Армения в составе мидии и ахеменидского государства — история России

Бехистунская надпись 2500-летней давности как объект армянских претензий и фальсификаций

Продолжая тему источников в армянской науке и идеологии, мы решили коснуться еще одного исторического памятника, часто приводимого армянами, как доказательство их «архидревности».

Речь идет об одном из важнейших письменных документов Древнего Востока, надписи, высеченной по приказу царя Дария I (522-486 до н. э.

) на скале у деревни Бехистун (Бисутун) недалеко от города Хамадана на западе современного Ирана (Южный Азербайджан).

В Бехистунской надписи, возраст которой 2500 лет, в частности, перечислены 25 покорных царю Дарию народов, и сообщаются сведения о размерах подвластных ему земель.

В ней, в том числе упоминается и Армения, в связи с чем армянская пропаганда выдвигает территориальные претензии ко многим государствам Малой Азии и Южного Кавказа. По версии армянской стороны, Бехистунская надпись дает чуть ли не юридическое право хайскому народу, переселившемуся некогда с Балкан в географическую область Армения в Малой Азии, претендовать на земли соседних народов.

Однако для прояснения ситуации приведем цитату из Бехистунской надписи царя Дария I, где написано: «Следующие страны мне достались, по воле Ахура Мазды я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, [страны у моря], Лидия, Иония, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Сака, Саттагидия, Арахозия, Мака: всего 23 страны».

Как видно из текста надписи, в нем упоминается и Мидия, являвшаяся одним из сильнейших государств Древнего мира. Именно у мидян — мидийцев переняли персы свои религиозные взгляды, мировоззрение и систему построения государства. Многое у мидийцев переняли и другие соседние народы, в том числе армяне (не путать с хаями, попавшими в регион намного позже).

Заимствования армян из культур других этносов дало античному историку Страбону основание заметить: «Обычаи мидийцев большей частью те же, что и у армян, по причине сходства их стран. Мидийцы, однако, являются родоначальниками обычаев армян и еще раньше персов» (Страбон, XI:13/9.).

Историческим ареалом государства Мидия была территория Азербайджана. Топоним «Азербайджан» происходит от названия древнего государства Атропатена или Мидия Атропатена (также Малая Мидия).

Мидией Атропатеной (перс. Мад-и-Атурпаткан‎) или просто Атропатеной после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии, Атропат (Атурпатак). Другое ее название у античных авторов — Малая Мидия.

От названия «Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» (перс. Âzarâbâdagân‎) происходит современное название Азербайджан (Всемирная история, т.3, М.. 1957, стр. 132). Впоследствии, в результате народной этимологии, название стали толковать как «место, защищаемое богом огня» («Адор Бад Аган»).

Географически Мидия Атропатена была расположена на территории нынешнего Южного Азербайджана в Иране, и ограничивалась Аразом (Атропатены. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах», (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.).

А в III в. до н. э. власть Атропатены распространилась и на территорию современной Азербайджанской Республики. Расположение Мидии Атропатены на территории нынешнего Азербайджана указывается и в фундаментальной работе «Восток в древности» («Восток в древности» Глава XXIX, Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма).

При этом согласно научным данным, мидийцы являются предками нынешних азербайджанцев. Энциклопедия Британника отмечает, что «мидийцы, возможно, были одними из предков азербайджанцев» (Azerbaijani. Article from the Encyclopædia Britannica).

В древности территория Южного Азербайджана входила в состав государства Манна, первого государственного образования на территории современного Азербайджана, которое было завоевано вновь образованной Мидийской державой. Мидия, как самостоятельное государство, возникла в Х в. до н. э. В составе Мидии (и позднее Ахеменидской империи) территория Манны часто именовалась Малой Мидией.

Следует отметить, что недавно проведенные археологические раскопки в Шамкирском районе Азербайджана с участием американских, европейских специалистов опровергли доселе бытующее мнение о вассальном отношении древнего Азербайджана к Ахеменидской державе.

С 2006 года в селе Гараджамирли Шамкирского района Азербайджана международные археологические экспедиции обнаружили уникальные артефакты ахеменидского периода. Доктор Флориан Кнаусс из Мюнхенского музея, руководивший в то время экспедицией, заявил тогда, что результаты раскопок превзошли все ожидания ученых.

Был опубликован ряд научных статей в азербайджанских, российских и немецких журналах, прочитаны многочисленные доклады на международных конференциях, а результаты этих работ широко освещались прессой и телевидением.

Недавно археологам удалось обнаружить недалеко от села Гараджамирли фрагменты дворцового комплекса Ахеменидской державы, который по своим размерам и величественности превосходит дворцовые постройки в столице Ахеменидов в городе Персеполе (Иран).

По мнению участника экспедиции, директора Мюнхенского музея Флориана Класса, памятник у села Гараджемирли является уникальным для всего Кавказа и представляет собой административное здание империи Ахеменидов, превышающее по размерам даже дворец ахеменидских царей в Персеполе.

