Музыка в ссср — история России

8ab 8o

Музыка в СССР - история России

0:00

volume

repeat

Слушать СкачатьЦикало))) — AB 😯 ( .D 0 4KH A5 51 8AB

02:12

Слушать Скачать5 A0 4 &5 0 — AB 😯 ( .D 0 4KH A5 51 8AB

02:12

Слушать Скачать

03:58

Слушать СкачатьПерший весільний танець — 8AB 0ABL

03:56

Слушать СкачатьA5 😯 — Gipsy Voice TV & Radio. Первое в России цыганское интернет-радио и телевидение.

03:25

Слушать СкачатьDJ Riga & 0 — 2840 😯 (Enner Sence Remi

04:40

Слушать Скачать235 😯 0 5 — СЕРЕБРО — Сборник песен христианских исполнителей. — 21 Февраля 2009 — Христианская музыка Мп3 онлайн. Christian mp3 online.

05:31

Слушать СкачатьWaP.Ka4Ka.Ru — 235 😯 0 5 — СЕРЕБРО — Сборник песен христианских исполнителей. — 21 Февраля 2009 — Христианская музыка Мп3 онлайн. Christian

05:31

Слушать СкачатьBobralvi & Kiska Bagira — 8F8 😯

05:08

Слушать СкачатьSTUDIO ALISA — 3 . 😯 — 845

05:44

Слушать СкачатьAll Gone Dead — Just 8o Miles West

03:56

Слушать СкачатьVasilis Vasileiadis — Tsifteteli 8o

03:37

Слушать Скачать8 489A 0O 0AA8G5A 0O 8 AB C — 57 0720 😯

03:43

Слушать Скачать8 B 😯 L8 A 0O 8 83 89 5 A — ЛЕПС

03:40

Слушать СкачатьL18 0 0D0 20, — AB 😯 5 O

04:04

Слушать Скачать

03:44

Слушать СкачатьНеизвестен — 5B )54 28F 89 83 0F8 K5 B 8 A 54AB285 2 😯 😯 3 10 L KE F8 2 0 G5 25G5A 89 0 8B0 — YouTube

01:09

Слушать Скачать5 A59 1L52 8 8 B 😯 09 5 — A 54 89 07

03:50

Слушать Скачать0A 0O 5A5 L — 04 😯 54 E0 9 F0 8FK

03:57

Слушать Скачать

01:39

Слушать Скачать

03:35

Слушать СкачатьA5 😯 8 N 20 — 07 — 04 H 0 +

02:09

Слушать СкачатьA5 😯 59A — Kseniya Greis — Serial

03:35

Слушать СкачатьA5 😯 (Best-Muzon.me) — 8H5

03:42

Слушать Скачать

03:34

Слушать Скачать

03:58

Слушать Скачать

01:12

Слушать Скачать

03:54

Слушать Скачать

01:15

Слушать Скачать

04:49

Слушать Скачать

05:27

Слушать Скачать

04:59

Слушать Скачать

03:26

Слушать Скачать

05:53

Слушать Скачать8o,ooo Dead — Parasitosis

02:36

Слушать СкачатьБЕЗНОГNМ 8o — untitled black theme

00:38

Слушать СкачатьНеизвестен — 2C 2 9 MDD5 B 70 54 5 😯 2 5 5 8 87 83 K (Max Payne Bullet time sound effect) — YouTube

01:30

Слушать Скачать0 0 0 L KE — AB 😯 N128 ( 5E)

03:44

Слушать Скачать

04:11

Слушать Скачать235 😯 B 04 0O — 0209 A1568

04:02

Слушать Скачать235 😯 B 04 0O — / B51O G5 L

03:32

Источник: http://muz-color.ru/?s=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

История музыкального образования в России: основные этапы

До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.

Зарождение музыкальной педагогики

Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования.

В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось  на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.

В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика.

Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики.

В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.

Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений

История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.

Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию.

Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге.

Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.

Примеру старшего брата следовал и  Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и  Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.

В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания.

Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего).

Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».

История музыкального образования в России в советский период

Наряду с первыми консерваториями,  в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.

Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами.

РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения.

Многие выдающиеся музыканты покинули страну.

Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях,  поддерживающих высокий уровень обучения.

Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России.

 Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую — училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени.

Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.

Современное музыкальное образование

К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности.

Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние).

 Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний — подробнее об этом читайте в посте «Как поступить в музыкальную школу«.

Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе.

По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте — «Как поступить в музыкальное училище?«.

Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.

Источник: http://music-education.ru/istoriya-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii/

История русского рока — легенды советского времени

Русский рок как понятие

Русский рок – неотъемлемое и уникальное явление отечественной культуры. Существует достаточное количество вариантов определения этого понятия, однако большинство из них базируется на ошибочных или недостаточно точных утверждениях, среди которых наиболее распространены следующие:

Как правило, к нему  относят коллективы, представляющие, кроме собственно рок-музыки, достаточно широкий спектр музыкальных стилей – регги, рэп-кор, бардовскую и авторскую песню и т.д.

Но, кроме традиционной гитарной музыки, исполнители часто используют электронные элементы звука или даже ставят их в основу звучания группы.

Отечественный  рок не ограничивается протестными мотивами – в песнях присутствует любовная или философская лирика, текстуальный абсурд или что-либо иное.

