Внешняя политика советского правительства в 20-е годы — история России

Внешняя политика Российского государства в 20-30-е годы 20-го столетия (стр. 2 из 4)

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

В ходе конференции наметился раскол среди западных держав. Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к поли­тическому компромиссу. И хотя решить эту проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли одержать победу, правда, в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась в униженном положении.

В этой ситуации 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве.

По договору СССР и Германия отказывались от возмещения убытков, которые обе стороны потерпели в Первой мировой войне. Кроме того, Германия отказывалась от претензий на национализированную в России собственность германских подданных.

На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Тем не менее, вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на победу германской революции. В Германию тайно направлялись агенты Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного управления Красной Армии.

Кроме того, на финансирование германской компартии были потрачены сотни тысяч долларов. Однако после неудачи восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г.

Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие большевистские руководители поняли, что мировая революция откладывается на неопределенный срок.

Временные осложнения с Англией и Францией.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией.

Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке.

Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным. Британское правительство во главе с Джеймсом Макдональдом признало СССР в феврале 1924 г.

Постепенно удалось установить дипломатические отношения и с Францией, Италией – СССР был заинтересован в торговле с этими странами не меньше, чем с Англией. Французское правительство признало СССР в октябре 1924 г.

Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами:

1) изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил);

2) широким общественным движением в поддержку СССР;

3) экономическими интересами капиталистических государств.

Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.

На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-хана, против которого поднялось народное восстание.

За время похода на север страны было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс. афганцев. Однако к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в Индию. Советский корпус вынужден был вернуться.

Вскоре в Афганистане установился британское влияние.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г.

была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом.

Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.

Внешнеполитические отношения с Китаем.

Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г. Центрального правительства в то время в Китае фактически не было, там шла гражданская война. Москва поддерживала Гоминьдан (политическая партия Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а после 1927 г.

превратившаяся в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, власть которой была свергнута китайским народом в 1949), возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией.

Войска гоминьдана вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали Англия и США.

Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Правительству Сунь Ятсена направлялась советская помощь.

В город Кантон прибыла группа военных советников во главе с командармом Василием Блюхером. Их опыт помог реорганизовать Национальную армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г.

После этого главнокомандующий армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена, фактически разорвал союз с коммунистами.

В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии.

В связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным китайским правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить их удалось только в 1932 г., после того как в 1931 г.

Япония оккупировала Манчжурию. Япония представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР.

В этой сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников — социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними.

Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.

В 1920—1929 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капитали­стических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Внешняя политика Российского государства

в 30-е годы XX века.

Мировой экономический кризис – зачинщик новых военных конфликтов.

В конце 20-х — начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера.

В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А.

Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй — на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году.

На этом конгрессе проявились противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным, который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна).

Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

— отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;

Читайте также:  Почему василия ii прозвали темным? - история России

— бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;

— очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин «социал-фашизм», который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г.

он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения.

Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

Источник: http://MirZnanii.com/a/24925-2/vneshnyaya-politika-rossiyskogo-gosudarstva-v-20-30-e-gody-20-go-stoletiya-2

Внешняя политика СССР в 20-е годы

Крайне тяжелое внутреннее положение Советской России, приход к руководству советской внешней политикой прагматически настроенных старых, дореволюционных специалистов, прежде всего Г. В. Чичерина, также способствовали изменению внешнеполитического курса страны.

С 1918 по 1928 г.

Чичерин стоял во главе Народного комиссариата иностранных дел и в значительной степени именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с зарубежными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться.

Попытки установления межгосударственных отношений стали делать и ведущие западные страны, поскольку убедились, что советская власть в России — это «всерьез и надолго».

Эти два встречных процесса привели к тому, что в начале 1920-х годов стали предприниматься осторожные и противоречивые шаги для установления и развития дипломатических отношений между советским государством и странами Запада.

