Общественная мысль и общественные движения в России во второй половине 19 века — история России

Общественные движения в России во второй половине XIX в

Общественная мысль и общественные движения в России во второй половине 19 века - история России⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 29Следующая ⇒

В пореформенный период получают окончательное оформление три направления в общественном движении — консерваторы, либералы, радикалы. Кроме того, начинается формирование революционного движения.

Социальную основу консервативного направления составляли реакционное дворянство, духовенство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм остался в идеологических рамках теории «официальной народности».

Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ.

В социально-экономической — за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения.

Во внешней политике ими развивались идеи панславизма — единения славянских народов вокруг России.

В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой, М. И. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье – бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.

Социальную основу либерального направления составляли часть буржуазии и помещиков, интеллигенция.

Они отстаивали идею общего с Западной Европой пути исторического развития. Стремились к введению конституционного правления, демократических свобод, продолжению реформ и расширению прав и функций местных органов самоуправления — земств.

Либералы стояли за эволюционный путь развития и считали реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавной властью.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Долгоруков и др.). Их организационной опорой были научные общества, земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы»),

Особенности российского либерализма:

— близость к консерватизму;

— дворянский характер (из-за политической слабости буржуазии);

— отсутствие устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству;

— объединение либералов с консерваторами против радикалов.

Радикальное направление во второй половине XIX в. было представлено выходцами из разных слоев общества, которые стремились представлять интересы рабочих и крестьян.

Особенности российского радикализма:

— значительное влияние на его развитие оказывала реакционная политика правительства (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций);

— в самой России могли существовать только тайные организации;

— теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей. Это способствовало укреплению связей русского и западноевропейского революционных движений.

В истории радикального направления второй половины XIX в. исследователи выделяют три этапа:

1) 60-е гг. — складывание революционно-демократической идеологии и создание ушных разночинских кружков;

2) 70-е гг. — оформление народнического направления и деятельность организаций революционных народников;

3) 80—90-е гг. — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

Наиболее сплоченной группой противников царизма в России были революционеры-разночинцы (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников), пришедшие на смену дворянам-революционерам первой половины XIX в.

Родоначальниками теории «русского социализма» А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским были сформулированы основные положения народнической идеологии. Народничество — направление общественной мысли и общественное движение (значительное влияние на которое оказали идеи Ш. Фурье, П. Ж.

Пру-дона, К. А. Сен-Симона, Р.

Оуэна), основанное на следующих положениях: 1) капитализм (в том числе в России) — это упадок, регресс; 2) можно сразу построить справедливое общество — социализм, минуя капитализм; при этом важная роль отводилась общине (лидеры народников считали общину идеалом общественного устройства).

Сторонником стихийного развития и безгосударственного устройства общества был М. А. Бакунин (1814—1976) — бунтарское или анархистское направление народничества. Революционер европейского масштаба, деятель I Интернационала, участник революций 1848—1849 гг.

, он предложил модель безгосударственного социализма, которая основывалась на федерации построенных «снизу вверх» свободных организаций: рабочие ассоциации, общины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую революцию, к которой крестьяне якобы были готовы, — необходим был только толчок.

Расчет делался на революционную интеллигенцию, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе социализма.

Сторонник пропагандистского направления — П. Л.

Лавров (1823—1900), преподаватель математики в военных заведениях, полковник, член «Земли и воли», редактор журналов «Вперед!» и «Вестник «Народной воли».

Он считал, что для осуществления революции нужна долгая пропагандистская работа, чтобы большинство народа осознало и одобрило принципы будущего строя и необходимость революции.

Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров.

Народнические кружки начала 60-х гг. вели пропагандистскую работу
и использовали политический террор. Кружок Н.А. Ишутина организовал переплетную артель, швейную мастерскую. В 1866 г. член организации

Д. В. Каракозов совершил покушение на императора Александра II. Он был

схвачен на месте преступления, а организация «ишутинцев» разгромлена.

В конце 60-х гг. бывший учитель С.Г. Нечаев (1850-1881) создал тайную организацию под символическим названием «Топор, или народная расправа» (1869). В составленном им «Катехизисе революционера» насилие рассматривалось как главный способ достижения победы революции.