Наличие автора-исполнителя не является обязательным – музыканты нередко исполняют песни со словами или музыкой других людей.  В конце концов, не принципиально даже наличие русского языка в тексте. Некоторые рок-музыканты в своих творческих экспериментах обращались и к другим языкам, в том числе и несуществующим.

В этой связи наиболее верным будет следующее определение: «русский рок» – это музыкальное направление, которое начало формироваться в СССР в 60-е годы под влиянием западной культуры рок-н-ролла, ставшее своеобразной альтернативой советской эстрадной традиции, развивавшееся на основе внешних заимствований, совмещаемых с отечественными культурными моделями.

Истоки нашего рока — 1960-е. 

Интерес к рок-музыке в СССР стал появляться в 60-е. В качестве причин следует отметить начавшуюся на западе в 1963 году «битломанию». Огромная популярность коллектива «The Beatles» стала причиной проникновения в Советский Союз сперва аудиозаписей «битлов», а после – и других рок-коллективов.

В 1960-е стали появляться первые советские самодеятельные коллективы («Сокол», «Скифы», «Славяне»), которые пытались играть рок-музыку. Можно выделить такие характерные черты их творчества в этот период:

  •  в первое время их репертуар состоял только из кавер-версий западных композиций;
  •  собственное творчество первоначально базировалось преимущественно на композициях с английским текстом (считалось, что русский язык, в силу своих лингвистических свойств, не подходит для рок-музыки);
  • низким качеством звучания в силу отсутствия соответствующей аппаратуры.

В целом можно утверждать, что в 60-е годы рок-культура на территории СССР лишь начинала формироваться, творчество музыкантов сводилось к копированию западных творческих стандартов, а самобытной русской рок-традиции в тот период ещё не было.

 ВИА и «самодеятельные» коллективы — 1970-е

Появление на западе коллективов «Pink Floyd» и «Led Zeppelin» обусловило рост популярности арт-рока и хард-рока среди советских групп в 70-е годы.

Наследуя новый стиль, коллективы, тем не менее, всё больше склонялись к созданию и исполнению собственного материала.

Все коллективы этого периода могут быть разделены на две большие группы в соответствии со спецификой их музыкальных решений и отношений с официальной властью:

  • вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) («Ариэль», «Голубые гитары», «Весёлые ребята», «Цветы»). Официальные коллективы, исполнявшие лишь репертуар, утверждённый на худсоветах, и имевшие возможность издания материала на студии грамзаписи и выступления на крупных площадках. Поскольку в то время среди прочего от музыкантов требовали «умеренного звучания на сцене», на музыку ВИА налагалось множество ограничений. Так, например, не поощрялось использование гитарных «примочек», излишне экспрессивные гитарные и барабанные партии, а вокальная манера и поведение на сцене должны были максимально соответствовать академическим. Таким образом, репертуар ВИА являлся рок-музыкой лишь с позиций музыкальной гармонии и состава инструментов на сцене, в остальном же он подчинялся советским эстрадным традициям.
  • подпольные, или самодеятельные, коллективы («Автограф», «Россияне», «Мифы»). Группы, дававшие неофициальные концерты, песни которых доходили до слушателя посредством магнитофонных записей. В 70-е годы в СССР начинает распространяться практика создания магнитоальбомов – полупрофессиональных студийных записей с материалами групп. Избавленные от цензурных ограничений, самодеятельные музыканты создавали материал, концептуально более близкий к западным рок-традициям.
Читайте также:  Какие были истоки и значение идеологии москва - третий рим? - история России

Фактически именно подпольная рок-музыка и послужила предтечей формирования масштабного рок-движения в 80-е годы.

Рост рок-движения. Квартирники. Появление рок-клубов — 1980-е. 

Внушительное количество подпольных групп, сформировавшихся к началу 1980-х, как и прежде не имело возможности выступать на крупных площадках. Более того, информация о большинстве попыток организовать подобный концерт даже на маленьких площадках местных ДК немедленно доходила до администрации, и попытки эти пресекались.

Это положило начало квартирным концертам, или «квартирникам», – массовому явлению в СССР 80-х. Они давали слушателям возможность познакомиться с песнями коллективов, а музыкантам – источник минимального заработка. Список приглашённых на эти мероприятия, во избежание утечки информации, строго контролировался.
1980-е годы ознаменовались также появлением рок-клубов.

Создание этих учреждений являлось результатом совпадения инициатив музыкантов и советской власти:

  • советское руководство было недовольно тем, что многие выступления (в том числе и квартирники) организуется нелегально и в обход Госконцерта СССР. Признавая невозможным избавиться от этой тенденции, оно приняло решение о создании рок-клубов с целью осуществить своеобразный учёт самодеятельных коллективов и сделать усиливающееся стихийное рок-движение подконтрольным.
  • многие музыканты, давно искавшие возможность концертной реализации, получали способ проведения относительно регулярных выступлений и общения с публикой, невзирая на то, что материальных средств им это не приносило.

В результате этого процесса была создана Московская рок-лаборатория и рок-клубы в Ленинграде, Свердловске и других городах. Была учреждена практика проведения регулярных рок-фестивалей.