По мнению экспертов, после консервационных работ этот памятник вполне может быть включен в Список всемирного наследия UNESCO (Газета «Каспий»).

Фактически раскопки в Шамкире поставили под сомнение бытовавшую многие годы в академической науке идею о принадлежности Ахеменидской державы сугубо к персоязычным этносам и нахождении ее центров только на территории нынешнего Ирана.

Тем более что Ахемениды являются наследниками Мидийского государства, которое они свергли и создали свою империю на основе административного, военно-политического и духовного наследия мидийцев.

Азербайджанцы — один из народов, имеющих древнейшие в мире традиции государственности. История государственности азербайджанского народа насчитывает примерно 5 тысяч лет. На территории Азербайджана первые племенные объединения и государственные образования зародились еще в конце IV — начале III тыс. до н.э. С I тысячелетия до н.э.

— начала I тысячелетия н.э. на территории Азербайджана существовали такие сильные государства как Маннейское, Искитское (Скитское, Скифское) и Массагетское царства, Албания и Атропатена.

Эти государства с доминантой тюркских этносов сыграли важную роль в этнополитической истории Азербайджана и в процессе формирования на территории страны единого народа.

В III в. Азербайджан был завоеван Иранской Сасанидской империей, а в VII в. — Арабским халифатом. Сведения арабских источников подтверждают, что «Азербайджан издревле был страной тюрков». Эти данные одновременно совпадают с историческими фактами в дастанах «Китаби-Деде Горгуд», которые являются героическим эпосом азербайджанского народа.

После падения Ахеменидской империи, Мидией-Атропатеной или просто Атропатеной после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии Атропат (Атурпатак). Другое её название у античных авторов — Малая Мидия.

В Древнем Мире одной из колоний Мидии являлась и Персия вплоть до периода правления Кира Великого. С древнейших времен Мидия также именовалась Страной Магов по названию жреческого племени Магов, обладавших таинствами культа и древних наук.

Маги оказали сильнейшее влияние на культуру, мировоззрение и систему построения государственности персов. К тому же культура Мидии и ее магов-жрецов, являющихся ровесниками Древнего Египта, воздействовали и на античный мир. До сих с именем магов в европейской культуре связано слово волшебство – магия. («Мидия – историческая предшественница Персидской империи»).

Племя магов и его наследие неразрывно связаны с Азербайджаном и его народом.

В надписи указано, что Дарий покорил Мидию, также представлен рассказ о последовавшем перевороте мидийского мага Гауматы («гам» значит — кам, шаман, камлание; «ата» значит — отец, имя Гам-ата тюркского происхождения, что многое говорит о корнях мидийцев и племени магов-мугов) и его свержении Дарием I.

Затем рассказывается о другом восстании, во главе с другим мидянином Фравартишем и приведены дополнительные сведения о Мидии, являвшейся и после ее покорения Персией, центром державы Ахеменидов. То есть мидийцы отчаянно боролись с целью вернуть утраченную власть и государство.

Политические, идеологические и философские разногласия мидийской и персидской линий власти еще во времена династии Ахеменидов резко обострили отношения между магами-зерванитами и ортодоксальными зороастрийцами.

Гонения на магов-мистиков, почитающих помимо Ахурамазды также и Зервана – абстрактное божество времени и пространства, породившее все сущее, вынуждало адептов тайного учения мигрировать в Тибет, Индию и Аравию. Следы учения магов отчетливо прослеживаются в тибетском ламаизме (школы ваджраяны), религии Бон, индуистских религиях и учениях других древних народов.

Вынужденные вести «подпольный» образ жизни, привыкшие к гонениям и притеснениям еще во времена царских династий, исповедовавших зороастризм, маги с наступлением ислама выработали свой особый символический язык, понятный только им и нарекли себя суфиями («Гурджиев Георгий Иванович», (2-ая часть) Валяев А.Л).

Название жреческого племени магов или мугов, запечатлено в местности Мугань (переводится как «место мугов»), являющейся центральной областью Азербайджанской Республики.

Культурно-историческое наследие магов-мугов оставило глубокий след в знаменитой на весь мир национальной музыке — азербайджанском мугаме, построенном на религиозных и культовых напевах мугов.

Отменными исполнителями мугамов были древние дервиши и жрецы-маги.

Слово мугам происходит от слова муг-маг (огонь). Из истории известно, что маги были искусными мастерами песнопений. Не зря специалисты, изучающие азербайджанский мугам называют его генетическим кодом азербайджанцев. В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Продолжение следует…

Ризван Гусейнов

1news.az

Источник: http://gulustan.info/2011/09/behustansakaya-nadpis/

Ахемениды (550–330 до н.э.). История — Путеводитель по Израилю

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

К концу VI века до н. э. границы Ахеменидской державы простирались на востоке от реки Инд до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере.