Идеология народничества оказала влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется так называемое «хождение в народ» для пропаганды социалистических идеи и подготовки крестьянского восстания.

«Хождение в народ» показало, что крестьяне не стремятся к революции. Напротив, они сами помогали арестовывать «смутьянов», «врагов царя».

Часть народников такое поведение крестьян толкнуло назад, к террористической борьбе.

В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля».

В результате общего кризиса народничества и внутренних разногласии «Земля и воля» распадается на две организации — «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л.

Перовская) и «Черный передел» (Г. В. Плеханов, В. Н. Игнатов, О. В. Аптекман).

После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а идеология народничества находилась в глубоком кризисе.

Влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создания рабочих организаций. В 1975 г. в Одессе возник «Южнороссийский союз рабочих» (руководитель Е. О.

Заславский), а в 1878 г. в Петербурге — Северный союз русских рабочих» (В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство.

Рабочие организации в этот период находились под сильным влиянием народников.

В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный характер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблюдается новый подъем стачечного движения.

В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. В начале 80-х гг. в эмиграции Г. В. Плеханов (1856-1918) объединил вокруг себя единомышленников (Л. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) и занялся серьезным изучением марксизма.

Осенью 1883г. начала свою деятельность группа «Освобождение труда». Ее деятельность оказала значительное влияние на образование марксистских групп и кружков в России (Д. Благоева и М. И. Бруснева в Петербурге, Н. Е. Федосеева в Поволжье и др.).

Лидерами русского марксизма были В. И. Ульянов-Ленин, Ю.О. Мартов, А. А. Богданов. В 1895 г. был основан социал-демократический «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. на нелегальном съезде в Минске было положено начало Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Тема 8. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ. ПОИСКИ ПУТЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВВ).

Источник: https://lektsia.com/1xe87.html

Общественные движения в России во 2 половине XIX в

В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II.

Идет процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П.

Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения, начало зарождения народничества, деятельнос­ть «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм  и  перейти  непосредственно  к  соци­ализму.

Движение народников прошло в своем разви­тии четыре этапа:

1)   середина 60-х — начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных круж­ков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)

2)   начало 1870-х — 1876 г. — пропаган­дистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с са­модержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;

3)   1876—1879 гг. — бунтарский этап. Про­изошло организационное оформление движе­ния — была создана новая «Земля и воля» (1876);

4) 1879—1881 гг. — заговорщицкий, или ге­роический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход наро­довольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация прави­тельства, что должно было облегчить захват власти.

Ключевые даты

Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II

Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.

Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.

1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами на­родовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не оста­лось. К тому же они недооценивали силу бюро­кратического аппарата.

Третий этап (80—90-е гг.): спад револю­ционной борьбы. Сказав о перерождении народ­ничества, необходимо охарактеризовать сущ­ность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.

Также шел процесс рас­пространения марксизма в России: группа «Ос­вобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества.

Причины особой попу­лярности марксистских идей в России: ост­рота рабочего вопроса, низкий уровень жизни на­селения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания прос­того человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.

Необходимо также рассказать о либераль­ном движении, связанном прежде всего с земст­вами, и консервативном течении обществен­ной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.

Вывод: общественную мысль в России вто­рой половины XIX в.

отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направле­ния — от реакционно-консервативного до ради­кально-демократического.

Читайте также:  Монгольское нашествие на русь 1236-1242 годов - история России

Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусло­вило оппозиционность большинства обществен­ных движений по отношению к власти.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/8_klass/rossiya_v_80-90-e_godyi_XIX_veka/lecture_obschestvennyie_dvijeniya_v_rossii_vo_2_polovine_XIX_v___organizatsii___uchastniki__deyatelnost.html

Основные направления общественной мысли и развитие общественного движения в России во второй половине XIX века. Народническое движение

В период подготовки и проведения либеральных реформ второй половины XIX века общественное движение в России активизируетсяПричины: неодинаковая оценка проводимых реформ со стороны различных слоев российского общества, их половинчатость, а также колебания прави-тельственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление ре-прессий).

