Вече и князь в древнерусском государстве. система государственных органов власти. — история России

Книга Шпаргалка по истории государства и права России. Содержание — 6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Вече и князь в древнерусском государстве. Система государственных органов власти. - история России

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин.

На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;

2) удельные князья;

3) представительный орган – всенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

1) земли, населенной людьми князя;

2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

3

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yurisprudentsiya/book/shpargalka-po-istorii-gosudarstva-i-prava-rossii/content/2561953-6-veche-i-knyaz-v-drevnerusskom-gosudarstve-vyisshie-organyi-vlasti-sistema-gosudarstvennyih-organov-vlasti/

2. Система государственного управления в Древнерусском государстве

Центральное управление в Древнерусском государстве олицетворяли Великий князь, боярский совет, княжеские съезды (снемы) и вече. Каждый из этих институтов был проявлением соответственно монархической, аристократической и демократической тенденций в государственном устройстве России.

Читайте также:  Деятельность д. и. писарева. полемика между русским словом и современником. - история России

Во главе государства стоял Великий князь киевский. В IX-X вв. его полномочия ограничивались руководством дружиной, организацией военных походов, сбором дани, охраной границ, дипломатической деятельностью, осуществлением судопроизводства на основе обычного права.

Киевские князья тогда обладали преимущественно киевской землей. Княжества племен сохраняли определенную автономию. Они платили дань Киеву и привлекались к участию в военных и внешнеполитических акциях Плотникова О.А. Становление института княжеской власти в Древней Руси // Власть.

2008. № 4. С. 96..

С конца Х в., начиная с Владимира Великого, Великий князь (князь — предводитель войска, сидящий на коне) рассматривается как верховный властитель и распорядитель всей земли государства. В связи с усложнением структуры войска (дружина, войска вассалов, ополчение) возрастает объем его деятельности как военачальника.

Функции по защите границ предусматривают организацию сторожевой службы, строительства укреплений, установления и поддержание внешних связей. Появляются новые функции: хозяйственно-распорядительные (организация строительства дорог, укреплений, мостов и др.

), подавления народных восстаний, сопротивления угнетенных, руководство сбором налогов, пошлин за торговлю, платы за судопроизводство, штрафов Там же. С. 97..

Пространственная и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти, поэтому в XI-XII вв. особенно весомой становится законодательная функция князя — ему принадлежит верховная законодательная власть.

В то время управление не было строго отделено от законодательства, потому что закон служил не только средством управления, поэтому древнейшие законы издавались самими князьями, при этом князья обыкновенно советовались с княжеской думой — княжеским советом.

Особые условия древнерусской жизни заставили совещаться в делах то с вече, то с дружиной, то с одними боярами. Выбор советников принадлежал самому князю Куприна Н. Институт княжеской власти и его эволюция // Мир юридической науки. 2010. № 11. С. 40..

Таким образом, в руках Великого князя, являвшегося главой администрации, сосредоточивалась и исполнительная власть, и законодательная власть, им выполнялись также и судебные функции.

Князь ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир. Князь назначал всех чиновников, посадников, тиунов, тысяцких, мытников и других.

Эти чиновники ведали полицией, финансовым управлением и судом.

Процесс децентрализации власти связывается с реформой Ярослава Мудрого, по которой каждый член быстро растущей династии Рюриковичей получал реальную (или мнимую) часть владений. В результате статус Великого князя был ограничен до уровня титулованного главы династически связанного конгломерата княжеств.

Межкняжеские отношения не были юридически урегулированы, даже принцип «старшинства» не имел никакого юридического обоснования и утверждался правом силы. В попытке занять место на киевском престоле многочисленные представители династии непрерывно враждовали и воевали между собой.

Однако, известны случаи дуумвирата — соправления двух князей (Святослав и Всеволод Ярославичи) и даже триумвирата — трех князей (Ростиславович: Роман, Мстислав, Рюрик) Чибинёв В.М., Голованов Н.М.

Исторические этапы становления и развития государственного управления в эволюции государственности и права Вечевой Руси и самодержавной России. СПб.: Лема, 2010. С. 28..

Княжеский (боярский) совет, позже боярская дума, был постоянным совещательным органом при князе. Это был сословный орган, который уходил своими корнями в период военной демократии.

Совет состоял из верхушки дружины князя, крупных бояр, представителей верхушки городов, высших церковных иерархов, а в военное время — и руководителей союзников. Название «бояре» происходит от древнерусского слова «боляр» — боец, дружинник Ступникова Н.Н.

Князь и княжеское управление в Киевской Руси // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12. С. 101..

Большинство историков разделяют бояр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей), земских старцев, градских (потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.

И хотя Княжеский совет как совещательный орган не имел постоянного состава, юридически не был оформлен и созывался по мере надобности, его влияние на политику князя было весьма ощутимым — без него Великий князь фактически не мог провести в жизнь ни одного сколько-нибудь значимого решения.

