Деятельность екатерины ii по созданию нового свода законов — история России

Статьи

Екатерина Вторая

Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок ,дать им точные «пределы и законы”.Исполнение этой мысли явилось в осторожном преобразовании Сената. Н.И. Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета(1762г.

),доказывая несовершенства прежнего управления допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного ”верховного места”,состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности, по словам Панина действие этого совета смогло «оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной”, т.е. временщиков. Но он предлагал старое средство : в России существовали «верховные места”(Верховный тайный совет и Кабинет),которые, однако не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности .С другой стороны ,”верховное место” ,усвоив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть.

Таким образом Екатерине указали ,что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась ,может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию ,управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта.

Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала ,в её планы входило создание новых законодательных норм ,которые содействовали установлению порядка и законности в государстве .

Её мысль о выработке нового законодательства привела Екатерину к знаменитой «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения”,по поводу ,которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах. О старых русских законах , действовавших при ней ,она отзывалась резко ,считала их вредными и систематизировать их не хотела.

Она желала прямо установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала ,что это ей удастся.”Можно легко найти общие правила — писала она Вольтеру в 1767 г. — но не подробности. Это почти все равно ,что создать целый мир”.

Екатерина отказалась от помощи чиновничества и «легкое «,как она думала, дело установления принципов будущего кодекса Екатерина взяла на себя. Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей ,нуждам которых должны были удовлетворить новые законы.

Уже с 1765года Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов.”Два года я читала и писала ,не говоря о том полгода ни слова”- говорит сама императрица. Статьи ,заготовленные Екатериной ,были её Наказом.

Главнейшие литературные источники это: L` Esprit des Lois Монтескье ,Institutions politigues Бифельда и вышедшее в 1764 г. Сочинения итальянца Беккариа «О преступлениях и наказаниях .Добрая половина статей Наказа есть пересказ «Духа законов”(Монтескье).

Таким образом, свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско — публицистических умствований современной европейской литературы .Эти принципы ,были в высшей степени либеральны, с другой стороны чужды русской жизни .

В своём Наказе Екатерина утверждает ,что единственной возможной для России формой власти является самодержавие как по обширности страны ,так и потому ,что одной власти лучше повиноваться ,чем многим господам и «Россия есть европейская держава.

”Итак ,по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыми нравами ,которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия — страна европейская .

После осуждения Наказа , напечатано было менее четверти того, что она составила Возражения избранных её цензоров направлены были на то ,что было либерально, и не соответствовало русским нравам. Цензура заставила Екатерину отказаться от напечатания весьма важных для неё частностей .Уступчивость Екатерины в деле составления Наказа доказывает её зависимость от окружения в первые годы правления и несоответствия её личных воззрений взглядам , которые она высказывала официально.

Наказ ,сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины ,после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей .Во Франции он был даже запрещен .

Наказ содержит 20 глав(две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов .

Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы.

Деятельность комиссии

Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства .Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест .Их собрание получило название «Комиссии для сочинения проекта нового уложения”.

Основания представительства были различны :одни части населения посылали представителей уезда, другие — от провинции ,третьи- от отдельного племени ,четвертые от присутственного места, одни избирали посословно (дворяне и крестьяне),другие -по месту жительства(горожане -домовладельцы ,инородцы.

)Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства .Не было и прямых представителей духовенства. Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний .

Эти инструкции получили названия депутатских наказов ,а Наказ Екатерины стал называться «большим Наказом”.Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание.

30июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве .

Всех представителей ,явившихся в Комиссию ,было 565.Одна треть из них были дворяне ,другая треть -горожане ,из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28.Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии ,которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы .

Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания . А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности . Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела.

В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия. Общее собрание прежде всего прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлечённые принципы деятельности , которые ему ставила Екатерина.

Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов , должны были ознакомиться с ними и уяснить те нужды и желания русского общества , какие в них находились. Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс .

Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему всё их содержание . Этот кропотливый труд мог быть совершён только специальной комиссией , потому что был неудобен для собрания в 500 человек .

Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа , не доступная общему собранию — систематизация или простое собрание старых законов . Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами . Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания.

Екатерина на общее собрание возлагает обязанность «читать законы , в поправлении которых более состоит нужды” , и «читать наказы , разобрав по материям и сделав выписку”. В этом скрывается отсутствие ясного представления о том , что подготовительные законодательные работы недоступны для обширного собрания , не имеющего в них достаточного навыка .

Так , рядом с несовершенствами внешней организации и неумелая постановка самих задач , смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела . Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов .

Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве . Потратив на это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних . В конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла . В конце 1768 г.

члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией . Частные комиссии работали немногим лучше . Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего . Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей (маршал Бибиков) дела мешало его успеху .

Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.

https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw

Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились ,но их обсуждение в общем собрании было отсрочено.

Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия. Комиссия не была созвана вторично.

Блестящие и широкие планы не осуществились ,затея нового законодательства не удалась.

Вследствие:

1.Отсутсвия подготовительных работ. 2.Непрактичности и неопределенности внешней организации дела. 3.Практического неумения руководителей.

Комиссия не только не совершила всего своего дела ,не только не обработала какой -ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов.

Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией ,прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того ,нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий.

Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей , и можно ручаться ,что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года.

Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как сословий ,так и отдельных избранных ими лиц о предметах ,интересовавших Екатерину ,были высказаны.

Сохраняя свои принципы ,она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. По её собственному признанию ,Комиссия подала «свет и сведения о всей империи и с кем дело имеем и о ком пешись должно”.

На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания .С неудачей Комиссии не умирало её дело .Если оно не удалось депутатам ,то могло быть по силам императрице.

Созывая Комиссию ,Екатерина имела только принципы ;Комиссия показала ,что именно надо исправить ,к чему нужно приложить эти принципы ,о чем прежде всего «пещись должно”.Она принялась по частям выполнять свой план ,дала ряд отдельных законоположений ,из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.

Источник: http://www.worldofnature.ru/stati/istoriya/1731-zakonodatelnaya-deyatelnost-

Екатериной II обнародован Манифест об учреждении Уложенной комиссии и указы о порядке выборов в депутаты

(14) 25 декабря 1766 г. императрица Екатерина II обнародовала Манифест об учреждении в Москве Комиссии для сочинения проекта нового Уложения, а также указы о порядке выборов депутатов в эту Комиссию. Главной задачей Уложенной комиссии стала подготовка общего свода государственных законов, касающихся всех сторон жизни российского общества.

Уложенная комиссия являлась временным коллегиальным органом, созванным Екатериной II с целью создания нового свода законов на основе Соборного уложения 1649 г. и правовых норм, вступивших в силу после его издания.

Впервые в русской истории такой представительный орган объединил широкие общественные слои: дворян, горожан, государственных (лично свободных) крестьян, казачество и ряд других групп населения. Над разработкой нового свода законов были заняты выбранные от народа депутаты. При этом каждый из них должен был привезти с собой наказ «о нуждах и недостатках», составленный на собрании его избирателей.

Читайте также:  Реформы александра ii 60-70 гг. - история России

В таких наказах излагались проблемы общественной жизни, которые не находили решения на местах. Каждая из коллегий — центральных органов управления — также присылала своего депутата.

Первое заседание Уложенной комиссии прошло в Грановитой палате в Москве, а последующие — в Петербурге, куда к тому времени переехал императорский двор. Екатерина II внимательно следила за деятельностью Комиссии, давала указания по ходу её работы.

Для депутатов Комиссии Екатериной II был составлен «Наказ» — трактат философско-юридического характера, в котором были отражены основные вопросы теории и политики государства, а также взгляды императрицы на будущее законодательство и устройство России.

В «Наказе» впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

Из состава Уложенной комиссии были выделены специальные комитеты, работавшие над отдельными вопросами. На заседаниях депутаты получили возможность открыто высказываться по любым волнующим их вопросам, в результате чего на собраниях разворачивались острые дискуссии о правах дворянства и купечества и их взаимоотношениях, о положении крестьянства.