В пореформенный период сохраняются консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни РоссииСпецифика россий-ского консерватизма состояла в неприятии реформ 60-70-ых годов, в стремлении вернуть Россию к прежним дореформенным порядкамИдеологами консерваторов были К.ППобедоносцев, М.НКатков, К.ПЛеонтьевНаиболее выпукло идеи консерватизма нашли выражение в работе К.ПЛеонтьева «Византизм и славянство» (1875 г.), где он пропо-ведовал

«византизм», то есть предлагал России использовать опыт средневеко-вой Византии (смстатью Н.АРабкиной «Византизм» Константина Леон-тьева // История СССР1991.№6).

Либералы второй половины XIX века отстаивали идею общности пути развития России с Западной Европой, настаивали на продолжение бур-жуазных реформ, выступали за расширение прав и функций местного самоуправленияИх организационной опорой были земства, журналы «Русская мысль» и «Вестник Европы»и научные обществаСреди идео-логов российского либерализма особо выделяются два — Б.НЧичерин, К.ДКавелинОба являлись основоположниками государственной школы в русской исторической наукеВ пореформенный период активную дея-тельность развернули представители радикального (революционного) направленияСледует отметить, что радикализм во многом провоциро-вался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).

В истории движения радикалов второй половины XIX века выделя-ются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии; 70-е годы -оформление доктрины народни-чества и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы — начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы и союзы.

Формирование революционно-демократической идеологии в 60-е годы было связано с именами А.И. Герцена и Н.

ГЧернышевского, которые создали теорию «общинного социализма»Она исходила из того, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы мино-вать капитализма и сразу перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину Крестьянская община в случае отмены частичной собст-венности на землю при ее коллективизме, самоуправлении могла бы стать социалистической ячейкой обществаНо для того, чтобы расчис-тить путь для социалистического развития, необходима была крестьянская революция, свержение самодержавия и установление республики.

Под влияние идей Герцена и Чернышевского в России оформляется концепция народничества и создается ряд народнических организаций: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля»В народничестве были три основных течения: 1) пропагандистское, возглавлялось П.Л.

Лавровым, делало акцент на пропаганде среди крестьян в целях подго-товки их к революции; 2) бунтарско-анархическое, возглавлялось оно М.А.

Бакуниным, призывало к немедленному всеобщему крестьянскому бунту против царизма; 3) заговорщическое бланкистское, ориентировав-шееся на заговор, на захват власти с помощью сильной конспиративной организации, возглавлялось Т.НТкачевым

В 80-90 е годы в результате раскола в радикальном движении, в нем появилсь течение, которое сделало ставку на западно-европейскую тео-рию марксизма, квинтэссенцией которого стала идея социализма путем пролетарской революцииВ 1883 году создается первая марксистская организация — группа «Освобождение труда» во главе с Г.

ВПлехано-вым, которая находясь в Женеве, провела большую работу по переводу на русский язык произведений Карла Маркса и ФЭнгельсаВ самой России развернулась пропаганда марксизма в кружках Д.ИБлагоева, Н.ЕФедосеева, М.ИБруснева и дрВ 1895 году в Петербурге под руко-водством В.

ИЛенина создается «Союз борьбы за освобождение рабо-чего класса», который попытался возглавить Стачечное движение.

Александр 3

Александр III вступил на престол в 1881 г. после гибели своего отца Александра II от бомбы террориста. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А.

Толстой и публицист М.Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г.

был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия» , а в августе последовало «Положение об усиленной охране», которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения.

С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое «Положение о губерниях и уездных земских учреждениях» (1890 г.) и «Городское положение» (1892 г.).

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г.

новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры.

Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.

Реакционные преобразования 1880 – 1890-х гг. получили название контр-реформ. Однако во внутренней политике Александра III проявлялись и прогрессивные тенденции. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязаное состояние крестьян.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако социальная политика Александра III была направлена главным образом на усиление позиций дворян.

В целом в 80-х – первой половине 90-х годов XIX в. государственность была укреплена.

Источник: https://megalektsii.ru/s11573t8.html

Общественное движение во второй половине XIX века. Народники

Либерализация общественной жизни и социально-экономические проблемы, порожденные буржуазными реформами, подтолкнули развитие всех направлений общественной мысли. Но в общественном движении во второй половине XIX века происходят заметные изменения:

• ведущая роль переходит от дворянства к разночинной интеллигенции

•  либеральные идеи всё больше вытеснялись социалистическими.