Вместе с тем, на «допущенный к исполнению» репертуар налагался ряд ограничений. Тексты должны были подвергаться процессу «литовки», то есть утверждения, что значительно сковывало творческую инициативу.

Создание рок-клубов совпало с ужесточением мер в отношении нелегальных выступлений – за подобное нарушение коллектив просто запрещали.

В 80-е годы отечественный рок наследует новые западные стили – пост-панк и нью-вэйв.

Кроме того, с началом перестроечных процессов значительное место в творчестве музыкантов занимают протестные мотивы. Это обстоятельство послужило причиной того, что русский рок начинает пользоваться небывалой популярностью не только на родине, но и в странах капиталистического лагеря.

Более того, подвергаясь постоянным ограничениям со стороны власти, рок стал для публики своеобразным «запретным плодом», что лишь подогревало интерес к нему, как к чему-то новому и непохожему на официальную музыкальную культуру. Именно в указанное десятилетие создаются или достигают пика популярности такие легендарные коллективы, как «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «ДДТ», «Зоопарк» и многие другие.

Региональные направления в советской рок-музыке

К концу 80-х годов в нескольких крупных городах и регионах формируются самостоятельные рок-течения, обладающие собственной спецификой.

Под эгидой Ленинградского рок-клуба удалось создать наиболее мощное течение. Сюда можно отнести группы «Кино», «Алиса», «Аквариум», «Автоматические удовлетворители» и др. Эти коллективы пользовались наибольшей популярностью в СССР, а Ленинград по праву считался центром советской рок-культуры.

Среди «подопечных» Московской рок-лаборатории можно выделить коллективы «Центр», «Машина времени», «Воскресенье», «Браво». Поскольку Лаборатория не являлась стержневой организацией, в отличие от рок-клубов, для московских групп была характерна большая самостоятельность и последующая коммерциализация творчества, начавшая развиваться в конце описываемого десятилетия.

Творческое становление многих групп («Урфин Джус», «Наутилус Помпилиус», «Апрельский марш») Свердловского рок-клуба было связано с именем поэта Ильи Кормильцева, который являлся автором большинства текстов этих коллективов.

Уральское направление характеризовалось относительной малочисленностью, влиянием западных коллективов 70-х, преобладанием клавишных аранжировок, а также оригинальным сценическим имиджем групп (ретро-милитаризм группы «Наутилус Помпилиус», опереточный стиль ранней «Агаты Кристи»).

Здесь было сформировано массовое рок-движение, не имевшее, однако, единого центра. В Новосибирске была образована знаковая для отечественного фолк-рока группа «Калинов мост».

Кроме того, здесь была создана плеяда коллективов, представлявших так называемый «сибирский панк» (омская «Гражданская Оборона», тюменская «Инструкция по выживанию») и характеризовавшихся экстремальной подачей материала, наиболее острой политической направленностью и «грязным» звучанием.

К 1991 году русский рок представлял собой массовое самодостаточное явление с собственной культурной спецификой. Это послужило основой для его дальнейшего развития и трансформации в постсоветское время.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/istoriya-russkogo-roka-legendyi-sovetskogo-vremeni

Зарождение рока в СССР

Условно, история русского рока состоит из периодов, на стыке которых будут события, изменявшие курс политики и государственный строй нашей страны. Изменение мировоззрения и уклада жизни миллионов людей, просто не могли не сказаться на культурной сфере общественной жизни, заметную роль в которой с 60-х гг. и поныне играет явление под названием «Русский рок».

Русский рок прошел длинный путь от подражания западному rock-n-roll`у до абсолютно оригинальной и самобытной культуры, выходящей далеко за рамки определений «тяжёлая музыка» или «музыка протеста».

Отличительная черта русской рок-музыки – особое внимание, уделяемое текстам композиций: в песне в первую очередь ценится смысловое и эмоциональное содержание, именно поэтому их авторы, авторы русского рока полное право именоваться поэтами. Но перейдём к истории.

В Советском Союзе, как и на всей планете, рок появляется в 60-е. В середине десятилетия обе столицы наводнили первые русские битники, исполнявшие, в основном, кавер-версии на популярнейшие песни заграничных исполнителей, главным образом, легендарных и запрещённых в то время в СССР «The Beatles». Именно это и становится отправной точкой в истории русского рока.

Первыми оригинальными песнями в стиле рок, записанными в нашей стране, принято считать треки группы «Сокол»: «Где тот край» и записанная в том же году, ставшая на долгие годы своеобразным гимном появившихся в это же время хиппи, «Солнце над нами».

Так же большую известность имели ВИА «Скифы», «Аргонавты» и «Скоморохи» А. Градского.

Новое музыкальное направление бешеными темпами завоёвывало себе поклонников; бит-групы выступали в качестве авторов саундтреков, так музыка ансамбля «Сокол» звучит в мультфильме «Фильм-фильм-фильм», а московская команда «Оловянные солдатики» предстала в одной из серий «Ну погоди!», в качестве группы «Двоняги», исполняющей хит «У попа была собака».

Именно «Солдатикам», кстати, принадлежит авторство первого в Союзе рок-альбома «Размышления» (1972). Кроме того, по одной из версий, это был также первый в стране альбом, записанный на магнитофонной плёнке (по другой версии, автор первого магнитоальбома в СССР – петербургский музыкант Юрий Морозов (1973)).

