Боевые действия северного флота — история России

Северный флот РФ — история создание и развития

Благодаря международному развитию военно-морских сил (ВМС) крупные развитые страны получили возможность определять варианты политического устройства в других странах. Такие страны, объединяясь в коалиции, могут контролировать и военную ситуацию в той или иной части земли. Россия входит в пятерку самых мощных военно-морских флотов (ВМФ).

Петр Первый положил начало развития русского военного флота, вторым скачком был период существования Советского Союза. Это было время, когда наша страна находилась в состоянии холодной войны с Америкой и была вынуждена искать варианты демонстрации своей военной мощи. Одним из этих вариантов был военно-морской флот и развитие ядерного вооружения.

Базы ВМС России расположены по всему побережью государства. Учитывая масштаб территории страны, морские силы было принято разделить на отдельные флоты и флотилии для более удобного их управления. Каждый флот выполняет свои задачи в зависимости от политической обстановки в зоне их ответственности. При этом все они работают над выполнением единых целей:

  • Обеспечение безопасности своей страны;
  • Наблюдение за военными ситуациями в других странах;
  • Деятельность в интернациональных военных сражениях с целью уничтожения терроризма и стабилизации политической атмосферы в мире.

Северный флот России является самым юным армейским морским ведомством страны. При этом у него самая большая территория для выполнения задач – все северное побережье страны и Арктика.

В конце 2014 года СФ был выведен из-под ответственности Западного военного округа, куда он был причислен до этого с момента своего создания и стал отдельным военным подразделением.

Это было связано с тем, что выполнение военных задач западной части страны никак не коррелировало с выполнением задач на Северном полюсе. Нарукавный знак офицера представляет собой эмблему в виде золотого якоря на черном фоне.

А еще недавно, в советское время эмблема выглядела в виде флага ВМФ СССР. В 2018 году на острове Сальный, который находится рядом с основной базой в Североморске, будет установлен памятник Николаю Чудотворцу, заступнику русских моряков.

Предпосылки образования флота

В начале 20 века в России уже функционировали Балтийский и Черноморский флоты, зарождался Тихоокеанский морфлот. На этих территориях уже давно происходили периодические военные стычки с граничащими державами. Многие завоеватели издавна с некой завистью смотрели на российские земли и пытались их подчинить себе.

В какой-то момент агрессоры решили захватывать территорию с севера, оттуда, где нет серьезной военной защиты. Ввиду этого, осенью 1906 года контр-адмирал Бострема был отправлен на северное побережье страны с целью создания боевого морского звена – флот Северного моря.

На двух кораблях «Цесаревич» и «Слава» он прошел путь из Балтийского моря на север, обогнув Скандинавский полуостров, и стал изучать побережье, искать удобное место расположения для морского флота.

Однако эта экспедиция не увенчалась успехом – проход был достаточно сложным, места дислокации найдены не были, финансирование производилось с задержками и впоследствии прекратилось совсем.

Во время I Мировой Войны стало ясно, что Россия значительно проигрывает в военно-морском оснащении в сравнении с другими воюющими странами. Последние активно применяли авиацию и использовали в боях подлодки. В этот период Россия была активно задействована на Балтийском побережье против флота Германии, а на Черном море — против Турции.

Снова появилась острая необходимость в формировании мощного северного центра, где базировались бы дополнительные военный силы. Был выбран город Архангельск, где уже существовал торговый порт. К третьему годы войны переоборудовали 5 гражданских кораблей, их оснастили вооружением.

Однако на этот момент противники уже заминировали морские пути с Северного флота, что грозило подрывом как военных катеров, так и промышленных лодок. Требовалась мощная военная поддержка, которую возможно было получить только из Дальнего Востока.

Путь был длинный и сложный, но несколько военных судов сумели добраться до побережья Баренцева моря и помочь в защите берегов и мореходных путей.

В 1916 создана флотилия Северного Ледовитого океана с тремя пунктами в городах Архангельск, Иоканьга (в н.в. город Островной Мурманская область) и на точка на побережье Кольского залива.

Таким образом, планировалось обеспечить контроль над территориями Баренцева и Северного морей, а также над Двинским и Онежским заливами.

Их основными задачами являлось охрана городов и прохождение торговых кораблей через минные заграждения.

После Октябрьской революции экономическая ситуация в стране была сложной и правительство решило уменьшить бюджет на развитие армии. Соответственно базы на севере были сокращены до уровня пограничной охраны.

Воссоздание флота и период ВОВ

В первой половине 30-х годов прошлого века по личному указанию И.В. Сталина всего за два года был построен Беломорско-Балтийский канал, благодаря ему грузовым и пассажирским судам больше не нужно плыть опасным маршрутом в обход Скандинавии.

Одновременно, в апреле 1933 года Ворошилов подписал приказ о переходе нескольких военный кораблей с Балтийского флота в Мурманск. Это были первые судна, шедшие через новый канал. Летом того же года Заполярье посетил сам генсек, где его встречал экипаж прибывших кораблей, так зародился флот.

  В состав Северного флота входили 15 субмарин, имеющих современное вооружение тех лет, военные надводные судна и около сотни самолетов.

Первый боевой опыт был получен при сражениях с Финляндией. Благодаря сплоченным действиям морских и сухопутных войск страны, сражения достаточно быстро закончились поражением для финнов. В период ВОВ ВМФ СССР пришлось столкнуться с развитым морским вооружением Германии и ее союзников. В этот период Северный флот ликвидировал около 600 судов противника и больше 1300 единиц авиации.

Сложная ситуация была не только в морских просторах, но в особенности на суше. Было решено создать увеличенное количество морской пехоты. Также активно работали судоремонтные предприятия Северного флота, расположенные в Архангельске и Мурманске. На них были восстановлены тысячи артиллерийских установок, торпед и другое вооружение. Также отремонтировано более 2,5 тысяч кораблей.

Вражеские судна не решались наступать с севера. Ввиду сложной климатической обстановки европейские корабли не были готовы к суровому климату северных морей. Поэтому генеральные действия происходили южнее.