Центральное место в общественном движении занимала идеология революционного народничества. Основными причинами активизации революционных настроений в обществе выступали незавершённость демократических преобразований и социальные противоречия, порожденные капиталистическим развитием.

Народническая идеология сложилась как реакция на сохранение феодальных пережитков. Ее формирование происходило в конце 50-х начале 60-х годов XIX в. Большое влияние на народников оказали идеи утопического социализма. У истоков народничества стояли Герцен и Чернышевский.

Основные положения идеологии народничества:

• Интеллигенция должна служить народу.

•Критика капиталистического строя и утверждение, что капитализм в России является чуждым общинному строю и насаждается сверху. Поэтому Россия может перейти к социализму, минуя капиталистическое развитие.

•Убеждение в особом характере русской крестьянской общины. Народники считали общину с её самоуправлением, взаимопомощью и коллективистским сознанием готовой ячейкой социализма.

•Радикальная аграрная реформа. Народники выступали за передачу земли в общенародную собственность и ликвидацию помещичьего землевладения

• Главным препятствием к осуществлению преобразований является самодержавие. Народники выступали за революционную борьбу с самодержавием и замену его демократической республикой.

Программные положения народников нашли отражение в прокламациях, которые распространялись среди крестьян в период подготовки и проведения крестьянской реформы.

В 1862 году возникла первая народническая организация «Земля и воля», просуществовавшая до 1864 года. Во второй половине 60-х — начале 70-х годов в России существовало несколько десятков нелегальных народнических кружков.

Член одного из них, Каракозов, в 1866 году совершил первое неудачное покушение на Александра II.

Споры о методах борьбы привели к выделению в революционном народничестве трех основных направлений. Первое направление получило название бунтарского. Его главным идеологом стал М.А. Бакунин. Он утверждал, что русские крестьяне по природе своей бунтари и готовы выступить против самодержавия, поэтому главной задачей должен стать подъем крестьян на немедленную революционную борьбу.

Второе направление – пропагандистское. Его лидером являлся П.Л. Лавров. Он тоже считал революцию главным средством борьбы, но полагал, что общественное мнение необходимо подготовить к революции путём пропаганды. Эту задачу должны решить критически мыслящие личности, т.е. люди, которые критически относятся к окружающей действительности, видят её недостатки и пути преодоления.

Третье, заговорщическое, направление возглавлял П.Н. Ткачёв, он утверждал, что самодержавие не имеет в России прочной социальной опоры и может быть уничтожено действиями хорошо законспирированной организации заговорщиков, которые развернут террор против правительства и захватят власть.

Большая часть народников разделяла идеи Бакунина. Под их влиянием народнические кружки в 1873-74 годах организовали «хождение в народ». Однако эта тактика потерпела неудачу. Вопреки ожиданиям народников, крестьяне не только не поднялись на революцию, но и оказывали помощь полиции в борьбе с революционерами. Неудача «хождения в народ» нанесла серьезный удар по народническому движению.

Деятельность народников снова активизировалась в 1876 году, когда была воссоздана «Земля и воля». Она просуществовала два года и в 1878 году из-за разногласий в методах борьбы разделилась на две организации: «Черный передел» и «Народную волю».

Руководители «Черного передела» Плеханов, Аксельрод, Засулич настаивали на продолжении пропаганды с целью подготовить революцию и проведение радикальной земельной реформы.

Лидеры «Народной воли» Перовская и Желябов считали, что главным средством борьбы должен стать террор. В 1879-81 годах члены «Народной воли» организовали несколько покушений на Александра II. В итоге император был убит народовольцами 1 марта 1881 года.

После этого Исполнительный комитет «Народной воли»  обратился к новому императору Александру III с требованием провести демократические реформы в обмен на прекращение террора. Но правительство не пошло на уступки, а лидеры «Народной воли» были арестованы и казнены. Революционный террор не дал предполагаемых результатов.

Полиция вскоре разгромила народнические организации. Последней попыткой развязать революционный террор стала попытка покушения на Александра III в 1887 году.

Лидеры «Черного передела» оказались в эмиграции, где большинство из них перешло на позиции марксизма.

В самой России революционное народничество и конце 80-х — начале 90-х годов в условиях реакции уступило место «легальным» народникам, идеологом которых стал Н.М. Михайловский.