Крайне примечателен и тот факт, что ещё в 1969г. «Скифы» вели работу над так и не увидевшим свет альбомом, претендовавшим на союзное первенство.

Композиции, которые должны были войти в его состав, служат красноречивым доказательством очень высокого уровня развития рок-музыки в СССР в то время: группа, возможно, впервые в мире (!!!) стала использовать гитарные эффекты, такие как фузз, посредством изготовленных в кустарных условиях гитарных «примочек». Узнав об этом впоследствии, американцы признались, что советские рок-музыканты на несколько лет опережали их в развитии, хотя история русского рока и начинается несколько позже западного. Важно отметить, что участники группы, как и подавляющее большинство своих коллег, не имели музыкального образования – черта, ставшая почти традиционной на протяжении всей истории русского рока.

На волне набирающей всё большие обороты битломании, рок-группы возникали повсеместно, буквально в каждом училище или школе, не говоря уже об институтах. Именно так были созданы коллективы, ставшие иконами последующего десятилетия («Удачное приобретение», «Рубиновая атака», легендарная «Машина Времени», и другие).

Апогеем русского рока образца 60х годов стал первый советский рок-фестиваль, проходивший в Ереване ежегодно с 1968 по 1972 гг. и собиравший наиболее успешные команды.

МакаревичВ 70-е годы рок активно проникает на большую сцену. Не найдя путей к дальнейшему развитию в эпоху застоя, когда репертуар каждого ансамбля проверялся худсоветом, рок-звёзды 60-х вынуждены были организовывать эстрадные ВИА и исполнять музыку, лишь напоминавшую рок.

Так появились сверхпопулярные в то время «Весёлые ребята», «Поющие гитары» и многие другие. На концертах, помимо своего обычного репертуара, эти коллективы ко всеобщей радости обязательно исполняли несколько забойных каверов на песни западных групп. Собственные песни исполнять не разрешалось, т.к.

в те времена тексты и музыку для эстрады могли писать лишь люди, состоявшие в Союзе композиторов.

Но конечно, находились смельчаки, которые нарушали этот запрет.

Одних из них объявляли вне закона, другим запрещали выступать в официальных залах, третьим не давали выпускать собственных альбомов, повесив ярлык «самодеятельность», но несмотря на всё это, именно такие команды имели наибольшую популярность среди прогрессивной молодёжи. Но все равно это  был не лучший период в истории русского рока.

«Самодеятельным» группам не запрещалось «прикрепляться» к ВУЗам и получать таким образом площадки для выступления, что русские рокеры 70-х и делали.

В Москве постоянной ареной для концертов рок-музыкантов на долгие годы стал ДК «Энергетик» Московского Энергетического Института, «засветившийся» ни в одной скандальной истории, для Ленинграда же была характерна более камерная форма выступления – «квартирник».

Поскольку государство запрещало выпуск официальных альбомов нелегальным группам, по рукам фанатов ходили концертные магнитофонные записи, которые они переписывали друг у друга бессчётное число раз.

Из всех магнитофонов страны гремели «самиздатские» записи уже упомянутых «Машины Времени», «Удачного приобретения», «Рубиновой атаки», а так же новых коллективов: «Високосного лета», которому каким-то чудом удалось выпустить официальный альбом «Лавка чудес» (1978), «Воскресения», «Афтографа», а так же ленинградских «Аквариума», «Мифов», «Санкт-Петербурга» и других.

Рок-музыка того времени подразумевала под собой обязательное наличие бешеного драйва, поэтому наиболее распространены были направления hard-rock, art-rock и progressive. Более мелодичные и насыщенные смысловым содержанием песни групп «Аквариум», «Машина Времени» и «Воскресенье» были скорее исключением из общего числа.

Именно музыканты 70-х первыми открыли главную отличительную черту русского рока, как направления: только в русском языке слово «рок» имеет значение «судьба», и самосознание исповедующего эту культуру выходит за рамки простой симпатии к этому музыкальному направлению. Наш рок – это, прежде всего, особый взгляд на мир. Взгляд поэта, творца, пророка и вечный поиск ответа на вопрос о его месте в окружающей реальности.

Читайте также:  Истоки мирового кризиса. вторая мировая война - история России

Группа БравоВ 1983-85 годах нашим рокерам всё ещё приходилось не сладко: пришедший к власти К. У.

Черненко вновь начал преследование музыкантов: права самодеятельные коллективов жёстко ограничивались, их постоянно обвиняли в «тунеядстве», а организация неофициальных концертов приравнивалась к запрещённому тогда частному предпринимательству, за что сажали в тюрьму.

Больше всего в это время «досталось» московским коллективам «Коррозия метала», «Браво» и «Воскресение»: концерты этих групп были запрещены, а некоторым их участникам даже довелось побывать за решёткой. С началом эпохи гласности гонения на русский рок вновь были прекращены.

Перестройка открыла многие перспективы, в том числе и свободу организации музыкальных коллективов и выступлений на коммерческой основе. В истории русского рока началась новая страница.

К началу 80-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое власть даже поддерживала, не желая провоцировать протестную стихию. Так по государственной инициативе в 1881г. был открыт ставший настоящей легендой первый в Союзе Ленинградский Рок-клуб.

