Народ во время смуты — история России

Краткая хронология смутного времени

Один из самых сложных периодов в истории государства — Смутное время. Он продолжался с 1598 по 1613 год. Именно на рубеж XVI–XVII вв. приходится тяжёлый экономический и политический кризис. Опричнина, татарское нашествие, ливонская война – всё это привело к максимальному росту негативных явлений и усилению общественного негодования.

Причины начала Смутного времени

У Ивана Грозного было три сына. Старшего сына он убил в припадке ярости, младшему было всего два года, а среднему, Фёдору – 27.

Таким образом, после смерти царя, именно Фёдор должен был взять власть в свои руки. Но наследник — личность мягкая и на роль правителя совсем не подходил.

Ещё при жизни, Иван IV создал регентский совет при Фёдоре, в состав которого входили Борис Годунов, Шуйский и другие бояре.

Умер Иван Грозный в 1584 году. Официальным правителем стал Фёдор, но по факту – Годунов. Через несколько лет, в 1591 году умирает Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). Выдвигается ряд версий смерти мальчика.

Главная версия – мальчик сам нечаянно напоролся на нож, когда играл. Некоторые утверждали, что знали, кто убил царевича. Другая версия — его убили приспешники Годунова.

Ещё через несколько лет, умирает Фёдор (1598), не оставив после себя детей.

Таким образом, историки выделяют следующие основные причины и факторы начала Смутного времени:

  1. Прерывание династии Рюриковичей.
  2. Желание бояр увеличить свою роль и власть в государстве, ограничить власть царя. Претензии бояр переросли в открытую борьбу с верхушкой власти. Их интриги негативно сказывались на положении царской власти в государстве.
  3. Экономическое положение было критическим. Завоевательные походы царя требовали активизации всех сил, в том числе, и производственных. В 1601–1603 – период голода, как следствие — обнищание крупных и мелких хозяйств.
  4. Серьёзный социальный конфликт. Действующий строй отторгал от себя не только многочисленных беглых крестьян, холопов, посадских людей, городовых казаков, но и некоторые части служивых людей.
  5. Внутренняя политика Ивана Грозного. Последствия и результат опричнины усилили недоверие, подорвали уважение к закону и власти.

События смуты

Период Смутного времени стал для государства огромным потрясением, который затронул основы власти и государственного строя. Историки выделяют три периода смуты:

  1. Династический. Период, когда происходила борьба за Московский престол, и длился он вплоть до царствования Василия Шуйского.
  2. Социальный. Время междоусобиц народных классов и вторжение иностранных войск.
  3. Национальный. Период борьбы и изгнания интервентов. Длился он до избрания нового царя.

Первый этап смуты

Воспользовавшись нестабильностью и разладом на Руси, через Днепр переправился Лжедмитрий с незначительным войском. Сумел убедить русский народ в том, что он Дмитрий — младший сын Ивана Грозного.

Огромная масса населения потянулась за ним. Города открывали свои ворота, посадские люди и крестьяне вступали в его отряды. В 1605 году, после кончины Годунова, на его сторону встали воеводы, через некоторое время и вся Москва.

Поддержка бояр была необходима Лжедмитрию. Так, 1 июня на Красной площади, он провозгласил Бориса Годунова изменником, а также обещал привилегии боярам, приказным и дворянам, немыслимые льготы купцам, а крестьянам – мир и покой.

Тревожный момент настал тогда, когда крестьяне спросили Шуйского, захоронен ли царевич Дмитрий в Угличе (именно Шуйский возглавлял комиссию по расследованию смерти царевича и подтвердил его гибель). Но боярин уже утверждал, что Дмитрий жив.

После этих рассказов, разъярённая толпа ворвалась в дома Бориса Годунова и его родственников, разгромив всё. Так, 20 июня Лжедмитрий с почестями вступил в Москву.

Сесть на престол оказалось намного легче, чем удержаться на нём. Для утверждения своей власти, самозванец закрепил крепостничество, что привело к недовольству крестьян.

Ожидания бояр Лжедмитрий тоже не оправдал. В мае 1606 года, крестьянам открылись ворота кремля, Лжедмитрий был убит. Престол занял Василий Иванович Шуйский.

Главное условие для его царствования было ограничение власти. Он поклялся, что никаких решений не будет принимать самостоятельно. Формально, состоялось ограничение государственной власти.

Но обстановка в государстве не наладилась.

Второй этап смуты

Этот период характеризуется не только борьбой за власть высших сословий, но также вольными и масштабными крестьянскими выступлениями.

Так, летом 1606 года, у крестьянских масс появился глава – Иван Исаевич Болотников. Под одним знаменем собрались крестьяне, казаки, холопы, посадские люди, крупные и мелкие феодалы, служивые. В 1606 году войско Болотникова выдвинулось на Москву.

Битва за Москву была проиграна, пришлось отступать к Туле. Уже там, началась трёхмесячная осада города. Итог не завершившегося похода на Москву – капитуляция и казнь Болотникова. С этого времени крестьянские восстания пошли на спад.

Правительство Шуйского стремилось к нормализации ситуации в стране, но крестьяне и служивые по-прежнему оставались недовольны. Дворяне сомневались в способности власти прекратить крестьянские восстания, а крестьяне не хотели принимать крепостническую политику.

В этот момент недопонимания, на Брянских землях появился ещё один самозванец, который назвал себя Лжедмитрием II. Многие историки утверждают, что он был прислан править польским королём Сигизмундом III. Большую часть его отрядов составляли польские казаки и шляхтичи.

Зимой 1608 года, Лжедмитрий II двинулся с вооружённым войском на Москву.