«Легальное» народничество отказалось от идеи революции и придерживалось теории малых дел.

Суть её заключается в том, что улучшать положение народа следует не с помощью революции, а постепенно, путём работы в земствах и других легальных учреждениях.

Революционное народничество потерпело поражение, однако революционная борьба народников не прошла бесследно. Она заставила царизм искать пути преобразований, а их деятельность оказала большое влияние на деятельность революционных партий в начале XX века.

Современные исследователи отмечают и такие негативные стороны, как использование террора для достижения политических целей, а также моральный и правовой нигилизм народничества, отрицание правовых и нравственных норм во имя блага революции.

Источник: http://histor-ru.ru/konspekt-lekcij-po-otechestvennoj-istorii/268-obshhestvennoe-dvizhenie-vo-vtoroj-polovine-xix.html

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века. История России. 8 класс. — Объяснение нового материала

После поражения декабристов центрами развития общественной мысли стали различные салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, ВУЗы, литературные журналы: “Отечественные записки”, “Современник” и др. Три идейных направления: радикальное, либеральное и консервативное.

Читайте также:  Наиболее часто-попадающиеся вопросы в части а - история России

Консерватизм

В России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея незыблемости самодержавия развивалась в течение 18-19 веков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С.

Уваров создал теорию официальной народности. Она основана на трех принципах: самодер-вие, православие, народность. Суть теории в признании самодер-вия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.

Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами мое. университета М.

П. Погодиным и С.П. Щевыревым.

Либерализм

На рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных прав-ву либералов сложилось два течения -славянофильство и западничество. Оба течения желали видеть Россию процветающей. За изменение социально-полит. строя, за конст. монархию, смягчение или отмену крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли. свободу совести и слова.

Идеологами славянофилов были писатели философы и публицисты: Аксаковы, Киреевские. Хомяков, Самарин и др. Они преувеличивали национальную самобытность России. Настаивали на возвращении тех порядков, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.

Основная их идея в том, что единственно верная и нравственная религия. 10 православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу. Западники за развитие России в русле европейской цивилизации. Объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России.

Отрицали особую роль крестьянской общины. Выступали ча широкое просвещение народа.

Радикалы

Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов организованной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и провинции, где не так сильно был развит полицейский надзор. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними.

Они распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительство. Тайные организации 30-х годов 19 века имели в основном просветительский характер.

Вокруг Станкевича , Белинского, Герцена и Огарева сложились группы, члены которых и изучали отечественные и иностранные полит, произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Во в горой половине 30-х годов спад общест. движения из-за разгрома кружков полицией.

В 40-ые годы наметился подъем в связи с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева, Буташевича-Петрашевского и др. Кружок Петрашевского. В него входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты ( Достоевский, Салтыков-Щедрин). Петрашевцы осуждали самодер-вие и крепостное право.

В республике они видели идеал полит, устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Радикальная часть их пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне. Кружок был раскрыт в 1849 правительством.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3140/lesson/10387/unit/25964

Общественные движения в России во второй половине XIX в

Общественная мысль и общественные движения в России во второй половине 19 века - история России

Реформы 60-70-х гг. привели к росту освободительного движения в обществе, появлению многочисленных кружков; групп и организаций, стремящихся к изменению политического режима в стране. Половинчатость, незавершенность многих преобразований вызвали разочарование в прогрессивных кругах общества.

Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникавшие в Россию из Европы, которые активно воспринимались обществом в условиях широкого распространения нигилистических воззрений (нигилизму как идеологической концепции присущи гипертрофированное сомнение и отрицание общепринятых ценностей, абсолютизация материального и индивидуального начал).

Период начала 60-х гг. в истории русского общественного движения получил наименование «прокламационного периода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к различным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г.

В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы.

Хотя большинство прокламаций носили относительно умеренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению власти, экстремистским акциям, организации режима революционной диктатуры (наиболее известной из таких прокламаций была «Молодая Россия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичневским).

В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась общерусская революционная группировка «Земля и воля».

Программа ее носила умеренный характер: в нее входили требования передачи крестьянам тех наделов, которыми они владели до реформы, замена правительственных чиновников выборными, избрание центрального народного представительства.

