Образование ссср. план построения социализма. — история России

Ленинский план построения социализма

План социалистического строительства Ленин разрабатывал на протяжении ряда лет. Уже в период перерастания бур­жуазной революции в социалистическую В. И.

Ленин определил роль Советов как основного орудия построения нового общества, выделил самые важные задачи диктатуры пролетариата в области экономики («Задачи пролетариата в данной революции», «Грядущая катастро­фа и как с ней бороться» и др.). Особенно интенсивно работает Ильич над планом социалистического строительства после Октябрьской ре­волюции.

Его работы «Очередные задачи Советской власти», «Главная задача наших дней», «Черновые наброски научно-технических работ», «Великий почин» и десятки других — неоценимый вклад в сокровищ­ницу науки о строительстве нового общества.

VIII съезд РКП (б) принял новую Программу партии, написанную В. И. Лениным. В ней мы находим ответ на главные вопросы социа­листического строительства. Особенно важны последние работы В. И.

Ленина, которые он создал в конце 1922 — начале 1923 года: «Письмо к съезду», «О кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше», «К вопросу о национальностях или об «автономизации», «Странички из дневника».

В них обобщен опыт первых шагов советского народа по пути к социа­лизму, изложены основные положения плана построения в нашей стра­не социалистического общества, указаны главные направления строи­тельства коммунизма. Эти работы по праву называют политическим завещанием вождя.

Решающие составные части ленинского плана построения социализ­ма в СССР — это индустриализация нашей страны, коллективизация сельского хозяйства, культурная революция.

Главным орудием осуществления этих коренных преобразований была Советская государственная власть.

Социалистическая индустриализация в СССР — это, прежде всего электрификация страны и создание крупного машинного производства, тяжелой индустрии, производящей средства производства, необходимые для переустройства всего народного хозяйства на основе передовой техники, достижения высокого уровня производительности труда, обес­печения технико-экономической независимости и обороноспособности страны.

Индустриализация необходима для создания экономической ос­новы социализма, его материально-технической базы. Индустриали­зация в нашей стране, указывал В. И. Ленин, становится главной за­дачей в строительстве социализма.

Коллективизация сельского хозяйства ставила целью перевести трудовое крестьянство от индивидуального мелкого хозяйствования к коллективному, крупному социалистическому производству, осущест­вляемому на основе развитой социалистической индустрии. Это наибо­лее сложная и трудная задача.

Крестьянин веками воспитывался как собственник, крепкими нитями привязанный к своему хозяйству. Имен­но в нем он усматривал единственную возможность улучшения достат­ка своего и своей семьи, с ним он связывал все свои надежды.

Необ­ходимо было определенное время, целеустремленная деятельность партии, чтобы убедить крестьян в преимуществах коллективного хозяй­ства, доказать, что единственный путь — это социалистическое пере­устройство села: переход от мелкотоварного, индивидуального хозяй­ства к крупному коллективному, постепенное и добровольное объедине­ние крестьян в кооперативы. В. И. Ленин теоретически осмыслил это сложнейшее преобразование и начертал его конкретный план. Наибо­лее полно ленинский план изложен в работе «О кооперации». В ней Ленин показал, что переход к кооперации, от простых ее форм — сбы­товой, снабженческой — к более сложным — производственным, — является наиболее эффективной формой соединения личных материальных интересов трудящихся крестьян с общегосударственными интересами, самым простым и легким для крестьян путем к крупному социалисти­ческому земледелий).

Но пройти этот путь можно, лишь преодолев отчаянное сопротив­ление кулачества, последнего эксплуататорского класса. Без ликвидации кулачества как класса, без экспроприации сельской буржуазии социа­листические преобразования в деревне невозможны.

Гениальный ленинский кооперативный план ясно указывает путь социалистического переустройства сельского хозяйства всех стран ми­ра, которые становятся на путь социализма.

Культурная революция — это не простой процесс подъема культур­но-образовательного уровня народа.

Это подлинный переворот в соз­нании людей, замена капиталистической идеологии, психологии, морали социалистической, подготовка всесторонне развитых строителей ново­го общества, людей, критически усвоивших все лучшее из культурного наследия прошлого, мировоззрение которых базируется на всепобеж­дающем учении марксизма-ленинизма, на философии диалектического материализма.