В его состав вошли такие мастодонты русского рока, как «Аквариум», «ДДТ», «Кино» и «Алиса», а так же «Зоопарк» Майка Науменко, «Телевизор», «Пикник», «Бригадный подряд», «Ноль», «Мифы», «Автоматические удовлетворители», бард-рокер Александр Башлачёв и многие другие.

Первая частная студия аудиозаписи также появилась в Северной Столице. Её создатель – Андрей Тропилло.

Андрей ТоропиллоЧетырьмя годами позже в Москве открывается «рок-лаборатория»; с её появлением право выступать, не боясь преследований, и организовывать концерты получают и столичные музыканты.

Теперь у русских рокеров появилась возможность официально устраивать концерты и издавать альбомы. А после рок-фестиваля «Тбилиси-80» и появления телепрограммы «Музыкальный ринг» – доступ к радио- и телеэфиру.

Воспользовавшись этой свободой, рок-культура расцветала с доселе небывалой силой: рождались десятки новых имён, проводились крупные фестивали «Литуаника» (1985-1989), «Подольск» (1987), «СыРок» (1988-1992) и др.

, и ставились эксперименты в самых разных стилях: хард-рок, хэви-метал, панк-прок и пост-панк, но главным открытием 80х стал привнесённый в русский рок ленинградцами new wave.

В 1986г., пока Советский Союз и Америка пытаются наладить дипломатические отношения, в Калифорнии происходит небывалое событие – в свет выходит альбом «Red Wave» на двух пластинках, содержащих треки четырёх советских рок-групп: «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры».

Выпуск альбома произошёл по инициативе Джоанны Стингрей, американки, много времени проведшей в Союзе и не понаслышке знающей русскую рок-тусовку.

Альбом фактически «прорубил окно» на Запад для русского рока: теперь наши музыканты получили право выступать с концертами и записывать альбомы за рубежом, а так же сотрудничать с зарубежными коллегами. Этой возможностью в первую очередь не преминули воспользоваться группа «Кино», совершившая в 1988-89 гг.

тур по Европе (Франция-Италия-Дания), «Звуки Му», записавшие альбом в Англии и гастролировавшие в Великобритании и США, и Борис Гребенщиков, создавший англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с британским дуэтом «Eurythmics» и Крисси Хайнд из «The Pretenders».

В истории русской рок-музыки 80-е годы, по сути, являются временем её второго рождения: именно тогда наш рок приобрел те черты, по которым мы знаем его сегодня, именно тогда со сцен, магнитофонов и на квартирниках впервые звучало то, что теперь мы называем классикой русского рока. Появлялись группы, многие из которых существуют и по сей день, и журналисты, посвятившие свою деятельность рок-культуре (Александр Житинский, Артемий Троицкий).

Рубинштейна, 13Стоит также отметить важную часть истории русского рока – клубы. Вслед за Ленинградом, свои рок-клубы стали обретать и другие города нашей страны, но самыми заметными, основавшими свои «школы», являются три: Ленинградский (о нём мы уже говорили выше), а так же Свердловский (Екатеринбургский) рок-клуб, и Московская рок-лаборатория.

Московская рок-лаборатория была создана в 1985г. в ДК им. Горбунова.

Легендарная  «Горбушка» объединила под своей крышей множество известнейших коллективов: «Машина Времени», «Браво», «Воскресение», «Крематорий», «Бригада С» Гарика Сукачёва, «Звуки Му» Петра Мамонова, и другие.

Для столичной рок-музыки сложно определить общие стилевые критерии, каждая группа стремилась к индивидуальности, но в качестве характерной черты московского рока можно назвать его несерьёзное, снисходительное отношение к реальности.

Особенно развили это настроение такие московские команды как «Несчастный случай», «Ногу Свело!» «Дюна» и «Тайм-аут».  Именно в Москве стали появляться первые русские электронщики («Биоконструктор», «Центр», «Ночной проспект») и металлисты («Ария», «Чёрный обелиск», «Чёрный кофе», «Коррозия металла», «Мастер» и другие).

К Свердловскому рок-клубу, помимо уральских музыкантов («Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Урфин Джюс», «Апрельский марш», «Настя», «Группа Максима Ильина»), музыка которых вдохновлёна западной психоделикой 70-х и насыщена сложными аранжировками, прежде всего, синтезатора, принято так же относить не имеющую единого центра рок-тусовку Сибири («Гражданская Оборона», «Калинов Мост», Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию»). Её участники в большинстве своём играют панк-рок, основанный на так называемом «гаражном роке», пост-панке и частично на фолк-роке.

Среди рок-центров постсоветского пространства так же стоит отметить Харьков – место проведения регулярных рок-фестивалей. Наиболее известная харьковская группа – «Разные люди», в состав которой некоторое время входил основатель популярной команды «Чиж & Co» Александр Чиграков. «Голосом» городской рок-среды было «Радио-50» – скорее всего, первая в СССР частная радиостанция.

