимназия 18 века и тюремная Елизаветинская церковь. Вблизи крепостного вала можно увидеть часовню Александра Невского, возведенную в 1868 году.

Борисоглебский монастырь

Продолжаем изучать достопримечательности Дмитрова Московской области. Борисоглебский монастырь – главное украшение города после Дмитровского кремля. Точная дата появления этой достопримечательности до настоящего времени не установлена.

За точку отсчета было решено взять 1472 год, поскольку именно эта дата была выбита на кресте, который нашли на территории упомянутого объекта в XIX веке.

Согласно другим сведениям, монастырь был возведен при правлении князя Юрия Долгорукова, однако документально эту версию так и не удалось подтвердить.

На сегодняшний день город Дмитров Московской области (достопримечательности этого уникального места Подмосковья и послужили темой сегодняшней статьи) привлекает туристов действующим Борисоглебским мужским монастырем. Главная церковь здесь – основанный в 16 столетии собор Бориса и Глеба.

Кроме того, на территории одного из главных украшений города находятся Надвратный храм и часовня Святого Духа (появилась она несколько лет назад). Сотни паломником ежегодно приезжают сюда молиться святым мощам евангелистов Луки и Матфея и Апостола Андрея.

Читайте также:  Земский собор 1642 г. - история России

Хранятся останки святых в монастырской святыне – ковчеге.

Перед входом в монастырь расположен новейший монумент города – памятник Борису и Глебу. Финансированием занимался фонд Бориса Ельцина – первого президента Российской Федерации.

Памятник Юрию Долгорукому

Что еще посмотреть туристам, приезжающим в город Дмитров? Достопримечательности этого замечательного места можно посмотреть абсолютно бесплатно. Для изучения города можно воспользоваться услугами экскурсоводов, а можно и самостоятельно выбрать маршрут дальнейшего следования.

Если вы решили начать изучать город Дмитров (достопримечательности, фото интересных мест представлены в данном материале) с Дмитровского кремля (музея-заповедника) обязательно стоит уделить внимание памятнику Юрию Долгорукому, возведенному в июне 2001 года.

Проектированием и отливанием скульптуры занимался Церковников Вадим Михайлович.

Согласно легенде, памятник воздвигли в месте, где князю предсказали рождение наследника. На этой земле и был заложен город по приказу Юрию Долгорукова. Бронзовый памятник обращает на себя внимание. Кстати, это одно из немногих изваяний, где царственная особа изображается без коня: по мнению скульптора, так лучше отражались демократические взгляды князя.

Скульптуры на Кропоткинской улице

Сегодня по-иному выглядит город Дмитров. Достопримечательности Кропоткинской улицы, так называемого местного «Арбата», стоят того, чтобы их осмотреть.

Здесь можно полюбоваться целой коллекцией скульптур, авторами которых являются скульптор А. Караулов и архитектор Г. Гуляева. Знаковая и оригинальная работа этих мастеров – памятник девушке-огороднице в сопровождении пушистого кота.

Здесь же находятся скульптуры купчихи и купца, паломника, учительницы гимназии, дворян.

Танк Т-34-85

Очень богат легендами город Дмитров. Достопримечательности его во время подготовки населенного пункта к празднованию 850-летия были в некоторой степени изменены.

Так, к примеру, на месте танка Т-34, установленного в память солдатам, сражавшимся в Великой Отечественной войне, в ноябре 2001 года зажгли Вечный огонь. Сам монумент перевезли на окраину города, где удалось остановить немецко-фашистские войска. В этом же году архитекторы Н.

Потапова, Г. Гуляева и И. Смирнова открыли «Аллею славы» из каштанов, посаженных в честь почетных граждан города Дмитрова.

Романтическое место молодоженов

На исторической площади города Дмитрова находится Мостик счастья, интересной особенностью которого являются огромные подковы, находящихся по обе стороны сооружения. Основное отличие между ними – расположение: одна смотрит рожками вверх, другая – вниз.

В день бракосочетания каждый жених переносит свою невесту через этот мостик. Молодые закрепляют замочек любви и верности, а ключ от него выбрасывают в водоем.