К июню самозванец дошёл до села Тушино, где остановился лагерем. Ему присягнули на верность такие крупные города, как Владимир, Ростов, Муром, Суздаль, Ярославль. Фактически появилось две столицы. Бояре присягали то Шуйскому, то самозванцу и умудрялись получать жалование с обеих сторон.

Для изгнания Лжедмитрия II правительство Шуйского заключило договор со Швецией. По этому договору, Россия отдавала Швеции Карельскую волость. Воспользовавшись этой ошибкой, Сигизмунд III перешёл к открытой интервенции. Речь Посполитая пошла войной на Россию. Польские части бросили самозванца. Лжедмитрий II вынужден бежать в Калугу, где бесславно закончил своё «правление».

В Москву и в Смоленск были доставлены грамоты Сигизмунда II, в которых он утверждал, что на правах родственника русских правителей и по просьбе русского народа, он идёт спасать гибнущее государство и православную веру.

Испугавшись, московские бояре признали русским царём королевича Владислава. В 1610 году заключён договор, в котором оговаривался основной план государственного устройства России:

  • незыблемость православной веры;
  • ограничение свободы;
  • деление власти государя с Боярской думой и Земским Собором.

Присяга Москвы Владиславу состоялась 17 августа 1610 года. За месяц этих до событий, Шуйский был насильно пострижен в монахи и сослан в Чудов монастырь. Для управления боярами была собрана комиссия из семи бояр – семибоярщина. И уже 20 сентября поляки беспрепятственно вступили в Москву.

В это время, военную агрессию открыто демонстрирует Швеция. Шведские отряды заняли большую часть России и уже были готовы наступать на Новгород. Россия стала на пороге окончательной потери независимости. Захватнические планы врагов вызвали огромное возмущение среди народа.

Третий этап смуты

Смерть Лжедмитрия II сильно повлияла на ситуацию. Исчез предлог (борьба с самозванцем) править Сигизмундом Россией. Таким образом, польские войска превратились в оккупационные. Русский народ объединяется для сопротивления, война стала приобретать национальные масштабы.

Начинается третий этап смуты. По призыву патриарха, из северных районов приходят отряды к Москве. Войска казаков во главе с Заруцким и великим князем Трубецким. Так создалось первое ополчение. Весной 1611 года, русские войска начали штурм Москвы, который не увенчался успехом.

Осенью 1611 года, в Новгороде, с призывом к борьбе с иноземными интервентами, к народу обратился Кузьма Минин. Было создано ополчение, руководителем которого избрали князя Дмитрия Пожарского.

В августе 1612 года, войско Пожарского и Минина дошло до Москвы, 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была полностью освобождена. Смутное время, которое длилось почти 10 лет, окончилось.

В этих сложных условиях, государство нуждалось в правительстве, которое примирило бы людей разных политических сторон, но и могло найти классовый компромисс. В этом плане кандидатура Романова устраивала всех.

После грандиозного освобождения столицы, по всей стране были разбросаны грамоты о созыве Земского Собора. Собор состоялся в январе 1613 года и был самым представительными за всю средневековую историю России.

Безусловно, разразилась борьба за будущего царя, но в результате сошлись на кандидатуре Михаила Фёдоровича Романова (родственник первой жены Ивана IV). Михаил Романов был избран царём 21 февраля 1613 года.

С этого времени начинается история правления династии Романовых, которая находилась на престоле более 300 лет (до февраля 1917 года).

Последствия Смутного времени

К сожалению, Смутное время закончилось плачевно для России. Были понесены территориальные потери:

  • утрата Смоленска на длительный период;
  • потеря выхода к Финскому заливу;
  • восточная и западная Карелия захвачена шведами.

Православное население не смирилось с гнётом шведов и покинуло их территории. Только в 1617 году, шведы оставили Новгород. Город был полностью разорён, в нём оставалось несколько сотен граждан.

Смутное время привело к экономическому и хозяйственному спаду. Размер пашни упал в 20 раз, численность крестьян уменьшилась в 4 раза. Обработка земель сократилась, монастырские дворы были разорены интервентами.

Число погибших во время войны приблизительно равно одной трети жителей страны. В ряде регионов страны численность населения упала ниже уровня XVI века.

В 1617–1618 гг., Польша в очередной раз хотела совершить захват Москвы и возвести на престол королевича Владислава. Но попытка провалилась.

Как итог, подписание перемирия с Россией на 14 лет, где отмечался отказ притязаний Владислава на русский престол. Польше оставались Северные и Смоленские земли.

Несмотря на тяжёлые условия мира с Польшей и Швецией, для Российского государства наступило окончание войны и желанная передышка. Русский народ едино отстоял независимость России.

Источник: https://obrazovanie.guru/istoriya/kratkaya-hronologiya-smutnogo-vremeni.html

3. Влияние Смутного времени на историю России

Прежде всего, Смутное время повлекло за собой изменения в политическом сознании общества и изменения в понятии, что такое государство.

Если до Смуты народ не мог представить себе, чтобы государство могло существовать без государя, и видели в царе хозяина территории Московского государства, который управлял им, побуждаемый собственными и династическими интересами, то после всех потрясений Смуты народ постепенно начал осознавать, что государство способно какое- то время обойтись без государя, но без народа- не может.

Разумеется, эта мысль была для людей новой, и она способствовала началу формирования политического мышления и гражданского общества.

А поскольку прежние представления о царе как о помазаннике Божьем, чья власть имеет божественное происхождение и не может быть никем оспорена, теперь изменились, ведь теперь власть была дана царю народом, сознание самих государей тоже изменилось. Изменился характер и основы царской власти, и все это привело к постепенному складыванию самодержавия, на которое смотрели, как на служение народному благу.