Флаг  Ахеменидов Sodacan, GNU 1.2

Административное деление

Территория Персидской империи при Ахеменидах охватывала территории от Греции и Ливии до Индии.

Население Ахеменидской империи составляло от 25 до, предположительно, 50 млн человек, что соответствовало половине населения Земли в V—IV вв. до н. э.

В 521 г. до н. э. государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий — от др. -перс. xšaθra), во главе которых стояли специальные чиновники (сатрапы — др. -перс. xšaθrapāvan).

Персеполь Hansueli Krapf, CC BY-SA 3.0

Покорённые персами империи (Мидийская, Лидийская, Нововавилонская, Египетская, Бактрийская). Покорённые же царства получали статус основных сатрапий. Их устойчивые внутренние подразделения получали статус малых сатрапий.

Кир II Великий.Рисунок с барельефа. Ernst Wallis et al, Public Domain

Часть сатрапий, например, сатрапии Саков, часть индийских сатрапий, Нубия, Фракия, Колхида, причисляемых к провинциям империи, в действительности персами никогда не управлялись, и представляли собой декларации о намерениях мировой державы.

Список сатрапий (с указанием количества ежегодной дани) приводится в следующей таблице.

ОбластьСатрапии или народыГодичная дань
I. Ионийцы, анатолийская Магнезия, Эолия, Кария, Ликия, Памфилия 400 талантов серебра
II. Лидия, мизийцы, лаконяне, кавалияне, хитенияне 500 талантов серебра
III. Племена южнее от Геллеспонта, Фригия, азиатские Фракийцы, Пафлагония, марияндинийцы, малоазиатские сирийцы 360 талантов серебра
IV. Киликия 360 белых коней (один за каждый день в году) и 500 талантов серебра; из них: 140 талантов на содержание местной конницы, остальные 360 — Царскому дворцу Державы,
V. Владения от города Посидиума (на киликийско-сирийской границе), включая Сирию, Самарию, Кипр и Палестину, до древнеегипетской границы 350 талантов серебра
VI. Древний Египет и Ливия с городами Кирении и Барки (~3 300 000) 700 талантов серебра и 120 000 бушелей зерна (для содержания военного гарнизона в городе Мемфисе)
VII. Саттагидия, Гандхара, дадийцы, апариты 170 талантов серебра
VIII. Сузиана 300 талантов серебра
IX. Месопотамия (Вавилония и Ассирия) ~3 000 000 1000 талантов серебра и 500 слуг-евнухов
X. Экбатаны и остальная Мидия 450 талантов серебра
XI. Каспии, паусикийцы, пантиматы, дариты 200 талантов серебра
XII. Бактрия и соседние народы (~1 500 000) 360 талантов серебра
XIII. Урарту (Армения), в составе которого Пактия (Пактика) и остальные народы до Черного моря (~1 000 000) 400 талантов серебра
XIV. Сагартия, Дрангияна, утийцы, Мийцу и другие 600 талантов серебра
XV. Скифы, саки и северные каспийцы 250 талантов серебра
XVI. Парфяне, Хорезм, Согдиана и сатрапия Ария (~2 000 000) 300 талантов серебра
XVII. Париканиянцы и Эфиопия (~2 000 000) 400 талантов серебра
XVIII. Матиянцы, саспейры, алароды 200 талантов серебра
XIX. Мушки, тибарены, макроны, мосинойки, марезы 300 талантов серебра
XX. Индия (самый многочисленный из древних народов, ~35 000 000 (5 000 000 в пределах границ Персии) 360 талантов золотом (самая большая сумма)
(+) Арабы (~1 000 000) 1000 талантов тимьяна ползучего.
Читайте также:  Лжедмитрий i и его политика - история России