Нормализация отношений советского государства с европейскими странами началась с торговли. Советско-английское соглашение от 16 марта 1921 г. было одним из первых соглашений советской страны с ведущими странами мира. 6 мая 1921 г. было подписано советско-германское торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т.е. фактически) единственным законным правопреемником Российского государства. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.

Летом 1921 г. в Поволжье начался голод. Советское правительство обратилось к Международному Красному Кресту и Американской ассоциации помощи (АРА) с просьбой о помощи. Вопрос об оказании содействия советский стране рассматривался в октябре 1921 г.

на Брюссельской конференции глав ведущих западных государств.

Конференция рекомендовала правительствам предоставить Советской России кредиты для борьбы с голодом лишь при условии признания ею долгов прежних режимов и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов.

Международная экономическая и финансовая конференция прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. В ней приняли участие представители 29 стран: РСФСР, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Германии и др. США представлял в качестве наблюдателя посол в Италии.

Попытка советской делегации поставить на обсуждение проблему разоружения (что носило неконструктивный характер) была отклонена другими делегациями.

Позиции западных держав включали требования уплаты советским правительством всех долгов царского и Временного правительств, возвращение иностранцам национализированной собственности или выплату вознаграждения за нанесенный ущерб или утрату имущества, предоставление иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах. Западные страны предлагали создать комиссию русского долга, которая должна была бы следить за выплатой долга, возвращением или возмещением национализированной собственности.

Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного Советской России интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву.

К обоюдному согласию прийти не удалось. Поэтому было принято решение передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня — 19 июля 1922 г., которая также закончилась безрезультатно. 12 декабря 1922 г.

в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР.

Предложение советского государства о серьезном сокращении армий стран — участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% было отвергнуто.

Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. — 24 июля 1923 г.

), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран.

Лозаннская конвенция была составлена на основании английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Хотя советская делегация и подписала текст конвенции, СССР отказался ее ратифицировать.

Более результативно складывались для СССР двусторонние отношения. В ходе Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией (16апреля 1922г.).

Рапалльский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. 12 октября 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция. 24 апреля 1926г.

СССР и Германская республика подписали договор о ненападении и нейтралитете. В 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, частично гарантированный германским правительством.

Более сложно складывались отношения Советской России с Великобританией. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г. между Великобританией и СССР были подписаны Общий договор и Договор о торговле и мореплавании. Серьезное обострение советско-английских отношений произошло в 1926 г.

во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков, начавшейся 1 мая 1926 г. Советское правительство через советские профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании. Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г.

— в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе был совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г.

английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.

С другими странами поддерживались более стабильные отношения. 7 февраля 1924 г. устанавливаются дипломатические отношения между Италией и СССР и подписывается итало-советский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924 г.

Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются нормальные (на уровне послов) дипломатические отношения с Францией. В январе 1925 г.

— дипломатические и консульские отношения с Японией.

28 сентября 1926 г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавший Рижский мирный договор 1920 г. Из великих держав только США не установили в 20-е годы дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество.

В 20-е годы СССР стал проводить все более активную политику и в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных.

Источник: http://biofile.ru/his/24977.html

Внешняя политика Советского государства в 1917-1920-е годы

Принципы внешней политики

Противоречия внешнеполитической концепции большевиков.

Советские лидеры преследовали во внешней политике две противоречивые цели:

  • подготовка мировой пролетарской революции  (политика «экспорта революции» путем поддержки всех «революционных движений», а при возможности — и прямого военного вмешательства)
  • установление мирных отношений с другими государствами.

Факторы, повлиявшие на советскую внешнюю политику в 1920-е годы

  • Идеологические установки на мировую социалистическую революцию и победу пролетариата в мировом масштабе (до середины 1920-х годов)
  • Возвышение И. Сталина и утверждение его установки на возможность построения социализма в одной отдельно взятой стране (со второй половины 1920-х годов)
  • Создание западными странами !санитарного кордона» на западных границах СССР (из малых стран Восточной Европы
  • Потребность в экономическом сотрудничестве с капиталистическими странами в ходе восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР

Третий, Коммунистический, Интернационал  (Коминтерн) во главе с председателем Исполкома — Г.Е. Зиновьевым, созданный в 1919 г.,

Читайте также:  Судебник 1497 г. - история России

строил свою политику, исходя из иллюзорных представлений о фатальном углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации.