Реализация данных положений должна была произойти в результате крестьянской революции, которая, как предполагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на скорейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.).

Во второй половине 60-х — начале 70-х годов в России (прежде всего в университетских городах) возникают многочисленные революционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок Н. А. Ишутина, один из членов которого — Д. В.

Каракозов — совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II, и кружок С. П. Нечаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. П.

Нечаев создал так называемый «Катехизис революционера», в котором обосновывал необходимость самых крайних методов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шантажа, разрушений и т. д.

Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следовало отказаться от существующих моральных и нравственных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Главным направлением общественного движения пореформенной России становится народничество.

Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации.

Будучи социалистами, народники полагали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты.

Среди народников не было единства по вопросам теории и тактики революционной борьбы. Можно выделить три крупнейших течения в народничестве. Теоретиком так называемого «бунтарского течения» был М. А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по инстинкту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М.

Бакунин являлся одним из основателей русского анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуатации и деспотизма». Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т.е.

федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности орудий и средств производства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направления был П. Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо готовить к революции и социализму посредством долгой пропаганды. П. Н.

Ткачев являлся главным идеологом так называемого «заговорщицкого течения».

Согласно его теории, власть должна была быть захвачена хорошо организованной революционной партией, которой затем следовало внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распространилась практика «хождений в народ». Ряд активных деятелей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к таким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей.

Второе хождение в народ, в рамках которого интеллигенты селились в деревне, планомерно агитируя крестьян за революцию, завершилось не более удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная организация, получившая название «Земля и воля». Организацией руководили А. Д. Михайлов, Г. В.

Плеханов, О. В. Антекман и пр. Это была прекрасно организованная и хорошо законспирированная организация, имевшая свои филиалы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования передачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправления, свободы слова, собраний, совести и т.д.

Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропаганда среди различных слоев общества. Террор рассматривался лишь как средство самозащиты или конкретно направленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба между сторонниками тактики террора (группа А. Желябова) и Г.

Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций — «Народной воли», которая перешла к прямой борьбе против самодержавия, и «Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях.

Основной целью народовольцев стало цареубийство, которое должно было явиться сигналом для всеобщей революции. После ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожиданиям, не вызвала революции и крушения самодержавия.

Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арестована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.

80 — 90-е годы в России были временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движения общественной мысли страны. Первой русской марксистской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции.

Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры — Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и другие — вели марксистскую пропаганду среди рабочих, организовывали стачки, маевки, забастовки. В 1895 году в Санкт-Петербурге В. И. Лениным и Ю. Л.

Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представлявший из себя широкомасштабное социал-демократическое объединение, в состав которого входило около 20 кружков.

Эти организации явились предпосылкой создания социал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.

Либеральная оппозиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учреждений, выражала свое недовольство произволом властей, требовала совершенствования государственного строя (представительного учреждения), но, в то же время, выступала за мирное разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва.

Оппозиционные настроения интеллигенции нашли свое отражение на страницах таких периодических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль».

Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называемых «адресов», в которых высказывались предложения различных реформ.

В 80 — 90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г. возник кружок «Беседа», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления.

В эти годы закладываются основы либеральной идеологии, формируются политические доктрины и концепции русского либерализма.

Таким образом, в качестве ядра освободительного движения второй половины XIX века можно выделить деятельность народнических организаций и групп.

Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблуждения, участники этого движения становятся реальной силой, оказывающей заметное влияние на политическое развитие страны.

В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в освободительном движении.

Закладываются основные теоретические и практические основы революционной деятельности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплоченной, имеющей единую волю организации.

Читайте также:  Боевые действия северного флота - история России

Источник: http://biofile.ru/his/26619.html

Общественно политические движения России 19 века (Таблица)

Причины возникновения

Название

Лидеры

Идеология, основные идеи

Цели, задачи

Методы борьбы

Результаты

Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.

1. Российская  действительность с её   бесчеловечным  крепостничеством

2. Патриотический  подъём, вызванный  победой  в  Отечественной  войне  1812  года

3. Влияние работ  западных просветителей: Вольтера, Руссо,  Монтескье;

4. Нежелание  правительства  Александра проводить  последовательные  реформы

Орден русских рыцарей

(1815-1817)

(Л) М. Ф. Орловым

и М. А. Дмитриевым-Мамоновым

В начале речь шла об учреждении конституционной монархии с ограничением самодержавной власти посредством Сената, часть членов которого была бы назначаемой, а часть — выборной от дворянства и горожан.