Экспансия и гибель Державы Ахеменидов

  • Около 549 до н. э. — персами была завоёвана вся территория Элама.
  • В 549 — 548 до н. э. — персам подчинились Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения, ранее входившие в состав Мидии.
  • 547 до н. э. — лидийские войска, под предводительством Крёза, были разбиты Киром. Столица Лидии — Сарды, располагавшаяся на труднодоступной территории, пала. Лидия, Ликия и Иония становятся отдельными провинциями.
  • 539 до н. э. — вблизи города Описа, на реке Тигр, вавилонские войска, под командованием сына царя Вавилонии Набонида, Бел-шар-уцура были разбиты персами. Вавилонское царство формально было сохранено, а Вавилон стал одной из резиденций персидского царя. Кир II принимает титул «царь Вавилона, царь стран». Первым персидским наместником Вавилона становится его сын Камбиз II.
  • 525 до н. э. — около египетского города Пелусий произошла крупная битва межу персидскими и египетскими войсками. В результате этой битвы египтяне были разбиты. Командиром египетского флота, персам был сдан город Саис и флот Египта. Камбиз II был официально признан царём Египта и принял титул «царь Египта, царь стран».
  • 484 и 482 до н. э. — восстания против персидской власти в Вавилоне. Царем Вавилона провозглашен Шамаш-эрибу, однако вскоре восстание подавлено персидской армией. Вылитая из 12 талантов чистого золота статуя идола Бэла-Мардука вывозится персами из Вавилона и переплавляется. Ликвидируют автономию Вавилонии и вавилонское гражданство. Вавилон становится частью Ассирийской сатрапии, а Палестина и Сирия, являвшиеся зависимыми территориями, образуют ещё одну сатрапию.
  • 480 до н. э. — вторжение в Грецию армий Ксеркса, Эта кампания известна, прежде всего, битвами у Фермопил, Саламина и Платеи, показавших превосходство греческого военного искусства и героизм воинов Эллады.
  • 404 до н. э. — отделение Египта от Персидской империи и восстановление независимости с коренными фараонами XXIX династии (404—343 до н. э.).
  • 401—400 до н. э. — династическая борьба в Персидской империи между царем Артаксерксом II Мнемоном и претендентом на персидский трон — братом Артаксеркса, воспитанным в греческих традициях Киром Младшим, располагавшим греческими наемниками во главе с Клеархом. Поражение Кира Младшего в битве при Кунаксе ещё сильнее углубили кризис.
  • В 334 до н. э. македонский царь Александр Великий вторгся в пределы государства Ахеменидов. Царь Дарий III стал терпеть поражения.
  • В 331 до н. э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Персидская держава прекратила свое существование. Страны и народы бывшей империи покорились Александру Великому.

Армия Ахеменидской державы

В образовании и существовании державы Ахеменидов огромную роль сыграла армия, созданная Киром II.

Изображение на монете Дария I,стреляющего из лука.   Jastrow, CC BY-SA 2.5

Страна была разделена на военные топархии. Войско было образовано из кавалерии (asabara) и пехоты (pasti). Боевые колесницы использовались в виде небольших подразделений специального назначения.

Ядро армии составляли отряд «бессмертных» и конная гвардия царя. Личной охраной царя была тысяча «бессмертных». Предполагается, что своё начало «бессмертные» вели от персидских отрядов, поддержавших Дария I во время его борьбы за престол.

Построенные по десятичной системе, подразделения армии распределялись на кавалеристов, копьеносцев и лучников.

Источник: https://guide-israel.ru/history/29093-axemenidy-550-330-do-n-e/

История России

Население Южного Закавказья — армяне — по своему происхождению связано с древним индоевропейским населением Малой Азии и Армянского нагорья. Предками армян, называвших себя хайями, были обитатели страны Хайаса, известной из хеттской клинописи. Эта страна была расположена в долине Верхнего Евфрата и к востоку от неё.

Независимая от Урарту Хайаса особенно усиливается в VIII—VII вв. Этническое наименование «армяне» ведёт своё происхождение от племён арме, живших к югу от Армянского Тавра. Впервые название «Армения» («Армина») встречается в Бехистунской надписи Дария I.

В период упадка государства Урарту и позже хайи-армяне проникли в глубь Армянского нагорья и ассимилировали урартские племена.

На рубеже VII и VI вв. мидяне разрушили государство Урарту и подчинили себе все земли к западу от него вплоть до реки Галиса.

Несмотря на ожесточённую борьбу, воспоминания о которой сохранились у Ксенофонта и в армянском эпосе, армянам не удалось полностью освободиться от индийского владычества. В середине VI в. мидян сменяют персы.

После смерти Камбиса Армения ещё раз попыталась свергнуть чужеземное иго, но и на этот раз её сопротивление было сломлено.

Известную роль в этом сыграл, повидимому, частичный переход армянской знати на сторону персов: характерно, что против восставших армян Дарий посылает их знатного соотечественника Дадаршиша. С этого времени Армения прочно вошла в состав державы Ахеменидов.

Некоторые сведения о быте и общественном устройстве армян даёт «Анабасис» Ксенофонта. Армяне занимались земледелием и скотоводством, пользовались железными сельскохозяйственными орудиями, разводили сады и виноградники. Особенно высоко было развито у армян скотоводство; часть дани Ахеменидам они уплачивали конями.

Наряду с земледельцами, занимавшими плодородные равнины, среди армян существовали и пастушеские племена, жившие в горах. Экономика Армении долгое время зиждилась в основном на натуральном хозяйстве. Существенное значение в её дальнейшем развитии имело то обстоятельство, что через территорию армян шла так называемая «царская дорога» — важнейшая артерия караванной торговли.

Местная торговля находилась почти полностью в руках чужеземцев — вавилонян и арамеев.

Основной единицей общественной организации армян была родовая община (тун), делившаяся на большие патриархальные семьи (ерд) и управлявшаяся танутером. Род коллективно владел средствами производства: у земледельцев это была земля, у скотоводов — земля и скот.