Культурная революция — это не кратковременный акт. Начавшись сразу после Октября, она продолжается и в наше время, одерживая все новые победы. Коммунистическая партия, руководствуясь ленин­скими указаниями, на всех этапах социалистического и коммунистиче­ского строительства выступает как организатор и руководитель куль­турной революции.

Культурную революцию — составную часть ленинского плана по­строения социалистического общества — должна осуществить каждая страна, ставшая на путь социалистического строительства.

Ведь в капиталистических странах, каким бы высоким ни был их культурный уровень, господствующей идеологией является идеология буржуазная, враждебная социализму.

Заменить ее новой, коммунистической — не­обходимое условие победы социализма.

Чтобы осуществить этот грандиозный ленинский план перестройки материальной и духовной жизни общества на социалистических на­чалах, необходимы были всестороннее укрепление и развитие Совет­ского государства — главного орудия достижения этой величественной цели, усиление руководящей роли партии в системе диктатуры проле­тариата, укрепление политической основы этой диктатуры — союза ра­бочего класса и крестьянства. Сила и могущество Советской державы базируются также на дружбе и единстве народов нашей страны. Од­ним из священных заветов Ильича является сохранение и постоянное укрепление дружбы народов, умножение могущества Союза Советских Социалистических Республик.

Владимир Ильич Ленин трезво представлял себе, какие огромные трудности стоят на пути страны, которая первая в мире строит новое общество.

Он обращал внимание партии на опасность военных напа­дений со стороны мирового империализма и требовал постоянного ук­репления обороноспособности Союза ССР, подчеркивал сложность пе­рестройки экономики страны и сознания ее граждан.

Однако Ленин был твердо убежден в неисчерпаемых возможностях молодого рабоче-крестьянского государства, в творческих силах советских людей, в окончательной победе социализма в нашей стране.

Источник: http://waldorf.in.ua/leninskij-plan-postroeniya-socializma/

Образование СССР

Образование СССР

Ключевые вопросы:

1)Как и почему менялась позиция большевиков по национальному вопросу?

2)Назовите предпосылки образования СССР.

3)В чём заключались отличия основных планов образования союзного советского государства?

4)Какие республики первоначально вошли в состав СССР?

5)Назовите органы государственной власти в СССР по Конституции 1924 г.

6)Что собой представляла политика коренизации?

В 20-е годы большевистское руководство много внимания уделяло национальному вопросу. Ещё в первую программу партии, принятую на II съезде РСДРП, был включён пункт о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования собственного государства.

Эта идея была заложена и в Декларации прав народов России.

Она провозглашала равенство и суверенность народов страны, их право на свободное определение, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

Но после победы Октябрьской революции вопрос о создании национальных государств был для большевиков не слишком актуален. Они считали неизбежной мировую революцию. А после её победы государственные границы перестанут разделять пролетариев разных стран.

Больше внимания уделялось поддержке революционного и национально-освободительного движения в зарубежных странах.

Партийные организации бывших национальных окраин России достаточно негативно относились к попыткам создания суверенных государств, например, Белорусской и Украинской Народных Республик.

Но в начале 20-х годов стало ясно, что первый натиск мирового пролетариата правительствами западных стран отбит. Революционная волна пошла на спад. Советская власть, кроме России, устояла лишь в Беларуси, Украине, Закавказье и Средней Азии. В Финляндии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии установился буржуазно-демократический строй.

Советские республики должны были приступить к строительству социализма, по сути дела, в политической изоляции. Сохранялась возможность внешней агрессии. Необходим был прочный военно-политический и экономический союз.

Степень его прочности во многом зависела от решения национального вопроса, отсутствия противоречий и конфликтов в отношениях между народами.

Образованию союзного государства способствовало наличие исторических, экономических и политических предпосылок. Национальные районы присоединялись к России разными путями: на добровольной договорной основе или в результате завоевательных действий империи.

Но к моменту Октябрьской революции они достаточно длительной срок развивались в составе одного государства, и сохранение государственной общности не было для них чем-то абсолютно непривычным и неприемлемым. В период развития капитализма (19 – начало 20 века) сложилась система экономических связей между регионами, единый рынок.

Восстановление этих самых связей, осуществление взаимопоставок могло бы значительно облегчить восстановление разрушенного войной хозяйства. Главной предпосылкой объединения в одно государство можно, пожалуй, считать одинаковый политический строй.

