Внешняя политика России в начале xx века — история России

Внешняя политика россии в начале xx века русско – японская война 1904 – 1905 гг. — презентация

1 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА РУССКО – ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904 – 1905 гг.<\p>

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX — XX вв. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX — XX вв. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ II С 1894 ПО 1904 гг. СОЧЕТАНИЕМ И РЕШЕНИЕМ ДВУХ ЗАДАЧ ХАРАКТЕРИЗОВАЛАСЬ СТРЕМЛЕНИЕ СОХРАНИТЬ СЛОЖИВШЕЕСЯ ПОЛОЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И НЕ ДОПУСТИТЬ НОВЫХ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ РАСШИРИТЬ СФЕРУ ВЛИЯНИЯ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ МИР И СТАБИЛЬНОСТЬ В ЕВРОПЕ НУЖНЫ БЫЛИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИИ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛОВ МИР И СТАБИЛЬНОСТЬ В ЕВРОПЕ НУЖНЫ БЫЛИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИИ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛОВ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В РОССИИ ТРЕБОВАЛА МАКСИМАЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛИЦЕЙСКОГО АППАРАТА НЕ НА ВНЕШНИХ, А НА ВНУТРЕННИХ «ФРОНТАХ» ВСЕ ЭТО ОБУСЛОВИЛО<\p>

3 МИРОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИВ НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ II НИКОЛАЯ II ПРОДОЛЖИЛ КУРС АЛЕКСАНДРА III НА СБЛИЖЕНИЕ С ФРАНЦИЕЙ В ОТНОШЕНИИ С ГЕРМАНИЕЙ НИКОЛАЙ II ДЕМОНСТРИРОВАЛ ПОДЧЕРКНУТОЕ УВАЖЕНИЕ КАК «ОРУДИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАМИРЕНИЯ» РАССМАТРИВАЯ ЕГО СТАРАЛСЯ ИЗБЕГАТЬ СЛИШКОМ ТЕСНОГО ОБЩЕНИЯ НО ТРАДИЦИОННОЕ НЕДОВОЛЬСТВО К НЕМЦАМ СОХРАНИВ ТРАДИЦИОННЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ И ВОЕННЫМ ОППОНЕНТОМ РОССИИ ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ СЧИТАЛАСЬ НАХОДИЛАСЬ В ГЛУБОКОМ КРИЗИСЕ В НАЧАЛЕ XX В. ЕЕ СЛАБОСТЬ ПОБУЖДАЛА<\p>

4 МНОГИХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИКОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ О РЕШЕНИИ ВАЖНЕЙШЕЙ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ СТАВИТЬ ВОПРОС КОНСТАНТИНОПОЛЕМ (СТАМБУЛОМ), ПРОЛИВАМИ БОСФОР И ДАРДАНЕЛЛЫ ОВЛАДЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ С АВСТРО-ВЕНГРИЕЙ БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ДОГОВОРОМ 1897 г. ИМПЕРИИ-СОПЕРНИЦЫ ОБЯЗАЛИСЬ СОХРАНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА БАЛКАНАХ ИМПЕРИИ-СОПЕРНИЦЫ ОБЯЗАЛИСЬ СОХРАНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА БАЛКАНАХ ПО КОТОРОМУ КОГДА В НАЧАЛЕ 1898 г. АНГЛИЯ ПРЕДЛОЖИЛА РАЗДЕЛИТЬ ТУРЦИЮ НА АНГЛИЙСКУЮ И РУССКУЮ СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ ДАЖЕ ТОГДА ОТВЕРГ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ НИКОЛАЙ II ИСКЛЮЧАЛИ ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В ЕВРОПЕ ИСКЛЮЧАЛИ ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В ЕВРОПЕ БОЛЕЕ ТОГО ВЫНАШИВАЛ СОВСЕМ ИНЫЕ ПЛАНЫ ВЫНАШИВАЛ СОВСЕМ ИНЫЕ ПЛАНЫ КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНЯЛ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ ШАГ<\p>

5 ГААГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГААГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В АВГУСТЕ 1898 г. ВСЕМ ПОСЛАМ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ В РОССИИ БЫЛ ВРУЧЕН ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ НИКОЛАЯ II В АВГУСТЕ 1898 г. ВСЕМ ПОСЛАМ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ В РОССИИ БЫЛ ВРУЧЕН ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ НИКОЛАЯ II СОДЕРЖАЛСЯ ПРИЗЫВ СОЗВАТЬ МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВСЕОБЩЕГО РАЗОРУЖЕНИЯ СОДЕРЖАЛСЯ ПРИЗЫВ СОЗВАТЬ МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВСЕОБЩЕГО РАЗОРУЖЕНИЯ НОТА РУССКОГО ИМПЕРАТОРА ВЫЗВАЛА У ПРАВИТЕЛЬСТВ БОЛЬШИНСТВА СТРАН ПОДОЗРЕНИЕ И НЕДОУМЕНИЕ БЫЛА СОЗВАНА В ИЮНЕ 1899 г. В КОТОРОМ 26 СТРАН ИЗ ЕВРОПЫ, АМЕРИКИ И АЗИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ВЗЯЛИ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УДУШЛИВЫЕ ГАЗЫ НЕ ПРИМЕНЯТЬ СНАРЯДЫ, НАЧИНЕННЫЕ ГАЗОМ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗРЫВНЫЕ ПУЛИ БЫЛ СОЗВАН ГААГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ДЛЯ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ<\p>