По мере разложения в Армении первобытно-общинных отношений из общей массы населения выделялась аристократия, «почётнейшие армяне». Родоначальники и вожди племён создавали вокруг себя дружины и совершали с ними походы, обогащавшие и их самих и дружинников.

Непрестанные военные столкновения способствовали росту рабовладения, причём в качестве рабовладельцев выступали, в первую очередь, вожди и дружинники. Племенные вожди стали захватывать незанятые участки земли в индивидуальную собственность (агарак) и эксплуатировали в своих хозяйствах труд военнопленных.

Агараки служили, главным образом, удовлетворению нужд владельцев, но кое-что начинает производиться и на продажу: из Армении, в частности, вывозилось вино.

Таким образом, Армения VI—IV вв. стояла на пороге создания собственного государства, чему препятствовало, однако, иноземное владычество. В то же время персидское господство, обременявшее народ помимо дани также и «царскими работами» и углублявшее тем самым пропасть между народом и знатью, способствовало классовому расслоению армянского общества.

https://www.youtube.com/watch?v=L0D2H3YnTek

В ахеменидский период оформляется древняя религия армян. Наряду с издавна существовавшим культом предков складывается обширный пантеон богов. Помимо Хайка, считавшегося прародителем народа, армяне чтили умирающего и воскресающего бога природы Ара и богиню плодородия Астлик, бога войны Торк Ангела, богиню воды и дождя Нарини, или Цовинар.

Кроме того, вся Природа населялась множеством добрых и злых духов.

В этот, а отчасти и в предшествующий период закладываются основы армянского эпоса: если предания о борьбе Хайка с Бэлом, о походе ассирийской царицы Шамирам против Ара Прекрасного восходят своими историческими корнями ещё к войнам Урарту с Ассирией, то эпические сказания о борьбе армянских царей Ерванда и Тиграна с Астиагом и Киром сложились, разумеется, не раньше VI в. до н. э.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/do-ne/armeniya-v-sostave-derzhavy-axemenidov.html

Образование армянского государства

Родительская категория: АрменияКатегория: История Армении Просмотров: 53

Спустя 60 – 70 лет после падения Урарту в знаменитой Бехистунской трёхъязычной надписи персидского царя Дария I, относящейся к 520 г. до н. э.

, в двух её — персидском и эламском — вариантах упоминается страна Армина, название которой в третьем — вавилонском — варианте надписи передано как Урарту (точнее Урашту, согласно фонетическим правилам вавилонского диалекта аккадского языка). Итак, Урарту превратилось в Армину.

Если ранее Урме (в действительности произносилось как «Орме» или «Арме») обозначало лишь один из уголков Армянского нагорья, то теперь происходящее от него название Армина применяется для обозначения территории Урарту, т. е. большей части Армянского нагорья.

Таким образом, в 520 г. до н. э. мы встречаем упоминание армянского государства Армины, или, как именовали ее древние греки, — Армении. Однако, судя по ряду данных, оно возникло ранее, в начале VI в. до н. э., заменив собой государство Урарту, поскольку территория последнего уже была вовлечена в процесс образования армянского народа.

Это армянское царство вышло на историческую арену в качестве союзника могущественной тогда Мидии. Но такой союз просуществовал недолго: Мидия стремилась овладеть наследием Урарту.

Борьба завершилась в пользу Мидии, и Армения попала под её верховное владычество с условием выплаты дани, предоставления военной помощи и отказа от сооружения укреплений.

Территория Армении в этот период на юго‐востоке была сопредельна с Мидией, а на северо‐востоке достигала земель причерноморских халдейских племён.

Подробные сведения об армянском государстве дошли до нас в предании, сохранившемся в историко‐нравоучительном произведении греческого историка V – IV вв. Ксенофонта «Киропедия». Из него явствует, что это армянское царство оказалось столь сильным, что вскоре прекратило выплату дани и отказалось от прочих обязательств.

В распоряжении армянского царя были огромные богатства, 40 тысяч пехоты и 8 тысяч конницы.

Имени царя Ксенофонт не упоминает, но называет его сыновей — Тиграна и Сабариса, одного из военачальников — Эмбаса; при этом Тигран представлен однокашником и товарищем по охоте Кира, будущего основателя персидской Ахеменидской державы.

То обстоятельство, что эти сведения Ксенофонта имеют подлинную историческую основу, подтверждается параллельным преданием, сохранившимся в труде «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци, героем которого выступает Тигран, опять‐таки друг и союзник Кира. Это предание донесло до нас и имя отца Тиграна армянского царя Ерванда Кратковечного.

Как известно, Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил мидийскую державу и основал новое, ещё более обширное государство, которое охватывало почти всю Переднюю Азию. Его сын Камбис вторгся также в Египет, где, однако, нашёл свою смерть.

В борьбе за трон победителем оказался Дарий, сын Гистаспа, представитель другой ветви того же рода Ахеменидов.

Армения, вошедшая ранее в состав державы Кира, вероятно, как полузависимое царство, с приходом к власти Дария восстала против него подобно большинству стран, составлявших державу Ахеменидов.

