Денежная реформа николая i — история России

1.6 1839—1843 гг. Реформы Николая I

Денежная реформа Николая I - история России

В 1839—1843 гг., в период правления Николая I, Министр финансов графом Е. Ф. Канкрином была проведена денежная реформе, в ходе которой ассигнации были выведены из обращения и их заменили кредитные билеты, разменные на серебро.

В России был введен серебряный монометаллизм, который просуществовал в России по 1852 год. Но уже к 1849 году билеты и старые ассигнации были обменены на ассигнации нового образца, которые скоро обесценились.

Поэтому с началом Крымской войны 1853—1857 годов банки прекратили обмен ассигнаций на золото и серебро. В России наступил период широкого бумажноденежного обращения.

Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре.

Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по неизменному курсу (3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль).

Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости.

Таким образом, на первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. “Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке”, который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г.

, она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей.

Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казнен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 “О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром”.

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства.

Этому в значительной мере способствовала система перманентных “позаимствований” из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады.

26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Итак, начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной.

Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии. Кредитные билеты сохранных казнен и Государственного заемного банка находились в обращении в незначительном количестве.

Они, как и депозитные билеты, должны были иметь стопроцентное покрытие серебром. Позднее правительство разрешило выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами, частично обеспеченными металлом, но при этом, опасаясь их обесценения, сильно ограничило эти выдачи.

Незначительный выпуск, частичное обеспечение металлом, размен на звонкую монету превратили кредитные билеты в устойчивые бумажные денежные знаки.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству.

В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, — кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны.

Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен осуществлялся на основе манифеста “О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами” от 1 июня 1843 года.

Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казнен и Государственного заемного банка прекратился.

Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы. Они выпускались по курсу 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 руб. новыми кредитными билетами. Обмен ассигнаций прекратился с 13 апреля 1851, а обмен депозитных билетов — с 1 марта 1853 года. Депозитные и кредитные билеты 1841 г.

, разменные на серебро, обменивались по номиналу. Кроме того, кредитные билеты выпускались взамен вкладов золотом и серебром. Никаких других возможностей эмиссии кредитных билетов закон не предусматривал.

Размен кредитных билетов производился на серебро и на золото. Разменная касса Экспедиции государственных кредитных билетов в Петербурге была обязана осуществлять размен без ограничения, в Москве — до 3 тыс. руб. в одни руки, а в уездных казначействах — до 100 рублей.

В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма — (от латин.

Читайте также:  Константин. христианская и восточная монархия - история России

bis — дважды и metallum — металл) — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.

Источник: http://fin.bobrodobro.ru/18064

Реформы Николая I

Рассмотрим тему Реформы Николая I из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Реформы Николая I, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты новым государем за основу при проведении политики реформ.

Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета граф Виктор Павлович Кочубей, но фактическим руководителем стал Михаил Михайлович Сперанский, который уже давно стряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 — март 1832 гг.

) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым стал проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия — «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и благородные дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно этому проекту Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции.

Ныне существующий Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный — высшим органом государственной юстиции.

Несмотря на весь видимый «радикализм», оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй Российской империи, но, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830—1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1833)

31 января 1826 г. в рамках Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего имперского законодательства.

Официальным главой II Отделения был назначен ректор Петербургского Императорского университета, известный политэконом и юрист профессор М.А.

Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, однако, всю реальную работу по кодификации обветшавшего законодательства осуществил его первый заместитель М.М. Сперанский.

Летом 1826 г. М.М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов.

 По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1) в начале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с«Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I; 2) на втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке; 3) и, наконец, на третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов Российской империи.

На первом этапе кодификационной реформы (1828-1830) были опубликованы почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли

Тема: в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные уже при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы (1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей.

 В 1—3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий.

В 4—8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе, в 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе — гражданские и межевые законы, в 11—14 томах содержались полицейские (административные) законы, и 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на большом заседании Государственного Совета и вступил в законную силу, а его создатель за особое усердие и заслуги перед государством был удостоен графского титула и награжден высшим орденом Андрея Первозванного.

в)    Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов, Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В.П. Кочубея. Первоначально, в 1832 г.

 был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней — «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и все гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников XIV—X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан еще один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но в соответствии с его Указом были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет.

 Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам только с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, как было ранее, а военным, соответственно с VIII (майор), а не XIV (прапорщик) класса.

 Кроме того, личное дворянство и для военных, и для гражданских чинов теперь устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XTV класса, как было ранее. При этом все чины с XIV по X класс получили статус «личных почетных граждан».

Однако на этом сословная реформа Николая I не была завершена, поскольку в декабре 1856 г. его старший сын Александр II своим именным указом повысил планку получения потомственного дворянства — либо при получении чина полковник (VI класс) на военной службе, либо при получении чинадействительного статского советника (IV класс) на гражданском поприще.

г)    Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался настоящей головной болью царского правительства.

Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I, считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования.

Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами.

Например, в соответствии с этими указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т.д.

Однако реальное значение всех этих указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали все эти нормативно-правовые акты, многие из которых носили сугубо рекомендательный характер.

Единственной реальной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала знаменитая реформа государственной деревни, проведенная генералом Павлом Дмитриевичем Киселевым в1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П.Д. Киселев.

 Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать добротную администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г.

, казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого и стал сам генерал П.Д. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг., для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг.

, реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов местного и государственного управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы. Внешне эти органы власти походили на «самостоятельные ветви» законодательной, исполнительной и судебной власти.