Некоторые депутаты выступали за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы могла взимать повинности в пользу помещиков.

Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий.

Большое собрание Комиссии было распущено в декабре 1768 г. по причине начавшейся русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Частные комиссии, образованные для выработки законопроектов по отдельным проблемам, работали вплоть до октября 1771 г. Результатом их деятельности стали проекты законов, использованные позднее для разработки важнейших законодательных актов екатерининского царствования.

Конец работы Уложенной комиссии знаменовал завершение первого этапа реформ Екатерины II. Позднее она отмечала: «Комиссия Уложения… подала мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещися должно».

Лит.: Бочкарёв В. Культурные запросы русского общества начала царствования Екатерины II по материалам законодательной комиссии // Русская старина. 1915. № 2; Кизеветтер А. А. Происхождение городских депутатских наказов в екатерининскую комиссию // Исторические очерки. М., 1912; Кудряшёв П. Отношение населения к выборам в екатерининскую комиссию // Вестник Европы. 1909. № 11; №12; Латкин В. Н.

Законодательные комиссии в России в XVIII столетии. СПб., 1887; Мадариага де Исабель. Уложенная комиссия 1767 г. // Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002; Недосекин В. И. Об изучении наказов в законодательную комиссию 1767 г. // Источниковедение отечественной истории: Сб. статей. М., 1980; Сергеевич В. Откуда неудачи екатерининской законодательной комиссии // Вестник Европы. 1878. № 1.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619840

«Наказ» Екатерины II практическая политика Екатерины II по отношению к дворянству и крестьянству

страница 1
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. «Наказ» Екатерины II……………………………………………………….3

2. Практическая политика Екатерины II по отношению к дворянству и крестьянству……………………………………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости.

Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Свое внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права.

Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л. Монтескье «О духе законов». В нем автор изложил теорию возникновения законов под влиянием естественных и социальных условий. Законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Другим источником был трактат «О преступлениях и наказаниях» Ч.

Беккариа. Он выступал с решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства.

Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина II приступила к формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи. Они были изданы под названием «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии для составления проекта нового Уложения». Над «Наказом» Екатерина II трудилась более двух лет.

Так появляется на свет знаменитый «Большой наказ» Екатерины II — один из самых замечательных памятников общественной мысли эпохи Просвещения.

1. «Наказ» Екатерины II

Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую предполагалось создать, Екатерина II написала «Наказ» (1766 г.), в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста «Наказа» (250 статей) заимствована из трактата Ш.

Монтескье «О духе законов», трактата Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около 100 статей), «Энциклопедии» Д. Дидро и д’Аламбера. В целом заимствования составили более 80% статей и 90% текста.

Однако по своей концепции «Наказ» был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещённого абсолютизма».

Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделённых на 5 разделов. В первых пяти главах (ст. 1–38) сформулированы общие принципы устройства государства, в главах 6–7 (ст.

39–79) «О законах вообще» и «О законах подробно» — основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8–9 (ст. 80–141) посвящены уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактовке Ч.

Беккариа) посвящена глава 10 (ст. 142–250).

В главах 11–18 (ст. 251–438) излагаются основные положения сословно–правовой (крестьяне – дворянство – средний класс). Главы 19–20 (ст. 439–521) посвящены вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.

«Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» положения России и подкреплялись ссылками на русскую политическую историю.

Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Он объединяет, консолидирует общество и трактует законы.

Цель всех действий верховной власти — обеспечение безопасности каждого гражданина, «власть сотворена для народа». Монархия призвана содействовать непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей необходимо установление в государстве «наилучших законов».

Монарх призван проявлять «кротость и снисходительность», следуя установившимся традициям, стремясь обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех» (что стало девизом уложенной комиссии).

Вместе с тем, никаких ограничений (кроме этических) «Наказ» для верховной власти не усматривал.

«Наказ» декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Даётся чёткое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.

Сословная структура общества соотносилась с естественным делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, учитывая особую важность его функций: военную службу и отправление правосудия.