Виктор ЦойНа рубеже 80-х – 90х годов русский рок окончательно перестаёт быть андеграундом: выходят в свет фильмы с участием культовых музыкантов («Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Асса» (1987) и «Игла» (1988) с Виктором Цоем,  «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражный документальный фильм «Йя-хха» (1986) о жизни ленинградского рок-клуба). Музыка русских рокеров («Наутилус помпилиус», «Сплин», «Би-2» и др.) стала  саундтреком культовых фильмов эпохи «Брат» и «Брат-2».

Однако у каждого явления есть своя обратная сторона. Несмотря на открывшиеся перспективы, 90-е годы стали трудным временем даже для русской рок-культуры.

  Больше не было никаких гонений, новым группам, таким как «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Ноль», «Ва-БанкЪ» и «Ногу Свело!» был дан зелёный свет,  но с гибелью ненавистной системы, русский рок потерял значение культуры протеста, и со временем всё больше стал превращаться в пусть и обособленную, но всё же часть шоу-бизнеса.

Далеко не всем коллективам удалось выжить в новых условиях: прежние темы были более неактуальны, требовалось найти новую струю; массовая аудитория успела привыкнуть к року, как к явлению, и встречала новые имена без особого ажиотажа;  кто-то из популярных рокеров уехал за границу, кто-то умер или трагически погиб, другие просто не смогли найти себя в новом времени. Прекратили свою деятельность группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк», «Секрет», «Афтограф», «Парк Горького» и другие. Таким образом из тридцати команд-участников серии «Легенды русского рока» «в строю» осталось около половины.

С середины 90-х годов русская рок-музыка снова приблизилась к зарубежной, довольно органично вписавшись в её жанровую систему и не потеряв при этом своей оригинальности и колорита.

Она стремительно перенимала направления, открытые на западе в период «железного занавеса»: панк и гранж («Король и Шут», «Наив», «Тараканы!», «Пилот», «Lumen», «Небо Здесь» и др.

), пауэр- и симфо- метал («Эпидемия», «Catharsis»), паган- и блэк-метал («Аркона», «Темнозорь», «Butterfly Temple»), атмосферик-метал («Mental Home», «Stonehenge») и многие другие разновидности метала.

Так же с середины 90-х начинает свой отсчёт история русской альтернативы. Первые шаги на этом пути сделали Дельфин (в составе гр.

«Дубовый Гаайъ»), группы «Кирпичи» и «Сектор Газа», а в 2000-х направление обогатили такие имена, как «Психея», «Amatory», «Jane Air», «##### (5diez)», Noize MC и многие другие.

Для исполнителей альтернативного рока телеканалом «A-One» с 2005 г. учреждена специальная премия «RAMP».

Появился и новый объект противостояния: русский рок как никогда чётко противопоставил себя поп-сцене, в которую переродилась эстрада.

Многие группы в начале девяностых переиздают свои альбомы, выпускают вещи, которые в условиях советской системы никогда бы не увидели свет в официальном издании,  а фирма «Мороз Рекордс» с 1996 г. по 2000 г. издаёт серию ретроспективных альбомов «Легенды русского рока»,  куда входят избранные песни наиболее признанных коллективов за всю историю русской рок-музыки.

Наше РадиоТеперь ведущую роль в развитии рок-музыки играют средства массовой информации («Наше радио» и «Радио Maximum», телеканалы «A-one» и «O2ТВ», журнал «Fuzz», и конечно Интернет).

А так же рок-продюсеры, первым из которых был  Юрий Айзеншпис («Кино), и последовавшие его примеру  Александр Пономарёв («Сплин» и «Би-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Александр Елин («Ария»), Александр Кушнир, и другие.

С 1999 года в России проходит крупнейший фестиваль русского рока «Нашествие», учреждённый «Нашим Радио». Десятки различных рок-фестивалей ежегодно проходят по всей стране.

В последнее время наблюдаются тенденции сближения русского рока и фолк-роковой музыки (берущей в России начало в так называемой «Менестрельской песне»): к русскому року причисляются такие фолк-ансамбли как «Мельница», «The Dartz», «Тролль гнёт ель», и др.

Так мы же проследили пятидесятилетнюю историю развития Рок-музыки в России. Однажды возникнув, как подражание западной музыкальной моде, русский рок превратился в заметное и значимое культурное явление со своей моралью, своей философией.

Русский рок прошёл долгий и трудный путь, теперь ему открыты все пути для дальнейшего развития и совершенствования, и каким мы увидим его в будущем – неизвестно, но хочется надеяться, что он не утратит своих наиболее характерных качеств: актуальности, атмосферности, большой смысловой и эмоциональной нагрузки, разнообразия форм и поэтичности. Как известно, поэт в Росси больше, чем поэт. А рокер – больше, чем просто музыкант.

Читайте также:  Брюссельский конгресс второго интернационала - история России

Источник: http://rus-rocks.moy.su/publ/zarozhdenie_roka_v_sssr/1-1-0-2

Какой была Советская музыка? | Что слушали в СССР

Огромное количество разнообразной музыки было написано в период существования СССР. Стоит отметить, что каждая мелодия была яркой, необычной со своим оригинальным характером. Есть множество интересных композиций, которые сохранились и сейчас, а многие из них вертятся в голове благодаря тому, что они стали сопровождением в фильмах или мультфильмах.

Советская музыка была очень разной. Ведь ее писали украинцы, кавказцы и каждый приносил свои ноты, свои звуки, свои особенности.