Эти преобразования, произошедшие с верховной властью, являются одним из самых значительных и серьезных последствий Смуты, которые повлияют на дальнейшее развитие истории России. На основе этого переворота в сознании царей, состоявший в том, что они осознали, что живут для пользы и славы своего Отечества, впоследствии будет править Петр Первый, а впоследствии- его преемники.

Иными словами, это последствие Смуты заключается в том, что все русское общество в целом, включая и народ, и царя, переосмыслили соотношение элементов государя, государственности и народа.

Однако, эти последствия имеют довольно противоречивый характер. С одной стороны, появились признаки осознания народом своих сословных прав, но с другой- укреплялась и укоренялась идея о «природном царе», складывалась опора для дальнейшего русского самодержавия, где не могло быть никакого правового гражданского общества.

С одной стороны, формировалась сословно- представительная монархия, царь правил совместно с Земским собором, но эта тенденция постепенно затихала по мере того, как укреплялась новая династия и зарождался абсолютизм.

Еще одно последствие Смутного времени, которое также найдет отголоски в дальнейшем,- это выдвижение городского дворянства, значительно укрепившего свои позиции, настолько, что потом, уже в 18 веке, оно сможет стать правящим классом, способным решать, кого возвести на русский престол или, наоборот, сбросить с него- эпоха дворцовых переворотов.

Читайте также:  Карта: территориальное расположение новгородской земли - история России

Последствия Смутного времени были разнообразными и еще долго оказывали влияние на историю страны в самых многообразных проявлениях.

В числе прочего, можно отметить тот факт, что в результате Смуты, а в особенности- иностранной интервенции и обилия иностранцев, царившего в стране довольно продолжительное время, произошло постепенное переориентирование российского общества с Востока на Запад, что становится заметным уже во время правления Алексея Михайловича и особенно ярко проявляется во время правления Петра Первого. Это проявляется в обильных заимствованиях западных достижений культуры, науки и техники, и их дальнейшего развития. Также некоторые историки полагают, что события Смуты дали толчок началу модернизации и модернизационным процессам в России, хотя процесс модернизации как таковой будет иметь место уже при Петре Первом, то есть почти столетие спустя после Смутного времени.

4. Смутное время- упущенные возможности

Смутное время сложно трактовать однозначно, и оно всегда вызывало множество споров среди историков. Многие исследователи, в том числе и А. С.

Орлов, полагают, что времена Смуты таили в себе множество возможностей для альтернативного развития России, например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол Василия Шуйского и королевича Владислава.

Крестоцеловальная грамота Василия Шуйского рассматривается как первый шаг к правовому государству, возможность создания которого была упущена с его смертью, а договор, составленный боярами для королевича Владислава, иностранного и нейтрального претендента на престол- как возможность избежать борьбы меду боярскими группировками, и, опять- таки, как возможность построить в России правовое государство, хотя, разумеется, по- прежнему феодальное.

Также многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию, а консервативная политика новой династии Романовых свела на нет зарождающееся гражданское общество и самосознание народа.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/26020

События смутного времени на Руси

Добрый день! Сегодня 4 ноября, в России большой праздник! День избавления от польского ига. Также в этот день большой Православный праздник: — «Казанская икона Богоматери». С чем я всех читателей сердечно поздравляю. Кроме прочего, в этот день родилась моя сестра Елена Зимина. Я её сердечно поздравляю, желаю «Всех благ», здоровья, удачи, любви!

Давайте же поговорим про события смутного времени

Хотя смутное время и не относится к тематике блога, но в такой праздник не могу не затронуть эту тему. Тем более, что об этом празднике мало что известно. А он тем более был решающим для России. Если сравнить его с тремя последними отечественными войнами, я имею в виду войну с Наполеоном, первую мировую и вторую мировую, эта война самая продолжительная.

Краткое содержание поста:

Причины смутного времени.
Начало смутного времени в России.
События смутного времени.
Окончание смутного времени.
Последствия смутного времени.

Теперь перейдем к событиям смутного времени 17 века

Причины смутного времени

Расскажу, как можно более кратко. После смерти Ивана Грозного воцарился его сын, Федор Иванович. Это был хороший Царь, тихий, кроткий. В отличие от отца, он не любил войны, казни, пытки. При нем небыло не то, что казней, не было пыток.

Большую часть времени он проводил в храме. Молился о своём народе и стране. Он никого не трогал, со всеми старался жить в мире. Но русский народ не понять. Многие посчитали это за слабость. Многие бояре начали дерзить и вести себя нагло.

Не буду в даваться в подробности, но Царь Фёдор умер. Процарствовав всего 6 лет. В место него воцарился Борис Годунов. Он стал хорошим царем, давал милостыню нищим, старался делать приюты для бездомных. В голодные годы, а во время его празднования появились именно такие, давал народу продовольствие.

Как пишут некоторые политики, он правил со здравым смыслом и расчетливостью, построил много городов, церквей, крепостей.

Но народ все равно оставался недоволен. Их подговаривали Шуйские и поляки. Были часты бунты, недовольство росло. Еще пошли слухи, что царевич Дмитрий, погибший при несчастном случае, жив. В его правление шли долгие дожди, потом ударил сильный мороз, весь урожай погиб. Люди стали возмущаться еще сильнее.

Я не стану рассказывать все подробности, скажу лишь, что 23 апреля 1605 г. Годунов внезапно почувствовал себя плохо, из ушей и рта пошла кров. Он умер. Воцарился его сын Федор, довольно образованный и умный. Но произошел бунт, созданный Лжедмитрием и Шуйским, царь и его мать были убиты. Началось смутное время на Руси.

Начало событий смутного времени в России

На престоле появился Лжедмитрий I. Который тоже правил не долго. Он был убит в ходе народного восстания. На престол взошёл Василий  Шуйский. Он попытался усилить сильно ослабленное Российское войско. Ввел новый войсковой устав, по образцу немецкого.