В 522 – 520 гг. Дарий был занят подавлением этого мощного движения. Именно прославлению этих его деяний и посвящена упомянутая выше Бехистунская надпись. Против восставшей Армины, т. е.

Армении, Дарий направил два удара с обоих флангов. Одну из армий вёл полководец Дадаршиш, родом армянин («арминиец»), другую — перс Вахумиса.

Лишь после нескольких сражений с армянскими войсками удалось подавить восстание, и Армения вошла в состав персидской Ахеменидской державы.

Это продолжалось около двух столетий. Согласно древнегреческим источникам, территория Армении была распределена между двумя административными единицами — сатрапиями.

Однако в надписях самих ахеменидских царей она постоянно выступает как отдельная единица. Армения выплачивала весьма большую дань золотом и конями, её войска принимали участие в.походах персидских царей.

Так, например, в составе войск царя Ксеркса, направлявшихся в Грецию, был и армянский отряд.

Правившие Арменией сатрапы, за отдельными исключениями, принадлежали к одному и тому же роду, в котором распространено было имя Ерванд (в греческих источниках— Оронт). Вероятно, по своему происхождению они были связаны с династией, правившей в армянском государстве VI в., один из представителей которой, как отмечалось, именовался Ервандом.

Читайте также:  Всеобщая политическая стачка в октябре 1905 г. - история России

В 401 г. до н. э. Армению, по пути из Месопотамии к Чёрному морю, пересёк десятитысячный отряд греческих наёмников. Отряд отступал после поражения и смерти своего вождя, брата персидского царя, пытавшегося завладеть короной. Через Армению отряд вёл вышеупомянутый выдающийся греческий писатель и историк Ксенофонт, автор «Киропедии».

Свои впечатления о походе Ксенофонт изложил в книге «Анабасис», которая является ценнейшим первоисточником по истории ряда стран Востока и, особенно, Армении. Правителем Армении в эту пору был Ерванд (Оронт), сын Артасуры. Женатый на царской дочери, он занимал важное положение при персидском дворе.

Часть Армении, именовавшаяся «Западной Арменией», управлялась Тирибазом, также значительной фигурой при дворе.

Границы Армении в это время примерно совпадали с границами бывшего урартского государства: на юге они проходили по реке Тигр, на севере включали Высокую Армению и тянулись по предгорным районам Гугарка; на западе шли по излучине Евфрата, на востоке — от озера Урмия к среднему течению Аракса и Куры.

Греческий отряд, пересекая Армению, не встречал городов, крепостей и храмов. Вероятно, греки попросту обходили их, избегая излишних столкновений и прокладывая свой путь через беззащитные деревни, которые и удостоились особого внимания Ксенофонта.

Он описывает деревенские дома и жизненный уклад древних армян. В описанной Ксенофонтом деревне можно узнать черты сельской общины.

В дальнейшем наследственное право власти над Арменией было временно изъято у рода Ервандаканов (Оронтидов). До 336 г. здесь правил Кодоманн из рода Ахеменидов, который затем занял персидский престол под тронным именем Дария III. После этого власть Ервандаканов в Армении восстановилась, и правителем стал новый Ерванд, сын или внук предшествующего, описанного Ксенофонтом Ерванда.

Итак, хотя армянское государство, сложившееся на развалинах Урарту, далее попало под верховное владычество Мидии, а затем — под власть Ахеменидского Ирана, тем не менее, оно, имея устойчивую основу — консолидирующийся армянский народ, даже пребывая в составе упомянутых держав, сумело сохранить своё единство и территорию, вероятно, и правящую династию. Когда же при Дарии III Ахеменидская держава, уже с начала IV в. до н. э. вставшая на путь деградации и распада, пала под ударами Александра Македонского, то Армения восстановила свою независимую государственность.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Источник: https://ArmenianSite.ru/istoriya-armenii/175-obrazovanie-armyanskogo-gosudarstva.html

Мидия — краткая история мидийского царства

В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.

Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.

Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.

Начиная с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э.

мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот.

Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.

Территория занимаемая Мидийским царством на пике могущества

Борьба за независимость и возвышение Мидии

С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.

Наряду с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль среди мидийских племен играл некий Дейок.

К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху — начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.

VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время.

Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей.

В различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.

На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию.

В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии.

Руководил восстанием один из мидийских вождей — Каштарити.

Восстание охватило значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.

Каштарити — один из вождей мидийского восстания — объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.

Скифское завоевание Мидии и изгнание скифов

Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 — 625 гг. до н.э. установилось скифское господство.

Для мидян скифское господство имело определенное значение.

С одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов определенной данью.

В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.

Киаксар, следуя примеру своих соседей — ассирийцев, у которых армейская структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления государственности в Мидии.

Период наивысшего могущества Мидии

После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего исконного врага Ассирии.

Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э.