Для местных жителей это место стало одним из самых романтичных. Горожане непременно расскажут туристам легенду о «камне желаний» с вмурованной подковой. Согласно этому поверью, князь Юрий Долгорукий сломал подкову, споткнувшись о камень. В память об этом инциденте и расположили здесь эту достопримечательность, где молодые супруги могут загадать свои сокровенные желания.

На этом, пожалуй, мы завершим наше знакомство с одним из городов Подмосковья. Интересную историю и множество легенд имеет Дмитров. Достопримечательности города сохраняют ее в себе, передавая подрастающему поколению.

Источник: https://www.syl.ru/article/194409/new_gorod-dmitrov-dostoprimechatelnosti-dmitrova-moskovskoy-oblasti-foto

Усадьба Куманиных — здание в стиле конструктивизм | Узнай Москву

На Большой Ордынке, под номером 17 стоит большой серый пятиэтажный дом, двумя секциями выходит на «красную линию» улицы, одна секция — в глубине двора. На первый взгляд, дом советский, 1930-х годов, в стиле, переходном от конструктивизма к сталинской архитектуре.

Но за этим советским фасадом скрывается огромная история. Это усадьба купцов Куманиных, построенная в конце XVIII века, и в ней успели пожить и Достоевский, и Ахматова. А выдаёт старину здания ограда вдоль Ордынки, которая уж точно не производит впечатления советской.

Среднюю часть дворовой секции здания составляют палаты середины XVIII века. В конце этого же века дом был расширен, в первой половине и середине XIX века владельцами усадьбы были богатые купцы Куманины. Жена Александра Куманина – сестра матери Фёдора Достоевского, он в детстве у своей тётки жил какое-то время, в 1830-х годах.

Некоторые литературоведы даже считают, что эта усадьба стала прототипом дома Парфёна Рогожина из романа «Идиот», а семья Куманиных и их окружение — прототипами некоторых героев произведения. И не стоит удивляться тому, что дом по сюжету романа находится в Петербурге, на Гороховой улице.

Считается, что описывал писатель именно дом на Ордынке, его облик и различные бытовые подробности.

https://www.youtube.com/watch?v=bh-U_dRDkAA

Но большинство москвичей знают этот дом именно как «Легендарную Ордынку», дом, в котором почти 30 лет, с 1938 по 1966 годы, жила Анна Андреевна Ахматова. Впрочем, у неё было два адреса – Фонтанка в Ленинграде, и Ордынка в Москве.

Здесь она жила у своих друзей Ардовых, в квартире № 13. Квартира эта находится в южном флигеле здания, окно комнаты Ахматовой выходит во двор.

Несмотря на это, мемориальная доска, посвящённая Ахматовой, висит на северном флигеле, что запутывает интересующихся людей.

Незадолго до того, как сюда стала приезжать Анна Ахматова, в 1938 году, двухэтажная усадьба была надстроена ещё тремя этажами, и с тех пор здание уже не похоже на купеческую усадьбу, оно больше напоминает советский жилой дом. Только, как уже писалось выше, богато декорированная ограда 1860-х, да ширина окон первого и второго этажей выдают возраст здания.

В квартире Ардовых у Ахматовой в гостях побывал весь список звёзд литературы середины ХХ века. И именно здесь, в этом доме произошла единственная встреча Ахматовой и Цветаевой. Время было непростое, июнь 1941 года, буквально за пару недель до войны.

И вот Цветаева приехала к Ахматовой, они несколько часов общались и совершенно разочаровались друг в друге, не приняли друг друга в творчестве. Ахматова даже сказала потом про Цветаеву: «Она пришла и сидела семь часов».

В 2000 году во дворе дома, за оградой, поставили первый в России памятник Ахматовой. Памятник необычный, поскольку выполнен он был скульптором В.

А Суровцевым по рисунку Амедео Модильяни. На данный момент стоит вопрос об устройстве в квартире Ардовых музея Анны Ахматовой.

Источник: https://um.mos.ru/houses/4050/

Святитель Алексий, митрополит Московский

XIV век — век возвышения Москвы, которая до этого была маленьким и незначительным городком. Первый московский князь Даниил начал собирание русских земель в единое государство вокруг Москвы.

Его потомки приложили не мало усилий для продолжения этого дела.