Ко­мин­терн про­во­дил до­ста­точ­но слож­ную по­ли­ти­ку.

  • С одной сто­ро­ны, Троц­кий, Зи­но­вьев, Ка­ме­нев счи­та­ли, что Со­вет­ский Союз дол­жен на­чать и воз­гла­вить ми­ро­вую ре­во­лю­цию. Под­держ­ка СССР ком­му­ни­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций по всему миру про­во­ци­ро­ва­ла ка­пи­та­ли­сти­че­ские стра­ны на от­вет­ные шаги.
  • С дру­гой сто­ро­ны, Ко­мин­терн со­зда­вал очень хо­ро­ший образ Со­вет­ско­го Союза в мире. В 1920–1930-е гг. в СССР со всего мира съез­жа­лись эми­гран­ты, пре­льщён­ные усло­ви­я­ми жизни в Со­вет­ском Союзе.

На цели мировой революции направлялись значительные материальные средства, направляемые как для агентурной работы, так и в адрес компартий зарубежных стран.

Подобный двойной стандарт во внешней политике Советской России, а затем и СССР создавал немалые трудности для наркомата иностранных дел во главе с Г. В. Чичериным (в 1918-1928 гг.

), которому в этих условиях приходилось вести диалог с капиталистическими странами.

Этапы советской внешней политики в 1920-е годы

I этап: 1918 — 1923 годы, характеризуется преобладанием курса на разжигание мировой социалистической революции и создания Всемирной Советской Республики

II этап: 1924 — 1930-й годы, характеризуется временным отказом от планов мировой социалистической революции и обеспечением мирных условий для строительства социализма в отдельно взятой стране.

Вопрос о войне.

Первым важным шагом молодой советской дипломатии стал вопрос о выходе из войны. В Декрете о мире было сделано формальное предложение перемирия всем воюющим странам как союзным, так и враждебным.

Страны Антанты не откликнулись на призыв о прекращении войны. Переговоры советской стороне пришлось вести с Германией. Они начались 12 декабря в Брест-Литовске. Германия и ее союзники настаивали на аннексии огромных территорий России (свыше 150 тыс. кв.

км) и независимости Украины.

Внутрипартийная дискуссия по вопросу о выходе из войны. В ЦК РКП(б) развернулась дискуссия по вопросу о подписании сепаратного и аннексионистского мира с Германией.

  • В.И.Ленин рассматривал мир как тактическую передышку, подчеркивая вынужденный характер соглашения.
  • Против заключения перемирия выступала оппозиция левых коммунистов во главе с Н.И. Бухариным, настаивавшая на продолжении боевых действий в целях форсирования процесса мировой революции.
  • Л.Д. Троцкий предлагал прекратить боевые действия из-за невозможности далее вести их, но мира не подписывать (отсюда его формула ни мира, ни войны, армию демобилизовать).

Тезисы Ленина под воздействием местных партийных организаций и Советов были отвергнуты. ЦК принял решение затягивать подписание мира.

Брестский мир.

28 января 1918 г. в соответствии с решением ЦК Л.Д.Троцкий, возглавлявший на переговорах советскую делегацию, объявил о выходе России из войны без подписания мирного договора Однако после начала успешного германского наступления большевистское руководство было вынуждено принять ультиматум Германии (от 18 февраля) на еще более тяжелых условиях.

3 марта 1918 г. в г. Брест-Литовске Советской Россией был подписан мирный договор с представителями Центральной Рады, Германии и ее союзников на следующих условиях:

  • территориальные потери России площадью в 1 млн. кв. км,
  • 3-х миллионная контрибуция в пользу Германии,
  • полная демобилизация вооруженных сил.

Последствия договора.