6 НЕ СООТВЕТСТВОВАЛИ МАСШТАБНЫМ ЗАМЫСЛАМ НИКОЛАЯ II — ПЕРВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ, ПОСТАВИВШЕГО ВОПРОС О ВСЕОБЩЕМ РАЗОРУЖЕНИИ НЕ СООТВЕТСТВОВАЛИ МАСШТАБНЫМ ЗАМЫСЛАМ НИКОЛАЯ II — ПЕРВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ, ПОСТАВИВШЕГО ВОПРОС О ВСЕОБЩЕМ РАЗОРУЖЕНИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА МИРОТВОРЧЕСКИЕ УСИЛИЯ НИКОЛАЯ II В ЕВРОПЕЙСКОЙ АРЕНЕ БЫЛИ НЕ СТОЛЬ УЖ БЕСКОРЫСТНЫМИ МИР И СПОКОЙСТВИЕ В ЕВРОПЕ БЫЛИ НУЖНЫ НИКОЛАЮ II ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ СВОЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ МИР И СПОКОЙСТВИЕ В ЕВРОПЕ БЫЛИ НУЖНЫ НИКОЛАЮ II ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ СВОЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ УСИЛЕНИЯ ГОСПОДСТВА РОССИИ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ БЫЛО НАЧАТО СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ ЯПОНИЯ УСИЛЕНИЯ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ УСИЛЕНИЯ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК 1894 – 1895 гг. КОРЕИ ОККУПАЦИЯ КИТАЯ ВОЙНА ПРОТИВ<\p>

7 КИТАЙ КОРЕЯ ЯПОНИЯ СТАЛА САТЕЛЛИТОМ (КОЛОНИЕЙ) БЫЛИ НАВЯЗАНЫ ТЯЖЕЛЫЕ УСЛОВИЯ МИРА РОССИЯ, ФРАНЦИЯ И ГЕРМАНИЯ ОДНАКО ПОТРЕБОВАЛИ ЛЯОДУНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ОТКАЗАТЬСЯ ПЕРВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ РОССИИ И ЯПОНИИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ВОПРОСУ ПЕРВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ РОССИИ И ЯПОНИИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ВОПРОСУ ЭТО БЫЛО РОССИЯ КИТАЙ ОБЯЗАЛИСЬ СОБЛЮДАТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ КИТАЯ В 1896 г. БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР НА СТРОИТЕЛЬСТВО КИТАЙСКО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И 25- ЛЕТНИЙ СРОК АРЕНДЫ ВОЕННО-МОРСКОЙ КРЕПОСТИ ПОРТ- АРТУР ПОЛУЧИЛА ПРАВО ИТОГ<\p>

8 НИКОЛАЙ II ОЦЕНИЛ СОГЛАШЕНИЕ «КАК БЕСКРОВНУЮ ПОБЕДУ» КАК ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕЗКО УХУДШИЛИ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С АНГЛИЕЙ И ЯПОНИЕЙ ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕЗКО УХУДШИЛИ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С АНГЛИЕЙ И ЯПОНИЕЙ НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТИ В ЯНВАРЕ 1903 г. НИКОЛАЙ II СОЗВАЛ СОВЕЩАНИЕ ПО ДЕЛАМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА АНГЛИЯ И США, НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В УСИЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ПОЗИЦИЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ, ТАЙНО ПОДДЕРЖИВАЛИ ЯПОНИЮ, ВСЯЧЕСКИ ПОДДТАЛКИВАЯ ЕЕ К ВОЙНЕ С РОССИЕЙ БОЛЬШИНСТВО КРУПНЕЙШИХ ЧИНОВНИКОВ СЧИТАЛО НЕОБХОДИМЫМ НАЧАТЬ УСКОРЕННУЮ ПОДГОТОВКУ К ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ ПО ИТОГАМ СОВЕЩАНИЯ С. Ю. ВИТТЕ ВЫСКАЗЫВАЛ ОСОБОЕ МНЕНИЕ ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В 1902 г. С. Ю. ВИТТЕ СДЕЛАЛ ВЫВОД, ЧТО РОССИИЯ К ВОЙНЕ НЕ ГОТОВА ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В 1902 г. С. Ю. ВИТТЕ СДЕЛАЛ ВЫВОД, ЧТО РОССИИЯ К ВОЙНЕ НЕ ГОТОВА<\p>

9 ПРЕДЛАГАЛ НАЧАТЬ ШИРОКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПРЕДЛАГАЛ НАЧАТЬ ШИРОКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ВОЙНЫ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ ОСОБО ПОДЧЕРКИВАЛ НИКОЛАЙ II НЕ СОГЛАСИЛСЯ С ВЫВОДАМИ С. Ю. ВИТТЕ ЗА ВОЙНУ С ЯПОНИЕЙ И ВЫСКАЗАЛСЯ ВЫСКАЗАЛИСЬ НЕ МНОГОЧИСЛЕННАЯ, НО ВЕСЬМА ВЛИЯТЕЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА, КОТОРУЮ ВОЗГЛАВЛЯЛ ОТСТАВНОЙ ОФИЦЕР А. БЕЗОБРАЗОВ ТРЕБОВАЛИ НЕМЕДЛЕННОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ МАНЬЧЖУРИИ К РОССИИ В. К. ПЛЕВЕ «МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДОНОСНАЯ ВОЙНА» СМОЖЕТ ОТВЛЕЧЬ НАРОД ОТ НАБИРАВШИХ СИЛУ АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ СЧИТАЛ, ЧТО КОМПАНИЮ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ МАНЬЧЖУРИИ И КОРЕИ КОМПАНИЮ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ МАНЬЧЖУРИИ И КОРЕИ СОЗДАВ «БЕЗОБРАЗОВ ЦЫ»<\p>

10 РУССКО – ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904 – 1905 гг.<\p>