Учитывая относительную удаленность от ключевого места ведения военных действий, Северный флот сумел не только сохранить большую часть своего вооружения, но и увеличить его в несколько раз.

Вооруженные силы других флотов и сухопутные войска были вынуждены постоянно передвигаться — отходить в тыл или наступать на врага. В то же время штаб Северного флота оставался на месте – в Полярном. Также существовала тыловая главная база Северного флота в Мурманске.

Это помогало лучше и более оперативно координировать все действия командования с офицерами. Морская пехота Северного флота была отправлена на самые сложные участки и показала себя с героической стороны.

В самом начале войны фашисты захватили Норвегию. Вследствие этого на территории постоянно находились вражеские подлодки, которые исследовали территорию и контролировали проход своих грузовых кораблей с железом и никелем, вывозимыми в Германию для производства нового вооружения.

Одной из важных задач Северного флота СССР было затопление немецких кораблей. Тем самым они содействовали дефициту вооружения у противника. Учитывая то, что вся морская авиация была направлена на поддержку сухопутных войск и морской пехоты, оставался вариант уничтожения вражеских кораблей с подводных лодок.

Так, субмарина К-2 в сентябре 1941 года впервые использовала артиллерийское оружие. Обнаружив вражеское грузовое судно вблизи берегов Норвегии, и, определив невозможность атаки торпедами, было принято решение нападать самостоятельно. Подлодка всплыла на поверхность и из 100-мм орудия обстреляла корабль.

Судно затонуло, а субмарина успела уйти под воду до прибытия авиации. Также для ликвидации вражеских суден активно использовались торпедные катера. Чаще всего они вступали в сражение в ночное время суток. Тихо подплывая на вражескую территорию, катер искал оптимальное место для атаки и вступал в бой.

Часто нападения неожиданно осуществлялись со стороны берега противника, чего никак не ожидал враг.  Эти и другие методы применялись при уничтожении неприятеля.

Еще во время войны было принято решение в Североморске установить памятник в честь погибших боевых товарищей.

В 1945 году для этого собрали более 5 млн рублей, однако в связи с тяжелой экономической ситуацией руководство флота приняло решение направить эти средства на капитальное строительство.

Только спустя почти 30 лет идею реализовали и на 40-летний юбилей Северного флота был открыт огромный памятник героям-североморцам, защитникам Заполярья. Размеры монумента впечатляют – общий его вес достигает 100 тонн.

Советский период Северного флота

В послевоенное время началась активная разработка новых видов вооружений. В период холодной войны между СССР и Америкой каждая из сторон стремилась к созданию более мощного оружия. На подводных лодках появились первые баллистические ракеты, проводились постоянные испытания, в том числе Северным флотом СССР.

Важную роль в эти годы сыграл Владимир Николаевич Чернавин. Служба на флоте сопровождала его всю жизнь. В возрасте 23 лет командирован на Север на службу на дизельной субмарине С-102, через несколько лет атомная подводная лодка стала его вторым домом, на атомоходе преодолел арктические льды.

В 1974 получил должность начальник штаба Северного флота, а уже в июле 1977 года командующий Северным флотом.

Помимо демонстрации своей мощи Кольская флотилия разнородных сил Северного флота проводила постоянные военные экспедиции в зону арктических льдов, в которые входил радиоотряд Северного флота.

Современный Северный флот

Сейчас командование Северного флота базируется в городе Североморске (Мурманская область). В них входят 13 сухопутных подразделений по всей протяженности Белого и Баренцева морей (в частности, 1 дивизия Северного флота), 45 армия ВВС и ПВО Северного флота, авиация, 79 кораблей, развитая инфраструктура в Арктике.

Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — флагман Северного флота. Это самое мощное и защищенное судно на планете. Он оснащен двумя атомными реакторами, также установлено 2 паровых котла, которые не раз выручали в длительных поездках.

Что касается вооружения: основные орудия размещены под палубой – это 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит». При этом сбить такую ракету не под силу даже самым современным разработкам ПВО.

Также корабль содержит 176 зенитных ракет, 6 зенитных комплексов, двуствольную пушку калибром 130 мм, мощные системы противовоздушной обороны, три вертолета Ка-27.

В сентябре 2017 года офицеры Северного флота во главе с крейсером «Петр Великий» и 7 оперативной эскадры Северного флота начали полномасштабные учения в Баренцевом море.

В этих маневрах задействовано 20 надводных кораблей, 10 атомных и дизельных субмарин, 30 самолетов и вертолетов, около 20 прочих судов, более 300 единиц дополнительной техники и около 5 000 военнослужащих.

За время существования Северного флота – эти учения самые масштабные из проведенных ранее. Такие тактические движения необходимы для отработки боевых задач и демонстрации военной мощи страны.

Всего в состав флота входит 79 боеспособных кораблей, а именно:

  • Авианесущий корабль – 1 единица. Он используется для морской авиации и ракетных комплексов по наземным объектам и вражеским субмаринам.
  • Ракетно-артиллерийские корабли – 7 единиц. Необходим при ликвидации вражеских кораблей, в том числе авианосных, также используется в качестве огневой поддержки высадки десанта.
  • Противолодочные корабли – 11 единиц. Используются для отслеживания вражеских субмарин и их ликвидации.
  • Десантные корабли – 8 единиц. Предназначены для перевозки и высадки десанта, в том числе на неприспособленное побережье.
  • Минно-тральные корабли – 11 единиц. Используются для установки минных заграждений.
  • Ракетные подводные крейсера стратегического назначения – 8 единиц. Атомные субмарины большого размера, экипаж от 100 до 165 человек, оснащены баллистическими ракетами.
  • Многоцелевые подводные лодки – 24 единицы. Атомные субмарины, используемые для защиты субмарин стратегического назначения и для ликвидации надводных и подводных судов противника.
  • Подводные лодки специального назначения – 9 единиц, дизельные подлодки различной конфигурации.

День Северного флота ВМФ России

День Северного флота России отмечается ежегодно 1 июня, это самый юный государственный флот. В этот день и в день ВМФ Североморск, Мурманск и остальные города, в которых размещены северные военные порты, с размахом отмечают свой профессиональный праздник.