Совет решал: вопросы внутренней жизни государства, связанные со сбором налогов, укреплением городов, строительством значимых для города объектов и т.п.; внешнеполитические вопросы, такие как объявление войны или заключение мира, руководство общим ходом боевых действий, участие в заключении международных договоров Щепетев В.И.

История государственного управления в России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 67.. Иногда он выполнял функции высшей судебной власти. Об этом, в частности, свидетельствует текст «Поучения» Владимира Мономаха. Совет не имел упорядоченной организационной структуры, однако его деятельность имела стабильный характер.

Это объясняется тем, что князь был заинтересован в поддержке важнейших решений влиятельными лицами государства.

С появлением у дружинников вотчинных владений совершается решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII-XIV вв. на место дружины становится княжеский «двор» — организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне» или слуги.

В рассматриваемый период Великие князья оставались составной частью династического рода. Семейные отношения совпадали с вассальными: князь-отец — сюзерен, а княжичи-сыновья — вассалы. Положение осложнялось увеличением числа князей и их генеалогических линий.

В основе этих взаимоотношений лежала система лествичного восхождения князей, при котором генеалогическое старейшинство определялось наследованием Великого стола «от брата к брату». В реальном историческом процессе политическое и военное «старейшинство» отодвигало генеалогическое на второй план.

Между князьями постоянно вспыхивали споры, переходящие в вооруженные столкновения по поводу прав на киевский престол Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 70..

Передача киевского стола осуществлялась как в результате наследования по обычному праву (старейшему в роде), так и по завещанию. Завещание, противоречащее обычаю, давало основание силой оспорить легитимность такого решения.

Наследование княжеского стола могло подкрепляться избранием князя, но как самостоятельный способ передачи власти избрание использовалось при конфликте князя с вечем или в случае прекращения княжеского рода. Узурпация власти (добывание княжеского стола силой) всегда мотивировалась наследственными правами или избранием на княжеский стол.

Читайте также:  Становление российской государственности - история России

Таким образом, князь являлся необходимым и ключевым элементом государственности. «Бескняжье» нарушало нормальную жизнь страны и ее регионов, влекло за собой разрушительные внутренние неурядицы и ослабление возможности защиты от внешних врагов.

В структуру центральных органов власти входили съезды князей (снемы), которые стали созываться Великим князем после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) и на которых решались вопросы войны и мира, изменения в государственном устройстве, династические споры, принятия важнейших законодательных актов и т.п. Толочко П.П. Древняя Русь.

Очерки социально-политической истории. К.: Научная мысль, 1987. С. 133. Так, на снемах в 1072 г. в Вышгороде было одобрено «Правду Ярославичей», в 1101 и в 1103 гг. под Киевом решались вопросы войны и мира с половцами.

Важные решения, направленные на прекращение распрей между Рюриковичами за наследственное право на управление удельными отчими территориями и объединения военных сил перед половецкой угрозой принял Любецкий съезд князей 1097 г.

Съезд закрепил два основополагающих принципа взаимоотношений между Рюриковичами: а) принцип наследования земель родителей («каждо да держить отчину свою») и принцип суверенитета князей — наместников Великого князя в их владениях («Не преступать границы братней»).

В снемах, помимо собственно Рюриковичей, участвовали местные князья, их союзники (братья), вассалы (сыновья), мощные бояре, иногда — церковная знать.

По нормам княжеской этики и неписаного межкняжеские права, принятые на снемах определения и постановления, в частности относительно совместных действий против внешнего врага, были обязательными для выполнения всеми князьями. Иначе виноватому грозило лишение волости (княжение). Надзор за соблюдением норм рыцарской чести возлагали на Великого киевского князя Чибинёв В.М, Голованов Н.М. Система публичного управления в России в IX-ХIX веках и ее юридическое оформление. СПб.: Лема, 2009. С. 46..

В период ослабления власти Киева значение княжеских съездов приобрело особую весомость — их решение определенное время имели силу общегосударственных законов. Но они не смогли остановить процесс феодальной раздробленности.

Вече было демократическим элементом в системе органов власти Киевской Руси. Как один из наиболее архаичных институтов народовластия, вече выросло из племенных сходов древних славян. Собиралось вече на княжеском дворе, торжище или церковной площади. Председательствовал на его собрании князь, а в некоторых случаях епископ или тысяцкий.

Участие в вечевых собраниях принимали все свободные жители города, которые имели собственное хозяйство (глава семейства), но решающая роль в них принадлежала городской феодальной верхушке. В компетенции вече было приглашение князя на престол, комплектование ополчений и др. Веча могли выполнять функции суда, добиваться изменения должностных лиц княжеской администрации.

Вече созывалось перед началом военных действий, во время осады, иногда — в знак протеста против политики князя. Вече принимало на себя власть в каком-то одном, отдельно взятом городе в экстремальной ситуации Чибинёв В.М., Голованов Н.М.