Читайте также:  Истоки мирового кризиса. вторая мировая война - история России

В советских республиках, разумеется, сложились свои органы власти, действовали свои законы, были приняты свои конституции. Но реальная власть принадлежала коммунистическим партиям, которые оставались частью РКП (б).

Процесс объединения начинался не на пустом месте. В годы Гражданской войны сложился военный союз для борьбы с белыми армиями и иностранными интервентами.

Под руководством РСФСР Беларусь, Украина и Закавказские республики объединили свои финансовую и транспортную системы, почтово-телеграфную связь.

Советская Россия представляла интересы других республик на международной арене, например, на Генуэзской конференции. План ГОЭЛРО предусматривал создание единой энергетической системы.

Итак, создание общего государства было практически неизбежно. Вот только каким будет это государство? Существовали различные подходы к решению этого вопроса. Иосиф Сталин, который возглавлял в это время Наркомат по делам национальностей, представил так называемый «план автономизации».

 Украина, Беларусь и Закавказская федерация (в неё объединились Армения, Азербайджан и Грузия) должны были войти в состав РСФСР на правах национальной автономии. Автономия означает право отдельной части страны на самоуправление в определённых законом рамках.

Созданная таким образом Советская Республика Россия должна быть единой и неделимой, то есть проект Сталина не предусматривал возможности выхода республик из состава единого государства. Руководители Грузии и Украины считали такой вариант неприемлемым.

Они предлагали создать конфедерацию суверенных республик, которых объединял бы лишь политический, дипломатический и военный союз.

План образования СССР

Конфедерация, собственно, и есть объединение нескольких независимых государств для координации совместных действий. Споры между «централистами» и «националами» приобрели очень острый характер.

Председатель Совнаркома Украинской ССР Христиан Раковский заявил, что сталинский план может привести к ликвидации советского строя. Противники Советской власти, считал он, могут воспользоваться политическим неравноправием народов и «будут возбуждать национально-демократическую стихию против Советской России».

Обсуждение этого вопроса в ЦК Компартии Грузии привело к рукоприкладству и демонстративной коллективной отставке членов ЦК.

Иные принципы объединения предложил Ленин. Его план часто называют федеративным. Федерация – это такая форма государственного устройства, при которой отдельные территории – субъекты федерации – не обладают суверенитетом, но имеют достаточно широкую самостоятельность в проведении внутренней политики.

План образования СССР

Ленинский план предусматривал объединение всех республик независимо от их территории и экономической мощи на равных правах в Союзе Советских Республик Европы и Азии.

Для того чтобы подчеркнуть свободу объединения народов, Ленин предложил предусмотреть возможность выхода отдельных республик из союза.

Авторитет Ленина в РКП (б) был настолько велик, что его предложение было принято, не смотря на численное преобладание в большевистском руководстве сторонников плана автономизации.

30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов  Союза Советских Социалистических Республик (СССР). В нём участвовали делегации четыре советских государств: РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. В эту федерацию в марте 1922 г.

объединились Азербайджанская, Армянская и Грузинская Советские Республики. Съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

Был избран Центральный Исполнительный Комитет союзного государства и четыре его председателя: Александр Червяков от БССР, Нариман Нариманов от ЗСФСР, Михаил Калинин от РСФСР и Григорий Петровский от УССР.

Столицей СССР стала Москва.

31 января 1924 II съезд Советов принял первую Конституцию СССР.

Она состояла из двух основных разделов.

Первый раздел включал Декларацию об образовании СССР. Она формулировала добровольность и равноправие, как основные принципы объединения союзных республик.

Целью развития Советского государства определялась мировая революция: «Новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Второй раздел включал расширенный и доработанный Договор об образовании СССР. Он разграничивал полномочия верховных органов Советского Союза и республик.

К исключительному ведению СССР были отнесены решение вопросов о войне и мире, внешние отношения и торговля, руководство вооружёнными силами, разработка основ законодательства, проведение единой денежной и кредитной политики, установление основ и общего плана всего народного хозяйства страны.

За союзными республиками сохранялось право свободного выхода из союза, их территория не могла изменяться без их согласия. Для населения всех республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Конституция содержала в себе определённое противоречие.

Статья 3 второго раздела провозглашала право каждой союзной республики осуществлять свою власть самостоятельно, исключая те сферы управления, которые были переданы в ведение общесоюзных органов.