Читайте также:  Международное положение ссср до второй мировой войны - история России

Командующие Северным флотом поднимают государственный флаг России и ВМФ, возлагают цветы к памятникам морякам. Так, в 2013 году в Североморске был открыт памятник офицерам, куда ежегодно приезжает армейский корпус и командиры подразделений.

Флаг Северного флота выглядит следующим образом — эмблема из двуглавого орла с якорями в лапах на фоне Андреевского флага. Написано множество стихотворений и песен, посвященных юнгам Северного флота.

Северный флот России постоянно проводит масштабные учения и мелкие учения с привлечением небольшого количества вооружения. Благодаря этому отрабатываются необходимые навыки поведения в огневых условиях. Судостроительные заводы занимаются разработкой последних модификаций кораблей с самым современным вооружением.

Источник: https://vmflot.ru/armiya/severnyj-flot-vmf/

Северный флот России. Корабли Северного флота :: SYL.ru

Северный флот России считается самым молодым: его возраст всего около 80 лет. Но попытки его создать осуществлялись неоднократно. Еще 300 лет назад по приказу Петра I на Севере была построена судоверфь, и уже через год появились корабли для охраны купеческих кораблей. Только спустя полвека на Севере появились постоянные соединения боевых кораблей.

История создания

Именно в Архангельске появилась первая северная судоверфь. Соответствующий приказ царя Петра I вышел в 1693 году, а через год фрегат «Святой Павел» и яхта «Святой Петр», совместно с купленным кораблем «Святое пророчество», защищали купеческие караваны при переходе в Балтику.

Русские гавани и прибрежная полоса периодически подвергались грабежу шведов, поэтому в 1740 году была сформирована эскадра кораблей охраны. Они стерегли акваторию от Карского до Норвежского моря.

Много воды утекло с тех лет, менялись корабли, экипажи и времена, первая полноценная северная флотилия была образована только в 1933 году.

Народный комиссар обороны того времени подписал указ о направлении кораблей Балтийского флота в Кольский залив для несения службы с постоянной точкой базирования в городе Мурманске.

Командующим Северной флотилией стал флагман 1-го ранга Захар Александрович Закупнев. В состав флотилии вошли два эскадренных миноносца, два сторожевых корабля и две подводные лодки.

Для содержания флота требовалась постоянная база на Севере, и в 1933 году началось строительство в Полярном. Погодные условие не способствовали строительному процессу, но людей это не останавливало. Уже спустя два года база готова, и с эскадренного миноносца «Карл Либкнехт» был дан 21 залп в честь перехода кораблей Северного флота на постоянное место базирования.

Заслуги Северного флота

У кораблей на севере было много задач. Помимо защиты берегов и сопровождения торговых судов, было необходимо проводить исследование северных земель и вод.

Правительство Советского Союза неизменно отмечало такие заслуги, как переход подводных лодок к острову Новая Земля впервые в зимнее время или переход по чрезвычайно узкому и мелкому проливу Маточкин Шар между островами Новой Земли.

Два эскадренных миноносца первыми прошли по северному морскому пути, открывая водную дорогу на Дальний восток. Знание собственных вод и земель повышало возможности флотских соединений и общую обороноспособность.

Периодически проводились различные учения. Негостеприимный Север с его климатом и непредсказуемым морем не мог помешать строительству ремонтных военных баз, аэродромов для авиации, береговых сооружений обороны и рабочих поселков и городов для рабочих и военных. В 1937 году весной пришел приказ Народного комиссара о переформировании флотилии в Северный морской флот.

Благодаря всему этому появилась возможность с меньшими рисками осваивать Север, и с 1937 года на Северном полюсе стали активно действовать ученые-полярники. Флотская авиация активно им в этом помогала.

Летчики учились сажать самолеты на лед, летать в условиях ограниченной видимости и низких температур, в случае экстренных ситуаций в дело вступал Северный флот, к ученым отправлялись ледоколы и подводные лодки, которые в итоге не раз спасали человеческие жизни.

В те времена не было еще атомных подводных лодок, но уже на дизельных ставили рекорды. Подводная лодка «Д-1» в 1938 году преодолела расстояние в 11 тысяч миль, на это у нее ушло 120 суток. Через два года подлодка «Щ-423» преодолела Северный морской путь и прошла из базы в Полярном во Владивосток.

Северный флот в условиях войны

Началась война с Финляндией. Северный флот принимал активное участие в боевых действиях. Был произведен захват портов Петсамо и Лиинахамари для изоляции Финляндии от помощи ее союзников.

Это были тяжелые времена для всего советского народа, ведь 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Северный флот России героически сражался и защищал рубежи своей страны. Велись постоянные схватки с кораблями и подлодками, охранялись порты и иностранные корабли с грузом. В любое время суток и в любую погоду североморцы были на страже.

Война дала сильный толчок к развитию вооружения. Стали поступать новые эсминцы, подводные лодки, крейсеры. В 1955 году в Белом море был совершен экспериментальный запуск баллистической ракеты с подводной лодки, и уже на следующий год у Северного флота появилась такая подлодка — «Б-67».

Современный флот

В наше время флот не узнать. Корабли Северного флота поражают своей мощью, скоростью и маневренностью. Еще служат старые судна, которые видели рассвет Советского Союза, но наряду с ними в строю стоят атомные, ракетные и торпедные подводные лодки, ракетные корабли, авианосцы, десантные корабли разных размеров, а также морская авиация.

Морская пехота Северного флота

Любой флот имеет в своем составе морскую пехоту для действия на берегу, захвата морских баз и штурма кораблей противника. 5 мая 1943 было положено начало морской пехоте Северного флота, когда на базе морской стрелковой бригады был создан 61-й стрелковый полк, ставший впоследствии 61-м отдельным Киркенесским Краснознаменным полком морской пехоты.

До сегодняшнего времени полк осваивал искусство прыжков с парашютом в дивизии ВДВ в г.

Пскове, неоднократно участвовал в парадах в Москве, оттачивал навык высадки на берег с десантных кораблей, участвовал в стратегических учениях на море и на суше.