После заключение договора державы Центральной оси фактически не прекратили боевых действий на Восточном фронте. К лету 1918 г. Германия и Австро-Венгрия оккупировали Прибалтику, Украину, ряд губерний Белоруссии и России общей площадью 1 млн. кв. км. В мае-июне германские войска вторглись на территорию Закавказья.

Брестский мир углубил раскол росссийского общества, оттолкнув от большевиков их союзников — левых эсеров, которые в знак протеста вышли из состава правительства (в котором они находились после первого политического кризиса, связанного с провалом переговоров об однородном социалистическом правительстве) и перешли в оппозицию к центральным властям.

Концепция мирного сосуществования.

Борьба за выход из войны была первой попыткой советского правительства осуществить на практике принцип мирного сосуществования. В связи с переходом к нэпу советская концепция мирного сосуществования стала приобретать более четкие очертания.

Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции.

Ставилась задача привлечь иностранный капитал и заставить его служить целям возрождения страны.

В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии, признав (в отношении Финляндии подтвердив) их независимость и самостоятельность.

Трудности советской дипломатии.

Советское руководство стремилось преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов, таких как:

  • идеологические расхождения и отсюда неприятие советского строя на Западе;
  • сохранявшиеся претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли;
  • неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции;
  • недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке, а также национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран.

Основные направления внешней политики

Торговые отношения.

Обширный рынок, возможность получить ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) толкали западные государства на путь переговоров с большевиками. В.И. Ленин уже в 1919 г.

поставил вопрос о необходимости экономического сотрудничества со странами Запада путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. В результате в первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами.

С советской сторону работу по установлению внешнеэкономический связей возглавил нарком внешней торговли Л.Б.Красин.

С 1921 г. началось установление ее торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с США (до 1933 г.), американские предприниматели поддерживали контакты на основе концепции торговля без признания.

Дипломатические контакты.

Генуэзская конференция. Чтобы выйти из дипломатической изоляции, советское правительство готово было признать некоторые виды долгов дореволюционного периода. С этой целью оно намеревалось использовать свое участие в Международной экономической и финансовой конференции, проходившей с 10 апреля по 19 мая 1922 г.

в Генуе (Италия). Российское правительство соглашалось уплатить часть долгов в обмен на возмещение ущерба Советской России от интервенции в размере 39 млрд. золотых рублей, субсидии и официальное признание РСФСР. Однако переговорный процесс с Англией и Францией зашел в тупик.

Также не дала результатов конференция экспертов в Гааге (26 июня 19 июля 1922 г.)

Рапалльский договор с Германией. 16 апреля 1922 г., советские представители: в целях преодолеть дипломатическую изоляцию, используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили двусторонний договор с Германией. В основу договора был положен:

  • взаимный отказ от возмещения долгов,
  • режим наибольшего благоприятствования в торговле.
  • Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

В апреле 1926 г. был заключен Берлинский договор о ненападении и военном нейтралитете между двумя странами.

Таким образом, в 1920-е гг. Германия стала основным торговым и военным (в области строительства военных полигонов, заводов, обмена специалистами) партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений.

Дипломатическое признание СССР. Экономические, политические и другие соображения требовали от западных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией.

К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии — Япония, Китай, в Латинской Америке — Мексика и Уругвай. Всего за 1921-1925 гг.

Россией было заключено 40 соглашений и договоров.

Советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный (амплитудный) характер. 8 мая 1923 г. в связи с задержанием английских рыболовецких судов в водах Белого моря, английское правительство вручило ультиматум министра иностранных дел лорда Д.

Керзона с требованиями прекращения антибританской пропаганды на Востоке, отзыва советских представителей из Ирана и Афганистана, уплаты компенсации за задержку траулеров и расстрел в 1920 г. английских шпионов. В 1927 г.

, после инцидента на лондонской квартире Англо-русского кооперативного общества (АКРОС), Англия разорвала дипломатические отношения с СССР.