11 ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИИ И ЯПОНИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВОЙНА ВСПЫХНУЛА ВСЛЕДСТВИЕ ОБОСТРЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КВЖД И РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В МАНЬЧЖУРИИ АРЕНДА РОССИЕЙ ЛЯОДУНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И КРЕПОСТИ ПОРТ- АРТУР БОРЬБА ЗА СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ В КИТАЕ И КОРЕЕ ВОЙНА КАК СРЕДСТВО ОТВЛЕЧЕНИЯ ОТ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ ХОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НОЧЬ НА 27 ЯНВАРЯ 1904 г. НАПАДЕНИЕ ЯПОНСКОГО ФЛОТА БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ НА ПОРТ- АРТУР<\p>

12<\p>

13 27 ЯНВАРЯ 1904 г. НАПАДЕНИЕ ЯПОНСКИХ КОРАБЛЕЙ В НЕЙТРАЛЬНОМ КОРЕЙСКОМ ПОРТУ ЧЕМУЛЬПО НА КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» И КАНОНЕРСКУЮ ЛОДКУ «КОРЕЕЦ» НАПАДЕНИЕ ЯПОНСКИХ КОРАБЛЕЙ В НЕЙТРАЛЬНОМ КОРЕЙСКОМ ПОРТУ ЧЕМУЛЬПО НА КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» И КАНОНЕРСКУЮ ЛОДКУ «КОРЕЕЦ» 28 ЯНВАРЯ 1904 г. ЯПОНИЯ ОФИЦИАЛЬНО ОБЪЯВИЛА ВОЙНУ РОССИИ ФЕВРАЛЬ 1904 г. ПРИБЫТИЕ В ПОРТ- АРТУР НОВОГО КОМАНУЮЩЕГО ТИХООКЕАНСКИМ ФЛОТОМ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА СТОРОННИКОМ АКТИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ РУССКОГО ФЛОТА НА МОРЕ ЯВЛЯЛСЯ ПОГИБ 31 МАРТА 1904 ФЕВРАЛЬ 1904 г. ВЫСАДКА ЯПОНСКИХ ВОЙСК В КОРЕЕ АПРЕЛЬ 1904 г. ЯПОНЦЫ ПЕРЕШЛИ ГРАНИЦУ МАНЬЧЖУРИИ<\p>

14 РУССКИЕ ВОЙСКА ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ У г. ТЮРЕНЧЕНА ОТОШЛИ К г. ЛЯОЯНУ АПРЕЛЬ 1904 г. НА ЛЯОДУНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ ЯПОНЦЫ ЗАХВАТИЛИ ДАЛЬНИЙ АВГУСТ 1904 г. НАЧАЛО ОСАДЫ ПОРТ- АРТУРА ОБОРОНА ПОРТ- АРТУРА ДЛИЛАСЬ ДО 20 ДЕКАБРЯ 1904 г. ОБОРОНА ПОРТ- АРТУРА ДЛИЛАСЬ ДО 20 ДЕКАБРЯ 1904 г. 27 ЯНВАРЯ — 20 ДЕКАБРЯ 1904 г. — ОБОРОНА ПОРТ- АРТУРА 11 – 21 АВГУСТА 1904 г. 11 – 21 АВГУСТА 1904 г. ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК ПОД ЛЯОЯНОМ 22 СЕНТЯБРЯ — 4 ОКТЯБРЯ 1904 г. 22 СЕНТЯБРЯ — 4 ОКТЯБРЯ 1904 г. ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК НА РЕКЕ ШАХЕ<\p>

15 6 – 25 ФЕВРАЛЯ 1905 г. 6 – 25 ФЕВРАЛЯ 1905 г. ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК ПОД МУКДЕНОМ 14 – 15 М АЯ 1905 г. 14 – 15 М АЯ 1905 г. ПОРАЖЕНИЕ 2- Й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ У о. ЦУСИМА ПОСЛЕ ЦУСИМСКОГО ПОРАЖЕНИЯ НА ВСЕМ ФРОНТЕ НАСТУПИЛО ЗАТИШЬЕ ИЮНЬ 1905 г. ВЫСАДКА ЯПОНСКИХ ВОЙСК НА о. САХАЛИН ВЫСАДКА ЯПОНСКИХ ВОЙСК НА о. САХАЛИН РУССКИХ РЕГУЛЯРНЫХ ВОЙСК ЗДЕСЬ БЫЛО МАЛО ИМ НА ПОМОЩЬ ПРИШЛИ ОПОЛЧЕНЦЫ, СФОРМИРОВАННЫЕ ИЗ КАТОРЖАН НЕРАВНАЯ БОРЬБА ЗА ОСТРОВ ПРОДОЛЖАЛАСЬ ДВА МЕСЯЦА НЕОБХОДИМОСТЬ МИРА ОСОЗНАВАЛИ: ВОЮЮЩИЕ СТРАНЫ МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ РОССИЯ ЯПОНИЯ<\p>

16 РОССИЯ ЯПОНИЯ МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ ПОБЕДА ДАЛАСЬ СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ЦЕНОЙ СТРАНА ОКАЗАЛАСЬ НА ГРАНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ В РОССИИ НАЧАЛАСЬ РЕВОЛЮЦИЯ КАТАЛИЗАТОРОМ КОТОРОЙ СТАЛИ ВОЕННЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО НУЖДАЛОСЬ В ПОМОЩИ АРМИИ ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЛЯ СИЛЬНЫЙ СОПЕРНИК НА ТИХОМ ОКЕАНЕ ИМ БЫЛ НЕ НУЖЕН НИ В ЛИЦЕ РОССИИ, НИ В ЛИЦЕ ЯПОНИИ СИЛЬНЫЙ СОПЕРНИК НА ТИХОМ ОКЕАНЕ ИМ БЫЛ НЕ НУЖЕН НИ В ЛИЦЕ РОССИИ, НИ В ЛИЦЕ ЯПОНИИ ЧРЕЗМЕРНЫМ УСИЛЕНИЕМ ЯПОНИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ЧРЕЗМЕРНЫМ УСИЛЕНИЕМ ЯПОНИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ БЫЛИ ОБЕСПОКОЕНЫ НЕДОПУСТИМЫМ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОСЛАБЛЕНИЕ РОССИИ СЧИТАЛИ В ИТОГЕ ПОСРЕДНИКОМ В ПЕРЕГОВОРАХ О МИРЕ ПО НАСТОЙЧИВОЙ ПРОСЬБЕ ЯПОНИИ ВЫСТУПИЛ ПРЕЗИДЕНТ США Т. РУЗВЕЛЬТ<\p>