В 1997 году 876 ОДШБ бригады морской пехоты получает приз главнокомандующего ВМФ за отличную боевую подготовку, а в декабре следующего года становится частью постоянной боевой готовности.

На учениях «Запад-99» бригада признается лучшей по тактике действий и огневой выучке, награждена призом главнокомандующего ВМФ, в учениях участвовал не только Северный флот. Мурманск тоже одарил бригаду переходящим кубком губернатора Мурманской области, признав ее «Лучшей береговой частью Северного флота».

Боевые действия в Чечне и Дагестане не миновали морских пехотинцев. В период с сентября 1999 г. по июнь 2000 г. тактическая группа принимала участие в ликвидации бандитских формирований. Девять месяцев морские пехотинцы показывали свою выучку в жарких боях, совершали высадки на высоты, устраивали засады и, помимо наград и уважения, заслужили высшие оценки командования.

В прошлом году обучение морских пехотинцев было сконцентрировано на действиях в условиях арктической зоны. Они продолжают отрабатывать прыжки с парашютом, стрелять из артиллерийского и стрелкового оружия, в общем, морская пехота Северного флота поддерживает и улучшает боевую подготовку.

Вооружение морской пехоты Северного флота

Морская пехота пользуется стандартным набором вооружения и техники для такого рода войск. Есть достаточный парк плавающих БТР-80 и тягачей МТЛБ, самоходные минометы «Гвоздика» и «Нона» и даже танки Т-80.

Из переносного и стрелкового оружия вооружены минометами, ПТУР, ПЗРК, автоматами АК-74 и его модификациями, разными типами пулеметов, снайперскими винтовками, гранатами, гранатометами, а также общевойсковыми средствами связи и средствами радиоэлектронной борьбы.

Стратегическое значение

Северный флот России имеет огромное значение для страны. Боевые корабли являются гарантом безопасности Севера.

Североморцы защищают экономические и политические интересы своего государства, обеспечивают безопасность судоходства и торговли, защищают гражданские корабли от пиратов.

Поддерживание Северного флота и ядерного потенциала в готовности способствует сдерживанию претензий потенциальных противников.

Источник: https://www.syl.ru/article/224485/new_severnyiy-flot-rossii-korabli-severnogo-flota

День Северного флота. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 июня 2018 года отмечается 285-я годовщина со дня создания Северного флота (СФ) Военно-морского флота (ВМФ) России.

День Северного флота ВМФ России был установлен приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 года.

Приказом главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова от 25 мая 2014 года было определено, что СФ был образован в 1733 году. За основу был взят период создания военного порта в Архангельске и постройки эскадры кораблей, зоной ответственности которой были Белое и Баренцево моря.

В рамках празднования Дня Северного флота на главной базе СФ в Североморске проходят военно-патриотические акции, показы авиационной техники, корабли флота открываются для свободного посещения.

История флота

Первую попытку создать военный флот на русском Севере предпринял царь Петр I, по приказу которого в 1693 году в Архангельске была заложена Соломбальская судоверфь и началось строительство военных кораблей. Однако на Белом море корабли не оставались — их переводили на Балтику.

Первым штатным соединением военных кораблей на Белом море в 1730-х годы стала Архангельская эскадра, действовавшая вплоть до закрытия Архангельского военного порта в 1862 году.

В 1916 году, в ходе Первой мировой войны, для защиты коммуникаций Антанты в северных морях была создана российская флотилия Северного Ледовитого океана, силы которой были практически полностью утрачены во время Гражданской войны 1917-1922 годов.

 После занятия Архангельска Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА) весной 1920 года были образованы Морские силы Северного моря, однако уже в конце 1922 года их расформировали в связи с общим сокращением вооруженных сил.

Современный Северный флот отсчитывает свою историю с 1 июня 1933 года — в этот день на основе циркуляра начальника штаба (РККА) Александра Егорова была сформирована Северная военная флотилия с местом базирования в Мурманске, куда были переведены два отряда надводных кораблей и подводных лодок с Балтики. Одновременно началось строительство первой военно-морской базы в Полярном. 11 мая 1937 года приказом народного комиссара обороны СССР Климента Ворошилова Северная военная флотилия была переименована в Северный флот.

Флот принял участие в боевых действиях во время Советско-финской войны 1939-1940 годов. По итогам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров СФ стали Героями Советского Союза. 7 мая 1965 года СФ ВМФ СССР был награжден орденом Красного Знамени.

После войны флот стал наиболее мощным оперативно-стратегическим объединением ВМФ СССР, его основу составили атомные ракетные и многоцелевые подводные лодки, соединения ракетоносной авиации, авианесущих и противолодочных кораблей.

В сентябре 1955 года впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с субмарины Б-67 Северного флота; 1 июля 1958 года флаг ВМФ СССР был поднят на первой отечественной атомной подводной лодке (АПЛ) К-3 (впоследствии — «Ленинский комсомол»), в 1959 году она вошла в состав флота.

В период «холодной войны» силы общего назначения СФ несли боевую службу в Атлантическом океане, Баренцевом, Норвежском и Средиземном морях.

После распада СССР морские пехотинцы СФ ВМФ России участвовали в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. Более 1 тыс. воинов были награждены орденами и медалями, десятеро удостоены звания Героя Российской Федерации.

Текущее состояние

Северный флот является оперативно-стратегическим объединением ВМФ РФ. В числе задач СФ — поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания.

Главная база СФ — Североморск (Мурманская обл.). Пункты базирования — Видяево, Гаджиево, Гремиха, Западная Лица и Полярный (все в Мурманской обл.), также действует Беломорская военно-морская база в Северодвинске Архангельской обл.

Флагман флота — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (названия при строительстве — «Куйбышев», «Юрий Андропов») проекта 1144 «Орлан».

Возобновение постоянного военного присутствия РФ в Арктике

С 1 декабря 2014 года на базе СФ действует объединенное стратегическое командование (ОСК) «Север», задачей которого стало обеспечение защиты национальных интересов России в арктической зоне. Были сформированы группировки войск командования на островных территориях РФ в Арктике, в том числе на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, на острове Врангеля и мысе Шмидта.