ей удалось полностью разгромить Ассирию.

Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.

Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.

Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.

К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э.

Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств.

Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак).

Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 — 550 гг. до н.э.

), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии.

Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.

Кир Великий — внук последнего властителя Мидии и по совместительству — завоеватель этой страны

Гибель Мидийского царства

Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой.

Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия.

Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.

В результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. В VII — начале VI в. до н.э.

здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить.

Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.

В целом в Мидии VI в. до н.э.

основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы.

Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания противоречий.

В период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия — потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.

Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели.

В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов (не чужой, кстати, человек — с большой вероятностью, Кир был внуком Астиага — прим.), покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.

Источник: http://ageiron.ru/armii-i-soldatyi/armii-i-soldatyi-armii-i-soldatyi/blizhniy-vostok/midiya-kratkaya-istoriya-midiyskogo-tsarstva

История армения

История армения
так же  http://www.armeniaonline.ru/armenia/history.php

Читайте также:  История османской империи - история России

Краткая история Армении

Армения — это древнейшее государство. Впервые название страны Arminiya встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э.

Армины этих надписей, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э.

индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракции в Малую Азию и около шести сот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья

Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н.э.

был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э.

Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов.

После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.

), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.

) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.

Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья.

По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей).

В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником.

Средневековье

С ослаблением арабского господства в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.).

Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884–1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства: одно западнее горы Арарат с центром в Карсе (962–1064), а другое – на севере Армении, в Лори (982–1090). В это же время возникло независимое Васпураканское царство в бассейне оз. Ван. Сюниды образовали царство в Сюнике (совр. Зангезур) южнее оз. Севан (970–1166).

Одновременно возникло несколько княжеств. Несмотря на многочисленные войны, в это время происходил подъем экономики и расцвет культуры. Однако затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании».

Сначала это было княжество, а позднее (с 1090) – царство (Киликийское армянское государство), возглавляемое династиями Рубенов и Лусинянов. Оно просуществовало до завоевания его египетскими мамелюками в 1375.

Собственно территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти – под управлением монголов (13 в.). В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана.

В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

Эпоха национального возрождения

Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной.

В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила северную часть турецкой Армении.

Вскоре после начала Первой мировой войны турки приступили к решению «армянского вопроса» путем насильственного изгнания всех армян из Малой Азии.

Солдаты-армяне, служившие в турецкой армии, были демобилизованы и расстреляны, женщины, дети и старики насильственно переселены в пустыни Сирии. При этом погибли от 600 тыс. до 1 млн. человек.

Многие из тех армян, которые выжили благодаря помощи турок и курдов, бежали в Российскую Армению или в другие страны Ближнего Востока.

28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

Советская Армения

12 марта 1922 Армения заключила с Азербайджаном и Грузией договор, в соответствии с которым они образовали Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья, преобразованный 13 декабря 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). При этом каждая республика сохраняла свою самостоятельность. 30 декабря федерация вошла в состав СССР.

При Сталине в стране была установлена диктатура, сопровождавшаяся коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией (с упором на тяжелую индустрию и на военную промышленность), урбанизацией, жестоким преследованием религии и установлением официальной «партийной линии» во всех областях жизни.

В 1936 ок. 25 тыс. армян, противившихся политике коллективизации, были депортированы в Среднюю Азию.

В ходе сталинских чисток погибли первый секретарь компартии Армении Агаси Ханджян, католикос Хорен Мурадбекян, ряд министров правительства, видные армянские писатели и поэты (Егише Чаренц, Аксель Бакунц и др.).

В 1936 ЗСФСР была упразднена, а входившие в ее состав Армения, Грузия и Азербайджан были провозглашены самостоятельными союзными республиками в составе СССР.

По окончании войны Сталин, учитывая что армянская диаспора за рубежом располагает большими средствами и высококвалифицированными специалистами, предложил католикосу обратиться к зарубежным армянам с призывом о репатриации в Советскую Армению.

За период с 1945 по 1948 на родину вернулись ок. 150 тыс. армян, в основном из стран Ближнего Востока. Впоследствии многие из них подверглись репрессиям. В июле 1949 была проведена массовая депортация армянской интеллигенции вместе с семьями в Среднюю Азию, где большинство из них погибло.

Независимая Армения

В мае 1990г. состоялись выборы в Верховный Совет (ВС) Армении, в который вошли как коммунисты, так и представители оппозиции – Армянского общенационального движения (АОД). В августе председателем ВС был избран председатель правления АОД Левон Тер-Петросян.

23 августа 1990 на первой сессии ВС была принята «Декларация о независимости Армении», согласно которой упразднялась Армянская ССР и провозглашалась независимая Республика Армения.

Источник: https://vladbabayan.livejournal.com/32525.html

Средняя Азия Ахеменидского государства

Как показывают первоисточники, значительная часть Средней Азии вошла в состав Ахеменидского государства. По словам одной из персепольских надписей, оно простиралось от «саков, которые за Согдом», до Куша (Эфиопии).