Но Россия шаталась. Был бунт Болотникова, которое удалось подавить лишь когда наступил октябрь 1607г. В конце лета появился Лжедмитрий II. Которому удалось разбить войско Шуйского. Царь бежал в Москву, где и был заперт. Не далеко от столицы возникла столица двойник, Тушинский стан.

Царь не мог контролировать многие части страны. Он не был популярным царем. Да еще в 1906г в начале оцени на территорию Руси вошли польские войска с царем Сигизмундом III. Он осадил Смоленск.

Царские войска проиграли Сигизмунду, возникли новые восстания и Шуйского свергли с престола. Далее его постригли в монахи. В сентябре десятого года он был выдан полякам, которые его отвезли в Варшаву, где он принял присягу Сигизмунду. Вскоре в Варшаве он и скончался.

События смутного времени на территории Руси

Появился новый самозванец, Лжедмитрий II. Его называли Тушинский вор. Он был похож на Лжедмитрия I. Это он помог организовать восстание Болотникову. За год его правления от расколол Русь на две части. Одна принадлежала Шуйскому, другая ему. Также было две боярских думы и два патриарха.

Шуйский договорился с королем Шведов о помощи, пообещав часть северных земель. Объединённые силы русских и шведов освободили часть земель, захваченных поляками. Взамен шведы получили часть северных земель.

Из-за этого король Польши Сигизмунд III напал на Русь. Он прошел от Смоленска до лагеря Тушинского вора. Лжедмитрия I убежал в Калугу, где и был убит. Предавшие его люди посадили на престол в 1610г. сына короля Владислава.

В 1610-13г.г. было так называемое время Семибоярщины. Во главе стояли семь бояр: — Трубецкие, Оболенские, Шереметьевы, Романовы, Мстиславские, Голицины, Лыковы.

Они обратились к королю Польши прислать им его сына Владислава и посадить его на престол. 20 сентября поляки вошли в Москву, заставили жителей Москвы присягнуть Владиславу.

Далее на все города России послали грамоты, в которых требовали, чтобы вся Россия присягнула королевичу.

Сам же Владислав не захотел жить в Москве, не смотря на то, что его части находились в Кремле. Поляки и Литовцы грабили и насиловали русский народ. Поэтому Северо-восток не присягнул царевичу. В Варшаву прибыл посол Филарет, он был из рода Романовых, в миру Федор. Он должен был поговорить с королем, при каких условиях будет править его сын.

Окончание смутного времени на Руси

Под Рязанью в 1611г. появилось первое войско ополченцев, возглавляемое Прокопием Лупяновым. В его состав вошли многие города северо-востока. Оно двинулось к Москве, где возник мятеж.

В тоже время в Нижнем-Новгороде староста К. Минин призвал народ создать второе ополчение. Он сам его возглавил, далее, он позвал руководить военными действиями князя Д. Пожарского. К февралю 12 года они взяли Ярославль, там они пробыли до лета. Затем направились к Москве.

Там они простояли несколько месяцев, вынуждая выйти поляков из кремля. Польско-Литовский гарнизон уходить не хотели, т.к. ждали помощи от Сигизмунда III, который уже направил свои войска. В кремле у поляков был сильный голод. Они съели не только всех кошек и собак, но и ворон и крыс. В последствии они не выдержали и капитулировали.

Последствия событий смутного времени на Руси

К весне 13 года дума решила выбрать нового царя. Выбор выпал на Михаила Романова, ему было 16 лет. Он был сыном митрополита Филарета, который был в плену у поляков. Мать Михаила всячески этому противилась. Он боялась за жизнь сына. Но не смотря на это земской собор выбрал именно его, т.к. он устраивал почти все сословия, которые участвовали в ополчении.

Когда об его избрании узнали поляки, оставшиеся в России, они решили провести его захват в районе Костромы, что бы вернуть прежние порядки. Направляясь к Костроме, они упросили Ивана Сусанина, который был крестьянином, указать им путь. Сусанин дал согласие, но успел предупредить царя Михаила об опасности.

Далее он привел войско польское в болото, где они и увязли. Там большинство из них погибло от холода и голода. Сусанина они казнили.

События смутного времени в России развивались во время смут, голода и обнищания. Страна была разрушена, нищая, потеряла много территории. Заслуга М. Романова в том, что он сумел из разрушенной страны создать вновь богатую, договорившись с Султаном Персии о больших кредитах, взамен которых персидские купцы беспрепятственно могли путешествовать через вся Россию в Европу.

В дальнейшем на нашей территории еще долгое время бродили и бесчинствовали остатки польских сил, с которыми царь боролся около двадцати лет.

PS. Сейчас у нас в стране большинство праздников советские, это первый дореволюционный. Есть предложение отменить часть советских и ввести прежние. Я бы хотел узнать ваше мнение, как вы к этому относитесь. Сообщите пожалуйста ваше мнение в комментариях! Ведь я думаю, что вы, также как я, надеетесь, что события смутного времени в нашем отечестве никогда не повторятся.

С уважением    Андрей Зимин!

Мудрость Индии:

Источник: http://info-kibersant.ru/smutnoe-vremya-na-rusi.html

Начало Смутному времени в России положил династический кризис. В 1598 году династия Рюриковичей прервалась – умер бездетный сын Ивана Грозного, слабоумный Фёдор Иоаннович. Ранее, в 1591 году при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Грозного — Дмитрий. Фактическим правителем государства стал Борис Годунов.

В 1601- 1603 на Россию обрушились 3 подряд неурожайных года. На экономике страны сказывались последствия опричнины, которые привели к разорению земель. После катастрофического поражения в затянувшейся Ливонской войне страна оказалась на грани развала.