17 ПОРТСМУТСКИЙ ДОГОВОР 27 ИЮЛЯ 1905 г. НАЧАЛИСЬ РУССКО-ЯПОНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ В ПОРТСМУТЕ (США) С. Ю. ВИТТЕ – ГЛАВА ДЕЛЕГАЦИИ 23 АВГУСТА 1905 г. БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН КОРЕЯ ПРИЗНАВАЛАСЬ СФЕРОЙ ВЛИЯНИЯ ЯПОНИИ В КОРЕЕ РОССИЙСКИМ ПОДДАННЫМ ПРЕДОСТАВЛЯЛИСЬ ЛЬГТЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯПОНИЯ ПОЛУЧАЛА ВО ВЛАДЕНИЕ ЮЖНЫЙ САХАЛИН ЯПОНИЯ ПОЛУЧАЛА ПРАВО РЫБНОГО ПРОМЫСЛА ВДОЛЬ РУССКИХ БЕРЕГОВ РОССИЯ ПЕРЕДАЛА ЯПОНИИ В АРЕНДУ ЛЯОДУНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И ПОРТ — АРТУР СТОРОНЫ ОБЯЗАЛИСЬ ВЫВЕСТИ ВОЙСКА ИЗ МАНЬЧЬЖУРИИ<\p>

18 ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ РОССИИ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ РОССИИ К ВОЙНЕ ТРУДНОСТИ ПЕРЕБРОСКИ ВОЙСК И СНАРЯЖЕНИЯ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ПО ОДНОКОЛЕЙНОЙ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ НЕДООЦЕНКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЯПОНЦЕВ БЕЗДАРНОСТЬ КОМАНДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ НОРМАЛИЗОВАЛИСЬ В 1907 г. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ НОРМАЛИЗОВАЛИСЬ В 1907 г. БЫЛИ ЗАКЛЮЧЕНЫ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР РЫБОЛОВЕЦКАЯ КОНВЕНЦИЯ СОГЛАШЕНИЕ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ МАНЬЧЖУРИЮ РАЗДЕЛИЛИ НА СЕВЕРНУЮ (РУССКУЮ) И ЮЖНУЮ (ЯПОНСКУЮ) СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ<\p>

19 СБЛИЖЕНИЕ РОССИИ И АНГЛИИ «СЕРДЕЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ» С ФРАНЦИЕЙ СВОЮ ТРАДИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ «БЛЕСТЯЩЕЙ ИЗОЛЯЦИИ» СВОЮ ТРАДИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ «БЛЕСТЯЩЕЙ ИЗОЛЯЦИИ» ПРЕКРАТИЛА В 1904 г. АНГЛИЯ ЗАКЛЮЧИЛА СОЮЗНИЦЕЙ РОССИИ КОТОРАЯ БЫЛА НАЧАЛА ИСКАТЬ ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ С РОССИЕЙ В АВГУСТЕ 1907 г. АНГЛИЯ И РОССИЯ ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ УСИЛЕНИЕМ ГЕРМАНИИ БЫЛО ВЫЗВАНО О РАЗГРАНИЧЕНИИ ИНТЕРЕСОВ В ПЕРСИИ В АФГАНИСТАНЕ В ТИБЕТЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАКРЕПИЛ РАСКОЛ ЕВРОПЫ НА ДВА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКА: ТРОЙСВЕННЕ СОГЛАШЕНИЕ (АНТАНТУ) ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ ДОГОВОР<\p>

20 ДАТЫ ТЕРМИНЫ 1904 г., ЯНВАРЬ — НАЧАЛО РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1905 г., 23 АВГУСТА ( 5 СЕНТЯБРЯ) — ПОРТСМУТСКИЙ ДОГОВОР РОССИИ С ЯПОНИЕЙ АННЕКСИЯ — НАСИЛЬСТВЕННОН ПРИСОЕДИНЕНИЕ, ЗАХВАТ ОДНИМ ГОСУДАРСТВОМ ТЕРРИТОРИИ (ИЛИ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ) ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ И ЕЕПОТРЕБНОСТЯМИ В «ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» КУЛЬМИНАЦИЯ — НАИБОЛЕЕ НАПРЯЖЕННЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ КАКОГО-ЛИБО ДЕЙСТВИЯ, СОБЫТИЯ САТЕЛЛИТ — ФОРМАЛЬНО НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО, НО ФАКТИЧЕСКИ ПОДЧИНЕННОЕ ДРУГОМУ, БОЛЕЕ СИЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ ФЛАГМАНСКИЙ КОРАБЛЬ — КОРАБЛЬ, С КОТОРОГО КОМАНДУЮЩИЙ УПРАВЛЯЕТ ПОДЧИНЕННЫМИ СИЛАМИ ЭКСПАНСИЯ — РАСШИРЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ (НАПРИМЕР, ВЫВОЗ КАПИТАЛА), ТАК И ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИМИ (ВООРУЖЕННЫЕ ЗАХВАТЫ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ)<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/700460/

Учебные материалы по Истории России

План ответа: 1) особенности международного положения России на рубеже веков; 2) основные направления внешней политики Николая II; 3) европейская политика, Гаагская конференция; 4) политика России в Азии; 5) русско-японская война: причины, силы и планы сторон, основные события, итоги; 6) корректировка внешнеполитического курса после русско-японской войны.

В числе важнейших внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XIX — начале XX в.