В материалах на этом сайте раскрывается очень много интересных фактов. В частности это то, как приходили разные стили музыки в Союз, какие именно песни были популярными, каких людей можно было считать настоящими лидерами в данном направлении.

Многие таланты были в солдатах, в школах, их песни не просто рассказывали истории, они были способны изменять сердца. Дома же слушали в пластинках мелодии, они имели свою душу.

Несмотря на то, что сейчас намного качественнее звук, достаточно сложно найти песню, которая бы вызвала слезы, на пластинке же это практически каждый вариант.

Обязательно нужно посмотреть, что именно представляла из себя советская музыка, ведь через нее перестраивались сердца, она дарила особенное настроение.

Итак, сегодня мы расскажем вам про рождение джаза в СССР. Интерес к джазу, как к музыкальному направлению, возник в послереволюционные годы. Одним из первых, кто обратил внимание на этот стиль музыки, стал поэт Валентин…

В наш недавний моднейший хит-парад советского дефицита не вошли грампластинки — ибо не ценнейший продукт питания, как тушенка, не «последняя надежда девушки выйти замуж», как джинсы, и не статусная деталь интерьера, как корешки макулатурного…

Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере «Яновский» (г. Львов), всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных, они играли одну и ту же мелодию – «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным….

27 мая 1977 года указом Президиума Верховного Совета СССР была утверждена новая редакция Государственного гимна СССР, в которой он исполнялся до 1991 года. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН СССР Музыка: А. Александров Слова: С. Михалков и Г….

Морозные, лютые были деньки, Был грозен годок сорок первый. В кольцо под Москвою сжимались полки — Фашистских злодеев резервы. Удалая гвардия, да боевая гвардия, Отчизны советской железный оплот. Могучая и скорая, та самая, которая…

Полюшко-поле, Полюшко, широко поле. Едут по полю герои, Эх, да Красной Армии герои! Девушки плачут, Девушкам сегодня грустно, — Милый надолго уехал, Эх, да милый в армию уехал! Девушки, гляньте, Гляньте на дорогу нашу,…

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой,…

Этот марш не смолкал на перронах, Когда враг заслонял горизонт. С ним отцов наших в дымных вагонах Поезда увозили на фронт. Он Москву отстоял в сорок первом, В сорок пятом — шагал на Берлин,…

Броня крепка, и танки наши быстры, И наши люди мужества полны: В строю стоят советские танкисты — Своей великой Родины сыны. Гремя огнем, сверкая блеском стали Пойдут машины в яростный поход, Когда нас в…

Мы стране Советской служим, Мы с оружьем нашим дружим, То оружье от былого Отличается. Никого мы не пугаем, Но запомнить предлагаем: Кто пойдет на нас войною, Тот раскается! Мы — ракетные войска, Нам любая…

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор, Нам разум дал стальные руки-крылья, А вместо сердца — пламенный мотор. Все выше, и выше, и выше Стремим мы полет наших птиц, И в…

Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надежный оплот! Партия Ленина — сила народная Нас к торжеству коммунизма…

Источник: https://my-cccp.ru/category/muzika/

Патриотическая музыка

Сочинения Ивана Грозного, канты в сопровождении пушек и колоколов, немецкий хорал, звуки заводов и строек, утешающая слух роговая и другая духоподъемная музыка нашей страны

Автор Григорий Кротенко

Грановитая палата. Эскиз декорации Александра Головина к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1911 год © Bridgeman Images / Fotodom

Появление музыкальных произведений условно патриотической тематики, то есть посвященных важным государственным событиям (военные победы, именины и коронации, годовщины судьбоносных свершений), связано как

с формированием российской государственности, так и с особенностями истории русской музыки.

На протяжении нескольких веков всякая инструментальная музыка на Руси была табуирована православной церковью как языческая. Разрешалось только пение; византийские органы, сопровождавшие богослужение в XI веке, были разобраны. Следующее упоминание об органах относится уже к XV веку.

В год избрания Михаила Романова на царство (1613) для развлечения двора были учреждены Потешные хоромы. Известно, что в Потешных хоромах стояли органы, обитые яркими материями, украшенные искусной резьбой и позолотой. Органная музыка звучала также в Грановитой палате Кремля

во время торжественных посольских аудиенций и государевых церемониальных столов.

Православные песнопения — кондаки и стихиры — принципиально не имеют авторов, однако некоторые имена нам известны. Сохранился, например, стихирарь «Дьячье око» Находится в Российской государственной библиотеке в собрании Д. В. Разумовского (Ф. 379. № 63–66).

 — четырехтомная рукописная певческая книга, содержащая полный годовой круг календарных праздников (середина XVII века). В ней, среди прочего, есть и песнопения с указанием «Творение царя Иоанна, деспота российского» — то есть Ивана Грозного.

Одна из стихир «царева творения» посвящена митрополиту Петру, перенесшему митрополичью кафедру в Москву. Другая написана в честь Сретения (встречи) Владимирской иконы Божией Матери (1550–1560-е годы), по легенде защитившей Москву от Тамерлана.

«Вострубите трубою песней
во благонарочитом дни праздника нашего и тмы разрушение, и свету пришествие паче солнца восиявша», — поется в стихире. 23 июня, день празднования этой чудотворной иконы, был особо чтимым.