Читайте также:  Либерализация внешнеполитического курса - история России

Отношения со странами Востока и Азии.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. были заключены советско-иранский и советско-афганский мирные договора и договор о дружбе с Турцией. В достигнутых соглашениях провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга.

Советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций и обязалось предоставить материальную помощь правительствам этих стран. Так, Ирану было передано имущества на сумму 582 млн. зол. рублей, Турции предоставлялась финансовая помощь в размере 10 млн.

золотых рублей.

В 1921 г. после установления народно-революционной власти в Монголии, было подписано соглашение об установлении с ней дружественных отношений.

В начале 20-х годов советское правительство активно поддерживало также национально-освободительное движение в Китае под руководством партии Гоминьдан.

Однако начало борьбы Гоминьдана и его руководителя Чан Кайши против созданной в 1921 г. Компартии Китая привели к разрыву отношений между СССР и Гоминьданом. Хотя в 1924 г.

были установлены дипломатические и консульские отношения с пекинским правительством Китая.

В 1925 г. подобные отношения были установлены с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине).

Борьба за разоружение.

Советский Союз все более активно включался в процесс международных отношений.

  • С середины 20-х гг. СССР становится участником борьбы за разоружение,
  • началось его сближение с Лигой Наций (международной организацией, созданной в 1919 г. по инициативе президента США В. Вильсона).
  • С 1926 г. советская дипломатия участвовала в работе подготовительной группы Комиссии по разоружению.
  • В конце 20-х гг. СССР выдвинул требования всеобъемлющей ликвидации вооруженных сил и военного производства, сокращения армий (впервые с этим предложением СССР вышел еще в 1922 г.), ликвидации морских и сухопутных баз. Однако данные инициативы не были приняты странами Запада.
  • В 1928 г. СССР присоединился к пакту Келлога (госсекретарь США) — Бриана(французский министр иностранных дел) о запрещении использования войны как средства урегулирования международных споров и орудия национальной политики.

Итоги

Первое десятилетие русской революции характеризовалось политикой двойного стандарта в международных отношениях. Изменившаяся после войны геополитическая ситуация в мире привела к переоценке внешней политики советским руководством. В ней идеологические цели постепенно уступали место прагматическому курсу.

В результате большевистские лидеры оказались в состоянии использовать соперничество между крупнейшими европейскими державами и отразить военными, дипломатическими и экономическими средствами попытки удушения революции.

В течение 20-х годов советское правительство сумело в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, добиться признания де-юре со стороны ряда стран мира и развернуть торговое сотрудничество с капиталистическими странами.

При этом не прекращалась деятельность Коммунистического Интернационала, что приводило к дипломатическим конфликтам и затруднениям, в частности стало причиной разрыва отношений с Англией, Мексикой и др. странами. Со стороны советского руководства активизировалась поддержка национальных антиимпериалистических движений, прежде всего в Азии.

Источник: https://i100rik.com.ua/vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-1917-1920-e-godyi/

Внутренняя и внешняя политика Советской власти в первой половине 20-х годов по восстановлению экономики и единства геополитического государства в рамках дореволюционной России

 «Военный коммунизм» – вынужденная политика правительства Советской России – проводилась в условиях разорения экономики страны в ходе Первой мировой и Гражданской войн, была связана: с принудительным отъемом сельскохозяйственной продукции и трудовой повинностью в городах; с упразднением товарно-денежных отношений и распределением товаров по карточкам.

К 1920г. она сделала жизнь населения Советской России совершенно нестерпимой.

X Съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял решение о переходе к новой экономической политике.

Сущность новой экономической политики:

1) продразверстка заменялась существенно менее изнурительным продналогом – деревня постепенно начала оживать;

2) были разрешены некоторые элементы частного предпринимательства, хотя и под строгим государственным надзором;

3) сфера экономической свободы коснулась исключительно легкой промышленности; посреднической и розничной торговли; кредитных операций на относительно небольшие суммы.