были: обеспечение мирных условий для осуществления внутреннего индустриального развития; расширение присутствия на Дальнем Востоке; укрепление позиций на Балканах.

В наметившемся противостоянии Англии и Франции с Германией для России важно было не дать втянуть себя в конфликт раньше, чем будут завершены программы по перевооружению российской армии и флота.

К началу царствования Николая II Россия не воевала уже 16 лет. Следуя курсу своего отца, молодой император выступил с инициативой проведения конференции ведущих мировых дер-жав, на которой предлагал обсудить проблемы разоружения. Такая конференция состоялась в Гааге в 1899 г. и приняла решение о запрещении применения химического оружия.

Однако договориться о большем не удалось — никто не воспринимал всерьез идею уничтожения огромных арсеналов оружия в условиях подготовки к борьбе за перераздел колоний.

Поскольку наиболее вероятным противником России оставалась Германия, Николай II подтвердил важное значение союза с Францией, договор о сотрудничестве с которой был подписан еще Александром III.

Наиболее активной в эти годы была политика России на Дальнем Востоке. В 1898 г. была построена Китайско-Восточная железная дорога в Маньчжурии, а в 1903 г.-завершено строительство Транссибирской магистрали до Владивостока.

Россия арендовала у Китая Ляодунский полуостров, где постро-, ила военно-морские базы в Порт-Артуре и Даляне (Дальний). Российское военное присутствие в этом районе было весьма значительным: только в районе Порт-Артура насчитывалось почти 100 тыс. солдат. Укрепились позиции России в Корее.

Это стремительное усиление обеспокоило не только Японию, но также США и Англию. Они стали подталкивать Японию к началу войны против России, с целью ограничить ее влияние в регионе. Вопреки мнению СЮ. Витте, являвшегося сторонником мирной экспансии на Дальнем Востоке, В. К.

Плеве и другие члены правительства полагали, что «маленькая победоносная война» не только укрепит позиции России на международной арене, но и отвлечет народ от революционных настроений.

Война началась нападением японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре 26 января 1904 года. На следующий день в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы эскадрой противника. Чтобы избежать плена, моряки «Варяга» затопили свой корабль.

В марте подорвался на мине и затонул российский флагманский корабль Тихоокеанского флота, на котором погиб командующий адмирал С. О. Макаров. Порт-Артур был отрезан сухопутными войсками противника от основных сил русской армии и после че-тырехмесячной обороны сдался.

Вторым крупным поражением русских войск стала неудача под Мукденом в феврале 1905 года. Попытка изменить ситуацию с помощью направленной с Балти-ки 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала 3. П. Рожественского также не удалась: в мае 1905 г. эскадра была уничтожена у острова Цусима в Японском море.

В условиях начавшейся револю-ции царь предпочел заключить в августе 1905 г. в Портсмуте (США) мирный договор с Японией на крайне невыгодных для России условиях (в частности, Японии передавался Южный Са-халин). Война стоила стране огромных жертв: потери армии и флота убитыми, ранеными и пленными составили около 400 тыс.

человек, а материальные издержки выражались астроно-мической суммой — 3 млрд. рублей. Вопреки надеждам правительства на то, что «победоносная война» отсрочит революцию, она, по мнению С. Ю. Витте, приблизила ее «на десятки лет».

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=341

Внешняя политика России в начале 20 века. История России, 9 класс. — Объяснение нового материала

На рубеже XIX-XX вв. произошло значительное изменение международной обстановки, вызванное борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии.

На международной арене возросло влияние Германской империи, созданной в 1870 году. В связи со стремлением Германии участвовать в переделе мира резко обострились ее противоречия с Великобританией и Францией.

Кроме того, начали более активно действовать США и Япония, желавшие расширить сферы своего экономического влияния.

В конце XIX-начале XX в. Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась её географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами, а также ее военным потенциалом и богатейшими ресурсами.

В выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, часть правящей верхушки (С. Ю. Витте, а впоследствии П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны.

Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла мирные инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). С другой стороны, часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (А. М.

Безобразов («Безобразовская клика»), А. П. Извольский, С.Д. Сазонов).

Основные направления внешней политики России

Западное — отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией — за влияние на Балканах.

Южное — отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.

Дальневосточное — отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае. В 1891 г. было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги, имевшей стратегическое значение.

В 1896 г. был подписан договор о строительстве КВЖД. Эти договоры сделали Россию опасным соперником Японии и Англии в Китае. В 1895 г. был учрежден Русско-китайский банк. В 1898 г. Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Далянем (Дальним).

Военно-морское присутствие России в бухте Циньхуандо позволяло ей проводить активную политику как в Китае, так и на корейском полуострове. В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию на подавление восстания «Ихэтуань». Русско-японские переговоры 1903 г.

о судьбах Маньчжурии и Кореи зашли в тупик, так как обе стороны стремились к полному господству в Маньчжурии.

Миротворческие инициативы России и Гаагская конференция 1899 года

Была созвана в столице Голландии Гааге. В ней приняли участие 26 стран Европы, Азии и Америки. Ими были взяты на себя следующие обязательства:

— не использовать удушливые и отравляющие газы (Германия впоследствии нарушила – Ипр (иприт))

— не применять газосодержащие снаряды и гранаты

— не использовать разрывные пули

Создан Гаагский Международный суд по проблемам политических конфликтов. В целом результаты конференции не соответствовали замыслам Николая II – первого государственного деятеля, поставившего вопрос о всеобщем разоружении.

Русско-японская война 1904-1905 гг

Борьба Японии и России за влияние в Северном Китае, Маньчжурии и Корее вылилась в Русско-японскую войну 1904—1905 гг. В 1902 г. Япония и Англия заключили договор, направленный против России. Этим была завершена дипломатическая подготовка к войне. Военную и экономическую помощь оказывали Японии Англия и Соединенные Штаты Америки.