В то же время статья 12 утверждала, что «Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые ЦИКом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территория Союза ССР».

Конституция 1924 г. сохранила ту систему органов власти, которая сложилась после Октябрьской революции. Высшим государственным органом стал Всесоюзный съезд Советов. Делегаты на него избирались не напрямую, а на губернских съездах советов.

Причём Конституция давало явное преимущество городским пролетариям по сравнению с крестьянством. От городских советов избирался 1 человек от 25 тысяч избирателей, а от сельских жителей 1 от 125 тысяч.

В перерывах между съездами Советов высшим государственным органом являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР. Он состоял из Союзного Совета, куда входили представители союзных республик, пропорционально их населению, и Совета Национальностей.

Его образовывали представители союзных (по 5 человек) и автономных (по 1 представителю) республик.

Высшим органом государственного управления являлся Совет Народных Комиссаров СССР. Его образовывал ЦИК.

Система органов государственной власти

 Общесоюзными наркоматами были народные комиссариаты по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Также создавалось Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с политической и экономической контрреволюцией и шпионажем.

На местах государственной властью являлись Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и избираемые ими исполнительные комитеты. Участвовать в выборах могли только трудящиеся.

Лишались избирательного права бывшие царские и белые офицеры и чиновники, служащие и агенты бывшей полиции и жандармерии, а также нетрудовые элементы.

К ним относились лица, прибегающие к наёмному труду, частные торговцы, живущие на проценты с капитали или доходы с предприятий и духовенство.

Решение национального вопроса в СССР не обошлось без противоречий. В 20-е гг. власти стремились максимально учитывать национальную специфику, создавать благоприятные условия для развития национальных культур и экономик. Так, в республиках проводилась политика коренизации.

Она предусматривала выдвижение на руководящие должности представителей коренной нации, предоставление льгот для их поступления в вузы. Расширялось использование национальных языков в системе образования и государственного управления.

Такая политика, с одной стороны, создала почву для расцвета национальных культур, а с другой стороны, порождала конфликты. Были случаи, когда русские специалисты изгонялись из учреждений, не смотря на их высокую квалификацию.

Проведение украинизации и белорусизации встретило непонимание и недовольство русского и еврейского населения, исторически преобладавшего в городах Беларуси и юго-восточной Украины. Они не стремились к овладению языком титульной нации.

Из более 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. В более чем 20 автономных республиках титульный народ, имя которого давалось национальному образованию, вообще не составлял большинства населения.

Насильственная европеизация и наступление на мусульманство в Средней Азии и восточный областях РСФСР привели к сопротивлению населения, в том числе и вооружённому. Выступления так называемых басмачей были окончательно подавлены лишь к 1931 году.

Все названные и неназванные национальные проблемы, разумеется, могли быть решены или хотя бы сглажены. Для этого необходима была политическая воля руководства СССР.

Но со второй половины 20-х годов началось наступление на принципы федерализма, права союзных республик постепенно урезались. И в Конституцию 1936 г.

пункт о праве выхода их из состава Союза уже не был включён. Но об этом вы будете говорить позже.

Подведём итог.

30 декабря 1922 г. образовался Союз Советских Социалистических республик – многонациональное федеративное государство.

Конституция СССР 1924 года сохранила систему государственной власти, основанную на диктатуре пролетариата и трудового крестьянства.

Читайте также:  Нестор иванович махно – лидер освободительного движения - история России

Национальная политика 1920-х годов, не смотря на наличие серьёзных противоречий, способствовала развитию культур народов, населявших страну, выравниванию их экономического развития.

Источник: https://videouroki.net/video/18-obrazovaniie-sssr.html

План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: «Образование СССР»

Урок истории в 9-м классе по теме: «Образование СССР»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: 

  • сформировать у учащихся представления об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности;
  • формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала;
  • способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Задачи урока:

1.Обучающие: 

  • способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о процессе образования СССР;
  • продолжить формирование умений работы с историческими источниками, анализа документов, обобщения, сопоставлять различные точки зрения, различать факт, мнение, оценку, интерпретацию.

2.Образовательные:

  • рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;
  • изучить события, которые привели к образованию СССР;
  • продолжить обучение работе с документами разного характера.

3. Воспитательные: 

  • формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;
  • способствовать становлению гражданского самосознания;
  • через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к нашей истории, формирование толерантности.