Следует признать справедливым мнение, что «саки, которые за Согдом»,— это засырдарьинские саки, жившие вдоль верхнего, отчасти среднего, течения этой среднеазиатской реки.

Хорезм, Согд, Бактрия, Парфия, многие области, населенные кочевниками-саками, — все это входило в состав Ахеменидского государства в период его наибольшего расцвета.

Бактрия до конца существования Ахеменидского государства была в его составе. Она являлась важнейшим центром Ахеменидской державы на Востоке. Большие людские, экономические и военные ресурсы Бактрии и связанных с ней областей определяли ее роль в экономической и политической жизни восточной части государства в целом.

Очень велико было значение Бактрии в династийной борьбе за престол «царя царей». Бактрийская знать, по-видимому, проводила сепаратистскую политику, но в некоторые моменты оказывала активную поддержку тем или иным претендентам на царский престол, пытаясь занять наряду с персами руководящее положение во всем государстве.

Вся Ахеменидская держава была разделена на военно-податные округа — сатрапии, которые управлялись наместниками, сатрапами. При Дарии I (522—486 гг. до н. э.), согласно сообщению Геродота (III, 89—94), было 20 сатрапий.

Сатрап, непосредственно подчинявшийся царю, назначался почти всегда из числа персов, В его обязанности входило главным образом взимание податей в своей области и содержание войска.

Он имел также право сношений с соседями и мог, с согласия царя, даже организовать в случае необходимости, против них военную экспедицию. Должность сатрапа часто бывала наследственной. 

Важнейшую функцию государственного аппарата составлял сбор податей. По налоговой реформе Дария I каждая сатрапия обязана была платить основной годовой налог деньгами. Кроме того, платили налог з виде натуральной подати, т. е. продукцией своего ремесла, горного дела, земледелия и скотоводства.

Из строительной надписи в Сузах известно, что среднеазиатские сатрапии поставляли разные породы отделочного камня для постройки ахеменидских царских дворцов (вероятно, и других построек), а также золото. В дополнение к этим налогам и повинностям существовали еще и внутренние пошлины и подорожные сборы.

Тяжелым бременем ложилась на население поставка воинов в ахеменидское войско.

Население неимоверно страдало от этих поборов, для уплаты которых нередко приходилось закладывать земли у ростовщиков или даже продавать детей в рабство.

Средняя Азия была поделена на четыре сатрапии. Кочевые племена, жившие вдоль побережья Каспийского моря, входили, по Геродоту, в состав XI сатрапии и платили ежегодно подати в сумме 200 вавилонских серебряных талантов . Хорезм, Согд и Парфия составляли XVI сатрапию и платили 300 талантов. Бактрия составляла XII сатрапию и платила 360 талантов.

Наконец, саки входили в XV сатрапию, которая платила 250 талантов. По тому времени это были огромные суммы.Одним из средств выкачивания Ахеменидами дополнительных податей у населения Средней Азии было закрытие шлюзов, в результате чего вода не поступала на поля. За открытие шлюзов население расплачивалось новыми взносами податей. Геродот (III, 117) пишет об этом: «…

Когда у них нет воды, они с женами своими отправляются в Персию, становятся у дверей царского замка и рыдают с воплями; царь, видя крайнюю нужду просящих, велит открыть шлюзы, ведущие в их равнину. Когда земля их насытится водою, шлюзы запираются снова; вместе с этим царь велит открыть другие шлюзы на других жителей, испытывающих крайнюю нужду в воде.

Я знаю по рассказам, что царь сверх обычной дани взимает большие деньги за открытие шлюзов».Локализация этой плотины, расположенной, по Геродоту, на р. Акес, связана с большими трудностями. По мнению большинства исследователей, это р. Теджен — Герируд, реже называется р. Мургаб. Имеются попытки более точной локализации.

По-видимому, в ахеменидское время крупные ирригационные сооружения находились в руках (или были, под контролем) ахеменидской администрации.Положение трудовых масс Средней Азии в эпоху господства Ахеменидов было очень тяжелым. Свободолюбивые племена и народы постоянно восставали против гнета ахеменидских царей.По-видимому, уже со второй половины IV в. до н.э.

хорезмийцы образовали независимое от Ахеменидов государство. К этому же времени перестают быть подданными Ахеменидов и саки.

Ахеменидское государство было ярко выраженным рабовладельческим военно-аристократическим государством, привилегированные и правящие слои которого состояли из персов и частично из мидян.

На местах, в частности в удаленных от центра Ахеменидской державы областях Средней Азии, была велика власть «своей», среднеазиатской администрации: Ахемениды и местная знать совместно угнетали народы среднеазиатских сатрапий.

Источник: http://comunicom.ru/istoriya/13-srednyaya-aziya-akhemenidskogo-gosudarstva

Ссылка на основную публикацию