Борис Годунов, придя к власти, не сумел преодолеть общественное неспокойство.

Все выше перечисленные факторы и стали причинами Смутного времени в России в начале 17 века.

В этот напряженный момент появляются самозванцы. Лжедмитрий I пытался выдать себя «воскресшего» царевича Дмитрия. Он опирался на поддержку поляков, которые мечтали о возврате в свои пределы Смоленской и Северской земли, отвоёванной у них Иваном Грозным.

В апреле 1605 года Годунов умер, а его 16-летний сын Фёдор Борисович, пришедший на смену, не смог удержать власть. Самозванец Дмитрий въехал со свитой в Москву и венчался на царство в Успенском соборе.

Читайте также:  Степан тимофеевич разин - история России

Лжедмитрий согласился отдать полякам западные земли России. После женитьбы на католичке Марине Мнишек он провозгласил ее царицей.

В мае 1606 года новый правитель в результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским был убит.

Царский престол занял Василий Шуйский, но и он не смог справиться с бурлящей страной. Кровавая смута вылилась в народную войну под предводительством Ивана Болотникова в 1606—1607 гг. Появился новый самозванец Лжедмитрий II. Марина Мнишек согласилась стать и его женой.

С Лжедмитрием II в поход на Москву отправились польско-литовские отряды. Они встали в селе Тушино, после чего самозванец получил прозвище «Тушинский вор».

Используя недовольство против Шуйского, Лжедмитрий летом — осенью 1608 года установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и западу от Москвы. Таким образом, значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско-литовских союзников.

В стране установилось двоевластие. Фактически в России было два царя, две Боярские думы, две системы приказов.

Польское 20-тысячное войско под командованием князя Сапеги на долгие 16 месяцев осадило стены Троице-Сергиева монастыря. Поляки вошли также в Ростов Великий, Вологду, Ярославль.

На подмогу в борьбе с поляками царь Василий Шуйский призвал шведов. В июле 1609 г. князь Сапега был разбит. Исход боя решило присоединение к российско-шведским отрядам народного ополчения.

«Тушинский вор» Лжедмитрий II бежал в Калугу, где и был убит.

Договор России со Швецией дал повод польскому королю, находящемуся в состоянии войны со Швецией, объявить войну России. К Москве подошло польское войско под предводительством гетмана Жолкевского, которое одержало победу над войсками Шуйского. Царь окончательно потерял доверие подданных и в июле 1610 года был свергнут с престола.

Опасаясь расширения вновь вспыхнувших крестьянских волнений, московское боярство пригласило на трон сына польского короля Сигизмунда III — Владислава, и сдало Москву польским войскам. Казалось, что Россия перестала существовать как страна.

Однако «великое разорение» земли Русской вызвало широкий подъем патриотического движения в стране. Зимой 1611 года в Рязани было создано первое народное ополчение, которое возглавил думный дворянин Прокопий Ляпунов. В марте ополчение подошло к Москве и начало осаду столицы. Но попытка взять Москву закончилась неудачей.

И все же нашлась сила, которая спасла страну от иноземного порабощения. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся весь русский народ. На этот раз центром движения стал Нижний Новгород во главе с его земским старостой Кузьмой Мининым. Начальником ополчения был приглашен князь Дмитрий Пожарский.

К Нижнему Новгороду со всех сторон шли отряды, и ополчение быстро увеличивает свои ряды. В марте 1612 г. оно двинулось из Нижнего Новгорода к Ярославлю. По дороге в ополчение вливались новые отряды.

В Ярославле создали “Совет всея земли” — правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей.

После четырех месяцев пребывания в Ярославле ополчение Минина и Пожарского, ставшее к тому времени грозной силой, направилось на освобождение столицы.  В августе 1612года оно достигло Москвы, а 4 ноября капитулировал польский гарнизон. Москва была освобождена. Смутное закончились.

После освобождения Москвы по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя.  Собор открылся в начале 1613 года. Он был самым представительным за историю средневековой России, первым в России всесословным собором. На Земском соборе присутствовали даже представители посадских людей и части крестьян.

Собор избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Юный Михаил получил престол из рук представителей почти всех сословий России.

При этом учитывалось, что он был родственником Ивана Грозного, что создавало видимость продолжения прежней династии русских князей и царей. Учитывался и тот факт, что Михаил был сыном влиятельного политического и церковного деятеля – патриарха Филарета.

С этого времени начинается в России правление династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет — до февраля 1917 года.

Последствия Смутного времени

Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. События этого периода привели к разрухе и обнищанию страны. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза.

Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель.

Был утрачен на долгие десятилетия Смоленск; захвачены шведами западная и значительная часть восточной Карелии.

С этих территорий, не смирившись с национальным и религиозным гнётом, ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы.

Новгород шведы покинули лишь в 1617 году, только несколько сотен жителей осталось в полностью разорённом городе. Русь потеряла выход к Финскому заливу.

Сильно ослабленное русское государство в результате событий Смутного времени оказалось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары.