4. Развивающие:

  • на основе групповой работы раскрыть альтернативные взгляды на проблему образования СССР в        руководстве и исторически сложившиеся предпосылки объединения;
  • развитие абстрактного и наглядно-образного мышления;
  • активизация познавательной деятельности в группе.

Форма проведения урока: урок с применением ИКТ.

Определения и даты:

 — федеративное устройство, унитарное государство, автономия, субъект, план автономизации, СССР, РСФСР, ЗСФСР.

— 1922, 30 декабря-  образование СССР.

 -1924, 31 января- принятие на II съезде Советов первой Конституции СССР.

Оборудование:  

  • карта «Российская Федерация и страны Ближнего зарубежья»; 
  • карта «СССР в 20-40гг.»
  • изображения государственных символов СССР;
  • карточки с вопросами для групповой работы.

Педагогические технологии:

 проблемное обучение, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение, ИКТ.

Методы, используемые на уроке:

  • проблемное обучение;
  • дифференцированное обучение;
  • метод  взаимо- и самоконтроля;
  • самостоятельная работа (работа с фрагментами документов).

Использованные программы:

Структура урока:

  1. Организационный момент. (2 мин)
  2.  Этап проверки домашнего задания. (5 мин)
  3.  Этап изучения нового материала (18 мин)
  4.  Этап закрепления материала.  (8 мин)
  5.  Рефлексия урока. (5 мин)
  6.  Домашнее задание. (2 мин)

                                 Ход урока.

1. Организационный момент.

(Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение целей урока и плана работы, запись темы урока.)

2. Проверка домашнего задания.  

Учитель: Охарактеризуйте содержание и методы НЭПа. (Ответы учащихся.)

2) Как складывались отношения между партией большевиков и Русской православной церкви? (Ответы учащихся.)

3) Каковы были итоги гражданской войны? (Ответы учащихся.)

3. Изучение нового материала.

План рассмотрения нового материала:

  1. Позиция большевиков по национальному вопросу.
  2. Предпосылки образования СССР.
  3.  Проекты объединения. Альтернативные подходы к объединению.
  4.  Образование СССР и его развитие.

Учитель: 1. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Во все временами этому способствовали глубокие исторические, экономические, военные и культурные корни.

Бывшая Российская империя объединяла более ста национальностей и народностей. Все они прошли один исторический путь. Они защищали свою свободу, не испытывали ненависти друг к другу. Стоит учесть, что вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами.

Этот факт повлиял на объединение народов. Союз Советских Социалистических Республик — так называлось наше государство, которое просуществовало в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая многие нации и народности.

 Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР. Наша задача — установить, как и на каких основах образовался СССР. Как развивался СССР.

Вспомните позицию партии большевиков по национальному вопросу? Каковы практические шаги по её реализации? (Ответы учащихся.)

Добавление учителя: РСДРП(б) выдвигала:

-лозунг предоставления права на самоопределение всем народам в 1903,

-идею широкой автономии этнических меньшинств в 1913,

-принцип федеративного устройства государства в 1917 году.

Как на практике реализовывались программные установки в области национальной политики после октября 1917?  (Ответы учащихся.)

Добавление учителя: После октября 1917 Ленин предложил создать в России федеративное государство.

Эта идея нашла свое отражение

— в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918,

— в Декларации прав народов России в ноябре 1917,

— в Конституции РСФСР в июле 1918 года.

2.  Распад империи начался еще в период Февральской революции, когда усилились сепаратистские тенденции. Октябрьская революция привела к обострению двух тенденций в национальном движении: стремление к независимости и стремление к единению.

Принимаются: 31 декабря 1917 декрет о независимости Финляндии, в августе 1917 отделяется Польша, в 1918 отделилась Тува и образовались суверенные Советские республики:  в  декабре 1917- Украина, в 1918-Эстония, Латвия, Литва, в 1919- Белоруссия и т.д.

В начале 1922 года на территории бывшей Российской империи существовало девять советских республик: Украинская ССР, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская. Три последние в марте 1922 объединились в ЗСФСР, ДВР(1920-1922), Бухарская и Хорезмская народные республики. В РСФСР имелось девять автономных республик.

Запись в тетради:

      Предпосылки образования СССР.

1. Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками.

2. Стремление к единой внешней безопасности республик.

3. Политическая основа объединения- одна партия, одна власть.

4. Актуальность идеи принадлежности к единому государству в сознании народов.