По вопросу о войне с Японией в российском руководстве не было единого мнения. С. Ю. Витте занимал осторожную позицию, говоря о желательности компромисса с противоположной стороной. В. К. Плеве полагал, что России нужна «маленькая победоносная война». Сам царь колебался, не желая вступать в войну. В результате страна вступила в войну плохо подготовленной:

— флот состоял из различных типов судов;

— силы флота были рассредоточены между Порт-Артуром и Владивостоком

— разбросанность сухопутных войск на Дальнем Востоке

— плохое вооружение (новейшие разработки лишь у 1/3 сил)

— Порт-Артур не укреплен полностью

— плохие дороги и снабжение

— не имелось четких планов военных действий, силы противника недооценивались.

В свою очередь, Япония, готовясь к войне, с помощью английских и американских советников перевооружила армию и флот. Были тщательно разработаны планы кампании, составлены карты театра военных действий, собраны подробные разведданные о противнике.

27 января, отклонив ответ России на свой ультиматум, японская сторона начала военные действия, напав на порт-артурскую эскадру и находившийся нейтральном порту Чемульпо крейсер «Варяг».

Затем четыре японские армии развернули наступление на суше, попытавшись перерезать железнодорожное сообщение с Порт-Артуром и взять его штурмом. Ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Русская эскадра оказалась блокированной в Порт-Артуре.

Сухопутная армия потерпела поражение в битве под Ляояном (август 1904 г.), 20 декабря 1904 г. Порт-Артур капитулировал (Стессель). 24 февраля 1905 г. Россия потерпела сокрушительное поражение в битве под Мукденом (Куропаткин, отступление по «коридору»).

24 февраля прибыл адмирал Макаров и действия флота активизировались, но 31 марта крейсер «Петропавловск» подорвался и Макаров погиб (Верещагин). 15 мая русская эскадра была разбита в Цусимском проливе.

Война, совпавшая по времени с экономическим кризисом в стране, стала важным революционизирующим фактором. Даже либеральные круги стали критиковать самодержавие. Считая своей главной задачей подавление начавшейся в стране революции, правительство

С. Ю. Витте согласилось на посредничество американского президента Т. Рузвельта в подписании мирного договора с Японией. 23 августа 1905 г. в Портсмуте (США) русская делегация во главе с Витте подписала мирный договор с Японией.

Несмотря на горечь военных поражений, условия Портсмутского мира были не слишком обременительны для России. В этом проявилось дипломатическое искусство Витте, умело игравшего на противоречиях между Японией и США.

Россия отвергала претензии на контрибуцию и уступала Японии:

— аренду Ляодунского полуострова

— южную половину о.Сахалин (Витте – «граф Полусахалинский»)

— ветку железной дороги от Порт-Артура до Чанчуня

— часть островов Курильской гряды (спор идет до сих пор)

— японские рыбаки получили право рыбной ловли вдоль русских берегов

Причины поражения России

— экономическая и военно-техническая отсталость страны

— бездарность и ошибки ряда царских военачальников (Куропаткин – военный министр и наместник Дальнего Востока адмирал Алексеев)

— помощь Японии со стороны Англии и США

— предательство интересов страны ее внутренними врагами (некоторыми представителями социал-демократии и так называемой «либеральной» буржуазии).

Таким образом, в результате поражения в войне влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано. В этой войне, несправедливой и захватнической с обеих сторон, Россия и Япония понесли огромные финансовые затраты и людские потери.

Война показала неспособность самодержавия управлять страной и привела страну к революции. Поражение России в войне с Японией оказало серьезное влияние на расстановку сил империалистических держав не только на Дальнем Востоке, но и в Европе.

Образование тройственного Союза. Антанта

Ослабление России в результате русско-японской войны и необходимость внутренней стабилизации заставили русских дипломатов избегать внешних осложнений, вести осторожную политику. Она была направлена на укрепление международного положения страны и противодействие агрессии центральноевропейских государств на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке.

В связи с расширением экспансии Германии в этих и других регионах мира Великобритания сменила политику «свободных рук» («удаленного созерцания») (отказ от международных союзов), которую она проводила ранее, и пошла на сближение с Францией. В 1904 г.

эти державы, урегулировав спорные вопросы в Африке, подписали соглашение (сердечное согласие — от франц. «entente cordiale»), создавшего основу для их политического и военного сотрудничества. В 1907 г.

Россия и Великобритания подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Международный смысл этого документа был значительно шире, чем урегулирование территориальных споров в Центральной Азии.

Вслед за «сердечным согласием» Англии и Франции русско-английское соглашение привело к созданию англо-франко-русского союза — Антанты (официально оформилась лишь в начале первой мир войны).

Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря – Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Тройственное согласие (Антанта).

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3506/lesson/11806

Внешняя политика России в начале XX века

В 1904 году Россия объявила войну Японии. По замыслу русских министров, война, усилив патриотические настроения, должна была снизить социальное неапряжение, отвлечь народные массы от участия в антиправительственных выступлениях.

При этом страна к войне не была готова: Россия потерпела поражение и была вынуждена пойти на переговоры. В августе 1905 года в ᴦ. Портсмуте (США) было подписано мирное соглашение. Благодаря усилиям С. Ю.

Витте (главы российской делœегации) условия мира для России стали не столь унизительными, как это ожидалось из-за поражения. Было отвергнуто требование Японии о контрибуции.

При этом Россия признала Корею сферой влияния Японии, передала ей право на аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и южную часть острова Сахалин. Влияние России на Дальнем Востоке было значительно подорвано. В этой войне, несправедливой с обеих сторон, Россия и Япония понесли огромные финансовые затраты и людские потери.

Ослабление России в результате русско-японской войны и крайне важно сть внутренней стабилизации заставили русских дипломатов избегать внешних осложнений, вести осторожную политику, направленную на укрепление международного положения страны и противодействие агрессии центрально-европейских государств на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке.