31 декабря 2014 года в составе береговых войск СФ была образована 80-я отдельная арктическая мотострелковая бригада, базирующаяся в пос. Алакуртти (Мурманская обл.). На ее вооружение принимается военная техника с усовершенствованными техническими возможностями для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

Читайте также:  Киевская русь и её образ в современной исторической науке украины - история России

В 2014-2016 годы на о. Котельный (Новосибирские острова) в интересах СФ построен административно-жилой комплекс «Северный клевер», рассчитанный на одновременное проживание более 250 человек (автономно — до одного года), а в 2018 году на о.

Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) завершается оборудование комплекса «Арктический трилистник» площадью 14 тыс. кв. Это единственный в мире объект капитального строительства, возведенный на 80-м градусе северной широты.

По сообщению Минобороны, комплекс обеспечивает комфортное проживание и выполнение служебных обязанностей группе из 150 человек (автономно — в течение 1,5 лет). Ведется строительство других баз в Арктике.

Все они будут включать в себя сооружения специального назначения, пункты управления, гаражи, специализированные склады и хранилища.

Деятельность флота в 2016-2018 годы

Ключевым событием деятельности СФ в новейший период стал дальний поход корабельной авианосной группы во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (15 октября 2016 года — 8 февраля 2017 г.).

Корабли и суда СФ действовали в районах Северной, Северо- Восточной Атлантики и Средиземном море, приняли участие в борьбе с террористическими группировками на территории Сирии.

Впервые в истории ВМФ РФ летчики авиакрыла СФ, базируясь на борту «Адмирала Кузнецова», решали боевые задачи с нанесением ударов по наземным объектам противника (выполнено 420 боевых вылетов, в т. ч. 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов).

В Средиземном море были потеряны два самолета из состава авиакрыла — палубные истребители МиГ-29К и Су-33. Пилоты успешно катапультировались и не пострадали.

В 2017 году приоритетными задачами флота были развитие и совершенствование инфраструктуры на Крайнем Севере, способствование дальнейшему изучению Арктики, а также мероприятия в области экологической безопасности — очистка арктических территорий от металлолома, скопившегося в советские годы.

По данным Минобороны РФ, в 2017 учебном году экипажами надводных кораблей, атомных подводных лодок и судов обеспечения СФ было выполнено более 40 дальних походов. Было выполнено порядка 4 тыс. 700 зачетных мероприятий боевой подготовки, больше половины из которых — боевые упражнения с практическим применением оружия.

В частности, было проведено более 320 учений, выполнено 213 ракетных стрельб (на треть выше показателя 2017 года). СФ показал высокие результаты в состязаниях профессионального мастерства военнослужащих ВМФ России «Кубок моря» (по заключению конкурсной комиссии, СФ победил в 21 номинации из 38 и занял первое место).

В течение 2017 года экипажами противолодочных самолетов Ту-142 и Ил-38 провели более 70 патрулирований в арктических районах Северного Ледовитого океана.

Экипажи атомных подводных крейсеров СФ «Юрий Долгорукий» и «Брянск» в начале 2017 года по май 2018 года выполнили три стрельбы межконтинентальными баллистическими ракетами морского базирования.

Одна из приоритетных задач СФ на 2018 год — комплексная экспедиция в труднодоступные районы архипелага Новая Земля, организуемая при поддержке Русского географического общества.

Кроме того, в текущем году флот планирует выполнить ряд арктических походов отрядов кораблей, а также провести различные тактические учения с привлечением подразделений, размещенных на арктических островах. Ожидается, что в 2018 году морские летчики СФ расширят географию арктических полетов, в т. ч.

с использованием заполярного аэродрома Темп на Новосибирских островах. В конце мая текущего года силы поисково-спасательного обеспечения СФ приняли участие в ежегодных совместных российско-норвежских учениях «Баренц».

Состав флота

По данным из открытых источников, в мае 2018 года состав флота включал 41 подводную лодку:

  • Восемь атомных субмарин с баллистическими ракетами проектов 941 «Акула», 955 «Борей» и 667БРДМ «Дельфин»;
  • Четыре атомные субмарины с крылатыми ракетами проектов 885 «Ясень» и 949А «Антей»;
  • Тринадцать многоцелевых атомных субмарин проектов 671РТМК «Щука», 971 «Щука-Б», 945 «Барракуда» и 945А «Кондор»;
  • Девять атомных подводных лодок спецназначения проектов 1851, 18511, 1910 и 10831 (АС-12);
  • Одну дизельную подлодку спецназначения проекта 20120 и шесть дизельных субмарин проектов 877 «Палтус» и 677 «Лада»).

Кроме того, в составе флота находились 37 надводных кораблей, в том числе:

  • Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5;
  • Два тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 11442 «Орлан» («Петр Великий» и «Адмирал Нахимов»);
  • Ракетный крейсер пр. 1164 «Маршал Устинов»;
  • Эскадренный миноносец пр. 956 «Адмирал Ушаков», пять больших противолодочных кораблей пр. 1155 и 1155.1;
  • Два малых ракетных корабля пр. 12341;
  • Один артиллерийский катер;
  • Шесть малых противолодочных кораблей пр. 1124М;
  • Четыре больших десантных корабля пр. 775;
  • Четыре десантных катера;
  • Три морских тральщика пр. 12660 и 266М;
  • Шесть базовых тральщиков пр. 1265;
  • Один рейдовый речной тральщик пр. 1258Э.

В состав СФ входят береговые войска и сформированная в декабре 2015 года 45-я армия ВВС и ПВО. В настоящее время морская авиация СФ получает дальние противолодочные самолеты Ил-38Н (модернизированный Ил-38, оснащаемый радиоэлектронным комплексом «Новелла»).

В 2017 году в подразделения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) СФ поступили новейшие комплексы РЭБ «Свет» и «Самарканд». В ноябре того же года в состав вспомогательных сил СФ вошел новейший ледокол «Илья Муромец» пр.

21180, в апреле 2018 года флаг вспомогательного флота был поднят на головном многофункциональном судне тылового обеспечения «Эльбрус» пр. 23120.