     Учитель: Назовите формы государственного устройства? (Ответы учащихся.)

Добавление учителя:

Унитарное государство- форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеральных единиц (земель, штатов), а подразделяется на административно-территориальные единицы(области), существует единая система органов власти, права, конституция, территория.

Федерация- государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов федерации). За субъектами федерации сохраняется некоторая политическая самостоятельность (территория, конституция, правовая и судебная системы, органы власти). Двойная правовая и судебная системы, символика.

 Конфедерация- союз независимых государств, которые имеют собственные органы государственной власти и управления.

Учитель: В августе 1922 года на Политбюро была создана комиссия под председательством И.В.Сталина для разработки условий объединения республик. Сталин предложил объединиться на условиях автономии. Но против этого плана выступил В.И.Ленин, он был убежден, что в данном случае, лучше подойдут условия федерации.

3. Работа в группах с документами (Приложение I):

Определить основные положения проекта Сталина.  В чем суть сталинского плана автономизации? (Текст 1)

Определить основные положения проекта Ленина. В чем суть плана Ленина? Какие доводы приводит Ленин в пользу союза республик (т.е. федерации)? (Текст 2)

(Обучающиеся в группах читают документы, могут задать вопросы по содержанию текстов, в парах обсуждают вопросы и отвечают на них.)

Запись в тетради:

Проекты образования СССР,

1. Ленин.  Федеративное устройство- равноправие союзных республик.

2. Сталин. Автономизация — вхождение республик в состав РСФСР.

Учитель: Сопоставьте два проекта. В чем различия? Какой проект наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса? Какой проект наиболее удачный и почему? (Ответы учащихся.)

Добавление учителя:

Практически был осуществлен проект Ленина. На I Всесоюзном съезде Советов -30декабря 1922 года- была утверждена Декларация об образовании СССР в составе РСФСР, БССР, УССР, ЗСФСР (Грузия, Армения, Азербайджан).

В соответствии с принятой в 1924 Конституцией высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами — ЦИК, состоящий из двух палат: Совет Союза и Совет Национальностей. В перерывах между сессиями ЦИКа высший орган Президиум ЦИК СССР.

Исполнительный орган ЦИК –СНК СССР.

Запись в тетради:

30 декабря 1922 года-  1 съезд Советов объявил об образовании СССР.

31 января 1924 года-  II съезд Советов принял первую Конституции СССР.

Учитель: 4. Конституция СССР установила Государственный герб, флаг, столицу СССР. Следует отметить, что, формально оставаясь федеративным государством, по сути СССР, таким никогда не был.

Право на выход республик из состава существовал на бумаге, а в действительности же СССР практически унитарное государство, с достаточно жесткой централизацией, в основу административно-территориального деления страны был положен национально-этнический принцип.

Читайте также:  Нарастание политического кризиса. временное правительство - история России

Этот принцип ущемлял права отдельных наций и права русских в национальных образованиях. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, свое правительство.

Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских.

Выборы носили многоступенчатый характер: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов). Некоторые категории населения, так же как и в конституции РСФСР 1918 г.

, были лишены избирательных прав: лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы.

На начальном этапе существования СССР партия пыталась определенным образом учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены принадлежавшие ему ранее земли, восстановлены шариатские суды. Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов.

    4.Этап закрепления материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять как происходило национально-государственное     строительство СССР. Территории бывшей Российской империи были связаны историческими традициями и экономическими особенностями развития.

Имея общую политическую структуру (Советы, диктатуру пролетариата, партию), выступая во внешней политике, как союзники, эти образования объединялись вокруг РСФСР. Логическим этапом стало образования СССР.

Образование СССР способствовало усилению военной мощи страны, давало возможность для плодотворного экономического развития и укрепления коммунистического режима. В рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру. Советских людей сплачивала идея интернационализма и дружбы народов.

Возникла новая советская империя. Вместе с тем оно затормозило становление подлинной национальной государственности, деформировало развитие национальной культуры. Но по сути СССР являлся жестко централизованным государством, а власть советов подменялась властью партии ВКП(б).

5. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?

6. Домашнее задание: 

1.§ 19 .

2. В чем вы видите значение образования СССР?

Приложение I.

 Текст 1. Из письма Сталина 22сентября 1922года.