«Наказ» устанавливает сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводится дворянству, второе — «среднему роду», последнее — «нижнему роду людей», крестьянству. Попытки нарушить сословное деление оцениваются «Наказом», как гибельные для общества.

Равенство видится лишь в одном — одинаковом подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям).

Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовать с «духом народа» и «естественным положением дел». Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение.

https://www.youtube.com/watch?v=7P7mOPKiKz8

В «Наказе» была разработана юридическая техника, ранее не знакомая российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

а) законов должно быть не много, и они должны оставаться неизменными;

б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

в)  указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений. Они просты и чётки в своих формулировках и предписаниях.

Главной задачей «Наказа» было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы.

Екатерина II расширяет привилегии дворян. Дворяне располагали личными правами на родовую геральдику (герб, титул). Они не подвергались аресту, если на то не было оснований и доказательств (поличного) или решения суда. Без решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались от телесных наказаний.

Расширенными по сравнению с другими сословиями были дворянские имущественные права. Только дворяне могли владеть деревнями и крестьянами, организовывать на своих землях фабрики и заводы. Дворянам разрешалась оптовая (но не розничная) торговля.

В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещённую законом. Дворянство получило полную свободу в сфере наследственного права.

К политическим правам относились привилегии при приёме на государственную службу и увольнении, право проведения земских съездов и собраний.

Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей возможности для производства в дворянское состояние по военной линии. По гражданской линии такое производство воспрещалось вообще. Всей полнотой прав и привилегий пользовались потомственные дворяне. Определённо наметилась линия на корпоративную замкнутость дворянского сословия, на ограничение проникновения в него чуждых элементов.

Правовой статус крестьянского сословия оказался производным от прав дворянства: последнему предоставлялись все права над крестьянами, кроме «отнятия жизни», проведения пыток, наказания кнутом. Однако на практике дворяне и купцы распоряжались жизнью крестьян полностью.

«Манифест о вольности дворянской» (1762г.) отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной идеей Манифеста стало закрепление принципа вольного характера государственной службы. Служба монарху и государству стала рассматриваться как почётный долг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не считалась обязанностью.

Дворянам было разрешено покидать пределы государства и поступать на иностранную службу, и они обязаны были вернуться только по призыву верховной власти. Манифест предполагал, что стремление к государственной службе «укоренилось в сердце дворянства» и принуждать к этому больше нет смысла. Дворяне могли прекратить свою службу в любое время и могли вовсе не поступать на службу.

2. Практическая политика Екатерины II по отношению к дворянству и крестьянству

В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество.

Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное — формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием «Трудов ВЭО»(1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: «В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?». Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем:

1) земельной собственности и крепостных отношений,

2) сравнительной выгодности барщины и оброка,

3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.

Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.

В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных и сословных кредитных учреждений.

Дворянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства — стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными.

Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках.

Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерина II в России было 655 промышленных предприятий, к концу — 2294.

Читайте также:  Наемные труженики. рабочее законодательство. забастовки. - история России

В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству.

«Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 года.

При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами.

Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам:

1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления;

2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество;

3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего.

Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд.

Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации.

Дворянство получило право на самоуправление, составило “дворянское общество”, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию.

Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса.

Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

Крестьянство, напротив, утрачивало остатки прав, внутренняя политика в этой сфере была направлена на усиление крепостничества: крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков, принимать присягу, брать откупа и подряды.

Помещик получил право не только ссылать крестьян в Сибирь, но и отправлять на каторжные работы (закон 1765 года). Широко практиковалась раздача государственных крестьян помещикам. Зона крепостничества при Екатерине распространилась на Украину.

Вместе с тем, было облегчено положение монастырских крестьян, которые были переведены в ведение Коллегии экономии вместе с землями.

Все их повинности заменялись денежным оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их хозяйственную инициативу. В результате прекратились волнения монастырских крестьян.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат.

Можно также сказать, что Екатерина просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования.

Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути по пути реформирования ее в европеизации страны, и первый либерально-просветительском духе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Альфред Рамбо. «История древней и новой России». — М.: Владос, 2000.
  2. Ключевский В.О. Исторические портреты. — М., 1990.
  3. Борзаковский П. К. «Императрица Екатерина Вторая Великая». — М.: Панорама, 1991.
  4. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. — М.: Мысль, 1994.
  5. История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII в. / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин и др. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  6. «Екатерина II и ее время: Современный взгляд». Философский век, Альманах. — № 11 — 2004.

Источник: http://moglobi.ru/stati/nakaz-ekaterini-ii-prakticheskaya-politika-ekaterini-ii-po-otn/main.html

Правление Екатерины II

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 16Следующая ⇒

Екатерина II, правление 1762 – 1796 гг.

В историю как «золотой век русского дворянства» вошло царствование Екатерины II

Задачу выработки нового свода законов Екатерина II возложила на Уложенную комиссию

Екатерина II написала для депутатов Уложенной комиссии «Наказ»

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II:

«Просвещенный абсолютизм» — либеральное реформаторство во имя сохранения феодального строя

Одно из проявлений — поощрение предпринимательства

Созвана «Уложенная комиссия» — выборный орган, созданный Екатериной II для разработки свода законов

Орган из выборных представителей, созданный в правлении Екатерины II для составления нового свода законов, назывался Уложенной комиссией

Екатерина II составила:

— «Наказ» Уложенной комиссии – 1767 г.

«Жалованную грамоту дворянству» — 1785 г. В «Жалованной грамоте дворянству» было закреплено освобождение дворян от обязательной службы

Права и привилегии дворянства были окончательно закреплены в «Жалованной грамоте дворянству»

— «Жалованную грамоту городам» — 1785 г.

Издавала «Всякую всячину»

Осуществлена в 1764 г. секуляризация церковных земель (превращение церковной собственности – в государственную)

Присоединение Крыма 1783 г.

К России во второй половине XVIII в. отошла Правобережная Украина

Новиков — издавал сатирический журнал «Живописец»

Потемкин – написал руководство по строительству Черноморского флота

Крестьянская война под предводительством Пугачева 1773 – 1775 гг.

Современниками Екатерины II были:

А. Суворов, Е. Пугачев

А. Радищев, Г. Потемкин

Крупнейшим внешнеполитическим событием второй половины XVIII века были :

разделы Речи Посполитой

— присоединение Крымского полуострова

— русско-турецкие войны

— завоевание выхода к Черному морю

Задание 15

Политическое и социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

Деятельность Александра I (1801 – 1825 гг.):

Александр I взошел на престол в результате дворцового переворота

Н.Н. Новосильцев составил «Государственную уставную грамоту Российской империи»проект первой конституции.

Открыты новые университеты

С целью сокращения военных расходов на армию Александр I созданию военных поселений

Созданы первые военные поселения

В 1802г. на смену коллегиям пришли новые органы центрального управления министерства

Учрежден Государственный Совет

Указ о «вольных хлебопашцах» принят 1803 г. – указ Александра I о «вольных хлебопашцах»:разрешил отпускать крестьян на волю с землей за выкуп.

1818 г. проект А. Аракчеева об отмене крепостного права: предлагал государству постепенно выкупать крестьян у помещиков

Сперанский – статс-секретарь «Непременного совета»

С именем М. Сперанского связан проект реформы государственного управления

Аракчеев – политический деятель в правление Александра I и Николая I

Присоединение России к континентальной блокаде – 1808 г.

Бородинское сражение (Кутузов) – 1812 г.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: http://arhivinfo.ru/1-21229.html

Законодательная деятельность Екатерины Второй

Наказ и Комиссия 1767 – 1768 гг.

Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок, дать им точные «пределы и законы». Исполнение этой мысли проявилось в осторожном преобразовании Сената. Н. И. Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета (1762 г.).

Доказывая несовершенство прежнего управления, допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного «верховного места», состоящего из немногих лиц, с законодательным характером деятельности. По словам Панина, действие этого совета смогло бы «оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной», т.е. временщиков.