Интересные факты о Смутном времени:

  • Начало Смутному времени положил династический кризис. 6 января 1598 г. умер царь Федор Иоаннович – последний правитель из рода Ивана Калиты, не оставивший наследника.  В X – XIV веках на Руси подобный династический кризис решился бы просто. На престол взошел бынаиболее знатный князь Рюрикович –  вассал московского князя. Точно так же поступили бы в Испании, Франции и в других странах Западной Европы. Однако князья Рюриковичи и Гедиминовичи в Московском государстве за сто с лишним лет перестали быть вассалами и соратниками великого князя московского, а стали его холопами. Знаменитых князей Рюриковичей Иван III убивал в темницах без суда и следствия, даже и верных союзников, которым он был обязан не только престолом, но и жизнью. А его сын князь Василий уже публично мог позволить себе называть князей смердами и бить их плетью.  Иван Грозный устроил грандиозное избиение российской аристократии. Находившиеся в фаворе при Василии III и Иване Грозном внуки и правнуки удельных князей, подписывая грамоты, уничижительно коверкали свои имена. Федор подписывался Федькой Дмитрий –  Дмитряшкой или Митькой, Василий — Васьком и т.д. В итоге, в 1598 году эти аристократы в глазах всех сословий были холопами, хоть и высокопоставленными, и богатыми. Это и привело к власти Бориса Годунова, правителя совершенно нелигитимного.
  • Лжедмитрий I стал в прошедшем тысячелетии наиболее результативным и наиболее известным самозванцем в мире и первым самозванцем в России.
  • Что он не был чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, неопровержимо доказывает медицина. Царевич страдал эпилепсией, а эпилепсия никогда не проходит сама по себе и не лечится даже современными средствами. А Лжедмитрий I припадками эпилепсии никогда не страдал, и у него не хватило ума их имитировать. По мнению большинства историков это был беглый монах Григорий Отрепьев.
  • Во время пребывания в Польше и северских городах России ни разу Лжедмитрий не упомянул о своей матери Марии Нагой, заточенной в Горицком Воскресенском женском монастыре под именем инокини Марфы. Захватив власть в Москве, он вынужден был с помощью своей «матери» доказать, что он и есть чудесно спасшийся царевич Дмитрий. Отрепьев знал о ненависти инокини Марфы к Годуновым и поэтому рассчитывал на ее признание. Соответствующим образом подготовленная, царица выехала навстречу «сыну». Встреча произошла близ села Тайнинское в 10 верстах от Москвы. Она была очень хорошо отрежиссирована и состоялась на поле, где собралось несколько тысяч людей. На большой дороге (Ярославском шоссе), обливаясь слезами, «мать» и «сын» бросились в объятия друг друга.
  • Признание и благословение царицей Марией (инокиней Марфой) самозванца произвело огромный пропагандистский эффект. Отрепьев захотел после коронации устроить еще одно такое шоу –  торжественно разорить могилу царевича Димитрия в Угличе. Ситуация была комичной – в Москве царствует сын Ивана Грозного царь Димитрий Иванович, а в Угличе в Спасо-Преображенском соборе в трехстах верстах от Москвы толпы горожан молятся над могилой того же самого Димитрия Ивановича. Вполне логично было перезахоронить труп лежавшего в Спасо-Преображенском соборе мальчика на какое-нибудь захудалое кладбище, соответствующее статусу поповского сына, который якобы был зарезан в Угличе. Однако подобной идее решительно воспротивилась та же Марфа, ведь речь шла о могиле настоящего Дмитрия, её единственного сына.
  • Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это в русской истории единственный пример, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась полным банкротом.
  • Народ последними грошами скидывался на вооружение и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Шли воевать не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Все сословия тогда объединились, все национальности, деревни, города и метрополии.
  • В сентябре 2004 года межрегиональный совет России выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне день окончания Смутного времени. Новоявленный «красный день календаря» российское общество восприняло не сразу и не однозначно.

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/straniziistorii/21-jar-smut-vremja.html

«Роль Смуты в русской истории и культуре» (доклад насельника Пафнутиево-Боровского монастыря Георгия Грачёва) — Московский Театр Русской Драмы

Георгий Грачёв

Роль Смуты в русской истории и культуре

Среди значений слова «смута», приводимых В.И. Далем, мы встречаем «восстанье, мятеж… общее неповиновение, раздор меж народом и властью». В прилагательном «смутный» ощущается иное значение – неясный.

И в самом деле, это время непонятных перемен, и люди не успевает за сменой царей, не понимает смысл происходящих событий. Движения быстры и неопределенны и не имеют чёткости. Кто был вчера союзником, сегодня враждуют, а вчерашние враги действуют сообща.

Тогда было возможно из монахов попасть в цари, из холопов в предводители дворянства, в мутной воде добыть богатство и звание. Любое время самозванцев – это время подмен и имитаций. Суть происходящего в смутное время хорошо определяется как «воровство».

Это не только присвоение чужого имущества. Это обман, самозванство, – это присвоение чужого достоинства, это измена, и в конечном определении – это неправда.

Исторические исследования определяют смутное время как глубокий духовный, династический, экономический, социальный кризис. Признаки: самозванство, гражданская война, интервенция. Это время «шаткости», «нестроения», «смущения умов» –  помрачения национального духа. Что это несчастное стечение обстоятельств или происки внешних врагов-поляков?

Есть справедливое мнение, что Смутное время происходит от предыдущего XVI века. Уже при Иоанне Грозном началась модернизация страны в попытке реализовать идеи симфонии духовной и светской власти и своего видения образа православного царя. Опричнина во многом являлась инструментом воплощения этих идей.

Следствием её, а также локальных войн при Иоанне IV явилось разорение экономики, социальная напряженность, страх и духовная отчужденность. То, что мы сейчас называем гражданским обществом, было подавлено. Предметом разделений стала земля – главный капитал страны.

Можно говорить о множестве социальных, политических или психологических факторов, каждый из которых приближал катастрофу государственности. Но главное, Смута происходила в умах.

Началась она явлением совсем случайным – пресечением династии, и в дальнейшем представляет собой много труднообъяснимого.

Например – поляки и литовцы, вместе с немцами и шведами против русских вместе с татарами и башкирами при поддержке венгров, шведов, англичан и поляков. При этом интервенции как таковой нет – всех позвали в разное время на помощь.

Да и поляки и литовцы кто? Та удалая шляхта, рыцари, в действительности часто оказываются представителями русских дворянских родов, при этом ещё и православными. Ведь Литва была второй половиной Руси. Во многом это были искатели приключений и легкой наживы.