 Тов. Ленин! Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т.е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становится нетерпимым, превращает в фикцию т.н. единое федеративное народное хозяйство, тормозит и парализует всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе.

Одно из двух: либо действительная независимость и тогда невмешательство центра, вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным.  Либо действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое., т.е.

замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внутренних дел, земледелия и прочее.

       ….мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказываются понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету.

…Если мы теперь не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчинятся центру, т.е.

если мы теперь же не заменим формальную(фиктивную) независимость формальной же ( и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.

 Из проекта резолюции Сталина о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками.

 Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Закавказской федерации в РСФСР.

 Признать целесообразным распространение компетенций ВЦИК, СНК РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения. Все наркоматы подчинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР.  Наркоматы юстиции, просвещения, земледелия, внутренних дел, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

Следует оставить и укрепить союз социалистических республик, об этой мере не может быть сомнения.  Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы со всемирной буржуазией. Нет сомнения, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом единства фискального и т.п. у нас…будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства.

На следующем съезде Советов мы можем даже оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов.

 … Мы хотим добровольного союза наций,- такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого союза, который, был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на добровольном согласии.

       В основу объединения положить принципы добровольности и равноправия республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза республик.

       Доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем.

Источники

      1.Сталин Ленину по вопросу автономизации сентябрь — 1922 г.г.// http://his95.narod.ru/doc18/dc16.htm

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/09/09/plan-konspekt-uroka-po-istorii-9-klass-na-temu-obrazovanie-sssr

Образование СССР

Конспект по истории России

Советские республики накануне объединения. Система Советов распространилась по всей территории бывшей Российской империи. В РСФСР были созданы различные автономные единицы — республики, области, коммуны.

Между ними уже были исторически сложившиеся экономические связи. До 1922 г.

советские республики добровольно объединили под руководством высших органов РСФСР свои вооруженные силы, финансы, транспорт, связь и крупную промышленность.

Предпосылки образования единого государства. Экономически Российская империя представляла единый хозяйственный механизм — единый рынок.

Политические предпосылки заключались в том, что это были советские и социалистические республики. Военные предпосылки: объединение военных потенциалов гарантировало военную безопасность.

Исторические предпосылки: исторически Россия складывалась как единое государство.

Подготовка объединения республик в союз. В августе 1922 г. была создана комиссия из представителей компартий республик под председательством Куйбышева. Широко известны два проекта образования СССР, составленные Лениным и Сталиным.

Нарком по делам национальностей Сталин предлагал свой план объединения, который получил название автономизации: республики (УССР, БССР, ЗСФСР) входят в состав РСФСР на правах автономных образований. Ленинские позиции объединения: Советский Союз формируется как федерация равноправных республик.

При всех различиях двух подходов, оба они признавали национальный вопрос вторичным, по отношению к классовому. 6-го октября ленинский план был принят пленумом ЦК РКП(б) и одобрен партийными и советскими органами других республик.

Первый Всесоюзный съезд Советов. Открылся 30 декабря 1922 г. На нем с декларацией об образовании СССР, в основу которого были положены ленинские идеи о федерализме и равноправии, суверенитете и свободе выхода из Союза, выступил Сталин.

Основной в докладе была идея пролетарского интернационализма и классовой солидарности. Конечной целью объявлялось «объединение трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую республику».

Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союзных республик — РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Армения, Грузия, Азербайджан). Союзный договор устанавливал разграничение компетенции между правительственными органами СССР и органами республик.

На съезде был избран новый законодательный орган — ЦИК и 4 его председателя: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии, Нариманов от ЗСФСР.

Первая конституция СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР, завершив оформление единого государства — федерации союзных республик.

Основные положения: добровольность вхождения; право выхода; доступ в СССР, существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам; право республик на любые законы; территория республик не может быть изменена без ее согласия. Конституция утверждала единое союзное гражданство.

В компетенции Союза находились проблемы внешней политики и внешней торговли, вооруженных сил, путей сообщения. Остальные вопросы оставались в ведении республик. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, в промежутках между съездами — ЦИК из двух палат (Союзный Совет и Совет Национальностей).

Значение образования СССР. Союз Советских социалистических республик продемонстрировал способность наций к совместному историческому государственному творчеству. Образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима, усилению его военной мощи. Возникла огромная коммунистическая советская империя.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria72.html

Ссылка на основную публикацию