В связи с расширением экспансии Германии в этих регионах Россия и Великобритания поспешили уладить собственные разногласия. В 1907 году они подписали соглашение о разделœе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Международный смысл этого документа был значительно шире, чем урегулирование территориальных споров в Центральной Азии.

Вслед за ʼʼсердечным согласиемʼʼ Франции и Англии в 1904 году, русско-английское соглашение привело к оформлению русско-франко-английского согласия (Антанта). Европа окончательно раскололась на два враждебных лагеря — Тройственный союз и Тройственное согласие. Россия вплотную подошла к новой войне.

Первую мировую войну вызвали противоречия между странами Тройственного союза и Тройственного согласия. В июне 1914 года в боснийском ᴦ. Сараево член заговорщической сербской организации ʼʼЧерная рукаʼʼ студент Г. Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Это послужило поводом к войне.

В июле (после консультаций с Германией) Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Выполнение всœех его условий оскорбляло Сербию и наносило удар по ее суверенитету. Несмотря на уступчивость Сербии, 15 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ Россия как гарант независимости Сербии начала общую мобилизацию.

Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, натолкнувшись на отказ, 19 июля объявила войну России. Следом вступили в войну союзники России — Франция (21 июля) и Англия (22 июля). 26 июля в состояние войны вступили Россия и Австро-Венгрия. В Европе сложилось два фронта — Западный (во Франции и Бельгии) и Восточный (против России).

Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье — по границе России с Австро-Венгрией). Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволяло ей избежать войны на два фронта.

При этом Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба. В ходе военных действий на Восточном фронте выделяются четыре кампании. 1914 год. Первые военные действия на Восточном Фронте — наступление России в Восточной Пруссии и Галиции; 1915 год.

Западный фронт стабилизировался, происходила позиционная борьба. Поля Европы оплели сети колючей проволоки, изрезали окопы. Германия планировала сосредоточить свои силы против России, чтобы разгромить ее.

Весенне-летнее наступление Германии на Восточном фронте окончилось поражением России, которая в результате тяжелœейших боев она потеряла Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. При этом стратегическая задача Германии — вывести Россию из войны — не была выполнена. 1916 год. Германия вновь направила основной удар против Франции.

В феврале 1916 года шли ожесточенные бои под крепостью Верден. Для оказания помощи союзникам Россия предприняла наступление на Юго-Западном фронте. Армия генерала А. А. Брусилова прорвала фронт и разгромила австро-венгерские войска. Вновь Германия была вынуждена перебрасывать свои части с Западного фронта на восток для спасения Австро-Венгрии.

Русское наступление помогло защитникам Вердена и подтолкнуло Румынию выступить на стороне Антанты. На Кавказском фронте, образованном в 1915 году против Турции (союзницы Германии), русские войска провели ряд успешных операций, заняли Трапезунд и Эрзерум. В 1916 году Германия потеряла стратегическую инициативу. 1917 год.

Февральская революция не привела к выходу России из войны. Временное правительство объявило о верности союзническому долгу. Две военные операции (июнь — в Галиции, июль — в Белоруссии) закончились провалом. Немецкие войска захватили ᴦ. Ригу и Моонзундский архипелаг на Балтике. Русская армия к этому времени оказалась полностью деморализованной. На фронте началось братание с противником. Вся страна требовала немедленного прекращения войны. В связи с этим большевики, придя к власти, провозгласили Декрет о мире и начали переговоры с Германией. Советская Россия вышла из Первой мировой войны, заключив в марте 1918 года Брестский мирный договор с Германией и ее союзниками.

Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьенского перемирия в ноябре 1918 года. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 года. В его подписании Советская Россия участия не принимала.

Читайте также

  • — Скульптура XX века

    Контрольные вопросы Вопрос Вопрос Контрольные вопросы Контрольные… [читать подробнее].

  • — ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к… [читать подробнее].

  • — Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади…. [читать подробнее].

  • — Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ… [читать подробнее].

  • — XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное… [читать подробнее].

  • — XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ… [читать подробнее].

  • — XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как… [читать подробнее].

  • — Русский язык конца ХХ — начала XXI веков.

    Курс лекций по «Русскому языку и культуре речи» Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков.. 3 1. Русский язык конца ХХ — XXI веков. 3 2. Стили современного русского языка. 4 3. Языковая норма.. 5 Лекция № 2. Публицистический стиль.. 6 1. Общая характеристика… [читать подробнее].

  • — Русский язык конца ХХ — начала XXI веков.

    В 1995 году при президенте РФ был создан Совет по русскому языку, куда вошли видные ученые, писатели, поэты, преподаватели. Современное состояние русского языка – ужасающее. Сказываются социально-экономические причины последних десятилетий, прежде всего. Так же сказывается… [читать подробнее].

  • — Русский язык конца ХХ — начала XXI веков.

    В 1995 году при президенте РФ был создан Совет по русскому языку, куда вошли видные ученые, писатели, поэты, преподаватели. Современное состояние русского языка – ужасающее. Сказываются социально-экономические причины последних десятилетий, прежде всего. Так же сказывается… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/572495_vneshnyaya_politika_rossii_v_nachale_xx_veka

    План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: Внешняя политика России в начале XX века

    Внешняя политика России в начале XX века

    Тема внешней политики России в первые годы XX века особенно важна для понимания последующей государственной катастрофы, разразившейся в два этапа: 1905-1907 и 1917 годы.

    Без рассмотрения ошибок, совершенных Николаем I и его окружением в начале века, невозможно адекватно оценить последствия революции 1917 года и развитие в течение последующего столетия.

    За основу сценария урока взята работа учителя истории Олега Никанорова из Красноярского края.

    Цель урока: 1) Познакомить учеников с внешней политикой России в первом десятилетии XX века.