В конце 1816 года Дмитриев-Мамонов написал новый проект, т. н. «Краткий опыт», предусматривающий уже парламент из двух палат вельмож и мещан, причем среди последних допускались даже представители «поселян».

Учреждение в России конституционной монархии

В 1816 году в типографии Московской медико-хирургической академии тиражом 25 экземпляров были опубликованы «Краткие наставления русским рыцарям» М. А. Дмитриева-Мамонова

Священная артель

братья Муравьевы: Николай Николаевич   Александр Николаевич

Муравьевых Михаил

Александр I узнал о ней и повелел «прекратить сборища офицеров».

Союз спасения

(1816—1818)

Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой

Члены Союза называли себя «истинными и верными сынами Отечества». Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела страны, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных людей. Члены Союза спасения клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.

Над уставом, или «статусом», Союза больше всех поработал Пестель.

уничтожение крепостного права и введении конституционной монархии путем открытого выступления в момент смены императоров на престоле, свержение тирании.

Предложение И. Д. Якушкина: осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве

В конце 1817 г. было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Союз благоденствия

(1818—1821)

Муравьевыми А.Н. и Н.М., Колошиным П. и князем Трубецким С.П.

По идеологии был схож с Союзом спасения, так же стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей.

Журнал «Россиянин XIX века»/Тургенев

нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных.

Скрытая цель: заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества

Государственный переворот

Основной силой   переворота решено было сделать армию, которой руководили бы члены тайного общества.

было решено распустить общество в следствии указа о запрещении тайных обществ (1821г.)

Южное общество

(1821—1825)

П. И. Пестель

Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году.

Революционный переворот, с помощью армии.

Члены общества   намеревались взять   власть     в   столице, вынудив     императора   отречься.

В начале января 1825г. черниговский полк     был   окружен   правительственными   войсками     и разбит.

Северное общество

(1822—1825)

Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин.

Программным документом «северян» была Конституция Н. М. Муравьёва.Она предполагала   конституционную   монархию, основанную     на   принципе   разделения   властей.

Император лишался права издавать законы, объявлять войну, заключать мир, покидать пределы страны. Законодательная власть принадлежала двухпалатному Народному вече.

Члены Северного     общества были противниками насилия и предполагали после переворота созвать Учредительное собрание, которое должно было принять «Конституцию».

журнал «Полярная звезда»/Бестужев и Рылеев

Революционный переворот, с помощью армии.

Влиятельное радикальное крыло (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин) разделяло положения «Русской правды» П. И. Пестеля.

декабрь 1825 года восстание декабристов попытка государственного переворота, состоявшаяся в столице.

Это способствовало   активизации   общественно-политического   движения     в   1830–1850г.

Консерваторы – соц. движение которое выступает за сохранение без изменений того что есть, возврат назад прежний формы, и проведение реформ для стабилизации общества, которые не меняют систему

Издание Манифеста 17 октября 1905 г.

(1833-1995)

(Л) С. С. Уваров

министр просвещения

Теория официальной народности

Идеология: самодержавие, православие народность.

Делиться на 3 периода

1) 1833-1861г. (И) Погодин, Шевырев – профессора МГУ.

Журнал «Москвитянин»/ Погодин

И в Санкт Петербурге «Северная пчела»/ Булгарин, Греч, Усов.(консервативный триумвират в журналистике)

2) 1861-1881г. (связан с периодом великих реформ и правлением Александра II)

Издание «Москва ведомости»/Катков — бывший либерал

3) 1881-1905г. (связан с политикой контр реформ Александра III + усиление реакции + консервативного права Николая II)

Издание «Москва-Ведомости»/Победоносцев — обер-прокурор Святейшего Синода, Толстой, Мещерский

-сохранение без изменений того что есть,

-возврат назад прежние формы,

-проведение реформ для стабилизации общества, которые не меняют систему

Сохранение и укрепление центральной власти, через умеренные

реформы

Либералы — идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Опубликование письма Чаадаева

Первый учредительный съезде в Москве 12 – 18 октября 1905 г.