Более же всех потрудился на поприще создания московского государства митрополит Алексий, первосвятитель Русской Церкви, управлявший ею с 1354 по 1378 годы.

Митрополит Алексий был сыном черниговского боярина, перешедшего на службу к Даниилу Московскому после разорения области ордынцами. Доказав свою преданность князю, отец святителя Алексия и здесь занял видный пост при княжеском дворе. Сам будущий святитель получил блестящее образование. Казалось бы, что судьба молодого боярина уже решена.

Однако на 20-м году жизни Алексий оставляет мир и постригается в монахи. Став монахом по призванию, он прошел строгую аскетическую школу в Московском Богоявленском монастыре. В течение двадцати лет он несет различные послушания: от уборки конюшен до работ на поварне.

В 1340 году престарелому митрополиту Феогносту потребовался помощник для ведения церковного суда. Митрополит, зная добродетельную жизнь монаха Алексия и его образование, повелел будущему святителю заведовать судебными делами Церкви. Двенадцать лет Алексий жил в святительском доме в звании митрополичьего наместника.

Незадолго до кончины митрополита Феогноста Алексий был возведен в сан епископа Владимирского, а после его смерти сделался предстоятелем Русской Церкви.

Митрополит Алексий стал во главе Русской Церкви в то время, когда власть великого князя, утвердившаяся сначала в Москве, перешла в другие руки. Страшная моровая язва, свирепствовавшая в русских землях, унесла жизни многих представителей московской великокняжеской семьи.

Наследником Московского княжества остался лишь восьмилетний князь Димитрий Иванович (будущий Донской), а великокняжеский титул перешел к суздальскому князю. Москва, казалось, утратила свое прежнее значение.

Однако святитель Алексий, несмотря на просьбы нового великого князя переехать в новую столицу, сохранил положение церковного центра за  Москвой.

По завещанию последнего московского великого князя митрополит Алексий назначался регентом над его малолетним наследником и главой боярской думы, которая правила княжеством.

Это единственный в истории нашего Отечества случай, когда предстоятель Церкви стал одновременно и главой государства. Митрополит Алексий был охранителем интересов московского князя и прилагал усилия, чтобы сохранить отрока и удержать за ним страну и власть.

Уже через два года после потери великокняжеской власти, она вновь перешла к московскому князю благодаря стараниям митрополита.

Особенно деятельное участие принимал митрополит Алексий в деле собирания национальных сил вокруг Москвы, понимая, что освобождение от ненавистного ига зависит от объединения Руси. Он старался не только подчинить великому князю строптивых князей, но и примирить их между собой.

При посредстве митрополита заключались все княжеские договоры. Он употреблял свою духовную власть и для того, чтобы заставить князей соблюдать договоры, предавая церковному отлучению тех, кто их нарушал. Усилия первосвятителя не пропали даром.

К концу XIV века большинство русских княжеств сплотились вокруг Москвы. Их объединение легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году. Эта победа подвела итоги государственной деятельности митрополита Алексия.

Его справедливо называют отцом Куликовского сражения, потому что именно он воспитал Димитрия Донского для подвига, заложившего основы будущего величия России.

Митрополит Алексий старался защитить еще неокрепшее московское государство и от внешних врагов. Трижды святитель ездил в Орду для ходатайства за русские земли. Ему удалось отвратить опасность монгольского набега при хане Бердибеке.

Святитель не только усмирил пыл этого хана, но и привез от него подтверждение прав и свобод Русской Церкви.

При нашествии с запада литовских войск митрополит Алексий поднял дух Москвы, и своей твердостью сокрушил честолюбивые замыслы литовского князя, подвергнув церковному отлучению его союзников.

Политическая деятельность митрополита Алексия не заглушила в святителе церковного иерарха и смиренного инока. Об этом красноречиво свидетельствуют его послания пастве, сохранившиеся до наших дней. Пользуясь веротерпимостью Орды, Православная Церковь в лице святителя Алексия достойно исполняла свою роль духовного воспитателя народа и носительницы национального патриотизма. Перед своей кончиной 12 февраля 1378 года святитель Алексий имел утешение видеть великокняжеский престол упроченным за Москвой и Россию на пути к освобождению от ордынского ига.

Источник: http://www.mir-slovo.ru/text/11283.html

Ссылка на основную публикацию