Иван IV Васильевич Грозный, собрание стихир Исполнение: мужской вокальный квартет под управлением И. Воронова, 1989 год

В 1648 году был издан знаменитый указ царя Алексея Михайловича «О борьбе со славянством», который среди прочих мер (запрет печь блины, например) предписывал сжечь все музыкальные инструменты, дабы покончить с народным язычеством.

Но уже во время преобразований и побед Петра Великого торжества с инструментальным сопровождением следовали одно за другим: в 1702 году — по случаю взятия Шлиссельбурга, в 1703-м — по случаю очередных побед над шведами, в 1704-м — в честь взятия Нарвы и Дерпта и так далее.

Один из иностранных путешественников отметил, что

в связи с торжествами по случаю взятия Нотенбурга «на верху [триумфальных] ворот была устроена вислая площадка, на которой стояли, по два в ряд, восемь молодых юношей, великолепно разодетых, сливавших свое пение с музыкой».

Тогда же получил распространение своеобразный жанр бытовой песни, вобравший в себя элементы древнерусского церковного пения, малороссийской и белорусской народной песни, но в основном заимствованный из польских образцов — петровский кант.

 Обычно канты исполнялись без сопровождения, но если они были написаны по случаю государственных торжеств, то к пению могли быть добавлены инструменты военного оркестра — трубы, ударные, — а также пушечная пальба и колокольный звон.

Один из самых известных петровских кантов — «Днесь, орле российский, простри свои крыле» — сочинен по случаю победы под Полтавой (всего известно около двадцати кантов, посвященных этому событию).

В Полтавской битве был пленен брат Иоганна Себастьяна Баха, гобоист королевского войскового оркестра, и в течение нескольких лет он исполнял обязанности по устройству в Москве военно-музыкального дела.

Кант на Полтавскую победу «Орле российский»Исполнение: ансамбль ранней музыки Insula Magica

Колоссальное по размаху уличное действо, маскарад «Торжествующая Минерва», был поставлен «первым русским актером» Федором Волковым в честь коронации императрицы Екатерины II на Масленичной неделе 1763 года. Маскарад двигался по московским улицам чередой декорированных и оснащенных сложными театральными механизмами платформ, на которых разыгрывались сцены из античной мифологии — аллегории людских пороков

и добродетелей. Содержание каждой из живых картин комментировали хоры, сочиненные на стихи Александра Сумарокова (авторство музыки, к сожалению, не установлено).

Эта «утешающая слух» музыка — знаменитая роговая капелла графа Шереметева. Рог издает всего лишь один звук определенной высоты, и каждый музыкант должен исполнить свою единственную ноту точно в нужный музыкальный момент.

Главным условием игры роговой капеллы была слаженность большого ансамбля, численность которого достигала нескольких сотен музыкантов.

Рога добавляли к оркестру во время всех значимых петербургских премьер европейских композиторов.

Пример звучания рогового оркестра. Опера Джоаккино Россини «Вильгельм Телль». 1829 год Исполнение: Российский роговой оркестр

Первым гимном Российской империи (правда, не признанным официально) стал полонез «Гром победы, раздавайся!», впервые исполненный, опять же, на грандиозном празднике в честь Екатерины, данном Потемкиным в Таврическом дворце:

Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрёс!

Эти слова Гавриила Державина, положенные на музыку Осипа Козловского, воспевают легендарную победу Суворова — взятие Измаила.

Музыка — Осип Козловский, слова — Гавриил Державин. «Гром победы, раздавайся!». 1791 годИсполнение: Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга, 2012 год

Первый официальный гимн России — «Молитва русскаго народа» — был утвержден после победы над Наполеоном, в 1816 году.

Тогда монархи победивших держав договорились, что отныне музыка и слова государственных гимнов станут общими — «Боже, Царя храни!» (в английском варианте — «God Save the King», до сих пор являющийся гимном Великобритании).

Русский текст гимна сочинил Василий Жуковский, авторство музыки приписывается Жан-Батисту Люлли или же Георгу Фридриху Генделю, по сути это гальярда (довольно быстрый танец),
но сыгранная торжественно, то есть медленно и громко.

Вариации Паганини на тему «God Save the King» Исполнение: Франк Петер Циммерман, скрипка, 2010 год

Во время визита следующего императора России Николая I в Британию монарх был обескуражен тем, что английский гимн на официальных мероприятиях играется два раза, и поручил своему придворному композитору Алексею Львову, перегармонизировавшему весь годовой круг православных церковных песнопений на немецкий лад, придумать новую оригинальную музыку. Так появился всем известный «Боже, Царя храни!» — типичный лютеранский хорал.

Алексей Львов. «Боже, Царя храни!». 1833 годИсполнение: Синодальный хор, 1915 год

Эта тема появляется как символ русского войска в патриотических сочинениях Петра Ильича Чайковского — «Торжественная увертюра „1812 год“» (в которой кроме гигантских оркестра и хора используются артиллерийские залпы и колокольная звонница) и «Славянский марш», написанный в память об освобождении русскими войсками Балкан. В советское время царский гимн из «Славянского марша» вымарывали и заменяли темой хора «Славься!»

Источник: https://arzamas.academy/materials/400

Ссылка на основную публикацию