В рамках реализации госпрограммы вооружения до 2020 года запланировано комплексное переоснащение сил флота — он должен получить на вооружение:

  • 6 многоцелевых атомных и дизельных субмарин;
  • 2 больших десантных корабля;
  • 1 эсминец;
  • 5 фрегатов; 
  • 5 тральщиков;
  • 21 судно обеспечения.

Командование

Командующий СФ — адмирал Николай Евменов (с апреля 2016 года).

Источник: http://tass.ru/info/5252147

Образование и история Северного флота

северный флот моряк

Первые корабли на Севере стал строить Петр I. В 1694 году 24-пушечный фрегат «Святой Павел», 44-пушечный корабль «Святое пророчество», купленный в Голландии, и яхта «Святой Петр» во главе с Петром I вышли в море, сопровождая восемь английских купеческих судов. Однако затем эти корабли были переведены на Балтику.

Самый «молодой» из всех военных флотов России был создан 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия.

В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. В то время на Севере активно строились базы и аэродромы, создавались береговая охрана и судостроительная база. В 1938 году подводная лодка «Д-1» провела в море 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль. В 1938 году подводная лодка «Д-3» впервые в истории Военно-морского флота осуществила подледное плавание, 30 минут шла подо льдами.

Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939—1940 гг. В результате занятия портов Лиинахамари и Петсамо силы флота лишили Финляндию возможности получать помощь по морю от западноевропейских стран и обеспечили перевозку личного состава и техники на приморском фланге, а также защитили свое побережье.

К началу Великой Отечественной Северный флот располагал 15 подводными лодками, восьмью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. Во время войны он утроил своё вооружение.

Силами Северного флота были уничтожены свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов врага.

Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев.

Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.

В боях Северный флот потерял 3 эсминца — «Стремительный», «Сокрушительный», «Деятельный», 23 подводные лодки, 16 сторожевых кораблей, 13 тральщиков, 12 торпедных катеров, 3 катера типа «большой морской охотник», 7 катеров «малый морской охотник», 9 сторожевых катеров. Потери в личном составе — 10 905 человек.

Подвиги североморцев в Великой Отечественной войне яркими страницами вошли в героическую историю Вооруженных Сил. 7 мая 1965 года в ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Северный флот был награждён орденом Красного Знамени.

Послевоенные годы флот становится атомным, ракетоносным, океанским.

В сентябре 1955 года впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с подводной лодки.

1 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке (АПЛ) «К-3» (впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол»). 10 апреля 1959 года АПЛ «К-3» вступила в состав Северного флота.

В 1966 году отряд подводных лодок Северного флота совершил групповое кругосветное плавание, пройдя без единого всплытия 25 тысяч миль.

23 июля 1959 года первому командиру первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» капитану 1-го ранга Леониду Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза. Это награждение стало первым среди подводников Северного флота после Великой Отечественной войны.

Флот постоянно развивается: так, с 1991 года в небо взлетают самолеты палубной авиации с борта тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Этот крейсер регулярно выполняет задачи боевой службы в Атлантике и Средиземном море.

В настоящее время Северный флот — самый мощный из всех военных флотов России. Наряду с Балтийским флотом, 1-м Командованием ВВС и ПВО, Московским и Ленинградским военными округами Северный флот вошёл в состав созданного Западного военного округа.

Основное место его базирования — ЗАТО Североморск. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли.

На флоте базируется единственные в России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и полк палубной авиации, а также на сегодняшний день единственные в мире надводные крейсера с атомной энергетической установкой.

В последние годы одной из важных задач Северного флота стало обеспечение безопасности гражданского судоходства. Усиливает своё присутствие флот и в мировом океане, регулярно выполняя учебно-боевые задачи.

Так, тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» за последние три года с кораблями сопровождения дважды пересёк Атлантику, прошёл экватор в «Золотой точке» с нулевыми координатами, совершил заходы в Венесуэлу, Южно-Африканскую Республику, Индию, Францию, Сирию, принял участие в международных учениях «Венрус-2008», «Индра-2009», «Восток-2010».

Источник: http://military.bobrodobro.ru/1012

Наша Победа

1942, Боевые действия Военно-Морского Флота

В течение весеннего и летне-осеннего периодов 1942 г. Военно-Морской Флот Советского Союза участвовал в совместных операциях с сухопутными войсками на приморских направлениях (при обороне Крыма, Кавказа, Ленинграда, Заполярья) и выполнял самостоятельные задачи на Баренцевом, Карском, Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озерах.

Одними из основных стратегических задач флота являлись защита своих и нарушение вражеских коммуникаций.

Они решались напряженной повседневной боевой деятельностью различных родов сил флота, путем организации и проведения специальных операций подводных сил Балтийского флота на коммуникациях врага, Северного флота по проводке союзных и арктических конвоев и Черноморского флота по обеспечению морских перевозок.

Обстановка, в которой начинали весной 1942 г. борьбу на коммуникациях Северный, Балтийский и Черноморский флоты, была следующей. Несмотря на крушение фашистского блицкрига в 1941 г.

и провал расчетов гитлеровских стратегов уничтожить советский Военно-Морской Флот как боевую силу путем захвата всех его военно-морских баз с суши, борьба за приморские плацдармы и на морских коммуникациях продолжала усиливаться.

Особенно напряженной она была за Крым, Новороссийск, Туапсе и за внешнюю северную морскую коммуникацию.

Напряженной была обстановка на крайнем северном участке фронта, где линия боевого соприкосновения войск сторон проходила всего в 40–50 км от Кольского залива и Мурманска – основного пункта приема союзных конвоев. Ожесточенная борьба развернулась против конвоев на переходе морем. Благодаря активности Северного флота противник не смог осуществить запланированное наступление своих войск на мурманском направлении.

В 1941 г. противник стремился уничтожить советский флот на Балтийском море. Но хотя флот и понес значительные потери в кораблях, он сумел сохранить свое боевое ядро. Особенно осложнилось к весне 1942 г. базирование флота.

Единственная его база – Кронштадт – находилась в зоне действий вражеской артиллерии. В 100 км западнее Кронштадта силы флота удерживали острова Сескар, Пенисари и Лавенсари, являвшиеся передовыми пунктами базы.