Однако реальное управление всей казенной деревней находилось в руках Министерства государственных имуществ и его подразделений на местах.

 Таким образом, несмотря на то, что значительно возросла управляемость государственной деревней, последствия реформы оказались печальными, прежде всего, для самих государственных крестьян, поскольку: 1) казенная деревня оказалась под еще большей опекой со стороны разветвленного полицейско-бюрократического аппарата; 2) тяжким бременем на государственную деревню легло содержание этого аппарата, который из года в год становился все алчнее и наглее и, наконец,

3) колоссально возрос чиновничий произвол и мздоимство в государственной деревне, от которого страдали все категории крестьянства.

Вместе с тем, следует признать, что Министерство государственных имуществ и его органы на местах всячески оберегали земли казенных крестьян от их расхи-

Тема: щения со стороны помещиков, регулировали оброчные государственные сборы, стимулировали предпринимательство зажиточных крестьян, создавали социальную инфраструктуру в государственной деревне и т.д.

Подводя итоги реформы казенной деревни, мы хотели бы сослаться на авторитетное мнение академика Н.М. Дружинина, автора фундаментального исследования «Государственные крестьяне и реформа П.Д.

Киселева» (1956-1958), который оценивал ее как «попытку найти выход из кризиса феодальной системы, оставаясь внутри самой этой системы».

После завершения реформы государственной деревни правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанный так же по инициативе П.Д. Киселева.

 Суть этого указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли.

Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и в прежние времена, нести барщину и оброк.

Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: 1) увеличивать размер барщины и оброка и 2) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров), ублюдочный Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах» 1803 г.

, поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

 Гораздо смелее русское правительство действовало там, где меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересы русского дворянства, а именно в тех западных губерниях, где помещиками были в основном этнические поляки. В 1844 г.

 были созданы специальные Комитеты для составления «инвентарей», то есть описания помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей, которые помещик не мог изменять. После завершения этой многотрудной работы, в 1847 г. в западных губерниях империи приступили к проведению так называемой «инвентарной реформы», которая завершилась в 1852 г.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и огромной армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

С тем, чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, проведенном в 1839 г.

, были введены государственные кредитные билеты, которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него.

Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы.

С июня 1843 г. начался обмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей.

Таким образом, денежная реформа Е.Ф.

Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, однако полностью преодолеть финансовый кризис так и не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Категория: История | Добавил: (27.07.2016)
Читайте также:  Внутриполитическая деятельность владимира мономаха - история России

Источник: http://xn—-ftbdmba1cp9d.xn--p1ai/publ/poleznye_materialy/istorija/reformy_nikolaja_i/23-1-0-7043

Реформы Николая I

Реформы Николая I. Денежная реформа Канкрина

Показания декабристов, данные во время следствия, открыли перед Николаем широкую панораму российской жизни со всеми ее неустройствами. Он приказал составить свод из этих показаний, держал его в своем кабинете и часто к нему обращался. Многое из того, о чем говорили декабристы, ему приходилось признать справедливым.

Вскоре после воцарения Николай удалил Аракчеева. Это, однако, не означало конец аракчеевщины. Многие люди, выдвинутые Аракчеевым, оставались при должностях и пользовались доверием Николая. Аракчеевские традиции были сильны до конца его царствования.

Тем не менее в первые годы правления в числе ближайших сподвижников Николая оказался ряд крупных государственных деятелей. Это прежде всего М.М. Сперанский, П.Д. Киселев и Е.Ф. Канкрин. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.

Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу невозможно решить без четко составленных законов. Со времени Соборного уложения 1649 г .

накопились тысячи манифестов, указов и «положений», которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, создавало почву для злоупотреблений чиновников.

По распоряжению Николая работы по составлению Свода законов были поручены группе специалистов под руководством Сперанского. Прежде всего были выявлены в архивах и расположены по хронологии все законы, принятые после 1649 г . Они были опубликованы в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».

Затем началась более сложная часть работы: были отобраны, расположены по определенной схеме и отредактированы все действующие законы.

Иногда действующих законов не хватало для заполнения схемы, и Сперанскому с помощниками приходилось «дописывать» закон, на основании норм зарубежного права. К концу 1832 г . закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Российской империи».

Читайте также:  Карта походов святослава - история России

«Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный, — гласила статья 1 «Свода законов». — Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам БОГ повелевает».

19 января 1833 г. «Свод законов» был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского.

Таков был путь этого крупнейшего государственного деятеля. Начинал он с конституционных проектов, которые теперь пылились в архивах. Закончил — составлением «Свода законов» самодержавного государства.

В первые годы своего царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами — в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым Шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором.

В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837—1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты.

Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля.

Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места.

Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840— 1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство.

Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева.

Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны.

Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г .

на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

В 1825 г . внешний долг России достигал 102 млн. руб. серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые печатало правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. Стоимость бумажных денег неуклонно падала.

Незадолго до своей кончины Александр I назначил на пост министра финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина. Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах.

Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и считал, что правительство должно исходить именно из этих возможностей. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары.

Это приносило доход государственной казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

Главной своей задачей Канкрнн считал упорядочение денежного обращения. В 1839 г . его основой стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро. Канкрин следил, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов в определенной пропорции соответствовало государственному запасу серебра (примерно шесть к одному).

Денежная реформа Канкрина (1839—1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа — таковы основные достижения николаевского царствования. С их помощью Николаю I к концу 30-х годов удалось укрепить свою Империю.

Источник: https://alpan365.ru/istoriya-rossii-xviii-xix-vv/reformy-nikolaya-i/

Ссылка на основную публикацию