Во время «семибоярщины» непримиримые соперники, поляки и шведы проявили единодушие в деле разграбления русских земель, норовя отхватить у России кусок пожирнее, пользуясь удобным случаем.

Движущая сила Смуты, скорее всего в казачестве.

Читайте также:  Карта: развитие владимиро-суздальского княжества - история России

Именно казачество составило ударный отряд войск Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; именно казачество было главной силой первого ополчения, но оно его и развалило; оно поддерживало ополчение Минина и Пожарского, казачество сказало решающее слово в избрании Земским собором новым царем Московским Михаила Романова; но и оно же продолжало Смуту и после воцарения Михаила, без казачества не было бы Смуты. «Казаки – люди различных племен, из земли московской, татарской, турецкой, польской, литовской, карельской и немецкой… говорят преимущественно по-московски». Кроме холопов и беглых крестьян там есть и аристократы. Свободно относились казаки ко всем без исключения «самодержцам» – России, Польши и Турции и чувствовали себя независимыми настолько, насколько каждый из монархов в данный момент мог быть им полезен. В тогдашней реальности казачество определялось как: ворьё, сегодня сказали бы ОПГ. Никому до конца не подчиняются, переметываются на ту или на эту сторону в зависимости от выгоды, промышляют разбоем и грабежом тех, кто еще продолжал работать и добывал хлеб насущный. Поляки уточняют: битвы Смутного времени — это в конечном счете «баталии казаков с казаками же». Неспроста опасался Дмитрий Пожарский ездить к казакам: убийства, удары в спину, непредсказуемая агрессия — это всё русская Смута. И казаки — лишь ее передовой отряд. К ним присоединились не только бояре с их корыстными интересами, но и простой народ.

После смерти царя Феодора, не оставившего после себя наследника, земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова – первого в русской истории выборного монарха. Его выборность уже была сомнительна для очень многих русских людей.

Помимо того, царствование Годунова было омрачено страшным голодом 1601-1604 годов, который не обрушивается случайно, когда 3 года земля ничего не родила – будто и природа наказывает. Люди стали покидать боярские вотчины. Страна беднела.

Если сейчас главное сокровище – природные богатства, то тогда это были человеческие руки.

Кроме того, в  этот период Россия находится на острие некого проекта глобализации.

Западная цивилизация в конце ХVI века добивается определенных очевидных успехов: создание мощной католической империи – Речи Посполитой, включающей в себя Польшу, Литву, Украину и Белоруссию и возникла угроза включения в эту империю и Московское Царство.

Стремясь превратить Русское государство в зависимую страну, а также найти применение массе обедневшей шляхты, польское правительство поддержало Лжедмитриев, а в 1609 г. король Сигизмунд III начал прямую интервенцию в Россию, поскольку ему самому очень нужен был большой успех.

Добавилось и то, что в конце XVI – начале XVII в. набрала силу католическая реакция, называемая Контрреформацией против движения протестантов – Реформации. И на Русь вытеснялись протестанты, воины одного из польских воевод – Лисовского были в значительной части протестантами.

Русская элита того времени во многом не сопротивлялась интегрированию в общеевропейское пространство, принятию новые западных ценностей, новой династии и даже новых религиозных ценностей – и в какие-то моменты это реализуется – на Лжедмитрии I.

В это время «элита» фактически предала Россию, впустив в Москву интервентов, стремясь реализовать переход России на европейский путь развития, используя польскую династию и войска. Ни один из самозванцев не посмел бы посягнуть на престол без поддержки боярских группировок. Лжедмитрий I нужен был боярам для свержения Годунова.

А когда боярский заговор окончательно созрел на престол вступил князь Василий Шуйский. Во время Шуйского, смута из дворцовой, боярской, принимает характер смуты народной.

Большинство деятелей Смуты прошло через горнило царствования Ивана Грозного. Тогда были посеяны семена, давшие затем страшную поросль: отступничество, клятвопреступления, жестокость, насилие.

Единожды вступив на скользкий путь предательства, остановиться трудно, и вот доходит дело до открытой измены, тайно, ночью, впускают в Москву интервентов.

Как ни развиваются события Смуты – все время присутствует тема измены и предательства.

С каждым нарушением клятвы что-то уходит, и прежде всего уходит правда.

Со смертью Бориса Годунова, который получил царские полномочия от Земского Собора, народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола Федора, попустил его злодейское убийство и присягнул самозванцу Лжедмитрию.

Клятвопреступление стало фактом. Далее лукавство продолжилось. Князья Шуйские и Голицыны договариваются свергнуть самозванца. По всем юридическим нормам того времени они совершают государственную измену. Что бы ни было в прошлом, на данный момент Лжедмитрий – законный, легитимный государь, венчанный на царство.

На импровизированном Земском соборе царем был избран князь Василий Иванович Шуйский. Исследователи не щадят этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, – таков был «лукавый царедворец» (Пушкин), вступивший в 1606 г. на престол.

Трудно было поверить в искренность того, кто недавно уверял в смерти царевича Димитрия, затем в истинности Лжедмитрия, а спустя лишь месяцы объявившим его лгуном и изменником. Между тем, по мере разрастания Смуты, появились и первые признаки духовного прозрения, осознания ее причин, раскаяния в совершившемся клятвопреступлении.

Немногим более чем через полгода после канонизации царевича Димитрия в 1607 года, царь Василий Шуйский призвал патриарха Ермогена и патриарха Иова – просить, чтобы тот разрешил «всех православных в их преступлении крестного целования и во многих клятвах». Патриарх Иов прибыл в Москву.