Исторические этапы становления и развития государственного управления в эволюции государственности и права Вечевой Руси и самодержавной России. СПб.: Лема, 2010. С. 36..

Вече и князь заключали друг с другом «ряд» (договор), представлявший из себя взаимную присягу (из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем). В случае нарушения князем договора, вече могло отказать в занятии «стола», и эту практику можно считать истоками отечественного конституционализма.

В Киевской Руси вече не стали постоянным органом власти, за исключением Новгорода и Пскова. Первое упоминание в летописи о вече в Киеве принадлежит к 1068 г., а последнее — в 1202 г. Немалую роль в умалении роли вече сыграло и усиление княжеской власти и связанного с ней совета — совещательного органа знати.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/12577

Государственный строй древнерусского государства — функции великого князя

По форме правления древнерусское государство  — раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства — единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета — отличительная черта раннефеодальной монархии.

Князь — государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.

Функции Великого князя:

1) военная (князь — полководец)

2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголов. преступления)

3) организатор внешней и внутренней торговли

4) внешнеполитическая деятельность

5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)

6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления — дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV — нач. XVI в.)). Центр управления — княж. двор, не сущ.  деления на высшие и местные органы управления.

7) Поддержание государственного единства страны.

Функции совета при князе

Совет при Князе (свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) — эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.

Функции древнерусского вече

Вече — народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране — не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.

1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. — Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).

2) Призвание и смещение князей (1068 г. — был изгнана Изяслав).

3) Судебная

4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. — потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.

Функции феодальных съездов

Феодальные съезды (с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)

— общеземские (все князья)

Читайте также:  Никифор григорьев – атаман повстанческих войск - история России

— смесные съезды (региональные).

Вопросы:

1) Охрана торговых путей

2) война и мир

3) принятие законодательства

Местные органы гос. власти и управления были созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция  — сбор дани, судебные ф-ции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. — Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.

Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.

Предыдущие статьи:

Следующие статьи:

Источник: http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1067-gosudarstvenniy-stroy-drevnerusskogo-gosudarstva.html

8. Система государственных органов власти Древней Руси | Читать онлайн, без регистрации

8. Система государственных органов власти Древней Руси

В систему государственных органов власти в Древнерусском государстве входили:

1) великий киевский князь – глава Древнерусского государства. Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем. Доходы великого князя состояли из феодальных повинностей с собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов, а также других поборов. Изгнание великого князя осуществлялось в форме «выреда» – уничтожения договора по решению вече;

2) вече– всенародное собрание, образованное из племенных собраний славян и обладающее силой высшего органа власти.

Вече созывалось для разрешения важнейших государственных вопросов, таких как: война и мир, оборона города, организация военных походов, избрание и изгнание князей, налогообложения.

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Исполнительный орган вече состоял из городского патрициата и старейшин;

3) совет старейшин – совещательный орган при великом князе, в который входили родственники князя, представители дружины и племенной знати;

4) дружина – вооруженный отряд, состоящий из объединявшихся вокруг князя воинов. Воины участвовали в войнах, в управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружина составляла привилегированный слой общества;

5) «снема» – феодальный съезд, который созывался для решения вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета;

6) совет крупных феодалов – орган, состоящий из бояр и княжих мужей. Совет участвовал в решении вопросов управления, внешней политики, законодательства;

7) посадники великого князя – наместники древнерусских князей, управляющие городом или областью. Посадники были представителями князя в городе и избирались из знатных бояр на вече. Жалование за службу посадники не получали, они имели право на часть собранного с населения сбора;

8) волостели – представители великого князя в сельской местности, которые ведали административными и судебными делами. Волостели жалованья от великого князя не получали, а кормились, как и посадники, за счет сбора с населения волости;

9) доверенные люди князя, его сыновья, осуществляли местное управление, опираясь на военные гарнизоны;

10) вервь – территориальная община, которая являлась органом местного крестьянского самоуправления. В функции верви входили перераспределение земельных наделов, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений, исполнение наказаний;

11) дворцовые слуги – чины, ведавшие хозяйством князя и государственными делами. Дворцовыми слугами являлись дворецкий (дворский), управляющий княжеским двором, возглавляющий вооруженные силы воевода, конюший, который обеспечивал княжеское войско конями.

Источник: http://velib.com/read_book/petrov_mikhail_igorevich/istorija_gosudarstva_i_prava_rossii_shpargalka/8_sistema_gosudarstvennykh_organov_vlasti_drevnejj_rusi/

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;

2) удельные князья;

3) представительный орган – всенародное вече;

4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;

5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);

6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

1) она даровалась народом;

2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;

3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;

4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

1) земли, населенной людьми князя;

2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

Источник: http://mirror1.ru.indbooks.in/?p=829483

Ссылка на основную публикацию