    2) Анализируя международные события, подвести детей к самостоятельному выводу о характере внешней политики Российской империи в данный период времени, тенденциях их развития и причинах первой мировой войны.

    3) Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков.
    Технические средства и наглядные пособия: доска, «Политическая карта мира в начале XX века».

    На доске написаны тема и эпиграф:

    «Внешняя политика Российской империи в начале XX века.

    Железная поступь или игра с огнем?»
    Мы не боимся ничего на свете, кроме Бога.
    О.Бисмарк
    (Из речи 6 февраля 1888 г.)

    Вы боитесь всех, только Бога вы не боитесь.
    А.М.Горчаков
    (Из речи 28 февраля 1888 г.)

    Урок начинается вступлением учителя:

    — Осенью 1894 года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: «Чувствую конец». За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: «Точно так, папенька», — и скрепил автографом вступительный документ.

    «От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской…»

    Такими словами ознаменовалось восшествие на трон нового императора. Ему предстояло управлять великой державой, оберегать от напастей и в первую очередь отвечать за международную безопасность государства.

    Далее учитель обращается к классу, предлагает вспомнить о том, какое наследство в области внешней политики досталось молодому императору.

    Повторив дома соответствующий материал учебника, дети отвечают, а учитель фиксирует на доске (в левой ее части) выдержки из их ответов.

    Внешняя политика России во времена Александра III:

    1. Общий миролюбивый курс.2. Сближение с Францией.3. Соперничество с Англией.4. Расширение влияния на Востоке.5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан.

    6. «Охлаждение» отношений с Германией.

    Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце XIX века из курса новой истории. Ученики называют образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира.

    Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого.

    Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы.

    Далее учитель обращается к теме урока. Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основнная проблема.

    Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: «Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале XX века?», » Отвечали ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на Востоке, наращивание присутствия на Балканах?», «Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?»

    Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем (в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф.

    Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими.

    Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. Основным вопросом экономики является вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой — Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.

    Для изучения последующих событий предлагается составить правую часть опорной схемы, начатой учителем.Рассмотрение темы идет в виде рассказа учителя с демонстрацией по карте и привлечением текста учебника.

    Оформление наглядного материала на классной доске по ходу урока.

    Левая половина доски — внешняя политика во времена Александра III.

    Правая — внешняя политика во времена Николая II.

    1. Общий миролюбивый курс — 1898 г., обращение Николая II к иностранным державам — Гаагская международная конференция.2. Сближение с Францией — 1893-й, военный союз с Францией.3. Соперничество с Англией — отказ от соперничества — 1907-й, Тройственное соглашение.4. Расширение влияния на Востоке — вмешательство Китая — русско-японская война — Портсмутский мир5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан — снижение активности на Балканах — усиление присутствия России на Балканах — 1909 г. боснийский кризис, 1913 г. — албанский кризис.

    6. «Охлаждение» отношений с Германией — 1905-й, отказ от союза с Германией — усиление конфронтации с Германией.

    Основные выводы, которые делает класс:

    1. Внешняя политика России в начале XX века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты.

    2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах.

    3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений.

    4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне.

    Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: «Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв».

    Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:

    1. Внешняя экспансия для России была жизненно необходима?2. Русско-японская война отвечала экономическим и социальным интересам русского народа.3. Русско-японской войны можно было бы избежать.4. На Балканском полуострове Россия «присутствовала» лишь из братской солидарности к славянским народам.5. Успех балканской политики не давал никаких реальных выгод для национальных интересов России.6. Россия вполне могла объявить себя нейтральной и не вмешиваться ни в какие международные дела.

    7. Все акции русского правительства преследовали реализацию очень важных для России интересов, экономических, политических. Если когда-то и использовались силовые средства, то, как говорится, «цель оправдывала эти средства».

    Задания домашнего вопросника:

    Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.

    1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая II являлось его предложение о созыве…2. Двоякость политики Николая II заключалась в том, что наряду с миролюбивыми предложениями…3. В отношении Англии позиция России изменилась в сторону…, что выразилось в…4. Соглашение о разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1907 г. закончило формирование…5. Расширением своего влияния на Балканах Россия добивалась…6. Какую угрозу таила в себе активная поддержка Россией балканских славян?7. В чем проявилась внешнеполитическая активность России на Востоке?8. Какие цели преследовала Россия, вступая в русско-японскую войну?9. Как отразилась русско-японская война на самочувствии русского общества?

    10. Какие были у России шансы избежать конфронтации с Германией?

    На втором уроке по этой теме мы подходим вплотную к рассмотрению основной проблемы, выраженной в оглавлении: «Железная поступь или игра с огнем?».

    Урок проводим в форме дебатов. Класс делится на три группы.

    Первая группа отстаивает позицию, что внешняя политика России в начале XX века строилась исключительно в интересах населения России и другого выбора у страны не было.

    Правительство действовало исключительно правильно, не допуская никаких серьезных ошибок. Вторая группа утверждает, что деятельность российского правительства — это «игра с огнем». Третья группа играет роль жюри.

    В течение 10 минут группы обсуждают свою позицию, готовят выступление и выступающего.

    1-й ученик из первой группы выступает, оппоненты выслушивают (выступление длится минуты три), затем, несколько секунд посовещавшись, 1-й ученик из второй группы задает вопросы, отвечает на которые, после нескольких секунд консультаций, второй участник первой группы.

    Затем наступает очередь выступления второй группы. Вопросы, ответы на них — по той же схеме. И, наконец, четвертые участники групп рецензируют выступления и ответы на вопросы своих оппонентов. Рецензии начинаются словами «Правильно ли я вас понял, что…»

    В ходе этой работы жюри анализируют работу групп, по окончании дебатов подводят итоги тому, что стало результатом обсуждения: оценка внешнеполитического курса России в первом десятилетии XX века.

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/02/03/vneshnyaya-politika-rossii-v-nachale-xx-veka

    Ссылка на основную публикацию