16 февраля 1607 года в Москве состоялся представительный церковный Собор о преступлении всеми православными христианами крестного целования на верность царю Борису Годунову, а затем царю Федору II Борисовичу, царице Марье и царевне Ксении.

Таким образом, Годуновы еще в 1607 году были, так сказать, «реабилитированы», народ покаялся в своих грехах, ставших причиной Смутного времени.

Но Смута на этом не прекратилась. В 1610 в Москве мятежники свели с престола царя Василия. Напрасно патриарх Гермоген изъяснял народу, что, что измена царю есть богоборчество, что новое клятвопреступление не избавит, но лишь глубже погрузит Россию в пучину безначалия.

Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись междоусобицы, и общество продолжало пребывать во власти произвола, властолюбия, лицемерия и вражды. После свержения Шуйского и нескольких месяцев «семибоярщины» претензии на московский престол перешли к иностранцам.

В августе 1610 года бояре «организовали» присягу польскому королевичу Владиславу, который после этого еще 24 года считал себя «законным московским государем», хотя не выполнил главного условия – не принял православия.

О подобных временах, с тяжелым чувством пережитого, через 300 лет, накануне февральской революции, св. царь-мученик Николай II скажет: «Кругом измена, трусость и обман». «Прямых людей» мало, но они есть и влияют на настроение всей земли. Патр.

Гермоген и Пожарский всегда поддерживают хотя бы минимально-лигитимную власть «…против врагов стоял крепко и мужественно и многую службу показал…и  на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шатости..».

Героическая страница истории Смуты – подвиг князя Михаила Волконского, защищавшего Пафнутьев-Боровский монастырь от «Тушинского вора». После предательски открытых ворот, со словами: «Умру у гроба Пафнутия чудотворца», воевода стал у раки и бился с врагами до тех пор, пока не пал, изрубленный.

Волконский – один из немногих, верных присяге служилых людей, не запятнавших себя изменой Отечеству.

Именно под влиянием святых – святителя Гермогена и преподобного Иринарха Затворника формируется народное ополчение. Патриарх Московский Гермоген по всей стране рассылал свои послания с призывом к восстанию и изгнанию интервентов.

Видя непреклонность патриарха, поляки арестовали его и уморили голодом. Однако перехватить инициативу они не смогли: многочисленные послания достигли цели.

Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах.

Ополчение явилось вновь созданным гражданским обществом, объединенным идеей необходимости единства и прекращения смуты. Собираются люди, которые не перемётываются, не присягают «ворам», с твердыми убеждениями  Это стало первым чудом.

Русские люди поняли, что их слабость, неспособность восстановить отечество – не в силе врага, а в их собственном разделении,  вражде, желании своекорыстных выгод, в измене, а не жертвенном служении высокой цели освобождения России.

Второе чудо – в понимании, что только Господь творит чудо единства, а вражда – это не следствие внешней интервенции, а глубокие внутренние пороки человеческой природы, вызванные, собственными страстями. Люди, по рождению христиане,  осознали, что им надо быть христианами не по букве только, но и по духу, т. е.

покаяться в своих грехах, причаститься Святых Христовых Таин и стать одно со Христом и едиными друг с другом во Христе. Все это и было сделано. Это было единство, осознанное и достигнутое во Христе, нравственно-религиозное, а не только военно-политическое.

Избрание царем Михаила Романова стало свидетельством, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями – традициям общинности и сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться.

Согласие самого юного Михаила было получено не сразу. Особенно противилась мать будущего царя – инокиня Марфа – не было в те годы более опасного занятия, чем царское служение.

«Московского государства всяких чинов люди по грехом измалодушествовались, – говорила инокиня Марфа, – дав свои души прежним государям, не прямо служили».

Заново переосмысленные в Смутное время традиции, составляли внутренний смысл русской цивилизации и были укоренены в православии. Поляки на фресках изображены как грешники, нужно было показать явное разделение добра и зла. В Речи Посполитой мировосприятие все более освобождалось от религиозных элементов.

Менялся стиль жизни и склад мышления людей: стало цениться и точно измеряться время; культура стала ориентироваться не столько на прошлое и освященные им образцы поведения, сколько на будущее; рационалистические критерии и индивидуализм значили все больше и больше. Стала больше цениться красота в повседневном быту.

Более богатым, сложным и утонченным стал наряд представителей зажиточных слоев шляхты, горожан и даже крестьян. В домах шляхты появились зеркала, постельное белье, стены, обитые обоями, картины, книги, музыкальные инструменты, изящная мебель. Идеалы аскетизма уступали место восхвалению радости жизни.

Развлечение перестало расцениваться как грех. Танцы, игра в кости и карты вошли в практику повседневной жизни.

Русь столкнулась скорее не с попыткой окатоличивания военной силой, а с соблазнительным вольным образом жизни шляхты. Как вообще относится к новому? Народ выдержал эту культурную интервенцию. Был дан ответ на вызов западной цивилизации. Идеей народа осталась святость, которую не смогли показать интервенты.

Базовыми ценностями остались: совесть – главное мерило поступков в обществе. Это и отношение к правде – как высшему основанию; и культура – как правда; и справедливость – как существование с правдой. И конечно вера, идея спасения души, понимание греха и покаяние. Это было наследие наших предков.

Результатом преодоления смуты явилось создание Московского государства, задел которого – вера, как неделимый остаток, сохранялся до 1917г.

Осталась ли верность присяге после этого? Патриарх Алексий II произнес очень значительные слова: “Грех цареубийства, происшедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян – до канонизации царя Николая II и его семьи. Продолжает ли этот грех лежать тяжелейшим грузом на душе народа?

Источник: http://rus-drama.ru/chtenia/502-rol-smuty-v-russkoj-istorii-i-kulture.html

Ссылка на основную публикацию