Но он предлагал старое средство: в России существовали «верховные места» (Верховный тайный совет и Кабинет), которые, однако, не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности. С другой стороны, «верховное место», усвоив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть.

Таким образом, Екатерине указали, что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта.

Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала, в ее планы входило создание новых законодательных норм, которые содействовали установлению порядка и законности в государстве.

Ее мысль о выработке нового законодательства привела Екатерину к знаменитой «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения», по поводу создания которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах. О старых русских законах, действовавших при ней, она отзывалась резко, считала их вредными и систематизировать их не хотела.

Она желала прямо установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала, что это ей удастся. «Можно легко найти общие правила, — писала она Вольтеру в 1767 г., — но не подробности. Это почти все равно, что создать целый мир». Екатерина отказалась от помощи чиновничества и взяла на себя «легкое», как она думала, дело установления принципов будущего кодекса.

Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей, нужды которых должны были удовлетворять новые законы. Уже с 1765 года Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов. «Два года я читала и писала, не говоря о том полгода ни слова», — говорила сама императрица. Статьи, заготовленные Екатериной, были ее Наказом.

Главнейшие литературные источники это: L` Esprit des Lois Монтескье, Institutions politigues Бифельда и вышедшие в 1764 г. Сочинения итальянца Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Добрая половина статей Наказа есть пересказ «Духа законов» (Монтескье).

Таким образом, свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско-публицистических умствований современной европейской литературы. Эти принципы были в высшей степени либеральны, а с другой стороны, чужды русской жизни.

В своем Наказе Екатерина утверждает, что единственной возможной для России формой власти является самодержавие, как по обширности страны, так и потому, что одной власти лучше повиноваться, чем многим господам, и «Россия есть европейская держава». Итак, по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыми нравами, которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия страна европейская. После осуждения Наказа напечатано было менее четверти того, что она составила. Возражения избранных ею цензоров были направлены на то, что было либерально и не соответствовало русским нравам. Цензура заставила Екатерину отказаться от напечатания весьма важных для нее частностей. Уступчивость Екатерины в деле составления Наказа доказывает ее зависимость от окружения в первые годы правления и несоответствие ее личных воззрений взглядам, которые она высказывала официально.

Наказ, сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины, после опубликования произвел сильное впечатление и в России, и за границей. Во Франции он был даже запрещен.

Наказ содержит 20 глав (две главы 21, 22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году) и более 500 параграфов.

Наказ, как того и хотела Екатерина, есть только изложение принципов, какими должен руководствоваться государственный человек, пишущий законы.

Читайте также:  Культура и архитектура xix века - история России

Деятельность комиссии

Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства. Для составления нового кодекса манифестом 14 декабря 1766 г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест. Их собрание получило название «Комиссия для сочинения проекта нового уложения».

Основания для представительства были различны: одни части населения посылали представителей от уезда, другие — от провинции, третьи — от отдельного племени, четвертые — от присутственного места; одни избирали посословно (дворяне и крестьяне), другие — по месту жительства (горожане-домовладельцы, инородцы). Частновладельческие крестьяне совсем были лишены права представительства.

Не было и прямых представителей духовенства. На время пребывания в комиссии депутат обеспечивался казенным жалованьем и должен был привезти в Москву инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний. Эти инструкции получили названия депутатских наказов, а Наказ Екатерины стал называться «большим Наказом».

Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание. 30 июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве. Общее количество представителей, явившихся в Комиссию, составило 565.

Одна треть из них была дворяне, другая треть — горожане, из сельского класса — до 100 и от присутственных мест было 28. Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии, которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы. Одна из комиссий, дирекционная, руководила занятиями как частных комиссий, так и общего собрания.

А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены, то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности. Так, несовершенство внешней организации дела, ее сложность и неопределенность создавали первое препятствие для успешного ведения дела. В ходе занятий Комиссии можно найти и другие препятствия.

Прежде всего общее собрание прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлеченные принципы деятельности, которые ему ставила Екатерина. Кроме того, члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов, должны были ознакомиться с ними и уяснить нужды и желания русского общества, которые в них находились.

Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс. Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему все их содержание. Этот кропотливый труд мог быть выполнен только специальной комиссией, потому что был неудобен для собрания в 500 человек.

Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа, не доступная общему собранию — систематизация или простое собрание старых законов. Пока обе эти работы не были исполнены, общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения, а затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовывать их с теоретическими началами.

Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания. Екатерина на общее собрание возлагает обязанность «читать законы, в поправлении которых более состоит нужды», и «читать наказы, разобрав по материям и сделав выписку».

В этом скрывается отсутствие ясного представления о том, что подготовительные законодательные работы недоступны для обширного собрания, не имеющего в них достаточного навыка. Так, наряду с несовершенствами внешней организации и неумелой постановкой самих задач, смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела.

Прочтя наказ Екатерины, она приступила к чтению депутатских наказов и прослушала несколько крестьянских наказов. Не окончив этого дела, она перешла к чтению законов о дворянстве, затем о купечестве. Потратив на это около 60 заседаний, Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела, как не окончила и предыдущих. В конце 1767 г.

Комиссию перевели в Петербург, где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла. В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Частные комиссии работали немногим лучше. Екатерина чувствовала неуспех дела, старалась ему помочь, посылала наставления Комиссии и не добилась ничего.

Так, наряду с другими препятствиями неумение ближайших руководителей дела (маршал Бибиков) мешало его успеху. Екатерина, оценив обстановку, распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года. Общее собрание было распущено на время. Подготовительные работы не прекратились, но их обсуждение в общем собрании было отсрочено. Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без ее участия. Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились, затея нового законодательства не удалась.

Причины:

1. Отсутствие подготовительных работ.

2. Непрактичность и неопределенность внешней организации дела.

3. Практическое неумение руководителей.

Комиссия не только не совершила всего своего дела, не только не обработала какой-нибудь части кодекса, но даже за полтора года в 200 своих заседаниях не прочла всех депутатских наказов.

https://www.youtube.com/watch?v=SS5oCZvCdhM

Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией, прежде всего по количеству необходимого для него труда.

Кроме того, нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий.

Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей, и можно ручаться, что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для дальнейшей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767 – 1768 гг.

Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом, мнения как сословий, так и отдельных избранных ими лиц о предметах, интересовавших Екатерину, были высказаны.

Сохраняя свои принципы, она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. По ее собственному признанию, Комиссия подала «свет и сведения обо всей империи, и с кем дело имеем, и о ком пешись должно».

На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания. С неудачей Комиссии не умирало ее дело. Если оно не удалось депутатам, то могло быть по силам императрице.

Созывая Комиссию, Екатерина имела только принципы. Комиссия показала, что именно надо исправить, к чему нужно приложить эти принципы, о чем прежде всего «пешись должно». Она принялась по частям выполнять свой план, дала ряд отдельных законоположений, из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.

Источник: https://megalektsii.ru/s45543t6.html

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Уложенная комиссия 1768 года

Екатерина II вступила на престол в сложной обстановке финансово-экономических и политических трудностей, когда потребовалось активное вмешательство монарха для их преодоления. Этому соответствовал и личный характер Екатерины.

Ее политика получила название политики Просвещенного абсолютизма. Она опиралась на широко распространенные в XVIIIвеке идеи французского Просвещения, с которыми хорошо была знакома русская императрица.

К такой политике прибегали и другие европейские монархи второй половины XVIII века.

Суть Просвещенного абсолютизма заключалась в том, что просвещенный монарх выступает как инициатор преобразований и организует жизнь государства в соответствии с требованиями Разума, чтобы достичь благосостояния подданных.

Это позволяло повысить авторитет монарха и укрепить абсолютизм в условиях, когда часть общества выражает недовольство системой управления.

Одновременно для Екатерины II просвещенный абсолютизм был политикой компромисса с дворянским сословием за счет признания самодержавным государством его особых прав и положения в обществе.