Читайте также:  Крах золотой орды и казанское ханство без будущего - история России

Они прикрывали подступы к Кронштадту и Ленинграду и обеспечивали выход подводных лодок в Балтийское море.

В Финском заливе из-за чрезвычайно опасной минной обстановки использование кораблей было сильно затруднено.

Для действий в Балтийском море могли быть использованы только подводные лодки, а в восточной части Финского залива – боевые катера.

Крупные надводные корабли, береговая артиллерия, авиация, части ПВО и морской пехоты решали совместно с Ленинградским фронтом общую задачу по защите блокированного города.

Огромное значение имело Ладожское озеро, по которому шло снабжение населения, промышленности и войск Ленинградского фронта и Балтийского флота. Главную роль здесь играла Ладожская военная флотилия.

Корабли Балтийского флота угрожали свободному плаванию немецкого транспортного флота в Балтийском море. Враг решил блокировать советские подводные лодки минными заграждениями, кораблями и авиацией. Главнокомандующий финскими вооруженными силами К.

Маннергейм, в соответствии с планом блокадных действий, в конце марта организовал захват важных островов в средней части Финского залива – Гогланда и Большого Тютерса, на линии которых с освобождением залива ото льда была оборудована противолодочная блокадная позиция.

Черноморский флот участвовал в напряженной борьбе за Крым и препятствовал перевозкам противника в западной части Черного моря.

В стратегических планах сторон на летне-осенний период 1942 г. боевым действиям на море отводилось значительно больше внимания, чем это было в минувшем году.

Так, в директиве ОКБ № 41 задачи германского флота определялись следующим образом: «На Черном море главная задача военно-морского флота, насколько это позволяют имеющиеся в распоряжении боевые и сторожевые корабли, а также тоннаж грузовых судов, состоит в том, чтобы частично взять на себя подвоз снабжения для сухопутных сил и авиации.

Ввиду того что русский Черноморский флот еще сохранил свою боеспособность, особенно важно быстрое приведение в боевую готовность легких боевых кораблей, переводимых в Черное море.

Безопасность плавания в Балтийском море должна быть обеспечена путем блокады русских военно-морских сил во внутренней части Финского залива».

Однако главная цель стратегического использования флота Германии в борьбе против Советского Союза состояла в сосредоточении основных усилий на срыве англо-американских поставок оружия и материалов, нанесении ударов по конвоям, направляемым в северные порты СССР из Великобритании.

Избранное гитлеровским командованием направление главного удара в летней кампании 1942 г. на Восточном фронте примыкало к Черному морю. Поэтому, естественно, задача перевозки грузов для сухопутных войск по морю встала перед противником как первоочередная.

Он увеличивал здесь количество транспортных судов и эскортных сил. Еще в декабре 1941 г.

в директиве № 39 Гитлер приказал во все возрастающем количестве строить на территории самой Германии, в союзных ей и оккупированных странах малые корабли, предназначенные для перевозки военных грузов, в особенности на Черном и Эгейском морях.

Однако враг не имел возможности сосредоточить на Черном море достаточные морские ударные силы. Борьба с боевыми кораблями советского Черноморского флота возлагалась на авиацию, которая должна была действовать в тесном взаимодействии с Военно-Морским Флотом.

Большое внимание уделяло гитлеровское командование Волге и Каспийскому морю. В июле 1942 г. в директиве № 45 была поставлена задача парализовать движение судов по Нижней Волге и Каспийскому морю, чтобы нарушить воинские перевозки и транспортировку нефтепродуктов, а также связь СССР с союзниками через Каспийское море и Иран. Было приказано перевезти на Каспийское море малые боевые корабли.

Поскольку боевая деятельность советских флотов на всех трех основных морских театрах проходила в рамках совместных операций с сухопутными войсками и авиацией и самостоятельно на огромных по протяженности коммуникациях, управление ими имело свои особенности: все флоты находились в двойном подчинении – командующих войсками фронтов, действовавших на приморских направлениях, и народного комиссара Военно-Морского Флота.

В боевой готовности находился и Тихоокеанский флот. Тем не менее Государственный Комитет Обороны весной 1942 г. счел возможным передать из состава этого флота несколько эскадренных миноносцев и подводных лодок для усиления Северного флота, а также направить около ста тысяч офицеров и матросов для использования на сухопутном фронте.

С большим напряжением действовал морской транспортный флот СССР. В течение первого года войны пароходства Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов потеряли больше половины своего тоннажа. К маю 1942 г. морской транспортный флот состоял из 519 судов грузоподъемностью около 1,3 млн тонн, Для внешних перевозок использовалось до 90 судов.

Транспортные связи со странами антигитлеровской коалиции осуществлялись: через Тихий океан в дальневосточные порты; через Персидский залив, Иран и Каспийское море; через Северную Атлантику – в северные порты СССР. Последний путь был короче других.

Порты разгрузки находились сравнительно близко от фронта, и доставленное оружие быстро доходило до войск. Но самый короткий путь был и самым опасным: здесь действовали крупные силы флота и авиации противника.

Транспортировка грузов через Тихий океан требовала много времени (учитывая перевозки железнодорожным транспортом по территории США и Советского Союза). Еще более неудобным был путь через Персидский залив и Иран. Переход судов из США в Иран занимал более 70 суток.

Затем следовала транспортировка к месту назначения с несколькими промежуточными перегрузками.

Для доставки грузов из США и Великобритании в северные порты СССР и порты Персидского залива использовались главным образом суда союзных стран, а через Тихий океан – в основном советские суда.

Северный флот под командованием вице-адмирала А. Г. Головко после стабилизации линии фронта на мурманском направлении основные усилия направил на обеспечение морских перевозок и нарушение коммуникации противника вдоль берегов Северной Норвегии. Часть сил флота оказывала содействие сухопутным войскам, поскольку существовала угроза Мурманску и базированию кораблей в Кольском заливе.

В обороне Мурманска и Кольского залива большое значение имели полуострова Средний и Рыбачий. Не случайно противник готовил специальную операцию «Визенгрунд» («Луг») по захвату полуострова Рыбачий, о чем Ставка 10 июня предупредила Военный совет Северного флота.