Во время НЭПа преобразилось управление государственным сектором экономики:

1) чтобы сделать его конкурентоспособным перед нэпманами, советское правительство старалось децентрализовать промышленность и торговлю, используя при этом механизмы экономической заинтересованности;

2) близкие по месторасположению и отраслевой принадлежности предприятия объединялись;

3) торговля находилась в руках государственных торговых синдикатов;

4) постепенно увеличивалась денежная часть зарплаты, начали выдавать премии за производительный труд.

Хотя быстрому возврату к товарно-денежным отношениям мешали разнообразие видов денежных знаков, которые были на руках у населения, и высокие темпы инфляции.

Народный комиссариат финансов (нарком – Г.Я. Сокольников) провел в 19221924 гг. денежную реформу. Важнейшим мероприятием реформы стало введение в обращение банковских билетов, которые были обеспечены золотом, – червонцев.

Итоги и значение новой экономической политики:

1) самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий – предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами;

2) нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 19261927 гг. (хотя в годы политики НЭПа произошло несколько кризисных ситуаций, в частности: кризис сбыта 1923 г., товарный кризис 1925 г.);

3) в различных отраслях хозяйства страны был достигнут уровень производительности 1913 г.;

4) однако частный сектор при административно-командной системе работал неэффективно. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. склонилось ко второму.

Внешняя политика.

Внешнюю политику СССР в 20-е гг.

предопределяли два направления: 1) признание необходимости выхода из внешнеполитической изоляции, позиции страны на международной арене, формирование взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами; 2) традиционная для большевизма доктрина мировой коммунистической революции и максимально активная позиция СССР по поддержанию революционного движения в других странах.

В связи с главными принципами внешнеполитической деятельности СССР реализацией задач занимались органы комиссариата иностранных дел, а также структуры III Интернационала (Коминтерна, который был создан в 1919 г.).

Значительных успехов достигла в 20-е гг. страна на первом направлении, а именно: 1) в 1920 г. Россия подписала мирные договоры с Латвией, Эстонией, Литвой, Финляндией (странами, которые до 1917 г. входили в состав Российской империи); 2) с 1921 г. были заключены торгово-экономические соглашения с Англией и Германией, Норвегией и Италией и др.

; 3) в 1922 г. Советская Россия впервые в послереволюционные годы приняла участие в международной конференции в Генуе.

Основной вопрос, по которому сразу же развернулась дискуссия, был связан с урегулированием долгов России со странами Европы; 4) хотя Генуэзская конференция и не принесла никаких результатов, но в дни ее проведения Россия и Германия подписали Рапалльский договор 16 апреля 1922 г.

, согласно которому восстанавливались дипломатические отношения и торговое сотрудничество между двумя странами. С этого момента советско-германские отношения приобрели особенный характер: Германия, которая проиграла Первую мировую войну, низведенная до положения второсортной европейской страны условиями Версальского договора, остро нуждалась в союзниках.

Россия, заключив данный договор, получала серьезную поддержку в своей борьбе за преодоление международной изоляции; 5) 19241925 гг. стали переломными для положения Советской России на международной арене. Этот период получил название «полосы признания». СССР был признан Великобританией, Францией, Италией, Австрией, Норвегией, Швецией, Китаем и др.

Внешняя политика Советской России на втором направлении: 1) в 1923 г. Коминтерн выделил значительные средства на поддержку революционных выступлений в Германии и Болгарии; 2) в 1926 г.

по линии профсоюзов оказали финансовую помощь бастовавшим английским горнякам, что спровоцировало кризис советско-английских отношений и их разрыв (1927 г.); 3) значительные коррективы в деятельность Коминтерна были внесены в 1928 г. В руководстве ВКП стала преобладать точка зрения И.В.

Сталина, который заявил о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Мировой революции отводилась подчиненная роль. Деятельность Коминтерна была теперь подчинена основной внешнеполитической линии СССР.

Источник: http://histor-ru.ru/voprosy-dlja-podgotovki-k-kursovomu-zachetupo/447-vnutrennjaja-i-vneshnjaja-politika-sovetskoj.html

Ссылка на основную публикацию