Славянофилы

(1836-1862)

(Л) И. В. Киреевский

(И) А. С. Хомяков – историки МГУ,

(Л) Братья Аксаковы

1) 1836-1848(из-за Европейской революции)

Близки к консерваторам и сотрудничают с журналом Москвитянин.

Происходил либерализация идей славянофилов. Проблема России «нету связи царя и народа» Возрождение православия

2) 1856-1862 «Русская мысль»/Братья Аксаковы.

«Сельское благоустройство»/Братья Аксаковы

Выступают за самодержавие и земский собор, земско ограниченное самодержавие

Культурно-просветительская работа среди населения.

Социальные реформы

Несмотря   на     огромный   вклад   в     развитие   русского   самосознания, славянофилы   не     смогли   выработать   целостного   мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.

Западники

Представители

(И) Грановский,

(И) Кавелин, (И) Чичерин, (И) Соловьев, (И) Боткин,

(И) Анненко

Особенности культурного, бытового и общественно-политического как следствие задержек и отставания в развитии. Имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

Изменить её социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.

Культурно-просветительская работа среди населения.

Радикалы – «обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах»

Революционные демократы

Белинский

Добролюбов Чернышевский

Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма. Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.

Их заслугой было то, что они, положительно оценивая многие педагогические идеи и требования прогрессивных педагогов, резко выступали против компромиссов в решении вопросов воспитания, стояли на материалистических позициях и не возлагали утопических надежд на способность царского правительства осуществить демократические реформы в области народного образования.

Герцен частично не был согласен с западниками в плане того, что опыт Запада не подходит Русскому народу.

Социал-утописты

А.И.Герцен

Идеи о более справедливом обществе

Переход к социалистическому строю

народная революция

кружок разгромлен в Петербурге в 1849 году

Народники — участники общественного движения в России второй половины XIX в., социалисты, сторонники мирных социально-политических реформ.

1)Объединение различных неонароднических кружков левого направления

А) Пропагандистское

“Земля и воля”

1876-1879г.

“Черный передел”

1879-1881г.

П.Л. Лавров

Сила исторического прогресса интеллигенция, способная критически мыслить. Крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Переход к социалистическому строю

Социальная революция,

пропаганда

Крестьяне не оправдали революционных надежд народников

Б) Бунтарское

М.А. Бакунина

любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее.

Крестьянство готово к революции, поэтому задача героев из интеллигенции, критически мыслящих личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту.

Все отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство” и создана федерация свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Уничтожение государства и создание федерации самоуправляемых общин

Социальная революция

разгром создаваемой анархистами «Черной гвардии»

В) Заговорщическая

Народная воля

1879-1881г.

Ткачев,

Желябов, Перовская, Михайлов

П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике.

Уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

Политический переворот, террористические акты, “хождение в народ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание (как предлагал Бакунин)

В результате

1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

усилению реакции и полицейского произвола в стране

Рабочее движение

1) народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы

2) Съезд в июне-июле 1903 г. в Брюсселе

А) легальный марксизм

Освобождение труда 1883-1891г.

(Л) Плеханова, Игнатова, (Л) Засулич, (И) Маркс, (И) Ф.Энгельс

Придерживались марксистских взглядов на путь развития России, их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции

превращения организации во всероссийскую

реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата.

буржуазно-демократическа революция

пропаганда марксизма, критика народничества

Заложено начало формирования рабочего класса

Б) Ортодоксальный марксизм

Союз борьбы за освобождение рабочего класса

1894г.

Г. В.Плеханов

В.И. Ульянов, Ю.О. Цедербаум

Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Сокращение рабочего дня, повышение расценок, своевременная выплата зарплаты

буржуазно-демократическа революция,

издание листовок, создание рабочих кружков

закон о сокращении рабочего дня до 11,5 часов

1848-1856г. Период мрачного семилетия Николая Iзапрещает деятельность общественных изданий.

1905г Первая Русская революция

1905г. Закон, разрешающий партии.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 [10 Голоса (ов)]

Источник: http://infotables.ru/istoriya/534-obshchestvenno-politicheskie-dvizheniya-rossii-19-veka-tablitsa

Ссылка на основную публикацию