Принципы Просвещенного абсолютизма были наиболее полно изложены Екатериной в Наказе, составленном ею для Уложенной комиссии. Эта комиссия было создана в 1767 году для составления нового свода законов, чтобы заменить устаревшее Соборное Уложение. Ее созыв стал частью усилий Екатерины II по созданию новых правовых норм. Депутаты Уложенной комиссии избирались от всех свободных сословий.

В Наказе Екатерина определяла принципы будущего законодательства.

Она провозглашала, что главной целью государства должно стать благо подданных и что его достижение возможно лишь при условии обеспечения свободы и безопасности личности и неприкосновенности собственности.

Императрица говорила о недопустимости произвола и обязанности государства заботиться о просвещении подданных. Вместе с тем она объявляла самодержавие лучшей и единственно возможной формой правления для России и не допускала наделения подданных политическими правами.

Работа Уложенной комиссии показала, что не все депутаты были согласны с идеями Наказа, а многие из них оказались просто не готовы к выполнению поставленных перед ними задач. Поэтому Уложенная комиссия была распущена в 1768 году, так и не составив новый свод законов.

Законодательную деятельность императрица полностью сосредоточила в своих руках.

Этому способствовала реформа Сената, проведенная Екатериной еще в 1763 году, чтобы обезопасить себя от дворянской оппозиции, которая рассчитывала превратить Сенат в орган аристократического контроля над монархом.

Екатерина II разделила Сенат на шесть департаментов и увеличила полномочия генерал-прокурора. Сенат в результате реформы оказался перегружен мелкими административными и судебными делами и не мог активно вмешиваться в деятельность императрицы.

Принципы Просвещенного абсолютизма определяли политику Екатерины II до середины семидесятых годов. Их влияние было наиболее заметно в экономике и образовании.

Екатерина II способствовала развитию книгопечатания и журнальной публицистики.

В ее правление в России началось развитие трех основных направлений общественно-политической мысли: консервативного, либерального и радикально-демократического. Все они опирались на идеи Просвещения.

Главным идеологом консервативного дворянства стал М.М. Щербатов. Он критиковал Екатерину II и ее политику, так как считал, что она угрожает положению дворян, умаляя их права перед государством. Щербатов предлагал установить контроль над деятельностью монарха путем ограничения его абсолютной власти и создания представительного органа, в котором будут доминировать дворяне.

Либерально-просветительское направление развивалось Н.И. Новикóвым. В своих журналах он активно критиковал недостатки российской действительности и полемизировал с Екатериной II. Главный способ исправления этих недостатков он видел в распространении просвещения и исправлении нравов.

Радикальный либерализм опирался на демократические идеи французского мыслителя Ж-Ж. Руссо. Его представителем в России стал А.Н. Радищев. Он объявлял самодержавие и крепостное право противными человеческой природе  и призывал к их немедленному уничтожению. Идеалом Радищева была прямая демократия в духе древнерусского веча.

Особое место в общественной жизни занимали масонские идеи, получившие широкое распространение в стране во второй половине XVIII века.

Масонские кружки стали для русских дворян политическими клубами, которые позволяли неформальными методами оказывать влияние на государственную политику. Масонами являлись многие видные общественные и военные деятели екатерининской эпохи.

Императрица терпимо относилась к масонам, но следила за тем, чтобы они не покушались на ее власть.

В экономической политике Екатерина II придерживалась принципа свободы предпринимательства. При ее поддержке в 1765 году было создано Вольное экономическое общество, объявившее конкурс проектов улучшения экономического состояния России. Большинство из представленных проектов выступало за обеспечение свободы экономической деятельности и отказ от государственного вмешательства.

Екатерина упразднила коллегии, отвечавшие за государственное управление экономикой, и отменила многие государственные монополии. Населению было предоставлено право свободно заводить промышленные предприятия. Для борьбы с финансовым кризисом в 1767 году были введены бумажные ассигнации.

Источник: http://histor-ru.ru/konspekt-lekcij-po-otechestvennoj-istorii/252-prosveshhennyj-absoljutizm-ekateriny-ii-2.html

Ссылка на основную публикацию