Для обороны этих полуостровов по распоряжению Ставки от 12 июля был создан Северный оборонительный район (СОР) под командованием генерала С. И.

Кабанова, в состав которого вошли усиленный укрепленный район, две бригады морской пехоты, артиллерийский дивизион, истребительная авиаэскадрилья и группа кораблей Северного флота.

Северный оборонительный район сыграл важную роль в обороне Заполярья, и прежде всего пункта приема конвоев – Кольского залива.

В то же время артиллерийские батареи, располагавшиеся на полуострове Средний, огнем перекрывали вход в залив Петсамо и затрудняли противнику использование прифронтового порта.

Не сумев захватить Мурманск сухопутными войсками, гитлеровское командование главные усилия флота и авиации направило на нарушение северной морской коммуникации, по которой осуществлялась связь СССР с Великобританией и США. 5-й воздушный флот под командованием Х. Ю.

Штумпфа получил задачу разрушить Мурманск до основания. С апреля массированные налеты на город совершались в среднем через день. Наибольшее число их пришлось на июнь, когда авиация бомбила Мурманск по два–четыре раза в сутки.

Так как постройки в городе были в основном деревянные, Мурманск пострадал не столько от прямых попаданий бомб, сколько от пожаров.

Еще в начале года по решению ГКО для обеспечения приема союзных конвоев и грузов были построены дополнительные причалы и склады. Из разных концов страны для работы в Мурманском порту прибыло 3500 рабочих.

Из личного состава флота и местного населения создавались разгрузочные команды.

Работы по расширению арктических портов и увеличению их пропускной способности возглавил уполномоченный ГКО известный полярник дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин.

Государственный Комитет Обороны дополнительно предоставил Мурманскому дивизионному району ПВО страны и частям ПВО Северного флота зенитную артиллерию и самолеты-истребители. Была усилена противовоздушная оборона Архангельска и Иоканги.

Форсировалось строительство аэродромов в восточной части Кольского полуострова. Как только позволила ледовая обстановка, значительную часть судов, приходивших из Великобритании, стали направлять в Архангельск.

В результате разгрузка их происходила в сравнительно спокойных условиях.

Основная опасность подстерегала конвои в море: немецкое командование проводило против них операции с привлечением подводных лодок, авиации и крупных надводных кораблей. В Северной Норвегии находились новейший линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эскадренных миноносцев и другие корабли.

Там же базировались 20 подводных лодок и крупные силы вражеской авиации. Сосредоточивая в этом районе основные силы надводного флота и 5-го воздушного флота, гитлеровское командование в то же время стремилось прикрыть свой северный стратегический фланг и предотвратить возможную высадку десанта в Северной Норвегии. В директиве Гитлера от 10 января 1942 г.

говорилось:

«Целевой установкой на будущее остается по-прежнему развертывание военно-воздушных сил и военно-морского флота для борьбы против англосаксонских держав. Этот принцип должен учитываться при всем планировании вооружений…

В рамках выделенного количества сырья главное направление дальнейшего вооружения состоит в сосредоточении усилий на строительстве и содержании подводных лодок.

Наряду с этим остаются важными задачами: обеспечение службы конвоев и обороны Норвегии, а также всей прибрежной полосы…»

Передислокация крупных надводных кораблей немецкого флота из атлантических портов Франции и портов Германии в шхеры Северной Норвегии облегчила англо-американскому командованию решение задачи по защите коммуникаций в Атлантике.

«Мы и наши американские союзники, – писал У. Черчилль, – были очень рады, что к напряжению подводной войны в самый ее смертоносный период не прибавился такой фактор, как крупные рейды быстроходных германских военных кораблей».

Следует заметить, что оперативные планы, разработанные перед войной, не предусматривали использования советского Северного флота вдали от своих берегов и в океане. Поэтому его силы и боевые возможности не полностью соответствовали тем задачам, которые встали перед ним в развернувшейся войне. Весной 1942 г.

в его состав входило 7 эскадренных миноносцев, 21 подводная лодка, 27 сторожевых кораблей, 6 торпедных катеров, 4 минных заградителя, 20 малых охотников, свыше 50 тральщиков и катеров-тральщиков и около 150 боевых самолетов.

Государственный Комитет Обороны в течение лета усилил Северный флот несколькими подводными лодками, 10 сторожевыми катерами и 10 тральщиками, что позволило восполнить боевые потери. Количество самолетов в течение лета было почти удвоено.

Обеспечение конвоев и борьба с морскими силами Германии являлись общей задачей трех основных государств антифашистской коалиции – СССР, Великобритании и США. Транспорты с грузами союзников для СССР формировались в конвои в Исландии. Обратные конвои с экспортными товарами выходили из Мурманска и Архангельска.

Охранение союзных конвоев возлагалось на флот Великобритании. Северный флот должен был создавать благоприятные условия плавания в своей операционной зоне – восточнее меридиана 20 ° (Тромсё) и усиливать здесь непосредственное охранение конвоев.

Для успешного решения этих задач Ставка Верховного Главнокомандования передала Северному флоту 95-й истребительный авиационный полк в составе 20 дальних истребителей Пе-3, которые могли встречать конвои на удалении 200 миль от побережья, а с мая 1942 г.

на время операций по прикрытию конвоев – авиацию Карельского фронта и Архангельского военного округа, а также часть бомбардировочной авиации резерва Верховного Главнокомандования и Мурманского дивизионного района ПВО. В директиве Ставки от 19 июня 1942 г.

, адресованной наркому ВМФ, командующему ВВС Северного флота, командующему Карельским фронтом, командующему Военно-Воздушными Силами, командующему Войсками ПВО страны, командующему Архангельским военным округом, указывалось:

«Первое. Передать в полное подчинение ударную авиагруппу тов. Семенова [полковник П. А. Семенов – командир авиагруппы резерва Ставки] с перебазированием ее по указанию командующего ВВС Северного флота.

Источник: http://victory.sokolniki.com/rus/History/MilitaryOperations/10065.aspx

Ссылка на основную публикацию